Артистизм как психолого-педагогическая проблема. Развиваем артистизм

- [Словарь иностранных слов русского языка

См. мастерство 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. артистизм сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

артистизм - а, м. artistisme m. 1. Выдающиеся способности, художественная одаренность. БАС 2. || Об особой умении держать себя, изяществе манер, грациозности движений, обычно свойственных артистам. БАС 2. 2. Высокое мастерство, достигнутое в области… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРТИСТИЗМ, а, муж. (книжн.). Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

артистизм - а, только ед., м., книжн. 1) Художественная одаренность. Природный артистизм. 2) Высокое и тонкое мастерство в исполнении чего л. Отличаться артистизмом. Синонимы: виртуо/зность, иску/сство/ 3) Особое изящество манер, грациозность движений.… … Популярный словарь русского языка

М. 1. Художественная одарённость. отт. перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком либо деле. 2. перен. Особое изящество манер, грациозность движений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Артистизм, артистизмы, артистизма, артистизмов, артистизму, артистизмам, артистизм, артистизмы, артистизмом, артистизмами, артистизме, артистизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

артистизм - артист изм, а … Русский орфографический словарь

артистизм - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

артистизм - у, ч. Висока майстерність, віртуозність … Український тлумачний словник

Книги

  • Игра "Зверобой" , . В игре "Зверобой" победит только самый быстрый и артистичный, ведь в ней категорически запрещено просто сидеть и молчать - нужно рычать, гавкать и хрюкать! Игрокам предстоит проверить себя на…

«Стоять перед публикой и играть на скрипке казалось мне совершенно естественным. Стандарты, на которые я ориентировался, были наивысшими, и я ровнялся по ним, восхищаясь, а не желая выказаться лучшим».

Иегуди Менухин, из книги «Странствия»

Артистизм - художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. Особое изящество манер, грациозность движений. (

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ефремовой)

Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни.

Артистизм - это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

  • Артистизм - это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм - это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм - это умение стать другим - на сцене, в жизни - когда этого требуют обстоятельства.

Суть артистизма заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением. Здесь на первый план выходит способность не только глубокого психологического проникновения в музыкальное произведение, но также и способность подчинить аудиторию своей творческой воле - «артистический магнетизм». Не последнюю роль играет личностное обаяние. Например, о выдающимся американском пианисте В. Клайберне говорили, что даже если бы он только общался с публикой, то всё равно имел бы большой успех, настолько музыкант был обаятелен. Артистическое умение вовлечь в музыкальное переживание слушателя.

Артистичность включает в себя способность двойного переживания времени на эстраде. Оно заключается в мгновенном предчувствии, предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. И также это проживание реальных мгновений, которое проявляется в направленности сознания, воли на общее движение музыкальной мысли. Двойное переживание времени немыслимо без резкого психического переключения с хорошей мышечной реакцией. Двойное переживание времени предполагает и умение «раздваивать» внимание, быть одновременно увлеченным и холодным аналитиком. Особенность артистического исполнения заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает музыкант, должны быть им продуманны и прочувствованны заранее, в процессе вживания в музыкальный образ. Они должны стать как бы сутью энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в реализации своих замыслов.

Артистизм - это особое психическое свойство натуры, не всегда соответствующее её общим психическим качествам. Хотя нередко яркий музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает спокойным человеком с мягким характером. И наоборот, исполнение императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть безвольным, лишенным харизматических качеств.

Понятие артистизма не идентично понятию эстрадной выдержки. Историческая практика подтверждает, что нередко яркие, артистические натуры чувствовали психологический дискомфорт при публичном выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, ничего «не теряя», но и не потрясая уши слушателей. Обладание эстрадной выдержкой зависит от психического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией и наоборот, мещающее самовыражению, является непродуктивным.

Считаю неправильным целенаправленное и акцентированное воспитание в музыканте ощущения общественной значимости выступления, так как зачастую именно этот фактор является причиной чрезмерного и непродуктивного волнения. Отмечают, что большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену. Умение абстрагироваться от гнетущей «ответственности», преодолеть мрачные предчувствия требует и волевых усилий и серьезного самовнушения. Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену обязательно имеет определенную (общественную или социальную) цель, значимую для него: будь - то зависимость от успешного выступления зачисление в учебное заведение, сдача переходного экзамена, получение лауреатского звания, утверждение профессионального статуса и т. д., наконец, просто комфортное психологическое состояние - формируется в первую очередь страх публичного унижения, получения отрицательных отзывов о выступлении. А так как зачастую музыкант идентифицирует себя со своим творчеством, «качество себя» с качеством владения инструментом и мастерством интерпретации, то в результате, публичное выступление вызывает предчувствие, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В переживании подобного состояния невозможно говорить об артистичном или даже хотя бы просто выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические ресурсы музыканта уходят на то, чтобы справиться со страхом, просто «пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых для социальной самореализации процессов.

Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали, что эстрадная выдержка поддается воспитанию.

Безусловно, основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде чем вынести произведение не концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности. Это понятие ввел и использовал Л.Л. Бочкарев. Критерий эстрадной готовности включает в себя: умение осознанно управлять игрой, умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии, исчезновение представлений о технических трудностях, проявление импровизационной свободы, возможность эмоционального «проживания», своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры, способность регулировать психологическое состояние. Только произведение, выученное на таком уровне, следует играть публично, в этом случае можно говорить о сценической адаптации.

Если мы говорим, что музыкант это артист , а не просто человек, профессия которого связана с работой на публику, то соответственно воспитание музыканта должно проходить не только в рамках обучения совершенному владению инструментом, но и как актера.

Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти образы, где они заложены в произведении. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта. Вживание исполнителя в образ происходит в самообразе посредством "механизма видения, созерцания, просматривания" (К.С. Станиславский). Мыслящему художнику предоставляется свобода в понимании исполняемого, потому что для него есть одно обязательное - это идея, лежащая в основании произведения. Познать эту идею, перечувствовать ее или освятить светом разума - вот что является первой задачей исполнителя.

Сценическое искусство музыканта-исполнителя связано с мастерством художественно-сценического мышления, так как только в результате творческого, сознательно организованного специфического процесса образного мышления музыканта на сцене рождаются глубокие, разносторонние чувства, содержательное, эмоциональное инструментальное звучание. Поэтому перед исполнителем ставится задача не только понимания знакового текста композитора, анализа формы и содержания произведения, но и создание программы психологического воздействия на слушателя и ее передачи в зал, переводя слушателя в другую реальность, выводя его на новый тип переживаний созданием виртуальной реальности и уходом в свой внутренний мир.

Для развития художественно-сценического мышления музыканта можно воспользоваться опытом практики подготовки актеров, в которой прежде всего уделяется внимание развитию общих способностей у представителей всех видов искусства: воображения, образной памяти, образного мышления, способности переводить абстрактную идею в образную форму, активной реакции на явления действительности, тонкой чувствительности, общей эмоциональной восприимчивости.

Для области театральной режиссуры выделяются специальные способности: аналитические (глубина, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления), экспрессивные (пластика, мимика, жесты, речь). Для актерской профессии также выделяются значимые способности: сценический темперамент, способность к перевоплощению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность.

Эти теоретические предпосылки важны для описания задач подготовки музыкантов, так как между театром и музыкой имеются не только различия, но и некоторые черты сходства: это временные искусства; они нуждаются в исполнителе - творческом посреднике между драматургом и зрителем, композитором и слушателем. Психология музыкально-исполнительской деятельности (В.И. Петрушин) изучает проблему передачи композиторского замысла в конкретном воплощении музыканта-исполнителя.

Актуальна проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения: "Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стремится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя становятся его собственными. В отличие от актеров музыканты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии. Поэтому здесь встает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский"

На основе выделенных специфических черт актерской деятельности исследователями отмечаются сходства актерской деятельности с деятельностью музыканта-исполнителя: музыкант-исполнитель, как и актер, - один в "трех лицах" (творец, материал, из которого создается сценический образ, и конечный результат - предмет творчества); музыкант-исполнитель, как и актер, должен постичь образ, внутренне его смоделировать и воспроизвести, проникнув в атмосферу авторского замысла и увлекая музыкальным выражением.

Музыкальное перевоплощение осуществляется только во внутреннем плане, отличаясь своей неявностью, художественно оправданное звучание вырастает как результат внутренней работы, а не как сама актерская игра. "Но проникновение в эту сферу - в до - или сверхзвуковую реальность происходит только через артистизм, через возможности перевоплощения». Публичность творчества музыканта-исполнителя требует особой физической организации его эмоционального аппарата и творческого мышления, что необходимо актеру. Музыкант-исполнитель в одном лице и артист, и режиссер, и актер, что требует развитых творческих способностей, интеллектуального потенциала и гибкости мышления.

Артистизм - особое искусство. Оно сводится к двум сиддхам, соединенным вместе. Первая - проникнуть в ту роль, которую вам необходимо играть, причем не важно, играете вы на сцене или в жизни. Чтобы хорошо сыграть роль Анны Карениной, необходимо прожить изнутри те чувства и страсти, которые испытывала она в романе. Как это делать, можно прочесть у Станиславского, у Чехова и других специалистов по артистизму. Но тонкость в том, что если в момент, когда вы будете играть роль на сцене или в жизни, вы сами будете пропускать через свои чакры ту эмоциональную энергию, которая соответствует роли, причем много энергии, ведь роль часто очень эмоциональна, то ваш организм просто будет изнашиваться. Так работают некоторые, даже известные артисты, но это очень выматывает человека, а для йога совсем не годится. Отсюда вторая сиддха: закрыть чакры, не верить в глубине себя в то, что вы сейчас проживаете, а в своем энергетическом поле, в ауре, выставленной вперед, изобразить как можно натуральнее целый энергетический спектакль. Если вы подстроите голос, движения и мимику, но не дадите поток энергии, то это еще не совершенный артистизм. Хороший артистизм - это когда в вашей ауре переливаются и вспыхивают желаемые энергии, а чакровая, внутренняя энергия на это не расходуется. Откуда вы возьмете эту внешнюю энергию: притяните из астрала, накопите от зрителей, или еще что-нибудь, это уже надо придумывать самому. Еще одно замечание для артистов: если вы на сцене будете работать открыто с энергетической точки зрения, то вся энергия зрителей будет попадать прямо вам внутрь. Но ведь ее нельзя назвать чистой. Кто-то завидует, кто-то насмехается, кто-то осуждает вас - и все это вы проглатываете вместе с восхищением, слезами, радостью и т.

По сути, артистизм в жизни - это умение прятать свою сущность, свои внутренние реакции, свои мысли, свои недостатки и даже достоинства. Многие могут возразить, что это не сочетается с йоговскими принципами правдивости, честности и прямоты. Теоретически, это верно, однако, как уже говорилось, мы живем в мире, который весь еще пропитан законами Кали-юги, и если вы будете во всем откровенны, то вас могут не понять, осмеять, посчитать дураком и даже забить камнями. Артистизм является необходимым защитным оружием в эпоху, когда мы ежедневно подвергаемся энергетическим и психическим нападениям, даже от нечужих нам людей. Главное в этой игре - иметь чистую совесть и быть честным с самим собой. А снаружи необходимо уметь носить маски, и не одну, а несколько. Вот конкретные техники, которые помогут наработать артистизм, если конечно, приложить к этому достаточно усилий.

1) Выучите песню, а лучше десяток песен, которые вас глубоко трогают внутри, которые вам нравятся, законами которых вы живете. Проживите их, когда вы один или с теми людьми, на кого вы можете быть открыты, а потом научитесь петь их кому угодно и где угодно, причем так, чтобы во время пения в вашей груди все было спокойно и чисто как стеклышко, чтобы песня вас не пробивала внутри на эмоции.

2) Найдите людей, к которым у вас пока есть презрение, или брезгливость, или еще какое-нибудь неприятие. Конечно, эти качества нужно убирать, для духовного развития они не годятся, но пока вы еще не добрались до них своим осознанием, не вычистили из подсознания, то их можно использовать - можно учиться чему-то другому, используя свои недостатки. Так вот, тренируйтесь общаться с людьми так, чтобы внешне вы были безупречны, чтобы никто даже догадаться не мог, что у вас есть неуправляемые пока реакции неприятия.

Не бойтесь специально ставить себя в трудные ситуации - ведь это ускорит намного ваше развитие.

3) Предположим, есть человек, которого вы побаиваетесь, или хотя бы чувствуете неуверенность, когда он рядом, который сминает вас своей формой поведения, социальным статусом или еще чем-то. Специально побольше общайтесь с ним, тренируя форму легкого, независимого поведения. Именно легким и свободным, а не наглым и вызывающим должно стать ваше поведение. Вы одновременно будете тренировать волю, бесстрашие и артистизм, а так же чувство собственного достоинства . Это очень ценные люди для вашего продвижения - те люди, которых вы боитесь. Это вовсе не монстры из боевика, это скорее всего ваш начальник по работе, директор фирмы, ваши собственные мама с папой и все остальные, кто в чем-то заметно сильнее, чем вы.

4) Если у вас есть роман или вы кого-то любите, то наверняка будут ситуации, где вам придется скрывать от окружающих свои чувства к партнеру, характер ваших отношений и т.д. Это тоже прекрасная ситуация для наработки искусства носить маски. Ни один неожиданно заданный вопрос о ваших отношениях не должен застать вас врасплох. Или вы вообще ничего не ответите и по вам нельзя будет определить что-либо о ваших чувствах, или вы сыграете роль и выставите несколько не те чувства, которые имеете внутри. Здесь нужно уметь управлять своими чувствами - то проявлять их, то совсем выключать.

5) Чтобы скрыть мысли, надо их просто не думать в присутствии тех, от кого вы хотите их спрятать. Нужно тренироваться держать голову пустой или наоборот, наполненной, но чем-то совсем другим, отличным от того, что хотят из вас выудить. Нужно уметь уводить свои истинные мысли о ком-то, о чем-то глубоко на задний план и еще сворачивать их там в маленькие точечки. А впереди пускать как кинопленку целые парады разных интересных, умных, глубоких, цветастых мыслеформ, которые, ну никакого отношения к вашей истинной сущности не имеют.

Итак, артистизм - это искусство не быть собой, когда требуется по ситуации.

Харизма, обаяние, артистизм – это для многих лишь красивые слова, которые не означают ничего конкретного. При слове «артистичный» человек представляет себе кого-то вроде Леонардо ДиКаприо в роли «Волка с Уолл Стрит», но ни в коем случае не своего коллегу, босса, старшего брата или кого бы то ни было из ближайшего окружения. Мы не замечаем, что коллега способен продать кому угодно что угодно благодаря умению показать товар лицом, что босс даже в самой безнадежной ситуации может внушить коллективу веру в свои силы, что старший брат без проблем становится душой любой компании. Или замечаем, но слово «артистизм» не приходит к нам в голову: они же обычные люди, а не какие-нибудь там кинозвезды.

ЗАПОМНИТЕ! Артистизм – умение превращать в искусство самые обыденные и даже рутинные дела. Актер обязан быть артистичным, но это не значит, что врожденный артистизм свойственен только актерам!

Где пригождается артистичность в повседневной жизни:

  1. В личной жизни. Как произвести впечатление на девушку или парня и показать себя с выгодной стороны.
  2. В карьерном росте. Как выделиться в коллективе, суметь взять инициативу в руки и проявить лидерские качества.
  3. В быту. Как вызывать расположение у незнакомых людей быстро и в любых обстоятельствах.
  4. В сложных, неприятных и опасных ситуациях. Как не потерять лицо, не выказать страх, не выдать истинные чувства.
  5. В саморазвитии. Как улучшить самовосприятие и навсегда застраховать себя от комплекса неудачника.
  6. В отношениях с семьей. Как научиться ладить со всеми сразу.
  7. В общении с друзьями. Как стать центром внимания и притяжения в кругу ближайших друзей.

Зачем развивать артистизм

Вы не задавались вопросом, почему в школе заставляли читать стихи с выражением, а не как попало? Правильный ответ: потому что выразительное чтение лучше доносит суть написанного, причем не только до слушателя, но и до самого чтеца. Это и есть элемент актерского мастерства : максимум нужной информации минимальными средствами. Вы можете сказать слово «привет» с каменным лицом и без интонации, адресат поймет, что с ним поздоровались, но ничего при этом не почувствует. Или же вы можете немного растянуть слово в восклицательной интонации – «привеееет!» и улыбнуться в 32 зуба. Адресат также поймет, что с ним поздоровались, но еще он отметит, что это сделали с удовольствием, что ему рады, что к нему хорошо относятся. А хорошее отношение, по мнению психологов, порождает взаимность, так завязывается дружба, так рушатся барьеры между людьми.

ВАЖНО! Артистизм помогает добиваться желаемого от других людей. Развить артистичность следует, если в этом направлении возникают сложности. Не получается познакомиться с девушкой или договориться с клиентом? Тогда это то, что вам нужно.

Профессия актер

Выше мы попытались разобраться с абстрактным понятием, превратив его в конкретное, жизненное. Мы выяснили, что каждый человек в той или иной мере артистичен или вполне может развить артистизм. Но теперь не очень понятно, почему такое рядовое явление прочно ассоциируют с актерским мастерством и, собственно, с артистами сцены.

Дело в том, что театр – это всегда эмоциональное воздействие на зрителя. В театр не ходят за фактами, только за впечатлениями. И даже мораль, которая есть в каждой пьесе, если не откровенно вторична, то воспринимается зрителем только через сочувствие героям.

Цель актера в театре – заставить зрителя сопереживать.

А теперь представьте себе, как Отелло с каменным лицом, без эмоций и интонаций произносит: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Будете вы ему сопереживать, волноваться, замирать в ожидании? Придете ли еще раз на такой спектакль? Нет. Вот почему все, что делает актер, должно быть артистично, то есть эмоционально выразительно. По этой же причине артистизм получил свое название, ведь именно артисты превратили умение увлекать в настоящую науку, ставшую основой актерского мастерства .

Упражнения на развитие артистизма

Хорошая новость заключается в том, что развивать артистичность в полном смысле слова не придется. Эмоциональная выразительность – это природное качество, которым обладает каждый человек, оно бессознательно используется в процессе общения. Если понаблюдать за детьми, которых еще не успели загнать в рамки «приличного поведения», то станет ясно, что они выражают свои эмоции свободно и открыто, и получается это у них обворожительно. Вы тоже были непосредственным и милым ребенком, а значит, обладали всем тем, чего вам так не хватает сейчас. Главная задача – вспомнить, каково это.

  1. Учитесь отпускать себя. Отпускать – значит получать удовольствие от того, что вы делаете, без оглядки на «как это выглядит». Например, человек, который танцует, не умея танцевать, потому что ему «в кайф» двигаться под музыку, выполняет упражнение на артистизм.
  2. Учитесь подражать. Подражание – это суть любого искусства. Развитие артистизма начинается с простого копирования повадок людей и животных. Пробуйте делать обычные вещи в чужой манере, реагировать, как интересные люди, за которыми вы наблюдали, вести себя, как они, говорить, как они, и т. п.
  3. Возьмите за правило каждый день один раз оказываться в центре внимания. То есть в ситуации, когда все вокруг смотрят только на вас.

Если вам трудно работать над собой самостоятельно или нужен опытный взгляд со стороны, придутся в пору уроки артистизма, которые можно взять в театральных школах или на курсах актерского мастерства.

Чтобы добиться продвижения по службе, быть в числе официальных представителей кампании, выступать перед аудиторией, общаться с прессой и партнерами по бизнесу на высоком уровне, вам понадобятся курсы делового общения и речи в Москве . На них вы также избавитесь от барьеров в общении, научитесь искусству красноречия.

На эти вопросы вам поможет ответить данная статья. В большинстве случаев под артистизмом подразумевают художественную одаренность, изящество и грациозность в движениях. Такая черта просто необходима тем людям, которые хотят посветить свою жизнь искусству. Так же, обладая артистизмом, вы всегда найдете выход из обыденной жизненной ситуации. Ниже будут приведены несколько советов о том, как развить артистизм без особых усилий.

Практически каждый артист скажет вам о том, что мимика – это достаточно развитые мышцы лица. Но при этом следует учесть то, что для их развития придется приложить массу усилий. Вот примеры некоторых элементов упражнения:

Включаем достаточно энергичную музыку и под ее ритм начинаем движение челюстью попеременно, то в сторону, то вперед;

Тренируем губы. Поочередно зажимаем губы то верхнюю, то нижнюю. После складываем губы ниточкой и оставляем их в таком положении в течение нескольких минут. Далее несколько раз стараемся дотянуться нижней губой до носа;

Надуваем щеки. Делаем это последовательно, то одну, то вторую. После несколько раз морщим нос. И напоследок поочередно: приподнимаем ноздри и сжимаем веки;

Разминаем глаза. Выполняем движение глаз вверх, вниз, влево и вправо;

Поднятие бровей. Поднимаем их поочередно несколько раз.

Развиваем артистизм при помощи игры

Многие из нас играли в такую игру, как «Зеркало». Суть игры была в следующем: один показывает что-то, другой же должен повторить все с точностью до мелочей. Это никогда не вызывало особого труда в том случае если было необходимо совершить какое либо телодвижение. Однако можно же и усложнить задания. Добавить к движению тела еще и мимику лица. Если же у вас не получится найти партнеров для этой игры, то чтобы развить артистизм воспользуйтесь проверенным методом – повторение мимики и телодвижений людей, с экрана телевизора. Взрослые же люди предпочитают игру «Ассоциации», к которой зачастую просто добавляются мимические жесты. Следует заметить, что подходить к этому следует серьезно, так же как и любой актер, ведь ни один талант сам по себе не приходит.

Развиваем артистизм при помощи надуманных сценариев

Следует отметить то, что мы в своей жизни, подобно театру, играем свои роли: обсуждая что-то, выполняя какую-то работу и т. п. Но для развития актерского мастерства мы можем самостоятельно подобрать себе жизненный сценарий и с удовольствием его исполнить. Вот, например, у вас предстоит очень важный разговор с начальником. Вам же никто не запрещает предварительно спланировать его дома и разыграть спектакль, где вы и начальник и подчиненный.