Какие душевные качества обломова привлекают штольца. Какие душевные качества обломова привлекают штольца Активный и целеустремленный Штольц

Тема : «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев (по роману

И.А. Гончарова «Обломов»).»

Задачи:

образовательные:

    формировать навыки характеристики литературных персонажей;

    помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.

развивающие:

    развивать речь обучающихся, обогащать их словарный запас; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;

    развивать навык работы с художественным текстом; навык анализа персонажа художественного произведения;

    совершенствовать навык парной и самостоятельной работы;

    способствовать развитию навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений;

    способствовать развитию мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

    способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности.

воспитательные:

    воспитывать почтение и уважение к женщине, любовь к Родине;

    воспитывать бережное отношение к творческому наследию русской литературы;

    воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

    воспитывать духовно-нравственную культуру студентов.

Форма работы: урок-исследование, беседа, анализ художественного текста.

Методы обучения: эврестический, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет И.А. Гончарова, иллюстрации к роману "Обломов", проектор, экран, раздаточный материал, мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

ХОД УРОКА

Эпиграф : «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова» И.С. Тургенев.

Слово учителя : Обломов и Штольц – в широком смысле, - есть как бы две крайности национального русского характера, в котором странным образом сочетаются чудовищная леность, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему. А так ли это? Вот об этих двух героях пойдёт у нас разговор.

І. Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток:обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

IІ. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Слово учителя: Наш сегодняшний урок будет посвящён двум персонажам романа И.А. Гончарова "Обломов" – это сам Илья Ильич и его друг детства Андрей Штольц. Давайте вместе подумаем и решим, что нам предстоит исследовать в ходе сегодняшнего урока. Ведь он заявлен как урок-исследование.

Ответы учащихся: Мы должны проанализировать образы Обломова и Штольца, выбрать критерии для их сопоставления, сделать вывод.

Слово учителя: Молодцы! Кроме этого по окончании нашего занятия мы запишем получившиеся выводы и постараемся их самостоятельно дополнить в рамках небольшой самостоятельной работы.

Сформулировать ответ на проблемный вопрос урока : "Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Обломов и Штольц - друзья-антиподы. Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче. «Часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала», он «ехал посидеть на широком диване Обломова», с тем чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». И это было всякий раз как возвращение в детство, в котором родители Обломова любили немецкого мальчика и маленький Андрей баловал Илюшу, «то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», это было всякий раз возвращением в «утраченный рай», о котором тоскует не только мечтательный Обломов, но и деятельный Штольц.

Почему Гончаров и критики считали, что образ Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; он необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущей дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперёк). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, он не имеет программы общественного служения. В нём нашла своё отражение определённая тенденция русской жизни – стремление к личной независимости. Штольц – это буржуазный делец. К обломовщине Штольц относится снисходительно, считая её временной болезнью общества).

Сопоставление героев на уроке строится по предложенной самим автором последовательности.

Знакомство с героем

О Штольце мы узнаём ещё в первой части романа, до его появления перед читателями, то есть заочно:

В связи с гостями Обломова, которые ему (Обломову) “не по сердцу”, в отличие от друга детства Андрея Ивановича Штольца, которого “любил искренне”; да и неприятный читателю Тарантьев не любит немца;

В связи с мечтами главного героя, где Штольц, знавший и ценивший лучшие качества Ильи Ильича, был неотъемлемой частью картин счастливой жизни в имении, полной любви, поэзии, дружественных чувств и покоя;

Штольц появляется и во сне Обломова, вписывается в идиллическую, сладостную и одновременно таинственную атмосферу детства, которая сформировала героя.

Неожиданное появление героя в финале первой части и главы 1–2 второй части, рассказывающие о Штольце.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Его воспитание - трудовое, практическое, его воспитывала сама жизнь (ср.: “Если б пропал Обломова сын...”).

Особого разговора требуют: отношение матери; мать и отец; Обломовка, княжеский замок, в результате чего “не вышло бурша”, что заменило “узкую немецкую колею” на “широкую дорогу”.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Чего больше всего боялся Штольц?

Обосновывая свои ответы текстом, ученики говорят о том, что мечты, воображение (“оптический обман”, как говорил Штольц) были его врагами. Он управлял своей жизнью и имел “настоящий взгляд на жизнь” (ср. с Обломовым).

Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

в покое и наслаждении ; см. о мечтах Обломова в 8-й главе первой части).

Так почему же Обломов и Штольц - друзья?

Ответ находим у Гончарова во второй главе второй части: детство, школа и, по словам самого автора, “чистое, светлое и доброе начало”, лежащее в основании натуры Обломова, “исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо...”

3–4-я главы второй части. Роль этих глав в романе. Разговор-спор, где столкнулись взгляды, позиции героев.

Суть спора - КАК ЖИТЬ?! (вносим в заглавие темы урока).

Просмотр эпизода. После просмотра эпизода учащимся предлагается уточнить свои наблюдения, сверив их с текстом романа, затем идет обсуждение результатов проделанной работы. Если времени достаточно, можно подробно проанализировать этот эпизод и обсудить последовательно вопросы:

Как возникает спор? (Недовольство Обломова пустой жизнью общества.)

(Трудовая тропинка: несогласие Штольца с идеалом друга, ведь это “обломовщина”; идеал утраченного рая, рисуемый Обломовым, и труд как “образ, содержание, стихия и цель жизни”.)

Ориентировочные варианты ответов:

    • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»

      «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

      «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»

      «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом»

      «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

    Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией, но не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

    • Обломов о петербургской «обломовщине» (Штольц не воспринимает слов Обломова всерьез, иронизирует над ним)

      Обломов о своем жизненном идеале (Штольц не оставляет «небрежно насмешливого тона», не приемлет позиции Обломова)

      Исповедь Обломова (Штольц «слушает и угрюмо молчит»).

    Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

    Как реагируем мы, читатели, на то, что Штольц не находит, чем возразить на высказывания своего друга?

    В какой момент появляется на страницах романа слово «обломовщина»? Какое значение вкладывает в него Штольц? Обломов? Читатель?

    В какой момент и почему меняется настроение Штольца в рассматриваемом эпизоде?

    Почему рассуждения Обломова об утраченных надеждах Гончаров называет исповедью? Что подчеркивает таким названием писатель в самом Обломове и в его взаимоотношениях со Штольцем?

    В чем все-таки причина угасания Обломова?

    Что нового в характере Обломова открывает читателю данный эпизод?

После обсуждения данных вопросов учащимся предлагается сделать вывод о роли рассматриваемого эпизода в раскрытии образа главного героя романа. Далее заслушивается ответ учащегося и соответствующе корректируется учителем, вывод записывается учащимися в тетрадь самостоятельно.

Предполагаемый вариант ответа-вывода : Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

(В процессе оживлённого и заинтересованного спора ребята приходят к выводу, что оба принципа имеют право на существование.)

Здесь услышать мнение учеников особенно интересно и важно, ведь осмысление авторской позиции в реалистическом произведении даёт возможность говорить о несовпадении общественно-исторической концепции автора и художественной убедительности характеров, созданных писателем, что впоследствии будет очень важно при изучении творчества И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.

3. Образ Андрея Ивановича Штольца.

3.1. Происхождение героя. Просмотр фрагмента фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлёве, что в пяти верстах от Обломовки. Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская: веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в играх с деревенскими мальчишками и в университетской аудитории. Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг.

3.2. Образование и воспитание.

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребёнка на полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками.

Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентельмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

3.3. Характер Штольца.

Штольц с раннего возраста приучен отцом ни на кого ни в чём не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени его интересуют коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлёва в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдёт к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду – но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырёхэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостаёт Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

«… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несёт в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

4. Выводы о Штольце.

    Жизнь.
    Цель
    : “труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей”.
    Восприятие : жизнь - счастье в труде; жизнь без работы - не жизнь; «…“жизнь трогает!” “И слава богу!” - сказал Штольц».
    Принципы : иметь “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянною задачею…”. “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…”, “…измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет”.

    Любовь. Штольц любил не сердцем, а разумом, в каждом движении души и сердца искал рациональное объяснение. Поэтому и в молодости “среди увлечения чувствовал землю под ногой”, так как везде искал ум, а не страсть. Тем не менее, он не отрицал это чувство: “выработал себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром; что в ней лежит столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении”.

    Дружба. Друзей у Штольца всегда и везде было много - люди тянулись к нему. Но он чувствовал близость только к людям-личностям, искренним и порядочным. Действительно, настоящих друзей, таких как Илья Ильич и Ольга Сергеевна, у него было не так уж и много.

    Отношения с окружающими. Все знают его, он знает всех. Он никого не оставляет к себе равнодушным - его или уважают и ценят или боятся и ненавидят.

    Больше всего боялся того, что ему непонятно или недоступно, и всячески обходил это: от страстей до воображения; но при любом подходящем случае пытался найти ключ к этому, пока непостижимому.

5. Выводы об Обломове.

    Жизнь.
    Цель
    : прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
    Восприятие : колеблющееся - от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
    Принципы : делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

    Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова.

    Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

    Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

    Отношения с окружающими . Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

    Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

III. Закрепление изученного. Теперь обратимся к тем критериям, по которым характеризует писатель Штольца и Обломова, которые вы смогли выделить, читая текст.

Ответы учащихся: Внешность (когда они предстали перед читателем), происхождение, воспитание, образование, заложенная программа, взгляды на жизнь, характеристика автора, испытание любовью.

Он боялся всякой мечты»

Ответ:

Ответ (Штольц):

1.смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив

2.сила, спокойствие, энергия; стремление к просвещению

3.стремление к личной независимости

4. к « обломовщине» относится снисходительно, считая её временной болезнью общества.

ІV. Подведение итогов урока.

Спор Обломова со Штольцем интересен и в историко-литературном, и в человеческом плане (Цель: помочь учащимся через антитезу героя-«идеалиста» и героя-«практика» увидеть Россию на переломе двух исторических эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной . В этом смысле это вечная пара, вечный спор между деятелем и созерцателем. Об этих двух типах людей, двух типах жизни писал А.И. Герцен в статье «О развитии революционных идей в России».

И.А. Гончарова критиковали за то, что Штольц получился у него “ходульным” (что делает - неизвестно), декларативным, художественно неубедительным, в отличие от Обломова. Но ему (автору) эта пара нужна, и Штольц нужен прежде всего как оппонент Обломова, как его антипод.

Жизнь, время, исторические условия вызывают на сцену героя-деятеля, творца своей судьбы. Так роман Гончарова, законченный в 1858 году, готовит появление героев И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, то есть 1860-е годы.

V. Домашнее задание.

2.Составить план сравнительной характеристики «Обломов и Штольц».

А.П.Чехов (1889) писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собою довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу высказывания Чехова.

Назовите эпизоды, сцены, наглядно иллюстрирующие, как проходило детство Штольца и как шёл процесс его воспитания.

Гончаров создаёт Штольца, невольно отталкиваясь от Обломова, как антипод главному герою; у Штольца всё иначе.

Штольц - Stolz (“гордый”). Оправдывает ли он свою фамилию?

Портрет Штольца

Определяющая черта (ср. с Обломовым).

Рассказ о натуре, характере, об отношении к жизни.

Главное - рационализм и равновесие.

- Чего больше всего боялся Штольц?

- Что значит жизнь и каково назначение человека, по Штольцу?

“Прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно...” (ср. с Обломовым, чей идеал состоит... в покое и наслаждении ).

- Так почему же Обломов и Штольц - друзья? Что, кто является центром дружбы?

Суть спора - КАК ЖИТЬ?!

Анализ эпизода .

Как возникает спор?

Когда наступает перелом в споре?

- Как каждый из героев выявился в споре?

С кем из героев и на каком этапе спора вы готовы согласиться?

Есть ли один ответ на этот вопрос?

    Сопоставление Обломова и Штольца.

«Больше всего он боялся воображения…

Он боялся всякой мечты»

«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»

«Выше всего он ставил настойчивость в

достижении целей… он шел к своей цели,

отважно шагая через все преграды…»

Итог. Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека». И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Для меня

Повторение ранее изученного.

1.Обломовщина как тип жизни:

а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты;

б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ;

в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру;

г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

2. Функция второй-третьей частей романа.

Любовь в жизни Ильи Ильича Обломова

Учитель: Что такое любовь? Иннокентий Анненский писал: «Любовь это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих» В романе «Обломов» любовь – основа. Это чувство раскрывает характеры героев показывает их в развитии. Кого любит Обломов? (женские образы в романе. Рассказ уч-ся об Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне Пшеницыной)

Учитель: В жизни Обломова одна любовь была духовная, которая пыталась зажечь в нём жизнь, действия, т. е. с «нравственной искрой». А другая была любовью физической. Это чувство непродвигало его нравственного, духовного развития, ничего не требовало. Писатель верил во всеобъемлющую любовь и в том, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять его к деятельности.

Вывод. Итак, ребята, сюжетную основу романа «Обломов» составляет история драматической любви, а вместе с тем и судьба главного героя – Ильи Ильича Обломова. Кроме главных героев, в романе даны внесюжетные персонажи. И один из них – это Захар.

Какую роль играет в романе Захар Трофимович Трофимов? Что мы узнаём о нём? (рассказуч-ка о Захаре) (часть первая, седьмая глава, часть вторая, глава третья)

В чём корни «обломовщины»? Какой эпизод романа помогает нам ответить на этот вопрос?

Учитель: Сон Обломова – эта картина детства героя. В которой Н. Добролюбов увидел средоточие дворянско-помещичьей «обломовщины» как жизни за счёт труда крепостных крестьян. Привычкой к ней критик и объяснил в своей статье всё последующее поведение и саму судьбу И.И. Обломова.

Насколько частей можно разделить сон Обломова? (на три части):

    1. Благословенный уголок земли.

      Чудесное страна.

      Корни «обломовщины»

    Аналитическая беседа.

    1. Какой смысл жизни обломовцев? (еда, сон, продолжение рода, а не духовные потребности.

Цикличность жизненного круга в его основных биологических проявлениях: родин, свадеб, похорон. Привязанность людей к одному месту.

Замкнутость и равнодушие к остальному миру)

    1. Какой по-вашему главный вопрос ставит Гончаров перед читателями (Что сгубило человека?)

      Что же сгубило человека? («обломовщина»)

      Почему не дружба, ни любовь не смогли победить жизненную апатию Обломова? (воспитание, социальные условия, бездуховное общество)

Учитель: Автор показал жизнь Обломова от колыбели до могилы. Сам Обломов понимает, что его губит. Штольцу он говорит: «Моя жизнь началась с угасания, начал гаснуть над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки. Сплетни, передразнивания, злую и холодную болтовню, пустоту»

О чем заставляет размышлять жизнь и судьба Обломова? (жизнь и судьба Обломова заставляют размышлять о сложных вопросах: как нужно жить, как должна быть устроена жизнь, что бы не погибал человек, не прятался от неё, не съёживался от её прикосновений)

Каково место романа И.А. Гончарова «Обломов» в истории русской литературы? (роман занимает в истории русской литературы особое место. Гончаров создал произведение колоссальной обобщающей силы. Высокую оценку роману дали Добролюбов, Писарев, Дружинин. Как ни в одном другом романе, здесь цельно и полно отражена русская предреформенная действительность, показан русский национальный характер. Роман Гончарова по-прежнему остаётся в ряду выдающихся достижений русского реалистического искусства. Ещё Л.Н. Толстой говорил, что роман «Обломов» - это «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было.»

    Чтение стихотворения наизусть Н. Заболоцкого «Душа обязана трудиться»

    Учитель. «Сама жизнь и труд – есть цель жизни». На этой оптимистической ноте мы и закончим свой урок.

    Домашнее задание

Подготовка к тестированию по творчеству И.А. Гончарова.

Особенности речи героев в романе И.А Гончарова «Обломов» Особенности речи героев в романе И.А Гончарова «Обломов» Подготовила ученица 10 «В» класса МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Воробьёва Екатерина Воробьёва Екатерина Учитель Халяпина Л.Н. Учитель Халяпина Л.Н.


Язык романа отличается Язык романа отличается чистотой и лёгкостью. чистотой и лёгкостью. Белинский, при жизни Белинский, при жизни которого вышел только которого вышел только первый роман Гончарова первый роман Гончарова « Обыкновенная история », отмечал чистый, правильный, лёгкий, свободный, льющийся » язык Гончарова. К этому критик добавлял, что рассказ Гончарова « живая импровизация », что, « читая Гончарова, думаешь, что не читаешь, а слышишь мастерский изустный рассказ ». Те же особенности языка Гончарова видны и в романе « Обломов ».


Основная особенность авторской речи в романе заключается в том, что построена она на основе живого, разговорно - бытового народного языка. В языке персонажей встречаются такие общеупотребительные народные слова, как « чай » в значении « вероятно » (« чай, валяются где - нибудь на Основная особенность авторской речи в романе заключается в том, что построена она на основе живого, разговорно - бытового народного языка. В языке персонажей встречаются такие общеупотребительные народные слова, как « чай » в значении « вероятно » (« чай, валяются где - нибудь на чердаке ») или « дрыхнуть », чердаке ») или « дрыхнуть », « брякнуть », придающие « брякнуть », придающие речи героев разговорный речи героев разговорный колорит. колорит.


Сравнения Гончарова просты и очень часто основаны на материале крестьянского быта: « лежишь, как колода », « не человек, а просто солома »; луна похожа у него « на медный, вычищенный таз », а Пшеницына, когда Обломов хотел поцеловать её, « стояла, как лошадь, на которую надевают хомут ». Сравнения Гончарова просты и очень часто основаны на материале крестьянского быта: « лежишь, как колода », « не человек, а просто солома »; луна похожа у него « на медный, вычищенный таз », а Пшеницына, когда Обломов хотел поцеловать её, « стояла, как лошадь, на которую надевают хомут ». Когда Тарантьев говорил, то могло показаться, как пишет автор, « будто три пустые телеги едут по мостовой ». Подобные Когда Тарантьев говорил, то могло показаться, как пишет автор, « будто три пустые телеги едут по мостовой ». Подобные сравнения явно обнаруживают сравнения явно обнаруживают стремление автора к просторечию. стремление автора к просторечию.


В романе также много сравнений и литературного характера. Попытку как - то расшевелить сонную жизнь Обломова знакомством с Ольгой Штольц сравнивает с внесением лампы в мрачную комнату. Есть в романе и сравнения - афоризмы такого типа:. « Хитрость всё равно, что мелкая монета, на которую не купишь много ». Использует Гончаров и поэтические метафоры: когда Ольга запела романс без увлечения, автор говорит: « Она вынула свою душу из пения ». В романе также много сравнений и литературного характера. Попытку как - то расшевелить сонную жизнь Обломова знакомством с Ольгой Штольц сравнивает с внесением лампы в мрачную комнату. Есть в романе и сравнения - афоризмы такого типа:. « Хитрость всё равно, что мелкая монета, на которую не купишь много ». Использует Гончаров и поэтические метафоры: когда Ольга запела романс без увлечения, автор говорит: « Она вынула свою душу из пения ».


В реалистическом произведении язык героя носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим и в романе Гончарова, Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного слоя дворянства. При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется простонародная лексика. Это изящный язык благовоспитанной девушки. В реалистическом произведении язык героя носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим и в романе Гончарова, Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного слоя дворянства. При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется простонародная лексика. Это изящный язык благовоспитанной девушки. В языке Обломова, выросшего в деревне, В языке Обломова, выросшего в деревне, простонародные слова встречаются довольно часто, например: « Дёрнуло меня, брякнуть »; « Трескает он картофель да селёдку »; « намедни » и др. простонародные слова встречаются довольно часто, например: « Дёрнуло меня, брякнуть »; « Трескает он картофель да селёдку »; « намедни » и др.


Но в основном язык персонажей Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения (например, когда Захар сравнил его с « другими » людьми или в сцене изгнания Тарантьева) она принимает взволнованный характер. Но в основном язык персонажей Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения (например, когда Захар сравнил его с « другими » людьми или в сцене изгнания Тарантьева) она принимает взволнованный характер. Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива, то оживлённо остроумна, то грустна. Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива, то оживлённо остроумна, то грустна. В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость, в речи Захара сказывается неповоротливость мысли, простоватость, а в речи Тарантьева грубость. В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость, в речи Захара сказывается неповоротливость мысли, простоватость, а в речи Тарантьева грубость.


В речи персонажей встречаются пословицы и поговорки, например: « Перемелется мука будет », « Пострел везде поспел » и др. В речи персонажей встречаются пословицы и поговорки, например: « Перемелется мука будет », « Пострел везде поспел » и др. Диалогом Гончаров владеет блестяще. Читателя невольно захватывают не только такие драматические эпизоды романа, как сцена разрыва Обломова с Ольгой или разговор Обломова со Штольцем об обломовщине, но и бытовые диалоги, полные юмора, вроде разговора Обломова с Захаром в 8- й главе второй части романа. Диалогом Гончаров владеет блестяще. Читателя невольно захватывают не только такие драматические эпизоды романа, как сцена разрыва Обломова с Ольгой или разговор Обломова со Штольцем об обломовщине, но и бытовые диалоги, полные юмора, вроде разговора Обломова с Захаром в 8- й главе второй части романа.


Все эти художественные достоинства романа Гончарова делают понятной всеобщую высокую оценку, какую даёт ему русское общество. Впечатление, произведённое « Обломовым » при его появлении в свет, было огромно. На роман сразу откликнулся Н. А. Добролюбов. Герцен назвал роман « превосходной вещью ». Л. Н. Толстой и А. М. Горький оценили роман как один из лучших в русской литературе. Все эти художественные достоинства романа Гончарова делают понятной всеобщую высокую оценку, какую даёт ему русское общество. Впечатление, произведённое « Обломовым » при его появлении в свет, было огромно. На роман сразу откликнулся Н. А. Добролюбов. Герцен назвал роман « превосходной вещью ». Л. Н. Толстой и А. М. Горький оценили роман как один из лучших в русской литературе.


Информационные ресурсы Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века.10 класс: Учебник для общеобразовательный учреждений: В 2 ч. Ч.1. – 2- е изд. – М.: ООО « ТИД « Русское слово – РС », – 336 с. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века.10 класс: Учебник для общеобразовательный учреждений: В 2 ч. Ч.1. – 2- е изд. – М.: ООО « ТИД « Русское слово – РС », – 336 с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В реалистическом произведении язык героя необходимо носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим и в романе Гончарова. Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного слоя дворянства. При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется простонародная лексика. Это изящный язык благовоспитанной девушки. В языке Обломова выросшего в деревне, простонародные слова встречаются довольно часто, например: «Дёрнуло меня, брякнулЬ; «Трескает он картофель да селёдку»; «намедни» и др. Но в основном язык персонажей Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения (например, когда Захар сравнил его с «другими» людьми или в сцене изгнания Тарантьева) она принимает взволнованный характер. Речь Обломова

3 слайд

Описание слайда:

Речь героев также раскрывает их сущность, душевные черты. Речью Обломова подчёркиваются барские наклонности, душевная мягкость, искренность, способность на глубокое чувство. В одних случаях он затрудняется строить фразы (в письме к старосте в одном предложении по два раза поставил слова что, который); этого можно ожидать от помещика, прозябающего на диване. А в другом случае пишет вдохновенное письмо к Ольге. Обычно Обломов говорит вяло, апатично, но в минуты волнения, во время встреч с Ольгой речь его резко меняется: она становится возвышенной, патетической. Таким образом, писатель подчёркивает противоречивость натуры Обломова, достигая жизненности, правдивости образа. Речь Обломова

4 слайд

Описание слайда:

Речь Штольца противопоставлена речи Обломова: его фразы короткие, лаконичные. В них чувствуется энергия, напористость говорящего. Часто встречаются слова делового лексикона. Речь Штольца

5 слайд

Описание слайда:

Речь Штольца позволяет нам выявить некоторые особенности его характера. В образе этого героя писатель хотел представить цельного, активного, деятельного человека, воплотить новый русский тип. Штольц - сильный, волевой человек, контролирующий не только все свои поступки, но и чувства. Он никогда не отдавался чувствам вполне, «он и среди увлечения чувствовал почву под ногами». Он не боялся трудностей, на жизнь смотрел прямо и просто. Писарев замечает, что «Штольц не принадлежит к числу тех холодных, флегматических людей, которые подчиняют свои поступки расчету, потому что в них нет жизненной теплоты...». Штольц непоследователен в своих добрых порывах. Так, в романе он дважды помогает Обломову, устраивая дела друга с имением, разоблачая денежные махинации Тарантьева. Но в целом судьба Обломова не волнует его. Образ Штольца - это достаточно сложный, реалистичный образ, исследованный писателем глубоко и всесторонне. Речь Штольца

Что такое настоящая дружба? Это, прежде всего, понимание, желание помочь, поддержать человека в трудную минуту.

Ко многим ли людям мы испытываем такие чувства? Конечно же, нет. Их единицы. Настоящие друзья – это подарок судьбы. Далеко не всем везёт встретить таких людей в жизни. Но если удача на вашей стороне – вы никогда не будете одиноки, и всегда сможете ощутить незримое присутствие друга, ведь он уже живёт у вас в сердце.

Если взглянуть на героев романа Гончарова «Обломов», можно подумать, что Илья Ильич и Штольц – иллюстрация настоящей дружбы.

Но так ли это?

Эти герои знакомы с детства, знают друг друга очень хорошо. Штольц испытывает к Обломову нежные чувства, всячески стремится расшевелить его, заставить жить активной жизнью, так как сам является очень «подвижным» персонажем. Он пытается подогнать характер Обломова под себя, как не грустно, ломая его. Разве настоящие друзья поступают так? Нет! Они принимают тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками, ценя достоинства, не уничтожая индивидуальность. Конечно, эти его действия – это своеобразная забота, но нужно знать меру.

Штольц, общаясь с Ильёй Ильичом, также получает «дозу» душевного тепла, которого ему так не хватает в жизни - мне кажется, это главная причина его «дружеских чувств». Он является самым настоящим потребителем. Кроме того, я думаю, Штольц, видя уйму недостатков в Обломове, сравнивая его с собой, занимается самолюбованием. Та принципиальная разница, которую видно за километр между этими двумя героями, дарит Штольцу неоспоримое преимущество, которым он с удовольствием пользуется.

Конечно, понимая все эти нюансы, мы можем сделать далеко нелицеприятные выводы о Штольце. Но, с другой стороны, он, не смотря ни на что, всегда готов прийти на помощь Обломову, что видно в эпизоде, где Тараньтьев обкрадывает Илью Ильича, а Андрей помогает главному герою выпутаться из истории. Кроме того, ведь и чувства Обломова не случайны. Не может он любить человека недостойного. Илья Ильич – тонко чувствующая натура, он увидел в Штольце черты прекрасного сердца. Мы можем не сомневаться, со стороны Обломова о подлинности дружбы не может быть и речи, он свято верит в Андрея. Со стороны Штольца же – вопрос спорный.

Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанным взаимоотношениям Обломова и Штольца в полной мере раскрылась суть этих героев и различий их характеров.

У Гончарова Штольц таит в себе некую загадку. Нашему восприятию, видимо, мешает то, что Обломов и Штольц не равнозначны, так сказать, с точки зрения художественной полнокровности и убедительности. Как только в романе речь заходит о Штольце, так появляется скороговорка. В ряде случаев Гончаров не показывает Штольца, а рассказывает о нем. Образ Обломова дан в саморазвитии, а Штольц оказался полностью во власти автора. Кстати, сам Гончаров впоследствии признавал, что Штольц "слаб, бледен - из него слишком голо выглядывает идея".

Объясняется это в значительной степени особенностями дарования писателя. Гончаров утверждал, что литература призвана изображать прежде всего то, что уже отстоялось, утвердилось, ясно обозначилось в жизни. А Штольц и ему подобные в русской действительности только-только появлялись; их жизненные позиции, их роль в развитии русского общества еще не были ясны. Отсюда и некоторая неопределенность образа Штольца в романе.

Эстетическая неполноценность Штольца может привести к неприятию этого героя или к искаженному его восприятию. А между тем, неплохо было бы проявить объективность и внимательнее к нему присмотреться. Не надо забывать о том, что ведь и повествование в романе ведется в какой-то степени от имени Штольца. "А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится", - говорит в конце романа Штольц автору. "И он рассказал ему, что здесь написано".

Именно Штольц произносит похвальную речь Обломову, столь восторженную, что непонятно даже, о каком Обломове написан роман? "Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!.. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще..." - и т. д. Штольц один понимает, что такое Обломов, способен его защитить и оценить. "Протяни руку человеку", - вот он это и делает. Это его предназначение в романе. Ему же, Штольцу, автор передоверяет и некоторые свои мысли об Обломове, идеи, взгляды. Например: "Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить ".

Кто же такой Андрей Штольц? Делец, прагматик, рационалист. Он разрушает старую Обломовку и деятельно создает свою, новую. Повествуя о Штольце, автор нигде не сбивается на иронию. Но не вызывает ли у вас "положительность" Штольца своего рода подозрение? Штольцу все удается! В России! В предреформенные 50-е гг.! Да возможно ли такое? А в связи с этим сделаем небольшое отступление.

Не удавались русским писателям образы капиталистов! Вот захотел же Гончаров создать положительного Штольца - и не получилось! А другие даже и не мыслили увидеть в представителях буржуазии некое созидательное начало. Разрушительное видели, а созидательное - нет. Между тем, стала же Россия на рубеже XIX-XX вв. одной из промышленно развитых стран мира. Кто же это сделал? В любом случае, не Обломовы же.

В западной литературной традиции видим совсем другое. Бальзак, отчасти Диккенс, в XX в. Драйзер без всякого отвращения описывали радость и удовольствие обогащения, даже некую поэзию биржевой игры... Ничего подобного в русской литературе не было.

Вернемся, однако же, к роману.

Узнав печальную повесть о жизни Ильи Ильича, не хочется ли вам воскликнуть: Обломов, сделайся Штольцем! Или иначе: вот если бы к обломовской душевности да Штольцеву деловитость, к чистосердечности и наивности Обломова прибавить практическую рационалистичность Штольца... Только ничего из этого не получится! Не станет Обломов делаться Штольцем, и не только по причине глубокого отвращения ко всякому действию. Во-первых, Обломов свой образ жизни считает совершенно нормальным. А во-вторых, не является ли вся деятельность Штольца тоже "выделкой покоя", тоже стремлением к "утраченному раю"?

Присмотритесь, как настойчиво писатель отмечает в Штольце так называемое "естественное" стремление прожить четыре времени года в течение жизни, как сам Штольц строит модернизированную Обломовку вместе с Ольгой! Вот что написано в романе: "Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой..." Как все, как мечтал и Обломов... Не обнаруживается ли некая тождественность сущностного содержания Обломова и Штольца?