Абдель Селлу. Ты изменил мою жизнь

Абдель Селлу - человек, который стал известен во всем мире благодаря киноленте «Неприкасаемые». Сюжет этого фильма - история его жизни. За несколько лет до выхода картины на экран, написал книгу воспоминаний Абдель Селлу. «Ты изменил мою жизнь» - произведение о необыкновенной судьбе обычного человека. В статье пойдет речь об этой книге.

Парижанин арабского происхождения

Абдель Селлу родился в Алжире. Но когда мальчику исполнилось четыре года, он оказался в Париже. Родители отдали его на воспитание в бездетную арабскую семью, проживающую во французской столице. Для жителей Серверной Африки в этом поступке не было ничего ни предосудительного, ни необычного. Так поступали многие малообеспеченные жители Алжира. Супруги Селлу отдали сыновей на воспитание дальним родственникам, дочерей же оставили себе: от них дома было больше пользы.

Абдель Селлу, биография которого началась в одном из неблагополучных районов Парижа, никогда бы не написал книгу о своей жизни, если б однажды судьба не свела его с человеком по имени Филипп Поццо ди Борго. Автор произведения, о котором идет речь в это статье, нехотя учился в школе, проводил большую часть времени на парижских улицах в поисках легких денег. Он жил, не задумываясь о завтрашнем дне и о том, какую боль причиняет близким. Так бы прошла вся его жизнь, если б не события, которые легли в сюжет фильма «Неприкасаемые».

Ранние годы

Каким было детство алжирского мальчика? С ним обращались жестоко? Приемные родители не уделяли ему должного внимания и заботы?

Первое, чему научился Абдель Селлу - воровать. Образование его составляли шесть классов школы. В полицейском участке он провел столько времени, что чувствовал себя там как рыба в воде. По крайней мере, до того момента, как ему исполнилось восемнадцать. Но ни родителей, ни окружение, ни парижское общество не обвиняет Абдель Селлу. «Ты изменил мою жизнь» - воспоминания человека, который с ранних лет был убежден в том, что для того, чтобы что-то получить, нет надобности прилагать усилия. Можно просто-напросто протянуть руку и взять.

Приемные родители

Люди, которые взяли Абделя Селлу на воспитание, были выходцами из Алжира. Они никакого понятия не имели о том, как нужно воспитывать детей, какова система образования в парижских школах. Они заботились о приемных сыновьях, покупали им все необходимое. Приемные родители никогда не ограничивали свободу мальчиков. В таких условиях Абдель Селлу - личность чрезвычайно свободолюбивая и энергичная - имел все шансы стать вором и уголовником. Он мог бы провести добрую часть своей жизни за решеткой. Если бы не случай…

Криминальный талант

Учителя нередко выгоняли Абделя из класса, что доставляло ему огромную радость. Арабский мальчик имел возможность изучить содержимое карманов французских детей и обзавестись всем необходимым. В юные годы он уже представлял собой опытного вымогателя. А к двенадцати годам Абдель утратил последний шанс стать законопослушным гражданином. Приемные родители - люди добрые и наивные - едва ли могли что-то изменить в его судьбе.

Завсегдатай кутузки

Так называется одна из глав, из которых состоит книга. Абдель Селлу изменил жизнь постепенно. Этот процесс был длительным и почти незаметным для окружающих. И, как утверждает Абдель, перемены в его жизни не состоялись бы без ненавязчивого вмешательства первого и единственного друга - Филиппа Поццо.

До встречи с французским аристократом Абдель не раз привлекался к уголовной ответственности. Десять месяцев он провел в тюрьме Флери, которую в своей книге с иронией назвал «домом отдыха». До встречи с Филиппом Абдель вел жизнь, которая его вполне устраивала.

В чем заключается главная особенность книги? Ее автор не рассказывает о трудностях бедного арабского юноши, от которого отвернулось французское общество. Скорее, он повествует о жизни лентяя, авантюриста и вора, не желающего начать нормальную жизнь, несмотря на помощь любящих родителей, сотрудников социальных служб и работодателей. Он ничего не хотел менять. Он полагал, что живет правильно.

Филипп Поццо не только изменил его судьбу. Этот человек прежде всего помог Абделю осознать, насколько неверны его представления о жизни.

Пособие по безработице

Что собой представлял в конце восьмидесятых Абдель Селлу? Фото этого человека имеются в этой статье. Они представляют собой изображения обычного, но обаятельного мужчины арабского происхождения. Сложно подумать, что человек этот до двадцати четырех лет не имел никакого представления о честном труде.

Помимо воровства, Абдель практиковал и другой способ получения прибыли. После освобождения из тюрьмы он, прикладывая небольшие усилия, изображал из себя молодого человека, от всей души желающего исправиться. Периодически он являлся на биржу труда, получал очередное направление. Отправляясь к потенциальному работодателю, точно знал, что получит отказ. А стало быть - пособие по безработице. Все шло по плану до того момента, пока он не встретил Филиппа Поццо. Тот, пересматривая сотни кандидатур на должность сиделки, на удивление родственников и друзей остановил свой выбор на молодом необразованном и нагловатом арабе.

Странный союз

Более разных людей представить сложно. Филипп - потомок аристократического рода, человек состоятельный и образованный. Абдель - приемный сын выходцев из Алжира. Филипп Поццо разговаривал на языке Виктора Гюго. Абдель Селлу изъяснялся на парижском жаргоне. Но, как ни странно, необразованный молодой человек с уголовным прошлым не только заслужил доверие французского аристократа, но и поддерживал его на протяжении десяти лет.

Беатрис

В сорок три года Филипп стал инвалидом. Неудачный полет на параплане превратил его в тетраплегика. А за несколько лет до этого события у Беатрис - жены Филиппа - был обнаружен рак. Удивительно, но ужасная авария, произошедшая в 1993 году, привела к тому, что болезнь отступила на два года. Это была ремиссия. И родственники, и врачи поверили в то, что подействовали медикаменты. Абдель прожил в доме Филиппа Поццо более года до того момента, когда у Беатрис случился рецидив.

Со своей инвалидностью друг Абделя смириться смог и без его помощи. Пережить смерть Беатрис в одиночку ему оказалось не под силу. После смерти этой женщины Абдель вытащил Филиппа из депрессии. Необразованный и весьма непредсказуемый араб вернул французскому богачу вкус к жизни. Как ему это удалось?

Снова научиться жить

Абдель устраивал своему подопечному неожиданные и сумасшедшие приключения. Одно из них создатели художественного фильма «Неприкасаемые» включили в сюжет.

Абдель и Филипп отправились на конференцию. Араб-сиделка - за рулем «Ягуара». Но так случилось, что в спешке водитель нарушил правила дорожного движения. Дальнейшие полчаса представляли собой сцену, в которой актерские способности обнаружил не только авантюрист Абдель, но и интеллигентный Филипп. Чем закончилось это приключение, знают все, кто смотрел фильм о жизни этих двух необыкновенных людей. Но мало кому известно, что подобных приключений было немало. Для того чтобы узнать больше о мужской дружбе, о сострадании и взаимопомощи, следует прочитать книгу, которую написал Абдель Селлу.

«Ты изменил мою жизнь»: отзывы

История о дружбе людей из разного социального мира стала чрезвычайно популярна. Союз двух столь непохожих друг на друга людей не может не восхитить. Один - физически здоров и нуждается в деньгах. Другой имеет все, о чем мечтает друг, но лишен возможности передвигаться самостоятельно. Абдель - человек невежественный. Филипп не просто образован. Он является тонким знатоком в различных сферах искусства. И эти люди, такие разные на первый взгляд, на протяжении десяти лет проводили большую часть своего времени вместе. Они находили общие темы для беседы, организовывали совместные поездки.

История, которую поведал Абдель Селлу в своей книге, не оставила равнодушными читателей. По крайней мере, те, кому она знакома, оставляют о произведении исключительно хвалебные отзывы.

Перемены в жизни

Абдель уверен, что Филипп изменил его судьбу. В своей книге, он рассказывает о том, как ему это удалось. Филипп Поццо мало что знал о прошлом своего друга. Он нередко пытался вызвать Абделя на разговор, но тот напрочь отказывался вспоминать, а тем более анализировать свою жизнь. Но однажды Филиппу удалось достучаться до своего друга. Абдель посетил Алжир и навестил свою семью. Удивительно, но все те годы, которые он прожил в Париже, он мало что помнил о родном городе. Но стоило ему переступить порог родительского дома, воспоминания нахлынули. А вскоре Абделю поступило предложение написать книгу. Именно Филипп убедил его не отказываться от этой, казалось бы, сумасшедшей идеи.

Мемуары

Абдель Селлу - писатель? Тем, кто был знаком с этим человеком в середине восьмидесятых, показалось бы, что подобное утверждение фантастично. Читать Абдель начал лишь после того, как провел несколько лет в доме французского аристократа. Филипп рассказывал ему об истории литературы. В мир искусства он старался посвящать своего друга ненавязчиво, вскользь. И, возможно, именно благодаря такому подходу Абдель изменил свой внутренний мир.

Его книга написана простым, но живым языком. Интерес у читателей она вызывает прежде всего благодаря искренности. В своих воспоминаниях Абдель не стремится казаться лучше. Он анализирует свои поступки строго и беспристрастно. -----Абдель признается, что работа сиделки, которая изначально привлекла его возможностью зарабатывать и регулярно пользоваться роскошными хозяйскими автомобилями, впоследствии полностью изменила его взгляды на жизнь.

Единственный друг

Прошли годы. Сейчас Абдель уже не сопровождает повсюду Филиппа. Он давно не выступает в роли помощника и сиделки человека, прикованного к инвалидному креслу. Они - просто друзья. У каждого своя жизнь. Абдель основал птицеферму, в чем также немалую роль сыграл Филипп.

Автор знаменитой книги воспоминаний женился. Сегодня он - добропорядочный отец троих детей. Абделю Селлу удалось наладить отношения с родителями: как с родными, так и с приемными. В эпилоге своей книги он признается читателям, что в жизни у него было немало приятелей, сообщников и подельников. Друг же - всего один. Имя его - Филипп Поццо ди Борго.

Впрочем, прикованность к инвалидной коляске совсем не мешает Филиппу наслаждаться полноценной и счастливой жизнью.

Его руками и ногами, а впоследствии и лучшим другом стал парень из неблагополучной семьи, который чудесным образом проникся нежнейшими чувствами к человеку из непривычного для него окружения.

Магия легкого юмора с примесью жизненной драмы покорила сердца зрителей и критиков. После просмотра фильма появляется желание жить, жить, несмотря ни на что.


Динамичный сюжет ленты, казалось бы, придуман опытным сценаристом. Однако за ним стоит реальная история жизни одного французского бизнесмена.


Фильм снят по книге некоего Филиппа Поццо ди Борги под названием «Второй шанс ». Именно автор и стал прототипом главного героя, аристократа, который в результате серьезной травмы стал инвалидом.


Филипп был успешным бизнесменом из известного корсиканского рода, берущим свои корни еще от первых крестоносцев. Он был жутким авантюристом, любил риск.


Однажды он вылетел на своем параплане в грозовую погоду. Решение было не из лучших. В итоге мужчина разбился, врачам удалось спасти его, но его тело полностью парализовало.


Реальным прототипом сенегальца Дрисса Бассари был выходец из Марокко Абдель Селе . Парень был непутевым: зарабатывал на жизнь мелкими кражами, а после недолгой отсидки жил за счет пособия для безработных.


Почему бедняк, не имеющий представления о жизни высшего общества Парижа , сошелся с Филиппом? Он оказался таким же отчаянным и рисковым парнем. Абдель понял, что инвалиду нужна не жалость, которую к нему проявляли предыдущие сиделки, а драйв, возвращения вкуса к жизни.


Селе рано потерял родителей, поэтому жил в семье дальних родственников, которым было плевать на воспитание мальчика. Жизнь он познал на улицах. Направляясь к Филиппу, Абдель собирался получить очередной отказ, но когда он увидел роскошный дом богача, решил поработать на него.


Абдель постепенно начал интересоваться книгами, которые читал Филипп, вместе они много путешествовали. Аристократ обучил бедняка манерам и изменил взгляды на жизнь. Взамен тот заряжал друга позитивными эмоциями и давал ему чувство свободы.


Спустя некоторое время Абдель познакомился с девушкой, которая покорила его сердце. Он переехал в Марокко и создал свою семью. Впрочем, дружба не прекратилась, иногда он навещает Филиппа с семьей.


Поццо ди Борги также нашел свою половинку, вместе с которой прилетает в гости к лучшему другу.


«Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга» , — именно так описал свою дружбу с Абделем Филипп в своем автобиографическом романе «Второй шанс».


Эта невероятная история заставляет поверить в настоящую дружбу. Казалось бы, совершенно разные люди нашли друг друга, навсегда связав себя товарищескими узами.

Желаю, чтобы у каждого человека был такой друг, который не бросит его даже если с ним, не дай Бог, приключится какое-то несчастье. Не зря ведь говорят, что друзья познаются в беде.

Филипп Поццо ди Борго

Второе дыхание

Оригинальное название: «A Second Wind» - Philippe Pozzo di Borgo

«Второе дыхание» - Филипп Поццо ди Борго

Переводчики : regulushotl, gojungle, Elena_Panteleeva,Zhuzheli4a,

padfoo, lalalablabla,Shurshunchik, Verity58

Редактор: Наталья Кибардина

Переведено для группы: http://vk.com/world_of_different_books

На http://notabenoid.com/book/49010 /

на переводчиков и группу ЗАПРЕЩЕНО!

Пожалуйста, уважайте чужой труд!

Аннотация

Пострадав в результате несчастного случая, богатый аристократ Филипп нанимает в помощники человека, который менее всего подходит для этой работы, - молодого жителя предместья, Абделя, только что освободившегося из тюрьмы. Несмотря на то, что Филипп прикован к инвалидному креслу, Абделю удается привнести в размеренную жизнь аристократа дух приключений.

По книге снят фильм, Intouchables, который в российском прокате шел под названием 1+1.

Предисловие

«Он был просто невыносимым, самодовольным, горделивым, жестоким и непоследовательным человеком. Без него я бы сгнил заживо... Он был моим дьяволом-хранителем ».

Будучи потомком двух знаменитых французских семей и директором одного из самых известных в мире домов шампанских вин, Филипп Поццо ди Борго был не из тех, кто привык просить о помощи. Тогда, в 1993 году, сразу после диагностирования неизлечимого заболевания у его жены, несчастный случай на параплане оставил его полностью парализованным.

Коротая дни за высокими стенами своего дома в Париже, Филипп обнаружил, что стал современной версией «неприкасаемого» - неспособным общаться с кем-либо, потому что люди боялись общаться с ним. Единственным, на которого не влияло состояние Филиппа, оказался человек, всю жизнь стоявший на отшибе общества, – Абдель, безработный, бездомный алжирский иммигрант, который станет его невероятным опекуном. Между трагичными и смешными событиями он поддерживал жизнь Филиппа следующие десять лет.

«Второе дыхание», на основе которого снят фильм «Неприкасаемые» - это вдохновляющая история о двух людях, которые отказались просить о помощи, чтобы затем изо всех сил помогать друг другу.

Филипп Поццо ди Борго провел свое детство в Париже, Лондоне, Амстердаме, Тринидаде, Марокко, Алжире и Корсике. Сейчас он живет в Марокко. Потомок графов Поццо ди Борго и маркизов де Вогюэ, он также является бывшим директором винодельческого дома Поммери 1 .

Посвящается моим детям, «чтобы работа продолжалась».

Бессвязные воспоминания

Линией разлома, проходящей через мои кости, через каждый мой вздох, мог бы стать день аварии: 23 июня 1993 года, когда я был парализован. Но 3 мая 1996 года, в день Святого Филиппа, умерла Беатрис. Так что теперь у меня нет прошлого, нет претензий к будущему, есть всего лишь боль, которую я чувствую каждую секунду. Я потерял Беатрис, и меня переполняет вездесущее чувство потери. И все же есть будущее, это наши двое детей, Летиция и Робер-Жан.

До аварии я был кем-то, кто стремится оставить свой след в этом мире, поучаствовать в событиях. С тех пор я стал жертвой бесконечных мыслей, а со смертью Беатрис, и пленником бесконечного горя.

Туманные, расплывчатые воспоминания вышли из этих руин, воспоминания, которые, смешиваясь с болью паралича и траура, размывались во время моих бессонных кофеиновых ночей. Поискав глубоко внутри себя, я обнаружил портреты людей, которых я потерял. Тогда мои длинные, молчаливые бдения начали возвращать давно забытые моменты счастья. Моя жизнь текла мимо меня в потоке образов.

Я не мог говорить в течение первых нескольких месяцев после аварии, потому что мне была сделана трахеотомия, операция по установке трубки в горло для подключения к аппарату искусственной вентиляции легких. Один мой друг установил компьютер и соорудил набор элементов управления для меня под подбородком. Алфавит постоянно прокручивался на экране, и всякий раз, когда я останавливал курсор, выбиралась одна буква. Медленно эти буквы сливаются в слова, предложения, абзацы. Я выбирал правильные слова, так как изнурительные усилия, необходимые для их ввода, обязывали к точности. Каждая буква имела свой вес, вставая, как якорь. Мне очень понравилась дотошность всего этого. И у меня был товарищ по оружию, Жан-Доминик Боби 2 , автор книги «Скафандр и бабочка», который писал миганием и умер, когда дошел до последней буквы.

Мои собственные слова душат меня, когда я думаю о тех, кто умер в одиночестве, не имея возможности говорить, не чувствуя ни малейшей надежды.

Лежа в постели по ночам, я плохо сплю. Я парализован, в конце концов. Через некоторое время после того, как трубка из трахеи была удалена, и я мог снова говорить, мне положили на живот магнитофон. Он останавливается, когда наступает тишина, и не запускается снова, пока что-то новое не будет сказано. Я никогда не знаю наверняка, были ли записаны мои слова. Часто я не могу подобрать нужных слов. Очень трудно рассказывать историю, когда вы не сидите за столом, подперев ваш лоб левой рукой, с листом бумаги перед собой. Когда вы не можете просто писать, не задерживаясь, зачеркивать каракули или начинать новый лист. Когда есть только голос кого-то, кто мог бы быть мертв, и магнитофон безвозвратно записывает то, что вы говорите. Ни возвращений к написанному, ни редактирования. Снимки прерывистой памяти...

Сейчас я упустил нить своего повествования. Лежу в темноте, и все мое тело болит. Мои плечи горбятся, я чувствую стреляющие боли справа вверху, как будто в меня воткнули нож. Я должен это остановить. Мой кот Фа-диез прекрасно проводит время, карабкаясь по моему телу, которое дрожит и выгибается назад, как будто умоляя и прося чего-то у Бога. Спазмы и сокращения, всего этого слишком много для меня, от бессилия наворачиваются слезы. Кот, как обычно, являет собой картину веселого безразличия. Он проводит всю ночь, играя на мне, как если бы он нуждался в моей судорожной дрожи, чтобы чувствовать себя живым.

У меня под кожей постоянно горит огонь, от моих плеч до кончиков пальцев рук и ног, все раскалено и готово вспыхнуть в любой момент. По огню в своем теле я могу предсказать, будет ли завтра хорошая погода или дождь. Я чувствую жгучую, изматывающую боль в руках, ягодицах, бедрах, в коленях, у основания икр.

Они четвертовали меня, вытянув руки и ноги в надежде, что это принесет мне некоторое облегчение, но боль не ослабевает. Они называют это фантомными болями. Призрак моей задницы! Я плачу, потому что мне больно, не потому, что грустно. Жду слезы, которые дают мне некоторую передышку, плачу, пока не впаду в оцепенение.

Раньше мы занимались любовью ночью при свечах, шепча друг другу. Она засыпала в ранний час на изгибе моей шеи. Я до сих пор с ней разговариваю.

Иногда, больной от одиночества, я обращаюсь к Флавии – студентке института кинематографии. У нее лучезарная улыбка, пышные губы, насмешливая левая бровь. Когда она стоит спиной к окну в своем развевающемся светло-голубом платье, она не понимает, что могла бы с таким же успехом ничего не носить, что ее двадцатисемилетнее тело все еще может вызывать видения. Я позволил ей все переписать, я лишен приличий, а она пронизана светом.

Кот возвращается, чтобы снова сесть мне на живот. Когда он шевелится, мое тело временами как будто возмущается пребыванию здесь кота, а не Беатрис.

И все же я должен говорить о хороших временах, должен забыть страдания. Почему бы не начать с текущего момента моей жизни, когда смерть желанна, потому что воссоединит меня с Беатрис. Я покину тех, кого люблю, чтобы быть с той, которую люблю больше всего на свете. Даже если рая и не существует, я верю, что он будет там, где будет она, потому что она очень в него верила. Потому что это то, чего хочу я. Освободившись от всех наших страданий, мы будем вместе там, сплетенные в объятиях друг друга, наши глаза закрыты для вечности. Шелест шелковых крыльев, развевающиеся светлые волосы Беатрис...

Некоторые семьи известны тем, что каждое их поколение оставляет свой след в истории, обозначая целую эпоху деталями своего выдающегося жизненного пути. Семья Поццо ди Борго, чья родина - Корсика, как раз является одной из подобных семей, где одно только упоминание имени вызывает мириады образов, воспоминаний и исторических анекдотов.

Валентина Поццо ди Борго выросла на фамильных историях, которые рассказывали о замечательных личностях из ее рода. Увлечённая парфюмерией, она стремится сегодня показать своё генеалогическое древо в коллекции ароматов, где каждый запах был бы вдохновлён характером одного из представителей семьи Поццо ди Борго и назван по дате его или её рождения.

Valentine Pozzo di Borgo : «Идея марки Pozzo di Borgo - это мечта, которую я всегда хотела воплотить. В моей семье было множество известных миру людей. Основная идея моего дома заключается в том, чтобы создать ароматный портрет членов семьи Pozzo di Borgo.

Я попала во Вселенную парфюмерии благодаря своей матери, которая растила меня в окружении запахов, парфюмеров, пробников ароматов, что и подтолкнуло меня в последствие к моей настоящей профессии и созданию марки Pozzo di Borgo.

Вначале я хотела использовать имена членов семьи Pozzo di Borgo в качестве названий ароматов, но потом испугалась, что люди могут не сориентироваться в именах. В дальнейшем я решила остановиться на датах рождения, ибо это не только указывает на человека, с которым ассоциируется аромат, но также позволяет создать образ эпохи вокруг этой даты. Если в случае с моим именным ароматом (23 Января 1984) - это 80 годы 20 века, то аромат, посвящённый Карлу Андреа Поццо ди Борго (8 Марта 1764) - это другая эпоха!"

Два первых аромата коллекции уже выпущены, ещё два находятся в процессе создания.

Carl Andrea Pozzo di Borgo , портрет кисти Карла Брюллова, 1833-1835

Граф Карл (Карл Андрей) Осипович Поццо ди Борго - российский дипломат и государственный деятель, происходивший из знатного корсиканского рода. Получив юридическое образование, Граф Поццо ди Борго принимал активное участие в политической и дипломатической жизни Корсики и Франции. В 1796 году эмигрировал в Англию. В 1799 году сопровождал А. В. Суворова в его итальянском походе.

На русскую службу был принят 28 сентября 1805 года и причислен к Коллегии иностранных дел с чином статского советника. После заключения Тильзитского мира вышел в отставку и поселился в Вене; взаимная ненависть Карла Андрея и Наполеона I привела к тому, что последний потребовал выдачи Графа Поццо ди Борго, из-за чего Карлу Андрею пришлось бежать в Лондон.

В 1812 году Карл Андрей был вызван императором Александром I в Россию. В 1814 году пожалован в генерал-адъютанты и назначен полномочным послом России во Франции. В январе 1835 года он получил назначение послом в Лондон. В декабре же 1839 года, в связи с ухудшением здоровья, был освобождён от всех должностей и уехал во Францию, где и провёл остатки своих дней. - Прим. Автора

Этот умный и обладающий множеством талантов мужчина вдохновил марку Pozzo di Borgo на создание современного аромата с тёплыми и сильными нотами, действительной данью великой классике мужских ароматов.

8 Марта 1764 вызывает в памяти тонкий аромат капли коньяка, растворённой в обжигающе горячем кофе, эта нота раскрывается на элегантном древесном фоне. Решительно мужской аромат, для властных мужчин.

Его характер : ДипломатичныйПроницательныйНеунывающийУбедительный

Верхние ноты : экстракт мандарина, экстракт элеми, экстракт бергамота
Средние Ноты : экстракт кориандра, экстракт коньяка, лабданум
Ноты основы : стиракс, ветивер, бензоин

, парфюмер : “Он включает основные географические направления, связанные с историей семьи Поццо ди Борго: Россию, представленную традиционным ароматом «Русской кожи», созданным с помощью аккордов стиракса, ветивера и кожаных нот; Корсику с её зарослями вечнозелёных кустарников, чей аромат передан эссенцией ладанника и, наконец, Парижский шик, сконцентрированный в дуэте цитрусовых нот и элеми.

Этот мощный и крепкий аромат напоминает о путешествии Карла Андреа Поццо ди Борго с Корсики во дворец царя Александра I. Свежие и пряные цитрусовые ноты соединяются с тёплыми и округлыми аккордами Русской кожи. Мы представляем этот аромат как современное прочтение прошлого, используя богатые старинные ингредиенты в современной аранжировке.”

Valentine Pozzo di Borgo, создательница дома Pozzo di Borgo

Валентина Поццо ди Борго родилась 23 января 1984 года. Эта молодая женщина мечтала об аромате, отражающем её сущность. Но как можно заключить в один флакон свежесть и изысканность, лёгкость и выраженную силу характера, чувственность и энергичность?

В итоге получился очень личный и светлый аромат, в котором белые пудровые ноты ириса встречаются с зелёной свежестью листьев инжира под чувственным мускусным покрывалом, согретые жаркими специями. Аромат динамичный, но женственный, для женщин обладающих естественной грацией… Валентина создавала аромат в сотрудничестве с парфюмером Виолен Коллас.

Violaine Collas , парфюмер: “Я с детства хотела заниматься парфюмерией. Уже в 12 лет я решила, что стану парфюмером и никем больше. Я делала всё, чтобы успешно завершить все необходимые этапы обучения для того, чтобы поступить в ISIPCA, учёба в которой дала мне шанс одновременно трудиться в Florescent вместе с Домиником Ропионом.

Встретив Валентину, я поняла, что её характер мне многое говорит и вдохновляет меня, особенно - заметный контраст между крайне естественной и жизнерадостной стороной её личности, которая мне очень импонировала, и сильной, подверженной страстям, другой её ипостаси.

Это разнообразие черт характера Валентины очень облегчало мне работу над ароматом, так как множество идей, отображающих разные грани характера, легко приходили на ум. Её принадлежность к корсиканской семье также определила направленность звучания аромата, его средиземноморскую ноту. Для меня, этот аромат предназначен не для женщины, но для Характера».”

Ее характер : ЭлегантностьЭнергичностьКреативностьОтвага

Аромат открывается волной свежих и лёгких нот, слегка усиливающимся звучанием кардамона. Спустя некоторое время после испарения первых нот, появляются цветочные и пудровые аккорды ириса, которые предворяют элегатный женственный инжир.

Верхние : кардамон, масло итальянского бергамота, масло петитгрейна
Средние : инжир, ирис, масло кориандра
Основа : бензойная смола из Сиама, ветивер, мускусы

Valentine Pozzo di Borgo : «При создании своих первых ароматов я вдохновлялась генеалогическим древом нашей семьи. В случае с мужским ароматом, это был порыв…мы работали с Филиппом Бусстоном над нотой, которая мне нравилась, и она вдруг напомнила образ моего двоюродного прапрадедушки, насколько я могу судить по рассказам о нём. Я тут же решила создать мужской аромат в его честь.

Что касается женского аромата, мы работали над множеством нот, в итоге я остановилась на нотах инжира и ириса, которые мне предложила Виолен. Я тут же узнала себя в аромате и решила, что первый женский парфюм в моей коллекции будет ароматом, представляющим меня, который я смогу носить и который, к слову, я ношу с того момента, как он был создан.

Я так же решила создать ароматы, которые смогут носить как мужчины, так и женщины. был вдохновлён такими чертами как креативность, энергичность, отвага и осмотрительность. Качества, которые запросто могут быть присущи мужчине, а при создании я представляла себе человека жизнерадостного, убедительного, дипломатичного... по-моему, женщина может сочетать в себе такие качества.

Для разработки дизайна флакона мы решили обратиться к Пьеру Динану, так как он является другом нашей семьи, сколько я себя помню, и я действительно хотела, чтобы дизайном занимался человек, который когда-то помогал моему деду по материнской линии с созданием ароматов»

ДИЗАЙН ФЛАКОНОВ


Pierre Dinand, дизайнер: “После завершения изучения архитектуры я решил заняться рисованием парфюмерных флаконов по просьбе Элен Рошас. Первый опыт - флакон для Madame Rochas был успешен, потом мне представили Пьера Бальмена, дальше были работы для Guerlain, Christian Dior, Yves Saint Laurent …вот уже более пятидесяти лет я ничем другим не занимаюсь. Я абсолютно забыл архитектуру.

Я черпаю вдохновение в основном из работ кутюрье. Большой удачей была возможность встретить Кристобаля Баленсьагу, Пьера Кардена, Пако Рабанна, Кельвина Кляйна, Юбера дё Живанши, Джорджио Армани …все эти великие кутюрье носили идеи, порой чудаковатые, но в них всегда было что-то важное.

История создания флаконов для марки Pozzo di Borgo - это захватывающая история, потому что я хорошо знал историю этой семьи, так же как и историю их фамильного замка на Корсике - Château de la Punta, который был построен из камня, оставшегося после разрушенного пожаром дворца Тюильри."


23 Мая 1871 года мятежники Коммуны перед походом на Версаль решили поджечь Дворец Тюильри - этот символ абсолютизма. Когда, в 1882 году, было решено окончательно разрушить остатки дворца, Жером Поццо ди Борго и его сын Карл, племянник Российского посла и яростного врага Наполеона I, Карла Андреа Поццо ди Борго, купили большую часть камня, оставшегося от разрушения Дворца Тюильри, чтобы построить фамильный замок в местечке Алата, не далеко от Аяччо. Около восьмидесяти лет спустя, в Августе 1978 , пожар разрушил крышу замка, нанеся зданию значительный ущерб. В 1991 году Генеральный Совет Южной Корсики выкупил Замок Ла Пунта и 40 гектар парка у семьи Поццо ди Борго. Восстановление крыши Замка было завершено в 1996 году, остановив дальнейшее разрушение здания. - Прим. Автора


Pierre Dinand, bottle designer: "Мало кто знает, что фасад этого замка украшен каннелированными колоннами, которые и вдохновили меня на создание флаконов. Мы решили сделать крышки флаконов из дерева, вдохновляясь лесами, росшими вокруг замка. Светлую для женского аромата, более тёмную, с серым оттенком, для аромата мужского. Золото напоминает деревянную отделку дворца Тюильри.

Я создал одинаковые флаконы для женского и мужского ароматов - высокие и элегантные, представляющие величие Карла Андреа и изящность Валентин. Я согласился принять участи в этом проекте, потому что знаю эту семью уже более 40 лет, и, более того, за идеей марки стоит настоящая история, а это завораживает»”

Посмотрев, глазами моей подруги фильм «1+1. Неприкасаемые» и узнав, что герой, вдохновивший создателей этого фильма, существует в реальности, я загорелся идеей увидеть его.

*Фильм «1+1» рассказывает о дружбе между парализованным аристократом и его чернокожим помощником. Прототип главного героя — Филипп Поццо ди Борго был удачливым французским бизнесменом и известным парапланеристом, но после несчастного случая, случившегося с ним в 1993 году, когда ему было 42 года, он остался полностью парализованным. Вышедшая в 2012 картина была удостоена номинаций на премии «Золотой глобус» и BAFTA .

Между словом и делом всегда есть определенный разрыв – перемещение в пространстве требует времени. Поэтому из Марокко, где живет Филипп Поццо ди Борго со своей женой, детьми и помощником, я вернулся только через полтора года после того памятного киносеанса. Филипп Поццо ди Борго – человек, неподвижный лишь с виду: он приводит в движение людей и события вокруг себя.

В почти пустынной деревне в трех километрах от океана стоит прекрасный дом семейства Поццо ди Борго, спроектированный буркинийским архитектором.

То, что с первого взгляда бросается в глаза, даже если человек слепой, как я, это неиссякаемая сила, которая несомненно берет начало в его крайней уязвимости. Этот человек отличается искрометным юмором и неподражаемой простотой. Он говорит все начистоту, потому что ему нечего отстаивать и просто нечего больше скрывать.

Познакомила нас журналистка, Мари Кланшар (Мари Кланшар написала книгу «Будущее - внутри нас», основой для которой стали интервью 43 человек, среди которых были Филипп Поццо ди Борго и Жан-Пьер Бруйо). За время переписки мое желание встретиться с этим необыкновенным человеком только усилилось.
Мы общались около трех часов, я ничего заранее не планировал, не придумывал вопросов, мы даже не затронули тему силы духа, по крайней мере прямо.

Я не буду в подробностях передавать нашу беседу, это просто невозможно, но я хотел бы рассказать об одном факте, который, на первый взгляд, кажется удивительным.

Филипп получает огромное количество писем и, казалось бы, они должны быть от людей с инвалидностью, но это совсем не так.

Ему пишут не «забитые и убогие инвалиды», а вполне себе здоровые, по крайней мере внешне, люди. Филипп ежедневно глазами Эмелин и своих помощников читает о трагических историях жизни, вроде бы, нормальных обывателей. Он рассказал, что, сам того не желая, стал, в каком-то роде, духовником, исповедником для многих. Этот наплыв личных драм и экзистенциальных проблем застал его врасплох и настолько поразил, что ему пришлось брать консультации у профессионального психолога, чтобы грамотно помогать обратившимся.

Это его признание о советах психолога вызвало у меня улыбку, потому что у этого человека просто фантастический дар выслушивать, не судя. И лично мне кажется, что Филиппу, чтобы помогать ближнему, вполне хватает его доброты, отзывчивости, благодушия и какого-то внутреннего умиротворения.

Филипп, неподвижно лежа в своей кровати, рассказывает о себе, в том числе и тяжелые вещи, с присущим ему юмором:

«В конце концов, горизонтальное положение, привычное для корсиканцев , позволяет расставить все по своим местам, принять относительность всего на свете, абстрагироваться и расслабиться. Отличное упражнение для смирения».

Еще одно слово, периодически появляющееся в речи Филиппа, — уважение. Оно могло бы охарактеризовать всю его натуру, если бы в одно слово могла вместиться вся природа человека.
Я почувствовал, насколько он внимателен к другим: к нему пришел посетитель, и меня пригласили присутствовать во время беседы. Я слушал очень внимательно. Филипп очень уважительно относится к другим, он сам — просто воплощенное уважение.
Филипп несколько раз вспоминал своего друга Жана Ванье, основателя международной гуманитарной организации «Ковчег», которая оказывает помощь людям с проблемами умственного развития. Это великий человек с любящим сердцем, который не понаслышке знает, что такое «другие люди» и как меняют они человека, работающего с ними.
Надо сказать, что я был очень тронут «господином неприкасаемым», его слова помогают увидеть мир даже слепым!

В его присутствии ощущаешь необычайность обыденного…