Анализ детских работ по изобразительному искусству. Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности

Рисование – одно из самых любимых детских занятий. Посредством рисунка ребенок, где бы он ни находился и в какое бы время он ни жил, выражает свое восприятие окружающих людей и предметов и отношение к ним. Малыш невольно показывает то, что не может высказать. Для ребенка рисование является не искусством, а аналогом речи. В процессе этой деятельности ребенок становится свободным от запретов и ограничений, от норм и правил. Поэтому психология детского рисунка часто помогает практикующим психологам разобраться в состоянии ребенка.

Конечно, при личной консультации для полноты картины психолог попросит принести несколько рисунков ребенка, а во время обследования предложит малышу нарисовать картинку на определенную тему и будет внимательно следить за его деятельностью и записывать все, что он скажет. Анализ детского рисунка поможет родителям обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Вообще-то анализировать творчество ребенка до 5 лет углубленно вряд ли уместно: велика вероятность ошибочных выводов, однако если в рисунках повторяются одни и те же сходные черты, или, наоборот, один рисунок существенно отличается от большинства, на это стоит обратить внимание.э

Анализ детского рисунка: интерпретация

Этот рисунок, сделанный девочкой-левшой, производит двойственное впечатление. С одной стороны, он притягивает взгляд за счет яркости и насыщенности (как сюжетной, так и цветовой), но с другой – создается ощущение некоторой напряженности, которая проявляется в совокупности деталей.

Прежде всего, рисунок необычен для 4-летнего ребенка. Изображение оригинально и по сюжету, и по теме, и не характерно для детей этого возраста образ тигро-льва, выражение эмоций в виде слез, птички в углу листа, надпись «ам-ам»), что говорит о богатой фантазии. Это свойственно детям-левшам, так как у них хорошо развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческие способности. При этом рисунок выполнен размашисто, что является признаком гиперактивности, но, учитывая возраст девочки, стоит скорее иметь в виду импульсивность как черту характера. Создается впечатление, что она выполняла работу с сильным нажимом, а это признак эмоциональной напряженности. На это указывает и размер рисунка – тигр еле помещается на листе.

Преобладание красно-оранжевого цвета, с одной стороны, может быть обусловлено стремлением передать естественный цвет животного, но с другой, учитывая, что полосы сделаны зеленым цветом, а не коричневым, можно предположить эмоциональное состояние тревоги в момент рисования. Ресницы – признак демонстративности, желания выделиться. Отсутствие рта у животного может свидетельствовать и о трудностях в общении, и о проблемах у ребенка речевого плана (логопедических, в развитии артикуляционного аппарата). Зачернение в области хвоста – признак физического неблагополучия в этом сегменте тела (например, болевые ощущения от уколов). Можно заметить «множественную линию» (обведение лап, травы фломастером другого цвета), что характерно для тревоги в данный момент.

Психология детского рисунка: вывод

Исходя из всех вышеописанных признаков и характеристик, выделенных в рисунке, можно сделать некоторые предположения о характере девочки. Ребенок явно очень активен, импульсивен, эмоционален, восприимчив к новой информации, обладает достаточно сильной, выносливой нервной системой, которая еще не до конца окрепла. Отсюда могут возникать и повышенная двигательная активность, и эмоциональные всплески, и логопедические трудности («каша во рту», много говорит, но ничего не понятно). По развитию ребенок опережает возрастные нормы, возможно, имеет определенные способности творческого плана. У девочки есть потребность быть замеченной, она любит выделяться, привлекать внимание, а учитывая ее импульсивность и возраст, может делать это весьма разнообразными способами, вплоть до истерик. Есть предположение, что у девочки, при общем благополучном эмоциональном состоянии, на момент создания рисунка было ощущение тревоги (возможно, страха). Это может быть связано с ситуацией болезни, обидой или ситуативными неблагополучными отношениями в семье или детском коллективе.


Воспитательно-образовательное значение каждого занятия определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию. Подготовительная работа должна соответствовать содержанию предстоящего занятия: перед сюжетно-тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации, репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные детские рисунки и т.д.; перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.; перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить эскиз декоративной пластины и т. д. В подготовку к занятию входит также самостоятельное тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации, конструирования.
О содержании предварительной работы заведующий узнает из краткой беседы с воспитателем. Заведующий выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект, отмечает наличие изобразительного материала и правильность его размещения на столах.
Во время просмотра занятия заведующий отмечает следующие моменты. Начало занятия (3-5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей с игры на занятие. Далее оценивается содержание и методика первой части занятия - постановка перед детьми изобразительных задач и объяснение способов работы.
Следует отметить, какими приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в младших группах - использование игровых приемов, потешек, в старших- опора на имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.). Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям. Выделение этапов выполнения работы. Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия). Опора при объяснении на наглядный материал - натуру, образец. Качество показа воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии). Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись. Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям. Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке и самоконтролю. Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения. Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания, умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и неправильную позу и исправлял ли их.
Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и правильно ли ими пользуются. Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования программы). Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не закончили. Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка). Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению. Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.
Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые оттенки, изобразительные и технические приемы. Сколько времени занял просмотр детских работ.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ


Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени года, изобразительным возможностям детей. Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями. Эмоционально-творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение содержания занятия.
Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий, подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы). Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с самообслуживанием.
Правильность и доступность объяснений воспитателя. Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в предметном - анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой последовательности следует выполнять работу).
Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность, самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.
Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями, технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.
Заведующий вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка, выполненные на данном занятии. В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка, выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:
соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою работу;
есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом);
какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и другие;
правильно ли передано строение предмета (расположение его частей);
передана ли разница в размерах частей предмета. Воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о наблюдательности ребенка, о работе его воображения. В чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении рисунка, в использовании размера, в динамике образов);
как ребенок заполнил пространство листа бумаги. Имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за, выше, ниже и т. д.);
самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы);
качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета, аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для изображения мелких деталей, правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно ли скреплены части, нет ли деформированных элементов, правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета).
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки, какие изменения целесообразно внести в методику данного занятия.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Добрый день, уважаемые читатели! Кто из родителей не мечтает лучше понять своего малыша? Но как это сделать, если ребенок закрылся и не хочет рассказывать? Используйте рисунок! Большинство детей очень любят рисовать. Начиная с 4−5 лет, рисунки ребенка начинают приобретать завершенную форму и осмысленность. А ведь внимательный анализ детского рисунка может своевременно дать сигнал о том, что беспокоит вашего малыша. Ведь в детских рисунках отражается эмоциональное состояние, психология ребенка, его мысли и чувства.

А арт-терапевтические методы могут позволить вам не только заметить мысли, страхи и тревоги малыша, но и во время их скорректировать.

Еще огромный плюс — это то, что психологический анализ детского рисунка может сделать каждый родитель самостоятельно. Я сейчас не говорю о глубинном разборе, но основные характеристики выделить сможет каждый. Сейчас разберем все по пунктам.

Сегодняшняя статья написана практикующим детским психологом Валентиной Даниловой. Если у вас после прочтения останутся вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях.

Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.

Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.

И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?

Параметры анализа детского рисунка

Общий сюжет рисунка. Завершенность

Рисунок нарисован достаточно схематично или развернуто? Если рисунок схематичен, то это может говорить о закрытости ребенка, консервативности, может — страхов перемен. Или о том, что у него просто не было настроения рисовать.

Или он просто был не в настроении рисовать, если это было по заданию взрослого. Или он пока не умеет по-другому. Дети в возрасте 3−4 лет рисуют образ человека достаточно схематично. Попробуйте попросить его сделать рисунок в другое время.

Чем более рисунок необычен, тем более он свидетельствует о развитой фантазии и богатом воображении малыша. Но все хорошо в меру. Постоянные абстрактные рисунки, не имеющие никакой связи с реальностью, могут говорить о трудностях в реальной жизни ребенка. Рисуя своих выдуманных друзей и необычные миры, малыш может таким образом прятаться в своем воображаемом мире.

Расположение на листе бумаги

Этот показатель обычно связывают с самооценкой и со взглядами на перспективу будущего (пессимисты, оптимисты). Если основное изображение находится в центре листа, то это может говорить о комфортном мироощущении ребенка, он находит баланс внутри себя, нет излишних тревог, он чувствует себя в безопасности.

А вот если рисунок изображен в центре листа, но такого большого размера, что занимает практически весь листок, то это может говорить о повышенной самооценке, иногда даже об эгоцентризме. Ребенок чувствует себя в центре, но ему этого мало и он хочет занять все пространство.

Если сюжет нарисован преимущественно в верхней части листа, то многие психологи это могут интерпретировать как желание доминировать, управлять, контролировать. Также это свойственно людям, пытающимся уйти от реальности (ну очень уж высоко от земли). Так рисуют мечтатели.

Соответственно, рисунок расположенный внизу листа, может говорить о низкой самооценке. Малыш может чувствовать себя неуверенно, тревожно, очень зависимо от других.

Проводя психологический анализ рисунка, обратите внимание и на сторону листа, где расположено изображение. Рисунок справа и слева может говорить о том, что сейчас больше интересно ребенку — прошлое (левая сторона листка) или будущее (правая сторона).

Обычно рисунок в левой части полотна изображают интроверты, которые видят много хорошего в прошлом, а будущего остерегаются. У них обычно очень хорошо развита эмоциональная сфера.

В правой части листа располагают свой рисунок люди активные, напористые, целеустремленные. Скорее их интеллект преобладает над эмоциями.

Общее настроение рисунка

Здесь важно постараться как можно объективнее оценить настроение, которое передает рисунок. К примеру изображение веселого чертика может говорить не о страхах и тревогах, а о хорошем приподнятом настроении, желании попроказничать. А вот грустное солнышко будет свидетельством наличия грусти, обиды.

Спокойный сюжет — деревья, море, лес, добрые животные — может говорить об умиротворенном состоянии рисующего. Зубастая пасть акулы, чудовища, ураган, будут свидетельством внутренних переживаний ребенка.

Важно! Если у вас появились сомнения по поводу настроения рисунка, лучше спросите у самого ребенка. «Скажи, а что ты здесь нарисовал? Это веселый зверь или грустный?»

Анализ линий

Как ребенок рисует? Плавно и медленно, или быстро и хаотично? Линии закругленные, волнистые, или остроугольные и обрывные? Этот параметр детского рисунка обычно в психологии связывают с состоянием нервной системы: слабая и инертная или активная и динамичная.

Очень яркие, уверенные линии говорят об уверенности ребенка в своих силах. Если линии прерывистые, нечеткие, то это может говорить об усталости, слабости, астеническом состоянии малыша. Если ребенок часто зачеркивает, подчеркивает, заштриховывает, то это обычно свидетельствуют о тревогах и страхах.

Также здесь обратите свое внимание на нажим карандаша . Сильный нажим характеризует людей активных, бодрых, уверенных в своих силах. Слабый нажим говорит о робости, неуверенности, усталости как физической, так и эмоциональной.

Если нажим меняется, то сильнее, то слабее, то это может сказать об импульсивности. Если рисунок нарисован со средней силой, а какая-то определенная часть выделяется более сильным нажимом или подчеркиванием, или штриховкой, то это говорит, что именно в этой части изображения находится то, что больше всего волнует ребенка.

Как пример: изображена фигура женщины-учителя, а вот рот у нее сильно заштрихован. Ребенок говорит: «Это у нее такая яркая помада». А взрослый, посмотрев на этот рисунок, может задуматься о том, что речевая коммуникация с этим взрослым у ребенка нарушена. Либо учительница повышает голос, либо каким-то другим образом (вешает на него ярлыки, обзывает) она своей речью вселяет в ребенка тревогу и неуверенность: «Петров, лентяй, давай к доске!».

Преобладающий цвет рисунка

Делать психологический анализ детского рисунка по цвету можно только в том случае, если ребенку предоставили выбор разноцветных карандашей. А то бывает так, что перед ребенком лежал один простой карандаш, он и нарисовал им рисунок и несет его маме. А она сразу переживает: «Тут один черный! Срочно к психологу!».

Важно! Не пугайтесь, если ребенок нарисовал картину только черным или любым темным карандашом.

  1. Маленькие дети часто выбирают черный, потому что он контрастный и лучше смотрится на белом листе бумаги;
  2. Может у него не было рядом другого карандаша;
  3. А может это просто у него сейчас любимый цвет, который ассоциируется у него с чем-то хорошим. Может он любит разглядывать черное звездное небо.

Преобладание светлых и постельных тонов чаще сообщает о хорошем расположении духа, о приподнятом настроении. Если на изображении преобладают темные тона, особенно в совокупности с сильным нажимом и штриховкой, то это может говорить о тревогах и страхах малыша.

Существует и характеристика каждого цвета, которую я сейчас опишу. Но, помните: интерпретировать только по общепринятым характеристикам не надо! Всегда лучше уточнить — как этот цвет воспринимает именно Ваш ребенок: «Скажи, а этот черный похож на что?», «А этот красный у тебя с чем ассоциируется?».

Также стоит помнить, что даже в разных культурах цвета интерпретируются по-разному. Общепринято, что белый — это признак чистоты и свободы. А вот в Китае белый цвет — траурный.

Красный цвет — цвет активности и энергии. Но в рисунках часто он может изображать агрессию и напряжение.

Синий цвет — цвет спокойствия и гармонии.

Желтый цвет — цвет солнечной энергии и тепла. Может говорить об открытости, активности, любознательности.

Отдельные характерные элементы рисунка

Изображение рук , а если изображено животное — то лап обычно характеризует коммуникативную сферу. А их отсутствие может говорить о наличии трудностей с установлением коммуникаций. Или руки изображены схематично, а сами ладони спрятаны за спиной — это также может говорить о робости, неуверенности в установлении контакта с другими.

Уши сигнализируют нам о том что ребенок слушает и слышит или наоборот — не слышит и не воспринимает новую информацию.

Иголки, рога — признаки агрессивной защиты. Задумайтесь, от чего ребенок вынужден так защищаться?

Глаза тоже о многом могут сказать. Пустые глаза (без изображения зрачков) могут говорить о внутренней пустоте. Ребенок нарисовал схематичные глаза в виде точек или черточек? Как вариант — он запрещает себе проявлять чувства. Это иногда можно трактовать так: никто не должен видеть, что происходит у меня внутри. Если на глазах темные очки или глаза заштрихованы, то это говорит о страхах, желании не видеть реальность.

Если нарисован забор — ребенок хочет от чего-то отгородиться. Спросите: «А от чего помогает закрыться этот забор?» — ребенок Вам все расскажет.

Солнце, звезды, небо, облака — говорят о мечтательности ребенка.

Трава, дома, деревья — говорят о его желании к стабильности и порядку.

Очень важно при анализе рисунка учитывать возраст ребенка! Так, до 4-х лет, как я уже написала выше, можно говорить только о моторной готовности ручки малыша к письму и рисованию. С 4−5 лет можно уже посмотреть восприятие ребенком картины семьи, узнать какие темы вызывают у него тревогу и волнение, страхи.

А выявление каких-то личностных особенностей характера, можно анализировать с помощью рисунка лет с семи.

Вы также можете ознакомиться с подробным описание методики психологического анализа рисунка на примере статьи « ».

Думаю, что не удивлю, если скажу — детские рисунки зависят и от пола ребенка. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте начинают себя идентифицировать с женским полом и очень любят рисовать бабочек, принцесс, цветочки и т. д.

Мальчики же в этом возрасте часто рисуют роботов, машины, оружие, воинов, сражения какие-нибудь. Так они внутренне готовятся стать мужчинами. Ищут в окружении и познают мужественные характеристики — сила, смелость, отвага. Это видно по рисункам.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным — папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?


Консультация для педагогов: «Анализ детских работ по изобразительной деятельности».

Подготовила и провела старший воспитатель

Январь 2015 год

Анализ детских работ является очень важной частью непосредственной образовательной деятельности детей по изобразительной деятельности. Анализ должен строиться на основе выполнения программного содержания, реализации основных его целей.

В ходе непосредственной образовательной деятельности воспитатель ставит перед детьми задачу не только точно следовать данному образцу, но главным образом проявлять самостоятельность при выполнении работы . Например, на занятии по декоративному рисованию педагог предлагает изобразить один из узоров данного образца, или сделать комбинацию из двух - трех узоров, или на основе этих же элементов придумать свой, новый узор.

К концу работы педагог уже примерно знает, на какие работы надо будет обратить внимание. При анализе он покажет и выполнение точно по образцу, и скомбинированные, и сделанные самостоятельно.

Работы педагог должен размещать на заранее выбранном месте. Прежде чем приступать к анализу, воспитатель должен дать детям возможность рассмотреть работ, обсудить их. Высказывания ребят помогут педагогу в оценке детского творчества. Вопросы, которые будет задавать педагог должны быть разнообразными и нацеливать детей на конкретный ответ.

В некоторых случаях педагог предлагает детям подробно рассказать о содержании работы, о ее композиции, об использовании определенных приемов, предлагает критически оценить работу, подобрать соответствующие эпитеты, стоки из стихотворений.

Не рекомендуется, конечно, брать для анализа работы одних и тех же детей, так как это может привести к захваливанию, убедить детей, что они всегда делают лучше всех. Воспитатель должен найти в каждой работе что – то достойное внимания, чтобы каждый ребенок был уверен: и у него может получиться не хуже, чем у других.

При анализе важно не просто отметить, правильно или не правильно ребенок выполнил задание, а подчеркнуть выразительность решения, красоту цветовых сочетаний, отметить характер композиции, обратить внимание на технику рисования.

Если, например, перед детьми стоит цель передать сходство с натуры, то анализ будет сравнительным. Вопросы воспитателя должны натолкнуть детей на сопоставление работы с натуры, помочь выяснить, правильно ли передано строение предмета, его окраска, пропорционально ли изображены его составные части.

При оценке предметных рисунков воспитатель обращает внимание на правильность изображения (форма, величина частей, строение, цвет), образность, умение передавать разнообразные позы, движения.

В сюжетных работах педагог обращает внимание на композицию, на выразительность образов, отмечает проявленный вкус, чувство цвета, ритма, умение действовать самостоятельно.

Анализ работ по замыслу следует начинать с вопроса «Что изображено?», а затем уже обращать внимание на содержание, технику выполнения, отделку, оформление. При этом обязательно следует подчеркнуть разнообразие замыслов.

В декоративных работах важно отметить их яркость, красочность, умение сочетать цвета, разнообразие композиции.

Анализ коллективных работ нужно начинать с общей оценки: сказать, как дети справились с работой, подчеркнуть умение отдельных ребят действовать согласованно, помогать друг другу, умение самостоятельно распределять работу между собой. Затем уже следует рассматривать отдельные, наиболее интересные работы.

Во всех случаях важно обратить внимание на чистоту и аккуратность выполнения работы, на умение закончить ее в указанное время.

В зависимости от типа изобразительной деятельности могут быть использованы следующие формы анализа:

1. Дать общую оценку деятельности детей.

2. Среди отобранных работ выделить две - тори лучшие и объяснить, почему они отобраны.

3. Расставить все работы в определенной последовательности в соответствии с содержанием темы. Например, рисование по сказке «Колобок».

4. Предложить рассказать о любой понравившейся работе.

5. Рассказать о работе указанной воспитателем.

6. Предложить найти работу, похожую на образец.

7. Сравнить работу с образцом.

8. Найти две разные работы.

9. Найти похожие работы.

10. Найти работу с ошибкой.

11. Найти работу, в которой проявлено творчество.

12. Найти незаконченную работу.

13. Рассказать о своей работе (самоанализ).

14. Предложить двум детям рассказать о работе друг друга.

15. Предложить одному из детей взять в руки натуру, рассмотреть и найти по натуре работу.

16. Предложить найти натуру по работе.

17 Выделить две – три самые аккуратные работы.

18. Найти самый интересный рисунок.

19. Отобрать работы с красивым цветосочетанием.

20. Найти работы с самыми выразительными образами.

Это еще не весь перечень возможных форм анализа. К каждой конкретной деятельности, исходя из программного содержания, можно придумать новые варианты анализа, разнообразить уже испытанные.

Анализ занятия по рисованию

    Название мероприятия : занятие «Разноцветные шары» по художественному творчеству (рисование)

    Дата и место проведения : 12 ноября 2015 во второй младшей группе детского сада.

    Количество детей, возрастная группа : 8 детей младшей группы.

    Цели мероприятия : Познакомить детей с техникой кулачного рисования, упражнять в различении цветов, геометрических фигур.

    Задачи :

    Образовательные: учить анализировать, выделяя признаки и особенности; развивать у детей видение художественного образа и замысла, через цветовую гаммуразноцветные шары; закрепить названия жёлтого, зелёного, красного цвета.

    Воспитательные: воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, желание помочь ему; воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности; воспитывать аккуратность при работе с красками.

    Развивающие: развивать творческую индивидуальность, чувство цвета и формы, мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета.

    Планируемые результаты развития интегративных качеств ребёнка : выражает положительные эмоции (радость, удивление, интерес, восхищение), активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками, участвует в художественной деятельности.

    Психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности : занятие соответствует общим воспитательным задачам, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям детей.

    Виды детской деятельности : коммуникативная, художественная.

    Условия и средства реализации :

    Материально-технические: вырезанные из альбомного листа воздушные шары, фланелеграф, гуашь жёлтого, зелёного и красного цвета в мисочках, альбомные листы, стаканчики с водой, влажные салфетки, корзинка с красками, игрушка ёжика, музыкальный проигрыватель с мелодией «От улыбки», надутые воздушные шары на каждого ребёнка.

    Дидактические: методы – словесный, наглядный, игровой; приёмы – показ способа действия.

    Общая оценка и анализ мероприятия : Эмоциональный настрой мероприятию был задан появлением ёжика, у которого лопнул шарик (сюрпризный момент). Воспитателем Мхитарян Р.Г. были определены тема и цели деятельности, использована дыхательная гимнастика. Видна заинтересованность детей в дальнейшей деятельности, внимание к происходящему.

Образовательный компонент заключался в повторении форм предметов (дети искали предметы круглой формы), цветов. Использовано недостаточно наглядного материала, который находится в неудобном для рассматривания месте. Цветовая гамма кругов жёлто-зелёно-синяя (по плану закрепление жёлтого, зелёного, красного) не позволяет повторить весь цветовой спектр, что очень важно для возраста второй младшей группы. К тому же хотелось услышать отличия предметов по форме, величине, цвету. По плану-конспекту воспитателя основной образовательной задачей стояло учить анализировать, выделяя признаки и особенности. Эта задача не была выполнена.

Воспитателем выбрана нетрадиционная кулачковая техника рисования, что очень понравилось детям. Порядок действий продемонстрирован на доске. К сожалению, пальчиковая гимнастика, которую провёл воспитатель, сделана после рисования, а не перед ним.

Очень важна в этом возрасте коммуникативная составляющая занятия и правильная, грамотная речь педагога. В этом отношении воспитатель часто допускает речевые ошибки («у всех получилось красивые шары», «шарик у ёжика сломался», а не лопнул и т.д.), не хватает и чёткого проговаривания каждого действия (воспитателю легче показать, чем проговорить). Хочется более эмоционального контакта с детьми.

Рефлексия: подведён итог занятия, понравился детям и сюрпризный момент – надувные шары.