Куприн гранатовый браслет тема любви. Тема любви в рассказе "гранатовый браслет"

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Еще в одном произведении, взволновавшем меня, которое называется “Гранатовый браслет”, тоже показана настоящая любовь. В этом произведении Куприн изображает хрупкость и незащищенность высоких человеческих чувств. Г. С. Желтков - один из служащих в казенном учреждении. Он уже восемь лет влюблен в Веру Николаевну Шеину, но его чувства безответны. Желтков еще до замужества Веры писал ей любовные письма. Но никто не знал, кто их посылает, так как Желтков подписывался инициалами “П. П. Ж.”. Предполагали, что это ненормальный, сумасшедший, безумец, “маниак”. Но это был человек, который по-настоящему любил. Любовь Желткова была бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, “любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость”. Вот именно такой и была любовь Желткова к Вере. В своей жизни он любил только ее и больше никого. Вера для него была единственной радостью в жизни, единственным утешением, “единой мыслью”. И так как его любовь не имела будущего, она была безнадежной, он покончил жизнь самоубийством.

Героиня замужем, но она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств, кроме досады. И сам Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа; любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни ее опошляют, мешает быт и разного рода условности. Он рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет “Поединка”), где настоящая любовь превращается в фарс. Слушающая эту историю, Вера уже получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смерти. Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует ради своей любви всем: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И не требует ничего взамен.

Но опять пустые светские условности губят даже это призрачное счастье. Николай, деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, он грозит тюрьмой, судом общества, своими связями. Но Желтков резонно возражает: что все эти угрозы могут сделать с его любовью? В отличие от Николая (и от Ромашова) он готов бороться и отстаивать свое чувство. Преграды, поставленные обществом, для него ничего не значат. Только ради покоя любимой он готов отказаться от любви, но вместе с жизнью: он кончает с собой.

Теперь Вера понимает, что она потеряла. Если Шурочка отказалась от чувства ради благополучия и сделала это сознательно, то Вера просто не увидела большого чувства. Но ведь в конечном счете она и не хотела увидеть его, она предпочла покой и привычную жизнь (хотя от нее ничего и не требовали) и этим как бы предала любящего ее человека. Но истинная любовь великодушна - ее простили.

По определению самого Куприна, “Гранатовый браслет” - самая “целомудренная” его вещь. Традиционный сюжет о маленьком чиновнике и женщине светского общества Куприн развернул в поэму о безответной любви, возвышенной, бескорыстной, самозабвенной.

Обладателем душевных богатств, красоты чувства в рассказе выступает бедный человек - чиновник Желтков, семь лет искренне любивший княгиню Веру Николаевну Шеину. “Для него не существовало жизни без тебя”, - сказал о Желткове муж княгини - князь Василий. Желтков любил Шеину без малейшей надежды на взаимность. Счастьем для него было уже то, что она читала его письма. Желткову были дороги все мелочи, связанные с ней. Он хранил платок, забытый ею, программку, которую она держала, записку, в которой княгиня запретила писать ей. Он поклонялся этим вещам, как поклоняются верующие святым реликвиям. “Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите”. Желтков обожествлял княгиню, даже умирая: “Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”. В скучной жизни мелкого чиновника, в постоянной борьбе за жизнь, работе за кусок хлеба это внезапно возникнувшее чувство было, по словам самого героя, “... громадное счастье... любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить”.

Желткова не способен был понять брат княгини Веры, но ее муж - князь Василий Львович - оценил чувство этого человека, хоть и вынужден был по законам приличия прекратить эту историю. Он предчувствовал трагический конец: “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают”, - признается он Вере.

Княгиня Вера сначала относилась с некоторым презрением к письмам и подаркам Г. С. Ж., затем в ее душе шевельнулась жалость к несчастному влюбленному. После смерти Желткова “...она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”.

В согласие с собой после смерти Желткова Вера пришла только после того, как по просьбе человека, покончившего ради нее с жизнью, прослушала “лучшее произведение Бетховена” - Вторую сонату. Музыка как бы говорила ей от имени души Желткова: “мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки”.. И Вера чувствует, что в душе бедного человека в час смерти действительно не шевельнулись ни злоба, ни ненависть, ни даже обида к ней, виновнице большого счастья и большой трагедии жизни Желткова, и что умирал он любя и благословляя свою возлюбленную.

Куприн показал в своей повести “Гранатовый браслет” светлые человеческие чувства, противопоставляемые черствости окружающего мира.

В рассказе “Гранатовый браслет” Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: “...Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел”. Что это? Вызов? Неужели же то, что мы чувствуем, не истина? Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же больше? По Куприну, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным.

Я до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели на меня чувства Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это же безумие! Любя княгиню Шеину “семь лет безнадежной и вежливой любовью”, он, ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок - гранатовый браслет. (Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги. Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: “Остается только одно - смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме”. Ужасно то, что к этому решению его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить человеку любить!

Идеалом Куприна является “любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды”, та, за которую можно и жизнь отдать и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: “Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: “Да святится имя твое”. Слова эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке... Княгиня Вера не жалела о том, что любовь эта, “о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед возвышенными, почти неземными чувствами.

У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память.

Александр Иванович Куприн – замечательный писатель конца XIX – начала XX века. Его имя стоит в одном ряду с именами таких крупнейших мастеров слова, как Чехов, Горький, Андреев, Лев Николаевич Толстой, Бунин. Но если в творчестве этих писателей существует центральная идея, то в произведениях Куприна главное – люди, их чувства и мироощущения. Александр Иванович преклоняется перед человеком, перед силой его духа, перед чистотой его души. Куприн пишет о людях, в которых есть человеческое начало. Автор – индивидуалист, стремится обособить личность одного человека от личности другого. Куприн видит в каждом то особенное, что отличает его от других людей. «Он по настроению романтик, любит мечтать о том, что происходит раз в сто лет, но по приемам он реалист, одаренный необычайно зорким взглядом, редкой способностью подмечать мелочи», - писал Львов-Рогачевский. Наблюдая за жизнью вокруг него, Куприн как коллекционер, собирает необычные случаи жизни. Автору интереснее разобраться в личности, в его произведениях больше личного, чем всечеловеческого, как, например, у Горького.

Крайне полна, богата, разнообразна была жизнь Александра Ивановича. Все, что он видел и пережил в своей жизни, рано или поздно отразилось в его произведениях.

Биография писателя

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в г. Наровчате Пензенской губернии в семье коллежского регистратора Ивана Ивановича Куприна и его жены Любови Алексеевны, урожденной княжны Кулунчаковой. Во второй половине XVII века прадед Александра Ивановича князь Кулунчаков был пожалован поместьем в Наровчатом уезде Пензенской губернии, но вскоре обеднел. Согласно семейным преданиям разорение предков произошло в результате их буйных нравов, расточительного образа жизни и алкоголизма. Сам Куприн очень гордился своим татарским происхождением. О тюркских корнях также говорит и его внешность: у него было полное лицо и телосложение, суженные, ясные глаза. После смерти отца мать Любовь Алексеевна была вынуждена переехать в Москву. Гордой и вспыльчивой, ей пришлось унижаться перед чиновниками, чтобы устроить двух своих дочерей, сестер писателя, в казенные пансионы. Сама Любовь Алексеевна вместе с Сашей переехала во Вдовий дом. Три года Александр прожил в совсем неподходящей для ребенка обстановке, среди старушечьих интриг, сплетен, подхалимства к богатым и презрения к бедным. Впечатления, полученные здесь, отразились позже в рассказах «Река жизни» (1906), «Святая ложь» (1914). Летом 1876 года матери писателя удается устроить Сашу в Разумовский сиротский приют. Позже Ксения Куприна, дочь писателя, в своей книге «Куприн – мой отец» пишет: «Я думаю, что тогда и зародилось у Куприна бешеное самолюбие. Он никогда не мог потом забыть ее унизительных фраз, обращенных к высокопоставленным лицам». В 1917 году писатель написал рассказ «Храбрые беглецы» об этом периоде своей жизни. 80-е годы – годы обучения во 2-ом Московском кадетском корпусе. Впечатления этих лет отражены в повести «На переломе» («Кадеты») 1900г. Уже с тринадцатилетнего возраста Саша Куприн пишет стихи, чаще всего сидя в карцере за буйный нрав. В 1888 году из-за слезных просьб матери, которой казалось, что военная карьера обеспечит сына на всю жизнь, Саша поступил в Александровское военное училище. Там за «тяжелый проступок» - за первый напечатанный рассказ «Последний дебют» - Куприн был приговорен к карцеру на двое суток. В 1890 году он был произведен в подпоручики и 16 сентября прибыл к месту службы – в 46-й Днепровский пехотный полк. Куприн живет в небольших городках и знакомится с жизнью армейских гарнизонов, таможенников и контрабандистов, бытом местечек так называемой черты оседлости еврейского населения, с «суровым, бедным, скучным бытом черноземного захолустья», с «диким, ломаным языком, смесью языков русского, малорусского, польского и молдаванского». Эти годы дают писателю материал для его «военных рассказов» - «Дознание» (1894), «Куст сирени» (1894), «Ночная смена» (1899), для знаменитой повести «Поединок» (1904-1905), для рассказа «Свадьба» (1908). Чтобы вырваться из захолустных городков, Куприн стал готовиться к экзаменам в Академию генерального штаба. В 1893 году он отправился с этой целью в Петербург. Причина краха на экзаменах известна только со слов самого Куприна. В Киеве в ресторане-барже на Днепре он увидел подвыпившего пристава, оскорблявшего девушку-официантку, завязалась драка, и Куприн бросил его за борт. Пристав подал жалобу, которая попала к генерал-губернатору Драгомирову, и подпоручик Куприн не был допущен к последующим экзаменам. С того момента писатель живет в Киеве и интенсивно печатается в газетах «Киевлянин», «Жизнь и искусство». В 1896 году выходит его первая книга – книга очерков «Киевские типы». Весной в качестве корреспондента Куприн посещает металлургические заводы, угольные шахты, служит учетчиком на сталелитейном заводе в Донбассе и начинает работать над повестью «Молох». В начале 1898 года писатель живет в семье своей сестры Зинаиды Ивановны и зятя – лесничего Станислава Генриховича Ната в Касимовском уезде Рязанской губернии. С С. Г. Натом Куприн был дружен долгие годы, именно родственник-лесничий (а также лесовод-исследователь) открыл ему мир леса, охоты, рыбной ловли. «Как много прекрасных воспоминаний связано в моей памяти с ним! лесничества: Звенигородское, Куршинское, Зарайское. В них я провел самые благодатные месяцы в моей жизни. Там я впитал в себя самые мощные, самые плодотворные впечатления. Да там же я учился русскому языку и русскому пейзажу», - будет вспоминать Куприн. Живя в Касимовском езде, в семье Натов, писатель работает над повестью «Олеся».

В 1905 году вышел первый тираж «Поединка». Он разошелся в один месяц и принес автору всероссийскую славу. Вокруг повести кипела ожесточенная литературно-критическая полемика. В сентябре Куприн уезжает в Балаклаву. На студенческом вечере читает отрывки из повести «Поединок». 11-15 ноября происходило восстание на крейсере «Очаков». Куприн каждый день ездит из Балаклавы в Севастополь, чтобы быть свидетелем событий. 15 ноября становится очевидцем расстрела крейсера, помогает укрыть в окрестностях Балаклавы нескольких матросов, спасшихся с «Очакова». Воспоминания об этих событиях и этом городе легли в основу сюжета цикла очерков «Листригоны» (1907-1911) и «Гусеница» (1918).

В марте 1907 года Куприн расстается с первой женой, Марией Карловной Куприной. Его второй женой становится Елизавета Морицовна Гейнрих, дальняя родственница Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. 21 апреля 1908 года у Александра Ивановича и Елизаветы Морицовны родилась дочь Ксения. В 1909 году выходит сборник «Земля» с текстом первой части романа «Яма». 13 сентября Куприн совершает полет на воздушном шаре, которым управляет давний друг писателя, знаменитый авиатор Сергей Исаевич Уточкин. 28 октября Куприн в водолазном скафандре опускается на морское дно, а в декабре пишет очерк «Водолазы» для цикла «Листригоны». В 1912 году Куприн с семьей уезжает за границу, посещает юг Франции, Италию, Испанию. В 1913 году на материале путешествия будет написан цикл очерков «Лазурные берега». В конце сентября 1914 года Куприн совершает поездку по прифронтовым городам Западного края (Двинск, Вильно, Ровно). Писатель сотрудничает с газетами и журналами: «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Современные записки» (парижский журнал).

Только летом 1937 года Куприн со своей женой покидают Францию. В Москве писатель тепло встречен новым поколением читателей. Однако Куприн тяжело болен, и его состояние явно ухудшается. В середине декабря Куприны получают квартиру в Ленинграде и уезжают. С начале 1938 года писателя преследует обострение болезни пищевода. В конце июня на машине «скорой помощи» Куприна перевозят в ленинградскую больницу, где он переносит тяжелую онкологическую операцию. 25 августа Александр Иванович Куприн умирает. 27 августа писатель был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Отличительные черты творчества Куприна

Война, любовь, болезнь, семейная жизнь, рождение детей, бремя славы – все это он пережил. Я считаю, переосмыслив все, что встречал на своем жизненном пути, Куприн понял, что главная ценность – человек, человеческие взаимоотношения, любовь и, наконец-таки, сама жизнь. Львов-Рогачевский в своей критической статье «Художник-жизнелюб» писал: «Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: «Да здравствует жизнь!» Он чужд толстовству, он родной жизнелюбу Толстому. Он чужд вересаевской вдумчивости, горьковской революционности, толстовскому пристрастью к неразрешимым вопросам. Он затронул в своих рассказах новые темы». Как человек с большим жизненным опытом, мне кажется, Куприн познал, что счастье – сама жизнь, муки и радости ее переживаний. Также и герои его произведений проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами мучительно страдают от нее.

Через все свое творчество Куприн воспевает природу, «натуральную» красоту и естественность. Пейзажи занимают важное место в его произведениях, они помогают нам яснее представить себе обстановку. Недаром современники Куприна называли его «художником» - так четко, так интересно, но одновременно просто умел он описывать природу. В то же время автор подмечает столько мелочей, на которые и я не раз обращала свое внимание, будучи на природе. Также придирчиво он относится и к описанию домашней обстановки: каждое пятно на стене, каждая складка на скатерти для него страшно приманчивы. Без этих мелочей картина не была полной, более того, она не была бы натуральной, естественной. Александр Иванович избегал шаблонов, сложных описаний. В « Десяти заповедях для писателя-реалиста» Куприн писал: « Не пиши: « поцеловал», а изобрази самый поцелуй. Не пиши: «заплакал», а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище «плаканья». Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола». В девятой «заповеди» говорится: «выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения». Может быть, произведения Куприна настолько искренны и реалистичны, потому что он досконально знает то, о чем пишет. Порой даже, по словам современников, в своей работе он утрачивал свое я, начинал думать и жить жизнью своего героя, даже говорить его языком и его словечками.

У каждого писателя можно всегда подметить излюбленную тему, и есть такая тема и у Куприна – тема любви. Любовь в его произведениях мучительна, приносит страдания, конец таких рассказов трагичен (как в «Суламифи», «Гранатовом браслете») или печален (как в «Олесе»). Куприн возвышает чувство любви, описывает как нечто удивительное, непосягаемое. Автор подчеркивает, что настоящая любовь встречается, не так уж часто, что право на испытание этого чувства доступно только избранным. Таким человеком в « Гранатовом браслете» стал Желтков. Его неразделенная, невознагражденная, но большая и сильная любовь не находит отклика в душе Веры Шеиной. Да он и не надеется, что княгиня «снизойдет» до мелкого чиновника. Самое знание того, что ОНА читала его письма, приняла подарок, радует его. Чувство Желткова, несмотря на отсутствие ответной реакции со стороны Веры, не слабеет, а все крепнет. Он продолжает любить ее. Как мне кажется, о такой любви больше никто не писал. Даже если вспомнить «Олесю» Куприна, мы найдем там сильную симпатию, желание быть друг с другом двух молодых людей, трепетную страсть, но не настоящую любовь.

История создания «Гранатового браслета»

Впервые «Гранатовый браслет» был напечатан в альманахе «Земля» в 1911 году.

Куприн работал над рассказом в Одессе. «Гранатовый браслет» был начат в сентябре, окончен – в начале декабря 1910 года. Сюжет рассказа опирается на реальный эпизод семейной хроники Любимовых, добрых знакомых Куприна. Дмитрий Николаевич Любимов, член Государственного совета, а в 1906-1913 годах губернатор в Вильно, и его жена Людмила Ивановна стали прототипами князя и княгини Шеиных.

«. Пишу «Браслет», но плохо дается. Главная причина – мое невежество в музыке. Да и светский тон!» - сообщал Куприн 21 ноября 1910 года в письме Ф. Д. Батюшкову. Младшая современница Куприна, дочь одесского врача Л. Я Майзельса, вспоминала: «Летом 1910 года Куприн с женой и дочкой Ксенией жили на даче Шишкина на 16-той станции Большого Фонтана. Мы – в полутора километрах от них на даче Стоянова. Моя мать была пианисткой. Куприн попросил ее поиграть сонату Бетховена «Аппассионата». Он тогда работал над «Гранатовым браслетом». Творческое содружество привело к выбору другой сонаты. Позднее писатель прислал матери книгу с надписью: «За то, что Вы, Раиса Исааковна, растолковали мне шесть тактов Бетховена, благодарит вас искренне Куприн».

М Горький, прочитав «Гранатовый браслет», отозвался о нем в письме Е. К. Малиновской в марте 1911 года: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна. Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!» Это признание особенно ценно, если вспомнить, что на рубеже 1910-х годов отношения Куприна и Горького значительно осложнились, творческая и духовная близость эпохи «Поединка» осталась в прошлом.

В марте 1909 года Куприн опубликовал первые главы романа «Яма». Эта публикация стала не столько литературной сенсацией, сколько литературным скандалом: жесткая, откровенная в подробностях, натуралистическая хроника быта «дома терпимости», не ставшая художественным открытием, - шокировала многих читателей. «Очень плохо, грубо, ненужно, грязно», отозвался о первых главах «Ямы» Л. Н. Толстой. В 1910-1911 годах, по выходе из печати прекрасных рассказов Куприна о любви («Леночка», «По-семейному», «Гранатовый браслет»), критики, как правило, противопоставляли эти рассказы роману «Яма». А. Г. Горнфельд в статье «Куприн-романтик» (1911) писал: «Он как будто решил напомнить, что есть не только Куприн «Ямы», но и другой идеалист, мечтатель, романтик. В памяти остаются не милый и чуткий князь Шеин не оригинальная Анна не прелестный, умный старый генерал, не героиня рассказа, чарующая княгиня Вера, а этот странный, сперва забавный, потом трагический «Пе Пе Же» забавный чудак, он уходит от нас в ореоле благородства, как некий Дон Кихот, как «рыцарь бедный»». Критик В. Львов-Рогачевский в журнале «Современный мир» (1911. №3), противопоставляя «Гранатовый браслет» потоку разнородной и «разноценностной» прозы конца 1900-х годов, тесно связанной с «проблемой пола», пишет: «Куприн говорит о любви, но не о той, постельной любви, которую свели к воробьиным ухаживаниям, к раздеванью и подглядыванью «Гранатовый браслет» А. Куприна – это подарок новому поколению, это призыв к большой любви». Другой рецензент-современник, противопоставляя рассказы Куприна прозе Леонида Андреева, писал: «прочитав Куприна, еще яснее начинаешь чувствовать «нестрашность» андреевского испуга перед ужасом жизни читатель приходит к выводу, что купринская «Леночка» и «Гранатовый браслет» - правда, а ужасная погибель Саши Погодина-Жегулева (героя романа Л. Н. Андреева «Сашка Жигулев», 1911), юного террориста неонароднической ориентации - эффектная выдумка и насилие над правдою». Несколько позже критик Е. К. Колтоновская в статье «Поэт жизни (К двадцатипятилетию литературной деятельности А. И. Куприна)» писала: «Беспредельный, крылатый романтизм, в большей степени свойственный нашей старой, черновой литературе, является отличительной чертой лучших произведений Куприна. Идеализм – основной нерв творчества Куприна». «Гранатовый браслет» - одно из лучших тому подтверждений.

Лидия Арсеньева, прозаик, литературный критик, мемуарист, вспоминала, что даже из-за «Гранатового браслета» чуть не произошла дуэль Куприна с Антонином Петровичем Ладинским, поэтом, прозаиком, автором многочисленных исторических романов. Однажды Куприн, А. Ладинский, Лидия Арсеньева и ее муж возвращались в такси из какого-то загородного ресторана около Парижа. Говорили о литературе. В разговоре Ладинский сказал, что считает «Поединок» лучшим рассказом Куприна.

- «Поединок»? – удивился Куприн. – А по-моему, «Гранатовый браслет».

Ладинский настаивал на своем мнении. Куприн горячо доказывал, что в «Гранатовом браслете» есть высокие «драгоценные чувства людей» (выражение Куприна). Слово за слово, и Ладинский сказал, что он не понимает «Гранатовый браслет», так как фабула «неправдоподобна».

А что в жизни правдоподобно? – с гневом ответил Куприн. – Только еда да питье, да все, что примитивно. Все, что не имеет поэзии, не имеет Духа.

На эту фразу Ладинский обиделся, говоря, что в непонимании или в нелюбви к поэзии его упрекнуть нельзя. Спор разгорался и делался все более резким. Перебить этот спор ни Лидии Арсеньевой, ни ее мужу не удавалось

В пылу спора Ладинский не замечал того главного, что со стороны Арсеньевой и ее мужу было ясно видно: какое-то дорогое воспоминание, какое-то «драгоценное» чувство было связано у Куприна с «Гранатовым браслетом». Ладинский повторял:

Я уже сказал, что не могу оспаривать вашего мнения, но я его не разделяю и остаюсь при своем мнении.

И вдруг только что сильно разгорячившийся Куприн очень тихо сказал, отчеканивая слова:

- «Гранатовый браслет» - быль. Вы можете не понимать, не верить, но я терпеть этого не буду и не могу. Пусть вы чином постарше меня – это не имеет значения, я вызываю вас на дуэль. Род оружия мне безразличен.

Лидия Арсеньева заметила: «К чести Ладинского я должна сказать, что, понимая разницу лет и любовь Куприна, он попробовал было успокоить Александра Ивановича.

Александр Иванович, да что вы?. Как можно?. Ведь я - но, посмотрев на лицо Куприна, остановился на полуслове и мрачно сказал:

От дуэли порядочные люди не отказываются. Я принимаю ваш вызов».

А все-таки «Гранатовый браслет» - быль. Спокойной ночи и не сердитесь на крутой нрав старика».

Работа над «Гранатовым браслетом» была напряженной, с перерывами. В своем письме Батюшкову Куприн жаловался на то, что ему трудно дается написание «Гранатового браслета: « но труднои почему-то в охотку не пишется». Это очень трогательное, очень сильное произведение. Сам Куприн выделял его среди всех своих творений. Это была особо милая, особо нежная для него вещь: «не знаю, что выйдет, но когда я о ней думаю- плачу; недавно рассказываю одной хорошей актрисе- плачу. Скажу одно. Что ничего более целомудренного я еще не писал».

5. «Гранатовый браслет» и реально происходившие события

«Гранатовый браслет» основан на реальных событиях. Героиня произведения княгиня Вера Шеина – Людмила Ивановна Любимова. Ее муж, с которым Куприн был в приятельских отношениях, послужил прототипом Василия Львовича Шеина. Сначала анонимный влюбленный не назвал себя, подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. Но позже выяснилось, что письма Любимовой посылал некто Желтый (в рассказе – Желтков), служащий на телеграфе. У Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист. В одном письме Желтый сообщал, что под видом полотера проник в квартиру Людмилы Ивановны, и описывал обстановку. В «Гранатовом браслете» Шеин опять в шутку рассказывает, как Желтков, «переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры». Такая односторонняя переписка продолжалась в течение двух-трех лет, письма приходили чуть ли не каждый день, таким образом, надоели Любимовой, и вскоре она перестала их читать.

Суть купринского рассказа в его трагическом конце. В жизни же это был скорее случай юмористического характера. Развязка произошла в тот момент, когда после получения гранатового браслета, брат и муж Любимовой отправились к Желтому. Как у Куприна, он действительно жил на шестом этаже, ютился в мансарде. «Заплеванная лестница пахла мышами, кошками, керосином и стиркой», - пишет Куприн, стараясь таким образом подчеркнуть, что в подобной убогой обстановке живет человек с уникальными душевными качествами. Любимов, как и Василий Шеин, все больше молчал, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Позже он рассказывал, что почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Телеграфист принял браслет и обещал больше не писать Любимовой. Этим все кончилось. О дальнейшей судьбе Желтого ничего не было известно.

В рассказе генерал Аносов говорит о нем: «Быть может, это просто ненормальный малый, маньяк, а почем знать, может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». В семье Любимовых полностью разделялось первое предположение.

Также в реальности существовал домашний юмористический альбом с рисунками и сатирическими заметками Любимова и хранился в семье в особом бархатном футляре. Желтому и его письмам было отведено в нем много места: вырезки из них фигурировали в качестве подписей к иллюстрациям. Куприн очень точно воспроизвел их содержание, но, щадя, очевидно, своего героя, не упоминает об его авторстве и адресует приводимые строки вымышленному лицу, сестре Шеина. Желтый называл Людмилу Ивановну Любимову уменьшительно Лимой. В одном из своих посланий он в самом деле описывал, как ему представляется ее детство. Фраза «Ребенок рос, его звали Лимой» имелась в этом письме и была вклеена в альбом под рисунком, нарочито наивный характер которого абсолютно точно передан Куприным. Желтому же принадлежат и приведенные в «Гранатовом браслете» стихотворные строки о ноге, причем изображение ноги тоже фигурировало в альбоме. Все это – подлинное творчество безвестного телеграфиста, воспетого и прославленного Куприным.

Однако, «Гранатовый браслет» не является точным воспроизведением этого события. В купринском рассказе использованы и другие наблюдения писателя. Желтый прислал Людмиле Ивановне не гранатовый браслет, а браслет в виде толстой позолоченной дутой цепочки, и к ней было подвешено маленькое красное эмалевое яичко с выгравированными словами: «Христос Воскресе, дорогая Лима. П. П. Ж. ». В рассказе же описывается браслет, подаренный Куприным своей первой жене Марии Карловне Куприной-Иорданской. Браслет был покрыт мелкими гранатами, а посередине – несколько крупных камней. Это украшение очень нравилось Александру Ивановичу.

Также с княгиней Верой Шеиной Людмилу Ивановну Любимову роднит лишь то, что они обе красивы, да разве еще «покатость плеч, какую можно видеть на старинных картинах». Шеина – скорее замкнутая в себе женщина: такой образ, очевидно, казался Куприну более подходящим для объекта беззаветной страсти, разгоревшейся без всякого поощрения. Любимова же до самого конца своей жизни была необычайно деятельной, жизнерадостной, подвижной и в Париже (где она скончалась в 1960 году) всецело посвящала себя помощи нуждающимся эмигрантам. В Первую Мировую войну она отправилась на фронт в качестве сестры милосердия, организовала и возглавила санитарный поезд и два отряда Красного Креста, работала в окопах во время боев и была награждена (очень редкий случай для женщины) георгиевскими медалями всех четырех степеней.

6. Трагедия любви в «Гранатовом браслете»

«Гранатовый браслет» - история настоящей любви, история несчастного человека, полюбившего сильно и безответно замужнюю женщину, да и то не своего «круга». Хотя, может быть, Желтков был счастливее всех нас – ведь он испытал настоящее, истинное чувство. Замечу, он никогда не надеялся на взаимность, он знал, что их отношения невозможны, но продолжал напоминать о своей любви, не переставал доказывать свое чувство. С этой, в сущности, незнакомой женщиной он был искренен, как ни с кем, он посвятил ей всю свою жизнь. Он был счастлив, зная, что она читает его письма, думает о нем, и она наверняка не отказала бы ему в удовольствии принять браслет. Любовь заполнила все в жизни Желткова. Она была величайшей целью и в то же время величайшим горем в его жизни. Его ничего не интересует: ни общественность, ни материальные блага. Кто же она, ради кого так мучался Желтков?

Вера, старшая из двух сестер, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч». Княгиня Вера Николаевна обладала аристократической красотой. Куприн сравнивает ее с сестрой, Анной Николаевной Фриессе, которая была гораздо некрасивее Веры: лицо ее было сильно монгольского типа, глаза были узенькие (к тому же она еще их щурила из-за близорукости), рот – маленьким, нижняя губа – полна и слегка выдвинута вперед. По характеру Анна Николаевна была живой, открытой, улыбчивой; с одной стороны, она была верна своему мужу, с другой стороны, не упускала случая пофлиртовать, была азартна и носила крайне открытые туалеты. Вера же была, я бы сказала, излишне правильной: ни за что бы в жизни она не посетила бы сомнительные кафе, как ее сестра, не свелась бы с людьми не ее «круга», никогда бы не стала рисковать, не стала бы носить то, что не дозволено приличием и модой. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Муж Веры Николаевны князь Василий Шеин описан также как живой, открытый человек: он создал домашний юмористический альбом и умел показывать его всем гостям так, что все от души смеялись. Сам он от этого действа получал большое удовольствие. Василий Львович любил бывать в обществе, шутить. Мне хочется сравнить его с мальчишкой: настолько весел и непосредственен он был, настолько молод душой он остался. Мне кажется, что к Вере Николаевне у него была первая любовь, первая страсть. Вера нравится ему до сих пор, но теперь страсть прошла, и когда-то пылкое чувство переросло в чувство надежности, уверенности и уважения к своей жене. Также и у княгини Веры прежняя любовь к мужу «давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Единственное, чего она жадно желала, - это иметь детей. Вера души не чаяла в хорошеньких ребятишках младшей сестры, но у нее с Василием их, к ее сожалению, не было.

Мне кажется, что Вера была излишне холодной, неискренней, даже черствой. После получения браслета и письма от Желткова она раздумывала над тем показать или не показать подарок Василию. Вера пришла к выводу, что лучше показать позже – «теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним» таким образом, ее нисколько не взволновало содержание письма, нисколько не затронул тот факт, что, так как когда-то этот браслет принадлежал прабабке Желткова, это очень важная вещь для него самого. Можно сказать, что самое дорогое, что было в жизни, он подарил ей. Кажется, что Вера не обратила внимания на письмо, а больше увлеклась рассматриванием браслета. «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Когда Вера повернула случайно браслет перед светом лампочки, в них загорелись «прелестные густо-красные живые огни».

Впервые Желтков увидел Веру восемь лет назад в цирке. Он сразу понял, что любит ее, любит как никого на свете. Первое время Желтков писал страстные любовные письма, каким бы неприличным это ни казалось. Настолько его чувство было сильным. Трудно предположить, надеялся ли он на взаимность. По моему мнению, все-таки в Желткове была надежда на некую взаимность, хотя бы на встречу, пусть даже это была бы первая и последняя встреча для выяснения отношений. Теперь же, спустя семь лет, он в чем-то разочаровался, в чем-то повзрослел. На смену когда-то смелым письмам и порывам пришло осознание реальности, « пропасти» между своим и Вериным социальным положением. В герое осталось лишь безропотное поклонение, благоговение и преданность.

Если обратиться к творчеству Куприна, то можно заметить, что его герои, как правило, имеют мало общего с сильными, энергичными личностями. В персонажах автора есть что-то «живое», то есть это не вечные оптимисты или жизнелюбы. Герои Куприна – люди, которые умеют чувствовать, умеют радоваться и огорчаться. Итак, Желтков болезненно переживает любую несправедливость. Для героя характерны такие черты, как душевная чистота, мечтательность, человеколюбие, соединенные с полнейшей непрактичностью и безволием. Да, он простой телеграфист, он даже не пытается быть кем-то больше, но это лишь внешняя сторона дела. Человека, живущего чувствами и умеющего любить по настоящему, не интересуют материальные ценности. В любви герою чужды разврат и цинизм.

Трагедия любви заключается, прежде всего, в том, что чувство Желткова не взаимно. Во-вторых, наш герой - человек, который искренне, пылко и преданно любит, любит по-настоящему. Однако Вера Шеина была, как уже говорилось выше, « царственно спокойна», «холодна», «немного свысока любезна». Она любила природу и детей, радовалась хорошей погоде и приездам сестры. Но Вера всегда была несколько скованна, набожна, боялась выйти за рамки нормы. Можно было бы сказать, что Вера холодна, что она не способна чувствовать, что любовь чужда для нее. Но это была бы неправда. Не все так гладко в жизни нашей героини. Любовь к Василию Львовичу, бывшая по молодости, прошла. Осталось чувство верной дружбы. Я думаю, что семье Шеиных не хватало детей. Дети приносят в семью радость, любовь и счастье. Появление на свет ребенка разожгло бы «костер любви» во второй раз, остановило бы разложение взаимного чувства, наконец, скрепило бы семью. Но этого не произошло. На протяжении многих лет в семье Шеиных не появлялось детей. Вера Николаевна, как любая женщина, страстно их желала. В их отсутствие она, возможно, винила себя. Поэтому, на мой взгляд, Веру вполне можно понять, ведь ей не удалось состояться в самом главном – материнстве. Также Шеины едва сводили концы с концами. Вера Николаевна, незаметно от мужа, отказывала себе во многом. Находясь в обществе, которое располагало большими средствами, Вера чувствовала себя скованно. Таким образом, можно оправдать ее холодность и отчужденность. Но это вовсе не означает, что Вера Николаевна не способна на чувство. Да, она не придает особого значения письмам незнакомца ППЖ. Но это продолжается уже семь лет. Вере порядком надоела эта история. Кроме того, в семье Шеиных считали, что ей пишет ненормальный маньяк. Эти взгляды настолько укоренились в Вере, что она просто не могла предположить ничего другого. Только лишь смерть Желткова заставила ее обратить на него внимание.

Накануне смерти телеграфисту нанесли визит Николай Николаевич и Василий Львович. Желтков, возможно впервые за много лет, поделился своими переживаниями с другими. Сначала ему было неловко, ведь перед ним был муж его возлюбленной. Но потом, почувствовав искренность со стороны Василия Львовича, он признался в своей любви. Князь поверил каждому слову, понял все, что хотел ему сказать Желтков, но плохо, еле подбирая слова, выразил. Последним, но решительным ударом для Желткова стал их разговор по телефону с Верой. Слово Веры Николаевны было решающим. Ее желание было не видеть и не слышать о нем больше никогда. Желтков вернулся в комнату после разговора. «Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами». До самого последнего момента у него к Вере остались самые лучшие, самые светлые чувства. Для него всегда любовь была громадным счастьем, лучшим, что дал ему Бог. Он очень хотел быть полезен Вере. Но от него требовалось только одно – удалиться, и он ушел, ушел, чтобы Вере жилось лучше и счастливее. До конца своей жизни он боготворил свою любимую и это святое чувство – любовь.

Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского «Евгения Онегина, после «Анны Карениной» Льва Толстого? Можно продолжать этот список творений, воспевших трагизм любви. Но у любви тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении своя светоносность, своя печаль, свой излом и свое благоухание.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и, пожалуй, самых печальных - это купринский «Гранатовый браслет». В этом рассказе истинный романтик Куприн обожествляет любовь. Каждое слово здесь светится, переливается, сверкая драгоценной огранкой, но в рассказе описана любовь трагическая. Как говорит в рассказе генерал Аносов, любимый дедушка Ани и Веры: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!».

Эта великая любовь поражает самого обыкновенного человека, гнущего спину за канцелярским столом, чиновника Желткова. Он был готов издалека обожать Веру Николаевну, он ее просто боготворил: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое».

Желтков не мог каждый день, каждый час, каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне. Наверное, поэтому он подарил ей гранатовый браслет своей прабабки - самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Желтков был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикасались руки его богини.

Больше всего поражает, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, божественное провидение встретить в жизни именно такое чувство, и тут Вере Николаевне повезло. В ее судьбе засияла любовь вечная, бескорыстная, искренняя, о которой мечтает каждая женщина и на которую не способно большинство мужчин.

Наверное, просто невозможно описать словами то ощущение глубочайшей потери, которое испытала Вера Николаевна, когда поняла, что такая любовь прошла мимо нее. Особую силу рассказу придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь, тусклую обыденность, всколыхнувший устоявшийся быт.

Невозможно без душевного волнения читать конец рассказа, эти изумительные слова: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе. Да святится имя Твое». Эти слова скорее напоминают молитву.

«Гранатовый браслет» - это песнь любви, и одновременно это вечная молитва о любви...

Куприн говорил о «Гранатовом браслете», что ничего более целомудренного он еще не писал. И это его замечание верно. У Куприна есть много тонких и превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о тоске и вечной юности в душе человека. Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал великое благословение всему сущему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям, и вечной благости, и вечной красоте, заключенной в женщине.

1. Главная героиня повести, ее жизнь в замужестве.
2. Чувства таинственного Г.С.Ж.
3. Любовь в рассуждениях генерала Аносова.
4. Смысл любви для главного героя повести и самого А. И. Куприна.

Я перед тобою - одна молитва:
«Да святится имя Твое».
А. И. Куприн

Повесть «Гранатовый браслет», написанная А. И. Куприным в 1910 году, начинается с описания погоды пригородного Черноморского курорта в конце августа - начале сентября. Главная героиня произведения - княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя местного дворянства Василия Львовича. С первых страниц повести мы узнаем, что она уже пережила страстную любовь к мужу, теперь же это чувство переросло в «верную! истинную дружбу». Счастлива ли Вера в браке? Трудно конкретно сказать «да» или «нет». Но Вере явно не хватает главной составляющей семьи -- детей. Поэтому всю нерастраченную любовь к пока еще не появившимся собственным детям она дарила своим племянникам. В продолжение произведения заметно, что Вера Николаевна будто бы отчаялась уже завести собственного ребенка. Так на вопрос дедушки Аносова о крестинах, она отвечает: «Ой, боюсь, дедушка, что никогда...». В то время как сама княгиня «жадно хотела детей... чем больше, тем лучше...». Эти наблюдения наводят на мысль, что семейную жизнь Веры нельзя назвать вполне благополучной несмотря на то что с мужем у нее были довольно-таки доверительные отношения. Ведь она поделилась с ним своей маленькой тайной...

Тайна эта заключалась в том, что вот уже семь лет Веру Шеину безответно любил один молодой человек. Он и до замужества и после него посылал княгине нежные письма, пронизанные искренней любовью, а позже - и раскаяньем за пылкость первых своих писем к возлюбленной. Тайный поклонник Веры Николаевны никогда полностью не называл себя, подписываясь лишь инициалами Г. С. Ж. По прочтении повести создается впечатление, что сама Вера никогда не видела своего тайного воздыхателя живым, она была лишь тайно преследуема своим поклонником. Поэтому любовь Г. С. Ж. скорее всего платоническая. Она длится ни много, ни мало - семь лет, с тех пор, когда Вера была еще девушкой. А теперь безнадежно полюбивший ее молодой человек просит простить его за дерзость юношеских писем и надежд на ответ. В нем осталось только «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность». В главном герое повести, Желткове, привлекает его честность как к своей возлюбленной Вере, так и к ее мужу Василию Львовичу и к чересчур жесткому брату Николаю Николаевичу. Молодой человек не пугает княгиню своей любовью. Его письма скорее вызывают жалость и иногда - смех. А ведь он пишет к любимой Вере с чистосердечной добротой и почти что жертвенной самоотдачей: «...Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам». А когда к несчастному, безответно любящему Г. С. Ж. приходят родственники Веры Шейной, он не изворачивается, не прячет свое чувство, но и не позволяет себе дерзости. Желтков честен и предельно искренен с мужем своей любимой женщины, князем Шейным. Это подтверждают слова главного героя: «Трудно выговорить такую... фразу... что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это... вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда...». Похоже, Желтков уже не надеется на взаимность Веры, но его святое чувство, любовь, является смыслом его жизни. Но вот княгиня просит его по телефону, чтобы он прекратил «всю эту историю», и несчастному влюбленному не остается другого выхода, кроме смерти.

Но Вера вовсе не была таким уж черствым человеком. Сначала княгиня с неудовольствием получала послания тайного поклонника, а потом приехал дедушка Яков Михайлович Аносов и невольно изменил отношение княгини Шейной к любви и к несчастному воздыхателю Г. С. Ж. А старый генерал считает, что люди совсем разучились любить: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость». Когда Вера рассказывает ему историю с безответно любящим ее Г. С. Ж., генерал Аносов делает осторожные предположения: возможно, этот юноша - ненормальный. А может быть: «твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», - заключает он. Вера нерешительно сообщает мужу и брату о том, что ей жаль своего несчастного обожателя, но все равно ее жестокий брат Николай Николаевич давит ее своей моралью и решительным осуждением несчастного юноши. Так что, слова, сказанные княгиней в телефонную трубку скорее всего продиктованы именно под давлением брата, а не сердцем Веры. Сама она с ужасом ясно осознает, что этот молодой человек покончит жизнь самоубийством.

В чем же смысл любви Желткова? В чем смысл любви вообще? Я думаю, автор выразил свое понимание высшего предназначения этого чувства в следующих словах: «Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается - и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни - всю вселенную!» Но, по словам старого генерала, мужчины любить чисто и самоотверженно разучились, и женщины через тридцать лет им за это отомстят. Возможно, после этого Вера поняла, что любовь не только совместное счастье. Настоящее любовное чувство заключает в себе величайшую трагедию души, страдание. Это понимают и Верочка, и сам князь Василий Шеин. В этом убежден и генерал Аносов, который говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». В конце концов, всем становится ясно и понятно, что смеяться над чувством Желткова не только неудобно, но и подло. Он достоин жалости, понимания и сострадания. А сам Г. С. Ж. счастлив, даже в своем последнем, прощальном письме к возлюбленной, он как бы свыше благословляет ее, бесконечно желая Вере счастья. Прощая ее, он успокаивает княгиню, все время повторяя заветное: «Да святится имя Твое». Вместе с прощением, к Вере приходит внутренняя гармония, очищенная слезами и звуками исполняемой на фортепиано сонаты Бетховена №2. Мимо княгини прошла пусть безответная, но большая, чистая, искренняя и самоотверженная любовь, которая бывает раз в тысячу лет. Ради этого стоит жить.