Что нужно знать об интеллектуальном развитии школьников? Теоретико-методические основы интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.

Ребёнок, поступая в школу, оказывается под влиянием учебного процесса. В сознании осуществляется смена познавательных процессов, подготавливая ребёнка к взрослой жизни. Это требует от учеников особого интереса и усердия.

Развитие школьников возникает с младшей школы и длится вплоть до конца обучения. Конечно же, на этом развитие не заканчивается. На смену школьному наступает и другое развитие. Итак, более главным в развитии школьников считается младший школьный возраст. Детские психологи утверждают, что этот этап считается определяющим в интеллектуальном развитии детей. В начальной школе в сознании ребенка происходят перемены.

Дети начинают заниматься новыми, до сей поры неизвестными видами занятий и деятельности. Такие занятия порой требуют от школьника усидчивости и восприятия. Некоторые психологи заметили, что именно ученики младших классов способны осознавать, запоминать больше информации, чем ученики в старших классах. Может быть это прослеживается потому, что в более младшем возрасте можно вызвать заинтересованность к учёбе.

Интеллектуальное развитие школьников обязано включать в себя познавательные процессы. На развитие интеллекта в школьном возрасте будет влиять память, мышление, восприятие. Необходимо особо отнестись к памяти. В младшем школьном возрасте память у детей просто превосходная. Они можно сказать бессмысленно запоминают всё, то что им говорит преподаватель.

В старших классах эта способность резко идет на спад, возможно, это связано с тем, что происходит уже осмысливание приобретенного знания и усвоение происходит хуже. На развитие детского интеллекта влияют и средства мышления. Если школьника заставлять рассуждать вслух, словами излагать свои мысли, то развитие интеллекта будет протекать успешнее.

В особенности на развитие интеллекта будет оказывать влияние умение школьника пользоваться образами при изложении своих мыслей. Во многом на интеллектуальное развитие школьника оказывает общение с окружающим миром, людьми, а в особенности с взрослыми. Потому что именно взрослые люди послужат для детей объектом подражания и источником разных знаний. Стоит также уделять внимание развивающим играм, в частности играм в группах, парами.

Нужно еще для формирования интеллектуальных способностей и литературное развитие школьников. Приобщение ребёнка к чтению книг, способствует развитию памяти, усидчивости, улучшаются речевые навыки, развивается логическое мышление. Чтобы каким-нибудь образом выявить интеллектуальные способности прибегают к разнообразным методикам.

Существует ряд методик развития интеллекта. В частности, это всевозможные интеллектуальные тесты, которые представляют собой совокупность методик. Приведем некоторые из таких. Например, школьный тест умственного развития. Благодаря этому тесту можно выявить у ученика помимо общего уровня интеллекта, степень усваивания знаний, приобретенных на занятиях. Также он дает определить, какие способности или возможности более развиты у учащихся детей.

В данном психологическом тесте есть две равные формы А и Б, которые включают в себя шесть подтестов с разным составом заданий. Всего в тесте представлено 119 заданий, которые должны выполнить школьники за сорок минут. На выполнение подтеста установлено определенное время. При выполнении психологического теста индивидуальным показателем является вся сумма баллов, полученная при складывании результатов решения всего состава заданий.

Также существует и тест освоенности мышления. Школьный тест освоенности мышления, – в нем большая часть заданий основывается на информации из школьных учебных пособиях. Все задания расположены по дисциплинам (русский язык, литература, математика, история и прочее). Задания, представлены в виде задач закрытого типа. Каждый правильный ответ ученика должен быть оценен 1 баллом.

Изученность понятийного мышления определяется в процентом составе (процент всех правильных ответов от общего количества вопросов). По результатам теста также можно выяснить информацию о проценте правильных ответов на вопросы, относящиеся к определенным учебным дисциплинам. Психологический тест ШТОМ содержит в себе 2 соответствующие формы – А и Б для проведения теста и предназначения его по поводу узнавания мышления у учащихся второго класса, третьего и четвертого (пятого) классов.

Процесс понятийного мышления выдает возможность для упорядочения, анализа и систематизации полученной информации, отнести ее к знакомым категориям, а также позволяет сделать выводы и заключения. К методам интеллектуального развития допускается отнесение и психологического теста Гилфорда.

Благодаря этому тесту возможно определить социальный интеллект. Тест Дж. Гилфорда дает возможность измерить общий уровень развития социального интеллекта, а также оценить индивидуальные способности в понимании поведения детей и взрослых: умение предвидеть последствия поведения, соответствие отображения вербальной и невербальной выразительности, осознание логики развития в сложных ситуаций межличностного взаимодействия, осознание внутренней мотивации в поведении человека.

Подобная методика интеллектуального развития предусмотрена для всего возрастного диапазона, начиная с детей в возрасте 9 лет. Общее время на проведение психологического теста, охватывая и ознакомление с инструкцией, составляет полчаса. Для родителей учеников можно предложить следующие советы. Чтобы уровень интеллекта ребенка повышался нужно давать школьнику больше самостоятельности. Пусть он открывает для себя новые знания.

Создавать ребенку такие условия для выполнения занятий, чтобы ему было интересно учиться и познавать для себя что-то новое. Необходимо все время хвалить школьника за успехи в учебе, а также за его терпение и настойчивость. Было замечено, что похвала и поддержка предоставляют возможность заметно повысить интеллектуальные достижения школьника. Ни в коем случае нельзя давать ребёнку за его достижения отрицательные оценки.

В связи с этим у него может исчезнуть интерес к учебе, снизятся и его интеллектуальные способности, может пропасть уверенность в себе и своих силах. Также родителям учеников нельзя сравнивать с другими детьми, лучше сравнить его с самим собой. Например, при выполнении какого-нибудь задания говорить ему, что сегодня он справился лучше, чем вчера. С таким подходом ребенок будет самосовершенствоваться, улучшая тем самым свои способности и возможности.

Родители должны во всем поддерживать своего ребёнка во всех начинаниях и стремлениях. Также не нужно спешить давать выполнять задания, превышающие его интеллектуальные способности, родителям нужно набраться терпения. Не нужно заставлять школьника делать какие-то задания, если он крутится, переутомился или расстроился, прекрасно будет позаниматься с ним чем-нибудь другим. Также необходимо периодически позволять ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится, помимо учебы.

В заключении можно сказать следующее. Чтобы интеллектуальные способности школьника были хорошо развиты, необходимо постоянно заниматься с ним. Давать больше самостоятельности в выборе занятий, увлечений, стремлений.

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Творческие способности реализуются через мыслительную деятельность.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С. Якиманская и др.

Понятие “интеллект”, перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. Можно без преувеличения сказать, что абсолютное большинство эмпирических исследований в психологии имеет отношение к изучению познавательной сферы личности.

В 1921 году журнал “Психология обучения” организовал дискуссию, в которой приняли участие крупнейшие американские психологи. Каждого из них просили дать определение интеллекта и назвать способ, которым интеллект можно было бы лучше всего измерить. В качестве лучшего способа измерения интеллекта почти все ученые назвали тестирование, однако, их определения интеллекта оказались парадоксально противоречивыми друг другу. Интеллект определялся как “способность к абстрактному мышлению” Л.Термен, “возможность давать хорошие ответы по критерию истинности, правды ” Э.Торндайк, совокупность знаний или способность к обучению, обеспечивающие возможности приспособления к окружающей действительности” С. Колвин и др.

В настоящее время в теории текстологии сохраняется примерно та же ситуация, что и в 20-е - 40-е годы. По-прежнему не достигнуто согласия по вопросу о том, что же должны измерять интеллектуальные тесты); по-прежнему текстологи строят свои диагностические системы на основе противоречащих друг другу моделей интеллекта.

Например, современный американский психолог Ф.Фримен строит теорию, в соответствии с которой интеллект состоит из 6 компонентов:

Способность к цифровым операциям.

Словарный запас.

Способность воспринимать сходство или различия между геометрическими фигурами.

Беглость речи.

Способность к рассуждению.

Память.

Здесь в качестве компонентов интеллекта берется и общая психическая функция память, и такие способности, которые явно являются прямыми следствиями обучения (способность к цифровым операциям, словарный запас).

Английский психолог Г.Айзенк по сути дела сводит интеллект человека к скорости протекания умственных процессов.

Немецкие ученые-педагоги Мельхорн Г. и Мельхорн Х.Г. называют интеллектом совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. Они считают, что функция интеллекта состоит в умственном решении объективно существующих проблем. Выражением наиболее развитой формы интеллекта является направленное проблемное мышление. Оно создает новое знание для освоения окружающего мира. Проблемное мышление приводит к более или менее большому и качественному расширению горизонтов познания, которое делает возможным сознательное воздействие на природу и общество в соответствии с мыслями человека..

Л. Терстоун, в свою очередь, разработал модель интеллекта, состоящую из 7 факторов:

Пространственная способность.

Скорость восприятия.

Легкость оперирования цифровым материалом.

Понимание слов.

Ассоциативная память.

Беглость речи.

Понимание или рассуждение.

Ведущую роль в структуре интеллекта занимает мышление, организующее любой познавательный процесс. Это выражается в целенаправленности и избирательности этих процессов: восприятие проявляется в наблюдении, память фиксирует существенные в том или ином отношении явления и избирательно “подает” их в процессе размышления, воображение входит как необходимое звено в решение творческой задачи, т.е. каждый из психических процессов органически включается в мыслительный акт субъекта.

Качественный скачок в развитии интеллекта человека произошел с возникновением трудовой деятельности и появлением речи. Интеллектуальная деятельность тесно связана с человеческой практикой, служит ей, проверяется ею. Абстрагируясь от единичного, обобщая типичное и существенное, интеллект человека не отходит от реальности, но более глубоко и полно раскрывает закономерности существующего.

Общественный характер человеческой деятельности обеспечивает ее высокую интеллектуальную активность. Она направлена не только на познавание объективной реальности, но и на ее изменение в соответствии с общественными потребностями. Такой характер интеллектуальной деятельности обеспечивает единство собственно познания (мышление), отношения к познаваемому (эмоции) и практического осуществления (воля) данного действия.

Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта - одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. В педагогической энциклопедии подчеркивается, что “интеллектуальное воспитание - важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подрастающих поколений, заключающийся в руководстве развитием интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда”. Забота о воспитании интеллекта растущего является задачей семьи, школы и педагогической науки на всем пути их исторического развития.

Доказано, что интеллектуальное развитие - непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Можно выделить типичные черты развитого интеллекта, знание которых важно для понимания процесса интеллектуального воспитания. Первой такой чертой является активное отношение к окружающему миру явлений. Стремление выйти за пределы известного, активность ума находят выражение в постоянном стремлении к расширению знаний и творческому применению их в теоретических и практических целях. С активностью интеллектуальной деятельности тесно связана наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи.

Развитой интеллект отличается системностью, обеспечивающей внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения, что приводит к последовательности действий и поисков.

Самостоятельность интеллекта неразрывно связанна с его творческим характером. Если человек привык в школе жизни к исполнительному труду и подражательным действиям, то ему очень трудно обрести самостоятельность.

В современной психологии считается общепризнанным, что обучение ведет за собой интеллектуальное развитие. Однако проблема связи и взаимодействия между учением школьника и его интеллектуальным развитием изучена еще не достаточно.

Само понятие интеллектуального развития трактуется разными исследователями по-разному.

Плодотворно исследовала проблему умственного развития Н.А. Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформированного Д.Н.Богоявленским и Н.А. Менчинской о том, что умственное развитие связанное с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний - на это обращал внимание еще П.П. Блонский: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать” Таким образом, знание необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики умственного развития важны те умственные операции, с помощью которых приобретается знание. То есть характерной чертой умственного развития является накопление особого фонда хорошо отработанных и прочно закрепленных умственных приемов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям. Словом умственное развитие характеризуется и тем, что отражается в сознании, и еще в большей степени тем, как происходит отражение.

В этой группе исследований с различных точек зрения анализируются умственные операции школьников. Намечаются уровни продуктивного мышления, определяемые уровнями аналитико-синтетической деятельности. В основе этих уровней лежит характеристика:

  • а) связи между анализом и синтезом,
  • б) средств, с помощью которых осуществляются эти процессы,
  • в) степени полноты анализа и синтеза.

Наряду с этим изучаются и умственные приемы как системы операций, специально формируемых для решения задач определенного типа в пределах одного школьного предмета или для решения широкого круга задач из разных областей знаний Е.Н. Кабанова-Меллер.

Интерес представляет и точка зрения Л.В. Занкова. Для него решающим в плане умственного развития является объединение в определенную функциональную систему таких способов действия, которые характерны по своей природе . Например, младших школьников на одних уроках учили анализирующему наблюдению, а на других обобщению существенных признаков. О прогрессе в умственном развитии можно говорить тогда, когда происходит объединение в одну систему, в единую аналитико-синтетическую деятельность этих разнохарактерных способов умственной деятельности.

Таким образом, важная задача современной психологии - построить объективные, научно обоснованные индикаторные психологические методики, с помощью которых можно диагностировать уровень умственного развития школьников на различных возрастных этапах.

Федеральное государственное казенное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 151»

г. Оленегорска-2 Мурманской области

Развитие интеллектуальных умений

и творческих способностей детей

младшего школьного возраста

2013 г.

Цель: углубление теоретических знаний по теме « Развитие интеллектуальных умений и творческих способностей детей младшего школьного возраста».

Бурный рост информационных технологий и стремительный научный прогресс предъявляют все больше требований к интеллектуальному потенциалу человека. (М,К. Акимова)

Проблема развития интеллектуальных способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида»

В теории интеллекта (разработанной под руководством Б.Г.Ананьева) интеллект – интегрированная система познавательных процессов. Степень интегрированности когнитивных процессов (психомоторики, памяти, мышления) - критерий развития интеллекта.

Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

У психолога И.А. Домашенко -"Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

Представление об интеллекте как предпосылке обучения разрабатывается в контексте психолого-педагогической проблемы обучаемости (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова).

В этих исследованиях природа интеллекта отождествляется с «продуктивным мышлением», сущность которого заключается в способности к приобретению новых знаний (способности к учению или обучаемости). Показателями обучаемости выступают уровень обобщенности знаний, широта их применения, быстрота усвоения, темп продвижения в учебе. «Ядро» индивидуального интеллекта составляет возможности человека к самостоятельному открытию новых знаний и применению их в нестандартных ситуациях. Таким образом, характеристики обучаемости определяют успешность обучения, выступая тем самым в качестве критерия интеллектуального развития.

Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

Эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

Способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

Способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

Вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

По мнению современных исследователей, основные психические функции, в том числе и интеллектуальные, развиваются еще на первом году жизни. Многие авторы считают одним из критических периодов интеллектуального развития возраст 8-12 лет. Как по теории Пиаже, так и в соответствии с данными, полученными Терстоуном (1955) и Бейли (1970), к 6 годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину, а к 12 годам - на три четверти. Таким образом, младший школьный возраст – это возраст интенсивного интеллектуального развития

Свойства психики человека основа его интеллекта и всей его духовной сферы формируется главным образом в младшем школьном возрасте, и поэтому перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка,

его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности.

Задачей современной школы является не столько усвоений знаний, как таковых, сколько общее развитие, развитие умений приобретать знания, овладевать ими. В этой связи особое значение приобретает развитие общеучебной деятельности школьников.

Основу общеучебной деятельности, как известно, образуют общеучебные и предметные интеллектуальные умения, наличие и уровень сформированности которых, определяет, в конечном счете, успешность этой деятельности

Общеучебные интеллектуальные умения определяются как подготовленность к теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно с опорой на усвоенные знания и жизненный опыт. Это действия умственного плана, которые связаны с процессом усвоения самых разных учебных предметов. В отличие от предметных умений они имеют широкий диапазон действий, поэтому общеучебные интеллектуальные умения относятся к «метазнаниям», то есть, к тем, которые используются в различных областях при усвоении разных знаний (Н.А.Менчинская,Н.Ф.Талызина)

В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:

· самостоятельность мышления,

· быстрота и прочность усвоения учебного материала,

· быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

· умение отличить существенное от несущественного,

· различный уровень аналитико-синтетической деятельности,

· критичность ума.

Интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

    определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

    выявление существенных признаков объекта;

    определение соотношения компонентов объекта;

    проведение разных видов сравнения;

    установление причинно-следственных связей;

    оперирование понятиями, суждениями;

    классификация информации;

    владение компонентами доказательства;

    формулирование проблемы и определение способов ее решения

Уровень интеллектуального развития младшего школьника определяется главным образом степенью сформированности следующих умений:

Диалектически анализировать учебный или любой другой материал;

Сравнивать объекты, факты, явления;

Классифицировать материал;

Обобщать, делать резюме;

Абстрагировать;

Выделять главное, существенное;

Синтезировать материал;

Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

Выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

Писать сочинение на заданную тему;

Пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка).

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Однако такие условия часто обеспечиваются не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике является организация учителем действий учащихся по образцу, упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

В этих условиях у детей недостаточно развиваются такие важные качества мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Развитие самостоятельного мышления, требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Развитие психологических новообразований младшего школьного возраста идёт в неразрывной связи с учебной и игровой деятельностью.

Игра является источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребёнком и взрослым.

Игровая среда создаёт обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулом его активности в познании.

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения – дидактические игры. Эти игры, заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.

Цели применения дидактических игр с ледующие:

Интеллектуальное развитие младших школьников;

Создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

Индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

Эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

Углубление уже усвоенных ранее знаний;

Увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника.

Развитие интеллектуальных умение на уроках русского языка

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложились определенные методики их подготовки и проведения, накоплен богатый материал, существует целый ряд интересных методических пособий. Но современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как личности, значит пришло время перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой.

В начальных классах современной школы одним из эффективных приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность, на их эмоциональную сферу, является творческая игра. Она способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки, добиться прочного его усвоения.

Например, существует игра, где в каждую клеточку нужно вписать букву, чтоб получилось слово.


Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый новый вариант (кит, куст, карта, книжка и др.) Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подобрать слова только одной части речи или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило.

Учитель может проводить такую игру многократно, на разных этапах урока, главное, чтобы она соответствовала целям урока и органично вписывалась

в структуру.

Следующим видом такой многогранной творческой игры на уроках русского языка может стать игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно убрать сначала одно «лишнее слово», обосновав свой ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся 2-3 «нужных слова».

Какое слово лишнее в данном ряду: Юра, Юля, Юнона, Элла.

Варианты ответов: Элла , так как все слова начинаются с заглавной буквы «Ю»,а слово Элла с заглавной буквы «Э»; Юнона , т.к. во всех словах

по 2 слога, а в этом три; Юля, т. к во всех словах на конце написана буква «а», а в слове Юля «я»; Юра , т.к. все имена женские, а это мужское.

Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д. – что всегда ведет к отработке понятий.

Большой простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, т.е. имеющих связь с реальными словами. Например, при изучении темы «Имена собственные» попросит детей придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашек Кудряшек и др.

При обучении приему классификации каждое задание может усложняться или упрощаться за счет увеличения или уменьшения числа объектов в группе, изменения самих объектов, появления нескольких этапов решения, появления нескольких возможных вариантов деления.

По какому принципу буквы разделили на две группы?

а) АОУЫЭ ЯЕЁИЮ

б) АОУЫИЭ ЯЕЁЮ

в) ПКТФ МРЛЗ

г) БВГ ЙЧЩ

По какому принципу разделили слова на две группы?

а)яма дитя

якорь мята

ягода вяз

(Особенность буквы «я»)

б)Миша Иванов

Катя Петрова

Саша Зайцев

Анна Борисова

(В первом столбике имена, а во втором – фамилии)

Разделить слова на группы:

муравьи , соловьи, воробьи, сирень, васильки, колокольчики.

(Можно разделить на две групп: представители флоры, представители фауны; можно разделить на две группы: слова с разделительным мягким знаком, слова, в которых мягкий знак показатель мягкости согласных).

Метаграммы (загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, причем в содержании такого задания обязательно указаны буквы, изменение которых меняет смысл слова)

Я с «П» - кругла, желта, на вкус приятна

И прячусь под поверхностью земли,

А с «К» я – то мала, то необъятна

И поднимаю часто корабли. (Репа – река)

Каллиграфическая минутка, или минутка чистописания,- составная часть каждого урока. На ее проведение в структуре урока отводится 5-8 минут. Этот вид работы способствует умению детей видеть, исправлять и анализировать свои и чужие ошибки. Интересными дети считают упражнения, которые заставляют хорошо подумать, поломать голову, учат соображать, а не просто списывать. Задания могут быть самые разные. Например, учитель пишет цепочку букв или элементов, составленную каждый раз по новому принципу, и дети должны заметить эту закономерность и проговорить ее.

    а) Ии Иии - идет увеличение строчной буквы после заглавной на одну, значит, следующая цепочка прописывается так : Ииии и т.д.

    б) Ии Ии – чередование заглавной и строчной букв;

    в) Ии ИИи – каждая последующая цепочка увеличивается на одну заглавную букву.

Возможен такой вариант работы:

Буква Т.

На доске слова : прекрасный, прелестный, чудесный, грустный.

    а ) к какой части речи относятся эти слова?(Часть речи – имя прилагательное.) Назовите грамматические признаки прилагательных.

    б) к какому прилагательному можно подобрать синоним печальный?

(грустный). Какая орфограмма есть в этом слове? (непроизносимая согласная Т). В каком еще слове есть эта орфограмма? (В слове прелестный )

Вы догадались, какую букву мы будем писать? (букву т)

Цепочка : ттттТ тттТ

Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один. Его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа - наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями.

Составление кроссвордов - дело не простое, составить тематический кроссворд труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.

Дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных умений и познавательных способностей детей. В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Литература.

    Бакулина Г.А. использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка. //Начальная школа.№1.2003г.

    Тюрина И.А Игра на уроках русского языка. // начальная школа, №2.2008

    Грищук Ю.В. Обучение школьников приему классификации. // Начальная школа. №8.2006

    Кудряшова Г.В. Заседание методического объединения учителей начальных классов «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся: плюсы и минусы» // Завуч начальной школы. №8.2007

    Пешкова Т.П.Каллиграфическая минутка как средство воспитания интересе к русскому языку. // Начальная школа. №12.2006

    Эскендаров А.А., Казиева П.А., Хидиров Ш.Ш. Актуализация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр. // Начальная школа,№1.2007

    Использование дидактических игр при обучении в начальной школе.

www.fos.ru.pedagog 19507 html

    Упражнения на развитие интеллектуальных способностей.

azps.ru/training/

    Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе.

Проще говоря, при индивидуальном подходе во время обучения школьников, мышление становится более продуктивным. Но с другой стороны, у ребёнка должно быть соответствующее умственное развитие для повышения уровня обучаемости. Кстати, стоит сразу же отметить, что многие педагоги считают, что обучаемость зависит от уровня интеллекта ребёнка. То есть, проще говоря, если уровень низок, то сколько ребёнка не учи, он всё равно ничему не научится. Это утверждение является абсолютно неверным. Уровень интеллекта, прежде всего, зависит именно от способов обучения, а также, что немаловажно, от личностных качеств педагога. Для того чтобы обучить школьников и повысить их уровень мышления, необходимо чтобы учитель умел всегда находить особенный подход к каждому ребёнку. Ни для кого не секрет, что у каждого человека определённое мышление, ведь недаром людей условно делят на гуманитариев и техников. Поэтому, для того чтобы научить лучше думать, нужно выбирать ту сферу, которая даётся ребёнку проще, а уже через неё находить способы обучить сложным предметам.

Методики развития

Стоит отметить, что обучать школьников легче и проще именно в младшем школьном возрасте. В этом нет ничего удивительного, поскольку младшеклассники зачастую очень хотят познавать новое и искренне расстраиваются, если им это не удаётся. А вот ученики средней и старшей школы имеют уже несколько другие приоритеты. Обучение и познание перестают быть для них главной целью. Их умственное развитие намного сложнее улучшить и мотивировать детей обучаться чему-то новому, особенно если для них это сложно.

Если говорить о конкретных методах для улучшения мышления и повышения интеллекта, то конечно же, сразу же стоит делать упор на развитие памяти. Чем больше информации человек может запомнить, тем выше становится его интеллект. Но при условии, что полученную информацию он может не только накоплять, но и обрабатывать. В ином случае, быстрое запоминание больших количеств информации, без последующей их обработки, может являться признаком невысокого интеллекта, а наоборот, различных психических и психических заболеваний.

Для того чтобы улучшить умственное развитие и память, педагогам необходимо помнить о том, что работа с младшеклассниками должна проводиться в игровой форме. Ребёнка нельзя просто заставить выучить стих. Его необходимо заинтересовать этим стихотворением. Поэтому современные методики обучения предлагаютразнообразные формы проведения уроков в виде игры.

Тесты

Для того чтобы правильно определить методы обучения того или иного школьника, нужно точно знать уровень его интеллекта и мышления. Именно для этого существуют специальные психологические тесты. Они поделены на различные блоки, каждый из которых направлен на определённую область. После прохождения ребёнком тестов, педагог может определить, насколько ребёнок развит, какие методы обучения лучше использовать и какой вид информации школьник воспримет проще и быстрее всего.

Для того чтобы деты были достаточно развиты и имел большой запас знаний и умений, ими необходимо заниматься с раннего детства, улучшая их память и постоянно предлагая новую информацию. Но даже в случае, когда ребёнок не получил достаточно до поступления в школу, этот пробел всегда можно заполнить в младших классах. Просто необходим правильный подход, терпение и желание педагога.

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников

Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.

Интеллект - это способности мышления. Интеллект не даётся от природы, его надо развивать на протяжении всей жизни.

Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую, познавательную деятельность, зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальному развитию.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

Процесс развития интеллекта возможен при правильной организации учебно-познавательной деятельности и особенно эффективен в младшем школьном возрасте когда достаточно сильны личностные потребности в познании. Развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.

Это становится возможным при единственном условии: кропотливой работе над интеллектуальным развитием ученика.

- А что значит интеллектуальные способности?

Интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается - память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

Развитие интеллектуальных способностей школьника не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем, больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов с одной стороны.

Где и как мы можем развивать интеллектуальные способности?

Основные формы работы, которые используют в своей работе учителя начальных классов - это

Ø предметный кружок

Ø интеллектуальные игры

Ø олимпиады

Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их интеллектуальное развитие.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога: используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления. Стимулировать процессы перестройки, переключения, поисковой активности, учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить. Самим делать выводы, находить новые, оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Большинство ученых признают, что развитие интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Методы проблемного обучения позитивно влияют на развитие интеллектуальных способностей учащихся начальной школы.

Далеко не весь материал имеет проблемный характер. Однако и он должен быть представлен детям в форме заданий, выполняющих функциональную цель. Если нужные познавательные действия не сформированы у младших школьников, то задания предлагаются в игровой форме, в виде дидактической мини-игры. Следовательно, учителю необходимо специально планировать на уроке задания для учащихся, в которых они на новой информационной основе снова и снова бы выполняли аналогичные интеллектуальные действия. Выполнение задания постоянно расширяют информационную базу для новых знаний. Таким образом, знания и способы интеллектуальных действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных заданий. Принципиальное дидактическое требование технологии развивающего обучения - постановка цели урока в форме развивающих заданий, в которых определены интеллектуальные действия, приводящие к пониманию учебного материала. Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе так называемое чувство “умственной радости”.

Следующее дидактическое требование технологии развивающего обучения формулируется как подготовка успешности выполнения развивающих заданий в учебном процессе. Технология развивающего обучения предъявляет к заданиям, используемым на различных этапах учебного процесса, еще одно важное требование - задания должны не только приводить учащихся к пониманию изучаемого, но и выполнять корригирующую функцию. Благодаря этому предлагаемая технология обучения может быть использована при работе с детьми, имеющими высокий интеллектуальный потенциал, а так же с детьми со средним уровнем интеллекта. Задания на развитие логического и творческого мышления, воссоздающего и творческого воображения, аналитико-синтетического восприятия и логической памяти из урока в урок, изменяя свое содержание в соответствии с темой урока, многократно повторяют способы выполнения действий, лишь постепенно наращивая уровень их сложности.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является обучение. Поэтому необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизни осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому. Для этого на уроках учитель применяет разного рода игровые приемы. Он может их классифицировать как в урочную деятельность, так и во внеурочную. Игры должны иметь развивающий или познавательный характер. Их целью является расширение кругозора, формирование собственного мировоззрения, интереса к знаниям младшего школьника. И здесь на первое место выходят именно игры, которые носят интеллектуальный характер.

На уроках можно предложить детям задания типа: «догадайся», «подумай», «что изменилось», «установи закономерность», «расшифруй», «составь фигуру», «разгадай ребус» - которые способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся.

Интеллектуальные игры.

Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую

может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.

Наблюдение

Наблюдение, как один из основополагающих методов обучения, известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным.

В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства.

Мультимедийные презентации

Одной из активных форм обучения, используемых в работе, является мультимедийные презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Презентации значительно экономят время, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников дидактическая игра.

Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Час математического досуга», КВН, «Сражение знатоков», «Умники и умницы»), а также во время занятий кружка.

Дидактические игры (развивающие, познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Учителям необходимо систематически использовать в учебно - воспитательном процессе интересные задачи, головоломки, ребусы, анаграммы, игровые психотренинги. Нужно включать в работу больше заданий на развитие памяти, внимания, логического мышления. В основе развития интеллектуальных способностей младших школьников лежит высокий уровень мыслительных операций. Они, как известно, являются условием успешного, легкого, быстрого овладения учебной деятельностью.