Исторические памятники в греции. Древняя Греция и её историческое значение

История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода. 1. Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли, персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры. 2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры. 3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием. Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью. Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи. Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом используются особым образом. 1. Дистиль - «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад - лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами. 2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны. 3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами. 4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн. 6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн. 7. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру. В греческой архитектуре различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров. Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы. Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера. Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма. В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).

Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик. Основные памятники: Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры. Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями.

23. Искусство Эгейского Мира. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса . В развитии культуры народов, живших у Средиземного моря, большую роль сыграла эгейская культура. Она развивалась на островах и берегах Эгейского моря, в восточной части Средиземноморья, в течение почти двух тысяч лет, с 3000 до 1200 г. до н.э. одновременно с искусством Египта и Двуречья. Центром эгейской культуры был остров Крит. Она захватывала также Кикладские острова, Пелопоннес, где находились города Микены, Пилос и Тиринф, и западное побережье Малой Азии, в северной части которого находилась Троя. Эгейскую культуру называют также крито-микенской. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется Кносский дворец (пл. около 16 тыс.кв.м.) Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите. Своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы залами и открытыми дворами. В центре – обширный прямоугольный двор, имеющий обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, галереями, бассейнами, колоннадами, лестницами. Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии в зданиях. В построении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колонны. Они сужались к низу без капителей, цвет колонн красный. Все покрыты зигзагообразными узорами – усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства. Есть ванная комната, водопровод, подземные помещения – лабиринт. Живопись фресковая в виде фризов или панелей. Изображалась жизнь его обитателей: торжественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотящиеся на фазанов, рыбы среди водорослей. Изображения динамичны, красочны, орнамент завитой, спиралью, всплеск волн, ветер. Для минойского искусства характерно динамика, ему чужды застывшие позы самоуглублённость. Правдивая передача движения человека. Изображение фигур людей-хрупкие, с тонкой талией, мужские фигуры окрашены коричневым, женские - белым цветом. В росписях господствовали яркие, мажорные краски. Для критян природа была священна по причине её божественности. Всё божественное совершенно, но природа полна особой красоты. Поэтому критяне часто изображали вместо богов цветущие луга. Роль деревьев, трав, цветов, в этом мире была велика, без них не мыслилось никакое человеческое деяние. Мелкая пластика Крита, так же как и живопись носит изысканно декоративный, динамический характер. Это фигурки животных (коз и козлят, бык, фигуры изящных женщин). Тонким художественны вкусом отличаются керамические вазы. Совершенства достигли мастера обработки металлов.

24. Искусство Минойской эпохи. Хронология. Географические рамки. Общая характеристика явления. Библиография вопроса Минойская эпоха 2600-1100 гг. до н.э. Английский археолог Артур Эванс, раскопавший дворец легендарного царя Миноса в Кноссе, назвал именем последнего всю эпоху и развивавшуюся в течение ее уникальную цивилизацию. Три фазы: 1) раннеминойская (2600-2000 гг. до н.э.), 2) среднеминойская (2000-1600 гг. до н.э.) и 3) позднеминойская (1600-1100 гг. до н.э.). Около 1900 г. до н.э. на острове наблюдается значительный расцвет. В это время возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте, Малии, Арханах, Закросе и Кидонии. Усопшим минойцы оказывали особые почести. Обнаруженные во время раскопок гробницы были купольными или высеченными в скале - камерными, однако большое число захоронений найдено также в расселинах, в небольших пещерах и на побережье. Покойников помещали на деревянные носилки или в саркофаги из дерева, глины или камня, а рядом с ними клали погребальные дары - предметы, использовавшиеся или вообще любимые усопшими при жизни. Первоначально минойцы употребляли вид письменности, напоминающий египетскую иероглифику (каждый знак обозначен изображением животного или предмета). Затем минойцы стали использовать "линейное письмо А", состоящее из упрощенных изображений, и, наконец, после 1450 г. до н.э. и установления господства ахейцев получило распространение "линейное письмо Б" Высочайшие творения минойцев были созданы в области изобразительного искусства, которое отличается оригинальностью, изяществом и живостью. Особого расцвета достигла архитектура, наиболее значительными образцами которой являются дворцы в Кноссе, Фесте, Закросе и Малии. Не следует упускать из виду также дворцовое сооружение в Арханах, дворец в Агиа-Триаде, роскошные виллы вельмож и землевладельцев и простые жилища крестьян и ремесленников. Особого упоминания заслуживают фрески, украшавшие стены дворцов и вилл. Когда после 1700 г. до н.э. дворцы были отстроены заново, их стены были расписаны великолепными сценами, представляющими человеческие образы, пейзажи, животных, ритуальные или похоронные процессии, состязания и т.п. Замечательна также архитектура гробниц и живописный декор саркофагов. Характерными произведениями минойского искусства являются керамика и вазовая живопись. Знамениты вазы стиля "Камарес", отличающиеся сочными красками и характерными мотивами. Наконец, мелкая минойская пластика, изделия из металла и ювелирное искусство известны по множеству шедевров малых форм.

25. Искусство Микен. Живопись. Архитектура, декоративно-прикладное искусство. Особенности. Памятники Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, однако, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита. Росписи в соседнем с Микенами Тиринфе более схематичны, менее живописны, чем в Кносе. Критская волшебная лёгкость исчезла вместе с несравненным критским изяществом и изобразительным мастерством. Новые черты микенского художественного гения особенно явственны в зодчестве и монументальной скульптуре. В отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа. Мощные каменные стены не дают растекаться отдельным ячейкам здания, как это происходит в Кносском дворце, они собирают здание воедино, превращая его в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов. Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство. Микенская керамика в техническом отношении лучше критский: тоньше стенки сосудов, прочнее краски, манера изображения сюжетного рисунка кажется небрежной, но сам рисунок, служивший в керамике Крита лишь декоративным узором, стал теперь выразителем сложной художественной идеи. Как и на критских вазах, здесь особенно часты изображения морских мотивов, но осьминоги, каракатицы застывают и схематизируются, постепенно превращаясь в геометрический орнамент. Микенские и тиринфские мастера любили строгую симметрию, схематичность форм. Наметившиеся в этом древнейшем греческом искусстве черты чёткости и законченности формы, тектоники и замкнутости получат дальнейшее развитие в молодом греческом искусстве. Они проявятся в планах храмов, сходных с мегароном, в раннем появлении монументальной живописи, в некоторых сюжетах, композиционных приёмах, керамической технике. Несмотря на различия в устройстве, интерьер микенских дворцов был типично критским. Здесь также стены покрывали фрески, правда, художники проявляли гораздо меньше изобретательности и воображения, чем прежде. В Микенах преобладали батальные и охотничьи сцены. Фрески рассказывали о жизни царей и аристократии и почти ничего не сообщали о быте обычных людей. Ремесленники этого периода выделывали льняную ткань, горшечники, наряду с амфорами и гидриями, изготовляли ванны из терракоты и много других сосудов. Так же обстояло дело и с мебелью. Упоминаются каменные столы разных типов: инкрустированные эбеновым деревом, золотом и серебром, слоновой костью. Круглые, со спиральным орнаментом, с разным количеством ножек и так далее. В начале XII века до н. э. государства эгейского мира приходят в упадок. Начинается движение с севера новой волны греческих племён - дорийцев. Эта волна разрушает очаги эгейской культуры на несколько веков приостанавливая развитие реалистического искусства.

Кроме дворца в Кноссе (Knossos) на северном берегу о. Крита, на южном берегу острова открыли дворец в Фесте (Phaistos), близ него – загородную виллу, или «малый дворец», в Агиа Триаде с остатками росписей XVI в. до н. э.

Древние и величественные памятники архитектуры Эллады могут многое рассказать о событиях, об истории этих земель и славных подвигах ее героев. Сейчас Греция является одним из любимых мест отдыха не только у наших соотечественников, но и у туристов всего мира. Мы расскажем вам о восьми самых главных и впечатляющих достопримечательностях Древней Греции, а также о том, почему их стоит включить в список мест, которые непременно стоит посмотреть, путешествуя по стране.

Афинский акрополь

Одна из главных достопримечательностей, визитная карточка страны и материальное воплощение достижений греческой цивилизации - это Акрополь, представляющий собой скалистый холм 156-метровой высоты с пологой вершиной. Он являлся резиденцией царя и духовенства, на территории некогда было возведено множество храмов, в которых приносили жертвы богам и воздавали им молитвы. Первые постройки появились здесь еще во времена архаики.

Сейчас Акрополь - это Мекка туристов, время здесь словно застыло в безупречной красоте и изяществе архитектурных форм. В этом месте сосредоточены многие достопримечательности Древней Греции: Парфенон, статуя Афины Промахос, Аррефорион, Халькотека, Гекатомпедон, Пропилеи и др.

В своих отзывах путешественники описывают Акрополь буквально в двух словах: великолепно и восхитительно. Они рекомендуют посвятить осмотру холма весь день и дождаться заката - самого живописного и завораживающего времени суток.

Дельфы

В прошлом город и общегреческий религиозный центр с оракулом и храмом Аполлона, а ныне обширный археологический заповедник. Руины древнего города располагаются в 9,5 км от Коринфского залива на склоне горы Парнас. Это место является еще одним комплексом, объединяющим сразу несколько выдающихся достопримечательностей Древней Греции: храм Аполлона, храм Афины Пронайи, амфитеатр и стадион, древнюю гимназию.

Когда-то греки спешили в Дельфы, чтобы узнать, что их ждет в будущем, и последовать беспрекословно воле богов. Сейчас сюда ежегодно стекаются тысячи туристов, чтобы насладиться живописными видами и величественной архитектурой.

Кносский дворец

Нельзя не включить в список главных достопримечательностей Древней Греции шедевр критской архитектуры - Кносский дворец. Первые упоминания о нем датируются вторым тысячелетием до нашей эры, он ровесник Стоунхенджа и египетских пирамид. Находится он вблизи Ираклиона, всего в 4 км от побережья Критского моря.

Кносский дворец представляет собой сложную систему из помещений общей площадью 20 тыс. м 2 . Его строили из нескольких видов камня. В древние времена он насчитывал несколько этажей и представлял собой сложный лабиринт, состоящий из жилых помещений, складов, кухонь, мастерских, ванных комнат и пр.

С дворцом связана не одна легенда. Согласно преданию, им владел сын Зевса и Европы - Минос. Именно здесь при помощи нити Ариадны убил Минотавра афинский герой Тесей.

Захоронение в Вергине

Их всех достопримечательностей Древней Греции эта, пожалуй, является самой необычной. В Центральной Македонии располагается небольшой городок Вергина с населением около двух тысяч человек. Его современная история началась в 1922 г. Возможно, он так и остался бы никому не известным поселением, если бы в 1977 г. здесь не обнаружили богатое захоронение македонского царя Филиппа II - отца Александра Македонского. Помимо его могилы, было обнаружено еще две. Одна из них - с неидентифицированными останками, а вторая, по мнению ученых, принадлежит сыну А. Македонского.

Великолепные фрески, богатые погребальные дары - все это, по словам туристов, в отличном состоянии и не оставляет равнодушным никого из посетителей.

Храм Посейдона на мысе Сунион

С древних времен Сунион являлся местом средоточия двух культов - Посейдона и Афины, которые всегда боролись за право обладать Аттикой. Олимпийским богам поклонялись, и храмы в их честь - это не редкость, поэтому иногда возникает путаница с их местом расположения и с названиями. Достопримечательности Древней Греции разнообразны и поражают воображение, но святилище Посейдона на мысе Суниона, построенное в 490 г. до н. э., впечатляет своими масштабами. До наших дней хорошо сохранились лишь дорические мраморные колонны, но даже они дают представление о размерах храма.

Помимо исключительно исторической ценности места, туристы отмечают необыкновенно красивые закаты на мысе.

Театр в Эпидавре

Древнегреческий город Эпидавр на северо-востоке Пелопонесса знаменит прежде всего своим театром, выделяющимся на фоне остальных исключительной красотой и акустикой. Он был возведен в 340-330 гг. до н. э. для развлечения знатных жителей асклепиона и вмещал более 15 тысяч человек. Считается, что из всех древнегреческих театров этот сохранился практически в первозданном виде. По сей день на его сцене проводят фестивали и концерты.

Путешественники называют его грандиозным даже по современным меркам. В своих отзывах они рекомендуют запланировать посещение театра на июль-август. В этот период там проходят спектакли в рамках Греческого фестиваля.

Олимпия

Мечтаете посмотреть на место, где зародились Олимпийские игры? Тогда отправляйтесь в древнегреческую Олимпию - одно из самых крупных святилищ на Пелопоннесе. Город возводили в честь самого Зевса. Сегодня он представляет собой археологический заповедник с руинами храмов Геры и Зевса, развалинами раннехристианских базилик, античного ипподрома и стадиона. В общей сложности святилище включает 33 объекта. Именно здесь зажигают олимпийский огонь, который затем доставляют на открытие очередных Олимпийских игр.

В отзывах туристы по масштабам и великолепию сравнивают Олимпию с Афинским акрополем и рекомендуют запланировать на его посещение не пару часов, а весь день.

Храм Гефеста в Афинах

Гефест - это древнегреческий бог-кузнец, покровитель ремесла. Вполне логично, что его святилище должно обладать особой красотой и мощью. Расположенный на северо-западной стороне Афинской агоры храм дорического ордера, посвященный Гефесту, сохранился лучше всех остальных античных построек. Он был сооружен в 449-415 гг. до н. э.

Путешественники подчеркивают, что Греция и ее главные достопримечательности - это в первую очередь античные храмы. При посещении столицы страны нельзя пройти мимо этой строгой и величественной постройки. Храм Гефеста словно вырублен из цельной каменной глыбы.

Древнегреческие храмы, акрополи, руины и захоронения - все это таинственным образом привлекает людей спустя тысячелетия. Одни из них красуются на открытках и обложках путеводителей, другие несправедливо обделены вниманием. Величественны, красивы, уникальны. Подчас многие из них не поддаются описанию. Достопримечательности Греции - это не только памятники национальной истории, но и источники информации о том, чем жил древний мир и как он развивался.

Греция известна своей природной красотой и увлекательной историей. Достопримечательности Греции и древние археологические памятники, бесчисленные острова, песчаные пляжи и мягкий средиземноморский климат делают ее одним из главных туристических направлений Европы.

Что посмотреть в Греции

Туры в Грецию

Приведены цены туров на 2 человек на 7 ночей с вылетом из Москвы

До основных знаковых мест вы можете добраться самостоятельно, но лучше все же поехать на экскурсию в Греции - цены очень разумные, обычно около 20-25 евро за человека. Фото достопримечательностей Греции - главная тема фотоотчетов туристов.

Акрополь, Афины

Акрополь - символ Афин и Греции, да и вообще всей западной цивилизации. Он возвышается в сердце современной столицы, его венчают три великолепных храма, датируемых V веком до нашей эры. Самым известным и наиболее характерным является Парфенон, первоначально составленный из 58 колонн, поддерживающих крышу и украшенных нарядными фронтонами и фризом. Здесь проходит так называемый археологический Променад - дорожка длиной 2,5 км, которая огибает подножие Акрополя и соединяет его с городом, а также другими основными древними достопримечательностями Афин - Древней Агорой, Римским форумом, Керамейкосом, и Храмом Зевса Олимпийского.

Как добраться. Удобнее всего приехать к Акрополю на метро. Ближайшие станции: Акрополи, площадь Синтагма или Тиссио. В метро есть указатели, по которым вы выйдете к археологической зоне. Будьте внимательны: понедельник - выходной день. Часы работы - с 8:00 до 20:00. Зимой действует 50% скидка на билет (10 евро вместо 20). Не забудьте солнцезащитные средства и удобную обувь - все-таки это довольно большое и высоко расположенное место, залитое солнцем.

Монастыри Метеоры, Фессалия

Монастыри Метеоры - одна из самых необычных достопримечательностей, которую просто необходимо увидеть в Греции - это горный массив Пинд на равнине Фессалии, где на гладких каменных скалах в виде огромных причудливых столбов разместились многовековые монастыри Метеоры («Парящие в воздухе»). Внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в настоящее время шесть из них открыты для публики. Нужно подняться несколько пролетов каменных ступеней, высеченных в скале, чтобы достичь каждого монастыря. Внутри вы найдете мерцание свечей, старинные иконы и византийские фрески. Часы работы монастырей могут меняться: чтобы посетить все шесть монастырей, нужно потратить как минимум пару дней. Ближайший город к Метеорам - Каламбака.

Как добраться. Удобнее всего отправляться на экскурсию к монастырям Метеоры на автомобиле. Если вы не планируете брать машину в прокат, то до Каламбаки можно доехать на поезде или на автобусе. Далее от Каламбаки можно взять такси до любого из монастырей или добраться на местном автобусе до Кастраки, а откуда уже пойти пешком.

Дельфы, Фокида

Дельфы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенное на нижних склонах горы Парнас, с видом на Коринфский залив, это место было священным для древних, которые приходили сюда, чтобы поклониться Аполлону (покровителю света, пророчеств, музыки и целительства) и попросить советы у Оракула. Дельфы состоят из осыпающихся руин многочисленных храмов, театра и стадиона, датируемого между VIII в. до н. э. и II в. н. э. Неподалеку находится археологический музей, хранящий внушительную коллекцию уникальных находок.

Как добраться. Дельфы находятся в 180 километрах к северо-западу от Афин. Удобнее всего ехать на автобусе с автовокзала. Билет стоит около 14-16 евро, автобусы курсируют по расписанию. Билеты в музей и на раскопки стоят 12 евро, зимой действует скидка 50%. Часы работы: с 8:30 до 15:00.

Остров Миконос

Миконос прославился как самый гламурный среди греческих островов и одна из лучших туристических достопримечательностей в Греции. Город Миконос (Хора) - это потрясающе живописный кикладский город с лабиринтами из маленьких улочек и белоснежных домов. Он также известен своими песчаными пляжами и разнообразной активной ночной жизнью, о чем свидетельствует огромное количество баров и ночных клубов. Остров особенно популярен среди мировых знаменитостей.

Как добраться. Миконос связан с сушей с помощью паромов и катамаранов до Афин (порты Пирей и Рафина). Средняя цена на паром из Афин до Миконоса - 160 евро в одну сторону. Летом цена может подняться до 220 евро. Время в пути - 4,5 часа.

Остров Санторини

Как добраться. В Санторини есть аэропорт, который находится в 6 км от города Фира. Также архипелаг можно посетить, приехав по воде - паром от Афин обойдется примерно в 60 евро, время в пути - 4 часа. Иногда дорога самолетом обходится даже дешевле парома - 40 евро за полчаса пути.

Кносский дворец, Крит

Как добраться. На Крите два аэропорта - Международный аэропорт Ханья имени Иоанниса Даскалоянниса и Международный аэропорт Ираклион «Никос Казандзакис». Рейсы из России чаще всего прилетают в Ираклион.

Пляж Навайо, Закинф

Самая известная достопримечательность , его визитная карточка - пляж Навайо, «Кораблекрушение». Он находится на северо-западе острова, в бухте Контрабандистов. В 1980 году преследуемые полицией контрабандисты посадили на мель свое судно «Панайотис» и сбежали. Штормом корабль выбросило на берег, где он ржавеет до сих пор. Добраться до пляжа можно только на катере - он по расписанию привозит и увозит туристов. Пляж окружен отвесными белоснежными скалами. На вершину ведет длинная и крутая лестница, однако подъем того стоит - вид открывается просто изумительный. Отсюда любят прыгать с парашютами бейсджамперы.

Как добраться. На острове Закинф (Закинтос) есть аэропорт. Дважды в день сюда прилетают рейсы из Афин. Вроемя в пути - около 45 минут, цена - около 65 евро. По воде до острова можно доплыть на пароме из порта Киллини (до него можно доехать из Афин на автобусе или такси). Цена билета - 9 евро, время в пути - около 1,5 часов.

Акрополь, Линдос

В Линдосе находится великолепный акрополь, со смотровой площадки которого открывается чудесный вид на бухту Святого Петра. Акрополь стоит на холме, доехать до вершины которого можно на ослике. Сам городок Линдос состоит из белоснежных зданий, улочки вымощены галькой, украшены фонтанами.

Как добраться. На острове Родос есть международный аэропорт. От аэропорта нужно доехать на такси до автовокзала (он находится в центре города, около порта) и там сесть на автобус до Линдоса. Время в пути - около часа, цена билета - около 5 евро.

Крепость, Родос

В старинном Родосе, который еще называют «городом рыцарей», нужно обязательно осмотреть красивую Родосскую крепость. Главное здание - Дворец Великих Магистров ордена Иоаннитов. Суровые стены с башнями, рвы, просторные залы для пиров - все это стоит вашего внимания.

Как добраться. На острове Родос есть международный аэропорт. Исторический центр города, где находится порт, расположен в шаговой доступности от автобусной станции, до которой можно доехать от аэропорта за несколько минут.

Дворец Великих Магистров ордена Иоаннитов. Родос, Греция.

Как всё-таки детские впечатления отличаются от впечатлений взрослого. Когда я в первый раз в школьном возрасте была в Афинах, мне казалось, что Акрополь огромен и бесконечен, что гулять около него можно вечно, и что такое количество развалин древних зданий, сконцентрированных в одном месте, больше нигде не увидишь. А вот приехав туда во взрослом возрасте, я поняла, что либо я уже настолько часто езжу, что впечатляться мне всё тяжелее и тяжелее, либо Акрополь действительно не так уж велик, и удивляться надо тем, что в столь небольшом по площади месте произошло такое огромное количество важных исторических событий, повлиявших на ход истории мира.

Вообще, даже такие огромные по древним меркам города, как Афины или Рим, сейчас кажутся почти что крошечными. Я имею в виду историческую часть современных городов, конечно. Почти всё самое важное – в легко доступной пешей досягаемости друг от друга, очень удобно для туристов. С другой стороны, если задуматься, что вот по этим самым камням когда-то ходили древние греки, что здесь были Сократ, Платон, Плутарх... - становится как-то немного не по себе.
От современного оживлённого района Монастираки дорога к Акрополю занимает всего 15-20 минут, да и то в неспешном темпе. Правда, идти приходится всё время в горку, потому что Акрополь находится на возвышенности. Чем выше поднимаешься, тем лучше видны древние постройки, сохранившиеся в этом районе:


Первая остановка на пути – холм Ареса, или Ареопаг. Среди древних греков это место было известно как место заседания совета старейшин, которые в древние времена правили городом. Отсюда открываются одни из самых красивых видов на Афины. Вид с Ареопага в сторону Агоры и храма Гефеста:




В сторону холма Пникс:


Современные Афины – довольно большой город. Порой даже не верится, что когда-то жизнь здесь была сосредоточена на существенно меньшем пространстве. В самой дали виднеется холм Ликабетт – это ещё одно довольно популярное место для туристов с фотоаппаратами. Внизу – тропинки среди многочисленных древних камней: даже обидно, что столько зданий с тех времён не сохранились:


Традиционный вид с Ареопага на Акрополь, точнее, на Пропилеи – главные ворота Акрополя:


А это вид уже с Акрополя на Ареопаг. Вот та самая небольшая и неровная каменная возвышенность – и есть Ареопаг, место, где некогда принимались важные политические и судебные решения. По размером он, кстати, где-то такой же, как знаменитые камни, лежащие в централ-парке в Нью-Йорке. А вот историческую значимость и не сравнишь.


Парфенон находится на хронической реставрации. Разбросанные по территории Акрополя древние камни пытаются собрать воедино и по максимуму восстановить из них здание. Что из этой затеи получится, пока сказать сложно, особенно с учётом того, сколько всего с Акрополя было вывезено из Греции ещё в средние века. Элементы Парфенона сейчас хранятся в Париже, Ватикане, Мюнхене, Вене, Копенгагене... И, разумеется, никто их возвращать грекам не собирается.


А вот Эрехтейон почему-то не реставрируют. Хотя, может, и до него дойдут со временем:


Знаменитый портик кариатид:





На Акрополе всегда довольно людно. Оно и понятно, ведь это самое известное место в Афинах. В масштабах современного мира Акрополь кажется довольно маленьким. Вот с этого ракурса виден практически весь холм:


Меж тем, даже сейчас постройка такого масштаба кажется грандиозной:




Расцветы и закаты цивилизаций – вообще интересная штука: некогда одна из величайших наций Европы - вдруг исчезает. На редких картинах греческих художников средних веков можно увидеть изображения пастухов, пасущих коз на вершине Акрополя: прошло несколько веков с крушения Афин – и от древних греков как будто не осталось и следа. Средневековые жители Греции, наверное, и не знали, что это за здания там на холме стоят.


Традиционный вид на город с Акрополя:




Внизу виднеется храм Зевса:


Одеон Ирода – огромный красивый амфитеатр, построенный во 2-ом веке н.э., уже при римлянах. Совершенно колоссальный проект по тем меркам: этот музыкальный театр может вмещать в себя до шести тысяч человек одновременно. Греки недавно отремонтировали Иродеон, и сейчас время от времени там проходят концерты:




Неподалеко находится театр Диониса, он на 5-6 веков старше одеона Ирода, и построен ещё в типично греческом стиле: греки для строительства амфитеатров всегда выбирали естественную возвышенность.


Сзади за театром Диониса виднеется ультрасовременное здание – это современный музей Акрополя, открывшийся пару лет назад:


Спустимся к театру Диониса:


Вид от театра на Акрополь:

Уже где-то на выходе с территории Акрополя:




Новый современный музей Акрополя действительно хорош. Правда, на тот момент, когда я там была, он ещё был не до конца открыт. Но даже та часть, которая была в открытом доступе, впечатляла:


По замыслу, здесь должны хранится скульптуры из храмов Акрополя, всё найденное на холме, сохранившиеся фрагменты Парфенона, а также копии вывезенных из Греции античных произведений искусства, связанных с Акрополем.

Открытие музея планировалось приурочить к Олимпийским играм 2004-го года, но греки в традиционной своей манере все сроки протянули, вовремя проект не сдали, и строительство здания музея закончили только к концу 2007-го года, а окончательный перевоз всех экспонатов и вовсе завершился только летом 2009-го, т.е. на 5 лет позже запланированного срока.


Музей, впрочем, получился очень неплохой, и сейчас, пожалуй, вполне себе может соперничать даже с национальным археологическим музеем, который до сих пор считался главным музеем города.




Ну и в довершении – небольшой забег в сторону храма Зевса, который был виден с Акрополя на фотографиях выше.
Вид от него в сторону Акрополя:


Сам храм Зевса некогда был самым большим во всей Греции храмом. Его строили в течение четырёх веков и закончили строительство только во 2-ом в. до н.э. Сейчас от храма остались только один-единственный угол и пара колонн в другом конце храма.


Самые красивые элементы храма были вывезены из Афин в Рим ещё древними римлянами.



Но даже по этим нескольким колоннам вполне себе можно представить масштаб здания:

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Римский форум

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Колонна Траяна

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Пантеон

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Колизей

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

Марсово поле

«Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Мавзолей Адриана

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы

Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.