Представители русской художественной культуры 18 века. Культура России в XVIII веке

Культура 18 века.

"Век разума и просвещения"

Характерные черты периода
1. Рационализм. (философское направление, признающее разум основой познания)
В 18 веке происходит перестройка культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни(речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественнонаучные или рациональные принципы

2. Становление научного знания.
Именно в 18 веке начинается этот процесс-становление науки- как основы всех представлений о мире. Разрозненные представления начинают складываться в единую систему знаний

3. Секуляризация культуры.
Секуляризация -обращение государством церковной собственности (земли, культуры) в светскую
Еще в недрах XVII века происходил процесс “обмирщения” русской культуры.
Далее уже можно говорить в основном о светской культуре.

4. Ориентация на западноевропейские образцы.
Несомненно, что это произошло еще в конце 17 века, но именно с Петра I русская культура вошла в общеевропейскую и стала ее частью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
К 18 веку существовали школы при церквях и монастырях. Существовали две Академии -Киево-Могилянская и в Москве Славяно-греко-латинская, они являлись ВУЗами.
В целом система образования требовала перестройки

Государственная политика в области образования
(сначала Петр...потом время дворцовых переворотов и Екатерина II)

Важным для просвещение стало издание в 1702 г печной газеты "Ведомости"“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах.

Реформы Петра требуют квалифицированные кадры. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные-на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские - в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание- 1707 г.)
В середине-второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы - для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге

Для обучения дворян возможностей было больше - частные пансионы, шляхетские корпуса (первый открыт при Анне Иоанновне
При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ.
Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758).

В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые.

В 1754 открыта Академия художеств- высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств. Так же инициатором стал Шувалов.

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой.В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества - дать ему хорошее общее образование и "нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты) . Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств. Он же положил начало женскому образованию

Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 1764

Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей.

Портрет И. И. Бецкого

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения.
Императрица, указом 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её директором

Школьная реформа Екатерины II
В 1782 была проведена масштабная школьная реформа. В губернских городах возникают главные, а в уездных малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались на счет государства. Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко

Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.



В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:
первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования.
1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.

НАУКА
И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты).

Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд - “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени.во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые - М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

С. П. Крашенинников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин - описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки - он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Беринг Витус Ионассен . мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. Приглашен на русскую службу в 1703.
В 1725-1730 и 1733-1741 руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

ИЗОБРЕТЕНИЯ
А. Нартов русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723-1756), изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка.

И. Ползунов-русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

Макет паровой машины И.И. Ползунова

Иван Кулибин- выдающийся русский механик-изобретатель.

на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них - фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом.
Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы - лишь это впечатляло современников.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

И. Т. Посошков. В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,- утверждал автор,- помещики не вековые владельцы”.
Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он - сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I).

Феофан Прокопович , вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти-демократии (народодержавства), аристократии и монархии-наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767-1768 гг.-дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.
Новиков Николай Иванович (современник Екатерины II)художник Ливицкий

мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) – автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.
Екатерина II после прочтения сказала: «Бунтовщик - хуже Пугачёва! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»
В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России

Восемнадцатый век в области культуры и быта России - век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Просвещение, наука, техника.

Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.

Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.

Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы - Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.

В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. "Российская грамматика" М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов "норманистов" о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы "диком" состоянии древних славян.

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.

Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).

Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.

Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.


ВВЕДЕНИЕ

ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА

РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА

1 Наука и образование

3 Русский театр в XVIII веке

4 Расцвет русской живописи в XVIII веке

5 Новые тенденции в архитектуре XVIII века

ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Выбор темы. Для написания курсовой работы мы выбрали значимую и важную тему - «Культура России XVIII века». Её значимость и важность обусловлены тем, что именно данная эпоха характеризуется интенсивным расцветом в России культуры, заложившей основы для дальнейшего развития универсальной российской культуры.

Актуальность контрольной работы. Безусловно, выбранная тема актуальна. Несмотря на целый ряд крупных и серьезных исследований, посвящённых русской культуре XVIII века, которые появились в последнее время, дворянская культура данного периода остается по-прежнему малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Хотя в истории России XVIII столетие поистине можно назвать с полным правом судьбоносным. Оно стало временем коренных перемен, которые были вызваны осуществлением петровских реформ. Петр I своими преобразованиями повернул круто Россию в сторону Запад. Для развития России и русской культуры данный поворот и его последствия стали предметом острого спора мыслителей и ученых, который разгорелся с особой силой в XIX. веке и продолжается вплоть до настоящего времени.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели XVIII века опирались в то же время на коренные отечественные традиции, которые были накоплены за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт, которым обладало древнерусское искусство. Россия именно в силу этой глубокой преемственности в течение XVIII века сумела не только активное участие принять в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, которые утвердились прочно в музыке и театре, в живописи и архитектуре, в поэзии и в целом в литературе.

Россия продолжала интенсивно расширять свои территории, превратившись в огромную страну-империю. Реформы и преобразования, начатые в XVIII в., также продолжались, и Россия изменялась ускоренно, обретая свое законное и достойное место среди ведущих держав мира. Эти размышления ясно указывают на актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Объект изучения - культура России XVIII века; предмет исследования - особенности культуры России XVIII века.

Цель курсовой работы - подробно представить культуру России XVIII века. Данная цель связана с раскрытием ряда существенных задач:

Уяснить экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке.

Раскрыть особенности развития культуры в XVIII веке

Рассмотреть основы теории русской литературы.

Охарактеризовать новую художественную литературу с развитой системой жанров.

Осветить вопрос рождения русского театра.

Охарактеризовать развитие разнообразных жанров живописи.

Заострить внимание на принципах архитектуры Нового времени.

Представить вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России.

Рассмотреть культуру Орловского края в XVIII веке.

Данная тема нашла довольно широкое освещение в специальной литературе. Исследователи своё внимание останавливают на отдельных моментах данной эпохи.

При анализе исследуемого материала использовались следующие методы исследования: знакомство с литературой по данной теме, метод анализа, методы сравнения.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, разбитых на ряд параграфов, выводов, заключения, списка литературы.


1. ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVIII ВЕКА


1 Экономические, политические и социальные условия развития русской культуры в XVIII веке


Следует обратить внимания на стойкую традицию выделения XVIII столетия как целостного по своим особенностям в общественном, политическом, бытовом, культурном отношениях. Вряд ли было ещё какое-нибудь столетие так пристально и упорно привлекавшее внимание исторических романистов, публицистов, ученых, просто любителей истории как «XVIII век». Культуру допетровской России объединяют обычно понятием «древняя» (иногда именуя «средневековая»). Культуру XVIII в. Отграничивают привычно от «древнерусской», но также и отдельно оно стоит от последующего времени.

Понятие «культура XVIII в.», традиционное для «Очерков русской культуры», охватывает не только то, что относится к духовной культуре, а и культуру сельскохозяйственного производства, политическую, культуру, военное искусство, способы деятельности людей того времени в области суда и права, медицины и здравоохранения, изучения природных условий страны, торговли и т. п.

Не одни только результаты, выдающиеся достижения, создаваемые деятельностью людей духовные и материальные ценности, но в первую очередь организация, стимулы, формы, условия и т. д. человеческой деятельности позволяют объединять понятием «культура» столь разнообразные явления, как труд работного человека на мануфактуре, труд издателя журналов и книг Н. И. Новикова или поэта Г. Р. Державина. В частности, данный такой подход к понятию «культура» даёт возможность избежать элитарной ее трактовки, когда своё внимание исследователи направляли преимущественно на те явления, которые представляются им достижениями наиболее выдающихся деятелей культуры. Из сферы культурной деятельности невольно исключается реальная многообразная жизнь всех общественных слоев, в контексте которой адекватно только и могут быть поняты высшие достижения художественного творчества, общественно-политической мысли и науки.

Понятие «русская культура XVIII в.» в себя вбирает культуру русского народа в целом в определенный период его истории. Понятие «русская культура XVIII в.» также в себя включает множество частных понятий, как например: искусство, общественная мысль, культура сельскохозяйственного, промышленного производства, и др. Еще один круг парных понятий: средневековая (традиционная)-новая культура; культура народности- национальная; дворянская - крестьянская; городская культура-культура усадьбы и т. д..

Реформы Петра I в России, открывшие эту эпоху, способствовали созданию необычной культурной ситуации. Европеизация, которая коснулась лишь высших слоев общества, привела к возникновению глубокой культурной пропасти между дворянским сословием и основной массой населения страны. В России той эпохи возникли как бы две культуры: господствующая, которая тесно сблизилась с европейской, и народная, остававшаяся по преимуществу в своей основе традиционной.

В истории русской культуры огромнейшую роль сыграла эпоха Петра I. В начале XVIII в. культура переходит от средневековья к периоду нового времени, все сферы жизни общества были подвержены европеизации, произошла секуляризация культуры.

Петровская эпоха вызывала всегда споры своей неоднозначностью и сложностью. Но однозначно то, что реформы Петра отнюдь не означали радикального разрыва с национальными традициями, с прошлым русского народа, и полного усвоения западных образцов. Тем не менее, открытость русской культуры Западу ускорили ее собственное развитие. Для культуры данного периода характерна быстрая смена стилей (классицизма, барокко). Появляется авторство создаваемых культурных произведений. Искусство приобретает светский характер, отличаясь большим разнообразием в жанровом отношении и пользуясь поддержкой государства. Но художественная культура первых десятилетий XVIII в., наряду с появлением данных тенденций, еще сохраняла ряд черт предшествующего столетия, характеризуясь переходным характером.

Петр I Россию с средневековым христианским мышлением, патриархальностью и глубоко укоренившейся архаикой решительно заставил сделать шаг в направлении Нового времени. «Отсюда и чрезвычайная хрупкость преобразований и непредсказуемость хода историко-культурного развития в России XVIII в. Отсюда и формирование ряда «оппозиционных пар» в российском социокультурном процессе XVIII-XIX вв.».

В XVIII в. две тенденции наметились в развитии России, соперничавшие между собой и представленные «просвещенным» меньшинством (культурной элитой) и консервативно настроенным большинством («непросвещенной» массой). Это была неосознанная борьба между «почвенниками», отстаивавшими самобытный путь развития России,и прозападнически настроенными поборниками реформ. Идеи западнических реформ и либерализма исходили нередко из властных структур; представителей данного направления называть стали «западниками». Господствующие в то время национально-почвеннические и охранительно-консервативные настроения поднимались «снизу», совпадая полностью с настроениями народных масс и большинства провинциального поместного дворянства; представителей этого направления стали именовать «славянофилами».

По сути, проведение реформ «сверху» подчеркнули еще более и усилили различие между «благородным» сословием и «подлыми людьми», которыми называли основную массу крестьянского населения. Данные различия «выражались как в образе жизни, так и проявлялись в стиле мышления. С одной стороны - вестернизация (западный образ жизни) и стремление к просвещению, в начале поверхностному, а затем глубокому гуманитарному образованию; с другой стороны - консервативные традиции, усиление крепостного права и практически сплошная неграмотность»15, c. 71].

Реформы осуществляли командно-деспотическим способом, а их результаты отразились в явлении, получившим название «демократия несвободы». Суть названного явления была заключена во внешней демократизации восточного типа. В России к концу XVIII в. осуществилось оформление оппозиции абсолютизму в лице творческой интеллигенции и просвещенного дворянства. В 1825 г. представители просвещенного дворянства выступили открыто против абсолютизма.

Но гораздо более, чем открытое выступление против самодержавия, умы оппозиции занимали социально-политические, эстетические и нравственно-религиозные проблемы: правомерность элитарного положения дворянства в обществе, значительность человеческого существования и человеческой личности, пути нравственного совершенствования общества, исправления нравов (А. Кантемир, Н. Карамзин, Н. Новиков, П. Радищев, Д. Фонвизин, М. Щербатов и др.).

Так называемая дворянская культура в результате таких бурных процессов раскололась к концу XVIII в. на два крыла - консервативно-охранительное, которое стало опорой абсолютизма, и либеральное, характеризующееся неприятие мофициальной церкви и просвещенного абсолютизма, которым допускалось пренебрежение к личности и крепостное право.


2 Особенности развития культуры и её периодизация в XVIII веке


Главной особенностью и характерной чертой развития отечественной художественной культуры в XVIII веке стало достижение сплава «европеизма» и национального своеобразия.

Реформы русскую «культуру-веру» расчленили на «веру» и «культуру», создав две культуры: религиозную и светскую; при этом религиозная часть культуры отошла на периферию национально-культурного развития, а светская культура укоренялась.

В русской истории впервые интерес к художественной культуре оказался неизмеримо велик: теперь литературные произведения стали читать не только в светских салонах, но и ней проявляли огромный интерес в среде зарождающейся интеллигенции (учителя, парикмахеры, чиновники и т.п.). В норму жизни «просвещенного» общества вошли спектакли и музыкальные вечера. Признаком хорошего тона и даже модой считалось коллекционирование фарфора, картин, книг.

В развитии художественного творчества в XVIII веке выделят эпоху барокко 40-50-е годов и эпоху классицизма второй половины XVIII века.

Русская культура XVIII в. стала проникаться принципом историзма: история с этой поры предстает как искусственное «воскрешение» прошлого, как память, преследуя цели назидания, воспитания, задачу осмысления, анализа извлеченного опыта или отталкивания от прошлого, как «урок» настоящему. Одновременно с этим зарождается и ориентация русской культуры на будущее, ее апелляция к установкам и идеям развития. Отсюда развитие в XVIII в. профессионального научного интереса к изучению национальной истории - становление отечественной истории как науки (В. Татищев, М. Ломоносов, Г. Миллер, М. Щербатов, И. Болтин и др.) и опыта художественного осмысления в поэзии, прозе и драматургии (А. Сумароков, М. Херасков, Я. Княжнин, Н. Карамзин и др.).

Так или иначе в России с началом Петровских реформ возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре доминирование получил принцип неограниченной свободы, стали трансформироваться чуть ли не революционным образом формы житейского поведения; культурные ценности; стиль и идеи и произведений культуры. Внедрение получили новые традиции и обряды, в то время как старые стали отвергать. Изменение произошли в культуре быта - разумеется, все эти изменения осуществлялись в рамках жизни довольно узкого круга людей, европейски образованных. Присутствие формальной и содержательной «новизны» становилось обязательным требованием русского «века Просвещения».

Для России XVIII век знаменателен значительными достижениями и заметными переменами в области искусства. Изменились его характер, содержание, жанровая структура, средства художественного выражения. Русское искусство и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре, и в графике выходило на общеевропейские пути развития. В недрах XVII века, в петровские времена, протекал процесс «обмирщания» русской культуры. В развитии и становлении светской культуры общеевропейского типа нельзя уже было полагаться на старые художественные кадры, для которых не по плечу оказались новые задачи. Иностранные мастера, приглашаемые в те годы на русскую службу, не только помогали в создании нового искусства, но и становились учителями и наставниками русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу.

Многие русские мастера таким способом получили высокую подготовку в Голландии, во Франции, в Германии, Англии, Италии. Как нам кажется: русское искусство именно на данном этапе вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, которые были выработаны в западноевропейском искусстве нового времени, через которые пройти предстояло свой путь и ему. Но вначале процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Итак, все эти изменения, ещё раз это подчеркнём, касались дворянского сословия. А вот большинство крестьян в XVIII в. жило в по-прежнему избах, которые топились по-черному. Зимой в избе вместе с людьми содержали молодняк скота. Отсутствие гигиены и скученность вызывали высокую смертность, особенно детскую. Хотя были и тут кое - какие изменения: изменилась конструкция избы: появились деревянный потолок и такой же пол.

Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотной частью населения. Досуг, который появлялся обычно лишь в зимнее время, когда крестьяне завершали сельскохозяйственные работы, заполнялся традиционными развлечениями: хороводами, песнями, катанием с ледяных горок, посиделками. Традиционными оставались и семейные отношения. Вопреки указу Петра I, решение о браке, как и прежде, принимали не столько молодые, сколько за них решали старшие члены семьи.

Быт богатого помещика не имел совершенно ничего общего с деревенским. Ежедневный стол помещика, интерьер его жилища, его костюм, от крестьянских отличались не только богатством, как в XVI-XVII в., но и самим типом. Помещик надевал камзол, мундир, а позднее - облачился во фрак, держал повара, готовящего изысканные блюда. Обычно богатые дворяне поваров старались выписывать из-за границы. В богатых усадьбах имелась многочисленная дворня, которая состояла не только из кучеров и лакеев, но и содержала собственных портных, сапожников и даже музыкантов. Но такой образ жизни был характерен для знатной и богатой верхушки дворянства. У мелкопоместных дворян и запросы, да и сами возможности, были значительно скромнее.

Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне приобретали хорошее образование. И все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных обязанностей и обеспечили расцвет культуры второй половины XVIII .

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

·первая четверть века, связанная с реформами Петра;

·эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

·последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Итак, Русское Просвещение, начиная с Петровских реформ и кончая «золотым веком» Екатерины, одновременно выступало как обновляющая и разрушительная сила по отношению к древнерусской культуре и ее ценностям, традициям и нормам Святой Руси, допетровской цивилизации, и в этом проявляется ярко его модернизационный смысл и характер.

культура живопись архитектура наука


2. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVIII ВЕКА


1 Наука и образование


Петровские реформы способствовали политическому и экономическому и подъему страны. Вперёд значительно продвинулось просвещение, что большое влияние оказало на дальнейшее развитие культуры. С 1 января 1700 г. введено было новое летоисчисление - от Рождества Христова. В 1719 г. был организован в России первый естественно-исторический музей, названный Кунсткамерой. Этот музей был создан с целью пропаганды научных знаний. В нем помещены были исторические реликвии, зоологические и иные коллекциями (раритеты, всякие диковины, монстры).

При Петре 1 образование составило часть государственной политики, и связан такой шаг был с тем, что для осуществления реформ требовались государству образованные люди. При Петре 1 стали открываться общие и специальные школы, подготовлены были все необходимые условия для основания Академии Наук.

В Москве в 1701 г. открылась Навигационная школа, ставшая первым светским государственным учебным заведением. Также было создано несколько профессиональных школ - Медицинская, Инженерная, Артиллерийская. В первой четверти XVIII в. открылись духовные семинарии, церковноприходские училища, цифирные школы.

Организация высшего и среднего образования связана тесно с созданием по указу Петра I Академии Наук (1724 г.). В её состав вошли гимназия, Университет и Академия. Учреждение Петербургской академии наук положило начало организационному оформлению научной деятельности в России. Академическая наука рассматривалась изначально как своеобразный научный департамент, руководствующийся потребностями государства. Академия наук и художеств (так она называлась в проекте Петра I) в свой состав включала «три класса наук»: математический, включавший механику, теоретическую математику, навигацию, географию и астрономию: физический, который включал экспериментальную и теоретическую физику, ботанику, астрономию и химию. В гуманитарном классе планировали обучение новой и древней истории, красноречию, этике, политике, и праву.

«В Академии не предусматривалось проведение исследований в области богословия, она изначально носила светский характер. Это же касалось и преподавания в созданных Академической гимназии и Академического университете, в которых предусматривалась подготовка будущих академических работников. Первыми приглашенными из-за рубежа членами Академии были ученые с мировым именем - математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, астроном Г. Делиль и др. Первым русским академиком был избранный на должность профессора (академика) химии в 1745 г. М. В. Ломоносов. Позже членами Академии стали С. П. Крашенников, С. Я. Румовский, И. И. Лепехин и др. - в основном дети ремесленников, солдат, низшего духовенства».

Михаил Ломоносов получил заслуженно звание первого русского академика. Этот мыслитель был ученым-энциклопедистом, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, сам был первым нашим университетом. Упорный труд, гениальные способности сделали этого человека титаном науки -- он работал в области химии, физики, минералогии, астрономии, горного дела, геологии, географии, истории, поэтики, лингвистики. В этих и других отраслях знаний ученый смог оставить заметный, глубокий и выдающийся след. Например, Ломоносовым был открыт закон сохранения материи и движения, обоснована теория атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он критиковал решительно ученых Миллера и Байера, не принимая их норманнскую теорию. Он доказывал, что история русского народа, его языка ведёт истоки с глубокой древности, а совсем не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Великий математик Л. Эйллер, в Академии работавший одновременно с Ломоносовым, называл этого учёного гениальным человеком, который своими познаниями делает честь настолько же академии, как и своей науке.

За Ломоносовым последовала целая плеяда выдающихся русских ученых. М. В. Севергин является основоположником русской минералогической школы. С. П. Крашенников составил знаменитое Описание земли Камчатки, И. И. Лепехин описал земли Сибири, Урала, Поволжья в своих Дневных записках.

Тогда же, во второй половине столетия, заложены были научные основы агрохимии, биологии и других отраслей знаний. В области истории работали такие выдающиеся ученые, как: И. Н. Болтин, М. М. Щербатов (История Российская от древнейших времен).

По инициативе М.В.Ломоносова в 1755 был открыт Московский университет, который стал крупным культурным центром. В типографии, которую при нём организовали, издавать начали газету "Московские новости". Появились также профессионально-художественные учебные заведения. В Москве открыли Балетное училище и Академию Художеств, в. Петербурге славилась Танцевальная школа.

В конце XVIII века в России действовало 550 учебных заведений, в которых училось 62 тысячи учащихся.

Развитие науки, как мы сказали, вызывалось практическими потребностями государства, расширением связей с мировой наукой появлением значительного числа ученых из русских и иностранцев. В связи с проведением в разные концы страны большого количества экспедиций ее участники составляют карты Камчатки, Дона и Каспийского и Балтийского морей и т. д. И. К. Кирилов воедино свел в своем Атласе Российской империи (1734 г.) географические открытия.

При Петре I были созданы труды по истории Северной войны - История Северной войны и Книга Марсова. Во второй четверти XVIII в.В. Н. Татищевым был создан обобщающий труд - История Российская. В ней мыслитель использовал большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые до наших дней не сохранились. Тем самым отрывки из них, которые приводятся в его труде, дают, во-первых, сведения о событиях, которые отсутствуют в других, известных нам летописях, во-вторых, позволяют изучить более полно историю самого летописания. Татищев делал то, что обычным было для его времени: перелагал порой весьма вольно записи источника, сопровождая их своими рассуждениями, дополнениями, и т. д., что нередко вводило и вводит и сегодня в заблуждение критиков и исследователей.

Подъем техники был связан тесно с созданием армии, строительством кораблей, развитием промышленности. Русские мануфактуры по техническому оборудованию не отличались от западноевропейских.

В 1712 г. известным изобретателем А. К. Нартовым был создан токарный станок с использованием самоходного механического держателя резца. Нартову принадлежит изобретение машин для сверления дул у пушек, была разработана механизация и технология производства монет.

Ефим Никонов в 1720-1724 г.г. построил и испытал подводную лодку и водолазный костюм. В стране осуществлялось сооружение гидротехнических сооружений.

В 1700 году создали государственную горно-разведочную службу. На Урале было открыто месторождение медных руд, каменный уголь нашли на Дону, а угольные запасы принес Кузбасс.

В переводе Я. Брюса появилась популярная книга известного физика и астронома Х.Гюйгенса «Книга мировоззрения, или Мнение о небесно-земных глобусах и их украшениях», посвященная обоснованию гелиоцентрической системы Н. Коперника. Я. Брюс и Г. Фарварсон выступили организаторами в России астрономических наблюдений. Издавать начали первый печатный календарь, содержащий сведения по метеорологии, астрологии, астрономии. В Петербурге с 1725г. начали систематически проводить метеорологические наблюдения.

В Петербурге и Москве открыты серию аптек, были созданы медицинские школы и организованы госпитали. В Петербурге с 1718 г. приступили к изготовлению медицинских инструментов.

Значительно усилилось в этом веке книгоиздательское дело. В 1708 г. провели реформу шрифта, введена была гражданская печать, что способствовало увеличению гражданских и светских книг, а также выпуску журналов. Организовывались библиотеки, открывались книжные магазины.

Концепция петровских реформ развивала технические и естественные науки, материальное производство, приоритет вещи вместо приоритета слова и словесного этикета, как правило, выступавшие в форме шаблонного религиозного мышления.


2 Русская литература XVIII века


В литературе XVIII века сохранялись старые формы, но содержание произведений поменялось, подвергаясь оказываемому влиянию идей Просвещения и гуманистической мысли.

В начале XVIII в. популярны были повести ("истории"), особенно "история о российском матросе Василии Кориотском", отразившая появление нового героя, деятеля, патриота и гражданина. "истории" показывали, что успеха в жизни человек может добиться благодаря личным качествам, добродетелям человека, а не происхождению. Влияния стиля барокко проявлялось, прежде всего, в поэзии, драматургии (представленной, в основном, переводными пьесами), любовной лирики.

Основы теории русской литературы нового времени заложил писатель и публицист Ф. Прокопович в своих трудах "Риторика" и "О поэтическом искусстве". Он обосновал принципы раннего классицизма. В русской литературе начало классической традиции было положено творчеством А.Д. Кантемира, поэта, первым введя в России жанр стихотворной сатиры, который был выработан классицизмом.

В литературе, начиная с 30-х гг. проявилось влияние классицизма. Возникло данное направление под воздействием западноевропейского, более раннего по времени. Русский классицизм подчинялся общеевропейским закономерностям, но ему всё же были присущи и выраженный интерес к античности и жесткая жанровая регламентация. Большую популярность приобрели переводы античных авторов (особенно Горация и Анакреона). В драматургии и поэзии господствующее место отводилось античным сюжетам. Национальную особенность русского классицизма составляла его более тесная (по сравнению с Западной Европой) связь с идеологией Просвещения, которая проявлялась в высоком гражданском пафосе искусства.

Классицизм приобрел и свои характерные черты - пафос абсолютной монархии, национальной государственности. Вершины своей направление классицизма достигло в философских, торжественных одах Ломоносова с их идеями общенародного культурного прогресса и мудрого монарха.

Русский классицизм представлен именами М.М.Хераскова, А. П. Сумарокова, его главы, Я. Б. Княжнина, В. И.Майкова и др. Проповедуя высокие гражданские чувства, благородные поступки, данные деятели литературы исходили из мысли о неразрывности интересов дворянства и самодержавной государственности.

Основоположником нового стихосложения, которое положено в основу современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703 - 1768). Новая, силлабо-тоническая система стихосложения стала существенным элементом новой словесности. Она основывается на чередовании безударных и ударных слогов в строке.

У истоков новой русской драматургии находился автор первых русских комедий и трагедий Александр Петрович Сумароков(1717-1777) Он создал 12 комедий и 9 трагедий, а также около 400 басен. Сюжеты большинства трагедий он взял из русской истории, например, «Дмитрий Самозванец».

Влияние идей Просвещения, крестьянской войны Пугачева, а затем Французской революции привело к тому, что писатели посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. Денис Иванович Фонвизин(1744-1792) обличал произвол и невежество помещиков в комедии «Недоросль». Гаврила Романович Державин (1743-1816) пытался в оде «Фелица» создать образ «идеального монарха», сравнения с которым современные ему правители не выдерживали.

На смену классицизму пришёл сентиментализм. Ему присущ сугубый интерес к переживаниям, чувствам, интересам простого человека, особенно из средних сословий Начало сентиментализма связывается с именем Николая Михайловича Карамзина (1766-1826). Писатель сумел в своей повести «Бедная Лиза» доказать простую истину о том, что «и крестьяне любить умеют» и готовы отдать за любовь свою жизнь.

Дворянское стихотворство данной поры не ограничено только любовной лирикой. Ему знакомы и жанры большей общественной значимости, например, сатира, значительные образцы которой впервые представил Кантемир, хотя и до него сатирические элементы появлялись, например, в ораторской прозе Феофана Прокоповича, в виршах Симеона Полоцкого или в «интерлюдиях», которые нередко выводили в карикатурном виде врагов политики феодальной экспансии.

В творчестве Ломоносова и Кантемира оформились старшие жанры -торжественная ода и сатира. Творчество Тредиаковского дало образцы художественной прозы, стихотворного эпоса и положило начало формированию жанровой системы лирики.

У Сумарокова и его последователей шло по линии лирики и особенно по линии комедии «снижение» высокого стиля. Ломоносовская теория комедию причисляла к разряду низких жанров, разрешая в ней большую свободу от «правил» и тем самым в ней «снижая» классицизм. Широкая дворянская литература использовать эту относительную свободу не преминула. Сумароков в своей «Эпистоле о стихотворстве» много внимания уделял комедии, которой он поставил дидактическую задачу: «свойство комедии издевкой править нрав - смешить и пользовать прямой ее устав».

В жанре сентиментального путешествия, сентиментальной повести писал Н. М. Карамзин.

В ряде произведений, которые относятся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в своих комедиях Бригадир и Недоросль реалистично и метко описывал жизнь помещичьих усадеб, рисуя нравы их владельцев, сочувствуя судьбе крестьян, положение которых требовало, по его мысли, облегчения путем смягчения нравов дворянства, а также его просвещения.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) в художественной форме, в своих произведениях, поставил проблему необходимости ликвидации крепостничества и самодержавия. В книге «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором сочетается жанр путешествия с чувствительной повестью, им даны яркие картины беззакония и произвола.

Начало XVIII в. является важным периодом в становлении русского литературного языка. Литература петровской эпохи отличалась большой языковой пестротой, наряду с церковнославянским языком в ней применялись активно иностранные слова, многие их которых сохранились в и современном русском языке.

В первую очередь русская классическая поэтика разрабатывала вопросы поэтического языка, который нужно было приспособить к новым заданиям

Лексические нормы литературного языка в середине XVIII в. были упорядочены М.В. Ломоносов. <#"justify">3. ИТОГИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в XVIII веке


1 Вклад русской культуры XVIII века в мировую культуру и её влияние на последующее развитие культуры России


Восемнадцатый век в области культуры России считают веком глубоких социальных контрастов, подъема науки и просвещения.

Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. XVIII век в историю мировой культуры вошел как эпоха больших общественно-исторических и идейных сдвигов, острейшей борьбы с религиозным догматизмом и феодально-монархическими устоями.

Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия яркое отражение нашли в литературе, науке, философии, в просветительской деятельности крупнейших мыслителей, писателей, ученых этого времени - Гольбаха и Дидро, Руссо и Вольтера, Шиллера, Гёте, Лессинга.

Русскими учеными не только были восприняты творчески достижения западноевропейских ученых, но и сами они оказывали на мировую научную мысль все возрастающее влияние. В России общий уровень развития науки в XVIIIвеке был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретало каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук известностью пользовались у ученых других стран. За рубежом следили внимательно за научной жизнью Петербурга.

Это был первый век, когда бурное развитие получила светская культура, когда решительную победу одержало новое, рационалистическое мировоззрение над аскетическими суровыми догмами религиозной морали, что открыло широкую дорогу расцвету культуры последующих эпох.

Русская культура заняла в этот период достойное место в мировой культуре. В ней проявились особенности национального миросозерцания и характера. Она стала обладать собственной динамикой развития, что придало ей уникальность, неповторимость и узнаваемость среди других культур.

Культура русского государства в XVIII в., подверженная европейскому влиянию, и сама приобрела мировое значение. Главное достижение названного периода связано с высвобождением творческих сил личности, расцветом личностного творчества, осуществлением ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

В России XVIII в. созданы были архитектурные творения, которые являются достоянием не только России, но и всего мира. Некоторые из них, а именно: Баженов В. И. - строительство Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории московского Кремля. И до сих пор одной самой совершенной работой всего русского классицизма конца XVIII века.

Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, которое огромное значение имело для практики поздней архитектуры, являются градостроительное искусство и ансамблевость. Архитектура во времени преобразовывалась, но тем не менее ряд особенностей русского зодчества бытовали и развивались на протяжении нескольких столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века.

В целом русское искусство XVIII в. составляет важную веху не только в истории русской художественной культуры, но и большую роль сыграло в утверждении прогрессивных эстетических идеалов европейской культуры XVIII в. в целом.

Итоги историко-культурного развития XVIII в. весьма значительны. Развитие получили русские национальные традиции во всех видах искусства. Развивались все направления культуры - книгопечатание, образование, изобразительное искусство, архитектура, литература. Идет становление русского классицизма. Развитие культуры XVIII в. подготовило почву для блестящего расцвета русской культуры XIX в., которая стала неотъемлемой составной частью мировой культуры. Русская культура XVIII века свою великую миссию исполнила с достоинством, став культурой, которая русскую жизнь одухотворила новыми идеалами, заложившими основу русского общественного самосознания на многие столетия. В художественной культуре сформированы были принципы, наиболее полная реализация которых определяет уже век XIX. Великая культура России нового столетия своей значимостью затмевает противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она составляет основу замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.


2 Культура Орловского края в XVIII веке


Процент городского населения Орловской губернии в XVIIв. был невелик, так как подавляющая часть населения проживала в сельской местности, причем 2/3 его приходилось на крепостных крестьян.

Долгое время обучение в провинции находилось на низком уровне, хотя во второй половине XVIII в. в России начала своё формирование система общественной школы. Основными педагогическими центрами в Орловском крае данного периода продолжали оставаться монастыри. В Орловской губернии в 1778 г. учредили духовную семинарию. Духовная семинария (архиерейская школа) стала одним из немногих учебных заведений губернии. В ней осуществлялась подготовка кадров священников для приходов Орловской епархии. Она положительную роль играла в развитии образования. «Не все ее выпускники становились священниками, часть их продолжала учебу в других светских учебных заведениях. Из учащихся духовной семинарии набирались учителя для народных училищ губернии». Вскоре после открытия семинарии было учреждено несколько духовных училищ. В частности, 15 сентября 1779 г. начало свою деятельность Орловское духовное училище, разместившееся в Успенском мужском монастыре. Здесь учили французскому, греческому и латинскому языкам, арифметике, священной истории, катехизису, грамматике. Позже открылся поэтический класс, ввели преподавание философии и немецкого языка.

Во второй половине XVIII в. бурно развивается и профессиональная музыка -в Орле в это время была создана Орловская музыкальная капелла. Дворяне устраивали часто, музыкальные вечера и спектакли, концерты, занимались увлеченно домашним музицированием.

В годы принадлежности Орловщины к Севской епархии наметился значительный подъем нравственного и интеллектуального уровня паствы и духовенства. Архипастыри вызывали ученых монахов из Киевской епархии, заводя при церквах библиотеки, требуя от духовенства обязательного обучения народа и детей.

За это время Наиболее важным событием было появление духовных учебных заведений. При третьем Севском епископе Амвросии (Подобедове), впоследствии Петербургском митрополите, была основана в 1778 году в городе Севске . Кроме семинарии, в Орле открылись духовные училища. Благодаря этому не только в городских, но и сельских приходах появились диаконы и священники, которые окончили богословскую школу.

Зодчество Орловского края середины XVIII в. характеризуется развитием стиля барокко. Продолжали интенсивно строиться культовые гражданских зданий. На Орловщине получило распространение церковное каменное строительство. На первых порах его инициаторами выступали монастыри.

Появился крепостной театр. Актеры на специально устроенных сценах разыгрывали комедии и трагедии, принимали участие в балетных и оперных представлениях. Количественный состав труппы связан был с богатством хозяина. По случаю проезда через Орел Екатерины II 17 июля 1787 г. «благородной труппой» было дано большое представление в резиденции генерал-губернатора. Актерами в присутствии императрицы была сыграна комедия французского драматурга Шарля Фавара «Солиман II, или «Три султанши». Это стало первое театральное представление, которое было зафиксировано в истории Орла.

Таким образом, во второй половине XVIII века город Орел развивался в культурном направлении быстрыми темпами. Архитектура, музыка, образование, - всё двинулось вперёд, оставляя за собой неизгладимые следы в истории Орловского края.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Решив поставленные задачи и выдвигаемую цель, сформулируем некоторые выводы, которые нашли свое отражение в работе:

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию. Итоги историко-культурного развития XVIII в. являются весьма значительными. Во всех видах искусства продолжалось развитие русских национальных традиций. В то же время укрепление связей с зарубежными станами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру.

Развитие получили все направления все направления культуры - книгопечатание, образование, изобразительное искусство, архитектура, литература. Появились новая художественная литература, литературные журналы, светская музыка, общедоступный театр. Осуществляется становление русского классицизма, на смену которому заступил сентиментализм. Развитие культуры XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры последующего века, который стал неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Рубежом развития литературы считается середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров -басня, ода, трагедия, элегия, повесть, комедия, путешествие, роман. Главные отличительные черты того времени представлены также новым литературным языком и новой системой стихосложения. XVIII столетие - период необыкновенно интенсивного культурного развития страны, так как Россия в это время открывала для себя достижения западноевропейской культуры, накопленные на протяжении многих столетий. Отечественная школа изобразительном и театральном искусстве, в литературе в XVIII в. развивалась, подчиняясь общим закономерностям европейской культуры, при этом активно подготавливая взлет национальной культуры в XIX в.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1.Анисимов Е.В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX в. / Е.В. Анисимов.- М.: Проспект, 2011.- 570 с.

.Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков. - М.: Искусство, 2013. - 479 с.

.Горький А.М.О русском искусстве. Собрание сочинений т. 24. /А.М.Горький.- М.: Инфра - М., 2011.- 372 с.

.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3-х кн. Кн. 2. / Н.А. Дмитриева. - М.: Гардерика, 2009.- 567 с.

.Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры./ М.Р.Зезина, Л.В.Кошман,В.С. Шульгин М., Высшая школа, 2010.- 390 с.

.Ильина Е.А. Культурология / Е.А. Ильина, М.Е. Буров. - М.: МИЭМП, 2009. - 85 с.

.Исаев И.А.История государства и права России. / И.А.Исаев.- М.: Просвещение, 2012. - 402.

.История России с древних времен до конца XVIII в. / Под.ред. А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева.- М: Экзамен, 2011.- 398 с.

.Ключевский В.О. Новая русская история. Курс лекций./ В.О. Ключевский.- М.: Статут, 2008.- 279 с.

10.Краснобаев Б. <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ



М.Ю. Ломоносов


<#"246" src="doc_zip6.jpg" /> <#"225" src="doc_zip7.jpg" /> <#"300" src="doc_zip8.jpg" /> <#"282" src="doc_zip9.jpg" />

Рокотов Ф. Портрет Петра III


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

"Век разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке, литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых, писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.

В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности, нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого.

Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.

Общая оценка русской культуры 18 века

О значении сдвигов, происшедших в русской культуре, говорит тот факт, что впервые в XVIII веке светская, нецерковная музыка выходит из области устной традиции и приобретает значение высокого профессионального искусства.

Интенсивный рост русской культуры в XVIII веке в огромной мере был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществленными в эпоху Петра I.

Петровские преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического мировоззрения.

Политические и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные артисты, в большинстве своём вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в течение нескольких десятилетий они должны были освоить веками накопленные богатства западноевропейской музыки.

В общем пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

Первая четверть века, связанная с реформами Петра;

Эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

Последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учеб­ных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее от­ставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах бо­лее 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем учи­лось лишь два человека из тысячи.

Социальный состав учащихся в общеобразовательных шко­лах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобла­дали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матро­сов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся - в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были аз­бука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Ариф­метика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы - общеобразовательные училища для солдатских детей, преемники и продолжатели цифирных школ петровского времени. Это - наиболее рано воз­никшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. Не случайно во второй половине XVIII в. отставной солдат наряду с дьячком становится учителем грамоты и в деревне и в городе - вспом­ним отставного сержанта Цыфиркина, честного и бескорыстного, тщетно пытавшегося обучить Митрофанушку «цыфирной муд­рости». Солдатские дети составляли основную массу студентов Московского и Петербургского университетов. К типу солдат­ских принадлежали также национальные военные школы, от­крытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе (Кизлярская, Моздокская и Екатериноградская).

Второй тип школ в России XVIII в.- это закрытые дворян­ские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпу­са, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерий­ской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. В них учились первые русские актеры братья Вол­ковы и драматург Сумароков; ученики участвовали в спектак­лях придворного театра. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы - частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства: на один Смольный институт отпус­калось 100 тыс. руб. в год, в то время как на все народные школы давалось по 10 тыс. руб. на губернию, да и эти деньги шли не только на народное образование, но и на нужды «обще­ственного призрения» - больницы, богадельни и пр.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали. Главной задачей этих школ была подготовка преданных церкви и царю священников, но воспитанники семинарий получали и общее образование и нередко становились проводниками гра­мотности в своих приходах. Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурман­ские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учеб­ных заведений. Хотя в них училось всего около 1,5 тыс. чело­век, они играли важную роль в подготовке специалистов, в ко­торых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через универси­теты - Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который фор­мально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского уни­верситета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости»,имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и на­учные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Необходимо трезво оценивать результаты развития просве­щения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а кре­стьянский и мастеровой люд страны в массе оставался негра­мотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афиширован­ная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи «Просвещения» были «девизом царизма в Европе» . Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике «просвещенного абсолютизма», а вопреки ей. Это осо­бенно наглядно видно на примере М. В. Ломоносова.

Петровские реформы, дворцовые перевороты, «просвещённый абсолютизм» в правление Екатерины II сильно повлияли на историю нашей страны, поэтому культура России в 18 веке резко отличается от предыдущих столетий.

Быт.

В правление Петра I происходила коренная ломка старых традиций. Царь страстно желал сблизить российскую культуру с западной. Так, в 1700 г. была введена европейская система счёта лет, и новый год отныне наступал с 1 января, было также приказано сбривать бороды и носить немецкое или венгерское платье. Постоянными стали ассамблеи, т.е. развлекательные вечера у знатных особ, причем там нужно было появляться с жёнами и дочерьми, чего раньше не позволялось. Однако большинство этих преобразований коснулись лишь высших слоёв, подавляющая же часть населения жила по-старому.

Просвещение

Реформы и войны требовали подготовки качественных кадров, поэтому Пётр I уделял большое внимание образованию. Были организованы военные и «цифирные» школы, Медицинское училище. Упор в обучении делался на точные науки. Чтобы пробудить тягу к знаниям, Пётр I основал Кунсткамеру - первый российский музей. Также по идее царя, но уже после его смерти была открыта Академия наук.
В течение18 столетия (особенно во второй половине) усиливался сословный характер образования, и появлялись новые учебные заведения: Московский университет (1755), Смольный пансион благородных девиц (1764), народные училища и другие.

Литература.

В 1702 году была впервые напечатана газета «Ведомости». Для нужд школы в 1703 г. вышел знаменитый учебник Л. Магницкого «Арифметика». В 1721 году Ф. Прокопович написал «Духовный регламент», чтобы обосновать реформы Петра I в церковной сфере.
По-настоящему расцвет литературы наступает в екатерининское царствование. В это время развиваются три направления: классицизм (А. Радищев, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, Г. Державин и А. Сумароков), сентиментализм (Н. Карамзин) и художественно-реалистическое (Д. Фонвизин). Сама императрица издавала юмористический журнал «Всякая всячина». Видным публицистом был Н. Новиков.

Архитектура.

В 18 веке преобладающим был стиль барокко. В нём творили: Д. Трезини (Петропавловский собор) и Б. Ф. Растрелли (Зимний дворец). Однако в конце столетия барокко сменяется классицизмом, представленном такими шедеврами, как дом Пашкова в Москве (В. Баженов) и здание Сената (М. Казаков).

Живопись, скульптура, театр

Основным жанром живописи на протяжении 18 века был портрет. Выдающиеся художники того времени: Ф. Рокотов, И. Никитин, А. Матвеев, Д. Левицкий и В. Боровиковский. Зарождается пейзаж, бытовой и исторический жанры.
В скульптуре следует особо отметить К. Растрелли, Э. Фальконе, Ф. Шубина и М. Козловского.
Первый государственный общедоступный театр начинает свою работу в 1756 г. Его руководителем был купец и актёр Ф. Волков.

Наука и техника.

После создания Академии наук она становится организующим центром, где трудились видные российские учёные, в том числе М. В. Ломоносов. Кроме того, там работали иностранные историки Г. Миллер и Г. Байер. Среди российских представителей этой же науки также было немало талантливых: В. Татищев, М. Щербатов, Н. Новиков.
Огромных достижений в правление Екатерины II добилась техническая мысль. Лифт, арочный мост через Неву, «самобеглая коляска», оптический телеграф и прожектор - лишь часть проектов и изобретений И. Кулибина. Также важно создание первой паровой машины в России механиком-самоучкой И. Ползуновым.

Итак, открытие «окна в Европу» дало мощный толчок для развития культуры России в 18 веке. Именно в это время искусство окончательно освобождается от влияния церкви, появляются его новые формы и во много раз увеличивается культурное наследие нашей страны.