В осеева на катке главная мысль. Одолеем Бармалея — Корней Иванович Чуковский

Главный герой рассказа «На катке» — мальчик Витя. Он хорошо умеет кататься на коньках и демонстрирует свое мастерство – кружится, как волчок, движется на одной ноге и носится по кругу, делая временами резкие повороты. Ребята, пришедшие на каток, хвалят Витю и называют его «молодцом».

На этом же катке была маленькая девочка. Она еще не освоилась с коньками и осторожно передвигалась на них по скользкому льду. В какой-то момент на нее случайно налетел Витя, и девочка упала. При падении она ударила коленку и заплакала. Сначала Витя испугался за девочку и стал оправдываться перед ней, говоря, что он сбил ее с ног нечаянно. Но когда Витя услышал за спиной смех ребят, он решил, что смеются над ним и над его заботливым отношением к упавшей девочке.

Тогда Витя отвернулся от девочки и пошел к ребятам. Подойдя к ним, он грубо назвал девочку «плаксой», после чего мальчики стали кататься дальше. А девочка осталась сидеть на скамейке. Она плакала.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «На катке» заключается в том, что не следует строить свои действия, исходя из реакции окружающих. Поначалу Витя проявил искреннее сострадание к девочке, которую он нечаянно толкнул. Но, услышав насмешки со стороны, он не смог вынести того, что над ним смеются, и ушел от плачущей девочки, примкнув к мальчикам. Рассказ Осеевой «На катке» учит быть сильным, уметь сопереживать и всегда поступать по совести, не взирая на мнение окружающих.

Оставив плачущую девочку из-за насмешек со стороны мальчишек, Витя проявил малодушие. Он был виноват в падении этой девочки и должен был, как старший по возрасту, более опытный и сильный, проявить к ней сочувствие и оказать помощь. Но боязнь насмешек помешала Вите поступить так, как полагалось.

Какие пословицы подходят к рассказу «На катке»?

Обидеть каждый может, а пожалеть некому.
Чем хвалиться удалью, лучше слабым помоги.
Малодушие - та же трусость.

Литературоведческий анализ произведения В.Осеевой

«На катке».

Выполнила: Климова О.К.

4 курс 2013год

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы – то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

Молодец!- крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку.

Девочка упала. Витя испугался.

Я нечаянно…. – сказал он, отряхивая с ее шубки снег. – Ушиблась?

Девочка улыбнулась:

Коленку….

Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!» - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

Эка невидаль- коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.

Иди к нам! – позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду.

А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Литературоведческий анализ детского художественного произведения

Рассказ В.Осеевой «На катке».

Тема рассказа - дети.

Идея рассказа: показать влияние мнения посторонних людей на поведение человека, т.е отступление от правил поведения, от своих убеждений.

Главные герои маленькая девочка и мальчик Витя.

Девочка маленькая, она еще не умеет кататься на коньках, поэтому «смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке».

Витя – школьник, он старше этой девочки. Он очень хорошо и умело катается на коньках, «выделывает разные фокусы». Витя добрый, воспитанный мальчик (он сильно испугался, когда сбил девочку), почувствовал себя виноватым, помог отряхнуть снег с шубки. У мальчика есть чувство ответственности.

Но все же важнее для него оказалось мнение посторонних людей на ситуацию. Смех знакомых мальчишек заставил сменить поведение Вити. Его как будто подменили в одну минуту, он стал слабовольным, высокомерным, заносчивым, невоспитанным. Витя повел себя так как ждали от него окружающие. Свое мнение он мгновенно перестраивает в свою пользу. Но, может быть школьники засмеялись вовсе не над Витей, а так между собой.?!

Почему – то вдруг у Вити возникло именно это ощущение: «Надо мной смеются! – подумал Витя и отвернулся от девочки. Но для полной уверенности в себе и для «поднятия» авторитета в глазах знакомых мальчишек он выкрикнул девочке «Плакса!».

Второстепенные герои рассказа – два мальчика. Они «подвязывали коньки и смотрели на Витю». Им очень нравилось, как катается Витя. Один из мальчишек крикнул «Молодец!». Мальчики засмеялись, когда Витя, уронив маленькую девочку, отряхивал ей шубку. В рассказе ничего не говорится о том, что смеялись мальчишки именно над Витей. В данном произведении мы не можем сказать - хорошие это были мальчики или нет. Хотя, они могли бы подойти к Вите, подбодрить его, помочь успокоить девочку.

Сюжет рассказа простой. Дети катались на катке. Школьник Витя сбивает маленькую девочку. Он чувствует свою вину, он успокаивает ее, отряхивает шубку. Сзади раздался смех друзей, и Витя подумал, что смеются над ним. Он тут же уехал от девочки, еще и крикнув «Вот плакса!». Потом все трое весело скользили по льду, не обращая внимания на девочку. А она терла коленку и плакала.

Композиция простая.

Экспозиция – дети катаются на катке.

Завяз ка- Витя сбивает маленькую девочку.

Кульминация – смена поведения Вити, его мысль «Надо мной смеются!».

Развязка – Витя остается заложником своего мнения. Он считает, что помочь человеку, даже если ты виноват в его беде – плохо. Как ни в чем не бывало он едет дальше с мальчиками, оставив одну плачущую девочку.

Жанр – рассказ.

Язык – доступный для детского чтения и восприятия. Этому способствует использование простых предложений и диалогов в рассказе.

Рассказ имеет огромное воспитательное значение.

татьяна сырых
В. Осеева «На катке». Литературное чтение в III классе

Цели. Формировать читательскую деятельность; расширять читательский кругозор; воспитывать доброту, отзывчивость.

Оборудование. Распечатанный текст рассказа для каждого ребенка; карточки со словами для словарной работы; несколько иллюстраций к тексту (одна подходящая) ; листочки с пронумерованными фразами, тетради по чтению .

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

II. Вступительная беседа

Учитель. Какое сейчас время года?

Дети. Сейчас зима.

У. Какие зимние игры и развлечения вы знаете?

Д. Катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки; зимой можно лепить снежную бабу.

У. Какие из них вы любите?

Ответы детей.

Где можно кататься на коньках?

Д. На коньках можно кататься на катке .

У. Сегодня я хочу познакомить вас с рассказом Осеевой "На катке ".

Учитель читает рассказ, предварительно поставив вопрос.

Назовите действующих лиц.

Д. Маленькая девочка, три школьника, одного из которых зовут Витя.

Словарная работа

Слова для разбора и выражения с отмеченным ударением печатаются на карточках и вывешиваются на доску. Проводится работа по усвоению и пониманию учащимися отдельных слов и словосочетаний, при этом можно использовать такие приемы, как разбор слова по составу, объяснение значения его корня, подбор однокоренных слов, указание на историю происхождения слова, установление ассоциативных связей, объяснение значения слова, введение слова в понятную фразу.

Невидаль - необычайное; не видали (так говорили раньше) . "Эка невидаль. ?" - как по-другому это сказать? (ничего особенного) .

Кружился волчком - быстро вокруг себя (провести связь с детской игрушкой - юлой) .

Лихо завернул - резко, неожиданно.

Карточки со словами и словосочетаниями не следует убирать в течение урока, чтобы дети имели возможность обращаться к ним.

У. Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка?

Д. Старше был Витя.

У. Почему? Подтвердите словами из текста.

Дети выполняют задание.

Ш. Анализ текста

У. Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте. Дети выполняют задание.

Как вы думаете, почему она так ездила

Д. Она еще неуверенно стояла на коньках.

У. А что выделывал Витя? Прочитайте.

Дети выполняют задание.

О чем это говорит?

Д. Витя очень хорошо катался на коньках.

Дети повторно читают текст с постановкой вопроса.

У. Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках?

Д. Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала.

У. Чем ударилась маленькая девочка?

Д. Маленькая девочка ударилась коленкой.

У. Как поступил Витя?

Д. Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и уехал.

У. Почему Витя изменил свое поведение?

Д. Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним.

Д. Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников.

У. Что нового вы узнали о взаимоотношениях людей?

Д. Не надо стыдиться, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над несчастьем другого человека.

IV. Физкультминутка - игра "Запрещенное движение"

Учитель показывает детям "запрещенное движение", которое нельзя за ним повторять. Учащиеся воспроизводят за педагогом различные движения, кроме "запрещенного". Если ребенок ошибается, его можно посадить на место. В конце выявляется самый внимательный.

V. Работа с иллюстрациями

Учитель показывает иллюстрации, дети должны выбрать иллюстрацию, подходящую к тексту, и объяснить свой выбор :

У. Что изображено на иллюстрации?

Д. На иллюстрации изображено, как маленькая девочка сидит на скамейке, трет ушибленную коленку и плачет, а трое школьников, взявшись за руки, уезжают на коньках.

У. Что произошло до этого момента, который изобразил художник?

Ответы детей.

VI. Составление плана рассказа

Учитель читает часть рассказа, дети устно рисуют картину к прочитанному

("словесное рисование") и дают название.

У. Сколько картин мы с вами нарисовали?

Д. Мы нарисовали три картины.

У. Каждой картине соответствует смысловая часть рассказа. Сколько в рассказе смысловых частей?

Д. В рассказе три части.

У. Каждой смысловой части рассказа мы дали название, и получился план рассказа.

Учитель записывает план рассказа на доске.

На доске.

1. Дети на катке .

2. Происшествие.

3. Поведение Вити.

Дети по плану пересказывают рассказ.

Детям раздаются листы с проставленной нумерацией. Учитель зачитывает набор пронумерованных фраз, соответствующих или несоответствующих содержанию рассказа. Ученики должны напротив номера фразы поставить знак "+" или "-". Время на размышление минимальное. Учащиеся должны аргументировать свой ответ, если поставили "-". Или же ученик объясняет, почему он выбрал вариант ответа, не совпадающий с эталоном.

1. Витя и девочка были одного возраста.

2. Витя нечаянно толкнул маленькую девочку.

3. Витя остался, чтобы помочь девочке.

VII. Подведение итогов

У. Мы сегодня читали рассказ Осеевой "На катке ", пересказывали его и рассматривали иллюстрации. Чему же нас научила Валентина Осеева ?

Д. В беде нужно помогать людям, а не смеяться.

Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим.

Учитель выставляет отметки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание

У. Напишите в тетрадях характеристику Вити.