Исторические лица в повести капитанская дочка. Герои исторические и вымышленные в повести А


В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин изображает крестьянское восстание 70-х годов XVIII столетия под предводительством Пугачева. В вымышленном повествовании он показывает реальных для эпохи героев, которых выводит на первый план.

Основным историческим персонажем произведения стал Емельян Пугачев. Беглый донской казак выдает себя за почившего государя Петра III. Пушкин неоднозначно относится к личности предводителя бунтарей, раскрывая образ самозванца с достоинствами и недостатками.

Ему присущи ошибки и заблуждения, но в войско Пугачева стекались люди из разных уголков России, что свидетельствует о доверии и уважении к «доброму царю»..

Пугачев показан как мужественный и талантливый военачальник, наделенный незаурядным умом, умеющий трезво оценивать соратников. Его характеру присущи справедливость, решительность, бесстрашие, свободолюбие. Бунтарь помнит добро, умеет быть благодарным, не лишен чувства юмора и способен отыскать выход из сложнейшей ситуации. В то же время он безграмотен, самоуверен, тщеславен, склонен к хвастовству и авантюризму. К тому же крайне жесток с пленными офицерами и членами их семей. Пугачев не делит представителей власти на хороших и плохих, для него они все – враги.

Черты характера народного вожака прослеживаются через его поступки.

Автор противопоставляет самозванца законной императрице Екатерине II, генералам и царским чиновникам, его же соратникам по борьбе. Крестьянский бунт обречен по объективным причинам, это понимает и возглавивший его авантюрист. Но он уверен: лучше недолго пить «живую кровь», нежели всю жизнь питаться падалью… Пушкин высказывает в повести и собственное мнение: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Таким образом, автор показал образ Пугачева в свете концепции национального характера, чтобы глубже раскрыть нравственную сторону произведения. Фигура предводителя восстания тесно связана с образом русского народа. Показывая мятежность и свободолюбие мужиков, автор переплетает их с качествами, сформированными рабством – смиренностью и послушанием.

Благодаря реализму Пушкин показал величие и историческую миссию народа вместе с трагизмом противоречивой жизни в крепостнической самодержавной империи.

Обновлено: 2017-02-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вариант 1. Уровень 1.

1.Жанр произведения «Капитанская дочка». А. Роман Б. Историческая хроника В. Историческая повесть

2.В каком веке происходит действие повести « Капитанская дочка»?

А. В 17 веке Б. В 18 веке В. В 16 веке Г. В начале 19 века

3.Отметить пункты, о которых упоминается в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Б. Татищевая крепость В. Казань Г. Белогорская крепость Д. Оренбург Е. Симбирск

4. Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачёв? А. Пётр I Б. Пётр III В. Павел I Г. Иван IV

5.Произведение « Капитанская дочка » написано в форме.

6. Соотнести имена и отчества так, чтобы получились верные сочетания для персонажей

произведения: Василиса Андреевич

Мария Кузьмич

Иван Егоровна

Пётр Ивановна

Алексей Иванович

7.Назвать кульминационные моменты повести. А. Детство Гринёва Б. Буран В. Казнь капитана Миронова и спасение Гринёва Г. Разговоры Гринёва и Савельича Д. Встреча Маши и императрицы

8.Кто из героев произведения поражает читателя загадочной силой, сметливостью, стратегией борьбы и отваги. А. Капитан Миронов Б. Пугачёв В. Гринев

9.Образы Гринёва и Швабрина вводятся в повествование по принципу:

А. Антитезы Б. Сопоставления В. Взаимодополнения

10. « Невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» - это портрет: А. Зурина Б. Пугачёва В. Швабрина

11. Какую главу предваряет эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково.»

А. «Суд» Б. «Арест» В. «Приступ» Г. «Незваный гость» Д. «Мятежная слобода»

12. Отметить, как соотносятся эпиграфы и содержание глав в повести. А. Эпиграф предваряет появление героя. Б. Эпиграф раскрывает содержание главы В. Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

Уровень 2. 1. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка». А. Проблема любви Б. Проблема чести, долга, милосердия В. Проблема роли народа в развитии общества Г. Проблема сопоставления родового и служивого дворянства .

2.Соотнести качества личности Пугачёва с эпизодами, в которых они проявляются.

1) Ум, сметливость, догадка А) Освобождение Гринёва

2) Милосердие Б) Буран

3) Чувство благодарности В) Сцена суда Пугачёва над пленными

4) Смелость, отвага Г) Освобождение Маши Мироновой

5) Наивность, слабость к лести Д) Сказка старой калмычки

6) Свободолюбие Е) Взятие Белогорской крепости

7) Жестокость Ж) Сцена разговора Гринёва с Пугачёвым в мятежной слободе

3. Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема милосердия.

А. Екатерина – Маша Миронова Б. Швабрин – Гринёв В. Пугачёв – Гринёв

4.В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет. А. Сведения, полученные капитаном Мироновым о бунтовщике Б. Фольклор (песни, сказки, пословицы и поговорки) В. Сцена на военном совете

5.Сказка, рассказанная Пугачёвым Гринёву, - это : А. Трагедия Б. Иносказание В. Сатира

6.Каким показан в произведении Савельич? А. Забитым, безгласным крепостным Б. Послушным, рабски преданным своим господам В. Самолюбивым, наделённым чувством собственного достоинства

Г. Любящим, заботливым помощником и советчиком.

7. Отметить верное суждение о роли вставных элементов. А. Они помогают раскрыть характеры героев

Б.Предопределяют участь героев В. Они придают занимательность сюжету Г. Они стилизуют повесть под документ 18 века.

8. А.С.Пушкин параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал исследование «История Пугачёвского бунта», где довольно подробно изложил зверства Пугачева. Объяснить, почему в повести нет таких описаний.

Контрольная работа по «Капитанской дочке»

Вариант 2. Уровень 1. .

1. Отметить верное суждение. А. «Капитанская дочка» - историческая повесть Б. «Капитанская дочка»- мемуары В.«Капитанская дочка» - историческая повесть, стилизованная автором под мемуары

2. Отметить, в какой период происходит действие повести «Капитанская дочка»? А. В начале 18 века Б. В середине 18 века В. В середине 19 века Г. В конце 18 века

3. Каков эпиграф к произведению «Капитанская дочка». А.«Стрелялись мы» Б.«Береги честь смолоду» В. «Незваный гость хуже татарина»

4. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

А. С-Петербург Б. Бердская слобода В Белогорская крепость Г. Симбирская губерния

Д. Оренбургская губерния

5. Отметить, от чьего лица ведётся повествование.

6.Отметить исторических лиц, упоминаемых в повести. А.Пугачев Б.граф Миних

В.князь Голицын Д. Екатерина I Г.Григорий Орлов Е. Екатерина II

7.Отметить воинское звание Петра Гринёва. А. Корнет Б. Поручик В. Прапорщик Г. Сержант

8.В произведении ближе всех к народу по своему социальному положению, культурному уровню, взглядам на жизнь, на людей.

А. Семья Петра Гринёва Б. Семья капитана Миронова В. Швабрин

9. Укажите название главы, в которой происходит знакомство Петра Гринёва с Пугачёвым. А) «Сержант гвардии» Б) «Незваный гость» В) «Пугачёвщина» Г) «Вожатый»

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»? А) Автору Б) Екатерине II В) Савельичу Г) Петру Гринёву

11. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую» А.Маши Мироновой Б.Василисы Егоровны В.Екатерины II

12 . « Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы обстрижены в кружок» - это портрет: А. Гринёва Б. Пугачёва В. Швабрина

Уровень 2 1. Назвать неверное суждение Маша Миронова - это А. Возлюбленная Петра Гринёва Б Единственный женский персонаж произведения. В.Дочь погибшего русского офицера.

2.Соотнести мотивы поведения с персонажами в их отношениях с Пугачёвым

А. Гринёв Б. Швабрин

1) трусость, 2)страх, 3) честность, 4) коварство, 5) презрение, 6) уважение, 7)честь

3.Отметить сюжетную линию, в которой прослеживается тема чести и достоинства.

А. Пугачёв – Гринёв Б. Гринёв – Швабрин В. Гринёв – Савельич

4.Отметить верную интерпретацию смысла фразы капитана Миронова: «Ну, довольно! Ступайте, ступайте домой; да коли успеешь, надень на Машу сарафан».

А. Да коли успеешь, надень на Машу хотя бы сарафан. Б. Да коли успеешь, надень на Машу всё самое лучшее. В. Да коли успеешь, одень Машу как крестьянку.

5. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

А) вступление

2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

Б) завязка (начало основного сюжета)

3) детство Петруши в родовом имении

В) кульминация

4) знакомство Гринёва с главной героиней романа

Г) развязка

6. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачёва ? А. Ум, сметливость Б.Лень, бездеятельность В.Удальство, широта натуры Г.Память на добро, благодарность

7. С какой целью в роман вводится сон Петруши? А.Характеризует Гринёва Б.Предвещает развитие отношений двух персонажей В.Характеризует Пугачёва Г.Подчёркивает кровожадность Пугачёва.

8. Указать, какие жанры устного народного творчества использует в романе А.С. Пушкин и почему.

Правильные ответы

Вариант 1.

Уровень 1.

1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

2 . Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

3. Верные ответы: А, В, Г, Д, Е Оценка – 1 балл

4. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

6. Верные соотношения: Оценка – 1 балл

Василиса Егоровна

Мария Ивановна

Иван Иванович

Иван Кузьмич

Иван Игнатьевич

Пётр Андреевич

Алексей Иванович

7. Верные ответы: Б, В, Д Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: А Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: Д Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла

2. Верные соотношения: Оценка – 3 балла

1. Б (за 6-7 правильных сочетаний)

2. Г Оценка – 2 балла

3. А (за 4-5 правильных сочетаний)

4. Е Оценка – 1 балл

5. Ж (за 2-3 правильных сочетания)

3. Верные ответы: А, В Оценка – 2 балла

4. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 5. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 6. Верный ответ: Г Оценка – 2 балла 7. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла 8. Пушкину важно было раскрыть характер Пугачева как художественный образ, что требовало другого подхода к историческим событиям. Верный ответ на этот вопросоценивается от 1 до 3 баллов

Вариант 2.

Уровень 1. 1. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 2 . Верный ответ: Г Оценка – 1 балл 3. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 4. Верный ответ: В Оценка – 1 балл 5. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл 6. Верные ответы: А, Б, В, Е Оценка – 1 балл 7. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

8. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

9. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

10. Верный ответ: Г Оценка – 1 балл

11. Верный ответ: В Оценка – 1 балл

12. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

Уровень 2.

1. Верный ответ: Б Оценка – 1 балл

2. Верные соотношения: Оценка – 2 балла

А: 3, 6, 7

Б: 1, 2, 4, 5

3. Верные ответы: А, Б Оценка – 2 балла

4. Верный ответ: В Оценка - 2 балла

5. Верные соотношения: Оценка – 4 балла

1. В (по 1 баллу за каждое правильное сочетание)

4. Б 6. Верные ответы: А, В, Г Оценка – 2 балла

7. Верный ответ: Б Оценка – 2 балла 8. Жанры устного народного творчества, используемые в повести А.С.Пушкина: сказка, песни, пословицы и поговорки. Сказка демонстрирует ум, свободолюбие Пугачева, выражает авторскую позицию. Песни воссоздают историческую обстановку. Поговорки и пословицы служат для речевой характеристики персонажей. Верный ответ на этот вопросоценивается от 1 до 3 баллов

Итоговая оценка работы

Менее 15 баллов

Тема не усвоена («2 »)

От 15 до 20 баллов

Тема усвоена удовлетворительно («3 »)

От 21 до 26 баллов

Тема усвоена хорошо («4 »)

От 27 до 30 баллов

Тема усвоена полностью («5 »)

Максимальный балл - 30 баллов

Тема усвоена отлично («5 »)

Цели урока:

  • дать историческую оценку личностям XVIII века Е.Пугачеву и Екатерине II;
  • уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, оценивать свою работу.

Главное: какими человеческими качествами наделил их А.С.Пушкин.

Воспитательная цель: формирование интереса детей к истории России; общечеловеческие ценности, утверждаемые А.С.Пушкиным: добро, честь, благородство, верность любви, стойкость.

Оборудование: слайды по проектору, рабочие листы.

Учителя использовали метод проблемного изложения по технологии развивающего обучения: диалоговое обучение на фоне интеграции смежных предметов: литературы и истории; использование музыки и живописи как вспомогательных элементов в раскрытии художественного образа литературных героев. На уроке так же работают принципы развивающего обучения как опережающие задания, рефлексия – самооценка учащимися своей работы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

План урока.

  1. Диалог Пугачева с Гриневым. Отрывок из главы повести “Капитанская дочка” Мятежная слобода.
  2. Введение. Целевая установка учителя
  3. Краткая характеристика истории России XVIII века.
  4. Оценка учащимися – литературоведами, искусствоведами характеристики Е.И.Пугачева
  5. Оценка деятельности Екатерины II
  6. Заключение

Ход урока

I. Введение. Диалог Пугачева с Гриневым. Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. (Алеша и Захар.)

Учитель литературы: Безумство храбрых – вот мудрость жизни. Мудрость жизни или бунт страдания? Смелому орлу дано жить недолго, зато он вечно свободен и силен своей мудростью, независимостью. Сегодня, на уроке каждый из нас попытается пропустить через себя эпоху II половины XVIII века, когда произошло крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева. Мы составим переход от исторического факта к литературным образам.

Историческая тема проходит через всю повесть А.С.Пушкина, он интересовался прошлым, много ездил, копался в архивах, изучал “Историю государства Российского” Карамзина, русские летописи. “История народа принадлежит поэту”, – писал он.

Целевая установка учителя. На уроке будем работать в 3-х условных группах.

I группа – литературоведы, должны обсудить образы Екатерины II и Пугачева: какими людьми они обрисованы; II группа – историки, они дают беспристрастную оценку деятельности личностей; III группа – искусствоведы: образы великих людей в живописи, музыке.

Учитель истории: Итак, XVIII век. Величественный XVIII век! Век Екатерины II. Эпоха царствования Екатерины II по исторической оценке. (Приложение 1 Слайды. )

Ученик – историк : Императрица Екатерина II царствовала 34 года.

Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой. Укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что по меткому выражению современника, “без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела”. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн.). Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна “потяжелела” в четыре раза. Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем Англия – мировой экономический лидер того времени. Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Аляске.

Учитель истории: Но, в период царствования Екатерины II происходит восстание крестьян под предводительством Е.И.Пугачева. Кто назовет причины восстания? И расскажите о пугачевском восстании.

Ученик: Крестьянское восстание было вызвано резким ухудшением положения широких слоев населения. Выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями.

Сообщение ученика – историка: Восстание Е.И. Пугачева началось в сентябре 1773г. на хуторе Толкачевых. Отряд Пугачева из 80 человек быстро вырос за счет казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. В “манифестах” от имени Петра III Пугачев жаловал казаков “реками и морями, денежным жалованьем и всякой вольностью”. К 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. Заводы Урала были охвачены восстанием. Простые люди с нетерпением ожидали прохода Пугачева. За июль – август 1774г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Саратовом и другими городами. После неудачного штурма Царицына, 24 августа в бою у Сальниковой ватаги войско Пугачева потерпело поражение. Яицкие казаки решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачева, и выдали его властям. В начале сентября во главе войск, действовавших против пугачевцев, встал А.В.Суворов. И в 1775 г. восстание было подавлено.

Учитель литературы: Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала. Причину восстания поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокости и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника.

Учитель истории: Емельян Иванович Пугачев. (Слайд – Пугачев.) Какого его место в истории? (Историческая справка.)

Ученик – историк: Емельян Иванович Пугачев был казаком из донской станицы Зимовейская. К 30-ти годам у этого человека за плечами был немалый опыт: участие в двух войнах (Семилетней и русско-турецкой), попытка перебраться с Дона на Терек в поисках воли, несколько арестов и побегов из – под стражи. Во время русско-турецкой войны за храбрость произведен в хорунжие (младший офицерский казачий чин). В 1772г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III. В своих манифестах Емельян Пугачев обещал земли, воды, леса, покосы. В армию Пугачева вливались казаки, рабочие Урала, крестьяне, калмыки, башкиры. Численность войск превысила 20 тыс. человек. Пугачев стремился придать своей армии подобие организованной структуры. Он учредил “Военную коллегию”, окружил себя гвардией, присваивал чины и титулы. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение. Отличившиеся награждались “медалями” – рублями Петра III. В новых манифестах Пугачев “злодеев – дворян” приказал “ловить, казнить и вешать”. Всего пугачевцы казнили около 3 тыс. человек.

Учитель литературы: Дворянские писатели и публицисты видели в нем “изверга, не считающегося с законами, мошенника, убийцу.” Совершенно другим он предстает в повести. Он кровно связан с народом, пользуется его поддержкой. Именно он определяет судьбу и действующих лиц (Гринева, Машу Миронову), с ним связаны все сюжетные линии повести. Слово искусствоведам:

Ученик – литературовед: Пушкин пишет: Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалось проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Ученик – искусствовед: (По портрету Е.И.Пугачева.) Вероятно, художник работал по описанию Пушкина, портрет сходится с литературным воображением писателя: только на картине Пугачев изображен в тяжелый для него момент: он закован в кандалы. Глаза задумчивы, но в них нет раскаяния. Это глаза человека, с честью идущего по своей дороге. Он будет верен себе до конца!

Ученик – искусствовед: (По картине “ Уральцы преподносят”.) На картине Бунина Пугачев изображен в момент разговора с Гриневым. Он внимательно прислушивается к собеседнику, идет чисто мужской разговор, конкретный, честный: Пугачев предлагает Петру Гриневу вступить в его войско, но молодой офицер прямо дает отказ. Он сказал, что присягнул императрице, что не будет этого делать. Пугачеву понравилось честность, открытость Гринева и он сказал: “Казнить так казнить, миловать так миловать, отпускаю”.

Учитель литературы: Несомненно Пугачев в повести изображен сильным человеком, за которым шел народ, таким его видели и мастера кисти. Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, раскрывая его образ, Пушкин широко использует фольклор.

Ученик – литературовед: Речь Пугачева пересыпана народной мудростью, при разговоре с хозяином постоялого двора, он говорит такие пословицы и поговорки: “Будет дождик, будут и грибки”, “заткни топор за спину: лесничий ходит”, – он иносказательно говорил про грядущие события, когда он был в бегах, готовил восстание. А в общении с Гриневым он употребляет такие: “Долг платежом красен”, “Казнить так казнить, миловать так миловать”, “Послужи мне верою и правдою”. В речи Пугачева выражаются живой ум, смекалка, талант.

Учитель литературы: Пугачев великодушен, отзывчив: он спасает счастье Петрушу.

Ученик – литературовед: Несмотря на то, что Маша Миронова – дочь врага, Пугачев дал приказ освободить её, он одобрил решение Петра Гринева жениться на ней, он говорит: “Погуляем же мы вашей свадьбе!”. Он разрешил Гриневу уехать из крепости с дочерью капитана. “ Это была последняя встреча с Пугачевым…”

Учитель литературы: Пугачев неграмотен, но умен и талантлив, обладает незаурядными способностями полководца, во время сражений ведет за собой народ.

Ученик – литературовед: Он говорит о себе: “Я воюю хоть куда! Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон”.

Учитель литературы: Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако,” на войне как на войне – это беспощадное отношение к своим врагам. А как расправилось царское правительство с мятежником Пугачевым?

Ученик историк: Приговор по делу государственного преступника, творившего разбойные злодеяния под именем императора Петра III

– Омельяна Пугачева – приговорить ко смертной казни через отсечение головы…

Учитель литературы: Образ Пугачева глубоко симпатичен А.С. Пушкину: он наделил его прекрасными человеческими качествами, и он предстает перед нами в живом образе истинно русского человека, душой и сердцем болеющего за судьбу родного народа.

Сейчас прозвучит музыкальная композиция. Чей это музыкальный образ?

(Звучит G.Marinello – Orchestra Words.)

Ученик – искусствовед: Это – умиротворение, красота, это утро в царскосельском парке, когда Маша Миронова в душевном смятении идет по дорожке сада.

Учитель литературы: В повести пейзаж играет значительную роль – буран, вожатый, постоялый двор, снежная буря как бы символизируют народное волнение. Это еще и завязка сюжетной линии – эта встреча сыграла большую роль в судьбе молодого дворянина Петра Гринева. А в сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж – другой, резко контрастирующий с первым. Там – “мрак и вихорь”, здесь – прекрасное утро. (Слайд портрет Екатерины Второй.)

Учитель истории: Екатерина была просто умна, у неё был ум гибкий, осторожный и сообразительный. У неё был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение. В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их – внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания.

Ученик – литературовед: В повести перед нами встает образ милой, спокойной дамы, с которой Маша Миронова встретилась в Царском Селе. “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Диалог. Екатерина II с Машей Мироновой.

Екатерина II: Вы, верно, нездешние? По каким-нибудь делам?
Мария Ивановна: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне, просить милости.
Екатерина II: Позвольте спросить, кто вы таковы?
Мария Ивановна: Я дочь капитана Миронова.
Екатерина II: Капитана Миронова? Того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
Мария Ивановна: Точно так-с.
Екатерина II: А может я вам смогу помочь, я бываю при дворе.
(Мария Ивановна подает бумагу.)
Екатерина II: Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он – безнравственный и вредный негодяй.
Мария Ивановна: Ах, неправда! Неправда, ей богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня шёл на дело, он – не предатель! И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел впутать меня. Я клянусь именем своих родных: батюшки и матушки, погубленных самозванцем! (Мария Ивановна стоит, опустив голову) Екатерина II выходит и заходит, подает бумагу.
Екатерина II: Я рада, что могла вам помочь. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти отцу Гринева.
Мария Ивановна: Благодарствую, я надеюсь на вашу милость.

Учитель литературы: Царица – благодетельница приказала освободить Гринева, но сделала это, убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу, она сказала: “Знаю, что вы небогаты, но в долгу перед дочерью капитана Миронова. Я беру на себя устроить ваше состояние.” И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гриневых владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.

Слайд с изображением Екатерины II.

Ученик – искусствовед: Её величество Екатерина II изображена во всем величии: умное лицо, в руках – символы власти, видно, что она – сильная личность, целеустремленный человек.

Учитель литературы: Композиционно урок начался с разговора Пугачева с Гриневым. В чем смысл калмыцкой сказки? Кого символизирует Орёл? А кого – Ворон?

На слайде – Герб России.

Символика повести: свобода, независимость, мощь, сила и власть сливается в один геральдический знак – герб России.

Учитель истории: Информация к размышлению: ныне по каналу “Россия” проводился интерактивный проект – “ Имя Россия”. В финале вышло 12 кандидатов на “Имя России”. В числе выдающихся деятелей науки, искусства, военного дела, политики вышли и А.С. Пушкин и Екатерина II.

Сочинения по литературе: Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя.

Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине (знание России, ее близких и дальних областей входило в его представление о долге писателя). Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773-1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, - Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II - и вымышленные персонажи - Гринев, Швабрин, Маша Миронова. Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

«Пушкин... написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде..., - писал Н. В. Гоголь. - В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое простых людей - все не только самая правда, но еще как бы лучше». Лучше потому, что при всей исторической точности эта повесть таит в себе некоторые черты волшебной народной сказки. Картины исторических событий связаны в ней с эпизодами, созданными творческим воображением автора. Без этих вымышленных событий и героев мы не могли бы, например, так ярко представить себе фигуру казака Емельяна Пугачева, «организатора одного из наиболее грандиозных восстаний крестьян».

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, которые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества». И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысливать. Но фантазия художника не исказила исторической правды. С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века.

А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе.

Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую войну. Он лично осмотрел места былых сражений, большое внимание уделил расспросам пожилых людей, помнящих самозваного государя Петра Федоровича. Возможно, именно благодаря столь многогранному и богатому собранному материалу автору удалось создать повесть, отличающуюся высокой степенью реалистичности.

В «Капитанской дочке» Пушкин отображает события 1770-х годов, а именно - крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Он мастерски описывает небольшие степные крепости, выстроенные «в местах, признанных удобными» для защиты края. Рассказывает о положении яицких казаков, о причинах их недовольства властью и назревании мятежа. Довольно подробно Пушкин рассматривает ход восстания, взятие отдельных крепостей и осаду Оренбурга, отношение к Пугачеву простого народа и представителей дворянства.

Мы становимся свидетелями деятельности реально живших людей: беглого капрала Белобородова, ссыльного преступника Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей, императрицы Екатерины II.

Однако особое внимание Пушкин уделяет портрету Пугачева, беглого донского казака, дерзнувшего принять на себя имя «покойного императора Петра III» и собравшего вокруг себя многочисленных повстанцев. Он подчеркивает, что предводитель производил сильное «впечатление на умы простых людей своей удалью, мужеством, умом, военной доблестью, манерой поведения».

Несмотря на то что в повести тесно переплетены художественный вымысел и историческая правда, читатель проникается судьбами главных героев, их надеждами и переживаниями.

Я считаю, что Пушкину гениально удалось в художественной форме отобразить реальные события прошлого и что его повесть никого не оставит равнодушным.

Тест тест помогите про «Капитанской дочке»

1. Определите жанр произведения.
А. роман
Б. историческая повесть
В. семейно-бытовая хроника
Г. легенда

2. Повествование в «Капитанской дочке» ведется от лица
А. автора
Б. повествователя
В. Маши Мироновой
Г. Петра Гринева

4. Пугачев в повести «Капитанская дочка» представлен как
А. мятежник, преступник
Б. историческое лицо - предводитель народного восстания
В. романтический герой
Г. простой человек, пользующийся уважением народа

5. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина?
А. сопоставления
Б. взаимодополнения
В. антитезы
Г. композиционной параллели

6. Назовите художественные приемы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачева.
А. авторская оценка
Б. портрет
В. отношение других персонажей
Г. эпиграфы

7. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова -
А. единственный женский персонаж повести
Б. идейный и художественный центр повести
В. возлюбленная Петра Гринева
Г. дочь погибшего русского офицера

8. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
А. экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
Б. завязка 2) освобождение Гринева, женитьба на Маше
В. кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
Г. развязка 4) знакомство Гринева с главной героиней повести

9. С какой целью в повесть вводится сон Петруши?
А. характеризует Гринева
Б. предвещает дальнейшее развитие отношений двух персонажей
В. характеризует Пугачева
Г. подчеркивает кровожадность Пугачева

10. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный...»?
А. автору
Б. Екатерине II
В. Петруше Гриневу
Г. Петру Андреевичу Гриневу - автору мемуаров

11. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
Пугачев; Швабрин; Савельич; Екатерина II; Гринев; оренбургские генералы.

12. Какие фольклорные жанры использует А.С. Пушкин для создания образа Пугачева?
А. былины
Б. загадки
В. сказки
Г. песни
Д. пословицы, поговорки

13. Какую главу предваряет собой эпиграф: «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково. А. Сумароков»?
А. «Суд»
Б. «Арест»
В. «Приступ»
Г. «Незваный гость»
Д. «Мятежная слобода»

14. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
А. проблема любви
Б. проблема чести, долга и милосердия
В. проблема роли народа в развитии общества
Г. проблема сопоставления родового и служивого дворянства

15. Каким показан в повести Савельич?
А. забитым, безгласным крепостным
Б. послушным, рабски преданным своим господам человеком
В. глубоким человеком, наделенным чувством собственного достоинства
Г. любящим, заботливым помощником и советчиком

16. О каких исторических событиях идет речь в повести?
А. крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
Б. бунт яицкого войска
В. бунт Ивана Болотникова
Г. поход князя Голицына на Оренбург

17. Какие символические образы используются А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?
А. путь, дорога,
Б. могила
В. буря, буран
Г. орел, ворон
Д. кинжал
Е. виселица

18. Какие черты русского национального характера показаны А.С. Пушкиным в образе Пугачева?
А. ум, сметливость
Б. лень, бездеятельность
В. удальство, широта натуры
Г. склонность к пьянству
Д. память на добро, благодарность

19. Чей это портрет?
«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»
А. Марии Мироновой
Б. Василисы Егоровны
В. Екатерины II
Г. Авдотьи Васильевны