Анализ хоровых партитур лес раскинулся. Анализ хоровой обработки русской народной песни "на горушке, на горе" олега павловича коловского

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО ВО «Вологодский Областной Музыкальный Колледж»

«Хоровое дирижирование»

Анализ хоровой обработки русской народной песни "На горушке, на горе" Олега Павловича Коловского

Студентки 4 курса специальности

Васильевой Алёны

Класс преподавателя:

Л.П. Парадовской

Вологда 2014

1.Общие сведения о композиторе и обработке

коловский музыкальный композитор хоровой

А) Сведения о жизни и творчестве композитора.

Олег Павлович Коловский 1915 -1995

Замечательный русский хоровой дирижёр, профессор Ленинградской консерватории, преподаватель таких дисциплин, как: полифония, анализ форм, хоровая аранжировка. Также Олег Павлович руководил военным ансамблем.

О.П. Коловский известен своими статьями о хоровом творчестве Шостаковича, Шебалина, Салманова, Свиридова. Ряд статей посвящены анализу хоровых партитур и песенной основе хоровых форм в русской музыке.

«Анализ вокальных произведений»

Авторы:

Екатерина Ручьевская,

Лариса Иванова,

Валентина Широкова,

Редактор:

О.П. Коловский

Значительное место в творчестве О.П. Коловского занимают хоровые обработки народных и революционных песен:

«Море в ярости стонало»,

«Ах, Анна-Сусанна»

«Три садочка»

«Псковские припевки»

«Ты живи, Россия, здравствуй»

«Матушка Волга»

«Завеяли ветерцы»

«Да как пошли девки»

«У нас молодцы хорошенькие»

«Торил Ванюшка дорожку»

«Частушки»

«Венчик ты мой»

«Ах ты, душечка»

«Посеяли девки лен»

«Русский песенный фольклор - это богатейшая сокровищница самобытной культуры России. Здесь мы не только любуемся россыпями изумительных напевов, но постигаем образность и красоту русского поэтического слова, связываем огромное временное пространство, заключающее в себе многовековую судьбу родной земли и её людей, сознанием своим и душой прикасаемся трепетно к душе своего народа и сохраняем тем самым неразрывность прошедшего с грядущим».

В. Чернушенко.

Б) Обработка.

- всякое видоизменение оригинального нотного текста музыкального произведения. В прошлом, в Западной Европе, была распространена полиф о н ическая о б работка напевов григорианского хорала, служившая до 16 века основой всей многоголос но й музыки. В 19-20 веках большое значение пр и обрела обработка народных мелодий, которую чаще называют их гармониз а цией. Русскую культуру невозможно представить без народной песни. Име н но русская песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни: от колыбели до могилы

Многие композиторы обращались к жанру хоровых обработок русских народных песен. Народная песня занимала особое место в творчестве М.А.Балакирева - сборник «Сорок русских народных песен», М.П. Мусоргского - четыре русские народные песни: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «У ворот, ворот батюшкиных», «Скажи девица милая», «Ах ты, воля моя воля».

Обработки Н.А. Римского-Корсакова отличались богатсвом приёмов и сладов хорового письма: «Заплетися плетень», «Со вьюном я хожу», «Ай во поле липенька».

Обработки народных мелодий осуществляли многие крупные композиторы: И. Гайдн, Л. Бетховен, И. Брамс, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, Костальский, А. Давиденко, А. Александров, Д. Шостакович («Как меня младу-младёшеньку»).

Многие обработки также сделаны хормейстерами. Выдающийся хоровой дирижёр, руководитель Государственного академического хора СССР

А.В. Свешников сделал интереснейшие обработки русских народных песен: «Вниз по матушке по Волге», «Как пойду я на быструю речку», «Ах, ты ноченька», «Грушица».

Интерес к народной песне не ослабевает, в хоровые обработки вносятся современные гармонии и ритмы, приближая их к самостоятельным сочинениям на народные темы. Как раз таки этим третьим способом обработки и воспользовался О. П. Коловский в данном сочинении.

Работая над русской народной песней «На горушке, на горе», Олег Павлович сделал оригинальную обработку свободного типа, используя жанр плясовой песни шуточного, задорного характера, интонационно близкой русской народной плясовой «Барыне».

На горушке, на горе

На горушке, на горе,

Ходи право, на горе.

У молодца на дворе,

Ходи право, на дворе.

Разыгрался добрый конь,

Добрый конь вороной,

Ходи право, вороной.

Копыточком землю бьёт,

Землю бьёт, землю бьёт,

Ходи право, землю бьёт.

Бел камушек выбивал,

Выбивал, выбивал,

Ходи право, выбивал.

Жена мужа продала,

Продала, продала,

Ходи право, продала.

За копеечный калач,

За калач, за калач,

Ходи право, за калач.

Пришла домой, каялась:

Просить бы мне три рубля, ой,

Купить бы мне три коня, ой.

Ой, ой, ой, ой!

Использование народного белого стиха.

2. Музыкально-теоретический анализ

Форма - куплетно-вариационная, состоит из 8 куплетов, где куплет равен периоду, т.е. строфе поэтического текста. Период состоит из 8 тактов.

Схема произведения.

Схема первых четырех куплетов

1 предложение 2 предложение

Схема 5 и 7 куплетов.

1 предложение 2 предложение

4 такта 4 такта (роль припева)

1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта 2 такта 2 такта

3 предложение

1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта

Схема 6 куплета

1 предложение 2 предложение

4 такта 4 такта

1 фраза 2 фраз 1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта 2 такта 2 такта

3 предложение

1 фраза 2 фраза 3 фраза

2 такта 2 такта 2 такта

Схема 8 куплета.

1 предложение 2 предложение

1 фраза 2 фраза 1 фраза 2 фраза

2 такта 2 такта 2 такта 2 такта

3 предложение

1 фраза 2 фраза

2 такта 4 такта

(расширение за счёт выкриков «ой»)

Условно данное произведение можно разделить на 3 раздела, где первый раздел включает в себя с 1го по 4ый куплеты, каждый из которых является разомкнутым незавершенным периодом, где его разрешение звучит вначале последующего куплета.

Период нормативный, состоит из двух предложений квадратного строения по 4 такта. В предложении 2 фразы по 2такта. Второе предложение играет роль припева.

Средний раздел - разработочный, состоит из 3 куплетов:

5 к. - «Бел камушек выбивыл..»

6 к. - «Жена мужа продала…»

7 к. - «За копеечный калач…»

Период же среднего раздела ненормативный, состоит из трёх предложений с разным количеством тактов, за счёт повтора припева. Пятый и седьмой куплеты состоят их 3х предложений по 4 такта. А каждом из них 2 фразы по два такта.

Большой по масштабу 6 куплет. Он включает в себя 16 тактов.

Первое предложение:

Второе предложение - «Продала, продала, ходи право, продала…»

Эти предложения равны и делятся на две фразы по 2 такта, а третье предложение расширено за счёт повтора припева с новым текстом и тональностью (cis moll):

Последний (третий) раздел представлен нам одним куплетом:

По форме этот куплет представляет собой ненормативный период, состоящий из 3х предложений.

Первое предложение «Пришла домо…» - 4 такт; второе предложение «Просить бы мне три рубля…» - 4 такта; третье предложение «Купить бы мне три коня…» - 6 тактов, расширено за счёт выкриков «ой» у всего хора.

В обработке О. П. Коловского «На горушке, на горе» каждый куплет имеет свое логическое развитие и изложение в разных типах хора. Разберем подробнее каждый куплет.

Первый куплет: звучит соло басов, здесь они исполняют роль запевал. Напев начинается с Т, затем следует восходящий скачок на кварту с его заполнением. Далее - интонации «Барыни» во втором предложении, где звучит повторяющийся терцовый тон и его заполнение. Здесь динамика mf.

Следующий куплет исполняется смешанным составом. В первой фразе тема проходит у альтов, а уже во второй тема перехватывает партия сопрано.

Основой и принципом формообразования в этой обработке является повторность мелодико-тематических элементов (мелодия, ритм, метр, тональный план), что характерно для русских народных песен. Здесь в каждом куплете встречается интонация первого куплета, которая на протяжении всего произведения фигурирует в разных голосах.

В чётвертом куплете звучит весь хор. Здесь тема закреплена за партией альтов, у сопрано верхний подголосок. Диапазон увеличивается от ч.5 до ч.8, где ч. 8 можно наблюдать между партиями женского состава, также между партиями и мужского состава хора.

Олег Павлович точно знал русскую народную песню, поэтому в своей обработке он следует основным фактурным принципом, используя подголосочность, вариационность. Использование звучание разных групп хора, как и соло, так дуэт между партиями.

Средний раздел интересен выявлением различных тембров у составов хора. Пятый куплет звучит в исполнении мужской группы хора, где солируют тенора по нижнему восходящему тетрахорду миксолидийского и натурального D, а у басов звучит нисходящее повторяющееся поступенное движение от 1 ступени к 5.

Во втором предложении, в припеве, солируют басы на фоне гармонической поддежки теноров, затем тему припева перехватывает женская группа. Они исполняют в G dur. Они звучат на фоне трезвучия соль мажора, с последующим разрешением в доминантовый секундаккорд (к первоначальной тональности) с выпуском квинтового тона у вторых теноров. Таким образов возникает гамофонно-гармонический склад письма,

а шестой куплет представлен нам наоборот. Он начинается с женского трёхголосия, с подхватом теноров, звучащим на фоне секунды у женской группы хора.

В седьмом куплете тема вновь возвращается к басам, где они повествуют нам о том, что жена продала мужа за копеечный калач, а у теноров и женского состава звучит выкрик «ой», будто с издевкой, насмешкой. Во втором предложении интонации «Барыни» мы слышим у мужской группы, а втретьем - у женского в сексту на фоне секунды у мужчин, на основе D2 с последующим разрешение того в Т.

Восьмой куплет представляет собой апофеоз всей обработки. Здесь и яркая динамика - ff, и смысловая кульминация «Пришла домой, каялась…». Последний куплет исполняется всем хором, звучит шестиголосие. Тема проводится в верхних голосах. Второе и третье предложение звучит перекличкой между девушками и юношами, будто скороговоркой. Приём речитации.

Заканчивается произведение общими выкриками «ой» на секундах, с последующим разрешение той в терцию.

В обработке О. П. Коловского «На горушке, на горе» находят отражение юмор, ирония, сарказм, идущие от плясовых песен и частушек. Здесь скрыты черты русского характера: жена может высказать всё, что угодно своему мужу, высмеять его. У других народов такое отношение не принято. Иронизируется здесь то, что жена, продав своего мужа, каялась и охала, что продешевила.

Музыкальный образ точно раскрывается в следующих срадствах мызкальной выразительности:

· в быстром темпе - Скоро, = 184, но во многих изданиях метроном не указан)

· в динамике - от p до ff

· в исполнительских штрихах - акцентах

· в смене размеров -

· в ритмических группах -

· в различной фактуре - смешанная: мелодическая, гамофонно-гармоническая, подголосочная полифония, которая образует гармонические вертикали

Тональность произведения - D миксолидийский (мажор с низкой седьмой ступенью). Присутствуют отклонения в G dur и cis moll.

Ладотональный план.

В своей обработке Олег Павлович широко использует D миксолидийский. Натуральный D dur появляется лишь в пятом куплете «Бел камушек выбивал…», в третьем предложении 7 куплета «За калач, за калач…». В среднем разделе появляется отклонения в G dur в первом предложении 6 куплета у женщин («Жена мужа продала…») и в cis moll в третьем предложении у мужчин. Восьмой куплет также звучит в G dur, но речитация в D dur.

Основным организационным началом в плясовых песнях является ритм. Здесь можно встретить и простейшие виды двухдольности:

Но в плясовых также можно встретить и трактование нечетных размеров:

Существенное значение для плясовых песен имеются характерные ритмические обороты, во многом определяющие особенности русского плясового шага - сочетание основной доли с её же дроблением:

Первая фраза каждого куплета построена на излюбленном во многих песнях приёме замедления второй доли:

Возникает ритмический контраст между неторопливым распевом начальной фразы куплета и в два раза более скорого, чёткого ритмического движения второго предложения.

Таким образом, мы встречаем здесь сложный размер и полиметрию:

Также здесь присутствуют внутритактовые синкопы:

О.П. Коловский пишет свою обработку в быстром темпе, где четверть равна 184, что характерно как раз таки для плясовых песен. Но метроном в некоторых изданиях не указывается, поэтому указание автора «Скоро» может датироваться и другим метрономом.

Гармонический анализ.

В гармоническом плане часто встречаются аккорды с неакордовыми звуками:

Помимо простых аккордов Т, D, S, их обращений появляются более сложный краски, такие как DD (Двойная Доминанта), секундаккорд седьмой ступени с низким терцовым тоном, D7/D с низким квинтовым, D7 к G dur, первый секунда в D миксолидийском.

В обработке Коловского Олега Павловича встречаются полутоновые интонации не характерные для народной музыки:

Можно конечно представить это как G лидийский (4+).

В этом куплете звучат параллельные трезвучия, рассматриваемые как подголосочной полифонией, образующие гармонические вертикали.

3. Вокально-хоровой анализ

Обработка РНП «На горушке, на горе» написана для профессионального академического смешанного четырёхголосного хора с элементами divisi в верхних голосах. Последние приводят к пяти- и даже шестиголосию.

Диапазон хора.

Самый большой диапазон у партии сопрано, который составляет дуодециму. Использована часть нижней, средняя и верхняя тесситуры. Сопрано справятся с дано тесситурой, так как нижние ноты будут звучать на p, а верхние на ff.

Диапазон альтов охватывает большую нону. У них задействована средняя и высокая тесситуры. В основном альты будут использовать в звучании микст.

Диапазон теноров представлен малой децимой. Использована средняя и высокая тесситуры. Тенора будут звучать довольно ярко и насыщенно, так как это их рабочая тесситура.

Небольшой диапазон у басов. Он составляет чистую октаву. Голоса использованы в рабочей тесситуре, поэтому басам будет здесь удобно исполнять свою партию.

В основном в хоре звучит естественный ансамбль. Но сложно будет исполнять ff в 8 куплете (кульминации). У первых сопрано и теноров звучит «ля», у вторых теноров, альтов и вторых сопрано - переходные ноты, которые нужно сглаживать - петь с ощущением грудного регистра.

В гамафонно-гармонической фактуре фон звучит на нюанс тише, выявляя красочность темы:

В полифоническом проведении важны темы напева и вторы:

Особенности интонирования.

Исполнения данного произведения a cappella требует от певцов хорошего представления внутренним слухом основной тональности, слышания отклонения в другие тональности. Также сложностью точного интонирования будут является соотношения фона и накладывающегося напева. Так в 5 куплете во втором предложении на тоническом органном пункте выявляется напев басов. Тенорам следует петь ноту «ре» с постоянным её повышением для того, чтобы остаться в тональности и «не уехать» в тональность ниже. В третьем предложении этого же куплета басам нужно мыслить уже другой тональностью - соль мажором, третья ступень должна интонироваться с тенденцией к повышению. В третьем предложении шестого куплета («Жена мужа продала..») басы звучат в cis moll на фоне секунды. Здесь для басов будет сложное место, так как от женской секунды им нужно будет перестроиться на новую тональность и предслышать «си диез»:

Секунда женщин должна звучать ярко. Женская группа должна исполнять её уверенно, так как здесь идет перекрещивание - соль диез у басов и натуральная соль у альтов.

Строй осложняется разновременными вступлениями партий: в 7 куплете у басов звучит тема, а у остального хора выкрики «ой». Для начала следует отдельно разучить данные выкрики, с прохлопыванием, тактированием, счётом, а затем только спеть вместе с солирующей партией. Басам здесь нужно уверенно вести свою тему и не сбиваться с темпа и ритма.

Кроме того в этой обработке встречаются такие интервалы как ч.4, ч.5, ч.8, терции и сексты. Их нужно интонировать, сохраняя единую вокальную позицию. Нижний звук пропевать так же как их верхний. Можно предложить певцам прием пения нот наоборот: сначала спеть верхний звук, затем нижний или же сначала нижний, а потом верхний. Взять интонирование интервалов перед рабой над произведением, в распевании. Чистые интервалы интонируются устойчиво. Малая секста - интервал достаточно широкий, поэтом он интонируется к сужению.

Встречаются хроматические ступени. При смене миксолидийского лада на натуральный мажор 7 ступень интонируется высоко, с тенденцией повышения и разрешения в тонику. А 7 миксолидийская, там звучит до бекар, интонируется как можно ниже.

Также важно выстраивать унисоны между партиями. Например, в третьем куплете звучит унисон у альтов и сопрано. У альтов нота «ре» входит в рабочий унисон, эта нота у девушек будет звучать достаточно ярко и сочно, а вот у сопрано здесь могут возникнуть трудность, хоть это и рабочий их диапазон, но могут возникнуть проблемы в ансамбле из-за разного звучания тембров. Сложность будет и в октавных унисонах. Важно, чтобы каждая партия слышала основную тональность.

Трудности могут появится в следующим: прийти в унисон после интервалов.:

Следует применить следующий приём: повторение интервала до унисона, с последующим попаданием в унисон, а затем ход на новый интервал. Каждый интервал стоит пропевать по руке дирижера, на выдержанной фермате.

Сложны для интонирования аккорды с секундовыми сочетаниями, а также второй квинтсекст, доминанта к соль мажору, двойная доминанта.

Данные аккорды следует выстраивать от баса (Б - А - Т - С)

Могут возникнуть трудность при исполнении секстаккордов, так как терцовый тон находится внизу и его нужно интонировать особенно чисто, с тенденцией к повышению.

При работе над словом важно выявить специфику работы над народной песней. Это тембральное озвучивание хоровых партий и характерный диалект. Например, смещается ударение «хОди право», попадает на слог «нА горушке», «прОсить бы мне», такие же примеры мы можем встретить в таких песнях как «В темном лесе», «За лесью», «Как меня младу-младёшеньку».

Но так как это обработка третьего вида (сочинение приравнивается к свободному), Олег Павлович подчеркивает крупную долю в слове «у мОлодца». А слово «продала» датируется по-разному, там мы можем встретить ударение на разные слоги.

Часто мы слышим речитацию, звучит скороговорка, скандирование текста.

«Выбивал, выбивал, ходи право, выбивал»

«Жена мужа продала, ходи право, продала»

«За калач, за калач, ходи право за калач»

«просить бы мне три рубля, три рубля, три рубля»

«Купить бы мне три коня, три коня, три коня».

Поэтому дикция в данной обработке играет не маловажную роль. Важно четко и ясно проговаривать согласные звуки и пристраивать их к последующему слогу:

Вы - би - ва - лвы - би - ва - лхо - ди; за ка - ла - чза - ка - ла - чхо - ди; про - си - тьбы - мне и т.д.

Гласные же пропеваются и редуцируются, если не стоят под ударением:

Ходи, на горе, продала, на дворе, вороной, копыточком, за копеечный, домой - гласная «о» здесь будет звучать между «а» и «о».

От хора потребуется также общехоровое дыхание по 4 такта. В основном цепное, проточное, опорное на залигованных длительностях. В конце 8 куплета в 3 предложение дыхание берется по 2 такта, за счёт пауз.

Характер звука в общем и целом зависит от слова и характера произведения. А именно - юмор, издевка, насмешка, шутка, задорность. Отсюда звук будет звонким. В звуковедении legato в начале куплетов потребуется ясное, пропетое, с использованием мягкой атаки слово.

С использованием легкого non legato в конце первого предложения каждого куплета и в припевах, потребуется активное, быстрое произношение слов с мелкой артикуляцией.

Восьмой куплет исполняется широко, здесь дирижер может использовать расширение, используя жест «legatissimo». Но на акцентах же применяется твёрдая атака и звуковедение marcato.

Исполнительский план.

Текст музыкальный и текст песни взаимообогащают друг друга. В обработке происходит своего рода спектакль: жена кается, что продешевила, когда продала мужа за копеечный калач, а могла бы за три рубля продать и купить на них три коня. В ответ же народ иронизирует, насмехается, язвит. Это выражается в разной динамике (от pp до ff), речитацию и подражение повседневной речи, «базарной» речи.

В динамическом плане обработка очень яркая, встречаются лишь незначительные dim и cresc в каждом куплете, в основном динамика mf и f. Смысловая и динамическая кульминация происходит в восьмом куплете, там у всего хора фортиссимо.

В моём исполнении 8 куплет будет звучать широко, а речитация в первоначальном темпе, но важно, чтобы не произошло ускорения и четверть оставалась равна 184. Еще в моем исполнении будет замедление и фермата в конце шестого куплета:

Для слушателей будет интересно, за что именно жена продала мужа, поэтому хочется подготовить слушателей к следующему куплету и рассказать о том, что она продала своего мужа за копеечный калач.

Также пианиссимо и пиано используется тогда, когда хор исполняет роль фона, чтобы не заглушать ведущую партию или же используется для резкого контраста:

Дирижёрские трудности.

Задача дирижёра выявить жанр через такие средства музыкальной выразительности, как дирижёрские штрихи, звуковедение, слова, дикцию, динамику, тембровые краски певцов, куплетно-вариационную форму.

Здесь используются такие жесты как: legato, non legato, morcato.

Произведения в пятидольном размере в быстрых темпах дирижируется по двухдольной схеме, но в данной обработке пятидольный размер, как исключение, укладывается в трехдольную схему. Отсюда возникают неровные доли:

Дирижируется по трёхдольной схеме, четырехдольный укладывается в двухдольную схему:

Суммируются по 2 такта. Один двухдольный такт дирижируется на раз.

Основной трудностью для дирижера является ВДП, которая отрабатывается при счете четвертями или восьмыми.

Задача дирижера - показать точное вступление на первую долю и снятие первой, второй и третьей доли. Важно показывать разновременные вступления голосов.

Здесь правая рука ла легато ведет тему у басов, а левая рука дает точные ауфтакты на короткие вступления восьмых за счет «выброса руки». Также здесь необходимо общехоровое вступление и снятие 1, 2, 3, 4 долей.

Дирижеру предельно точно нужно показывать синкопы

Важно обратить внимание на акценты, нужно заранее подготовить хор, сделав замах рукой и силовой удар.

Дирижёр должен объединить мысль и не потерять ту в паузах. Пауза есть продолжение.

Жест на форте должен быть более наполненным, особенно в кульминации. При звучании нон легато кисть легкая, собранная, активная, а на акцентах предельно энергичная.

Самое главное дирижёр должен показывать ведение звука у различных партий: это сопрано в 3 куплете, альты в четвертом, басы в 5 куплете второго предложения, а в третьем предложении сопрано и альты. Задача дирижёра - отрабатывать распевы, чтобы помочь хору жестом.

Данную обработку исполняли многие хоры, в том числе хор Астраханской консерватории, Новгородская капелла, хор Санкт - Петербургской консерватории.

Используемая литература

1. «Хоровой словарь». Романовский

2. «Хоровая литература». Усова

3. «Основы русской народной музыки». Т. Попова

4. «Методика преподавания хорового дирижирования». Л. Андреева

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ источника белорусской народной песни "Ох, пайду я цёмным лесам". Литературный текст первоисточника и хоровой обработки. Ладовая и тональная основа, особенности гармонического языка. Темповые, динамические, фактурные соотношения в звучности.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2014

    Психолого-педагогическая характеристика младших школьников. Стилевые и жанровые особенности русской народной песни. Возможности русской народной песни как методического материала для развития эмоциональной отзывчивости школьников на уроках музыки.

    дипломная работа , добавлен 28.04.2013

    Музыкальная обработка А. Юрьяна древней латышской свадебной песни "Вей, ветерок". Мелодическая линия, динамика, аккордово-гармоническая фактура произведения. Диапазоны хоровых партий: гармонический строй, метроритмический, дикционный, тембровый ансамбль.

    реферат , добавлен 18.01.2017

    Хоровые самодеятельные коллективы: задачи и специфические черты. Виды хоровой самодеятельности. Художественно-исполнительские направления: народный и академический хор, ансамбль песни и танца, театрализованное и симфоническое хоровое исполнительство.

    лекция , добавлен 03.01.2011

    Татарская музыка как народное, в основном вокальное искусство, представленное одноголосными песнями устной традиции. Ладовая основа и звукоряд татарской народной музыки. Композиторы Пермского края. Вклад композитора Чуганаева в развитие народной песни.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2011

    Изучение биографии величайшего русского композитора Петра Ильича Чайковского. Музыкально-теоретический анализ произведений. Вокально-хоровой анализ. Фактура произведения "Пиковая дама", гомофонно-гармонический склад и развернутый ладотональный план.

    реферат , добавлен 14.06.2014

    Текст песни как поликодовый текст, содержащий несколько компонентов. Особенности музыки как носителя эмоционально-экспрессивного значения в коммуникативной системе. Анализ песни с точки зрения взаимодействия ее музыкальной и вербальной составляющих.

    статья , добавлен 24.07.2013

    Творческий портрет П.О. Чонкушова. Вокальное творчество композитора, анализ особенностей исполнения его музыки. "Зов апреля" - цикл романсов на стихи Д. Кугультинова. Жанр вокально-симфонической поэмы "Сын степей". Песни в творчестве П. Чонкушова.

    реферат , добавлен 19.01.2014

    Феномен бардовской песни в русской культуре. Хронологическое и событийное время в текстах бардовской песни, способы его выражения. Характеристика творчества Ю. Визбора, исследование проявления выразительных возможностей временных форм в его лирике.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Расселение мордвы-эрзи и мордвы-мокши на территории РМ. Жанровая классификация мордовских народных песен. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен. Бытование русской песни в мордовских деревнях. Своеобразие переработки русских песен в мордовских деревнях.

Анализ хоровой партитуры.

Составитель: старший преподаватель

кафедры хорового дирижирования и

сольного пения факультета «Музыки»

Богатко И.С.

Пермь 2013

Анализ хорового произведения

    Музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план, форма, каденции, характер развития музыкальной мысли, размер, особенности фактуры, темп).

    Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов, тесситура, ансамбль, строй, интонационные, вокально-хоровые, ритмические, дикционные трудности).

    Исполнительский анализ произведения; (связь музыки с текстом, определение цезур, установление темпа, характера произведения, динамики, штрихов, кульминации).

Список произведений.

1курс

Хоровые произведения для изучения

Аренский А. Анчар. Ноктюрн

Агафонников В. Посеяли лен за рекою.

Белый В. Степь

Бойко Р. 10 хоров на ст.А.Пушкин

Василенко С. Дафино вино. Как при вечере. По горам две хмурых тучи. Метель. Степная.

Гречанинов А. Нас веселит ручей. В зареве огнистом. Над неприступной крутизной. Свете тихий. После грозы. На заре.

Гуно Ш. Ночь

Давиденко А. Всевперед. Бурлаки. Море яростно стонало.

Дарзинь Э. Былое.Сломанные сосны.

Дворжак А. Пир. Хоры из цикла "О природе"

Дебюсси К. Зима. Тамбурин

Егоров А. Тайга. Добрыня Никитич. Колыбельная. Сирень. Песня.

Ипполитов-Иванов М. Новгородская былина. Лес. Ночь.

Кастальский А. Под большим шатром. Русь.

Корганов Т. Видит лань в воде.

Касьянов А. Осень. Не пенится море.

Кальдара А. Stabat Mater

Калинников В. Жаворонок. Зима. На старом кургане. Нам звезды кроткие сияли. Осень. Лес. Ой,честь ли то молодцу. Звезды мерк нут и гаснут. Кондор. Элегия.

Коваль М. Ильмень-озеро. Листья. Слезы. Буря бы грянула,что-ли.

Кравченко Б. Русские фрески (на выбор)

Кюи Ц. Ноктюрн. Встрепенитесь птички-песни. Две розы. Сияет солн це. Грозовые тучи. Сон.

Колосов А. Русь.

Лассо О. Солдатская серенада. О, если б знала ты. Matona.

Ленский А. Былое. Русская земля. 9 января. Утес и море. Обработки народных песен (на выбор).

Лятошинский Б. Осень. Ой, ти, мати моя. В поле чистом. Течет вода.

Макаров А. «Город немеркнущей славы» из сюиты "Река-богатырь"

Мендельсон Ф. Хоры на выбор.

Мурадели В. Ответ на послание А.Пушкина.

Новиков А. Во кузнице. Уж, ты, поле. Любовь. Веселый пир.

Попов С. Как по морю.

Пуленк Ф. Белый снег. Грусть. «Страшна мне ночь» из кантаты "Лик человеческий"

Равель М. Три птицы. Николетта.

Свешников А. В темном лесе. Ах, ты степь широкая. Вниз по матушке по Волге.

Свиридов Г. "Пушкинский венок": № 1, 3, 7, 8, 10. "Ночные облака" - № 2. Вечером синим. Ясные поля. Весна и колдун. Хоры на стихи русских поэтов. Слонимский С. Четыре русские песни.

Соколов В. Повянь-повянь, бурь-погодушка. Ты рябина ли,ряби нушка.

Танеев С. Адели. Развалину башни. Венеция ночью.

Чайковский П. Без поры, да без времени. Не кукушечка во сыром бору. Ночевала тучка. Соловушко. Что смолкнул веселия глас. Блажен, кто улыбается. Хоры из Литургии (на выбор).

Чесноков П. Август. Альпы. Зимой. Теплится зорька. Лес. Вдоль да по речке. Дубинушка. Не цветочек в поле вянет. Литургические хоры (на выбор).

Шебалин В. Зимняя дорога. Мать послала сыну думы. Степан Разин. Стрекотунья белобока. Утес. Послание декабристам. Казак гнал коня. Могила бойца.

Шостакович Д. Десять поэм. (хоры на выбор).

Шуман Р. Доброй ночи. Зубная боль. В лесу. На Боденском озере.

Щедрин Р. 4 хора на ст. А.Твардовского.

Шуберт Ф. Любовь. Ночь.

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования.

Бортнянский Д. Достойно есть. Херувимская № 2.

Векки О. Пастух и пастушка.

Давиденко А. Море яростно стонало. Узник. Бурлаки.

Даргомыжский А. Петербургские серенады.

Глинка М. Патриотическая песня.

Гречанинов А. Лягушка и вол.

Егоров А. Песня.

Зиновьев А. Осень.

Ипполитов-Иванов М. Острою секирой. Сосна.

Калинников В. Элегия.

Кастальский А. У ворот, ворот. Рябинушка.

Кодай 3. Вечерняя песня.

Костле Г. Миньон.

Лист Ф. Наступление весны.

Мендельсон Ф. Беги со мной. Как иней ночкой весенней пал. Над ее могилой. Предчувствие весны.

Проснак К. Прелюдия.

Рахманинов С. Тебе поем.

Римский-Корсаков Н.А. Ай во поле липенька. Ты взойди солнце красное.

Салманов В. "Ох, товарищи родные" из оратории "Двенадцать".

Слонимский С. Ленинградская белая ночь.

ТанеевС. Серенада. Сосна.

Чайковский П. "Литургия св. И.Златоуста": №9, 13. Ночевала тучка золотая

Чесноков П. Весеннее успокоение. За рекой, за быстрой. Дума за думой.

Шебалин В. Зимняя дорога.

Шуман Р. Вечерняя звезда. Доброй ночи. Ночная тишина.

Шуберт Ф. Любовь. Далекой.

Щедрин Р. Как дорог друг. Прошла война. Тиха украинская ночь.

Эшпай А. Песня о криницах.

2курс

Хоры с сопровождением для изучения.

Оригинальные хоровые произведения:

Глинка М. Полонез. Слава русскому народу.

Дебюсси К. Сирень.

Ипполитов-Иванов М. Утро. Крестьянская пирушка. Приближение весны. Цветы. Листья в саду шелестят. В мае.

Новиков А. Травушка. Эй, ухнем. А дождь хлещет.

Шуман Р. Цыгане.

Шуберт Ф. Приют.

Хоры из ораторий ц кантат.

Арутюнян А. Кантата о Родине № 1, 4, 5.

Бриттен Б . Missa brevis in D

Брукнер А. Реквием d - moll . Большая месса.

Брамс И. Немецкий реквием: № 4.

Вивальди А. Gloria: № 1, 4, 7.

Гендель Т. Оратория "Самсон": "Сражен Самсон"

Григ Э. Улаф Тригвассон (отд. номера).

Дворжак А. Реквием (хор.номера). Те Deum (полностью)

Кабалевский Д. Реквием: Вступление, Помните, Вечная слава, Черный камень.

Козловский О, Реквием (части по выбору).

Макаров А. Сюита "Река-богатырь". О

О рф К. Кармина Бурана: № 1, 2, 5, 8, 10, 20, 24, 25.

Прокофьев С. Иван Грозный (хор. номера).

Пуленк Ф. Лик человеческий (части по выбору)

Салманов В. Двенадцать (отд. части или полностью).

Свиридов Г. «Патетическая оратория»: Бегство Врангеля, Героям Перекопской битвы, Здесь будет город-сад, Поэт и солнце. « Поэма памяти С. Есенина»: Поет зима, Молотьба, Ночь на Ивана Купала, Крестьянские

ребята. « Пушкинский венок»: № 5, 6. «Ночные облака» № 5. « Ладога» № 3, 5.

Чайковский П. Москва: № 1, 3, 5.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: Будущая прогулка. « Над Родиной нашей солнце сияет», « Стенька Разин».

Хоры из опер;

Бизе Ж. «Кармен»: сцены 24, 25, 26.

Бетховен Л. «Фиделио» (отд.хоры).

Бородин А. «Князь Игорь»: Слава, Сцена Ярославны с девушками, Сцена у Галицкого, Половецкие пляски с хором, Финал 1-го действия,

Вагнер Р. «Лоэнгрин»: Свадебный хор. « Тангейзер»: Марш.

Верди Д. «Аида»: хоровые сцены. « Отелло»: хоровые сцены из 1, 3 действия.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Ах, подруженьки, Варись, зелье. Хор и песня Торопа.

Гершвин А. «Порги и Бесс»: отдельные хоры.

Глинка М. «Иван Сусанин»: Польский акт, Славься. «Руслан и Людмила»: Интродукция, Финал 1 действия, Ах, ты свет, Людмила.

Глюк X . «Орфей»: отдельные хоры.

Гуно Ш. «Фауст»: Вальс. « Ромео и Джульетта»: хор придворных.

Даргомыжский А. «Русалка»: Ах, ты, сердце, Заплетися, плетень. Как на горе мы пиво варили. Как во горнице-светлице.

Делиб Л. «Лакме»: хор и сцена на рынке.

Козловский О. «Царь Эдип»: 1-й хор народа.

Мусоргский М. «Борис Годунов»: Сцена коронования, Сцена у Василия Блаженного, Сцена под Кромами (полностью и отдельные фрагменты) , «Сорочинская ярмарка»: Хор из 1 действия. « Хованщина»: Встреча и славление Хованского, Сцена в стрелецкой слободе (полностью и отд.фраг.).

Римский-Кореаков Н.А. «Псковитянка»: Встреча Грозного, Въезд Грозного во Псков, Сцена Вече ; «Садко»: Хор торговых гостей, Высота ли, высота поднебесная. « Снегурочка»: Хор слепцов-гусляров, Сцена в заповедном лесу, А мы просо сеяли, П роводы масленицы, Финал оперы.

« Сказание о невидимом граде Китеже»: Свадебный поезд. « Царская невеста»: Приворотное зелье, Яр-хмель. « Майская ночь»: Просо.

Сметана Б. «Проданная невеста»: отдельные хоры.

Холминов А. «Чапаев»: У нас, Петенька.

Чайковский П. «Евгений Онегин»: Хор крестьян, Бал у Лариных. « Пиковая дама»: Хор гуляющих, Хор гостей, Пастораль пастушки. «Мазепа»: Хор и причитание матери, Народные сцены, Сцена казни. «Опричник»: На море утушка купалася, Свадебный хор "Слава".

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования

Бородин А. «Князь Игорь»: Улетай на крыльях ветра.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Два хора рыбаков, При долинушке береза белая стояла, Ах, подруженьки.

Верди Дж. «Навуходоносор»: Ты прекрасна, о, Родина наша. « Аида»: Кто там (2 действие).

Глинка М. «Руслан и Людмила»: Ах, ты свет Людмила, Не проснется птичка утром. « Иван Сусанин»: Свадебная песня.

Даргомыжский А. «Русалка»: Три хора русалок.

Мусоргский М. «Хованщина»: Батя, Батя, выйди к нам.

Петров А. «Петр I»: Заключительный хор из оперы.

Чайковский П. «Снегурочка»: Проводы масленицы.

Чесноков П. Катит весна.

3 курс

Полифонические хоровые произведения для изучения.

Оригинальные хоровые произведения

Аркадельт Я. Лебедь в минуту смерти.

Векки О, Уж лучше не родиться.

Верди Дж. 4 духовных хора.

Габриэли А. Юная дева.

Гречанинов А. Лебедь, рак и щука.

Глазунов А. Вниз по матушке, по Волге.

Кодай 3. Венгерский псалом.

Лассо О. Пастух. Песня гуся. Эхо.

Маренцио Л. Сколько влюбленных.

Монтеверди К. Прощание. Твой ясный взор столь прекрасен и светел.

Морли Нежность горит в лице твоем.

Палестрина Дж. Ветер весенний. Ах, тот давно в могиле.

Римский-Кореаков Н. Месяц плывет. Старая песня. Ночевала тучка золотая. Татарский полон. Уж ты сад. На севере диком.

Свешников А. Уж ты сад.

Соколов В. Куда с горя девке деться?

Танеев С. Альпы. Восход солнца. Вечер. На могиле. Развалину башни. Посмотри, какая мгла. Прометей. Увидал из-за тучи утес. В дни, когда над сонным морем. По горам две хмурых тучи.

Чайковский П. Литургия св. И. Златоуста: № 6, 10, 11, 14. Херувимская песнь № 2. Отче наш.

Чесноков П. Ходила младешенька.

Шебалин В. Над курганами.

Щедрин Р. Ива, ивушка.

Хоры из опер:

Бородин А. «Князь Игорь»: Хор поселян.

Берлиоз Т. «Осуждение Фауста»: Песня Брандера и хор.

Василенко С. «Сказание о невидимом граде Китеже»: Хор народа "Горе постигло".

Вагнер Р. «Мейстерзингеры»: Слава искусству.

Глинка М. «Иван Сусанин»»: Интродукция. « Руслан и Людмила»: Погибнет, погибнет.

Даргомыжский А. «Русалка»: Заздравный хор.

Моцарт В. «Идоменей»: Бегите, спасайтесь.

Римский-Кореаков Н. «Царская невеста»: хоровая фугетта "Слаще меду". « Снегурочка»: Не был ни разу поруган изменою (из финала 3 д.)

Равель М. «Дитя и волшебство»: Хор пастухов и пастушек.

Шостакович Д. «Катерина Измайлова»: Слава.

Хоры из ораторий и кантат

Арутюнян А. Кантата о Родине: № 3 "Торжество труда".

Барток Б. Cantata profana . № 1, 2, 3.

Бах И.С. Светские кантаты: № 201 D - dur "Внимание", № 205 D-dur «Хор ветров», № 206 D - dur «Вступительный хор», № 208 F-dur «Заключительный хор» , Mecca h- molI : № 1, 3, 15, 16, 17.

Бетховен Л. Месса C - dur : 1-й гимн

Берлиоз Г. Реквием: отд. номера.

Бриттен Б. Военный реквием. Месса in D .

Брамс И. Немецкий реквием: № 1, 2, 3, 6, 7.

Вивальди А. Gloria: № 5, 12

Верди Дж. Реквием: № 1, 2, 7.

Гайдн И. Времена года: № 2, 6, 9, 19.

Гендель Г. «Александр Фест»: № 6, 14, 18. « Мессия»: № 23, 24, 26, 42. « Иуда Маккавей»: № 26. « Самсон»: № 11, 14, 26, 30, 32, 49, 59.

Давиденко А. Из совместной оратории «Путь Октября»: На

десятой версте, Улица волнуется.

Дегтярев С. «Минин и Пожарский»: отдельные номера.

Дворжак А. Реквием: отдельные номера. Stabat Mater № 3.

Йомели Н. Реквием: отдельные номера.

Моцарт В. Реквием: № 1, 4, 8, 9, 12.

Онеггер А. «Царь Давид»: № 16, 18 и Заключительный хор. « Жанна Д"Арк на костре»: Финал оратории.

Равель М. «Дафнис и Хлоя»: Хоры из 1 и 2 сюит.

Регер М. Реквием: полностью и отд.номера.

Скрябин А. 1-я симфония: Слава искусству (финал).

Стравинский И. Симфония псалмов: полностью и отдельные номера.

Сметана Б. «Чешская кантата».

Танеев С. «Иоанн Дамаскин»: полностью и отдельные номера. « По прочтении псалма»: № 1, 4.

Форе Г. Реквием: отдельные номера.

Хиндемит А. «Вечное»: полностью и отдельные номера.

Чайковский П. «К 200-летию памятника Петру I »: Фуга.

Шуберт Ф. Месса As-dur. Отдельные номера. Месса Es-dur: Отдельные номера.

Шимановский К. Stabat Mater : № 1, 4, 5, 6.

Шуман Р. «Рай и Пери»: №8, 11, Реквием: отдельные номера.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: № 7 Слава.

Щедрин Р. «Запечатленный ангел»: отдельные номера и полностью.

Хоровые произведения в ключах "ДО".

Байя Т. O bone Jesu

Бортнянский Д. Концерт для хора № I .

Гастольди Т. Сердце, ты помнишь

Кальвисиус С. Я - человек.

Лассо О. Весь день деньской. Мне сказали. Как ты сумела.

Лехнер Л. О, как мой рок со мной жесток.

Мейланд Я. Сердце в груди ликует.

СканделиусА. Чтоб жить на земле.

Фридеричи Д. Песня общества.

Хаслер Г. Ах, я пою с улыбкой.

Чесноков П. Дух. хоры.

Шостакович Д. Как в незапамятном году.

Хоровые партитуры для транспонирования

Веноза Дж. Sancti spiritus.

Верди Дж . Laudi alla virgine Maria ( фрагменты )

Даргомыжский А. Петербургские серенады: Из страны, страны далекой. Ворон к ворону летит. Пью за здравие Мери. В полночь леший. По волнам спокойным.

Ипполитов-Иванов М. Сосна.

Кодай 3. Здравствуй, Янош.

Лотти А. Miserere

Мендельсон Ф. На юге.

Мурадели В. Сны-недотроги.

Речкунов М. Острою секирой. Осень.

Танеев С. Серенада. Сосна. Венеция ночью.

Чайковский П. Вечер.

Шуберт Ф. Липа.

Основные вопросы

1. Анализ партитуры в работе дирижера

2. Краткая аннотация хоровой партитуры

3. План развернутого анализа хоровой партитуры

4. Методическая литература

а) Методика анализа

б) Примерные анализы хоровых партитур

Цель: Определить значение анализа партитуры в работе дирижера хора. Проанализировать все пункты основных вопросов анализа хоровой партитуры. Выявить все исполнительские трудности в работе над хоровой партитурой для максимального раскрытия музыкального образа.

Анализ партитуры в работе дирижера

Дирижирование - трудное и сложное искусство, требующее больших знаний, ярких музыкально-исполнительских, волевых качеств, незаурядных организаторских способностей.

Вся многообразная деятельность дирижера сосредоточена, в конечном счете, вокруг одной цели – работе над произведением. Работа дирижера над хоровым произведением состоит из трех последовательных этапов:

    Самостоятельное изучение;

    Репетиционная работа с хором;

    Концертное исполнение.

Трудно сказать, какой из этапов является более важным – все они взаимосвязаны. Несомненно, однако, что основой всей работы дирижера является первый этап, когда происходит не только всестороннее изучение произведения, но и продумываются основы исполнительского замысла. Не случайно, в учебном процессе самостоятельной работе студентов придается такое большое значение.

Дирижерско-хоровая педагогика выработала определенные методы самостоятельной работы дирижера над произведением, предшествующей разучиванию и исполнению его с хором. Ими являются:

    Исполнение на фортепиано;

    Вокально-интонационное освоение;

    Дирижерско-техническое освоение;

Эти методы – результат опыта лучших хоровых дирижеров прошлого – теперь стали общепринятыми и незыблемыми. Нередки, однако, случаи, когда дирижеры хора (особенно начинающие руководители хоровой самодеятельности) пренебрегают некоторыми из них, чем значительно снижают эффективность своей работы. При основном внимании к дирижерско-технической стороне значительно меньше места уделяется, например, самостоятельному вокально-интонационному освоению произведения, а аналитическая сторона порой просто выпадает из поля зрения начинающего дирижера. Этому в немалой степени способствует недостаточная методическая разработка вопросов анализа хоровых партитур.

Анализ хоровых партитур является одним из средств самостоятельного изучения дирижером хорового произведения.

Необходимость анализа произведения как обязательное условие подготовки дирижера к работе с хором сложилась в процессе многолетнего опыта лучших советских дирижеров и педагогов. Требования анализа хоровых партитур, сформулированные корифеями русского и советского хорового искусства П.Г. Чесноковым (1877 – 1944г.) и Н.М. Данилиным (1878 – 1945г.), выдвигаются так же в известных трудах Г.А.Дмитревского, А.А.Егорова, К.К.Пигрова, К.Б.Птицы, В.Г.Соколова, И.И.Полтавцева и М.Ф.Светозаровой и др. Серьезное внимание уделяется этому вопросу в пособиях, посвященных методике работы с самодеятельным хором.

Значение глубокого и всестороннего анализа хоровой партитуры для воспитания и работы хорового дирижера в основном сводится к следующему:

Во-первых, анализ партитуры способствует лучшему усвоению дирижером музыкального и литературного текста произведения, которое он, как известно, должен знать в совершенстве (наизусть). Осознанное – на основе всестороннего анализа – изучение партитуры коренным образом отличается от часто употребляемого механического запоминания, обычно недолговечного и гораздо менее эффективного в работе.

Во-вторых, анализ партитуры необходим для выявления технических, стилистических, вокальных и др. особенностей произведения, определения трудностей, могущих возникнуть в процессе разучивания и исполнения. Работая с коллективом и будучи обычно ограниченным во времени, дирижер должен при самостоятельной подготовке сделать все возможное, чтобы заранее учесть различные детали своей работы с хором.

В-третьих, на основе анализа дирижером устанавливается исполнительский Основные вопросы произведения и определяются конкретные выразительные средства для его творческого воплощения.

В-четвертых, работа над анализом партитуры значительно обогащает знания дирижера в области истории музыки, гармонии, полифонии, музыкальной формы, хороведения, дирижирования. Умения хорошо разбираться в вопросах общей и музыкальной культуры способствует его совершенствованию как исполнителя и значительно повышает его авторитет как руководителя коллектива. Постоянное накопление этих знаний – необходимое условие работы дирижера.

Помимо этого, работа над анализом произведения воспитывает умение грамотно излагать свои мысли, что для дирижера, как руководителя коллектива, также немаловажно.

Таким образом, значение анализа хорового произведения не ограничивается научно-теоретической стороной, - он очень важен дляпрактической работы дирижера.

Учебный анализ хоровой партитуры делается в письменном виде. В зависимости от задач, стоящих перед студентом и степени его специальной подготовки могут быть два типа анализа: краткая аннотация и развернутый анализ.

Целью создания краткой аннотации является установление основных данных о произведении и творчестве его автора.

Аннотацию следует составлять по каждому произведению, изучаемому в классе дирижирования (не менее 5 произведений в семестр). Имея к выпускному экзамену 40 – 50 аннотаций, студент накапливает значительный творческий и научный багаж, который всегда пригодится в работе.

Другие требования ставятся при создании развернутого анализа партитуры , который в учебной практике обычно называется письменной работой по анализу партитуры.

Письменная работа представляется к каждому экзамену или зачету по дирижированию (следовательно, каждый семестр). Одна письменная работа представляется также к экзамену по хороведению. Т. о. за период обучения студентом должно быть выполнено 8 -10 письменных работ по развернутому анализу хоровых партитур.

Для анализа, по согласованию с педагогом, выбирается одно из произведений, изучаемое в классе дирижирования (преимущественное внимание рекомендуется уделять произведениям для смешанного хора a cappella – наиболее типичным для хоровой исполнительской практики). При этом необходимо стремиться к тому, чтобы студенты в процессе обучения работали над анализом произведений различных стилей и жанров.

Размер письменной работы определяется размером и сложностью анализируемого произведения, а так же степенью глубины анализа. Обычный размер работы – 12-15 страниц формата школьной тетради. Однако, когда студенты только начинают осваивать навыки анализа, он может быть несколько меньшим (10-12 стр.). Впоследствии размер работы, как правило, возрастает до 15-20 стр.

Работа должна быть написана грамотно, аккуратно, разборчиво и тщательно отредактирована. К ней должна быть приложена партитура анализируемого произведения (полностью) с расставленными цифровыми обозначениями тактов, на которую в процессе анализа делаются ссылки. Если анализируется произведение крупной формы с сопровождением, то партию сопровождения выписывать не обязательно – достаточно ограничиться необходимыми нотными примерами.

Независимо от особенностей произведения и уровня специальной подготовки студента анализ каждой хоровой партитуры должен состоять из следующих основных разделов:

    Общие сведения о произведении;

    Анализ литературного текста;

    Анализ музыкально-выразительных средств;

    Анализ хоровой фактуры (вокально-хоровой анализ);

    Разработка исполнительского Основные вопросыа.

Разница требований, предъявляемых к студентам при анализе партитуры на различных курсах заключается:

    В возрастающей сложности анализируемых произведений;

    В возрастающих требованиях к качеству анализа, его глубине и разносторонности;

Следует так же иметь в виду, что при важности и необходимости всех разделов Основные вопросыа не все из них имеют одинаковое значение. Разделы, посвященные анализу хоровой фактуры и разработке исполнительского Основные вопросыа, являются основными, - в то время как другие носят, в известной степени вспомогательный характер, что, однако, не должно сказываться на их теоретическом уровне. Поэтому возникает вопрос об аспекте анализа , т.е. о его целенаправленности. Автор должен очень хорошо представлять цель своей работы, чтобы точно определить свои задачи. Для дирижера главная задача анализа – в выявлении конкретных хоровых исполнительских средств, необходимых для раскрытия содержания произведения. Поэтому разбор хоровой фактуры для исполнителя хорового произведения является основной задачей: не анализ «вообще», а анализ вокально-хоровых особенностей произведения и разработке исполнительского Основные вопросыа на основе знания и понимания этих особенностей. Об этом всегда важно помнить, чтобы избегать сумбурного и непоследовательного изложения без ясной и определенной цели, что, к сожалению, нередко встречается в студенческих работах.

Нередко также при анализе партитуры чрезмерно большое место отводится описанию жизненного пути композитора и характеристике его творчества. Сведения об авторах произведения должны быть краткими. Основное внимание необходимо уделять непосредственному анализу самого произведения.

При анализе хоровой фактуры важнейшее значение имеет определение конкретных приемов хорового изложения (хорового письма), использованных в данном произведении, а также выявление черт хорового стиля композитора. Это наиболее сложные разделы. К тому же работа над ними затрудняется отсутствием достаточно полного и систематически изложенного учебно-методического материала – наименее разработанного в хоровой теории.

Конкретные результаты анализа, его качество в каждом случае зависит от многих факторов, главнейшими из которых являются: общие музыкально-теоретические знания автора, его специальные хоровые знания (знание хороведения), опыт дирижерско-хоровой работы, аналитические способности и навыки. Особое внимание обращаем на важность воспитания у дирижера аналитических навыков . Для дирижера как организатора и руководителя исполнения рационально-аналитические способности и навыки не менее важны чем эмоционально-интуитивные качества. Только их сочетание рождает подлинный профессионализм.

Для воспитания аналитических навыков дирижеров хора, большое значение имеет курс хороведения, одна из основных задач которого – в глубоком и систематическом изучении особенностей хоровой фактуры, выразительных средств хора, конкретных приемов хорового письма. Не менее важным является также изучение жанрово-стилистических закономерностей хоровой музыки – как в отношении творчества отдельных композиторов, так и хоровых жанров в целом. Значительную помощь в этом может оказать и курс анализа музыкальных произведений, где следует больше места уделять хоровому творчеству – не только в Основные вопросые структурного анализа, но и фактурного, хорового.

Работа над анализом произведения – дело, требующее большого внимания и настоящего творческого отношения. Анализ партитуры и ее изучение в техническом и исполнительском Основные вопросые – процессы взаимно обогащающиеся. Если знакомство с общими сведениями о произведении и его авторах является важной предпосылкой для практического творческого освоения партитуры, то без знания партитуры, всех ее деталей невозможно исчерпывающе проанализировать ее музыкально-выразительные средства, особенности хорового изложения, разработать исполнительский Основные вопросы. Поэтому работа над анализом партитуры должна начинаться с первого ознакомления с ней и продолжаться до тех пор, пока произведение не будет окончательно освоено дирижером. При этом следует иметь в виду, что без выполнения всех требований, предъявляемых при изучении хорового произведения в классе дирижирования (исполнение на фортепиано, пение хоровых партий, интонирование аккордов, тщательная дирижерско-техническая работа) невозможен исчерпывающий, глубокий и всесторонний его анализ.

Краткая аннотация хоровой партитуры

Аннотация заключается в сжатом изложении основных данных о произведении, в конкретной фиксации показателей темпа, метра, ладо-тональных особенностей, особенностей формы, фактуры и др. Рекомендуется следующий Основные вопросы аннотации :

    Название произведения. Год создания.

    Вид хорового творчества и хоровой жанр.

    Если анализируемое произведение является частью более крупного сочинения, – общие сведения обо всем цикле (количество и название частей, состав исполнителей..)

    Состав исполнителей (для хоровых произведений с сопровождением и солистами).

    Форма (определение формы с указанием частей и их размера – количество тактов).

    Тональность (основная, модуляция, отклонения).

    Темп и характер исполнения (перевод). Метроном.

    Метр и размер.

    Ритмические особенности.

    Динамика.

    Звуковедение.

    Фактура (общий тип фактуры).

    Состав хора.

    Диапазоны хоровых партий и общий диапазон всего хора.

    Тесситура.

    Приемы хорового изложения.

Аннотация может быть дополнена краткими сведениями о творчестве композитора (перечислить основные произведения), а также отдельными наиболее существенными исполнительскими замечаниями. При наличии других редакций анализируемого произведения следует указать их.

Создание подобных аннотаций дело относительно несложное, главное – в умении четко сформулировать ответы на все вопросы, указанные в Основные вопросые.

Основными и наиболее распространенными типами хоровых партитур являются: хоровая миниатюра a cappella и хор крупной формы с инструментальным сопровождением.

Их аннотация достаточно полно охватывает все необходимые вопросы, возникающие в процессе работы студента над этим разделом дирижерско-хоровой специальности.

План развернутого анализа хоровой партитуры

    Общие сведения о произведении и его авторах

Общие сведения о произведении. Точное и подробное название произведения. Год создания. Авторы музыки и текстов. Вид хорового творчества (хор a cappella , хор с сопровождением). Хоровой жанр(хоровая песня, переложение, миниатюра, крупная форма, обработка, часть оратории, кантаты, сюиты, сцена из оперы и др.). Если анализируемое произведение является частью наиболее крупного сочинения, то следует кратко охарактеризовать остальные его части, чтобы иметь общее представление обо всем цикле (состав исполнителей, количество и название частей, роль хора и др.).

Сведения о жизни и творчестве композитора. Годы жизни. Общая характеристика творчества. Основные произведения. Более подробная характеристика хорового творчества.

    Литературный текст

Сравнение текста, использованного композитором с литературным оригиналом; возникшие изменения и их причины. Если использованный текст является фрагментом более крупного произведения (стихотворения, поэмы и др.), необходимо дать общую характеристику всего произведения.

Изложение литературного текста (выписать весь использованный текст).

Взаимосвязь текста и музыки. Степень их соответствия. Воплощение средствами музыки литературных тем и образов. Взаимосвязь строения текста и формы хорового произведения.

Анализ хоровой партитуры.

Составитель: старший преподаватель

кафедры хорового дирижирования и

сольного пения факультета «Музыки»

Богатко И.С.

Пермь 2013

Анализ хорового произведения

    Музыкально-теоретический анализ произведения (тональный план, форма, каденции, характер развития музыкальной мысли, размер, особенности фактуры, темп).

    Вокально-хоровой анализ: тип и вид хора, диапазоны голосов, тесситура, ансамбль, строй, интонационные, вокально-хоровые, ритмические, дикционные трудности).

    Исполнительский анализ произведения; (связь музыки с текстом, определение цезур, установление темпа, характера произведения, динамики, штрихов, кульминации).

Список произведений.

1курс

Хоровые произведения для изучения

Аренский А. Анчар. Ноктюрн

Агафонников В. Посеяли лен за рекою.

Белый В. Степь

Бойко Р. 10 хоров на ст.А.Пушкин

Василенко С. Дафино вино. Как при вечере. По горам две хмурых тучи. Метель. Степная.

Гречанинов А. Нас веселит ручей. В зареве огнистом. Над неприступной крутизной. Свете тихий. После грозы. На заре.

Гуно Ш. Ночь

Давиденко А. Всевперед. Бурлаки. Море яростно стонало.

Дарзинь Э. Былое.Сломанные сосны.

Дворжак А. Пир. Хоры из цикла "О природе"

Дебюсси К. Зима. Тамбурин

Егоров А. Тайга. Добрыня Никитич. Колыбельная. Сирень. Песня.

Ипполитов-Иванов М. Новгородская былина. Лес. Ночь.

Кастальский А. Под большим шатром. Русь.

Корганов Т. Видит лань в воде.

Касьянов А. Осень. Не пенится море.

Кальдара А. Stabat Mater

Калинников В. Жаворонок. Зима. На старом кургане. Нам звезды кроткие сияли. Осень. Лес. Ой,честь ли то молодцу. Звезды мерк нут и гаснут. Кондор. Элегия.

Коваль М. Ильмень-озеро. Листья. Слезы. Буря бы грянула,что-ли.

Кравченко Б. Русские фрески (на выбор)

Кюи Ц. Ноктюрн. Встрепенитесь птички-песни. Две розы. Сияет солн це. Грозовые тучи. Сон.

Колосов А. Русь.

Лассо О. Солдатская серенада. О, если б знала ты. Matona.

Ленский А. Былое. Русская земля. 9 января. Утес и море. Обработки народных песен (на выбор).

Лятошинский Б. Осень. Ой, ти, мати моя. В поле чистом. Течет вода.

Макаров А. «Город немеркнущей славы» из сюиты "Река-богатырь"

Мендельсон Ф. Хоры на выбор.

Мурадели В. Ответ на послание А.Пушкина.

Новиков А. Во кузнице. Уж, ты, поле. Любовь. Веселый пир.

Попов С. Как по морю.

Пуленк Ф. Белый снег. Грусть. «Страшна мне ночь» из кантаты "Лик человеческий"

Равель М. Три птицы. Николетта.

Свешников А. В темном лесе. Ах, ты степь широкая. Вниз по матушке по Волге.

Свиридов Г. "Пушкинский венок": № 1, 3, 7, 8, 10. "Ночные облака" - № 2. Вечером синим. Ясные поля. Весна и колдун. Хоры на стихи русских поэтов. Слонимский С. Четыре русские песни.

Соколов В. Повянь-повянь, бурь-погодушка. Ты рябина ли,ряби нушка.

Танеев С. Адели. Развалину башни. Венеция ночью.

Чайковский П. Без поры, да без времени. Не кукушечка во сыром бору. Ночевала тучка. Соловушко. Что смолкнул веселия глас. Блажен, кто улыбается. Хоры из Литургии (на выбор).

Чесноков П. Август. Альпы. Зимой. Теплится зорька. Лес. Вдоль да по речке. Дубинушка. Не цветочек в поле вянет. Литургические хоры (на выбор).

Шебалин В. Зимняя дорога. Мать послала сыну думы. Степан Разин. Стрекотунья белобока. Утес. Послание декабристам. Казак гнал коня. Могила бойца.

Шостакович Д. Десять поэм. (хоры на выбор).

Шуман Р. Доброй ночи. Зубная боль. В лесу. На Боденском озере.

Щедрин Р. 4 хора на ст. А.Твардовского.

Шуберт Ф. Любовь. Ночь.

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования.

Бортнянский Д. Достойно есть. Херувимская № 2.

Векки О. Пастух и пастушка.

Давиденко А. Море яростно стонало. Узник. Бурлаки.

Даргомыжский А. Петербургские серенады.

Глинка М. Патриотическая песня.

Гречанинов А. Лягушка и вол.

Егоров А. Песня.

Зиновьев А. Осень.

Ипполитов-Иванов М. Острою секирой. Сосна.

Калинников В. Элегия.

Кастальский А. У ворот, ворот. Рябинушка.

Кодай 3. Вечерняя песня.

Костле Г. Миньон.

Лист Ф. Наступление весны.

Мендельсон Ф. Беги со мной. Как иней ночкой весенней пал. Над ее могилой. Предчувствие весны.

Проснак К. Прелюдия.

Рахманинов С. Тебе поем.

Римский-Корсаков Н.А. Ай во поле липенька. Ты взойди солнце красное.

Салманов В. "Ох, товарищи родные" из оратории "Двенадцать".

Слонимский С. Ленинградская белая ночь.

ТанеевС. Серенада. Сосна.

Чайковский П. "Литургия св. И.Златоуста": №9, 13. Ночевала тучка золотая

Чесноков П. Весеннее успокоение. За рекой, за быстрой. Дума за думой.

Шебалин В. Зимняя дорога.

Шуман Р. Вечерняя звезда. Доброй ночи. Ночная тишина.

Шуберт Ф. Любовь. Далекой.

Щедрин Р. Как дорог друг. Прошла война. Тиха украинская ночь.

Эшпай А. Песня о криницах.

2курс

Хоры с сопровождением для изучения.

Оригинальные хоровые произведения:

Глинка М. Полонез. Слава русскому народу.

Дебюсси К. Сирень.

Ипполитов-Иванов М. Утро. Крестьянская пирушка. Приближение весны. Цветы. Листья в саду шелестят. В мае.

Новиков А. Травушка. Эй, ухнем. А дождь хлещет.

Шуман Р. Цыгане.

Шуберт Ф. Приют.

Хоры из ораторий ц кантат.

Арутюнян А. Кантата о Родине № 1, 4, 5.

Бриттен Б . Missa brevis in D

Брукнер А. Реквием d - moll . Большая месса.

Брамс И. Немецкий реквием: № 4.

Вивальди А. Gloria: № 1, 4, 7.

Гендель Т. Оратория "Самсон": "Сражен Самсон"

Григ Э. Улаф Тригвассон (отд. номера).

Дворжак А. Реквием (хор.номера). Те Deum (полностью)

Кабалевский Д. Реквием: Вступление, Помните, Вечная слава, Черный камень.

Козловский О, Реквием (части по выбору).

Макаров А. Сюита "Река-богатырь". О

О рф К. Кармина Бурана: № 1, 2, 5, 8, 10, 20, 24, 25.

Прокофьев С. Иван Грозный (хор. номера).

Пуленк Ф. Лик человеческий (части по выбору)

Салманов В. Двенадцать (отд. части или полностью).

Свиридов Г. «Патетическая оратория»: Бегство Врангеля, Героям Перекопской битвы, Здесь будет город-сад, Поэт и солнце. « Поэма памяти С. Есенина»: Поет зима, Молотьба, Ночь на Ивана Купала, Крестьянские

ребята. « Пушкинский венок»: № 5, 6. «Ночные облака» № 5. « Ладога» № 3, 5.

Чайковский П. Москва: № 1, 3, 5.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: Будущая прогулка. « Над Родиной нашей солнце сияет», « Стенька Разин».

Хоры из опер;

Бизе Ж. «Кармен»: сцены 24, 25, 26.

Бетховен Л. «Фиделио» (отд.хоры).

Бородин А. «Князь Игорь»: Слава, Сцена Ярославны с девушками, Сцена у Галицкого, Половецкие пляски с хором, Финал 1-го действия,

Вагнер Р. «Лоэнгрин»: Свадебный хор. « Тангейзер»: Марш.

Верди Д. «Аида»: хоровые сцены. « Отелло»: хоровые сцены из 1, 3 действия.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Ах, подруженьки, Варись, зелье. Хор и песня Торопа.

Гершвин А. «Порги и Бесс»: отдельные хоры.

Глинка М. «Иван Сусанин»: Польский акт, Славься. «Руслан и Людмила»: Интродукция, Финал 1 действия, Ах, ты свет, Людмила.

Глюк X . «Орфей»: отдельные хоры.

Гуно Ш. «Фауст»: Вальс. « Ромео и Джульетта»: хор придворных.

Даргомыжский А. «Русалка»: Ах, ты, сердце, Заплетися, плетень. Как на горе мы пиво варили. Как во горнице-светлице.

Делиб Л. «Лакме»: хор и сцена на рынке.

Козловский О. «Царь Эдип»: 1-й хор народа.

Мусоргский М. «Борис Годунов»: Сцена коронования, Сцена у Василия Блаженного, Сцена под Кромами (полностью и отдельные фрагменты) , «Сорочинская ярмарка»: Хор из 1 действия. « Хованщина»: Встреча и славление Хованского, Сцена в стрелецкой слободе (полностью и отд.фраг.).

Римский-Кореаков Н.А. «Псковитянка»: Встреча Грозного, Въезд Грозного во Псков, Сцена Вече ; «Садко»: Хор торговых гостей, Высота ли, высота поднебесная. « Снегурочка»: Хор слепцов-гусляров, Сцена в заповедном лесу, А мы просо сеяли, П роводы масленицы, Финал оперы.

« Сказание о невидимом граде Китеже»: Свадебный поезд. « Царская невеста»: Приворотное зелье, Яр-хмель. « Майская ночь»: Просо.

Сметана Б. «Проданная невеста»: отдельные хоры.

Холминов А. «Чапаев»: У нас, Петенька.

Чайковский П. «Евгений Онегин»: Хор крестьян, Бал у Лариных. « Пиковая дама»: Хор гуляющих, Хор гостей, Пастораль пастушки. «Мазепа»: Хор и причитание матери, Народные сцены, Сцена казни. «Опричник»: На море утушка купалася, Свадебный хор "Слава".

Хоровые произведения для чтения с листа и транспонирования

Бородин А. «Князь Игорь»: Улетай на крыльях ветра.

Верстовский А. «Аскольдова могила»: Два хора рыбаков, При долинушке береза белая стояла, Ах, подруженьки.

Верди Дж. «Навуходоносор»: Ты прекрасна, о, Родина наша. « Аида»: Кто там (2 действие).

Глинка М. «Руслан и Людмила»: Ах, ты свет Людмила, Не проснется птичка утром. « Иван Сусанин»: Свадебная песня.

Даргомыжский А. «Русалка»: Три хора русалок.

Мусоргский М. «Хованщина»: Батя, Батя, выйди к нам.

Петров А. «Петр I»: Заключительный хор из оперы.

Чайковский П. «Снегурочка»: Проводы масленицы.

Чесноков П. Катит весна.

3 курс

Полифонические хоровые произведения для изучения.

Оригинальные хоровые произведения

Аркадельт Я. Лебедь в минуту смерти.

Векки О, Уж лучше не родиться.

Верди Дж. 4 духовных хора.

Габриэли А. Юная дева.

Гречанинов А. Лебедь, рак и щука.

Глазунов А. Вниз по матушке, по Волге.

Кодай 3. Венгерский псалом.

Лассо О. Пастух. Песня гуся. Эхо.

Маренцио Л. Сколько влюбленных.

Монтеверди К. Прощание. Твой ясный взор столь прекрасен и светел.

Морли Нежность горит в лице твоем.

Палестрина Дж. Ветер весенний. Ах, тот давно в могиле.

Римский-Кореаков Н. Месяц плывет. Старая песня. Ночевала тучка золотая. Татарский полон. Уж ты сад. На севере диком.

Свешников А. Уж ты сад.

Соколов В. Куда с горя девке деться?

Танеев С. Альпы. Восход солнца. Вечер. На могиле. Развалину башни. Посмотри, какая мгла. Прометей. Увидал из-за тучи утес. В дни, когда над сонным морем. По горам две хмурых тучи.

Чайковский П. Литургия св. И. Златоуста: № 6, 10, 11, 14. Херувимская песнь № 2. Отче наш.

Чесноков П. Ходила младешенька.

Шебалин В. Над курганами.

Щедрин Р. Ива, ивушка.

Хоры из опер:

Бородин А. «Князь Игорь»: Хор поселян.

Берлиоз Т. «Осуждение Фауста»: Песня Брандера и хор.

Василенко С. «Сказание о невидимом граде Китеже»: Хор народа "Горе постигло".

Вагнер Р. «Мейстерзингеры»: Слава искусству.

Глинка М. «Иван Сусанин»»: Интродукция. « Руслан и Людмила»: Погибнет, погибнет.

Даргомыжский А. «Русалка»: Заздравный хор.

Моцарт В. «Идоменей»: Бегите, спасайтесь.

Римский-Кореаков Н. «Царская невеста»: хоровая фугетта "Слаще меду". « Снегурочка»: Не был ни разу поруган изменою (из финала 3 д.)

Равель М. «Дитя и волшебство»: Хор пастухов и пастушек.

Шостакович Д. «Катерина Измайлова»: Слава.

Хоры из ораторий и кантат

Арутюнян А. Кантата о Родине: № 3 "Торжество труда".

Барток Б. Cantata profana . № 1, 2, 3.

Бах И.С. Светские кантаты: № 201 D - dur "Внимание", № 205 D-dur «Хор ветров», № 206 D - dur «Вступительный хор», № 208 F-dur «Заключительный хор» , Mecca h- molI : № 1, 3, 15, 16, 17.

Бетховен Л. Месса C - dur : 1-й гимн

Берлиоз Г. Реквием: отд. номера.

Бриттен Б. Военный реквием. Месса in D .

Брамс И. Немецкий реквием: № 1, 2, 3, 6, 7.

Вивальди А. Gloria: № 5, 12

Верди Дж. Реквием: № 1, 2, 7.

Гайдн И. Времена года: № 2, 6, 9, 19.

Гендель Г. «Александр Фест»: № 6, 14, 18. « Мессия»: № 23, 24, 26, 42. « Иуда Маккавей»: № 26. « Самсон»: № 11, 14, 26, 30, 32, 49, 59.

Давиденко А. Из совместной оратории «Путь Октября»: На

десятой версте, Улица волнуется.

Дегтярев С. «Минин и Пожарский»: отдельные номера.

Дворжак А. Реквием: отдельные номера. Stabat Mater № 3.

Йомели Н. Реквием: отдельные номера.

Моцарт В. Реквием: № 1, 4, 8, 9, 12.

Онеггер А. «Царь Давид»: № 16, 18 и Заключительный хор. « Жанна Д"Арк на костре»: Финал оратории.

Равель М. «Дафнис и Хлоя»: Хоры из 1 и 2 сюит.

Регер М. Реквием: полностью и отд.номера.

Скрябин А. 1-я симфония: Слава искусству (финал).

Стравинский И. Симфония псалмов: полностью и отдельные номера.

Сметана Б. «Чешская кантата».

Танеев С. «Иоанн Дамаскин»: полностью и отдельные номера. « По прочтении псалма»: № 1, 4.

Форе Г. Реквием: отдельные номера.

Хиндемит А. «Вечное»: полностью и отдельные номера.

Чайковский П. «К 200-летию памятника Петру I »: Фуга.

Шуберт Ф. Месса As-dur. Отдельные номера. Месса Es-dur: Отдельные номера.

Шимановский К. Stabat Mater : № 1, 4, 5, 6.

Шуман Р. «Рай и Пери»: №8, 11, Реквием: отдельные номера.

Шостакович Д. «Песнь о лесах»: № 7 Слава.

Щедрин Р. «Запечатленный ангел»: отдельные номера и полностью.

Хоровые произведения в ключах "ДО".

Байя Т. O bone Jesu

Бортнянский Д. Концерт для хора № I .

Гастольди Т. Сердце, ты помнишь

Кальвисиус С. Я - человек.

Лассо О. Весь день деньской. Мне сказали. Как ты сумела.

Лехнер Л. О, как мой рок со мной жесток.

Мейланд Я. Сердце в груди ликует.

СканделиусА. Чтоб жить на земле.

Фридеричи Д. Песня общества.

Хаслер Г. Ах, я пою с улыбкой.

Чесноков П. Дух. хоры.

Шостакович Д. Как в незапамятном году.

Хоровые партитуры для транспонирования

Веноза Дж. Sancti spiritus.

Верди Дж . Laudi alla virgine Maria ( фрагменты )

Даргомыжский А. Петербургские серенады: Из страны, страны далекой. Ворон к ворону летит. Пью за здравие Мери. В полночь леший. По волнам спокойным.

Ипполитов-Иванов М. Сосна.

Кодай 3. Здравствуй, Янош.

Лотти А. Miserere

Мендельсон Ф. На юге.

Мурадели В. Сны-недотроги.

Речкунов М. Острою секирой. Осень.

Танеев С. Серенада. Сосна. Венеция ночью.

Чайковский П. Вечер.

Шуберт Ф. Липа.