Рассказы и сказки К.Д. Ушинского для детей

Российский Государственный Университет

Физической культуры Спорта и Туризма

Реферат

По курсу «Педагогика»

на тему:

«К.Д. Ушинский. Его произведения для детей дошкольного и младшего возраста»

Выполнил:

Москва 2008

Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”. «Родное слово» – это книги для для первоначального обучения детей, в возрасте до 10 лет, которые вышли в свет в 1864 году. «Родное слово» представляет собой систематическое руководство для первоначального обучения - первое, по времени появления в России, рациональное, строго методическое руководство в этой области обучения, остающееся единственным в своем роде и незаменимым до сих пор. Оно было задумано Ушинским вскоре же после выхода в свет «Детского мира» (в двух частях), который представлял собой книгу для классного чтения. Назначение этой книги - облегчить преподающим выбор материала для чтения, соответствующий последовательности в усилении умственных упражнений учащихся, и наглядному ознакомлению последних с предметами природы.

Оставаясь верным своему взгляду на значение родного языка как лучшего средства для духовного развития ребенка, Ушинский в своем руководстве положил родной язык в основу первоначального обучения и вокруг него, в тесной связи с ним, группирует остальные предметы обучения. Руководство его распределено на части или отдельные книги, по годам обучения. Первый год «Родного слова» (книга первая) обнимает собою «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу для чтения». Обе эти книги вышли в свет одновременно (в 1864 г.), а вслед за ними появилась и «Книжка для учащих», т.е. руководство к преподаванию по «Родному слову». Как заявил сам Ушинский в своем «Руководстве к преподаванию», его «Родное слово» заключает в себе «много нового как в методе, так и в приемах учения». В действительности же труд его был безусловно новым не только в нашей, русской, но и в мировой педагогической литературе, как по общему замыслу, так и по исполнению.

С первых же страниц «Азбуки» К.Д. Ушинского звучит проповедь любви. Дитя пишет и читает дорогие душе слова: «Моя милая мама», «Мой милый папаша». Так малышу показано его отношение к родителям, так переложена на детский язык заповедь Божья. И вскоре читаем: «Мои милые дети». Так нам, учителям и родителям, задано нравственное, духовное задание любви к детям. Только в атмосфере взаимной любви детей и взрослых должно проходить обучение.

Ненавязчиво, в контексте житейских высказываний идет воспитание дитяти: «Не шали!», «Не шали и не шути!», «Не хвались!», «Не бранись!», «Не хвастай силой, не хвались и умом!». Сразу же дается оценка важности предстоящего учения: «Уметь читать, писать и считать - большое счастье».

В парадоксальной форме ребенку открывается состояние нашего бытия: «Люди живут в мире, да не в мире». И тут же: «У Бога милости много». Бог милостив, было бы наше желание и движение души поправить положение в мире. «Господь Иисус Христос часто говорил ученикам Своим: „Мир вам!“- завершает Азбуку заповедь Божья воспоминанием о задании, оставленном нам Господом.

В Азбуке много фраз, за которыми скрываются целые жанровые сценки: „Я зазевался на лошадей и упал“, » На горе в лесу птицы рано сегодня запели", «Няня вымела сор и нашла в нем три гроша», «В супе нет соли: посоли его», «Тащи-ка на стол щи!». Живая, ненадуманная, лексически богатая речь свежими каплями кропит ребенка, рождает образы в его душе. Язык сразу же раскрывается перед ребенком во всем его фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом и синтаксическом богатстве.

«Первая после Азбуки книга для чтения» продолжает познание ребенком мира и Божьего Закона, по которому устроен мир. Мы путешествуем с дитятей в мире привычных вещей.

Вот мы в школе. Сразу же разграничивается учебный мир и мир игр. Одно дело учебные вещи - они для учения, для труда. Другое дело игрушки - для потехи, забавы, для отдыха.

Знание надо уметь добывать. Оно скрыто от нас как в загадке, заданной в первом уроке. Зачем здесь загадка о пере? Прежде всего, дитя учится писать пером. Перо будет записывать то, о чем дитя думает, и так перо сможет «говорить».

Чтобы чему-то научиться, нужно бодрствовать на уроках: не лениться, не дремать. Нужно быть готовыми учиться. Вот почему звучит песенка «Петушок».

Дети в школе, как и дома, в играх, должны жить дружно, вместе, любить друг друга, прощать, уступать друг другу, иначе ничего не получится. Таков назидательный смысл рассказика «Вместе тесно, а врозь скучно».

Но вот мы дома. Какие вещи окружают нас здесь? Мебель, посуда. Зачем они? Всякая мебель и посуда имеют свое назначение, достоинство, для чего-то служат. Сказка о золотом яичке из второго урока - это притча о необычном сосуде. Что такое золотое яичко? Некое вместилище богатства, сокровище. Если дать человеку многое. Он бьется над тем, как с пользой для души употребить данное, так и не может употребить богатство во благо своей душе, а потом и вовсе утрачивает его: яичко разбивается. Лучше иметь малое, простое и необходимое в жизни и единое на потребу.

Посуда и сосуды - вместилища кушаний и напитков. В праздничный день собираются гости за столом. По обычаю к разным праздникам готовятся особые кушанья. Еда праздничная - вкусная, обильная, Гости довольны и благодарят хозяев.

Но чрезмерно увлекаться едой нельзя. Объедение, чревоугодие делает человека ленивым, безразличным, приземляет душу. Об этом говорит одна из пословиц урока. Другая пословица учит нас отношению к делу: лови момент, делай все вовремя, иначе упустишь возможность.

Зайчик, о котором поется в песенке урока, похож на плененного гостя, которого никак не хотят отпускать слишком гостеприимные хозяева: и рад бы он уже бежать, да не пускают.

Теперь разговор пойдет об одежде и обуви. Зачем они нужны? Как и из чего их делают?

Всякому человеку и случаю - своя одежда. Почему крестьянин за сохой идет в сапогах? На труды как на праздник, в парадной обуви. По селу - скромно, буднично в лаптях, а в церковь - босой, выражая почтение к храму, оставив весь сор и нечистоту за порогом.

К чему здесь сказка о репке? Еще один урок воспитания в духе соборности. Репка - некое богатство, плод для всех, добыть его можно только сообща, даже участие самого малого в деле необходимо. Так опять задается поведение детей в школе, в учении.

Чтобы добыть пищу и одежду, человек должен трудиться. Здесь ему не обойтись без орудий и инструментов. Если орудия плохо подготовлены, ими работать невозможно. Приступая к делу, приготовь орудия и инструменты, продумай все, иначе дело пойдет кувырком. Об этом пословицы и шутки третьего урока.

Неразумно роптать на того, кто тебя кормит, жаловаться на тяжесть труда, если этот труд дает тебе хлеб. Трудиться можно успешно вместе, соборно. Тогда труд - это радость.

Все эти назидания находятся за текстом, логику движения по урокам постоянно приходится искать и выстраивать.

С помощью орудий и инструментов в трудах упорных человек строит здания, суда, экипажи. И снова преподается нравственный урок: если ты трудишься неусердно, как придется, ничего у тебя не выйдет, не будет ожидаемого результата. В каждом деле необходимы знания, грамотность, иначе ничего не получится.

Как трудиться и жить вместе? На этот вопрос дает ответ сказка о теремке - удивительном домике, который будучи небольшим, вместил немалое количество зверей, потому что все с готовностью теснились и принимали в свое сообщество тех, кто просился. И вот пришла сила злобная, неуклюжая - медведь, и все порушила. Надо уметь считаться с другими, жить с добрыми намерениями и вниманием к другим, чтобы не уподобиться медведю из «Теремка». Нельзя разрушать то, что созидают другие.

Домашние и дикие животные дают пищу человеку, одевают его. В старину было так: если нет на дворе скотинки, дом нищ и пуст. В хозяйстве важную роль играли лошадь и корова-кормилица. Собака издавна охраняла жилье человека. Она - сторож. Она грозно лает, но при этом сама волков боится. Не всегда тот, кто пугает, силен и смел. Находится и на него сила.

Чем отличаются четвероногие животные от птиц? Сравним их. Много ног у коня, это хорошо, да надо уметь управлять ими, чтобы не споткнуться. У каждой твари свое достоинство. Кулик хоть и невелик, а все же птица. Каждому свое место обитания, свои условия.

Кудахчет курочка - это знак того, что яичко снесла. Все важное заявляет о себе в жизни рано или поздно. Загадка о яичке: в беленькой бочечке два розные пива. Розные не значит разные. Розные - те, что отделены, существуют врозь, порознь. Пиво здесь - это то, что пьют, питье.

И снова урок нравственного воспитания: как относиться к другим: «Других не суди - на себя погляди» - учит нас история о свинье, решившей высказать нелестное мнение о красавце-коне.

Вот песенка о козлике, которому вздумалось пойти в лес, куда и ходить-то нельзя: там волки. За свое опрометчивое дерзновение козлик поплатился жизнью. Глупо уходить от тех, кто любит тебя, к тем, кто хочет твоей погибели.

Каждый урок учит мудрости, рассудительности, преподносит знание о мире. Вот сказка «Старик и волк ». Проведал волк, что у старика скотинки много, и стал требовать свое. Отдал старик все богатство земное волку, а старушку-душу сберег. Лучше от зла откупиться богатством, а душу спасти.

Череда уроков продолжается. Перед нами выстраивается весь сложный мир, окружающий нас, определяется роль и место человека в этом мире. Мы познаем вместе с детьми такие свойства мира, как пространство и время, соотношение целого и части. Завершается экскурс стихотворением - игрой «Птичка». Это урок милосердия для детей. Дети отпускают птичку, попавшую в сеть. «Ну так Бог с тобой! Лети и гуляй на воле!» Птичка улетает на свободу, словно душа из неволи греха. Как освободиться из темницы греха? Молитвенным покаянным обращением к Богу. Череда уроков книги венчается молитвами для детей. «Написать первую книгу после азбуки, - скажем мы словами Ушинского, - едва ли не самая трудная задача во всей дидактике». Тем не менее, он весьма удачно выполнил эту задачу. Сделав центром первоначального обучения родной язык, Ушинский постепенно, держась строго индуктивного метода, знакомит детей не только с тем, что им необходимо знать в обиходе обыденной жизни и окружающей природы, но также с основаниями религии, молитвами, грамотным письмом, счетом и первоначальным рисованием. Всему этому придана в «Родном слове» такая форма, что приобретение новых сведений дается ребенку без всякого насилия над его природой: знания как бы сами собою вливаются в ребенка со страниц разумной книги, гармонично укладываются в его сознании, вызывая любознательность, пытливость и самодеятельность в учащемся.

Год второй (т.е. вторая книга «Родного слова») представляет дальнейшую книгу для чтения, посвященную уяснению детьми домашнего и школьного быта, предметов окружающей природы, времен года и прочего. «Вторая после Азбуки книга для чтения» и «Времена года» продолжают и углубляют постижение мира в заданных направлениях, в этих книгах темы первого года подхвачены снова и обогащены словесным и образным материалом. И вот здесь К.Д. Ушинский, как оказалось по удивительному духовному наитию подобрал произведения фольклора, духовно воспитывающие наших чад. Причем в уроках нет ничего случайного, внутренняя логика движения каждого урока и всех вкупе, как мы уже убедились, не нарушена, каждое произведение заботливо вплетается в канву повествования, в контекст, образуя четкий орнамент - вот он и есть иносказание, притча, которую необходимо прочесть и постичь.

Работа по учебникам Ушинского позволила подготовить к среднему звену школы детей, любящих русское слово, чувствующих его богатейший духовный смысл, детей, бережно обращающихся со словом, любящих художественное творчество. Работать с детьми радостно, ибо они разбужены духовной энергией слова, бодрствуют и труждаются в ней.

В своем «Руководстве к преподаванию» Ушинский, между прочим, так определяет назначение «Родного слова»: «Издавая руководство для учащихся по „Родному слову“, я имел в виду не только школу, но и семью. У нас более чем где-нибудь распространено домашнее первоначальное обучение, и дай Бог, чтобы оно распространялось и улучшалось. Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе, и что самая школа для малолетних детей тогда только хороша, когда она вполне проникнута семейным характером и более похожа на семью, чем на школу. Я нередко любовался устройством малолетних школ за границею, но всегда находил дурным, что они избавляют от необходимости заниматься с детьми не только таких матерей, у которых весь день поглощен личным и тяжелым трудом, но и таких, которые очень могли бы посвятить обучению своих малюток те немногие часы или, лучше сказать, минуты дня, какие для этого нужны. С удивлением заметил я потом, что в самой педагогической стране в мире вовсе не развиты в женщине те педагогические наклонности, которые столь свойственны женской природе… Желал бы от всей души, чтобы на моей родине, рядом с устройством малолетних школ для детей, не могущих, по каким-либо уважительным причинам, пользоваться счастьем хорошего домашнего воспитания и ученья, развивались в русской женщине наклонности и уменье самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому, без крайней необходимости. Что женщине врожденно стремление учить и развивать свое дитя, а вместе с тем даны и необходимые для этого способности, - в этом не может быть сомнения. И если многие матери, несмотря на все свое желание не расставаться рано со своими детьми и учить их самим, тем не менее, поручают это дело школе или чужим лицам, то это объясняется практическою неподготовленностью матерей к делу первоначального обучения. Вот почему, назначая мой учебник не только для школы, но и для семьи, я счел необходимым приложить к нему такое руководство для учащих, которое ведет их шаг за шагом в деле первоначального обучения отечественному языку… Я в этой книге имел главною целью - помочь начинающим учить и в особенности облегчить для матери и сделать для нее приятным труд первоначального обучения».

Опыт работы по учебникам К.Д. Ушинского в начальной школе позволил оценить животворящую роль фольклора в наследии автора. Уже говорилось о том, что наследие Ушинского - это загадка, духовная притча. Неслучайно эти жанры словесности любимы автором и включены им в материалы учебников. Это собственно загадки, афористические притчи-пословицы, сказки с духовным, притчевым подтекстом. И вот теперь добавим, что наследие Ушинского еще и песня, песнопение, хоровод, собирающий всех воедино, позволяющий чувствовать душу и плечо, живущего рядом. Фольклор, как это не парадоксально, будучи порождением языческого сознания, в своих мифологических глубинах содержит пласты христианского знания.


Список использованной литературы

1. К.Д. Ушинский/Избранные труды Учебное пособие; ВУЗ; В 4 кн. - М. «Дрофа», 2005

2. К.Д. Ушинский/Избранные педагогические сочинения в двух томах/Под редакцией А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. – М. «Педагогика», 2004

3. История педагогики (История образования и педагогической мысли)/Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003

4. К.Д.Ушинский. Собр. сочинений, в 10 т. М.-Л., 1952, с.182

«Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец».
Лев Николаевич Модзалевский


Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народых школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Более чем пятьдесят лет, вплоть до самой революции, целые поколения русских детей и преподавателей воспитывались на книжках, написанных Ушинским.

Константин Дмитриевич родился в дворянской семье 2 марта 1824 года. Его отец, Дмитрий Григорьевич, окончил Московский благородный пансион и был человеком весьма образованным. Долгое время он находился на военной службе, участвовал в войне 1812 года. Выйдя в оставку, осел в Туле, зажил мирной жизнью и женился на дочери местного помещика. Через некоторое время после рождения Константина их семье пришлось переехать, – его отца назначили на должность судьи в расположенный на Черниговщине небольшой, старинный городок Новгород-Северский. Все детство и отрочество будущего педагога прошли в усадьбе на берегу Десны в окружении красивейших мест полных преданий глубокой древности. Первые одиннадцать лет жизни Константина Дмитриевича были безоблачными. Он не знал ни нужды, ни домашних дрязг, ни строгих взысканий. Мать, Любовь Степановна, сама руководила занятиями сына, сумев пробудить в нем пытливость ума, любознательность и огромную любовь к чтению. В 1835 году, когда Константину пошел двенадцатый год, его мама умерла. Ушинский на всю жизнь сохранил о ней самые нежные воспоминания.

Вскоре отец женился во второй раз, выбор его пал на сестру генерала Гербеля, управляющего Шостенским пороховым заводом. Как ни велика была происшедшая в семье маленького Константина перемена, она, к счастью, никак не отразилась на нем пагубными последствиями. Спустя некоторое время после смерти матери Ушинский поступил в местную гимназию, благодаря домашней подготовке он был зачислен сразу в третий класс. В классе преобладали великовозрастные ученики из среды не дворянской. Однако это не помешало Ушинскому сблизиться с ними. Он часто бывал дома у бедняков-одноклассников, наблюдал обстановку в их семьях, образ жизни, воззрения и привычки. Эти «уроки» очень сильно пригодились ему в будущем.

В обучении же молодой Ушинский не отличался особым прилежанием. Обладая огромными способностями, он редко выполнял домашние задания, довольствуясь повторением пройденного прямо перед занятиями. Все свободное время мальчик предпочитал посвящать прогулкам и чтению. К слову, гимназия и отцовская усадьба располагались на противоположных концах города, расстояние между ними составляло около четырех километров. С момента поступления и до самого окончания учебы в ней Ушинский, очарованный красотой здешних мест, а в особенности берегами Десны, предпочитал преодолевать этот путь пешком, проходя в общей сложности не менее восьми километров ежедневно. Желая расширить области доступного чтения, Константин Дмитриевич без посторонней помощи в совершенстве изучил немецкий язык и мог свободно читать Шиллера. Однако самостоятельные работы завели его слишком далеко – несмотря на свои недюжинные таланты, он не сумел выдержать выпускного экзамена и, как следствие, остался без аттестата.

Получив на пороге выхода в жизнь первый щелчок, Ушинский вовсе не растерялся. Наоборот, с жаром принялся готовиться к вступительному экзамену в столичный университет. В 1840 году он успешно выдержал все проверки и оказался в рядах студентов юридического факультета. В этот период времени Московский университет переживал времена небывалого подъема. Большая часть профессоров была людьми молодыми, недавно возвратившимися из-за границы с огромным запасом знаний, горячей преданностью науке и твердой в нее верой. Звездами первой величины в блестящем составе преподавателей были профессор государственного права и законоведения Петр Редкин и профессор Тимофей Грановский. На лекции этих светил стекались студенты всех факультетов, включая математический и медицинский. Редкин и Грановский замечательно дополняли друг друга. Первый не отличался особым лекторским дарованием, однако увлекал своих слушателей неумолимою логикой, глубиною и обширностью эрудиции. Его речи всегда вызывали напряженную работу мысли. Второй, наоборот, обладал изумительным мастерством чтения, действуя преимущественно на чувства слушателей, возбуждая интерес к истории, однако, не пробуждая усиленной интеллектуальной работы.

Ушинский изучал предметы выбранного им факультета свободно, без затруднений. Обладая отличной памятью, он запоминал не только главную мысль изложенного материала, но и все частности. На лекциях он редко оставался в роли пассивного слушателя, вставлял удачные замечания, задавал вопросы. Зачастую после уроков по какому-либо предмету ему случалось объяснять своим друзьям мысли, которые им не удалось понять в профессорском изложении. Однако Ушинский пользовался любовью одноклассников не только из-за прямого и открытого характера, интеллекта и остроты высказываний. Он умел быть по-настоящему хорошим товарищем, охотно делил с друзьями свой последний рубль, последнюю трубку табаку. Стоит отметить, что в студенческие годы Ушинскому приходилось очень трудно. Состояние его семьи с каждым годом все уменьшалось, деньги поступали из дома редко, их не хватало даже для самой скромной жизни. В течение всего времени учебы в университете Константину Дмитриевичу приходилось давать частные уроки.

Блестяще учась, Ушинский не забросил своего знакомства с художественной литературой. На русском он предпочитал читать Пушкина, Гоголя и Лермонтова, на французском – Руссо, Декарта, Гольбаха и Дидро, на английском – Милля и Бэкона, на немецком – Канта и Гегеля. Наряду с этим будущий педагог страстно увлекался театром, визиты в который считал для себя обязательными. Он ежемесячно выделял из своего скромного бюджета некоторую сумму, на которые покупал самые верхние, дешевые места.

В 1844 году Константин Ушинскийи окончил юридический факультет «вторым кандидатом» прав. Еще два года он продолжал стажироваться в стенах университета, после чего граф Строганов, являвшийся попечителем Московского учебного округа, пригласил его в Демидовский юридический лицей, расположенный в Ярославле. Несмотря на молодой возраст, Константин Дмитриевич был назначен на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук на кафедре государственного права, законоведения и финансов. Познакомившись с учащимися заведения, Ушинский писал: «В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало «человека». А между тем все должно быть наоборот: воспитание должно оформить «человека», – и только потом из него, из личности развитой, непременно выработается соответствующий специалист, любящий свое дело, изучающий его, преданный ему, способный приносить пользу в выбранной им области деятельности в соответствии с размерами своих природных дарований».

Молодой профессор довольно быстро завоевал расположение лицеистов. Он блестяще владел предметом, умел ясно и интересно объяснить труднейшие моменты из теории познания и истории философии, а потрясающая эрудиция, простота в общении, неравнодушие к проблемам окружающих и человечное отношение к ученикам и вовсе сделали его всеобщим любимцем. Популярности также способствовала знаменитая речь, произнесенная Константином Дмитриевичем на торжественном собрании 18 сентября 1848 года. В эпоху слепого подражания отечественной науки науке заграничной, в основном – немецкой, Ушинский выступил с резкой критикой немецких методов камерального образования. В своей речи он сумел доказать, что зарубежные камералисты весьма неудачно объединили искусство и науку, а их учебники по предмету являются лишь сборниками советов и предписаний по разным областям промышленности. Однако Ушинский не ограничился лишь критикой, отвергнув немецкую систему, он предложил свою собственную. По его предложению камеральное образование должно было базироваться на подробнейшем изучении жизни и потребностей народа нашей страны в тесной связи с местными условиями. Разумеется, данные взгляды не встретили поддержки среди руководителей учебного заведения, посчитавших их вредными для учащихся, подстрекающими к протесту против бытующих порядков. Попечитель лицея написал на молодого преподавателя несколько доносов, над Константином Дмитриевичем был организован негласный надзор.

В 1850 году на совете преподавателей лицея было оглашено новое требование, – предоставить всем учителям полные и подробные программы своих курсов, расписанные по дням и часам. Предписывалось даже указывать из какого конкретно сочинения и что намерены цитировать преподаватели. Это вызвало новые столкновения Ушинского с руководством. Он с жаром доказывал, что каждый педагог, прежде всего, должен считаться со своими слушателями и что раздробление курса по часам «убьет живое дело преподавания». Однако его призвали не рассуждать, а беспрекословно исполнять. Верный своим принципам, со словами «на такое не отважится ни один добропорядочный преподаватель», Ушинский подал прошение об отставке. Его примеру также последовали некоторые учителя.

Потеряв работу, Константин Дмитриевич какое-то время перебивался литературной поденщиной – писал переводы, рецензии и обзоры в мелкие провинциальные журналы. Попытка устроиться в какое-либо уездное училище сразу вызывала подозрения, ибо было непонятно, почему молодой профессор решил поменять престижную, высокооплачиваемую должность в Демидовском лицее на нищенское место в захолустье. Полтора года промучившись в провинции, он перебрался в Петербург. Связей и знакомств у него не было, обойдя множество школ, училищ и гимназий, бывшему профессору с огромным трудом удалось устроиться на место чиновника департамента иностранных вероисповеданий.

Департаментская служба не могла обеспечить педагога, в то время уже женатого на Надежде Семеновне Дорошенко, происходившей из древнего казацкого рода. Зато необременительная работа не препятствовала к поиску других занятий. По-прежнему увлекаясь изучением иностранных языков и философией, Ушинский получил доступ к журнальной работе в самых различных ее видах – в качестве переводчика, компилятора, критика. Довольно скоро за ним упрочилась репутация образованного и талантливого писателя. Однако подобная деятельность оплачивалась весьма скудно, забирая при этом много времени и сил. Его здоровье, никогда не отличавшееся особенной крепостью, пошатнулось. Прекрасно понимая опасность продолжения подобных занятий, Ушинский начал активно искать выход.

Все изменила случайная встреча под конец 1853 года с бывшим коллегой по Демидовскому лицею П.В. Голохвастовым. Этот человек знал и ценил дарования Константина и помог найти ему новое место. Уже 1 января 1854 Ушинский уволился из департамента иноземных исповеданий и отправился в Гатчинский сиротский институт в качестве преподавателя русской словесности. В стенах этого заведения воспитывалось более шестисот мальчиков-сирот. Институт был известен своими суровыми порядками, регулярной муштрой и строжайшей дисциплиной. За малейшую провинность сирот лишали еды, сажали в карцер. По идее подобные порядки должны были сделать из них людей, преданных «Царю и Отечеству». Ушинский же так охарактеризовал новое место работы: «Наверху экономия и канцелярия, в середине администрация, под ногами учение, а за дверьми – воспитание».

Пять лет он пробыл в Гатчине и сумел за это время многое изменить. За основу новой системы воспитания Ушинский положил развитие чувства искреннего товарищества. Ему удалось искоренить фискальство, каждый, кто совершал вредный проступок, согласно неписаному закону должен был найти в себе мужество признаться в нем. Также педагогу удалось полностью изжить воровство. В институте стало считаться доблестью защищать и поддерживать слабых. Некоторые заложенные Константином Дмитриевичем традиции прочно привились сиротам и передавались из одного поколения в другое вплоть до 1917 года.

Через год Ушинского повысили в должности, назначив инспектором классов. В ходе одной из проверок он обратил внимание на два опечатанных шкафа. Сорвав замки, он обнаружил в них то, что дало ему последний толчок в поисках как самого себя, так и своего места в мире. В них находились бумаги бывшего инспектора Егора Осиповича Гугеля. О нем помнили лишь то, что он был «чудаком-мечтателем, человеком не в своем уме», кончившим в сумасшедшем доме. Ушинский писал о нем: «Это была необыкновенная личность. Едва ли не первый педагог, серьезно взглянувший на дело воспитания и увлекшийся им. Горько же он поплатился за это увлечение…». Пролежавшие более двадцати лет уникальные, лучшие по тем временам и никому не нужные труды по педагогике Гугеля, которые не уничтожили только из-за лени, попали в руки Ушинского. Изучив бумаги умершего инспектора, Константин Дмитриевич, наконец, четко осознал свой путь.

В 1857-1858 годах в России возникли первые печатные издания для преподавателей. Известный русский педагог Александр Чумиков пригласил Константина Дмитриевича работать в основанном им «Журнале для воспитания». Одной из первых работ Ушинского была статья «О пользе педагогической литературы», в которой он облек в четкие формулировки продуманные им за долгие годы мысли и идеи. Статья имела колоссальный успех. После этого Константин Дмитриевич стал постоянным автором журнала Чумикова. Каждая его работа развивала новые взгляды на методы воспитания в стране, обличала чиновников от просвещения, видевших проявление вольнодумства в каждой новаторской затее. Его статьи зачитывались до дыр, в один миг педагог стал известным, а его мнение авторитетным. Современники говорили о нем: «Вся внешность Ушинского содействовала тому, чтобы слова его глубоко западали в душу. Крайне нервный, худощавый, выше среднего ростом. Из-под густых, черных бровей лихорадочно сверкают темно-карие глаза. Выразительное лицо с тонкими чертами, высокий прекрасно очерченный лоб, свидетельствующий о недюжинном уме, черные, как смоль, волосы и черные бакены кругом щек и подбородка, напоминающие густую, короткую бороду. Бескровные и тонкие губы, проницательный взор, видящий, казалось, человека насквозь…. Все красноречиво говорило о присутствии упорной воли и сильного характера…. Тот, кто видел Ушинского хотя бы раз, навсегда запоминал этого человека, разительно выделявшегося из толпы своею внешностью».

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора в Смольный институт. Перейдя в «институт благородных девиц», он первым делом способствовал приглашению туда новых талантливых учителей – Семевского, Модзолевского, Водовозова. Процессу преподавания, проводившемуся прежде формально, вскоре был придан систематический и серьезный характер. Затем, основываясь на принципах демократизации народного образования, Константин Дмитриевич уничтожил существовавшее в институте разделение на благородных и неблагородных (мещанских) девиц, введя для всех совместное обучение. Кроме того воспитанницам было позволено проводить праздники и каникулы у родителей. Развитие получили направления естествознания, географии, русской истории и риторики. Воспитанницы познакомились с произведениями Лермонтова, Гоголя и многих других авторов, о которых ранее ничего не слышали. Унылое преподавание математики, признававшейся по традиции предметом, непостижимым для женских умов, было впервые поставлено как одно из лучших средств для развития логического мышления. Появился специальный педагогический класс, в котором ученицы получали специальную подготовку для работы воспитательницами. Ушинский ратовал и за обучение самих преподавателей, введя для этого новую форму – семинары.

После его двухлетней работы «институт благородных девиц», прежде не интересовавший столичное общество по причине своей рутины и замкнутости, вдруг сделался предметом внимания со стороны всего Петербурга. О происходящих там реформах говорила печать, представители разных ведомств, родители учениц и обычные преподаватели стремились попасть туда и послушать лекции. То, что они видели и слышали в институте, вызывало у них изумление. Ученицы всех классов обоих отделений более не тяготились учением, напротив, были явно захвачены занятиями, обнаруживая при этом большие способности. Из кукол и кисейных барышень они превратились в разумных, развитых девушек со здравыми понятиями и суждениями. Между преподавателями Ушинского и ученицами были простые и естественные отношения, основанные на взаимном доверии, уважении и доброжелательстве. При этом авторитет учителей в глазах учащихся был очень велик.

К сожалению, в Смольном институте повторилась та же история, что и в Ярославле. Свежая струя воздуха, ворвавшаяся в затхлую атмосферу классных дам, понравилась далеко не всем. Настойчивый и энергичный в достижении целей, никогда не поступающийся своими принципами, не умеющими ладить с самолюбцами и лицемерами, Ушинский нажил себе к 1862 году целую массу врагов. Основной конфликт разгорелся между ним и начальницей института – Леонтьевой, обвинившей педагога в безбожничестве, вольнодумстве, аморальности и непочтительном отношении к начальству. Однако просто так уволить Ушинского уже было невозможно. Его имя приобрело слишком большую популярность в России. И тогда был использован «благовидный» предлог – самочувствие Константина Дмитриевича. Для лечения и одновременно изучения школьного дела талантивый педагог был командирован за границу. Фактически же это было изгнанием, растянувшимся на пять лет.

Полный планов, под наплывом новых идей научного характера Ушинский побывал в Швейцарии, Италии, Бельгии, Франции, Германии. Праздное развлечение и отдых были ему чужды, везде он посещал учебные заведения – детские сады, приюты, школы. В Ницце знаменитый педагог неоднократно беседовал с императрицей Марией Александровной о проблемах воспитания. Известно, что она даже поручила Ушинскому разработать систему воспитания наследника русского престола.

За границей Константин Дмитриевич сумел написать уникальные труды – учебные книги «Детский Мир» и «Родное Слово». Их успех после издания в России был ошеломительным. И это не поразительно, скорее – закономерно. Во-первых, книги Ушинского являлись первыми в стране учебниками для начального обучения. Во-вторых, они распространялись по общедоступной цене. В-третьих, учебники были понятны детскому сознанию. До этого не существовало книг для детей, доступных детям. Впервые ребятишкам из глухой провинции предлагали не зубрежку маловразумительных слов, а понятные и интересные рассказы о хорошо известном им мире – о природе и о животных. Этот мир был родным домом для простого народа, и народ знал о нем все – его нравы, его повадки и его язык. Еще в юности Ушинский писал: «Называйте меня варваром в педагогике, однако я глубоко убежден, что прекрасный ландшафт обладает огромным воспитательным влиянием на развитие юной души... День, проведенный посреди рощ и полей, стоит недель, проведенных на учебной скамье…». Однако Ушинский не стал останавливаться на достигнутом. Вслед за двумя книгами он выпустил «Книжку для учащих» – особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову». Данное пособие по преподаванию родного языка до 1917 года выдержало более 140 изданий.

Интересный факт – в бытность министром народного просвещения А.В. Головнина, «Детский Мир» Ушинского заслужил похвалу за прагматичность, разнообразие и богатство статей по естествознанию, помогающих наглядному ознакомлению ребятишек с предметами природы. В 1866 году, спустя всего пять лет, Константин Дмитриевич был поражен известием, что его книга была не допущена комитетом министерства народного просвещения, возглавляемого уже графом Д.А. Толстым. Тот же самый ученый комитет, который давал первую рецензию о «Детском Мире», на этот раз истолковал статьи, как развивающие у детей материализм и нигилизм. Лишь в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века «Детский Мир» вновь рекомендовали во всех учебных заведениях, хотя, разумеется, никаких изменений в книге не произошло.

Живя за границей, Ушинский задался целью написать общедоступную антропологическую книгу, заключающую в себе упорядоченное собрание всех сведений о природе человека. Для этого ему пришлось перечитать массу сочинений знаменитых естествоиспытателей и мыслителей от Аристотеля до Дарвина, Канта и Шопенгауэра и сделать из них надлежащие выписки, чтобы затем связать их общей идеей, получив единое представление о том, что уже было известно науке о человеческой природе. Только на подготовительные работы у него ушло пять лет. С целым багажом сырого материала, Ушинский вновь возвратился в Северную столицу в 1867 году. В конце этого же года он выпустил в свет первый том своего основного жизненного труда, названного им «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В 1869 году появился второй и последний том. Данное сочинение является единственной в мировой педагогической литературе антропологической энциклопедией. В ней представлена важная информация для любого, кто интересуется свойствами физической и духовной природы человека. Константин Дмитриевич планировал написать и третий том, однако этот труд остался незаконченным.

Какой бы разнообразной ни была педагогическая деятельность Ушинского – журнальная, кабинетная, в личных и письменных общениях с другими педагогами – она не поглощала всех его сил. В нем еще не умерла жилка ученого, и он очень любил бывать на университетских диспутах. Константина Дмитриевича живо интересовала история, философия, гистология, анатомия и физиология человека, юридические науки и политическая экономия. В 1867 году он опубликовал в «Голосе» прекрасный очерк «О голоде в России», в котором предстал недюжинным экономистом, хорошо понимающим основы экономического благосостояния страны. К тому же Ушинский был блестящим полемистом. Находчивый и остроумный, логичный и точный в положениях и выводах, он полностью оправдывал название «ученого бойца». Присутствуя на университетских диспутах, Ушинский, высоко ценящий науку, никогда не стеснялся называть вещи своими именами и прямо говорить горькую правду. Из-за этого у него часто случались яростные споры с патентованными учеными, многие из которых косо смотрели на вмешательство Ушинского в их ученую область.

Положение Константина Дмитриевича в эти годы можно было назвать завидным. Хотя ни о какой преподавательской работе речи не шло (министр народного просвещения даже не принял его прошения), материальное положение знаменитого педагога находилось в самом цветущем состоянии в связи с необычайным спросом на все его печатные труды. Не занимая какого-либо официального поста, он был слышим по всей России, – разумеется, для лиц, интересующихся педагогическими проблемами. Самостоятельный в распоряжении своим временем и в выборе занятий, ни от кого не зависимый, Ушинский мог по праву считать себя счастливым, однако для этого, к сожалению, ему не хватало самого главного – здоровья.

Охваченный жаждой деятельности гениальный педагог совершил ошибку, оставшись в Петербурге до весны 1870 года. Его больная грудь с трудом выносила сырые петербургские весны и осени. Окончательно разболевшись, Ушинский был вынужден отправиться за границу, в Италию. Однако в Вене он слег и провалялся в больнице две недели. Местные медицинские светила рекомендовали ему вернуться в Россию и отправиться в Крым. Константин Дмитриевич так и сделал, поселившись неподалеку от Бахчисарая. За месяц он настолько окреп, что предпринял путешествие по южному берегу Крыма и посетил город Симферополь, в котором принял участие в съезде народных учителей. Эти места Ушинский покинул в середине лета 1870 года. Бодрый духом и телом, полный самых лучших надежд он уехал в свое имение в Черниговской губернии в расчете вернуться сюда вместе со всем семейством.
Существовало и еще одно обстоятельство, торопившее Ушинского. Его старший сын, Павел, окончил курс военной гимназии и был направлен в одно из высших военных заведений страны. Летние каникулы он решил провести вместе с семьей. Юноша был великолепно развит, как физически, так и умственно и подавал большие надежды. Константин Дмитриевич не чаял в нем души. Однако в свое имение педагог вернулся как раз к похоронам сына, по случайности смертельно ранившего себя на охоте….

Это был страшный удар, окончательно надломивший душевные и физические силы Ушинского. Оставаясь внешне спокойным, он замкнулся, избегал разговоров даже с родными. Осенью этого же года Константин Дмитриевич вместе со всей семьей переехал в Киев, где устроил двух дочерей в институт. Однако жизнь здесь страшно тяготила его: «Душит глушь, ничего близкого сердцу. Но полагаю, для семьи будет лучше, чем в другом месте. О себе не думаю – кажется, моя песня спета уже окончательно». В это же время доктора пытались уговорить его вернуться в Крым на лечение, однако сам педагог рвался в Петербург. Он писал: «Плох ли, хорош ли Петербург, но я сжился с ним сердцем... там я бродил без куска хлеба, там сделал состояние; там безуспешно искал должность уездного учителя и разговаривал с Царями; там был неизвестен ни одной душе и там заслужил себе имя».

В Крым Ушинский отправился крайне неохотно. Вместе с ним поехали двое младших сыновей. По дороге педагог простудился, а по приезду в Одессу у него выявили воспаление легких. Сознавая, что близится его конец, он без промедления вызвал из Киева остальных членов семьи. В ночь со 2 на 3 января 1871 года Константин Дмитриевич скончался. Ему было всего 46 лет. После смерти педагога его дочь Вера открыла в Киеве на собственные средства мужское училище. Другая дочь, Надежда, в селе Богданка, где было имение Ушинских, на деньги, полученные от продажи рукописей отца, основала начальную школу.

Ушинский любил повторять, что для правильного воспитания мало одной лишь любви и терпения к детям, еще необходимо изучать и знать их природу. Процесс воспитания он считал величайшим, святым делом, требуя, чтобы к нему относились со всей серьезностью. Он говорил: «Неправильное воспитание тяжко отзывается на всей жизни человека, это основная причина зла в народе. Ответственность за это падает на воспитателей… Преступник, тот, кто занимается воспитанием, не зная его». Несмотря на запреты сочинения великого Учителя продолжали печатать, тысячи преподавателей во всех концах России пользовались ими. В общей сложности книги Ушинского разошлись в разных слоях и классах русского населения десятками миллионов экземпляров.

Спустя почти два века с момента рождения Константина Ушинского многие из его фраз до сих пор не теряют актуальности. Он говорил: «Разве в быстром передвижении на пароходах и паровозах, в мгновенной передаче новостей о цене товаров или о погоде через электрические телеграфы, в износке как можно большего количества толстейших трико и тончайших бархатов, в истреблении смердящих сыров и благовонных сигар человек откроет, наконец, предназначение своей земной жизни? Конечно же, нет. Окружите нас этими благами, и увидите, что мы не только не сделаемся лучше, но даже не будем счастливее. Мы или будем тяготиться самой жизнью или начнем понижаться до уровня животного. Это есть нравственная аксиома, из которой человеку не вывернуться».

По материалам биографического очерка М.Л. Песковского «Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность»

Великий русский педагог К.Д.Ушинский к сожалению не оставил нам развернутой теории детской игры, но все же уделил ей внимание в своей «Антропологии». Теоретическое и практическое изучение детских игр, по его мнению, должно стать одним из главных предметов будущей учительской семинарии. Важнейшей особенностью игры он считал, то, что в ней формируются не какие-то отдельные стороны человеческой души, но весь человек – его ум, воля, сердце. Присматриваясь к детской игре, педагог может увидеть «всю душевную жизнь» ребенка. Соглашаясь с некоторыми исследователями, в том что игра может носить прогностический характер, Ушинский отмечает, что «это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу». Игра это свободная, самостоятельная, творческая деятельность ребенка и только в этом качества может считаться игрою. Влияние взрослого на игру должно быть ограничено. Он не считает игрой забаву, в которой взрослый развлекает ребенка, но и не называет игрой деятельность по принуждению взрослого. «Придумать целый цикл своих собственных игр-занятий, как то сделал Фребель, значит брать на себя слишком много, и эти придуманные взрослыми, а не созданные самими детьми игры всегда носят на себе печать искусственности точно также, как и подделки под народные песни». К сожалению, педагогика не прислушалась к этому чрезвычайно резкому высказыванию. Современные дошкольники перегружены дидактическими играми, играми навязанными воспитателями, а свободная творческая игра постепенно угасает. При этом перенос игры в учение Ушинский так же считает губительным и высказывает уверенность, что у педагогов это просто и не получится. Главными ценностями игры Ушинский считает свободу, созидательность (творчество) и деятельность. Свобода как главный нравственный императив необходима человеку как воздух, но свободой нужно уметь пользоваться. Свобода, освобожденная от деятельности губительна для нравственности. И только в «самостоятельной, излюбленной деятельности человек выучивается обходиться с элементом свободы, столь же необходимым, как огонь, и столь же опасным, как он». Именно такой деятельностью видится Ушинскому детская игра. Игра не как наслаждение или игра воображения, избыток телесных сил, но такая игра, в которой «дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». «Если мы присмотримся к детским играм, - пишет Ушинский, - то увидим, что дети, если они еще не испорчены, не столько ищут наслаждений в тесном смысле этого слова, сколько увлекающих их занятий, и дитя счастливо вполне не тогда, когда громко хохочет и глаза его блестят восторгом, а тогда, когда оно все и очень серьезно погружено в свою игру или в какое-нибудь свое, свободно найденное детское дело».

Творческий характер игры по Ушинскому, проявляется, прежде всего, не в игре воображения, но в созидательной деятельности. Ушинский не согласен с исследователями, которые приписывают детям сильно развитое поэтическое воображение, напротив, он считает, что слабое детское воображение просто сильно влияет на слабую же, не наполненную «следами» душу ребенка. Игра и игрушка и дают ребенку возможность, живя игрой, наполнить свою душу новыми образами и ассоциациями. Ушинский отмечает, что «дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии; ребенку нравится именно живое движение представлений в его голове, и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения». Он отмечал, что дети очень привязываются к своим игрушкам, относятся к ним с особой любовью, вне зависимости от того насколько хороша их любимица, любят «в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Однако мир, в котором живут игрушки, является отражением мира взрослых и те картины, которые разыгрываются с игрушками, часто становятся зеркалом не столько детской души, сколько окружающей ребенка действительности. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки». И взрослым необходимо помнить об этом, ведь образы, рожденные в игре, останутся в памяти и в душе ребенка. «Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их значению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни,- и вот об этом-то материале должны более всего заботиться родители и воспитатели». Этот призыв все так же актуален, может быть даже более, чем во времена Ушинского. Обилие игрушек, их связанность не столько с реальной жизнью, сколько с виртуальными и искаженными образами, заданными новыми мультфильмами и детскими передачами, оторванность родителей от реалий жизни ребенка, становятся новой проблемой в воспитании современных детей. «Мы признаем, что на душу ребенка и на направление ее развития могут иметь влияние окружающая его природа, окружающие его люди и даже картина, висящая на стене в его детской комнате, даже игрушки, которыми он играет».

Игры «общественные» также необходимы ребенку. В них проявляются его способности к совместной деятельности, раскрываются такие его качества как умение руководить и подчиняться, без которых ему будет трудно приспособиться к взрослой жизни.

Игра имеет особое значение в развитии души ребенка. Поэтому ребенок должен наиграться и вовремя подойти к новой для него деятельности – учебе, уже подготовленным игрой, вызревшим. Но игра не единственное средство развития ребенка. «Все эти четыре деятеля - игра, работа, ученье и, наконец, сама школьная или семейная жизнь дитяти - направлены к одной и той же цели вывести человека на путь свободного, излюбленного труда».

Имя Константина Дмитриевича Ушинского знакомо с детства. Всем нам читали его рассказы для детей, а его цитаты частенько висели на стенах в школьных классах. Его по праву считают родоначальником отечественной педагогики. А вот что еще мы о нем знаем? Подробнее рассказывает Арсений Замостьянов.

Он сын украинского и русского народов. Отец педагога, Дмитрий Григорьевич, представитель древнего малороссийского дворянского рода, подобно другим отпрыскам родовитых семей, получил образование в Благородном пансионе при Московском университете. В том самом, где раскрылись творческие способности А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, князя В.Ф. Одоевского, Ф.И. Тютчева…

Дмитрий Григорьевич Ушинский исполнил святой дворянский долг - послужил царю и Отечеству в сражениях 1812 года. Но военная карьера не привлекала небогатого малороссийского помещика - и вскоре он вышел в отставку и поселился в древнем, ещё из Киевской Руси, городе - Новгород-Северске Черниговской губернии.

У Ушинских немного крепостных, но изрядная библиотека… Вокруг семьи отставного офицера витала аура всеобщего уважения. Дмитрий Ушинский считал своим долгом предводительствовать местным дворянством, выполнять обязанности мирового судьи, поддерживать в уезде ростки просвещения. В 1824 году, в Туле, у Ушинских родился сын, прославивший фамилию - Константин Дмитриевич.

Мальчику было одиннадцать лет, когда их дом осиротел: мать была наперсницей Ушинского в его первоначальных занятиях. Она пробудила в сыне любовь к чтению. Образ матери навсегда сохранился в творчестве педагога, по-новаторски относившегося к роли женщины в процессах воспитания и обучения.

Впрочем, и вторая жена Дмитрия Григорьевича стала для Константина родным и любимым человеком. Ушинский поступает в Новгород-северскую гимназию - и обучение в коллективе преимущественно старших подростков совершенно захватывает мальчика. Во главе гимназии стоял образованнейший человек тех мест - профессор Илья Фёдорович Тимковский, о котором Ушинский всю жизнь хранил самые почтительные воспоминания.

Когда Ушинский ступил на поприще педагогической литературы, ситуация в этой области с наибольшей полнотой определяли слова Дистервега: «Посмотрите на большую часть сочинений, написанных учителями и для учителей! Наполняется ли, согревается ли чьё-нибудь сердце при этом обзоре? Кто может извлечь из него силу для своей мысли, одушевление для важного подвига? Найдёт ли кто-нибудь в них дыхание жизни, самостоятельный образ мыслей и энергию? Это по большей части холодные, бессмысленные груды печатной бумаги…».

Суровый приговор. Но Ушинский был бы согласен с такой оценкой. К тому времени, когда Константин Дмитриевич начинал свою литературную деятельность, в России уже прошёл пушкинский золотой век словесности - и журналистика была достойна высоких образцов художественной прозы. Уже сильна была литературная критика - и из её недр рождалось научное литературоведение, рождалась научно-популярная литература. А вот учительская, педагогическая литература не устраивала читателя, воспитанного на Пушкине и Белинском, Гоголе и Дружинине…

Великая русская литература, показавшая свою мощь уже в XVIII веке, а с пушкинских времён ставшая сокровенным явлением российской цивилизации, оказывала решающее влияние на судьбы всех учёных, да и администраторов XIX века. Не случайно отечественную культуру XIX - XX веков называют литературоцентричной. Нынче дела обстоят по-другому, но К.Д. Ушинский, несомненно, был ярким представителем именно литературоцентричной культуры. Именно наследие Ушинского стало образцом русской педагогической мысли периода культурного расцвета России.

Следует оговорить и ещё одну особенность идейного направления, к которому принадлежал К.Д. Ушинский. В отличие от большинства литераторов демократического направления, с которыми Ушинского многое связывало, Константин Дмитриевич не порывал с православием. Подобно Н.В. Гоголю, педагог сделал православную этику основой своего творчества вопреки всем противоречием бурлящего века.

Ушинский остро чувствовал несправедливость социального положения крестьян, ремесленников, разночинцев. В советские годы не раз подчёркивался демократизм воззрений Ушинского - и здесь не было натяжки. При этом, разумеется, умалчивали о религиозности великого педагога - а она была фундаментом всей педагогики Ушинского, основой основ.

Студентом Московского университета Ушинский был в 1840-е годы - легендарное время в истории университета! В стенах дома на Моховой особым паролем звучали имена профессоров и мыслителей Грановского, Кудрявцева, Станкевича, Редкина, Чивилёва, Крылова…

Не только блестящие лекции, но и приятельские студенческие кружки определяли университетскую атмосферу того времени. Для многих тогдашних студентов университетская пора так и осталась самой яркой полосой в жизни, а за ней последовали мытарства и разочарования. Реальность слишком явно диссонировала с мирами Гегеля, Шиллера, Грановского…

Художественное отражение этих мотивов мы находим у Тургенева, в романе «Рудин». Но Ушинский был нехарактерным студентом. Напитавшись творческим духом университета, он не утратил самостоятельности мышления, не порвал связей с житейской реальностью, без которых немыслим труд педагога. В студенческом клубе, заседавшем в трактире «Великобритания», Ушинский пользовался немалым авторитетом, к его мнению прислушивался даже пылкий демиург тогдашней идеологии - Виссарион Белинский.

Между тем, Константин Дмитриевич не разделял многих популярных молодёжных увлечений. Так, он не принимал наполеономании, оставаясь православным человеком. Окончив университет, Ушинский не позволил себе нырнуть в пучину безделия, которую многие бывшие слушатели Грановского аранжировали пьяными слезами о прежнем студенческом братстве.

Преподавать он начал в Ярославском Демидовском лицее. В сентябре 1848 года Ушинский произносит речь «О камеральном образовании». Он предложил собственную систему камерального образования, в основе которой было изучение семьи, общества и народного хозяйства. Идеи Ушинского казались радикальными, излишне демократичными. В 1850 году он был вынужден оставить Лицей. В Петербурге Ушинский с неохотой поступает на службу в Министерство внутренних дел, в подчинение к графу Д.А. Толстому, будущему министру народного просвещения. Ушинский начинает публиковаться в ведущих столичных литературных журналах: в некрасовском «Современнике», в «Библиотеке для чтения».

Несколько лет учёный тосковал по живой педагогической работе. Наконец, в 1855 году Ушинский поступает на службу в Гатчинский сиротский институт - преподавателем словесности и законоведения. Гатчинский институт, опекаемый графом Ланским, упрочил и финансовое положение семьи Ушинских. Учёный получил возможности для серьёзных, длительных исследований. С первых месяцев служения в Гатчинском институте Ушинский берёт на себя непростую роль педагога-реформатора. Большое влияние на Ушинского оказало знакомство с английскими статьями об образовании и воспитании в Соединённых Штатах.

Во многом стараниями Ушинского во второй половине 1850-х годов в российском обществе проснулся интерес к педагогике. Один за другим открывались журналы, посвящённые проблемам воспитания и образования. Ушинский стал активным автором одного из новых изданий - журнала «Воспитание». Программной стала одна из первых статей Ушинского, опубликованных в этом журнале - «О пользе педагогической литературы» (1857 год).

В том же году «Воспитание» публикует ещё одну фундаментальную статью Ушинского - «О народности в общественном воспитании». Репутация крупнейшего мыслителя, озабоченного проблемами воспитания, была создана. Просвещённый читатель уже ждал от Ушинского новых слов и дел. Не будет преувеличением сказать, что уже к концу 1850-х годов звание «отца русской педагогики» было Ушинским вполне заслужено. Юрист по образованию, основой начальной школы Ушинский считал изучение родного языка и чтение. Этот принцип, на котором и была сформирована русская народная школа, пронизывает книгу для чтения «Детский мир», составленную К.Д. Ушинским.

Наконец, Ушинского назначили инспектором классов «обоих отделений Смольного института». «Обоими отделениями» назывались собственно институт благородных девиц и его «неблагородная» половина - Александровское женское училище. Ушинский немедленно приступил к реформированию этого учебного заведения, определив стратегические задачи образования и воспитания русских женщин. В основу образовательного процесса (в особенности - в трёх начальных классах) Ушинский положил изучение русского языка. Вместо сухой и утомительной грамматики он предложил живую систему, основанную на наглядности, на обращении к фольклору и к высоким литературным образцам. В старших классах с особенным почтением преподавалась история отечественной литературы, главенствующая роль которой в контексте всей культуры XIX века была для Ушинского очевидной.

По сложившейся традиции, инспектор Смольного института был фигурой, значимой для императорского двора. Ушинский чувствовал поддержку членов царской семьи - а в особенности - её женской половины, живо интересовавшейся успехами воспитанниц Смольного. А успехи не заставляли себя ждать. Воспитанницы уже не относились к учёбе как к надоедливой рутине. Пришло увлечение науками, во многих трудолюбие. Родители почувствовали перемену в своих дочерях, и, вместе с дочерьми, прониклись уважением к новым преподавателям. В печати стали появляться благодарные письма родителей, укреплявшие авторитет Ушинского. Императрица Мария Александровна была покорена вдохновенной работой инспектора.

В Смольном вокруг Ушинского собралась плеяда молодых педагогов - учёных и писателей, увлечённых задачами воспитания. Один из них - Лев Николаевич Модзалевский, автор «Очерков истории воспитания и обучения с древнейших времён и до нашего времени» (1866 год) - выразил ту атмосферу отношения к школе в известном детском стихотворении:

Дети! В школу собирайтесь, –
Петушок пропел давно!
Попроворней одевайтесь, –
Смотрит солнышко в окно!
Человек, и зверь, и пташка -
Все берутся за дела;
С ношей тащится букашка,
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг,
Лес проснулся и шумит,
Дятел носом тук да тук!
Звонко иволга кричит,
Рыбаки уж тянут сети,
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит!
(1864 г.)

Нельзя не вспомнить и традиционные четверги, когда в смольной квартире Ушинского собирались институтские преподаватели, а также учёные, писатели, журналисты, привлечённые обаянием личности великого педагога. Дружеский ужин, длинные беседы, чтения новых статей - ещё нигде не опубликованных и даже не получивших цензурного одобрения. Завсегдатаями четвергов, кроме Модзалевского, были В.О.Буссе, М.И.Семевский, В.И.Водовозов, Д.Д.Семёнов, основатель бесплатной Таврической школы барон М.О.Косинский… Упомянем и писателя П.Г.Помяловского, учительствовавшего в Шлиссельбургской воскресной школе для детей рабочих. Ушинский с азартом принялся преподавать в Смольном дисциплины, по существу, открытые им для русского студенчества: дидактику и педагогику. Но, пожалуй, главным достижением педагога за период работы в Смольном было создание круга единомышленников, талантливых учеников, которые и стали ядром молодой русской педагогики 1860-х годов.

Издание книги «Детский мир» принесло Константину Дмитриевичу всероссийскую славу. Первый тираж - 3 600 экземпляров - быстро разошёлся по учебным заведениям России. Потребовалось два новых издания. Ничто так не раздражает обывателей от науки, как заслуженный чужой успех. К 1862 году клеветники настолько активизировались, что Ушинский, испытав нервный срыв, написал резкое оправдательное письмо.

Зависть «смольных дам» не знала границ: оскорбительные доносы на Ушинского сделали невозможным дальнейшее пребывание педагога в должности инспектора. Императрица Мария Александровна взяла педагога под свою защиту. Ушинский был причислен к IV отделению собственной его величества канцелярии. Разумеется, за Ушинским сохранили прежнее жалованье. Для нервного успокоения, по предложению императрицы, Константин Дмитриевич отправился в европейскую командировку.

В Швейцарии Ушинский должен был позабыть как об интригах Смольного, так и о неприятностях, нажитых в «Журнале Министерства народного просвещения». И всё-таки интрига клеветников нанесла педагогу болезненную рану. Здоровье Ушинского пошатнулось, а воспоминания о невоплощённых планах работы в Смольном наложили тень на всю последующую жизнь Константина Дмитриевича.

Несмотря на доносы, в Министерстве народного просвещения Ушинского ценили. Новый министр А.В.Головин предложил Ушинскому возглавить «Журнал министерства народного просвещения», предоставив педагогу карт-бланш для любых нововведений. Журнал должен был сыграть свою роль в подготовке и осуществлении образовательной реформы. Ещё сохраняя полномочия инспектора Смольного института, Ушинский возглавил министерский журнал в середине 1860 года.

Заметим, что и в журнале, по существу, повторился сценарий сотрудничества Ушинского со Смольным институтом. Блестящая, энергичная работа педагога переустроила журнал. Но последовала аппаратная интрига - и Ушинский был вынужден оставить свой пост. И в то же время, труд педагога не пропал даром. И Смольный институт, и «Журнал Министерства народного просвещения» преображены Ушинским.

Его называют православным мыслителем, и здесь нет преувеличения. «Я желал бы, чтобы все люди были религиозны», - говорил Ушинский. В конце 1860-х эти за эти слова можно было заработать репутацию белой вороны… Свою школу, свою педагогическую антропологию он не представлял отделённой от Церкви. «Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только прежде всего и в основу всего вкоренить истины христианства».

Как совместить церковность и светское образование? Эта проблема сегодня стоит остро, а 150 лет назад, когда ощущался кризис чисто церковной школы, ситуация была ещё конфликтнее. Многие коллеги Ушинского были уверены: значение Церкви неминуемо снизится, а из школы православную основу и вовсе следует изгнать. Эти планы нечасто звучали открыто, но их подразумевали.

А Константин Дмитриевич пронизывал свою программу постулатами Писания. «Источник живой воды - Евангелие. Если эта вода питает корни (души), она будет давать цветы и плоды (нравственности)», - пишет он учителям. Они (в большинстве) постарались пропустить эту идею мимо ушей, посчитали её второстепенной, политесной. Но для Ушинского слова о Евангелии не были проходной «данью традиции».

Ушинский осторожно пытался одёрнуть критиков и скептиков: «Знаем, что для многих наша народная религия как необходимый элемент воспитания кажется требованием излишним и стеснительным. Тем не менее, считая своей святой обязанностью в таком великом деле, как народное воспитание, выражать свои глубочайшие убеждения, мы скажем, что уже по одной народности этой религии… всякий, кто не хочет показать, что не любит и не уважает русского народа, должен если не с любовью, то, по крайней мере, с глубочайшим уважением прикасаться к тем (религиозным) убеждениям, которые для русского народа святы и дороги и с которыми неразрывно срослось все лучшее, что есть в его природе».

Увы, уже в конце XIX века, несмотря на крепкий консерватизм Министерства просвещения и Синода, массовая школа стала лабораторией революции, в которой воспитывалась секуляризация сознания. Воспитывалась безрелигиозность - вкупе с ненавистью к самодержавию. И система государственного управления, существовавшая в России, и Церковь объявили отжившими институциями. Учителя клялись именем Ушинского, но не прислушивались к его проповедям…

Завтра дети пойдут в школу. С утра мы услышим весёлый гомон во дворах. И, надеюсь, вспомним советы Ушинского и стихи Модзалевского. Петушок пропел давно!

Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.

Константин Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек.

Константин Ушинский: краткая биография

Костя появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина - отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.

После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.

Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась - в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.

Начало педагогической деятельности

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках).

Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ.

В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.

Труды

Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава.

В 1859 году он получает должность инспектора Смольного В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги - методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

Детская хрестоматия

В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.

Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Опыт в Европе

В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку.

Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран. В Швейцарии он особенно скрупулезно изучает постановку начального образования. Свои выводы и обобщения Константин Ушинский представляет в учебнике для классного чтения «Родное слово» и методичке к нему. Потом он готовит два тома «Человек как предмет воспитания» и собирает все материалы к третьему.

Болезнь и несчастье

В последние свои годы он выступал как У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.

Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в

Любимые женщины Ушинского

Женой К. Д. Ушинского стала Надежда Семеновна Дорошенко. Он познакомился с ней еще в Новгороде-Северском. Она была из древнего казачьего рода. Ушинский женился на ней летом 1851 года во время служебной командировки в этом городе. У них родилось пятеро детей.

Дочь Вера (по мужу Пото) в Киеве на свои средства открыла мужское Городское училище, названное в честь отца. Вторая дочь Надежда на вырученные деньги от трудов отца создала начальную школу в селе Богданка, где жил в свое время Ушинский.