Николай михайлович карамзин план биографии. Биография карамзина кратко самое главное

Дата рождения: 12 декабря 1766 года
Дата смерти: 3 июня 1826 года
Место рождения: поместье Знаменское в Казанской губернии

Николай Карамзин - великий историк и писатель 18-19 веков. Николай Михайлович Карамзин родился в родовом поместье Знаменское в Казанской губернии 12 декабря 1766 года.

Его род происходил от крымских татар, его отец был средним помещиком, офицеров в отставке, мать умерла, когда Николай Михайлович был еще совсем ребенком. Его воспитанием занимался отец, привлек также гувернеров и нянек. Карамзин провел в имении все детство, получил отличное домашнее образование, прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери.

Любовь к зарубежной прогрессивной литературе оказала большое влияние на его творчество. Будущий литератор, публицист, известный критик, почетный член Академии наук, историограф и реформатор русской словесности, обожал читать Ф. Эмина, Роллена и других европейских мастеров слова.

После получения домашнего образования Карамзин поступил в дворянский пансион в Симбирске, в 1778 году отец пристроил его в армейский полк, что дало Карамзину возможность учиться в самом престижном Московском пансиону при Московском университете. Заведовал пансионом И.И. Шаден, под его чутким руководством Карамзин изучал гуманитарные науки, а также посещал лекции в университете.

Военная служба:

Отец был уверен в том, что Николай должен продолжить служить отчизне в армии, а потом Карамзин оказался на действительной службе в Преображенском полку. Военная карьера не привлекала будущего писателя и он почти сразу же взял годичный отпуск, а в 1784 году получает указ об увольнении в отставку в чине поручика.

Светский период:

Карамзин был очень известен в светском обществе, он знакомится с самыми разными людьми, заводит массу полезных связей, входит в масонское общество, а также начинает работать на литературном поприще. Он активно участвует в развитии первого детского журнала в России "Детское чтение для сердца и разума".

В 1789 году он решает отправится в большое путешествие по Европе, во время которого он встретился с Э. Кантом, побывал в разгаре Парижской революции и был свидетелем падения Бастилии. Большое количество европейских событий позволили ему собрать большое количество материала для создания "Писем русского путешественника", которые сразу же приобретают огромную популярность в обществе и принимаются "на ура" критиками.

Творчество:

После окончания европейского путешествия он занялся литературой. Учредил собственный "Московский журнал", в нем и была опубликована самая яркая "звезда" его сентиментального творчества - "Бедная Лиза". Русский сентиментализм безоговорочно признает его лидером после выхода этого творения. В 1803 году он был замечен самим императором и стал историографом. В этот момент он приступает к работе на огромным трудом всей его жизни "Историей государства Российского". Стоит отметить, что при составлении этого монументального труда он выступал за сохранение всех порядков, показывал свой консерватизм и сомнения относительно любых государственных реформ.

В 1810 году он получил орден Святого Владимира III степени, шестью годами позже получил высокий чин статского советника и стал кавалером ордена Святой Анна I степени. Через два года свет увидели первые 8 томов "Истории государства Российского", сочинение было мгновенно распродано, много раз было переиздано, а также переведено на несколько европейских языков. Он был приближенным императорской семьи, а потому высказывался за сохранение абсолютной монархии. Свой огромный труд он так и не закончил, XII том был издан уже после его смерти.

Личная жизнь:

Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой в 1801 году. Брак был недолгим, жена умерла после родом дочери Софьи. Второй женой Николая Карамзина стала Екатерина Андреевна Колыванова.

Карамзин умер из-за обострившейся простуды, которую он получил после восстания декабристов на Сенатской площади. Он покоится на Тихвинском кладбище. Карамзин был одним из фундаменталистов русского сентиментализма, реформировал русский язык, добавил много новых слов в лексику. Был одним из первых создателей комплексного обобщающего труда по истории России.

Важные вехи в жизни Николая Карамзина:

Родился в 1766
- Причисление к армейским полкам в 1774
- Поступление в пансион Шадена в 1778
- Действительная армейская служба в 1781
- Уход в отставку в чине поручика в 1784
- Работа в первом детском журнале в 1787
- Начало двухлетнего путешествия по Европе в 1789
- Издательство нового "Московского журнала" в 1791
- Публикация "Бедной Лизы" в 1792
- Женитьба на Елизавете Протасовой в 1801
- Начало издания "Вестника Европы" и смерть жены в 1802
- Получение должности историографа и старт работы на огромным трудом "История государства Российского" в 1803
- Женитьба на Екатерине Колывановой в 1804
- Получение ордена Святого Владимира III степени в 1810
- Получение чина статского советника, а также получение ордена Святой Анны I степени
- Получение звания почетного члена Императорской Академии наук, членство в этой же академии с 1818
- Смерть в 1826

Занимательные факты из биографии Николая Карамзина:

Карамзину принадлежит крылатое выражение о российской действительности, когда его спросили по поводу того, что происходит в России: "Воруют"
- Исследователи и критики полагают, что "Бедная Лиза" названа в честь Протасовой
- Дочь Карамзина Софья была принята светским обществом, стала фрейлиной при императорском дворе, дружила с Лермонтовым и Пушкиным
- У Карамзина было 4 дочери и 5 сыновей от второго брака
- Пушкин был частым гостем у Карамзиных, но его любовь к Екатерине Колывановой стала причиной разлада между литераторами

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в Симбирске (на средней Волге), в семье провинциальных дворян. Он получил хорошее среднее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После школы он чуть было не стал беспутным, ищущим одних развлечений дворянчиком, но тут он встретил И. П. Тургенева, видного масона , который увел его со стези порока и познакомил с Новиковым . Эти масонские влияния сыграли главную роль в оформлении мировоззрения Карамзина. Их смутно-религиозные, сентиментальные, космополитические идеи вымостили путь к пониманию Руссо и Гердера . Карамзин начал писать для новиковских журналов. Первой его работой был перевод шекспировского Юлия Цезаря (1787). Перевел он также и Времена года Томсона.

В 1789 г. Карамзин уехал за границу и провел там, странствуя по Германии, Швейцарии, Франции и Англии, около полутора лет. Вернувшись в Москву, он стал издавать ежемесячник Московский журнал (1791–1792), с которого и начинается новое движение. Большая часть помещенных в нем материалов принадлежала перу самого издателя.

Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти Тропинина

Главным его произведением, там напечатанным, были Письма русского путешественника (см. краткое содержание и анализ), принятые публикой чуть ли не как откровение: ее взору явилась новая, просвещенная, космополитическая чувствительность и восхитительно новый стиль (см. статью Карамзин как реформатор русского литературного языка). Карамзин стал вождем и самой выдающейся литературной фигурой своего поколения.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 г. в Симбирске (на средней Волге), в семье провинциальных дворян. Он получил хорошее среднее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После школы он чуть было не стал беспутным, ищущим одних развлечений дворянчиком, но тут он встретил И. П. Тургенева, видного масона , который увел его со стези порока и познакомил с Новиковым. Эти масонские влияния сыграли главную роль в оформлении мировоззрения Карамзина. Их смутно-религиозные, сентиментальные, космополитические идеи вымостили путь к пониманию Руссо и Гердера. Карамзин начал писать для новиковских журналов. Первой его работой был перевод шекспировского Юлия Цезаря (1787). Перевел он также и Времена года Томсона. В 1789 г. Карамзин уехал за границу и провел там, странствуя по Германии, Швейцарии, Франции и Англии, около полутора лет. Вернувшись в Москву, он стал издавать ежемесячник Московский журнал (1791–1792), с которого и начинается новое движение. помещенных в нем материалов принадлежала перу самого издателя.

Николай Михайлович Карамзин. Портрет кисти Тропинина

Главным его произведением, там напечатанным, были Письма русского путешественника , принятые публикой чуть ли не как откровение: ее взору явилась новая, просвещенная, космополитическая чувствительность и восхитительно новый стиль (см. статью Карамзин как реформатор русского литературного языка). Карамзин стал вождем и самой выдающейся литературной фигурой своего поколения.

Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 декабря 1766, родовое поместье Знаменское, село Михайловка Симбирской губернии, по некоторым источникам Оренбургская губерния) - 22 мая 1826, Санкт-Петербург) - выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1-12, 1803-1826 гг.) - одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791-1792) и «Вестника Европы» (1802-1803).

Карамзин вошёл в историю как великий реформатор русского языка. Его слог лёгок на галльский манер, но вместо прямого заимствования Карамзин обогатил язык словами-кальками, такими, как «впечатление» и «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввёл в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность».

Биография

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца - отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724-1783) среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего якобы от татарского Кара-мурзы. Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781-1782 годах лекции И. Г. Шварца в Университете.

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в преображенский гвардейский полк Петербурга.. Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще, в 1783 г. сделав перевод с немецкого. В 1784 г. после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет (1785-1789) был членом «Дружеского ученого общества».

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, вступает в «Дружеское ученое общество», поселяется в принадлежащем ему доме, в дальнейшем сотрудничает с членами кружка в различных изданиях, в частности, принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

Николай Карамзин не был расположен к мистической стороне масонства, оставаясь сторонником его деятельно-просветительского направления. Возможно, охлаждение к масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу, в которой он провел более года (1789-90), посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию, где он встречался и беседовал (кроме влиятельных масонов) с европейскими «властителями умов»: И. Кантом, И. Г. Гердером, Ш. Бонне, И. К. Лафатером, Ж. Ф. Мармонтелем и др., посещал музеи, театры, светские салоны. В Париже он слушал в Национальном собрании О. Г. Мирабо, Максимилиана Робеспьера и др., видел многих выдающихся политических деятелей и со многими был знаком. Видимо, революционный Париж показал Карамзину, насколько сильно на человека может воздействовать слово: печатное, когда парижане с живейшим интересом читали памфлеты и листовки, газеты; устное, когда выступали революционные ораторы и возникала полемика (опыт, которого нельзя было приобрести в России).

Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Жан Жака Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом

Вернувшись в Москву, Николай Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза » (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791-92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем». Как бы то ни было, в литературе русских «путешествий» Карамзин действительно стал пионером - быстро нашедшим как подражателей (В. В. Измайлов, П. И. Сумароков, П. И. Шаликов), так и достойных преемников (А. А. Бестужев, Н. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, А. С. Грибоедов). Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных литературных деятелей России.

Повесть «Бедная Лиза» упрочила литературный авторитет Карамзина. Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» открыли в русской литературе эпоху сентиментализма, и именно Н.М. Карамзин находился во главе течения; под влиянием его произведений писали В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, а также А.С. Пушкин в начале творческого пути.

Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести “Остров Борнгольм” (1793); “Сиерра-Морена” (1795); стихотворения “Меланхолия”, “Послание к А. А. Плещееву” и др.

В 1790-е годы возрастает его интерес к истории России; он знакомится с историческими сочинениями, основными опубликованными источниками: летописными памятниками, записками иностранцев и т. п.

Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.

В 1801 Николай Карамзин женился на Е. И. Протасовой, умершей через год. Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре Петра Андреевича Вяземского (отца Павла Вяземского), Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать, но и друга и помощника в исторических занятиях.

В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства . О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802-1803 гг.). К званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

В 1804 г. литературно-художественная работа была полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе, «постригся в историки». В связи с этим он отказывался от предлагавшихся ему государственных постов, в частности, от должности тверского губернатора.

Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы», издававшегося Карамзиным в 1802-03. Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда, а читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло изучать читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые затем будут использованы в «Истории государства Российского».

До последнего дня жизни Карамзин был занят писанием «Истории государства Российского», оказавшей значительное влияние на русскую историческую науку и литературу, позволяющей видеть в ней одно из заметных культурно-формирующих явлений не только всего 19 в., но и 20. Начав с древнейших времен и первых упоминаний о славянах, Карамзин успел довести «Историю» до Смутного времени. Это составило 12 томов текста высоких литературных достоинств, сопровождавшихся более чем 6 тыс. исторических примечаний, в которых были опубликованы и проанализированы исторические источники, сочинения европейских и отечественных авторов.

В 1811 по просьбе великой княгини Екатерины Павловны Карамзин написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора, изложил свои представления об идеальном устройстве Российского государства и подверг резкой критике политику Александра I и его ближайших предшественников: Павла, Екатерину II и Петра I. В 19 в. эта записка не была ни разу опубликована полностью и расходилось в рукописных списках. Карамзин в этом документе выступил с критикой неподготовленных реформ бюрократического характера, проводимых сверху. Записка остается в творчестве Карамзина самым полным выражением его политических взглядов.. «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории.

До издания первых восьми томов Карамзин жил в Москве, откуда выезжал только в 1810 в Тверь к великой княгине Екатерине Павловне, чтобы через нее передать государю свою записку “О древней и новой России”, и в Нижний, когда французы заняли Москву. Лето Карамзин обыкновенно проводил в Остафьево, имении тестя – князя Андрея Ивановича Вяземского. В августе 1812 Карамзин жил в доме главнокомандующего Москвы графа Ф.В. Ростопчина и выехал из Москвы за несколько часов до вступления французов. В результате московского пожара погибла личная библиотека Карамзина, которую он собирал четверть века. В июне 1813, после возвращения семьи в Москву, он поселился в доме издателя С.А. Селивановского, а затем – в доме московского театрала Ф.Ф. Кокошкина. В 1816 Николай Михайлович Карамзин переехал в Петербург, где провел последние 10 лет жизни и сблизился с царской семьей , хотя император Александр I, не любивший критики своих действий, относился к писателю сдержанно со времени подачи “Записки”. Следуя желанию императриц Марии Федоровны и Елизаветы Алексеевны, лето Николай Михайлович проводил в Царском Селе. В 1818 Николай Михайлович Карамзин был избран почетным членом Петербургской Академии наук.

Хронология

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Симбирской губернии (сейчас это Бузулукский район Оренбургской области).
Отец Карамзина был помещиком в Симбирске; ему же принадлежало село Михайловка.
Николай Карамзин получил хорошее домашнее образование, уже подростком знал несколько иностранных языков : немецкий, английский, французский, итальянский. По существовавшей тогда традиции, еще ребенком записан в лейб-гвардии Преображенский полк.
1775 – 1781 годы – Карамзин в Москве, живет и учится в пансионе И.М. Шадена, профессора Московского университета. Одновременно посещает лекции в Московском университете.
1783 (или 1781) – 1784 годы – Николай Карамзин по требованию отца служит в лейб-гвардии Преображенском полку в Петербурге. Выйдя в отставку в начале 1784 года, уезжает в Симбирск.
В Симбирске Карамзин вскоре после приезда вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Один из основателей ложи советует талантливому юноше ехать в Москву.
Осень 1784 года – послушавшись совета, Карамзин уезжает из Симбирска в Москву. Здесь его принимают в «Дружеское ученое общество» масонов. Тогда же Николай Михайлович начинает сотрудничать с журналом «Детское чтение», редактором которого был один из членов общества Н.И. Новиков.
1789 год – Карамзин публикует свою первую повесть «Евгений и Юлия».
1789 – 1790 годы – покинув масонское общество, Карамзин отправляется в путешествие по Европе. Посещает Германию, Францию, Швейцарию, Англию. Эта поездка окончательно сформировала Карамзина-писателя. Литературным результатом вояжа стали «Письма русского путешественника». Значение этого произведения в том, что здесь впервые Карамзин указал – Россия идет по тому же пути просвещения, что и другие народы Европы.
1790 год – вернувшись в Москву, Карамзин начинает издавать «Московский журнал». Это было весьма серьезное издание по меркам того времени – более трехсот подписчиков. Особенность журнала состояла в том, что часто его единственным автором был сам Карамзин. Из номера в номер публиковались «Письма русского путешественника», здесь же впервые увидели свет повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь », «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор». Все эти произведения были новаторскими в плане литературного языка. Карамзин делал упор не на красивый возвышенный слог, а на его жизненность, изящество, эмоциональность. Автор «Бедной Лизы» по праву считается основателем нового литературного течения, пришедшего на смену классицизму – сентиментализма. Кроме того, в журнале выходили критические статьи и рецензии, написанные Карамзиным на литературные и театральные произведения.
1792 год – по подозрению в масонстве арестован Н.И. Новиков. Карамзин отреагировал на арест своего учителя одой «К милости», опубликовав ее в «Московском журнале». Результатом стало то, что подозрения коснулись и самого Николая Михайловича – следствие заинтересовалось его поездкой в Европу (не по заданию ли масонов она состоялась?). «Московский журнал» пришлось закрыть. Карамзин уезжает из Москвы в деревню.
1793 – 1795 годы – Николай Михайлович Карамзин пережидает скандал с обвинением в масонстве в деревне. Выпускает два стихотворных сборника «Аглая», занимается журналистикой.
1795 год – вернувшись в Москву, Карамзин сотрудничает с газетой «Московские ведомости». В этот период писатель заинтересовался русской историей. Он много читает, пишет статьи, публикуя их в европейских журналах.
1796 год – под редакцией Карамзина издан сборник произведений русских поэтов «Аониды».
1798 год – Карамзин снова начинает издавать журнал, на этот раз целиком посвященный переводной литературе. Журнал назывался «Пантеон иностранной словесности».
Своими произведениями – как литературными, так и публицистическими – Николаю Михайловичу Карамзину удалось реформировать русский литературный язык , призвать авторов «писать как говорят», приблизить письменный язык к живому разговорному.
1801 год – Карамзин женится на Елизавете Ивановне Протасовой.
1802 год – Елизавета Ивановна умирает, оставив Карамзину дочь Софью.
Этот же год – Карамзин основывает литературно-политический журнал «Вестник Европы». С журналом сотрудничали множество авторов, среди которых были Г.Р. Державин и В.А. Жуковский. Журнал просуществовал до 1803 года. Здесь были опубликованы повести «Марфа Посадница», «Моя исповедь» и др.
Октябрь 1803 года – Карамзин назначен официальным историографом. Его заданием было написать полную историю России.
1804 год – Николай Михайлович начинает работу над «Историей Государства Российского». В этом же году он женится на Екатерине Андреевне Колывановой, побочной дочери князя А.И. Вяземского.
1812 год – Отечественная война . Карамзин намерен идти в ополчение. Он отсылает семью в Ярославль, вручив жене «лучший и полный» экземпляр «Истории Государства Российского». Во время знаменитого московского пожара погибла личная библиотека писателя. Сам Николай Михайлович выехал из Москвы за несколько часов до того, как город был занят французами.
Август 1813 года – Карамзин возвращается в Москву.
1816 год – изданы первые 8 томов «Истории Государства Российского». Трехтысячный тираж расходится менее чем за месяц. Карамзин с семьей переезжает в Петербург, сближается с императорской фамилией.
1818 год – Николай Михайлович Карамзин избран почетным членом Петербургской Академии Наук. Выступает инициатором создания памятника Минину и Пожарскому, установленному на Красной площади в Москве.
1821 год – вышел 9 том «Истории Государства Российского».
1824 год – из печати вышли 10-й и 11-й тома «Истории…». (12-й том был издан уже после смерти автора.) Фундаментальный труд является не только научным, но и художественным; автор ставил перед собой задачу создать произведение эпического жанра.
В этом же году Карамзин получает чин действительного статского советника.
14 декабря 1825 года – Карамзин на Сенатской площади. Никаких политических последствий для знаменитого историка это обстоятельство за собой не повлекло, но стало причиной сильнейшей простуды, от которой Николай Михайлович уже не оправился.
Начало 1826 года – простуда выливается в воспаление легких. Доктора советуют ехать на лечение в Европу. Император предоставляет для этого средства и транспорт, но Карамзин уже не в состоянии покинуть Петербург.
22 мая (3 июня) 1826 года – Николай Михайлович Карамзин умирает. Похоронен в Петербурге.

Карамзин - писатель

Собрание сочинений Н. М. Карамзина в 11 тт. в 1803-1815 гг. было напечатано в типографии московского книгоиздателя Селивановского.

«Влияние последнего Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», - писал А. И. Герцен.

Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791-1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.


Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека , - ещё более закраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмёт рубля.
- Для чего же?
- Мне не надобно лишнего.
- Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля. Когда же ты не берёшь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина

Вскоре после отъезда за границу, Карамзин начинает испытывать свои силы в стихотворстве; ему нелегко давалась рифма, и в стихах его совсем не было так называемого парения, но и здесь слог его ясен и прост; он умел находить новые для русской литературы темы и заимствовать у немцев оригинальные и красивые размеры. Его “древняя гишпанская историческая песня”: “Граф Гваринос”, написанная в 1789 г., – первообраз баллад Жуковского; его “Осень” в свое время поражала необыкновенной простотой и изяществом.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир , а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь », и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;

Странность любви, или бессонница (1793)

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:
Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.

Кладбище (1792)

Проза Карамзина

В “Московском Журнале” появляются две повести Карамзина: “Бедная Лиза” и “Наталья, боярская дочь”, служащие наиболее ярким выражением его сентиментализма. Особенно большой успех имела первая: стихотворцы славили автора или сочиняли элегии к праху бедной Лизы. Явились, конечно, и эпиграммы. Сентиментализм Карамзина исходил из его природных наклонностей и условий его развития, а также из его симпатии к литературной школе, возникшей в то время на Западе. В “Бедной Лизе” автор откровенно заявляет, что он “любит те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы тяжкой скорби”. В повести, кроме местности, нет ничего русского; но неясное стремление публики иметь поэзию, сближенную с жизнью, пока удовлетворялось и этим н

емногим.

В “Бедной Лизе” нет и характеров, но много чувства, а главное – она всем тоном рассказа трогала душу и приводила читателей в то настроение, в каком им представлялся автор. Теперь “Бедная Лиза” кажется холодной и фальшивой, но по идее это первое звено той цепи, которая, через романс Пушкина: “Под вечер осенью ненастной”, тянется до “Униженных и оскорбленных” Достоевского. Именно с “Бедной Лизы” русская литература принимает то филантропическое направление, о котором говорит Киреевский. Подражатели довели слезливый тон Карамзина до крайности, которой он вовсе не сочувствовал: уже в 1797 г. (в предисловии ко 2-й книге “Аонид”) он советует “не говорить беспрестанно о слезах… сей способ трогать очень не надежен”.

“Наталья, боярская дочь” важна как первый опыт сентиментальной идеализации нашего прошлого, а в истории развития Карамзина – как первый и робкий шаг будущего автора “Истории Государства Российского”. “Московский Журнал” имел успех, по тому времени весьма значительный (уже в первый год у него было 300 “субскрибентов”; впоследствии понадобилось второе его издание), но особенно широкой известности достиг Карамзин в 1794 г., когда он собрал из него все статьи свои и перепечатал в особом сборнике: “Мои безделки” (2-е изд., 1797; 3-е – 1801).

С этих пор значение его, как литературного реформатора, вполне ясно: немногочисленные любители словесности признают его лучшим прозаиком, большая публика только его и читает с удовольствием. В России в то время всем мыслящим людям жилось так плохо, что, по выражению Карамзина, “великодушное остервенение против злоупотреблений власти заглушало голос личной осторожности” (“Записка о древней и новой России”). При Павле I Карамзин готов был покинуть литературу и искал душевного отдыха в изучении итальянского языка и в чтении памятников старины. С начала царствования Александра I-го Карамзин, оставаясь по-прежнему литератором, занял беспримерно высокое положение: он стал не только “певцом Александра” в том смысле, как Державин был “певцом Екатерины”, но явился влиятельным публицистом, к голосу которого прислушивалось и правительство, и общество.

Из художественных произведений Карамзина в “Вестнике Европы” важнее других повесть-автобиография “Рыцарь нашего времени”, в которой заметно отражается влияние Жан-Поля Рихтера, и знаменитая историческая повесть “Марфа Посадница”. В руководящих статьях журнала Карамзин высказывает “приятные виды, надежды и желания нынешнего времени”, разделявшиеся лучшей частью тогдашнего общества. Оказалось, что революция, грозившая поглотить цивилизацию и свободу, принесла им огромную пользу: теперь “государи, вместо того, чтобы осуждать рассудок на безмолвие, склоняют его на свою сторону”; они “чувствуют важность союза” с лучшими умами, уважают общественное мнение и стараются приобрести любовь народную уничтожением злоупотреблений.

По отношению к России Карамзин желает образования для всех сословий, и прежде всего грамотности для народа (“учреждение сельских школ несравненно полезнее всех лицеев, будучи истинным народным учреждением, истинным основанием государственного просвещения”); он мечтает о проникновении науки в высшее общество. Вообще для Карамзина “просвещение есть палладиум благонравия”, под которым он разумеет проявление в частной и общественной жизни всех лучших сторон человеческой природы и укрощение эгоистических инстинктов.

Карамзин пользуется и формой повести для проведения своих идей в общество: в “Моей Исповеди” он обличает нелепое светское воспитание, которое дают аристократии, и несправедливые милости, ей оказываемые. Слабую сторону публицистической деятельности Карамзина составляет его отношение к крепостному праву; он, как говорит Н. И. Тургенев, скользит по этому вопросу (в “Письме сельского жителя” он прямо высказывается против предоставления крестьянам возможности самостоятельно вести свое хозяйство при тогдашних условиях). Отдел критики в “Вестнике Европы” почти не существует; Карамзин теперь далеко не такого высокого мнения о ней, как прежде, он считает ее роскошью для нашей, еще бедной, литературы.

Вообще “Вестник Европы” не во всем совпадает с “Русским путешественником”. Карамзин далеко не так, как прежде, благоговеет перед Западом и находит, что и человеку, и народу нехорошо вечно оставаться в положении ученика; он придает большое значение национальному самосознанию и отвергает мысль, что “все народное ничто перед человеческим”. В это время Шишков начинает против Карамзина и его сторонников литературную войну , которая осмыслила и окончательно закрепила реформу Карамзина в нашем языке и отчасти в самом направлении русской словесности.

Карамзин в юности признал своим учителем в литературном слоге Петрова, врага славянщины; в 1801 г. он высказывает убеждение, что только с его времени в русском слоге замечается “приятность, называемая французами elegance”. Еще позднее (1803) он так говорит о литературном слоге: “русский кандидат авторства, недовольный книгами, должен закрыть их и слушать вокруг себя разговоры, чтобы совершенно узнать язык. Тут новая беда: в лучших домах говорят у нас более по-французски… Что же остается делать автору? Выдумывать, сочинять выражения, угадывать лучший выбор слов”. Шишков восстал против всех нововведений (причем, примеры берет и у неумелых и крайних подражателей Карамзина), резко отделяя литературный язык, с его сильным славянским элементом и тремя стилями, от разговорного.

Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов - как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

В своей вступительной речи он высказал светлую мысль, что “слова не изобретаются академиями; они рождаются вместе с мыслями”. По выражению Пушкина, “Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова”. Этот живой элемент заключается в краткости периодов, в разговорной конструкции и в большом количестве новых слов (таковы, например, моральный, эстетический, эпоха, сцена, гармония, катастрофа, будущность, влиять на кого или на что, сосредоточить, трогательный, занимательный, промышленность). Работая над историей, Карамзин сознал хорошие стороны языка памятников и сумел ввести в обиход много красивых и сильных выражений. При собирании материала для “Истории” Карамзин оказал огромную услугу изучению древней русской литературы; по словам Срезневского, “о многих из древних памятников Карамзиным сказано первое слово и ни об одном не сказано слова не кстати и без критики”. “Слово о Полку Игореве”, “Поучение Мономаха” и множество других литературных произведений древней Руси стали известны большой публике только благодаря “Истории Государства Российского”.

Карамзин - переводчик

В 1787 году, увлечённый творчеством Шекспира, Карамзин опубликовал свой перевод оригинального текста трагедии «Юлия Цезаря». О своей оценке произведения и собственного труда, как переводчика, Карамзин писал в предисловии:
«Трагедия, мною переведенная, есть одно из превосходных его творений… Если чтение перевода доставит российским любителям литературы достаточное понятие о Шекеспире; если оно принесет им удовольствие, то переводчик будет награжден за труд его. Впрочем, он приготовился и к противному» .

В начале 1790-х годов это издание, одно из первых произведений Шекспира на русском языке, было включено цензурой в число книг для изъятия и сожжения.

В 1792-1793 годах Н. М. Карамзин перевёл замечательный памятник индийской литературы (с английского) - драму «Сакунтала», автором которой является Калидаса. В предисловии к переводу он написал:
«Творческий дух обитает не в одной Европе; он есть гражданин вселенной. Человек везде - человек; везде имеет он чувствительное сердце, и в зеркале воображения своего вмещает небеса и землю. Везде Натура есть его наставница и главный источник его удовольствий. Я чувствовал сие весьма живо, читая Саконталу, драму, сочинённую на индейском языке, за 1900 лет перед сим, Азиатским поэтом Калидасом, и недавно переведенную на английской Виллиамом Джонсом, бенгальским судьею…»

Первое издание «Истории» Карамзина на польском языке

Карамзин - историк

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

«История государства российского» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам А. С. Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия , казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом». Это произведение вызвало также и волну подражаний и противопоставлений (например, «История русского народа» Н. А. Полевого)

В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк - описывая исторические факты , он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.


Его принципом является следование правде истории, как бы горька она не была. «История не роман - пишет Карамзин, - она изображает действительный мир». «Трудные страницы» есть в истории каждого народа - такова мысль историка-Карамзина. Он создает историю общества в целом, описывает все то, что входит «в состав гражданского бытия людей: успехи разума, искусства, обычаи, законы, промышленность». Такой комплексный подход к истории, с выявлением причинно-следственных связей событий, составляет основу его исторической концепции.

История России, по мнению Карамзина, делится на «древнейшую» (от Рюрика до Ивана III), среднюю (от Ивана III до Петра I) и «новую» (от Петра I до Александра I). Основной чертой первого периода была система уделов, второй - единовластие, третьей - «изменение гражданских обычаев». Карамзин утверждал, что в те периоды своей истории, когда Россия опиралась на крепкую центральную власть, она добивалась больших успехов , как в организации внутренней жизни, так и в сфере внешнеполитической. Разрушение единовластия приводило к анархии, междоусобиям, кровопролитной борьбе, губящей народные силы, а в сфере внешней - к поражениям и потере независимости. «Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась самодержавием», - пишет Карамзин.

Для автора «Истории государства Российского» священ порядок, при котором «народ работает, купцы торгуют, дворяне служат». Самодержавие было для Карамзина не примитивным пониманием власти, предназначенной к тому, чтобы подавлять «холопов» и поддерживать дворянство, а являлось олицетворением идеи порядка, безопасности подданных, гарантом раскрытия всех лучших человеческих качеств , гражданских и личных. Основная цель сильного правления состоит в создании условий для максимального раскрытия человеческих способностей. Именно такое состояние общества и ведет, считал Карамзин, к истинному прогрессу не только отдельные народы, но и все человечество.

Особое значение придавал Карамзин выполнению монархом своих высоких обязанностей по руководству страной; главная его обязанность - «блюсти народное счастье» и строго исполнять закон. «Самодержавие не есть отсутствие законов и Государь не менее подданных должен исполнять свои святые обязанности», ? говорит историк.

Защищая идею самодержавия, Николай Михайлович все же не щадил реальных носителей этой идеи. Он обличал Ярослава Мудрого за введение системы уделов, Юрия Долгорукова - за коварство и жестокость, сына Александра Невского Юрия Александровича - за «подлые интриги» в Орде. Карамзин откровенно писал о жестокости Ивана III, а на примере Ивана Грозного историк показывает, каким не должен быть монарх. Описание времени царствования Ивана Грозного - это, по существу, бесконечная цепь злодейств против всех слоев русского общества. Критически относится Карамзин и к правлению Бориса Годунова и Василия Шуйского. Петра I он оценивает весьма противоречиво. С одной стороны, это государь, много сделавший для величия России, укрепления в ней самодержавия, а с другой - он пошел на такое «совершенное присвоение обычаев европейских, которое нанесло стране огромный ущерб. Все русское было искоренено, мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России, а виною тому - Петр».

В известной эпиграмме, чьё авторство приписывается А. С. Пушкину освещение Карамзиным истории России подвержено критике:
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

1 декабря 1766 года в имении симбирского помещика Михаила Карамзина родился сын Николай. Спокойный, любознательный, тонко чувствующий ребенок получил обычное для провинциального дворянина воспитание и рано пристрастился к чтению. В 13 лет мальчика отправили в Москву, где в частном пансионе Николай совершенствовал светские манеры, а также изучал иностранные языки.

В 16 лет он поступил на военную службу , но быстро понял, что это не его стезя. Уже через полтора года Карамзин вышел в отставку. Большое влияние на будущего писателя оказали масоны. Четыре года Николай активно посещал московский кружок Новикова. К этому времени относятся и первые литературные опыты Карамзина. Разочаровавшись в масонстве, Николай отправился путешествовать. Франция, Германия, Швейцария и Англия дали любознательному юноше богатый материал для путевых заметок.

Вернувшись на родину, Карамзин начал издавать «Московский журнал», где опубликовал многие свои статьи, очерки, рассказы и повести. В их числе и «Бедная Лиза» , принесшая автору широкую известность. Сегодня это произведение назвали бы «культовым». История крестьянской девушки, которую соблазнил и бросил молодой дворянин, вызвала настоящий восторг читателей. Они устроили паломничество к знаковым местам: пруду в Коломенском и Симонову монастырю. Многие приезжали в Москву только для того, чтобы увидеть любимого писателя хотя бы издали.

После суда над масонами Карамзин вынужден был уехать в деревню, где занялся составлением трехтомного альманаха русской поэзии, а затем издал сборник «Мои безделки». Усиление цензуры сделало практически невозможным публикацию следующих трудов. Карамзин решил заняться публицистикой. Особенно ему удавались статьи на исторические темы.

Друг писателя Муравьев устроил Николая на должность придворного историографа при молодом императоре Александре I. Здесь Карамзин получил доступ к государственным и церковным архивам. Он принялся за колоссальный труд – «Историю государства Российского» в двенадцати томах. Этому делу Карамзин отдал двадцать три года жизни. Последний том вышел уже после смерти автора. Грандиозное историческое исследование имело огромный успех у читателей. Выход каждого нового тома с нетерпением ждали даже светские дамы. Николая Карамзина называли Колумбом, который открыл для русских их прошлое.

Но научная ценность этого произведения не столь высока, поскольку автор пересказал известные материалы других историков. Карамзин не провел анализ, не сформулировал выводы и обобщения, но изложил факты живым литературным языком, сделав сухие научные изыскания очень увлекательными. «История государства Российского» больше похожа на научно-популярное произведение, чем на серьезную работу ученого. Однако писателю удалось всколыхнуть патриотические настроения и пробудить интерес общества к истории своей родины. Многочисленные ссылки и примечания открыли для широких читательских масс «Слово о полку Игореве», «Поучение Мономаха» и множество других первоисточников.

Последние десять лет жизни Николай Карамзин провел в Царском селе, где сблизился с семьей царя. События на Сенатской площади, свидетелем которых стал писатель, сильно подорвали его здоровье. Врачи советовали поездку в Италию, царь даже выделил для этого фрегат, но было уже поздно. В мае 1826 года знаменитого литератора не стало.

Значение творчества Николая Михайловича Карамзина для русской литературы очень велико. Он не был большим мастером слова, но произвел настоящую творческую революцию. Впервые героиней популярного произведения стала не княгиня или графиня, а простая крестьянка. Писатель создал новый литературный язык: простой, легкий, близкий к разговорному. Он ввел в обиход множество новых слов. До Карамзина русский язык обходился без «общения», «впечатления», «влияния», «усовершенствования», «катастрофы», «представителя», «достопримечательности», «благотворительности» и многих других современных понятий.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году в Симбирской области. Был он из семьи провинциальных дворян. Образование получил Николай в частной школе. Отслужил в Преображенском полку с 1781 по 1784 годы, выйдя в отставку в звании поручика.

Литературная деятельность и новаторство Карамзина

Занимался Николай Михайлович переводами, писал критические статьи, издавал журналы и альманахи. Перу его принадлежат несколько повестей, в числе которых есть и историческая, и лирические произведения. Направление его творчества пронизано сентиментализмом, а слог его был изящен. Он принес много нового в литературный язык, отойдя от церковного словоупотребления.

Из Симбирска переехал Карамзин в 1785 году в Москву. Там он познакомился с И. П. Тургеневым, который и оказал влияние на его деятельность. Через него познакомился Николай и с масоном Новиковым.

Широкую известность обрела повесть Карамзина «Бедная Лиза». Она же и была первым его произведением этого жанра. Позже, напишет он еще несколько повестей. Первый перевод, ознаменовавший начало его творчества – «Юлий Цезарь» Шекспира.

Занимаясь поэзией, он первый в России прибегнул к ней, как к способу самовыражения. Так началось с Карамзина ее развитие.

Путешествия Карамзина и издательство журналов

В 1789 отправился Николай Михайлович в путешествие за границу. Он побывал в Англии, Франции. Посетил и Германию. Длились его разъезды по Европе около полутора лет.

Вернувшись в Москву, он занялся издательством журналов. Большая часть опубликованных в них материалов была написана им самим. Вышли в свет «Письма русского путешественника». Карамзин заслужил себе славу выдающегося литератора своего времени.

Но, недолгое время правления Павла, с 1796 по 1801 годы, на время заставило Карамзина прекратить свою деятельность. Позже, при императоре Александре, он вновь вернулся к перу. Теперь он издавал «Вестник Европы». В этом журнале большее место уделялось политике.

С 1804 года Николай прекращает этот род деятельности и полностью уходит в исторические исследования. Он пишет «Историю государства Российского». Этот его труд состоит из большого количества томов, последний из которых был опубликован уже после смерти своего создателя. Написал Карамзин историю от древности до событий Смутного время.

Он был признан не только выдающимся литератором, но и историком, и политиком. Это дало ему возможность переезда в Петербург и приближения к императору и его двору.

В 1826 году жизнь Николая Михайловича Карамзина закончилась. Незадолго до его ухода умер и император, что было тяжело перенесено Карамзиным, так как они находились в довольно дружеских отношениях. Есть мнение, что причиной смерти известного прозаика и историка послужила страшная простуда.

8, 9 класс для детей

Биография Николая Карамзина о главном

Николай Карамзин родился в 1766 году в Симбирской губернии.

В возрасте 5 лет Николай обучался немецкому языку у 50-летнего врача. Первоначальные знания он приобрел в отдельном пансионате. Позже мальчика отправляют в Москву, где он продолжил обучение в учебном заведении господина Шадена, которого все считали одним из образованнейших профессоров в Московском университете. Юноша изучал исторические науки, литературу и различные языки . Далее он поступает на службу в Преображенский полк.

После кончины отца, Карамзин ушел со службы, и в звании поручика вернулся к себе на родину. Служить он больше не был намерен, что считалось в те времена вызовом обществу. Веселая и беззаботная жизнь с его друзьями продолжалась недолго. Вскоре Иван Петрович Тургенев уговорил Карамзина поехать с ним в Москву. Молодого Николая там Тургенев знакомит с Николаем Ивановичем Новиковым. Юноша входит в состав авторов первого журнала для детей под названием «Детское чтение».

У Николая Ивановича Карамзин сближается с гениальными литераторами, любит слушать лекции профессора Шварца, на занятиях которых он много говорил о богопознании и высоком предназначении человека.

В 1789 году неугомонный Карамзин отправляется заграницу, где имеет честь общаться с прославленными философами И.Кантом и И.Гете. Часто был на Национальном собрании Мирабо, М. Робеспьера, испытал удовольствие познакомиться с множеством политических активистов. Буржуазная революция в Париже передала писателю такие моменты, что как сильно может влиять издательское дело на убеждения простого народа.

Вернувшись в Москву, Карамзин публикует повесть «Бедная Лиза», которая всем очень понравилась. В «Письмах русского путешественника» писатель отразил все свои впечатления от заграничного путешествия.

Образ жизни в Москве был правилен. Каждое утро был посвящен сочинительству великой рукописи. Каждый день занимался конным спортом, или ходил пешком. А вечером принимал у себя гостей.

Во время выпуска журнала «Вестник Европы» в 1802 году Карамзин все больше пишет произведения на историческую тему.

Благодаря своему другу М.Н.Муравьеву, в 1803 году Карамзину присваивают титул историографа с особым жалованием с определенной целью - создать полную историю России, хотя он уже практически уже начал заниматься.

С 1804 года Николай Иванович погрузился в творение колоссального произведения, успев создать лишь 11 томов. Государь часто брал с собою в путешествия рукопись Карамзина, где в свободное время , он читал ее, делая на полях делал заметки, особенно в 9 томе. Когда писатель интересовался, надо ли редактировать эти места, Александр I отвечал, что это он делал для себя.

В летнее время Карамзин гостил в Остафьеве у своего тестя Вяземского. Свои последние годы жизни Карамзин сдружился с семьей государя и проживал в Петербурге.

По приглашению императриц Николай Иванович часто приезжал в Царское село, где проводил с государем долгие беседы на разные темы . Он рекомендовал правителю уменьшить налоги, пересмотреть министерство просвещения, уменьшить войско, создать правильные гражданские и государственные законы.

Кончина государя поразила здоровье Карамзина. В плохом состоянии он каждый день посещал императрицу Марию Феодоровну, в разговорах с которой он не только вспоминал о покойного Александра I, но рассуждал с госпожой о планах будущего государства.

В 1826 г. Карамзин тяжело заболевает и по совету врачей, собирается ехать на лечение весной в Южную Францию и Италию. Так как, у не хватало достаточных денежных средств , император Карамзину выделяет необходимую сумму и корабль. Но Карамзин понимал, что времени у него для продолжения жизни нет, он отказывается от такого предложения, и 22 мая в 1826 году он умирает.

Самое главное для 9 класса

Интересные факты и даты из жизни

Статья рассказывает о краткой биографии Карамзина - известного русского писателя, прославившего прежде всего своей многолетней исторической работой.

Биография Карамзина: становление писателя
Н. М. Карамзин родился в 1766 г. Начальное образование получил на дому, затем учился в частных пансионах. С детства знал несколько языков.
В 1781 г., согласно пожеланию отца, Карамзин поступил на военную службу. В этот период жизни он начинает пробовать творческие силы и издает свой первый перевод. Через непродолжительное время Карамзин выходит в отставку.
С 1785 г. Карамзин живет в Москве, где активно занимается литературной деятельностью. Заводит большой круг знакомств в литературном обществе, участвует в выпуске детского журнала. Будущий писатель вступает в масоны.
В конце 80-х гг. писатель совершает большое путешествие по странам Европы, где знакомится с рядом известных европейских мыслителей. Карамзин состоял в рядах масонской ложи, и одной из целей поездки были встречи с наиболее крупными деятелями масонства. Вероятно, эти встречи стали причиной отказа писателя от масонских идей, он выходит из состава ложи. Свои впечатления от путешествия писатель изложил в "Письмах русского путешественника", ставших первой серьезной работой писателя. "Письма" принесли Карамзину большую известность. Вернувшись в Россию, Карамзин создал собственный журнал, расходившийся с большим успехом.
В 1792 г. Карамзин издал повесть "Бедная Лиза", ознаменовавшую собой открытие эпохи русского сентиментализма. На протяжении последующих лет он написал еще несколько произведений, увеличивших его писательскую славу. Под влиянием его произведений начинали работать многие известные русские писатели той эпохи. Большое уважение к его творчеству испытывал А. С. Пушкин.
В 1803 г. Карамзин стал инициатором создания российского журнала "Вестник Европы". Для работы в нем писатель привлек многих выдающихся литературных деятелей. Журнал освещал широкий круг вопросов и распространял в России популярные европейские идеи.
Правление Александра I стало новым этапом в творческом пути Карамзина. Писатель был назначен придворным историографом. Перед ним была поставлена задача по освещению всей русской истории с государственной точки зрения.

Биография Карамзина: труд всей жизни
С 1804 г. Карамзин прекращает всю свою творческую деятельность и приступает к работе над обессмертившей его имя "Историей государства Российского". Этой работе писатель отдал все оставшиеся годы жизни. Издающиеся по мере написания тома продавались неслыханными в то время тиражами, переводились на иностранные языки. "История" была написана в литературной форме, что стало причиной ее популярности и доступности. Это же было фактором, значительно снижающим научное значение работы. Карамзин был убежденным сторонником абсолютной самодержавной власти, что накладывало на работу большой отпечаток субъективности. Благодаря Карамзину была популяризирована т. н. норманнская теория возникновения русского государства, ставшая официальной.
Несомненной заслугой Карамзина стало безусловно широкое освещение всей русской истории, давшее толчок к ее дальнейшему изучению. Большую научную ценность представляют примечания к "Истории", в которых цитируется большое количество документальных источников, к настоящему времени утраченных. Карамзин имел полный доступ ко всем архивным материалам и смог сохранить в записях многие из них. "История государства Российского", несмотря на свои недостатки, стала первым всеохватывающим сочинением по русской истории. Она до сих пор является одним из основополагающих документов в российской историографии.
Помимо основного труда, Карамзин продолжает издавать статьи и рецензии. Большую ценность представляет изданная впоследствии обширная переписка писателя.
Восстание декабристов и смерть Александра I тяжело отразились на здоровье писателя, и без того подорванного титанической работой. Многие исследователи считают, что эти события стали косвенной причиной смерти Карамзина, который скончался в 1826 г. в Санкт-Питербурге.

Николай Карамзин, биография которого начинается 1 декабря 1766 года, родился в в небогатой дворянской семье образованных и просвещенных родителей. Первое образование получил в частном пансионе профессора Шадена. После этого, как и многие другие светские молодые люди, он отправился служить в гвардейский полк, который считался одним из лучших.

Именно в это время Николай Карамзин, краткая биография которого представлена в данной статье, впервые ясно осознает необходимость собственного пути, отличного от обыкновенного: удачная карьера, положение в обществе, чины и почести. Все это нисколько не привлекало будущего писателя. Прослужив в армии меньше года, он в невысоком звании поручика в 1784 году ушел в отставку и вернулся в свой родной Симбирск.

Жизнь в провинциальном Симбирске

Внешне Карамзин живет беспорядочной, рассеянной жизнью светского человека, блистающего столичными манерами и галантным обхождением с дамами. Николай Михайлович модно одевается, следит за своей внешностью, играет в карты. На губернских балах он был ловким и блестящим кавалером. Но все это - лишь внешние проявления его характера.

В это время Карамзин, биография которого богата на довольно неожиданные повороты и события, серьезно задумывается о своем месте в жизни, много читает, знакомится с интересными людьми. Он уже получил хорошее образование, но продолжает развиваться, приобретая все новые знания в различных сферах. Больше всего Карамзин интересуется историей, литературой и философией.

Друг семьи Иван Петрович Тургенев, масон и литератор, состоявший в большой дружбе с Николаем Ивановичем Новиковым (который был также масоном, талантливым журналистом, книгоиздателем и писателем-сатириком), сыграл определенную роль в жизни будущего писателя. По его совету Николай Михайлович переехал в Москву и познакомился с кружком Новикова. Так начался новый период в его жизни, охватывающий время с 1785 по 1789 годы. Скажем о нем несколько слов отдельно.

Знакомство с масонами

Четырехлетнее общение с кружком масонов очень изменило образ Карамзина, его жизнь и мышление. Заметим, что в России еще не до конца изучена. Оно длительное время рассматривалось наукой как в основном реакционное. Однако в последние годы точка зрения на это движение несколько меняется.

Масонские ложи представляют собой особые нравственно-религиозные кружки, основанные впервые в Англии в восемнадцатом веке, а позже и в других государствах, в том числе и в нашей стране. В основе кодекса, который исповедовали масоны, лежит необходимость духовного самосовершенствования человека. У них были и свои политические программы, во многом связанные с религиозными и нравственными. Для деятельности масонов была характерна театральная обрядность, таинственность, рыцарские и другие ритуалы, имеющие мистический оттенок. Она была насыщена интеллектуально и духовно, отличалась высокими нравственными принципами и серьезностью. Масоны держались обособленно. Вот такая, описанная в общих чертах атмосфера окружала с тех пор Карамзина. Он начал общаться с интереснейшими людьми: Николаем Ивановичем Новиковым (смотрите фото ниже) и Алексеем Михайловичем Кутузовым. Влияние столь незаурядных личностей дало мощный толчок к развитию писательского таланта и его творческому самоопределению.

Сначала Карамзин переводит на русский язык художественную прозу, а позже начинает писать для журнала "Детское чтение", издателем которого был Николай Иванович Новиков, свои первые поэтические произведения. Именно в этот период он осознает свой писательский талант.

Но вот заканчивается период самоопределения, а вместе с ним и масонский период жизни молодого писателя. Рамки масонских лож становятся тесны для него, ему хочется познать жизнь в ее богатстве, пестроте и многообразии. Для того чтобы стать профессиональным писателем, требуется на собственном опыте испытать ее хорошие и плохие стороны. Поэтому Карамзин, биография которого рассмотрена в рамках данной публикации, покидает масонов и отправляется в путешествие.

Путешествие по Европе

Для этого Николай Михайлович заложил свое наследственное имение и решил истратить все полученные деньги на поездку по Европе, чтобы потом ее описать. Это был очень смелый и необычный шаг для того времени. Ведь для Карамзина он означал отказ от жизни на доходы от наследственного поместья и обеспечения себя за счет труда крепостных крестьян. Теперь Николаю Михайловичу оставалось зарабатывать на жизнь собственным трудом профессионального литератора.

За границей он провел около полутора лет, объездив Швейцарию, Германию, Англию и Францию. Карамзин, биография которого описывается в данной статье, знакомился с интересными и выдающимися людьми этих государств, совсем не ощущая себя провинциалом, представляя свою страну весьма достойно. Он наблюдал, слушал, записывал. Николая Михайловича привлекали жилища людей, исторические памятники, фабрики, университеты, уличные гуляния, трактиры,

Он оценивал и сравнивал характеры и нравы той или иной национальности, изучал особенности речи, записывал в свою книжку описания уличных сцен, вел записи различных бесед и собственных размышлений. Осенью 1790 года Карамзин возвращается в Россию, после чего начинает издавать "Московский журнал", куда помещает свои статьи, повести, стихотворения. Здесь были напечатаны и знаменитые "Письма русского путешественника", и принесшая ему огромную известность "Бедная Лиза".

Издание альманахов

В течение нескольких следующих лет Николай Михайлович издает альманахи, среди которых был трехтомный альманах "Аониды", написанный в стихах, а также сборник "Мои безделки", включающий в себя различные повести и стихотворения. К Карамзину приходит известность. Его знают и любят не только в двух столицах (Петербурге и Москве), но и по всей России.

Историческая повесть "Марфа Посадница"

Одним из первых произведений Карамзина, написанных в прозе, является опубликованная в 1803 году "Марфа Посадница" (жанр - историческая повесть). Она была написана еще задолго до того, как в России началось увлечение романами Вальтера Скотта. В этой повести проявилось тяготение Карамзина к античности, классике как к недостижимому идеалу нравственности, намечавшееся еще в середине 1790-х годов в утопии "Афинская жизнь".

В эпическом, античном виде борьбу новгородцев с Москвой представил в своем произведении Николай Карамзин. "Посадница" затрагивала важные мировоззренческие вопросы: о монархии и республике, о народе и вождях, о "божественном" историческом предопределении и неповиновении ему отдельной личности. Симпатии автора были явно на стороне новгородцев и Марфы, а не монархической Москвы. Эта повесть обнаруживала и мировоззренческие противоречия писателя. Историческая правда была, несомненно, на стороне новгородцев. Однако Новгород обречен, плохие предзнаменования являются предвестниками скорой гибели города, и позже они оправдываются.

Повесть "Бедная Лиза"

Но наибольший успех имела повесть "Бедная Лиза", опубликованная еще в 1792 году. Часто встречающийся в западной литературе восемнадцатого века сюжет о том, как дворянин соблазнил крестьянку или мещанку, в русской литературе впервые разработал в данной повести Карамзин. Биография нравственно чистой, прекрасной девушки, а также мысль о том, что подобные трагические судьбы могут встречаться и в окружающей нас действительности, способствовали огромному успеху этого произведения. Важно было и то, что Н.М. Карамзин ("Бедная Лиза" стала его "визитной карточкой") учил своих читателей замечать красоту родной природы и любить ее. Гуманистическая направленность произведения имела неоценимое значение для литературы того времени.

Повесть "Наталья, боярская дочь"

В этом же, 1792, году появилась на свет повесть "Наталья, боярская дочь". Она не столь известна, как "Бедная Лиза", однако затрагивает очень важные нравственные вопросы, которые волновали современников Н.М. Карамзина. Одним из важнейших в произведении является проблема чести.

Алексей, возлюбленный Натальи, был честным человеком, служившим русскому царю. Поэтому он признался в своем "преступлении", в том, что похитил дочь Матвея Андреева, любимого боярина государя. Но царь благословляет их брак, видя, что Алексей - достойный человек. Это же делает и отец девушки. Заканчивая повесть, автор пишет о том, что молодожены жили долго и счастливо и были похоронены вместе. Их отличала и преданность государю.

В повести, которую создал Карамзин ("Боярская дочь"), вопрос чести неотделим от служения царю. Счастлив тот, кого любит государь. Поэтому жизнь этой семьи складывается так удачно, ведь добродетель вознаграждается.

Заслуженная известность

Провинциальная молодежь зачитывается произведениями Карамзина. Присущий его произведениям легкий, разговорный, естественный стиль, изящная и в то же время демократичная художественная манера явились революционными с точки зрения восприятия произведений публикой. Впервые формируется понятие увлекательного, интересного чтения, а вместе с ним и литературное поклонение автору.

Николай Михайлович Карамзин, биография и творчество которого привлекали множество людей, пользуется большой известностью. В Москву съезжаются восторженные молодые люди со всех концов страны лишь для того, чтобы посмотреть на любимого писателя. Лизин пруд, получивший известность благодаря происходившим здесь событиям повести "Бедная Лиза", расположенный в подмосковном селе Коломенском, начинает играть роль знакового места, сюда приезжают, чтобы признаться в любви или погрустить в одиночестве.

Работа над "Историей государства Российского"

Через некоторое время Карамзин резко и неожиданно меняет свою жизнь. Оставив художественную литературу, он принимается за огромный исторический труд - "Историю государства Российского". Замысел этой работы, по-видимому, давно уже созрел в его воображении.

В начале девятнадцатого века начал свое любимый внук Екатерины II. Первое время он был либеральным и просвещенным правителем. В исторические повествования даже вошло такое название, как "александровская весна".

Друг Карамзина и бывший учитель юного императора М.Н. Муравьев походатайствовал о том, чтобы Николая Михайловича назначили на должность придворного историографа. Такое назначение было очень важно для Карамзина и открыло ему огромные возможности. Теперь он получал пенсию (как мы знаем, других средств к существованию у писателя не было). Но самое главное, что ему был открыт доступ к историческим архивам, имевшим огромное значение. Николай Михайлович Карамзин, биография которого представлена вашему вниманию, с головой окунулся в работу: он читал рукописи и книги по истории, разбирал древние фолианты, выписывал, сравнивал.

Трудно представить, какую огромную работу проделал историк Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его "Истории государства Российского" ушло двадцать три года напряженного труда, с 1803 по 1826 г. Изложение исторических событий отличалось, насколько это возможно, беспристрастностью и достоверностью, а также прекрасным художественным слогом. Повествование было доведено до "смутного времени" в истории русского государства. Смерть Николая Михайловича не позволила осуществить масштабный замысел до конца.

Работы Карамзина, его труды, выходившие двенадцатью томами, следовавшими один за другим, вызывали многочисленные читательские отклики. Возможно, впервые за всю историю печатная книга спровоцировала такой всплеск жителей России. Карамзин открыл народу его историю, объяснил его прошлое.

Содержание труда воспринималось весьма неоднозначно. Так, вольнолюбивая молодежь была склонна оспаривать поддержку монархического строя, которую выказывал на страницах "Истории государства Российского" историк Карамзин. А молодой Пушкин даже написал дерзкие эпиграммы на почтенного в те годы историка. По его мнению, этот труд доказывал "необходимость самовластья и прелести кнута".

Карамзин, книги которого никого не оставили равнодушным, в ответ на критику всегда был сдержан, спокойно воспринимал как насмешки, так и похвалу.

Мнение об "Истории государства Российского" А.С. Пушкина

Переехав жить в Петербург, он, начиная с 1816 года, каждое лето проводит в Царском Селе со своей семьей. Карамзины - радушные хозяева, принимающие в своей гостиной таких известных поэтов, как Вяземский, Жуковский и Батюшков, а также образованную молодежь. Здесь часто бывал и молодой А.С. Пушкин, с упоением слушая, как старшие читают стихи, ухаживая за женой Н.М. Карамзина, уже немолодой, но обаятельной и умной женщиной, которой он решился даже послать признание в любви. Мудрый и опытный Карамзин простил выходку молодого человека, как и его дерзкие эпиграммы на "Историю".

Через десять лет Пушкин, уже будучи зрелым человеком, по-другому посмотрит на великий труд Николая Михайловича. В 1826 году, будучи в ссылке в Михайловском, он напишет в "Записке о народном воспитании" о том, что историю России следует преподавать по Карамзину, и назовет это произведение не просто трудом великого историка, но и подвигом честного человека.

Со стороны Александра Сергеевича это не был жест лояльности по отношению к властям с надеждой о помиловании и возвращении из ссылки. Отнюдь нет, поскольку спустя год, уже после возвращения Пушкин снова вернется к "Истории", в очередной раз высоко оценив ее.

Последние годы жизни

Характеристика Карамзина была бы неполной без описания последних лет жизни. Последние десять лет прошли очень счастливо. Он дружил с самим царем, Александром I. Друзья часто гуляли вместе в Царскосельском парке, подолгу беседуя, умиротворенно и степенно. Вполне возможно, что император, осознавая благородство и порядочность Николая Михайловича, рассказывал ему намного больше, чем дворцовым чиновникам. Карамзин часто не соглашался с доводами и мыслями Александра I. Однако тот вовсе на него не обижался, а внимательно выслушивал и принимал к сведению. "Записка о древней и новой России", которую писатель вручил императору, содержит в себе множество пунктов, в которых историк был не согласен с политикой правительства того времени.

Николай Михайлович Карамзин, книги которого были очень популярны еще при его жизни, не стремился ни к наградам, ни к чинам. Правда, следует сказать, что у него была к которой он, однако, всегда относился с легкой иронией и юмором.