Самоанализ занятия материал (старшая группа) на тему. Анализ занятия учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему Анализ занятия по чтению художественной литературы

Цель: закреплять знания детей о литературных жанрах книг; вызывать желание читать книги; учить бережно обращаться с книгами

Задачи:

1. Развивающая

Развивать интонационную речь, изображение и творческое восприятие

Развивать умение учавствовать в коллективном разговоре

Развивать умение составлять диалог

2. Обучающая

Учить детей при помощи эмоций и интонаций передавать образ героев

Закреплять знания детей о литературных жанрах книг

3. Воспитывающая

Способствовать созданию эмоционального настроения

развивать умение сочувствовать, сопереживать, радоваться, общаться

Создавать условия для самореализации

Актуализировать проблему необходимостьи бережного обращения с книгами

Приобщать детей к чтению художественной литературы

Словарная работа : энциклопедия, жанр, библиотека

Предварительная работа:

  • Беседа о жанрах книг;
  • Знакомство с пословицами, рассказами, загадками, стихами, сказками, потешками;
  • Беседа о бережном отношении к книгам;

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный

2. Наглядно - демонстрационный

4. Игровой

и приемы: игровой, указания, показ, художественное слово, поощрение, беседа.

Все дети свободно обращались между собой. Я придерживалась позиции взрослый – «рядом» или «в стороне».

В начале занятия использовала приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность, детям было предложено помочь мальчику найти его книгу, таким образом дети были включены в деятельность. Данный прием соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Были созданы условия для осознанного принятия детьми «детской» цели. (Фея пригласила детей в ее волшебную страну "Библиотеку"). «Детская» цель соответствовала индивидуальным особенностям, специфике личностных мотивов, эмоциональной сфере, познавательному интересу детей группы. При подготовке к занятию был подобран и изготовлен демонстрационный и раздаточный материал, с учетом возрастных особенностей, интереса детей. Продуманно расположение детей в пространстве. В работе с детьми использовала беседу, загадки на сообразительность, игры - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Анализ образовательной деятельности.

Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал и задания. Объем информации был достаточный. Использовала сочетание методов самооценки. В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

Групповая;

Индивидуальная.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Материал для образовательной ситуации был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим и возрастным особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования творческой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждый этап занятия направлен на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Дети могли самостоятельно выбрать материал и способ действия при решении поставленной задачи.

Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


Самоанализ занятия

Самоанализ
занятия по литературному чтению в старшей группе «Сказки Александра Сергеевича Пушкина» проведенного воспитателем МОУ «Прогимназия №2 ГП Терек»
Мы в течение двух месяцев занимались проектной деятельностью по теме «Сказки А.С.Пушкина»: изучали биографию А.С.Пушкина, знакомились с его сказками, делали поделки, была организована совместная творческая работа родителей и детей по иллюстрированию сказок Пушкина.
Итогом проектной деятельности было это занятие по развивающей программе «Радуга», которое носило триединую цель: обучающую, развивающую, воспитательную.

1. Образовательные задачи:

Развивать интерес к художественной литературе;
-расширить знания детей о сказках А.С.Пушкина;
-развивать коммуникативные качества.

2. Развивающие задачи:

Учить вслушиваться в ритм и мелодику текста;
-помочь выразительно, используя мимику, жесты участвовать в инсценировках;
-формировать эмоциональное отношение к произведениям поэта;
-учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;
-активизировать память, внимание, мышление;
-развивать познавательный интерес.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь, трепетное отношение и гордость за Пушкина;
-формировать бережное отношение к книге;
-закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления;
-развивать гражданские чувства, воспитывать нравственность, доброту, отзывчивость и патриотизм.
-вызвать эмоциональный отклик в душе каждого ребенка при изучении материала.

4. Оборудования:

Экран, ноутбук, незаконченные подделки «Золотая рыбка», портрет А.С.Пушкина, свечи, проектор, живая рыбка.

5. Используемые технологии:
 игровая;
 информационно- коммуникационная;
 проектная;
 личностно - ориентированная;
 здоровьесберегающая;
 интегрированное обучение.

Все части занятия были взаимосвязаны.
Плавно переходила от одной части к другой.
На первом этапе опираясь на знания детей вспомнили основные факты и события из жизни А.С.Пушкина и на основе них дала новые.
Большой интерес у детей вызвала драматизация отрывка сказки «О Царе Салтане», в которой играли воспитанники группы. Здесь дети продемонстрировали знание сказки, коммуникативные качества, артистизм, умение держать себя перед публикой.
В следующей части осуществила интеграцию художественной литературы с обучением грамоте. Здесь воспитанники показали знание букв и умение бегло читать текст.
К следующей сказке перешла через загадку о Петушке, которая заставила детей думать.
В течение всего занятия старалась активизировать мыслительную деятельность и познавательный интерес через разнообразные педагогические технологии.
Ставила проблемные вопросы, на которые дети должны были высказывать свои суждения, спорить и делать умозаключения.
Учила слушать и слышать своих товарищей и педагога, как требует развивающая программа «Радуга».
На мой взгляд появление живой говорящей золотой рыбки вызвало удивление. И они с большим желанием и надеждой просим рыбку об исполнении их желаний.
Художественно- продуктивная деятельность детей была интегрирована в занятие по художественной литературе.
На протяжении всего занятия обогащала словарный запас и развивала коммуникативные способности детей, что положительно влияет на их развитие речи в условиях билингвизма.
Все это проходило живо и интересно в непринужденной обстановке.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивались путем хорошего санитарного состояния помещения, сменой видов детской деятельности, физминуткой в середине занятий, благоприятной психологической атмосферой.
Мне думается, что дети получили много новых знаний в ходе проектной деятельности и эмоциональное удовольствие.
Целью этой двухмесячной проектной деятельности я ставила сплочение членов семье и нравственное воспитание подрастающего поколения.
На мой взгляд, я реализовала все поставленные задачи и цели.

Людмила Матвеева
Самоанализ НОД по чтению художественной литературы «Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке»

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы.

Тема: Литературная гостиная «Книги в нашей библиотеке».

Воспитатель: Матвеева Л. О.

Тип: интегрированное (коммуникация (развитие речи) совместно с ознакомлением с художественной литературой с элементами драматизации).

Представленный конспект – построен в соответствии с ФГОС ДО, а так же дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

Принцип доступности (соответствие индивидуальных особенностей детей)

Принцип психологической комфортности (уверенность, спокойствие, доброжелательность)

Цель НОД: систематизировать знания детей об основных жанрах русской литературы.

Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой МДОУ «Майский детский сад «Солнышко».

В ходе занятия решены следующие задачи:

развивать эмоционально-выразительную речь (использовать логическое ударение, паузу, понимать содержание литературной фразы, использовать невербальные формы выразительности речи (умение интонировать, передавать эмоции и сопереживания с помощью жестов, мимики);

развивать коммуникативные навыки и личностное взаимодействие дошкольников во время выполнения совместных заданий;

развивать связную речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно по устной инструкции;

совершенствовать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, использовать речь, как средство общения;

поощрять проявление интереса к смысловой стороне слова; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

воспитывать интерес к русской культуре и прививать любовь к литературе, книге.

При подготовке к занятию были учтены требования программы: интеграция областей, возрастные особенности детей, решение образовательных и воспитательных задач в единстве, учёт положения о ведущей деятельности и смене видов деятельности, создание непринуждённой обстановки, осуществления взаимодействия при ведущей роли взрослого.

Использовались следующие материалы: Портреты писателей И. А. Крылова и К. Д. Ушинского. Выставка книг в библиотеке группы. Дидактическая игра «Подбери рифму с помощью картинок». Мнемотаблицы. Костюмы: лисы, вороны, зайцев, собак, уточек, Васи; макеты: ель, забор, дом, пруд. Книга «Жанры русской литературы», четыре листа ватмана для оформления страниц книги. Изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые карандаши, мелки, кисточки, баночка для воды. Аудиозпись (музыкальное сопровождение театрализованной деятельности).

Предварительная работа: Знакомство с творчеством И. А. Крылова и К. Д. Ушинского, рассматривание иллюстраций к их произведениям. Беседы по басням, драматизации отрывков из басен. Беседа о жанрах русской литературы. Разучивание басни, стихотворения, сказки, рассказа, постановка драматизации. Изготовление книжек-малышек по жанрам русской литературы и оформление выставки.

В ходе занятия использовались различные методы и приёмы:

словесный (рассказывание стихотворений, сказки, рассказа, чтение басни, загадки, беседа, вопросы, объяснение);

наглядный (мнемотаблцы, портреты русских писателей);

практический (Дидактическая игра «подбери рифму к картинке», музыкальное сопровождение, создание книги «Жанры русской литературы»).

игровой (драматизация сказки, басни, рассказа, физминутка.)

Использование выше перечисленных приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке. На протяжении всего занятия дети были активными, заинтересованными.

Продолжительность занятия соответствует нормам.

Вывод: Цель занятия достигнута, систематизированы знания детей об основных жанрах русской литературы, поставленные задачи, на мой взгляд, были выполнены.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по чтению художественной литературы ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1. СЕМИНАРЫ 2. ПРАКТИКУМЫ 3. КОНСУЛЬТАЦИИ для родителей. 4. КОНКУРСЫ - Чтецов,.

Тема: «В гостях у сказки» Задачи: Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» 1. Формировать внимательное, заботливое.

Опыт работы по дополнительному чтению художественной литературы Предлагаю коллегам свой опыт дополнительного чтения художественной литературы с детьми с целью привития им навыков полного анализа текста.

Открытое занятие по чтению художественной литературы «Медвежонок Бурик» Конспект по художественной литературе на тему: «Медвежонок Бурик» II младшая группа Каранова М. С. Воспитатель г. Сургут Программное.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД № Тема Цели Материал.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1-4 - Чтение закличек, песенок, потешек. «Солнышко-вёдрышко…» стр. 105 «Ножки, ножки где вы были?» стр. 138 «Дон! Дон! Дон!» стр. 3.

Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены комиссии, уважаемые студенты.

Позвольте Вашему вниманию представить выпускную квалификационную работу на тему: «Развитие словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой».

Выполнила студентка 5 «А» группы Борисова Е.Г.

Научный руководитель: Фёдорова Татьяна Викторовна

Читаем: Введение - актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования, гипотеза исследования, научная новизна исследования, теоретическая и практическая значимость…

В 1 главе мы изучили теоретические аспекты проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста.

Сделали психолого-педагогический анализ формирования словаря старших дошкольников, рассмотрели особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста, определили методику формирования словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

Во 2 главе мы провели опытно-экспериментальную работу по развитию словаря детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Целью опытно-экспериментальной работы стало: выявление уровня развития словаря детей 6-7 лет; разработка и апробирование использования произведений художественной литературы и её влияние на развитие словаря старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

  • 1. Выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет;
  • 2. Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы;
  • 3. Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей 6-7 лет.

Цель констатирующего эксперимента: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6-7 лет.

  • 1. Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента.
  • 2. Провести диагностическое обследование детей 6-7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря.

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6-7 лет.

По результатам диагностики и в соответствии с критериями дети были распределены по уровням. (Таблица 5) [Приложение 5]

1 уровень (низкий)

К низкому уровню было отнесено 7 детей (35%). У этих детей не сформирован словарь. Дети редко используют в речи антонимы, глаголы, прилагательные, часто допускают ошибки.

2 уровень (средний)

К среднему уровню было отнесено 10 детей (50%). Для детей данной группы характерно использование в речи антонимов, прилагательных, глаголов и обобщающих слов, но употребление их носит не частый характер. Дети испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам.

3 уровень (высокий)

К высокому уровню было отнесено 3 детей (15%). Дети данной группы употребляют прилагательные, антонимы, глаголы. Умеют правильно подобрать обобщающие слова. У детей данного уровня развитие словаря соответствует возрасту.

Качественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать количественную обработку полученных результатов. Они представлены в диаграмме, где указано количество отнесённых к каждому уровню детей, а также процент от общего числа исследуемых детей.

Высокий уровень - 3 детей; средний уровень- 10 детей, низкий уровень -7 детей.

Как видно, к высокому уровню относится 15% детей, к среднему - 50% детей, к низкому - 35% детей.

Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития словаря у детей недостаточно высок, и результаты констатирующего эксперимента позволяют выделить следующие недостатки:

  • - бедность активного словаря;
  • - неумение детей выражать словами свои мысли.

Результаты констатирующего эксперимента говорят о необходимости проведения целенаправленной систематической работы по развитию словаря детей.

Следующим этапом нашей работы был:

Подбор и апробирование программы использования произведений художественной литературой в разных видах деятельности детей.

Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6-7 лет не только в процессе образовательной деятельности, но и в других видах деятельности.

  • 4. Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей.
  • 5. Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.
  • 6. Апробировать разработанную программу на дошкольниках 6-7 лет.
  • · Относиться к чтению как к серьёзному и важному занятию с детьми;
  • · Создать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
  • · Читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
  • · Обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

Программа использования произведений художественной литературы в разных видах деятельности

У 6 детей уровень развития повысился со среднего на высокий, у 6 детей с низкого уровня поднялся на средний уровень.

Из рисунка видно, что у всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития составил 0%. Соответственно количество детей со средним уровнем повысился на 5% и высоким уровнем развития увеличился на 30%

В процессе работы были замечены такие изменения:

У детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх - дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • - в-третьих, активного включения детей;
  • - в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6-7 лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

План-задание к тематической проверке

Срок проведения: 15.10.2012г. - 18.10.2012г.

Цель контроля: Определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.


Вопросы контроля

Методы контроля

Содержание контроля

Сроки

Кто проводит

ЗУН детей

Наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности.

Организация НОД, соблюдение структуры НОД, основных этапов работы с художественным текстом, книгой.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей.

Анализ работы воспитателя с детьми по ознакомлению с художественной литературой в совместной деятельности (ежедневные чтения «для души»); организация НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»; создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

Планирование работы с детьми

Анализ программно-методического обеспечения, календарных планов воспитателей.

Система работы по ознакомлению с художественной литературой НОД, взаимосвязь с другими видами деятельности, самостоятельное речевое общение.

Наличие перспективного плана работы по направлению, отражение работы в календарном плане.



15.10.12 - 18.10.12



Создание условий

Анализ предметно-развивающей среды.

Создание предметно-развивающей среды, вводящей ребёнка в мир книжной культуры: наличие книг в Центре Книги в соответствии с возрастом детей, разнообразие видов книг, соблюдение принципов отбора детских книг, эстетика оформления, витрины для рисунков по литературным произведениям, иллюстрации по литературным произведениям, портреты детских писателей.

15.10.12 - 18.10.12

Педагогическая комиссия

ЗУН воспитателей

Наблюдения. Беседы. Самоанализ мероприятий.

Знание программных задач. Методика проведения НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы». Руководство самостоятельной деятельностью детей. Особенности организации педагогического процесса.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Работа с родителями

Анализ документации, наглядной пед. пропаганды; наблюдение за процессом общения педагога с родителями.

Работа по данной теме, наличие совместной деятельности.

15.10.12 - 18.10.12

Краснова Р.В. Бирючевская О.А.

Справка

по итогам тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
В соответствии с годовым планом работы детского сада компенсирующего вида № 37 «Родничок» на 2012 – 2013 учебный год и на основании Приказа № в период с 15.10.2012 г. по 18.10.10.2012 г. проводился тематический контроль в возрастных группах по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель контроля: определить эффективность работы МБДОУ по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

Программа контроля:


  • планирование работы с детьми;

  • создание условий;

  • ЗУН детей;

  • ЗУН воспитателей;

  • работа с родителями.
Методы контроля

  • наблюдение и анализ непосредственно образовательной деятельности;

  • наблюдение и анализ нерегламентированной деятельности: совместная деятельность педагога и детей (наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций); самостоятельная деятельность детей;

  • анализ планирования образовательной работы с дошкольниками;

  • анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге;

  • анализ форм педагогического просвещения и взаимодействия с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе.

В ходе контроля было установлено:

Ознакомление дошкольников с художественной литературой осуществляется на основе перспективного и календарного планирования. В перспективных планах запланировано ознакомление с художественными произведениями в соответствии с программой воспитания и обучения детей «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и Региональной программой дошкольного образования Шаеховой Р.К.

Анализ календарного планирования показал, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. В связи с этим педагоги планируют непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Чтение художественной литературы», «чтение для души» перед сном, художественно-речевую деятельность с детьми в организации разных режимных моментов. Используются стихи, загадки во время наблюдений на прогулке. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, драматизацией сказок, коротких рассказов. В младших группах потешки, весёлые песенки помогают при создании положительного эмоционального настроя во время проведения культурно-гигиенических процедур, приёма пищи, укладывания в постель, одевании на прогулку.

Следует обратить внимание на планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать разные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы.

Изучение предметно-развивающей среды способствующей ознакомлению детей с художественной литературой показало, что во всех группах оборудованы центры Книги, соответствующие «закону возрастных соответствий» и «закону возрастной перспективы». В центрах собран богатый книжный фонд разнообразных жанров (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии), имеются произведения одного автора разных издательств. В наличие портреты детских писателей, материалы об их творчестве, но мало материала о художниках-иллюстраторах. Кроме книг, в центрах имеются различные тематические папки и альбомы, иллюстрации к произведениям, дидактические игры, оборудование для «больнички для книг». Но были выявлены небольшие недочёты к оформлению центров Книги. В средней, старшей и татарской группе неудачно выбрано место для организации рассматривания книг. В первой младшей, подготовительной и татарской группах мало разноформатных книг. Однако, после проведения консультации «Книжный центр в детском саду», все нарушения были устранены и пополнены новыми книгами и эстетическим оборудованием. Кроме того, в центрах Книги появились детские рисунки по любимым произведениям, дидактические игры «Герои сказок».

Анализ просмотренной непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Чтение художественной литературы» показал, что воспитатели владеют навыками выразительного чтения, организацией беседы по прочитанному произведению, могут донести до детей смысл и идейное содержание произведения. Воспитатели старшей и подготовительной к школе группы (Чупахина О.В., Натальина Л.В.) используют демонстрацию фрагментов мультипликационных фильмов; Салимова Р.Р. – кукольный театр.

В процессе чтения педагоги осуществляли толкование непонятных детям слов, показывали картинки в книгах. Использование демонстрационного материала, рассматривание иллюстраций к произведениям способствовали формированию у детей к самостоятельному рассматриванию книг, а также любви и интереса к художественной литературе.

Просмотренная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (воспитатель Л.В. Натальина) показала, что дети не только знают много произведений, но и могут назвать и узнать авторов этих произведений, знают и называют различные жанры (сказка, рассказ, стихи).

Стоит также отметить, что дети умеют внимательно слушать произведения, активны в речевом диалоге.

Речевые умения детей 2 младшей группы тоже соответствуют требованиям программы. Дети умеют слушать воспитателя, понимают его речь, эмоционально реагируют на побуждения педагога выполнить подражательные действия, характерные для того или иного персонажа сказки или потешки. Многие малыши уже употреблять в речи сложные предложения, отвечая на вопросы воспитателя.

Таким образом, наблюдения за дошкольниками в процессе занятий, анализ их речевой активности и правильности употребления лексико-грамматических структур, индивидуальные беседы с детьми свидетельствуют о том, что в основном, речь детей дошкольных групп соответствует норме, за исключением её фонетической стороны. Такой результат является показателем системы работы с дошкольниками.

С целью повышения качества работы по речевому развитию ребёнка стоит обратить внимание на следующие требования:

Во всех группах обращать внимание не только на обогащение активного и пассивного словаря детей, построение грамматически правильного высказывания, но и на развитие образной речи дошкольников. Дети должны научиться употреблять в речи эпитеты, метафоры и др. средства художественно-речевой выразительности. Этому может помочь чтение детской художественной литературы, дидактические игры, живое общение взрослого и ребёнка.

Анализ бесед с детьми показал, что многие дети не знают фамилии писателей и поэтов, произведения которых они читали в детском саду. Для этого необходимо продумать интересные формы работы с детьми и родителями. Например, оформление тематических выставок или проведение вечеров, посвящённых творчеству писателей, ознакомление с их биографиями, празднование именин произведения, проведение интеллектуальных марафонов, оформление макетов по мотивам любимых сказок, поощрение создания и обогащения семейных детских библиотек, посещение детской библиотеки.

Анализ работы с родителями свидетельствует о том, что работа по приобщению дошкольников к чтению художественной литературы, ограничивается лишь такими формами работы, как оформление папок-передвижек и наглядной информацией, подготовка к тематическому конкурсу рисунков по произведениям и конкурсу чтецов.

Вывод: работа детского сада по ознакомлению дошкольников с художественной литературой эффективна.


  1. Планировать индивидуальную работу с детьми в центре Книги.
Срок исполнения: постоянно.

  1. Разнообразить формы работы с детьми по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

  1. Провести развлечение «Мы дружим с книгой».

  1. Активизировать и разнообразить взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников интереса к чтению книг.
Срок исполнения: незамедлительно.

  1. Оформить буклеты, рекомендации для родителей по организации семейного чтения.
Срок исполнения: не позднее 01.12.2012 года.
Члены комиссии:

Заведующая детским садом_________ Краснова Р.В.

Старший воспитатель ____________ Бирючевская О.А.

Воспитатель ___________ Чупахина О.В.


Ознакомлены:

Вафина Г.С.

___________

Малыхина В. Н.

___________

Идрисова Ю.Р.

___________

Миннигалеева Н.И.

___________

Кошель Е. В.

___________

Набиуллина Ф.А.

___________

Крупенченко И. В.

___________

Натальина Л. В.

___________

Кургузкина Н.А.

___________

Салимова Р.Р.

___________

Лапшова Н.В.

___________

Чупахина О. В

___________

Карта анализа

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Чтение художественной литературы»


Тема _____________________________________________________________________________________

Дата проведения ____________________________________________

Возрастная группа ____________________________________

Количество детей ____________________

Ф.И.О. воспитателя ______________________________


Критерии оценки работы воспитателя

Уровень оценки

высокий

допустимый

низкий

Была ли соблюдена структура НОД по ознакомлению с художественной литературой?

Подготовил ли воспитатель детей к восприятию художественного произведения?

Была ли достигнута цель подготовительной работы перед чтением – возбудить интерес к главному персонажу или предмету, явлению, изображенному в произведении?

Выразительно ли был прочитан (рассказан) текст художественного произведения?

Велись ли наблюдения над словом, формировались ли умения видеть яркие художественные детали?

Осуществлялось ли на занятии толкование непонятных детям слов?

Проводилась ли другая работа по развитию речи детей?

Выяснилось ли идейное содержание произведения?

Проводилась ли работа по коллективному рассматриванию книги?

Была ли дана рекомендация к самостоятельной индивидуальной работе с книгой, произведением?

Способствовала ли данная НОД формированию у детей любви и интереса к художественной литературе?

Вывод:

Старший воспитатель ________________

Воспитатель _____________

Карта анализа наглядной информации для родителей в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Критерии анализа

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Конкретность информации

Доступность предлагаемого материала

Краткость материала

Эстетичное оформление наглядных материалов

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

Форма подачи материала

Папки-передвижки

Стенды

Ширмы

Информационные письма-памятки, буклеты для родителей

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы в рамках

тематического контроля

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»


Направления воспитательно-образовательной работы

Возрастные группы

1 мл.

2 мл.

Ср.

Ст.

Подг.

Тат.

Планирование непосредственно образовательной деятельности «Чтение художественной литературы»

Ежедневное «чтение для души»

Творческие виды читательской деятельности (графическое и словесное рисование, сочинительство, изготовление книжек-малышек и т.д.)

Работа с материалами центра Книги

Совместная деятельность с городской детской библиотекой

Досуги, развлечения

Работа с семьёй

Показатели: + оптимальный уровень; V допустимый уровень; - недостаточный уровень

Анкета для родителей

«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»

1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет.)

2. Какие произведекния приобладают в Вашей детской библиотеке? (сказки, стихи, познавательные энциклопедии, прочее.) /нужное подчеркнуть /

3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги? (Часто, редко.)

4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку? (отметьте один из пунктов.)

Просматриваю содержание,

Учитываю возраст ребёнка,

Выбираю книгу по иллюстрациям,

Покупаю случайно.

5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?

Ежедневно,

Два-три раза в неделю,

Один раз в месяц,

Вообще не читаю.

6. По чьей инициативе Вы читаете книги?

По просьбе ребёнка,

По своей инициативе.

7. Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном? (Да, нет, иногда.)

8. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет, иногда.)

9. Выписываете ли Вы детские журналы? Какие? ______________________________________________

10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка? (напишите) ____________________________

______________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!