Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми :

«Чтение литературной сказки В . Бианки «Сова »

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

1. Познакомить детей с литературной сказкой В . Бианки «Сова » .

2. Расширять и уточнять представления детей о природе.

3. Продолжать объяснять детям, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Оборудование : презентация.

Словарная работа : пустой чай, раздолье, волдыри, цветень, молоко всё жиже да жиже.

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя .

Сегодня у нас знакомство с литературной сказкой В . Бианки «Сова » . Мы опять с вами попадаем на луг, и наблюдаем, какие там происходят события. Автор напоминает нам, что в природе всё взаимосвязано : животные связаны между собой и с растениями в цепи питания. Вспомните, например, такую цепь питания : капуста – слизни – жаба.

Вы знаете, если человек истребляет каких-нибудь животных, это может нарушить цепи питания и принести большой вред природе и самому человеку. В нашей сказке человек не истребил животное, оно живо и здорово, человек только сильно обидел сову, а что из этого получилось, мы узнаем.

2. Чтение литературной сказки «Сова » .

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова .

Здорово,- говорит, друг!

А Старик ей :

Ты, Сова , - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова .

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить- сам лови.

А Старик :

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова , забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются :

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова , уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ :

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло : мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла :

вышло : все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик - Что от них толку : ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло : не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла :

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе : придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит , мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить пошёл Старик Сове кланяться :

Уж ты, Совушка - вдовушка, меня из беды выручай : нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит- старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика , вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

3. Физкультминутка «Сова » .

В лесу темно, (Дети складывают ладошки под наклоненную голову - «спят» , глаза закрыты)

Все спят давно,

Все птицы спят,

Одна сова не спит ,

Летит, кричит.

Совушка- сова , (Руки согнуты в локтях на уровне груди - «сова » сидит на ветке)

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит, (Повороты головы вправо-влево)

Во все стороны глядит

Да вдруг - как полетит. (Руки в стороны - машут крыльями)

4. Беседа по содержанию сказки .

Какой чай пьёт Старик? (Ответы детей : не пустой – молоком белит) .

Почему Сова рассердилась на Старика? (Ответы детей : Старик разговаривал с Совой невежливо) .

Что пообещала не делать Сова ? (Ответы детей : не стану по ночам к тебе на луг летать и ловить мышей).

Испугался Старик обещанию Совы не прилетать на луг? (Ответы детей : нет, не испугался, он не знал, как ему помогает Сова ).

Для кого в первую же ночь без Совы произошло раздолье? (Ответы детей : для мышей, они побежали на луг) .

Как ответил Старик Сове на предупреждение, что мыши вышли на охоту? (Ответы детей : а пускай идут) .

Что в это время происходит на лугу? (Ответы детей : мыши шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят).

О чём снова предупредила Сова Старика ? (Ответы детей : все шмели разлетелись) .

Задумался Старик о том, какую пользу приносят лугу шмели? (Ответы детей : он считает, что от шмелей только одни волдыри) .

Что происходит на лугу в это время? (Ответы детей : клевер головой к земле виснет, а шмели не носят цветень с цветка на цветок).

Что произойдёт, если цветень не попадёт с цветка на цветок? (Ответы детей : не родится клевер на лугу) .

Что происходит с коровой без клевера? (Ответы детей : корова худеет, молока даёт меньше, молоко всё жиже да жиже, чай белить Старику нечем).

Как вы думаете, правильно поступил Старик, когда пошёл Сове кланяться? (Ответы детей : правильно) .

Что ответила Сова Старику ? (Ответы детей : ей тоже было нелегко без мышей) .

Расскажите, что произошло на лугу, когда Сова простила Старика ? (Ответы детей : Сова полетела ловить мышей. Шмели загудели над лугом. Клевер наливается. У коровы стало молока много. Старик белит чай молоком).

Что нарушилось в природе, когда Сова перестала ночью летать на охоту на мышей? (Ответы детей : нарушилась пищевая цепочка) .

5. Дидактическая игра «Составь цепи питания» .

1). Волк, дуб, кабан.

2). Сосна, дятел, жук-короед.

3). Лесная мышь, жёлудь, сова .

6. Дидактическая игра «Расскажи, как связаны между собой»

1). Орешник, полёвки, ласка.

2). Рожь, мыши, змеи, орёл.

Литературная сказка В . Бианки рассказала нам о том , что произойдёт на лугу, если туда не будет прилетать сова , ведь животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.

Гуляя в лесу, парке, бывая на лугу, помните, что нарушив цепи питания, вы нанесёте вред природе и человеку.

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт - молоком белит. Летит мимо Сова.

Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови.

А Старик:

Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.

Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут тёлки.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

И ветер разнесёт, - говорит Старик, а сам в затылке скребёт.

По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, - трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить - пошёл Старик Сове кланяться:

Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай, нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.

То-то, - говорит, - старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?

Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.

Сова полетела мышей ловить.

Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.

Клевер красный стал на лугу наливаться.

Корова пошла на луг клевер жевать.

Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

Отзывы о сказке

    Спасибо за сказку, мне очень нравится сказка «Виталий Бианки—Сова»

    Урок литературного чтения

    во 2-м «Б» классе

    по теме « В. Бианки "Сова" »

    Тип урока: изучение нового материала

    Цели:

      продолжить знакомство с творчеством В. В. Бианки;

      развивать навыки выразительного, беглого чтения;

      обогащать словарный запас;

      развивать умения анализировать поступки героев.

    Планируемые результаты.

      Личностные.

    осознават ь рол ь язык а и реч и в жизн и людей;

    эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

      Метапредметные(УУД,работа с текстом

    - слушать и понимать речь других;

    пользоваться приёмами слу шания:

      Предметные.

    Выразительное чтение,
    использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

    Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения.

      Деятельность обучающихся.

    Уметь:

    выполнять творческую работу (сочинение сказок);

    определять его тему и главную мысль

    Оборудование:

      выставка книг В.Бианки;

      презентация ( );

      карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

      карточки с деформированным планом;

      аудиозапись «Крик совы» ( ).

    Формы организации урока:

      коллективная;

      фронтальная;

      групповая;

      индивидуальная работа;

      работа в парах.

    Связь предметов: литературное чтение – окружающий мир

    Ход урока

    1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

    - Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что здесь собрались добрые, отзывчивые люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека.

    2.Речевая разминка.

    - Сегодня наш урок предлагаю начать со скороговорки.

    - Прочитайте её. Постарайтесь запомнить.

    Медведь лежит в густой тени.

    Его за лапу не тяни.

    Прочитайте скороговорку вслух спокойно.

      Закройте глаза, повторите её.

      Произнесите скороговорку без звука.

      Игра «Радио» (от тихого к громкому).

      Проговорите скороговорку

    быстро в паре друг другу.

    5. Игра «Кто догонит учителя».

    - Для чего мы сейчас работали со скороговоркой?

    3.Актуализация знаний учащихся.

    Проверка домашнего задания.

    -С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

    Найдите в тексте и прочитайте о том, кто в лесу издавал звонкий, ласковый звук..

    Прочитайте. Как поступил старик с медведем?

    Какова главная мысль этого рассказа?

    ВЫВОД: Мы должны любить и охранять природу. Природа и человек одно неразрывно связанное целое.

    4.Формирование учащимися темы и цели урока.

    Эту взаимосвязь показал в своём произведении В. В. Бианки.

    звук (крик совы)

    Кого вы услышали? (Дополнительно можно использовать загадку).

    Кто днём спит, не летает.

    А ночью мышей по полю гоняет.

    У. Сформулируйте тему нашего урока.

    На доске: Виталий Валентинович Бианки. «Сова».

    У. Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока.

    На доске:

    Познакомиться с произведением…….

    Учиться правильно….

    Проанализировать…..

    4. Подготовительная работа.

    -. Что вы знаете о сове?

    . Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

    На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

    - Что помогает им охотиться?

    а) Острый слух.
    б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
    в) Когти (хватать добычу, держать ее).
    г) Клюв.

    - Какую пользу приносят совы?

    Приметы о сове.

      Если много сов – урожай будет хороший.

      Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

      Филин кричит на оттепель.

      Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

      Сова кричит – на холод.

    «А вы знаете?»

    (Слайд №5) Выступление подготовленного ученика.

    С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

    Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

    В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

    5. Подготовка к восприятию нового материала. . Чтение сказки В.В. Бианки «Сова».

    Чтение слов (запись на доске):

      от-ча-ян-ная – отчаянная;

      хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

      сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

      рас-сер-ди-лась – рассердилась;

      пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

      за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

      стар – старик – стариковом.

    Какие слова вам не понятны?

    (Слайд №6) «Словарная работа»

    Как можно заменить слова и выражения?

    Утекает

    убегает.

    Кормовистый

    клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень

    пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

    Хорониться

    прятаться, таиться.

    Раздолье

    много места.

    Как бы худа не вышло

    как бы беды не было.

    Чай белить

    добавлять молоко в чай.

    Пойло

    питательное питьё для скота.

    6. Первичное знакомство с текстом.

    Чтение текста учителем.

    Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

    Назовите главных героев.

    Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

    Можно ли ему дать другое название? Какое?

    Физминутка для глаз.

    У. Назовите героев сказки.

    По мере называния героев, их фигурки выставляются на доску.

    2. Чтение-обсуждение.

    У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

    У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

    У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются.

    Чтение отрывка

    Почему?

    Чтение отрывка

    Почему?

    Чтение отрывка

    Почему?

    Чтение отрывка.

    Почему?

    У. Как изменилась жизнь старика?

    Почему?

    У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

    У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

    . Физкультурная минутка «Сова».

    В лесу темно,
    Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
    Все птицы спят...
    Одна сова не спит,
    Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
    Совушка-сова,
    Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
    На суку сидит, (Присесть.)
    Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
    Во все стороны глядит,
    Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

    Закрепление нового материала

    1.Выразительное чтение

    Чтение произведения учениками по частям.

    Составление плана. (Работа в паре)

    Чай без молока.

    Примирение.

    Ссора с совой.

    Определите порядок следования частей.

    2.Чай без молока.

    3.Примирение.

    1.Ссора с совой.

    Какой главный вывод сделали сова и старик? Прочитайте.

    Что вы прочитали? К какому жанру относится это высказывание? (Народная мудрость, фольклор, пословица).

    Как вы ее понимаете?

    2.Работа над усвоением смысла прочитанного

    Какая связь между совой и чаем старика? Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.(работа в парах)

    СЛАЙД 8

    сова мыши шмели клевер корова молоко чай

    Рефлексия.

    У. Какое «открытие» сделали для себя сегодня?

    На доске: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

    Нужно иметь мужество исправлять свои ошибки.

    Нужно уметь прощать.

    У. Как вы думаете, эти «открытия» вам пригодятся в жизни

    Домашнее задание.

      Инсценировать любой диалог из сказки.

    Используемые источники:

      Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.

      Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

      Энциклопедия « Я познаю мир. Животные»

    Интернет-ресурсы:

      Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/ 00873501225988269902/

      http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

    Учитель: Прозорова Е.А.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цели:

    1. Образовательные:

    а) формировать внимательное отношение к языку произведения; умения понимать образные выражения; высказывать своё отношение к прочитанному, анализировать текст.

    б) совершенствовать умения осознанного и вдумчивого чтения про себя и вслух.

    в) учить навыкам работы над выразительностью: выбор интонации, тона, темпа, громкости.

    г) обучать младших школьников методам познания родного края.

    д)показать неразрывную связь человека и природы.

    2. Воспитательные:

    а) воспитывать любовь к слову, природе, ко всему живому на земле.

    б) положительную мотивацию через интерес к самому процессу чтения.

    в) эстетическое, нравственное и практическое отношение к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней.

    г) учить детей решать экологические проблемы, близкие и доступные младшему школьнику:

    Защита и сохранение видового многообразия растений и животных и мест их обитания как природного окружения человека;

    Защита о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей;

    Охрана природной среды от разрушения и истощения;

    3. Развивающие:

    а) развивать устную речь учащихся, образное мышление, кругозор.

    б) развивать читательские умения: слушать и говорить

    в) научить детей прослеживать межпредметные связи.

    Г)приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

    Оборудование: портреты В.В.Бианки; иллюстрации луга, совы, клевера, шмелей; кроссворд, листы с тестами.

    Ход урока.

    1. Орг.момент.

    2. Проверка д.з.

    3. Мотивация на урок:

    Отправляемся на чудесный летний луг. Но вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения в природе (не сорить, не рвать цветы, не ломать ветви деревьев, не разорять птичьи гнёзда, не пугать зверей).

    - Закройте глаза. Постарайтесь представить что- то очень для вас приятное, близкое, красивое, то, что везде окружает нас. А может кто- нибудь почувствует запахи, услышит звуки?

    (зелёные листики, пение птиц, аромат цветов).

    - Как вы себя чувствовали, когда слушали голоса птиц?

    (очень нежно, хотелось пойти в лес, на луг и посмотреть на птиц

    - А как, вы, думаете, связан человек с природой?

    • (он сам является частью природы, влияет на её красоту, бережёт природу
    • Закрываем глаза (звучит стихотворение ):
    • Бежит тропинка через луг,

    ныряет влево, вправо.

    Куда ни глянь, цветы вокруг,

    да по колено травы.

    • Открываем глаза, мы на чудесном лугу. Но не просто будем гулять, но ещё и… (читать, наблюдать, вспоминать, думать)

    4 Подготовительная работа.

    Сегодня на уроке отправимся в удивительное путешествие, побываем в гостях у природы. Но для этого нам надо подготовиться.

    1. Слушание диска
    2. Кроссворд
    3. Беседа о писателе

    Когда В.В.Бианки был такого же возраста как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбами, и террариум с черепахами, ящерицами и змеями.

    Все свои наблюдения в природе В.В.Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок.

    Книги В.В.Бианки - это ответы на ваши постоянные "Отчего" и "Почему?"

    Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного

    ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

    — Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом В.В. Бианки «Сова».

    1. Беседа о сове

    Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездятся в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.

    В мире насчитывается около 130 видов сов. На территории России встречается 16.

    5. Изучение нового материала

    1. Словарная работа.

    хо-ро-нишь-ся — хоронишься

    сто-ро-нишь-ся — сторонишься

    рас-сер-ди-лась — рассердилась

    от-ча-ян-ная — отчаянная

    пе-ре-кли-ка-ют-ся — перекликаются

    за-гля-ды-ва-ют - заглядывают

    стар — старик — стариковом

    шмель — шмелевые

    корм — кормовистый

    глаза — глазищами

    лез — вылезла

    носить — переносить

    2. Первичное чтение.

    Читает учитель

    Чтение сказки цепочкой .

    Работа по частям, работа по содержанию.

    1 часть - до слов» Ночь пришла»

    - Как обратилась Сова к старику?

    - А что Старик ответил ей?

    - Почему Старик не считал Сову своим другом?

    - Как ответил он на её предупреждение?

    2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

    - Почему мыши так расхрабрились?

    - Чем они занялись на лугу?

    - Как предупреждает Сова Старика о возможной беде?

    - Прислушался ли он к совету Совы?

    - Подумайте, как ответ Старика характеризует его?

    (Легкомысленный, ненаблюдательный)

    3 часть- до слов « Старик браниться…»

    Словарная работа:

    Клевер кормовистый- клевер, предназначенный для корма скоту.

    Цветень- пыльца.

    - Почему не родится клевер на лугу?

    - Что стало с коровой?

    - Найдите три предупреждения Совы.

    - О чём она предупреждает Старика?

    - Меняется ли его поведение?

    (Герой стал задумываться о правильности своего поведения).

    4 часть - до слов « Простила Сова…»

    - Что изменилось в Старике?

    (Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

    - Когда Старик понял свою ошибку?

    (Вот и чай белить Старику нечем стало»)

    - Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

    - Найдите пословицу. Что она означает?

    (Дружно не грузно, а врозь хоть брось).

    5 часть .- до конца сказки.

    - Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

    (В природе всё друг с другом связано

    - В какой пословице содержится главная мысль сказки?)

    - Убедил ли нас писатель том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?

    О связи всего живого можно написать научную статью, но В. Бианки написал художественное произведение. Почему?

    - Докажите, что это действительно сказка.

    (Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка:

    Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно»

    При чтении встретятся слова Как вы их понимаете?

    • кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту. Клевер можно встретить на лугах, лесных полянах. Его цветки можно видеть с конца мая до осени. В них много сладкого нектара. Клевер специально высевается на колхозных полях, т.к. даёт питательное сено для скота. А ещё цветки растения используются в медицине.
    • цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. Многие из вас видели на цветках растений пчёл, шмелей, бабочек. Здесь они кормятся цветочным соком - нектаром. Но не только кормятся, они ещё выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветков. В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда шмель садится на цветок, пыльца остаётся на мохнатом тельце. Перелетая с цветка на цветок, шмель невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители.
    • пойло - питательное питьё для скота
    • Вы читали 1и 2 части произведения. Какие основные моменты можно выделить? Вспоминаем. (ответы уч-ся: Старик показан легкомысленным, ненаблюдательным, грубым в общении. Прогонял сову с луга, не считал её своим другом, не прислушивался к советам, ведь она много раз предупреждала его о возможной беде).
    • А какая беда? (от такого грубого отношения сова перестала ловить мышей, она улетела, забралась в дуб; мыши стали рыть землю, искать шмелиные гнёзда ).
    • Старик легкомысленный. А сова? (мудрая, всё понимает).
    • Какого человека называют мудрым? (который даёт советы, предупреждает об ошибках).
    • Сова мудрая. А ещё? (смелая).
    • Подберите близкие по смыслу слова …(храбрая, мужественная, отважная, решительная).
    • Какие приёмы увидели? (сравнение: нос - крючком, мыши не волки)
    • Объясните, сказку или рассказ мы читаем? (произведение «Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами; действуют, думают как люди; встречаются пословицы, поговорки).
    • Хорошо, я с вами согласна. Это сказка. А ещё В.Бианки считают создателем нового жанра - «Сказки - несказки» (слайд №1) . Они рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения. И попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.
    • Надеюсь, что и вы сегодня сами ответите на свои «почему»? и много сделаете открытий. Над лугом нависла беда. Что же было дальше?

    5. Работа над содержанием следующих частей произведения .

    1) 3 часть

    • 3часть читаем выразительно цепочкой по предложению, понаблюдаем за языком автора. При чтении верно выбираем: темп, громкость, тон (на доске)

    б) Целевая установка .

    • При чтении нужно найти следующие 3 предупреждения совы (на доске).

    в) чтение

    г) проверка восприятия

    • О чём теперь предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1.Шмели с луга летят. 2. Не кому переносить цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.
    • Что стало с коровой? Зачитайте.
    • Меняется ли поведение старика? (старик « в затылке скребёт», молчит, ничего не говорит на предупреждения совы; стал задумываться о правильности своего поведения).
    • Сравните, как, каким тоном разговаривал старик вначале, как отвечал теперь на предупреждения совы? (грубо, свысока, а теперь молчит, ничего не говорит ).
    • Какие приёмы здесь использует Бианки? (олицетворение- ветер гуляет; сравнение - травы с кашей).
    • Трава без клеверу, что каша без масла. Как вы это понимаете? (клевер имеет сочные мягкие стебельки, от цветов идёт приятный запах, и животные с удовольствием едят траву, где растёт клевер. Ну, а каша с маслом - вкусная и питательная).

    Вывод:

    • Старик изменяется, начинает задумываться над своим поведением, прислушивается к словам совы.
    • Как бы вы прочитали слова совы, в которых содержится предупреждения, выберите нужную карточку. Зачитайте, показав голосом (на доске карточки ): строго, с мольбой, с насмешкой, радостно, с возмущением, с досадой.
    • Не попадает цветень с цветка на цветок, не родится клевер на лугу, корова стала тощать. Молчит старик, ничего не говорит.

    2) 4 часть - комбинированное чтение (учитель - уч-ся хором).

    а) Целевая установка .

    • Заметьте, каким здесь видим старика, что изменилось в нём?

    б) чтение

    в) проверка восприятия

    • Каким здесь видим старика, что в нём изменилось? (стал более добрым, пошёл кланяться к сове, т.е. просить о помощи).
    • Когда старик понял свою ошибку? (вот и чай белить нечем).
    • Как бы вы прочитали слова старика, выберите нужную интонацию
    • Права ли оказалась сова?
    • Прочитайте 1 предложение этой части. Как вы его понимаете? (от слов мало толку, надо дело делать, исправлять ситуацию)
    • Когда старик просит о помощи, как реагирует сова? (уже его простила, глазищами луп-луп, т.е. рада, ей то какого без мышей - они для неё еда).
    • Что хотела сказать сова пословицей: « Дружно не грузно, а врозь хоть брось»? (ответы уч-ся).
    • Бианки использует такие приёмы как… (олицетворение и сравнение ).

      Тип урока: Изучение нового материала

      Оборудование:

      Связь предметов: литературное чтение - познание мира

      I .Организационный момент.

      Прозвенел звонок веселый.
      Мы начать урок готовы.
      Будем слушать, рассуждать,
      И друг другу помогать.

      2. Речеdая разминка

      Повсюду: в лесу, на полянке,

      В реке, на болоте, в полях-

      Ты встретишь героев Бианки,

      У них побываешь в гостях.

      Про птиц, насекомых, лягушек

      Рассказы и сказки прочтёшь.

      И лучше знакомых зверушек

      Узнаешь, дружок, и поймёшь.

      Прочитайте медленно.

      Прочитайте, ускоряя темп.

      Прочитайте, замедляя темп.

      II .Сообщение темы урока

      IV

      V .Новая тема:

      «Солнца яркого боится.

      Ночью- хмурится как птица

      Ловко мышь найдет в траве.

      Говорим мы о…..(СОВЕ)

      «Сова»

      Чтение стихотворения о сове:

      Днём в ветвях

      Сосны косматой,

      Возле самого ствола,

      Точно столбик сучковатый,

      Дремлет чуткая сова.

      На оранжевых глазищах*

      Веки серые сомкнет,

      «Ушки» длинные встопорщит,

      Терпеливо ночи ждёт.

      Информация «Совы»

      Приметы, связанные с совой.

      Если много сов - урожай будет хороший.

      Филин кричит на оттепель.

      VI

      1. Словарная работа

      Утекает убегает

      хорониться прятаться, таиться

      раздолье много места

      2.Подготовка к чтению

      хо-ро-нишь-ся - хоронишься

      сто-ро-нишь-ся - сторонишься

      рас-сер-ди-лась - рассердилась

      от-ча-ян-ная - отчаянная

      пе-ре-кли-ка-ют-ся - перекликаются

      за-гля-ды-ва-ют - заглядывают

      1 часть- до слов» Ночь пришла

      А что Старик ответил ей?

      Чем они занялись на лугу?

      Что же ответил Стари Сове?

      5. Чтение текста учащимися:

      Что стало с коровой?

      Меняется ли его поведение?

      6. Чтение теста учителем

      Что изменилось в Старике?

      7. Просмотр мультфильма

      5 часть.- до конца сказки.

      VII

      1. Работа над пословицей.

      На доске:

      Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

      Объясните её значение.

      Рассердилась сова. (1)

      Молока у Коровы мало. (4)

      сова —мыши —шмели —клевер —корова —молоко - чай

      Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки - несказки».

      Вывод:

      Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют - несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки - познавательную сказку.

      IX . Подведение итогов урока

      Какая она? (мудрая)

      X . Оценка за работу на уроке.

      XI . Домашнее задание.

    Просмотр содержимого документа
    «Разработка урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки "Сова"" »

    Литературное чтение 2 класс

    Тема: В. В. Бианки «Сова»

    Цель: Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова».

      Дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

      Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

      Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

    Тип урока: Изучение нового материала

    Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор

    Связь предметов: литературное чтение – познание мира

    I .Организационный момент.

    1.Психологически настрой на урок.

    Прозвенел звонок веселый.
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать,
    И друг другу помогать.

    2. Речевая разминка

    Повсюду: в лесу, на полянке,

    В реке, на болоте, в полях-

    Ты встретишь героев Бианки,

    У них побываешь в гостях.

    Про птиц, насекомых, лягушек

    Рассказы и сказки прочтёшь.

    И лучше знакомых зверушек

    Узнаешь, дружок, и поймёшь.

    Прочитайте медленно.

    Прочитайте, ускоряя темп.

    Прочитайте, замедляя темп.

    II .Постановка цели урока.

    Какое слово в тексте написано с заглавной буквы?

    Что писал В.В.Бианки?

    О ком эти произведения?

    Как одним словом сказать?

    С какой целью Бианки их писал?

    III .Сообщение темы урока

    Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.В. Бианки.

    IV .Актуализация знаний учащихся

    Рассказ учащихся о биографии писателя В.В. Бианки:

    Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи.

    Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь он впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. В течение четырех лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану.

    Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» до последней – «Гоголёнок» – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком.

    Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет.

    За 35 лет творческой работы Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира.

    В его рассказах нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.

    Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

    V .Новая тема:

    Как вы думаете, что объединяет все произведения В.В.Бианки?

    Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное.

    Как называется произведение с содержанием которого мы сегодня познакомимся, вы узнаете, отгадав загадку.

    «Солнца яркого боится.

    Ночью- хмурится как птица

    Ловко мышь найдет в траве.

    Говорим мы о…..(СОВЕ)

    Совершенно верно, произведение, с которым сегодня познакомимся так, и называется «Сова»

    Чтение стихотворения о сове:

    Днём в ветвях

    Сосны косматой,

    Возле самого ствола,

    Точно столбик сучковатый,

    Дремлет чуткая сова.

    На оранжевых глазищах*

    Веки серые сомкнет,

    «Ушки» длинные встопорщит,

    Терпеливо ночи ждёт.

    Информация «Совы»

    1.Совы издревле считаются символом учебы и мудрости, который берет своё начало из древнего государства Афин, где эти птицы считались атрибутами и спутниками богини Афины. Именно совы чаще всего встречаются на греческих монетах.
    2.Сова – удивительная птица. И это неоспоримый факт. Она таинственна, красива и выразительна. Если вы когда-то повстречали эту птицу, то никогда не сможете спутать её с любой другой. Сова, во-первых, отличается своими большими ушами и глазами, необычным клювом, пушистыми перьями и плоским лицом.

    3.Кроме этого, она издает забавные звуки, причем, каждый вид производит свой собственный. Живут эти особи чаще уединенно, но иногда они собираются в стаи, которые называют «парламент».
    4.Сова – хищная птица. Питается большим разнообразием добычи: млекопитающими, другими птицами, рептилиями и насекомыми.

    Совы, как и другие птицы, не могут жевать, потому как у них нет зубов. Они глотают пищу целиком.

    5.Сова – единственная птица в природе, уши которой состоят только из складок кожи. К тому же, уши расположены несимметрично. Это позволяет наиболее точно определить направление на источники звука, а точность определения звука феноменальна – около одного градуса по горизонтали и вертикали.

    6. Далеко не все особи, вопреки стереотипам, ведут ночной образ жизни. Некоторые виды охотятся и бодрствуют днем, некоторые, как карликовые совы, активничают утром либо на закате. Живут эти птицы в различных местах, почти во всех регионах земного шара, кроме большей части Гренландии, Антарктиды и нескольких отдаленных островов.

    7.Часть сов перелётная, часть – оседлая. Своих гнезд они не строят, селятся часто в нишах скал, дуплах, старых гнёздах хищных птиц. Яйца у них круглые, глянцевые и чисто-белого цвета. Птенцы, как часто это бывает у птиц, появляются на свет беспомощными и слепыми, с белым пухом по всему тельцу, который со временем заменяется на пуховое оперение, а лишь потом на перья.

    8.Совы действительно никого не оставляют до сих пор равнодушными. Их необычный окрас, «голос» и поведение всегда будут привлекать внимание людей. Вот такие они – необычные и удивительные существа!

    Приметы, связанные с совой.

    Если много сов – урожай будет хороший.

    Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

    Филин кричит на оттепель.

    Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

    Сова кричит – на холод.

    А какую пользу приносят совы людям? Об этом мы узнаем, прочитав произведение В.В. Бианки «Сова»

    VI . Знакомство с произведением «Сова»

      Словарная работа

    Как можно заменить слова и выражения?

    Утекает убегает

    кормовистый клевер, предназначенный для корма скоту

    цветень пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки

    хорониться прятаться, таиться

    раздолье много места

    как бы худа не вышло как бы беды не было

    чай белить добавлять молоко в чай

    пойло питательное питьё для скота

    2.Подготовка к чтению

    Прочитайте сначала по слогам, потом целыми словами:

    хо-ро-нишь-ся – хоронишься

    сто-ро-нишь-ся – сторонишься

    рас-сер-ди-лась – рассердилась

    от-ча-ян-ная – отчаянная

    пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются

    за-гля-ды-ва-ют – заглядывают

    3.Просмотр мультфильма «Сова»

    1 часть- до слов» Ночь пришла

    Как обратилась Сова к старику?

    А что Старик ответил ей?

    Почему Старик не считал Сову своим другом?

    Как ответил он на её предупреждение? (Прочитайте)

    Что значит "утекай пока цела"

    4. Работа по электронному учебнику (читает диктор)

    2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»

    Почему мыши так расхрабрились?

    Чем они занялись на лугу?

    Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте.

    Что же ответил Стари Сове?

    Какой был старик? (Легкомысленный, ненаблюдательный)

    Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как?

    Зависят ли друг от друга мыши и шмели?

    5. Чтение текста учащимися:

    3 часть- до слов « Старик браниться…»

    Почему не родится клевер на лугу?

    Что стало с коровой?

    Найдите три предупреждения Совы.

    О чём она предупреждает Старика?

    Меняется ли его поведение?

    (Герой стал задумываться о правильности своего поведения).

    6. Чтение теста учителем

    4 часть- до слов « Простила Сова…»

    Что изменилось в Старике?

    (Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

    Когда Старик понял свою ошибку?

    (Вот и чай белить Старику нечем стало»)

    Права ли оказалась Сова? Пришлось ли старику кланяться?

    Найдите пословицу. Что она означает?

    (Дружно не грузно, а врозь хоть брось).

    7. Просмотр мультфильма

    5 часть.- до конца сказки.

    Как Старик исправил ошибку? Что он понял?

    (В природе всё друг с другом связано Если порвётся одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка.

    Физкультурная минутка «Сова».

    Птицы прилетели". Если дети слышат названия птиц, то они машут руками, а если - насекомых, то топают ногами.)

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Мухи и стрижи...

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Аисты, вороны,

    Комары, орлы.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Чибисы, чижи,

    Бабочки, стрижи.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Иволги, кукушки,

    Даже совы - сплюшки.

    VII . Работа над восприятием прочитанного:

    1. Работа над пословицей.

    В какой пословице содержится главная мысль сказки?)

    На доске:

    Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

    Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

    Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока.

    Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

    Объясните её значение.

    Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

    Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

    2. Восстановление деформированного плана.

    Рассердилась сова. (1)

    Молока у Коровы мало. (4)

    Шмели на чужих лугах гуляют. (3)

    Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить. (6)

    Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут. (2)

    Пошел Старик Сове кланяться.(5)

    3.Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

    Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд.. Попробуем восстановить эту цепочку.

    Давайте нарисуем цепочку взаимосвязи.

    сова -мыши -шмели -клевер -корова -молоко – чай

    Убедил ли нас писатель том, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга?

    Скажите, сказку или рассказ мы читаем? Докажите, что это действительно сказка.

    (Произведение « Сова»- сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована поговорка:

    Мыши не волки, не зарежут тёлки, пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось; слова автора звучат как стихи- складно».)

    К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

    Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».

    Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

    Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».

    Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

    VIII. Закрепление прочитанного:

    Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

    Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

    Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

    Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

    IX . Подведение итогов урока

    С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?

    Ребята, кто главный герой сказки?

    Какая она? (мудрая)

    Какого человека мы называем мудрым? (даёт советы, предупреждает об ошибках)

    Научила сова чему-нибудь старика?

    Какой вывод можно сделать из прочитанного рассказа?

    Какова главная мысль сказки?

    (Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.)

    А как вы, дети, можете помочь природе?

    X . Оценка за работу на уроке.

    XI . Домашнее задание.

    Подготовится к чтению по ролям

    Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

    XII . Рефлексия.

    Закончите предложения:

    «Сегодня я узнал ….»

    «Было интересно ….»

    «Урок дал мне для жизни…