Гоген годы жизни. Биография поля гогена и описание картин художника

французский живописец, скульптор-керамист и график

Поль Гоген

Краткая биография

Эже́н Анри́ Поль Гоге́н (фр. Eugène Henri Paul Gauguin [øˈʒɛn ãˈʁi ˌpol ɡoˈɡɛ̃]; 7 июня 1848 - 8 мая 1903) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. В начале 1870-х годов начал заниматься живописью как любитель. Ранний период творчества связан с импрессионизмом. С 1880 года участвовал в выставках импрессионистов. С 1883 года профессиональный художник. Работы Гогена при жизни не находили спроса, художник был беден. Картина Гогена «Когда свадьба?» - одна из самых дорогих проданных картин.

Биография и творчество

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814-1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825-1867), была родом из Перу из богатой креольской семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803-1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

В 1849 году, после неудавшегося антимонархического переворота, Кловис, не чувствуя себя в безопасности на родине, решил покинуть Францию. Вместе с семьей он погрузился на судно, идущее в Перу, где намеревался осесть в семье своей жены Алины и открыть собственный журнал. Этим планам не суждено было сбыться. По пути в Южную Америку Кловис умер от сердечного приступа.

Таким образом, до семилетнего возраста Поль жил в Перу и воспитывался в семье матери. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам.

В 1855 году, когда Полю было 7 лет, он с матерью возвращается во Францию, чтобы получить от дяди по отцовской линии наследство, и селится в Орлеане со своим дедом. Гоген быстро учится французскому языку и начинает преуспевать в образовании. В 1861 году Алина открывает швейную мастерскую в Париже, а её сын готовится к поступлению в Мореходное училище. Но он не выдерживает конкурса и в декабре 1865 года нанимается в плавание в качестве «курсанта», или ученика лоцмана. До 1871 года он почти непрерывно будет находиться в плавании по всему свету: в Южной Америке, в Средиземном море, в северных морях. Будучи в Индии, он узнаёт о смерти матери, которая в своём завещании рекомендует ему «сделать карьеру, так как он совершенно не способен вызвать к себе расположение друзей семьи и может вскоре оказаться очень одиноким». Однако, прибыв в Париж в 1872 году, получает поддержку знакомого ему с детства друга матери Гюстава Арозы, биржевого дельца, фотографа и коллекционера современной живописи. Благодаря его рекомендациям Гоген получает должность биржевого брокера.

В 1873 году Гоген женится на молодой датчанке Мэтте-Софи Гад, вхожей в семью Ароза. Гоген становится и отцом: в 1874 году рождается сын Эмиль, в 1877 году - дочь Алина, в 1879 году - дочь Кловис, в 1881 году - сын Жан-Рене, в 1883 году - сын Поль. В последующие десять лет положение Гогена в обществе укреплялось. Его семья занимает все более комфортабельные квартиры, где особое внимание уделяется мастерской художника. Гоген, как и его опекун Ароза, «коллекционирует» картины, особенно импрессионистов, и понемногу пишет их сам.

С 1873-1874 года появляются его первые пейзажи, один из них будет выставлен в Салоне 1876 года. Гоген знакомится с художником-импрессионистом Камилем Писсарро до 1874 года, но их дружеские отношения завязываются с 1878 года. Гогена приглашают участвовать в выставках импрессионистов с начала 1879 года: коллекционера постепенно воспринимают всерьёз и как художника. Он проводит лето 1879 года у Писсарро в Понтуазе, где пишет сады и сельские пейзажи, похожие на пейзажи «мэтра», как и всё то, что он будет писать вплоть до 1885 года. Писсарро знакомит Гогена с Эдгаром Дега, который всегда будет поддерживать Гогена, покупая его картины и убеждая это делать Дюрана-Рюэля, торговца картинами импрессионистов. Дега станет владельцем около 10 полотен Гогена, в том числе «Прекрасная Анжела», «Женщина с плодом манго», или «Хина тефатоу»

В 1884 году Гоген переехал с семьёй в Копенгаген, где продолжал работать брокером. Однако после того, как стал заниматься живописью всё своё время, Поль оставляет жену и пятерых детей в Дании и возвращается в Париж в 1885 году.

В 1886-1890 годах Гоген почти всё время проводит в Понт-Авене (Бретань), где общается с группой художников, близких к символизму. Первый раз художник направился туда в 1886 году, желая отдохнуть от Парижа и немного сэкономить: жизнь там была заметно дешевле

Остров Мартиника, куда Гоген уехал в 1887 году вместе с художником Лавалем, с которым он познакомился в Бретани, помог совершить в творчестве мастера эволюцию, сделав заметными в его работах японские влияния.

В 1887-1888 годах посетил Панаму, где наблюдал строительство Панамского канала. В 1888 году некоторое время жил у Ван Гога в Арле и работал с ним. Пребывание закончилось ссорой, связанной с одним из первых приступов помешательства у Ван Гога.

Испытывая с детства, проведённого в Перу (на родине матери), тягу к экзотическим местам и считая цивилизацию «болезнью», Гоген, жаждущий «слиться с природой», в 1891 году уезжает на Таити, где проживал в Папеэте и где в 1892 году пишет целых 80 полотен. После кратковременного (1893-1895) возвращения во Францию, из-за болезни и отсутствия средств он навсегда уезжает в Океанию - сначала на Таити, а с 1901 года на остров Хива-Оа (Маркизские острова), где берёт себе в жены молодую таитянку и работает в полную силу: пишет пейзажи, рассказы, работает журналистом. На этом острове он и умирает. Несмотря на болезни (в том числе проказу), бедность и депрессию, приведшую его к попытке самоубийства, лучшие свои работы Гоген написал именно там. Наблюдение за реальной жизнью и бытом народов Океании сплетаются в них с местными мифами.

Известность и влияние

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ. Влияние творчества Гогена на искусство XX века бесспорно.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.

В честь Гогена назван кратер на Меркурии.

О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). В 2003 году был снят очередной фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли - «Найденный рай» (2003), в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году вышел в прокат французский фильм «Гоген. Путешествие на Таити» с Венсаном Касселем в главной роли о периоде жизни художника в Полинезии (премьера фильма в российском прокате состоялась 2 ноября 2017 года).

Галерея

Шьющая женщина (1880)

Видение после проповеди или Борьба Иакова с ангелом (1888)

Кафе в Арле (1888)

Женщина с цветком (1891)

Дух мёртвых не дремлет (1892)

А, ты ревнуешь? (1892)

Женщина, держащая плод (1893)

Её звали Вайраумати (1893)

Забава злого духа (1894)

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? (1897-1898)

Больше никогда (1897)

Сбор плодов (1899)

Натюрморт с попугаями (1902)

Поль Гоген в кино

  • Дикарь / Гоген. В поисках рая (реж. Эдуард Делюк, 2017)
  • Жёлтый дом (реж. Крис Дурлахер, 2007)
  • Найденный рай (реж. Марио Андриччион, 2003)
  • Волк на пороге / Овири / Гоген, нищета у порога (реж. Хеннинг Карлсен, 1986)
  • Гоген: дикарь и гений (реж. Филдер Кук, 1980)
  • Жажда жизни (реж. Винсенте Миннелли, 1956)
Категории:

«Никто не хочет моих картин, потому что они не такие, как у других художников…

Странная, безумная публика, которая требует от живописца максимально возможной оригинальности - и при этом не приемлет его, если его произведения не напоминают произведения других!» Произведения Гогена никогда не напоминали других. Потому что он всю жизнь сам изобретал свое искусство.

Сегодня его называют одним из самых дорогих художников мира. В 2015 году его картина «Когда свадьба?» была куплена за 300 миллионов долларов. Если бы нищий расклейщик афиш Поль Гоген знал об этом в середине 1880-х, он посмеялся бы. Его судьба не предвещала ни славы, ни богатства, ни всемирного признания.

Скиталец

Кажется, Полю Гогену на роду было написано скитаться по миру. Его бабушка Флора Тристан покинула Францию и отправилась в Латинскую Америку. Сам он родился в Париже в 1848 году, но довольно быстро его семья отправилась к родственникам в Перу. В пути, во время этого переезда, умер отец. В 17 лет Поль нанялся на торговый корабль и увидел Чили и Бразилию… Что его манило? Желание все время быть в пути, не сидеть на месте. А может быть, пугали серые будни во французском Орлеане, где семья оказалась после возвращения из Перу. Иногда кажется, что Гоген провел в пути половину жизни.

Биржевой брокер

Эпопея с торговым флотом стоила Полю расположения матери. Но опекун, друг семьи Гюстав Ароз, помог юноше и устроил его работать на биржу. Начались годы процветания, Гоген женился на датчанке Метте Гад, у него родились пять детей, он был доволен и жизнью, и своим хобби. По воскресеньям, когда выдавалось свободное время, он рисовал.

Поначалу это было лишь приятное увлечение. А потом, при посредничестве того же Ароза, он познакомился с импрессионистами, понял, как близки ему их идеи, принимал участие в выставках… И постепенно почувствовал, что живопись — это его настоящее призвание.

В нищете

Отказ от работы на бирже и решение посвятить себя искусству не поняла и не приняла Метта. Она решила жить в родном Копенгагене со всеми детьми, кроме младшего, который остался с отцом. Они оказались в Париже в настоящей нищете: выставки не кормили, картины не продавались, и иногда их приходилось оставлять трактирщикам в оплату за гостеприимство. А будущий самый дорогой художник мира зарабатывал, расклеивая на парижских улицах афиши.

Импрессионизм, которому следовал Гоген, переживает кризис, и, погруженный в творческие поиски, Поль уезжает в Бретань. Снова в пути, снова неприкаян, но он мучительно ищет новую творческую манеру. Так рождается синтетизм — упрощенная стилистика письма, яркие краски, декоративность, стремление объединить картины реального мира и свое представление-впечатление о них. Те черты, по которым мы безошибочно узнаем руку мастера.

Рай земной. Что он искал на острове?

В конце 1880х — начале 1890-х Гоген вновь много путешествует. Говорят, что он искал Рай на Земле, поэтому побывал и на Мартинике, и на Маркизских островах, и на Таити. Именно с Таити ассоциируется сегодня имя художника.

«Он восстал против Бога, подобно ангелу тьмы, и Господь низверг его, аки Сатанаила, — свои дни художник Гоген закончил в пьянстве и распутстве, страдая позорной болезнью…», — говорил о нем не слишком лестно глава местной католической миссии. Что ж, Гоген действительно не был образцом морали: не ходил в церковь, жил с малолетней любовницей, пил сам и спаивал туземцев, а под конец жизни заболел сифилисом… И творил: за время жизни на Таити он написал в общей сложности около 100 картин. Но признания, а значит, и денег, все не было.

Что искал он на острове? Скорее всего, первозданную туземную красоту. Но ее уже не было: европейские поселенцы постепенно убивали местные традиции, искореняли обычаи. Однако яркие краски острова и сохраняющаяся естественность жизни не отпускали художника.

Публика смеялась над его картинами

Гоген пытался вернуться в Париж, бывал там наездами. Проводил выставки, но публика смеялась над его картинами, считая их похожими на иллюстрации из детских книжек. Жить на Таити или на Маркизских островах было проще — дешевле, поэтому с помощью друзей он опять возвращался в свой так и не обретенный земной рай.

И все меньше писал. Хотя и оставался заметной фигурой. Отличавшийся в молодости огромной физической силой, гнувший подковы, работавший землекопом, Гоген всегда обращал на себя внимание. На Таити он конфликтовал с местными чиновниками, издавал газету тиражом в 20 экземпляров, подбивал местных жителей не отдавать детей в католическую школу… И не собирался возвращаться в Париж, где уже начинала расти волна интереса к его картинам и его популярность. Но он об этом не знал.

Гоген умер в 1903 году. Друзья художника не исключали, что это было убийство или самоубийство: около тела лежал шприц с морфием. Его похоронили, имущество продали с молотка, а часть просто выкинули. Местные жандармы еще не знали, что Европа начинает сходить с ума по его полотнам…

Резные трости Гогена сейчас хранятся в музее Нью-Йорка. Балки хижины, которые художник покрыл не совсем пристойной резьбой, перевезены в Бостон. Каждый экземпляр газеты, издававшейся Гогеном, ценится на вес золота.

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Его отец, Кловис Гоген (1814-1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825-1867), была родом из Перу из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803-1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

Вначале своей биографии Поль Гоген был моряком, позже успешным биржевым брокером в Париже. В 1874 году он начал рисовать, вначале по выходным.

Борясь с «болезнью» цивилизации, Гоген решил жить по принципам первобытного человека. Однако физические болезни заставили его вернуться во Францию. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани, совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с ван Гогом.

Творчество Гогена

К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей.

Установив связь с импрессионистами, Гоген выставлял с ними свои работы с 1879 по 1886 год.

В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику.

В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода.

В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» - автобиографическую новеллу.

В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал.

В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

Сегодня Гоген считается художником, оказавшим чрезвычайно большое влияние на современное искусство. Он отказался от традиционного западного натурализма, используя природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам. Он выделял линейные образцы, поразительные цветовые гармонии, которые пропитывали его картины сильным чувством таинственности.

За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.

Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда — его любовь к экзотике и тропическим странам. Н

а многих Таитянских лучших полотнах художника изображена 13-летняя Техура, которую её родители охотно отдали в жёны Гогену. Частые и беспорядочные связи с местными девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом. Дожидаясь Гогена, Техура часто оставалась лежать целый день на кровати, иногда в темноте. Причины её депрессий были прозаичны — она мучилась подозрениями, что Гоген решил навестить проституток.

Гораздо менее известные керамические изделия, выполненные Гогеном. Техника его керамики необычна. Он не пользовался гончарным кругом, лепил исключительно руками. Как результат — скульптура выглядит грубее и примитивнее. Произведения из керамики он ценил не меньше, чем свои полотна.

Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа. Он не считал это богохульством, хотя признавал, что их трактовка спорна.

По поводу особо скандального полотна «Христос в Гефсиманском саду» он писал: «Эта картина обречена на непонимание, поэтому я вынужден надолго её спрятать.

В своём интересе к примитиву Гоген опередил время. Мода на искусство древних народов пришла в Европу лишь в начале 20 века (Пикассо, Матисс)

Вначале своей биографии Поль Гоген был моряком, позже успешным биржевым брокером в Париже. В 1874 году он начал рисовать, вначале по выходным. К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей. Установив связь с импрессионистами, Гоген выставлял с ними свои работы с 1879 по 1886 год. В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику. Борясь с «болезнью» цивилизации, Гоген решил жить по принципам первобытного человека. Однако физические болезни заставили его вернуться во Францию. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани, совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с ван Гогом.

В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода. В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» – автобиографическую новеллу.

В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал. В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

Сегодня Гоген считается художником, оказавшим чрезвычайно большое влияние на современное искусство. Он отказался от традиционного западного натурализма, используя природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам. Он выделял линейные образцы, поразительные цветовые гармонии, которые пропитывали его картины сильным чувством таинственности. За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.

В США представлено множество работ Гогена, включая «The Day of the God» (институт искусств, Чикаго), «Ia Orana Maria» (1891, музей Метрополитен), «By the Sea» (1892, национальная галерея, Вашингтон), «Where do we come from? What are we? Where are we going?» (1897, музей художественных искусств, Бостон). Произведение Уильяма Сомерсета Моэма «Луна и грош» (Moon and Sixpence, 1919), построенная на событиях жизни Гогена, много сделала по продвижению легенды художника, которая возникла вскоре после его смерти.

Читавшие роман английского писателя Сомерсета Моэма «Луна и грош», возможно, заметили, что история главного героя произведения – художника Стрикленда – странным образом напоминает жизнь французского живописца Поля Гогена. И даже не просто напоминает, а практически совпадает. Хотя критики, озадаченные этой проблемой уже несколько десятилетий, спорят до сих пор и никак не могут прийти к единой точке зрения. И все же с большой долей достоверности можно утверждать, что прототипом Стрикленда стал Поль Гоген. А жизнь этого художника поистине удивительна.

Семья. Ранние годы

Поль Гоген родился в в один из революционных дней 1848 года. Его отец состоял сотрудником газеты «Насьональ», имеющей умеренно республиканское направление. Революция, изменившая политический курс страны, заставила журналиста в 1849 г. покинуть родину. Но по пути к Южной Америке, прямо на корабле, его внезапно настигла смерть. Вдова и дети недолго прожили на чужбине и в 1855 г. возвратились во Францию.

Поль Гоген учился в закрытых учебных заведениях, куда его устраивали ради экономии скудного семейного бюджета. Атмосфера в этих школах была невыносимой для него. Он терпел и торопил время, чтобы поскорее закончилась ненавистная учеба и можно было, наконец, осуществить свою мечту – стать моряком. Мечта сбылась: в 17 лет он пошел служить матросом на торговом корабле, а потом перешел в военный флот.

В Париже

После «морского периода» юности и возвращения в Париж опекун определил Поля Гогена на работу в банк – простым служащим. Это обстоятельство поспособствовало его независимому положению. Теперь все свое свободное время он проводил в музеях, изучая живопись мастеров. Интерес к искусству возник неожиданно и необъяснимо. Во всяком случае, монотонная, серая жизнь банковского клерка никак не могла спровоцировать такой странный зигзаг в сознании. Но это случилось.

Поль замкнулся в себе, потерял всякий интерес ко всему обыденному, житейскому. Он был одержим теперь сумасшедшей страстью – писать картины. Для этого он поступил в частную академию Коларосси.

Первые работы

На парижских выставках появились, наконец, первые картины Гогена: «Сусанна», «Сена у Иенского моста», «Сад под снегом» (1875 – 1883). По манере исполнения они были приближены к импрессионизму. Позднее Гоген увлекся эстетикой символистов, которые делали эмоциональный акцент на цвете и линии, и отказывается от импрессионистской манеры разложения цветов. В 1887 г. Гоген уехал на о. Мартинику, чтобы сосредоточиться и отточить свой стиль письма. И картины, написанные там, уже демонстрируют декоративность цвета и подчеркнутую выразительность силуэта. Эти основные признаки и определяют узнаваемый стиль Гогена.

Совершенствование

На следующем этапе жизни Гоген окончательно бросил банковскую службу и занялся исключительно искусством, невзирая на крайнюю нужду. Живя в Бретани (1888), он писал природу и людей провинции, где сохранились бытовые черты старины («Натюрморт с щенятами», «Старые девы в Арле», «Арльское кафе»). В них есть и особые композиционные приемы, навеянные японской гравюрой. В 1889 – 1890 годах Гоген продолжает совершенствовать свой стиль. В его картинах «Стога», «Прекрасная Анжела», «Здравствуйте, господин Гоген!», «Желтый Христос» сквозят тоска и усталость, вызванные нищетой и непризнанностью.

На Таити

В 1891 г. Гоген уехал на Таити – это была его давняя мечта. Там он много и плодотворно работал, жил самой естественной жизнью среди простодушных туземцев. На Таити он написал свои лучшие картины: «Беседа», «Дух мертвых бодрствует», «А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод» и другие. Он еще возвращался во Францию (1893), чтобы устроить свою выставку. Друзья – художники были в восторге от его новых работ, но салонная публика не приняла такого Гогена.

Спустя два года он навсегда оставил родину и вернулся на любимый Таити. Его творчество приобрело черты религиозно-мистического направления, но и таитян он тоже много писал. Его творчество и образ жизни не удовлетворяли колониальную власть, и она, как могла, мешала ему жить. К тому же Гоген начал слепнуть. Но даже уже тяжело больной и почти слепой, он продолжал писать.

Умер Гоген 9 мая 1903 г. то ли от сердечного приступа, то ли это было самоубийство, то ли убийство. Рядом с его постелью был шприц из-под морфия, который может свидетельствовать о любой версии. Его картины, написанные на Таити, и которыми он расплачивался с местными торговцами, стелили под ноги вместо ковриков, использовали для собачьих подстилок, резали на куски, чтоб залатать дырявую обувь. А все, оставшееся после смерти художника в хижине, просто выбросили на помойку.