Сказки и рассказы для детей дедушки иринея. Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация? Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога - В.Ф.Одоевский

Страница 3 из 22


В.Ф.Одоевский. Сказки дедушки Иринея

«Писать, писать и писать!» - таким призывом заканчивает Белинский статью о сказках В. Ф. Одоевского, опубликованную в «Отечественных записках», одном из самых известных журналов прошлого века. Вскоре под названием «Сказки дедушки Иринея» они вышли отдельным изданием, и снова В. Белинский откликнулся на них.
Как князь В. Ф. Одоевский превратился в дедушку Иринея? Когда писатель, ученый, общественный деятель В. Ф. Одоевский писал для детей, то подписывался этим псевдонимом. Возможно, ему казалось, что к дедушке дети почувствуют больше доверия, чем просто к писателю.
В. Г. Белинскому нравились эти сказки. Посвятив им целых две статьи, он рассматривал их в широком педагогическом контексте. Его рассуждения о воспитании и детском чтении и сегодня поражают мудростью прозрений. Вчитываясь, открываешь каждый раз что-то новое, прежде не воспринятое с должной глубиной, и поражаешься, как много было сказано более 150 лет тому назад.
Особое внимание Белинский придавал отбору книг для самых маленьких. Нет ничего более вредного и опасного, отмечает критик, чем неестественное и несвоевременное развитие человеческого духа: «Искусство в той мере действительно для каждого, сколько каждый находит в нем истолкование того, что живет в нем самом как чувство, что знакомо ему как потребность его души».
Восприятие искусства всегда начинается с чувства, и педагогу важно это чувство не погасить, не задавить.
С самых ранних лет, полагал Белинский, должно развивать в детях «чувство изящного как один из первейших элементов человечности». Нравственное чувство - человечность - Белинский тесно связывает с чувством эстетическим, чувством изящного. Можно сказать, что, не пробудив эстетического чувства, нам не удастся затронуть детскую душу и мы не получим педагогического эффекта. Высоко оценив поэтичность сказок В. Одоевского, Белинский заметил: «Русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций». Больше всего критика привлекла способность Одоевского «заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание» самыми простыми рассказами. «Какой чудесный старик, - восклицает Белинский, - какая юная, благородная душа у него! Какою теплотой и жизнью веет от его рассказов». «Любезный и почтенный дедушка! - обращается он к писателю. - Кому же и писать для детей, как не людям, которым Бог дал все, что нужно для этого: и талант, и душу живую, и поэтическую фантазию, и знание дела»?
Перечитаем вместе две сказки Одоевского: «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович». (Именно их особо отмечал В. Г. Белинский.) А начнем с последней - более простой.
«Мороз Иванович»
Какие только сказки про Мороза не придумывал народ, как только не называл его! И Мороз-Красный нос, и Мороз-Синий нос, и Трескун-Мороз. А скольких сказочников увлекал этот образ! А. Н. Афанасьев называл его Морозко, В. Ф. Одоевский величал Морозом Ивановичем - ведь у каждого автора сложилось свое представление об этом образе.
Чем так привлекал он самых разных сказочников? Загадочной и таинственной силой над всем живым на свете. А. Н. Афанасьев видел в нем жестокую и беспощадную силу. В сказке «Морозко» мачеха заставляет своего мужа отвезти падчерицу в лес зимой на верную погибель: «Вези, вези, старик, ее... во чисто поле на Трескун-Мороз!» Адресуя свои сказки «очень маленьким детям», В. Ф. Одоевский стремился, чтобы в них чаще встречалась доброта, а не жестокость, красота, а не безобразное уродство. И вместе с детьми он любуется ледяным домом Мороза Ивановича, особенно красивым, когда убранные снежными звездочками стены блестели и сияли, освещенные солнцем.
Все в этой сказке держится на противопоставлении: имена и действия героев, их поступки, речь - вся их жизнь. Мы сталкиваемся с этим художественным приемом с первых строк: «В одном доме жили две девочки - Рукодельница и Ленивица, а при них - нянюшка». Одоевский дает своим героиням не обычные имена, а имена, похожие на прозвища. Противопоставляя их, сразу настраивает читателей на определенный лад, концентрирует внимание на характерах. Одоевский отказывается от многих традиционных для подобного сюжета мотивов, заменяя мачеху нянюшкой, избегает мотива семейных отношений, темы сиротства, связанной с нею жестокостью.
Перед нами просто дети с разными характерами - Рукодельница и Ленивица. Ну, как было не дать имя-прозвище Ленивице, когда в то время как Рукодельница рано поутру встанет, печку истопит, тесто вымесит, избу вымоет, петуха покормит, по воду сходит - Ленивица все в постельке потягивается, с боку на бок переваливается, а уж коли соберется вставать, то станет просить, чтобы чулочки ей надели, башмачки завязали. А как поест, то сядет у окошка мух считать, а как всех пересчитает, то уж совсем не знает чем заняться: «Ей бы в постельку - да спать не хочется; ей бы покушать - да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело». Ей лень даже посмотреть, как Рукодельница чулки вяжет, рубашки кроит да шьет, лень послушать, как песенка Рукодельницы поется - «сидит горемычная и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты».
Но тут (по законам жанра) в жизнь девочек вторгается случай. Пошла однажды Рукодельница к колодцу за водой, а веревка возьми да и оборвись. А нянюшка у девочек была строгая. «Сама беду сделала, - говорит, - сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай». Что оставалось делать? Спустилась Рукодельница по веревке на дно колодца, думала, ведерко найдет... а там перед ней чудесный мир открылся. Как было не осмотреть диковинку? Сначала на пути печка оказалась, а в ней пирожок сидит, поглядывает да приговаривает: «Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!» Разве можно отказать в такой просьбе? Затем увидела сад, а в нем дерево с золотыми яблочками. Яблочки листьями шелестят и промеж себя говорят: «Мы яблочки наливные, созрелые, корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет». Только успела девочка яблочки собрать, вдруг видит: сидит на ледяной скамеечке седой-седой старик да снежные комочки ест. Тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар. Так состоялась встреча Рукодельницы с Морозом Ивановичем. Вместе они пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили. Но ведерко, за которым пришла девочка, Мороз Иванович согласился вернуть за три дня службы. Сначала старик попросил перину ему взбить, а вместо перины увидела Рукодельница снег пушистый. И так старательно стала она этот снег взбивать, что даже пальцы у нее побелели и окостенели. Пока Мороз Иванович отдыхал, Рукодельница все в доме прибрала, обед приготовила, белье починила. Старик девочку за работу поблагодарил, а через три дня наградил и домой отпустил. Первым увидел ее петух, которого она всегда кормила, обрадовался и закричал:
, кукареки!
У Рукодельницы в ведерке пятаки!
Услышав рассказ девочки о том, как она встретилась с Морозом Ивановичем, увидев награду, стала нянюшка посылать к нему Ленивицу, авось и она в дом что-то принесет.
Чтобы проследить, как развивается принцип художественного противопоставления, придется нам вместе с Ленивицей еще раз совершить весь путь к Морозу Ивановичу и провести с ним три дня.
Спустилась Ленивица в колодец, увидела сначала печку, потом дерево с золотыми яблочками, но пирожок вынимать из печки не стала: «Мол, захочет и сам выскочит». И золотые яблочки не пожелала собирать, себя утруждать. С пустыми руками явилась она к Морозу Ивановичу, но, чтобы подарки получить, от работы не отказалась. Правда, перину снежную взбивать не стала, решив, что старик не заметит и так заснет. Обед приготовила такой, что и сама есть не стала, и старика оставила голодным. Шить принялась, да лишь палец уколола. Но когда прошли три дня, стала Ленивица домой проситься и награды требовать. Мороз Иванович в одну руку положил ей большой серебряный слиток, а в другую - крупный брильянт.
Кукареку, кукарекулька,
У Ленивицы в руках ледяная сосулька!
- закричал петух, чтобы все знали, с какими подарками вернулась Ленивица.
Недаром Мороз Иванович сказал ей на прощанье: «Какова работа, такова и награда». Лень была наказана прилюдно, чтобы все видели, что только труд создает истинные ценности.
В сказке Одоевского нет чудес, когда за ночь вырастают дворцы и города. Он стремился, чтобы дети увидели: все в жизни создается человеческими руками, повседневным трудом, а лень, соседствуя со скукой, предстает как разрушающая сила.
Углубившись в смысловую суть сказки, мы увидим, что перед нами испытание на человечность. И лень соседствует не только со скукой, но и с бездушным отношением к другому. Когда занимает только собственная персона, то совсем не занимает тот, кто рядом, - будь то Рукодельница, которая работает за двоих, Мороз Иванович, оставшийся без обеда, или пирожок и золотые яблочки, которым не суждено больше радовать людей.
Обращает на себя внимание и особый, чисто познавательный слой сказки, для развития сюжетной линии необязательный. Подробно описывается, как Рукодельница очищает колодезную воду, чтобы она становилась, чистой, словно хрустальной. Девочка то и дело задавала Морозу Ивановичу всевозможные вопросы. Взбивая снежную перину, Рукодельница увидела под ней молоденькую зеленую травку, пожалела она травку, подумала, что замерзнет она под снегом, и спросила: «Вот ты говоришь, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?» Оказалось, что так он старается уберечь ее от холодной зимы и т.п.
Для чего эти сугубо познавательные элементы в сказке? В такие моменты Одоевский-ученый берет верх над Одоевским-писателем. Но лишь когда в этом споре с самим собой побеждает Одоевский-художник, сказка обретает художественную целостность, оттесняя излишнюю назидательность.
Заканчивается сказка длинным обращением к читателям: «А вы, детушки, думайте-гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...» и т.д.
Многое в сказках Одоевского радовало Белинского: его способность говорить с маленькими детьми чистым, прекрасным языком, «простые и естественные чудеса», «ловко приноровленные к детской фантазии» сюжеты. Но подобный назидательный конец Белинский принять не мог, был уверен, что он придется не по душе и детям: «Эх, подумаешь, старость-то: никак не удержится от моральных сентенций... «
И далее восклицает: «Нет, моральные сентенции не только отвратительны и бесплодны сами по себе, но и портят даже прекрасные и полные жизни сочинения, если вкрадываются в них!.. У вас есть нравственная мысль - прекрасно; не выговаривайте же ее детям, но дайте ее почувствовать, не делайте из нее вывода в конце вашего рассказа, но дайте им самим вывести...»
Как построить педагогическую работу так, чтобы поучение «переходило в детей не как понятие, а как чувство»? Всего лишь последовать за автором и опереться на прием художественного противопоставления - основной принцип самого сказочника. У детей рано складывается «стихийное» представление об этом приеме. Сказка «Мороз Иванович» дает возможность, продвигаясь в сторону большей его осмысленности, содействовать художественному развитию.
С чего лучше начать? Со звучащего слова. Разве не человеческий голос часто может сказать нам о том, что за человек перед нами - злобный или простодушный, стремится к общению или замкнут и цедит слова сквозь зубы.
Чтобы услышать голос Рукодельницы и Ленивицы, каждому придется выбрать небольшой эпизод из сказки и рассказать его от лица одной из девочек. Пока один рассказывает, остальные ребята стараются угадать, чей голос они слышат. К примеру, спокойный, мелодичный голос - голос Рукодельницы, а резкий, крикливый, неприятный - Ленивицы. Или. Рукодельница произносит слова отчетливо, а Ленивица тараторит и т.п.
С живого человеческого голоса, со звучания самого текста дети начнут постигать художественное пространство сказки.
Это творческое задание подготовит почву для первой игры-драматизации, которую мы назвали «Утро Ленивицы». Если про утро Рукодельницы лучше просто вспоминать и рассказывать, то в полной мере ощутить юмор Одоевского можно, если «Утро Ленивицы» разыграть полностью. Ис-тинное наслаждение и участникам, и зрителям этот эпизод доставит, если будет смешно:
как Ленивица в постельке потягивалась, с боку на бок переваливалась;
как протягивала нянюшке свои ножки, чтобы та чулочки ей натягивала, башмачки завязывала;
как булочку на завтрак съедала;
как, сидя у окошка, мух считала;
как плакала и жаловалась, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Когда Рукодельница шила, кроила и штопала, в доме часто звучала рукодельная песенка. Что это за песенка? Грустная она или веселая? Может быть, кто-то напоет знакомую песенку, которую могла бы за работой напевать Рукодельница? Тогда снова все услышат ее голос - как бы голос самой сказки Одоевского, ведь известно, что у каждой сказки есть свой голос.
Наконец, детям предстоит отправиться к Морозу Ивановичу и разыграть:
как Рукодельница встретилась с пирожком, а как Ленивица («Да, как бы не так! Мне себя утомлять - лопатку поднимать да в печку тянуться...!);
как разговаривала с яблоней Рукодельница, а как Ленивица («Да, как бы не так! Мне себя утомлять - ручки поднимать, за сучья тянуть...»);
как встретилась с Морозом Ивановичем Рукодельница, а как Ленивица (как взбивала перину, готовила обед, шила).
Детям предстоит решить, какой голос у пирожка, а какой у яблони, где найти длинную-длинную шубу и как превратиться в седого-седого старика. И вряд ли кто усомнится, что Мороз Иванович запомнился девочкам по-разному. Но как узнать об этом? В этом творческом задании нам поможет нянюшка. Представим себе, что она попросила девочек нарисовать Мороза Ивановича, а когда на рисунки взглянула, то обнаружила совсем разных Морозов. Если каждый (кому как захочется) посмотрит на Мороза Ивановича глазами Рукодельницы или глазами Ленивицы, а затем нарисует его, то, наверняка, и мы увидим разные портреты. На одних - Мороз Иванович добродушный, смотрит на нас приветливо, а на других - злющий, взгляд исподлобья, подозрительный. Правда, на всех рисунках на нем длинная шуба, но на одних рисунках она светло-голубая, отороченная белым мехом, а на других - совсем без меха да еще какая-то серая, борода всклокоченная, а шапка и вовсе на лоб надвинута и т.д.
Это задание не только уведет детей от стереотипного изображения обычного Деда Мороза, но и позволит в собственном творчестве обратиться к принципу противопоставления. Когда рисунки будут развешены на доске, то все убедятся, как по-разному можно запомнить одного и того же человека. Все зависит от того, кто смотрит.
Стоит попросить детей вспомнить вопросы, которые задавала Морозу Ивановичу Рукодельница, а затем спросить, на какие они могли бы сами ответить и как именно.
Важную роль играет в сказке петух. От него мы узнаем, как наградил Мороз Иванович девочек. И в том, что и как петух кричит, - явная авторская оценка. Как встречал петух Рукодельницу и как Ленивицу, непременно стоит разыграть.
Итак, знакомство с Рукодельницей и Ленивицей состоялось. И можно поразмышлять о том, как они относились друг к другу. Почему в сказке об этом даже не упоминается? И почему нянюшка никогда не ставила Рукодельницу в пример, не поучала Ленивицу?
Разыгрывая «Утро Ленивицы», дети увидели: как только человека начинает одолевать лень, то тут как тут появляется скука. Попросите детей нарисовать Лень со Скукой? Как они выглядят? Какого цвета Скука? А Лень? Можно ли одолеть их? Победить, изгнать из своей жизни? Может быть, автор сказки В. Ф. Одоевский стремился всем нам в этом помочь? Помог ли? Об этом ему непременно нужно сообщить - сочинить письмо дедушке Иринею. Не поленитесь, порадуйте старика!

Одоевский Владимир Федорович

Сказки дедушки Иринея

Бедный Гнедко

Посмотрите, посмотрите, мои друзья, какой злой извозчик, как он бьёт лошадку!.. В самом деле, она бежит очень плохо… Отчего ж это? Ах, бедный Гнедко, да он хромает…

– Извозчик, извозчик! Как не стыдно: ведь ты совсем испортишь свою лошадь; ты её до смерти убьёшь…

– Что нужды, – отвечает извозчик. – Уж или мне, или ей умереть! Нынче праздник.

– То-то и есть, что праздник, любезный: ты подгулял да и не посмотрел, что лошадь потеряла подковку: оттого она поскользнулась, спотыкнулась и зашибла ногу. Что мудрёного, что она не может бежать? Она, бедная, что шагнёт, то ей больно: тут не побежишь. А ты знаешь, что тебе надо будет платить за её леченье, за подковку, да ещё хозяин тебя будет бранить. Так тебе хочется во что бы то ни стало выручить деньги, навести, как ты говоришь; теперь же благо праздник, езды много, платят дорого… Да бедная-то лошадка в чём виновата? Виноватый-то ты, глупый мальчик: зачем ты не смотрел за нею, зачем не видал, когда она потеряла подковку?

Но он не слушает нас, он уже далеко. Вон он на Неве и всё погоняет бедную лошадь, а лошадь всё спотыкается, и что шагнёт, то ей больно. Бедная лошадка! Какое ей мученье!

А ещё ребятишки бегут за санями да смеются и над лошадкой и над извозчиком. А он ещё больше злится и вымещает свою злость на лошадке.

Но скажите, сделайте милость, как не стыдно этому толстому господину, который сидит в санях! Как он не запретит извозчику мучить бедную лошадку! Этот толстый господин завернулся в шубу, нахлобучил на глаза шляпу и сидит сиднем, как ни в чём не бывало.

– А мне что за дело, – бормочет про себя толстый господин, – я спешу на обед. Пусть извозчик убьёт свою лошадь; не моя лошадь, мне что за дело.

Как вы думаете об этом, мои друзья? Будто оттого, что это не его лошадь, так и надобно ему смотреть равнодушно на её мученье?

Но в этих разговорах мы прошли почти всю набережную… Посмотрите, посмотрите: что это там столпился народ!.. Пойдём. Ах, это наш бедный Гнедко! Посмотрите: он упал и не может больше встать; прохожие помогают извозчику поднять его; они поднимут, он опять упадёт. Как нога у него вспухла! Сам извозчик теперь плачет навзрыд. "Поделом ему", – вы скажете; нет, не говорите этого: он уже сам видит свою вину и уже довольно наказан. Как он покажется на глаза хозяину? Да и что делать теперь с лошадью? Оставить её на улице нельзя; сама она идти не может; надо нанять другую лошадь с санями и на сани взвалить бедного Гнедка. Но на это нужны деньги, а у извозчика их нет: толстый господин рассердился, зачем лошадь упала, и не заплатил ничего… Бедный Гнедко! Он не может шевельнуться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами, как бы требуя помощи. Бедный, он не может даже кричать, потому что лошади не кричат, как бы жестоко ни страдали. "Злой извозчик! Зачем ты так измучил бедного Гнедка?" – Но перестанем упрекать его, хотя он и много виноват, а лучше дадим ему денег, пусть он наймёт товарища свезти Гнедка на квартиру, да прибавим совет: вперёд не ездить на хромой лошади и не требовать от больной, чтобы она бежала, как здоровая. На днях пошлём узнать, лучше ли нашей лошадке.

Вообще, друзья мои, грешно мучить бедных животных, которые нам служат для пользы или для удовольствия. Кто мучит животных без всякой нужды, тот дурной человек. Кто мучит лошадь, собаку, тот в состоянии мучить и человека. А иногда это бывает и очень опасно. Вы видели, как иногда дурные ребятишки дразнят на улице собак, кошек, бьют их, привязывают им палки к хвосту; послушайте же, что однажды случилось с такими ребятишками, как они жестоко были наказаны за свою злобную охоту.

Несколько лет тому назад здесь, в Петербурге, на площади, отстала от хозяина маленькая, смирная собачка Шарло: она испугалась, прижалась к стене и не знала, что делать. Тогда окружили её ребятишки; ну дразнить её, ну бить, бросать каменьями, таскать за хвост. Они вывели бедную собачку из терпения, она бросилась на них и некоторых укусила. Что же вышло? Собачка осталась здоровою, а ребятишки?.. Вы знаете, что бывает с человеком, когда его укусит бешеная собака? Он получает отвращение к воде, желание укусить и умирает в ужаснейших терзаниях: подумать страшно! Поверите ли? То же случилось и с укушенными ребятишками: они взбесились. Да, мои друзья, этот случай был новым доказательством того, что когда собаку долго дразнят и она, рассердившись, укусит, то её укушение бывает так же опасно, как укушение бешеной собаки. Не мучьте же никакого животного, друзья мои, потому что это грешно и показывает злое сердце, и не мучьте собак, даже в шутку, потому что это и дурно, и опасно.


Впервые напечатано: Одоевский В. Ф., «Сказки дедушки Иринея», 1841.

Городок в табакерке

Папенька поставил на стол табакерку.

– Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка, – сказал он.

Миша был послушный мальчик, тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.

– Что это за городок? – спросил Миша.

– Это городок Динь-динь, – отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять; он ходил и к дверям, – не из другой ли комнаты? И к часам – не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец, Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и, наконец, за пригорком совсем скрылось, и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только не надолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городе стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.

– Папенька! папенька, нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!

– Мудрено, мой друг. Этот городок тебе не по росту.

– Ничего, папенька, я такой маленький. Только пустите меня туда, мне так бы хотелось узнать, что там делается…

– Право, мой друг, там и без тебя тесно.

– Да кто же там живёт?

– Кто там живёт? Там живут колокольчики.

С сими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса. Миша удивился.

– Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? – спрашивал Миша у папеньки.

А папенька отвечал:

– Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел над нею, смотрел, смотрел, думал, думал: отчего звенят колокольчики.

Между тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкой и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу.

Познакомьтесь с названиями "Сказок дедушки Иринея": "Серебряный рубль", "Шарманщик", "Разбитый кувшин", "Городок в табакерке", "Анекдоты о муравьях", "Бедный Гнедко", "Столяр","Мороз Иванович", "О четырех глухих", "Червячок", "Житель Афонской горы", "Сиротинка", "Отрывки из журнала Маши", "Два дерева". Какие из этих сказок вам знакомы? О каких можно уже по заглавию сказать, что это сказки? Чтобы абсолютно правильно ответить на этот вопрос, нужно их прочитать.

Чаще всего вы называете сказки "Мороз Иванович" и "Городок в табакерке". Но к сказкам можно отнести и "Анекдоты о муравьях", и многие другие произведения из этого сборника. Важно то, что сам автор дал им общее название "Сказки". И читая их, стоит подумать, почему же автор так назвал самые различные повествования. Наверное, он думал о том, что каждая из этих сказок содержит выдумку и является результатом фантазии автора.

Прочтите фрагмент из "Анекдотов о муравьях":

Как известно, главное занятие муравьев - это запасти себе в продолжение лета пищу на зиму. Я думаю, всем моим читателям известно, что муравьи прячут в земле собранные ими зерна ночью, а днем выносят их сушить на солнце. Если когда-нибудь вы обращали внимание на муравейник, то, верно, замечали вокруг него небольшие кучки зерен. Я знал их обычай и потому чрезвычайно был удивлен, заметив, что мои постояльцы делали совершенно противное: они держали свои зерна под землею в продолжение целого дня, несмотря на солнечное сияние, и, напротив, выносили их наружу ночью; можно было подумать, что они выносили свои зерна на лунный свет, но я ошибся, - мои муравьи имели преважную причину поступать так, а не иначе.

В небольшом расстоянии от окна находилась голубятня; голуби беспрестанно садились на окошко и съедали зерна, попадавшиеся им на глаза; следовательно, мои муравьи поступали очень благоразумно, скрывая свое сокровище и не доверяя его похитителям.

Можете ли вы доказать, что перед вами художественная речь, а не научная информация?

Перед нами, конечно, художественное произведение, в котором переданы наблюдения любознательного человека за случайно попавшими в поле его зрения насекомыми. Он делает вывод об их благоразумии, чего никогда не станет делать ученый. Исследователь никогда не увидит в насекомых человеческие мысли и чувства, поскольку точно знает особенности каждого живого существа. В произведениях фольклора или литературы, созданных любым из народов, часто очеловечиваются не только живые существа, но и явления природы, и даже предметы. Ученый всегда точен в своих определениях и характеристиках.

Автор этого рассказа о муравьях - ваш ровесник. Можете ли вы вспомнить собственную попытку понаблюдать за природой и жизнью живых существ рядом с вами? Если этого не было, то как вы можете это объяснить?

Ученики часто рассказывают о своих наблюдениях за животными и разными насекомыми во время летних каникул. Некоторые ученики зимой подкармливают птиц и белок, и при этом с ними происходят забавные происшествия. Так, один шестиклассник был очень горд тем, что приделал на своем окне кормушку для синичек, которую никак не удавалось "ограбить" воронам: он так умело ее расположил, что крылья ворон мешали им подлетать к этой кормушке.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к «Анекдотам о муравьях» В. Ф. Одоевского уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми? Эти насекомые живут в сообществах (семьях): например, пчелы - по 40-80 тыс. особей, муравьи - по 500-800 тыс. особей. Разделение функций и сложные взаимодействия разных особей в семьях общественных насекомых порой напоминает сознательную деятельность в человеческом обществе. Вопрос 2. Какие особенности жизни перепончатокрылых несвойственны другим отрядам насекомых? У перепончатокрылых насекомых, особенно у общественных, очень сложное поведение, которое напоминает сознательную деятельность. Именно эта особенность жизни
    Приходит к отцу молодая девушка и говорит: - Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и
    Вопрос 1. Почему насекомые очень интересны как объекты изучения? Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других "специалистов". Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и т. д.), есть общественные, живущие большими семьями. Например, пчелы - по 40-80 тыс. особей, муравьи - по 500-800 тыс., а термиты - до 3 млн особей. Изучение биологических особенностей этих насекомых
    Я делал уроки, когда вдруг на тетрадный листок упала красная капелька и стала двигаться. Потом она замерла, и я ее рассмотрел. Это была круглая, красная, блестящая, с темными пятнам на спинке божья коровка. Я бережно посадил ее на ладонь и вышел на балкон. Божья коровка долго не раздумывала, быстро поползла к кончику пальца, расправила крылышки и улетела в небо. Я вернулся в комнату, сел за письменный стол и задумался. Божья
    Практическая работа по географии Для 9 класса по теме: Размещение различных культур растениеводства Цель: Научиться правильно, определять размещение различных культур растениеводства. Задачи: Познавательные: а) Сформировать представление о Растениеводстве; Развивающие: а) Учиться работать с учебником, контурной картой, атласом; б) развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия. Воспитательные: а) воспитание любознательности, привитие интереса; б) формирование самостоятельности; Оборудование: учебник 9 класс, атлас 9кл. Урок Ребята на сегодняшнем уроке мы научимся определять размещение различных культур растениеводства по плану. Сначала мы вместе
    Кормушку на берёзе соорудили... Трогательное зрелище: птичья столовая открыта, да ещё надпись приветливая какая: "Добро пожаловать!" Заметила эту птичью столовую по дороге на работу, невольно улыбнулась и порадовалась. Как хорошо, что чьи-то заботливые руки смастерили кормушку, что есть такие светлые люди и живут они где-то рядом... Без песен не придётся им встречать весну... ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна
    1. Перечислите все отрасли сельскохозяйственной специализации Европейского Юга. Что явилось основой их развития? Район занимает в России лидирующие позиции по валовому сбору подсолнечника (46%), сахарной свеклы (25%), плодов и ягод (20%), валовому сбору зерна (24%), а также по поголовью овец и коз (35%). Почти вся продукция сельского хозяйства перерабатывается на месте. В ряде случаев мощности предприятий пищевой промышленности так велики, что позволяют использовать не только местное сырье, например сахарная промышленность перерабатывает

© Полозова Т. Д., вступительная статья, словарь, 2002

© Нефёдов О. Г., иллюстрации, 2002

© Оформление серии, составление. Издательство «Детская литература», 2002


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Обращение к читателю

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

В твоих руках книга, в которой собраны произведения, созданные более 150 лет назад, еще в XIX веке. Дедушка Ириней – один из многих псевдонимов писателя Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869).

Принадлежал он к древнему русскому роду Рюриковичей. Владимир с детства был любознателен, много, увлеченно читал. Он усердно учился в Благородном пансионе Московского университета, основанного гениальным русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Успешно выполнил его «Подготовительно-энциклопедическую программу» и неустанно занимался дополнительно. Уже в детстве он прослыл энциклопедистом, то есть широко образованным человеком. Пансионат Владимир Одоевский закончил с золотой медалью.

В ученические годы В. Одоевский был увлечен разными науками, искусствами: философией и химией, математикой и музыкой, историей и музейным делом… Его кумиром был Михаил Васильевич Ломоносов. «Этот человек – мой идеал. Он тип славянского всеобъемлющего духа», – признавался Владимир Одоевский. Но более всего Одоевского привлекала словесность: русская речь, русская поэзия, литературное творчество, которое и стало делом его жизни. Однако, став известным писателем, он нередко менял профессиональные занятия. «Человек не должен… отказываться от той деятельности, к которой призывает его сопряжение обстоятельств его жизни», – говорил писатель. А жизнь Одоевского была интересной, эмоциональной, интеллектуально насыщенной.

Он входил в знаменитое общество любомудров . Вместе с будущим декабристом В.К. Кюхельбекером издавал популярный в те годы альманах «Мнемозина». Его одаривали своим дружеским вниманием А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, композитор М. И. Глинка, ученый-критик «неистовый» Виссарион Белинский… Своей первой книге Владимир Федорович Одоевский дал такое название: «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным».

Буквально – мистификаторское название, но интересное. Когда станешь, друг мой, взрослым, прочти эту книгу. Получишь большое удовольствие! Одна из сказок названа именем мистического героя – «Игоша». Он – из рода шишимор, шишиг (это беспокойные озерные духи). Вот такой именно Игоша – безрукий, безногий, невидимый, озорной. Он ищет справедливость. Доставляет при этом немало беспокойства. Но в то же время заставляет уважать себя.

Эта фантастическая сказка В. Одоевского перекликается с сочинениями Эрнеста Теодора Амадея Гофмана – немецкого писателя (1776–1822). Родствен непоседа Игоша и Карлсону, который живет на крыше. Его придумала Астрид Линдгрен – замечательная шведская писательница, очень любимая детьми многих стран.

В. Ф. Одоевский любил детей. Он изучал педагогические идеи русских и зарубежных ученых. Создал свою теорию детства, пользовался ею, сочиняя сказки для детей. Писатель видел в ребенке не только потребность в быстром движении, в живой игре. Он ценил в нем склонность к размышлению, любознательность, отзывчивость. Его очень интересовало, что и как читают дети: с любовью или только по необходимости. Ведь сам он много и увлеченно читал, потому знал ценность книги и чтения. Не случайно и то, что книга «Сказки дедушки Иринея» была издана в годы писательской зрелости Одоевского, полного признания его таланта и читателями и критикой.

Первая детская сказка «Городок в табакерке» вышла еще в 1834 году. Только через шесть лет, в 1840 году, писатель подготовил отдельной книгой издание «Детских сказок дедушки Иринея». Но произошло недоразумение: из-за большого количества опечаток ее не выпустили в свет. Она появилась лишь в 1841 году, хотя в популярном тогда журнале «Отечественные записки» за 1840 год Виссарион Белинский уже опубликовал большую статью об этой книге.

Сказки не раз переиздавались и в XIX, и в XX веке. У тебя, мой друг, в руках издание XXI века. В него включено четырнадцать произведений. Когда ты их прочитаешь, пожалуйста, подумай: все ли их можно назвать сказками? Например, «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко», «Отрывки из журнала Маши» (а может, и еще некоторые)? В них – картины вполне реальной жизни. Почему же добрый дедушка Ириней ставит в один ряд эти произведения с теми, которые самим названием настраивают на чтение именно сказки? Например, «Мороз Иванович», «Городок в табакерке»… С Морозом Ивановичем ты встречался, видимо, когда читал или слушал русские народные сказки. Табакерка, даже если она и большая, едва ли вместит в себя целый городок, пусть игрушечный. В сказке же все возможно. На то она и сказка.

Видимо, дедушка Ириней хотел заинтересовать, увлечь своего читателя, пробудить воображение, заразить фантазией. И одновременно побудить к собственным размышлениям тебя, мой друг, чтобы ты сам постарался вместе со сказочником Иринеем как бы включиться в жизнь героев, почувствовать интонацию повествования, услышать ласковый голос рассказчика. Дедушка Ириней хочет, чтобы ты при чтении был не сторонним наблюдателем, а как бы действующим лицом произведения. Мудрый Ириней знал, что рассказ становится сказочно увлекательным, необычным, если читатель переживает вместе с героями. Представь, что это ты лично слышишь звон колокольчиков, их разговор, путешествуя по городу в табакерке. Это ты лично вместе с Машей осваиваешь секреты ведения хозяйства. Это ты сам оскорблен поведением подруг Маши, унижающих одну из девочек за то, что она не из богатой семьи. Это ты преодолеваешь соблазн израсходовать все деньги на что-то очень для тебя приятное, желанное, а не на то, что нужно для дома. И конечно, отдаешь «отчет себе самому в своей жизни», руководствуясь голосом доброго сердца и «осердеченного» ума.

Главное при чтении – почувствовать добросердечие самого автора, дедушки Иринея. «А какой чудесный старик! Какая юная, благодатная душа у него! Какою теплотою и жизнью веет от его рассказов и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом! Советуем, любезные дети, получше познакомиться с дедушкой Иринеем… Если вы пойдете с ним гулять – вас ожидает величайшее удовольствие: вы можете бегать, прыгать, шуметь, а он между тем будет рассказывать вам, как называется каждая травка, каждая бабочка, как они рождаются, растут и, умирая, снова воскресают для новой жизни» – так писал великий критик В. Белинский о книге, которая у тебя в руках.

Что ж, мой дорогой читатель, попутешествуй вместе с писателем и далее по страницам его сочинений. Вот сказка «Червячок». До публикации в сборнике сказок дедушки Иринея она была напечатана еще в 1835 году в «Детской книжке для воскресных дней». Всего несколько страниц посвящено истории появления на свет червячка, его краткой жизни, перерождению в бабочку. Короткая, изящная зарисовка. В ней одна из вечных идей – о бессмертии души и о жизни после смерти. А сколькими удивительными наблюдениями своими поделился с нами внимательный и мудрый экскурсовод Ириней. Вот мы вместе с Мишей и Лизанькой увидели шевелящегося червячка: «…на листке цветущего кустарника, под легким прозрачным одеяльцем, похожим на хлопчатую бумагу, в тонкой скорлупке лежал червячок. Уже давно лежал он там, давно уже ветерок качал его колыбельку, и он сладко дремал в своей воздушной постельке. Разговор детей пробудил червячка; он просверлил окошко в своей скорлупке, выглянул на Божий свет, смотрит – светло, хорошо, и солнышко греет; задумался наш червячок».

Так рисует и передает нам автор не только факт рождения червячка, но и движение его мысли, его ощущение жизни: «…светло, хорошо, и солнышко греет…» Приятно. Но зачем же надо было появляться здесь? «Неужели, в самом деле, мне целый век лежать в моей постельке да смотреть на занавеску?» «Может быть, я на что и другое гожуся?» Именно это нам интересно: на что же сгодится червячок? Всего-то червячок, но как рассуждает?! Как продуманно, если не сказать разумно, действует, открывая свои возможности, а в итоге – как бы размышляет и о своем назначении в этом личном мирке. Вот он даже паутинку на листок закинул, чтобы ветер его не унес куда не надо. Действует червячок, не пассивен он: «Сглотал он листок, на другой потащился, а потом на третий. Весело червячку! Ветер ли пахнёт, он прикорнет к паутинке; тучка ли набежит, его шубка дождя не боится; солнышко ли сильно печет, он под листок, да и смеется над солнцем, насмешник!»

Заметим: перед нами конкретная, видимая, ясная картина. Одновременно для нас, читателей, она – источник полезных знаний о жизни природы. О взаимодействии, о взаимозависимости всего живого. Это представление о гармонии.

Вот наш червячок «начал важную работу в своей жизни». В стремлении «быть чем-нибудь лучше» спустился с листка и стал искать тенистое место. Червячок «готовился умереть и строил себе могилу!». «Но недолго спал червячок!» – обращаясь к нам, читателям, утверждает дедушка Ириней. Природа мудра, щедра, бесконечна в своем развитии. У червячка появились «большие, радужные крылья, он жив, свободен; он гордо поднимается на воздух»… Вот уже прелестная бабочка весело совершает свой полет.

Так, общаясь с интересным, широко образованным писателем, мы делаем немало открытий для себя, приобретаем новые знания. Убеждаемся, что прекрасное – рядом. Но чтобы испытать радость открытия, надобно не только смотреть, но и уметь видеть; не только слушать, но и слышать голоса окружающего нас живого мира.

Дедушка Ириней убеждает: прекрасное и значимое часто для человека неделимо. Не случайно вслед за исповедальной сказкой «Червячок» идет небольшая поэтическая зарисовка «Житель Афонской горы». Так называл мудрый сказочник увиденный здесь «прекрасный цветок»: «…и такой он красивый, и такой от него запах». В первый момент измученный неудачами лечения чумы благочестивый ученый подумал: вот живет лишь ради самого себя цветок; он и красив, и ароматен. Сегодня бы мы сказали: живет себе без проблем. Ан нет. Вглядевшись в цветок, лекарь увидел: «…внутри цветка – мертвая пчела». Трудолюбивое насекомое, собирая цветочную пыльцу, погибло прямо в цветке. Пчела трудилась «не для себя, а для других». Ей никто не говорил спасибо за верность своему делу, очень нужному для других. И цветок растет на Афонской горе не для того, чтобы красоваться собой. Не зря же к нему летали пчелы. Цветок приносит пользу людям. Понял все это отчаявшийся было человек и вновь обрел свою радость: «И снова начал лекарь собирать целебные травы, и снова до пота лица стал ходить по хижинам и помогать больным, утешать умирающих».

Владимир Федорович Одоевский много путешествовал, встречался с разными людьми. Жизнь убедила его: главное назначение человека – творить благо. И не только человека. Единое чувство беды, горя и у солнца, и у людей – доказывает нам писатель. Умение, труд – всегда подмога и себе, и другим. В этом – источник земной и космической гармонии. Именно такое понимание своего назначения помогло мальчику Андрею – столяру и сыну столяра – стать не просто нужным человеком, но даже известным, ученым и архитектором. Будешь читать о нем рассказ «Столяр» – обрати внимание, как тепло и уважительно говорит о нем автор. Когда же работники смеялись над ним за то, что он тяжким трудом заработанные деньги тратит на книги и, вместо отдыха в обеденный перерыв, вечерами и воскресеньями читает их, автор замечает сочувственно: «Каково было бедному Андрею!» Зная, что лицо бывает привлекательным тогда, когда оно освящено добрым умом и умным сердцем, писатель предлагает «заметить, что у тех людей, которые много учатся, всегда лицо само собою делается умным и привлекательным, оттого что на лице человека выходит все, что он думает и чувствует… Наш Андрей был умный, добрый мальчик и любил учиться; на лице у него это все так и было выпечатано». Писатель, говоря об Андрее, приближает его к себе и к нам, читателям: «Наш Андрей», «наш Андрей осмелился представить Академии свое сочинение», Академия воздавала «похвалы нашему Андрею».

В речи дедушки Иринея много тепла, ласки, нежности. Немало и неожиданных для нас с тобой, читатель, слов. Сочинитель любил, ценил народную речь. Прекрасно знал народные сказки, поговорки, изречения. Некоторые его произведения, например сказка «Мороз Иванович», очень близки народным сказкам: в них одинаковые сюжеты, одни и те же герои, события…

Однако есть и отличительное в сказке «Мороз Иванович» дедушки Иринея. Его рукодельница – творческая личность. Поэтому ей свойственно делолюбие, придумка, особая наблюдательность, склонность к размышлению. Она придумала, что питьевую воду хорошо бы очистить и сделать ее «хрустальной». Девочка удивляет умного Мороза Ивановича своими вопросами. Из их беседы мы узнаем о пользе снега, о первой помощи при обморожении… Очень приятно звучат в речи героев многие уже почти забытые нами слова: студенец (колодец); совесть не зазрит

А теперь давайте вернемся к вопросу: все ли помещенные в этой книге произведения – сказки? Ведь сборник назван автором – «Сказки дедушки Иринея». Интересен этот вопрос вот почему. Только ли в сказках случается необычное? Только ли в сказке маленький человек может оказаться сильнее великана и какой-нибудь Бабы Яги? Когда тебя, мой друг, еще не было на свете, часто звучала песня, которая начиналась словами: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» Может, слишком уж самонадеянно: «сказку сделать былью…» Но многое-многое казавшееся сказочным становилось и становится реальностью.

Василий Федорович Одоевский жил, как ты уже знаешь, в первой половине XIX века. Был он мечтателем. Хотел, чтобы все дети поверили в мечту, надеялся, что она может стать реальностью.

Вспомним сказку «Сиротинка». Тяжелая жизнь была у бедной сиротинки Насти, однако она не только сама выжила, но и создала своеобразное общество благодати и радости для многих бедных детей и их родителей. Произведение заканчивается трагично: «И не стало на земле сиротинки..» А в душе остается тепло, благодарное умиление силой воли, упорством, участливостью Настеньки к бедам других. Этого ради и написано произведение.

Все сказки доброго дедушки Иринея – диалог с нами. Сочинитель обращается к каждому читателю, даже если текстуально этого обращения нет. Писатель хочет, чтобы мы почувствовали его заботу, чтобы разделили его веру в добро, в единство всего живого на земле и даже в космосе. Он обращается к нам, надеясь, что мы услышим его.

Одна из самых привлекательных, на мой взгляд, сказок этого сборника – «О четырех глухих». Написана она на основе индийского фольклора. Сказка кажется смешной: может ли быть иначе, если разговаривают люди, которые глухи, ведь думают они каждый о своем. Одновременно сказка глубоко иронична. Ее вывод – достаточно философский: «Сделайте милость, друзья, не будьте глухи! Уши нам даны для того, чтобы слушать. Один умный человек заметил, что у нас два уха и один язык и что, стало быть, нам надобно больше слушать, нежели говорить!» Слушать и понимать друг друга. Да будет так.

Тамара Полозова,
профессор, член-корреспондент
Российской Академии образования

СКАЗКИ ДЕДУШКИ ИРИНЕЯ

Серебряный рубль


Дедушка Ириней очень любил маленьких детей, т. е. таких детей, которые умны, слушают, когда им что говорят, не зевают по сторонам и не глядят в окошко, когда маменька им показывает книжку. Дедушка Ириней любит особенно маленькую Лидиньку, и когда Лидинька умна, дедушка дарит ей куклу, конфетку, а иногда пятачок, гривенник, пятиалтынный, двугривенный, четвертак, полтинник. Вы, умные дети, верно, знаете, какие это деньги?

Однажды дедушка Ириней собрался ехать в дорогу на целый месяц; вы знаете, я чаю, сколько дней в месяце и сколько дней в неделе? Когда дедушка Ириней собрался в дорогу, Лидинька очень плакала и считала по пальцам, сколько дней она не увидит дедушку.

Дедушка утешал Лидиньку и говорил ей, что если она будет умна, то он приедет скорее, нежели она думает.

– А на память, – сказал дедушка, – я оставлю тебе серебряный рубль и положу его вот здесь, на столе, перед зеркалом. Если ты весь месяц хорошо будешь учиться и учителя запишут в твоей тетрадке, что ты была прилежна, то возьми этот рубль – он твой; а до тех пор пусть он лежит на столе; не трогай его, а только смотри; а смотря на него, вспоминай о том, что я тебе говорил.

С этими словами дедушка положил на стол перед зеркалом прекрасный новенький рубль.

Дедушка уехал; Лидинька поплакала, погоревала, а потом, как умная девочка, стала думать о том, как бы дедушке угодить и хорошенько учиться.

Подошла она к столу полюбоваться на светленький серебряный рубль; подошла, смотрит и видит, что вместо одного рубля лежат два.

– Ах, какой же дедушка добрый! – сказала Лидинька. – Он говорил, что положит на стол только один рубль, а вместо того положил два.

Долго любовалась Лидинька, смотря на свои серебряные рублики; тогда же светило солнышко в окошко прямо на рублики, и они горели, как в огне.

Надобно правду сказать, что Лидинька очень хорошо училась, во время ученья забывала о своих рублях, а слушала только то, что ей говорил учитель. Но когда вечером она легла в постельку, то не могла не подумать о том, что она теперь очень богата, что у нее целых два серебряных рубля, а как Лидинька прилежно училась считать, то она тотчас сочла, что у нее в двух рублях 20 гривенников; никогда еще у нее не бывало такого богатства. Куда девать целых два рубля? Что купить на них? Тут Лидинька вспомнила, что видела она в лавке прехорошенькую куклу; только просили за нее очень дорого – целых полтора серебряных рубля, то есть рубль с полтиною. Да вспомнила она также, что ей понравился маленький наперсток, за который просили 40 копеек серебром; да вспомнила еще, что она обещала бедному хромому, который стоит у церкви, целый гривенник, когда он у нее будет, за то, что Лидинька, выходя из церкви, уронила платок и не заметила этого, а бедный хроменький поднял платок и, несмотря на то что ему ходить на костылях очень было трудно, догнал Лидиньку и отдал ей платок. Но тут Лидинька подумала, что уж целая неделя прошла с тех пор, как она обещала хроменькому гривенник, и что теперь очень бы хорошо было бы дать хроменькому два гривенника вместо одного за долгое жданье. Но если хроменькому дать два гривенника, то тогда недостанет денег на куклу и наперсток, а наперсток был Лидиньке очень нужен, потому что она была большая рукодельница и сама шила платье для своих кукол. Подумав немножко, Лидинька рассудила, что у нее и старая кукла еще очень хороша, а что только нужно ей купить кроватку, за которую просили рубль серебряный. Лидинька и рассчитала, что если она заплатит за кроватку рубль, за наперсток сорок копеек да нищему даст два гривенника, то еще денег у нее останется. А много ли у Лидиньки останется еще денег? Сочтите-ка, дети.



Между тем Лидинька думала, думала да и започивала, и во сне ей все снилась лавка с игрушками, и казалось ей, что кукла ложилась в кроватку и приседала, благодаря Лидиньку за такую хорошую кроватку; и снилось ей, что наперсточек бегал по столу и сам вскакивал к ней на пальчик и что с ним и хроменький прыгал от радости, что Лидинька дала ему два гривенника.

Поутру Лидинька проснулась и стала просить горничную:

– Душенька, голубушка, сходи в гостиную, там дедушка на стол положил для меня два рубля серебряных. Они такие хорошенькие, новенькие, светленькие. Принеси мне на них полюбоваться.

Даша послушалась, пошла в гостиную и принесла оттуда рубль, который дедушка положил на столе.

Лидинька взяла рубль.

– Хорошо, – сказала она, – ну, а другой-то где ж? Принеси и другой; мне хочется послушать, как они звенят друг об друга.

Даша отвечала, что на столе лежит только один рубль, а что другой, верно, украли.

– Да кто же украл? – спросила Лидинька.

Даша засмеялась.

– Воры ночью приходили да и украли его, – отвечала она.

Лидинька расплакалась и побежала к маменьке рассказывать про свое горе, как дедушка положил для нее два рубля на стол и как Даша говорит, что ночью воры приходили и один рубль украли.

Маменька позвала Дашу. О чем она говорила с Дашей, Лидинька не могла хорошенько понять, но, однако ж, заметила, что маменька говорила очень строго и винила Дашу, как будто Даша сама взяла. От этих слов Даша расплакалась.

Лидинька не знала, что и придумать.

Между тем пришел учитель. Лидинька должна была отереть слезы и приняться за ученье, но она была очень грустна. Между тем рубль положила опять на то же место, где положил его дедушка.

Когда кончилось ученье, Лидинька печально подошла к столу полюбоваться на свой оставшийся рублик и подумать, как растянуть его, чтобы достало его на наперсток, хроменькому и на маленькую тяжелую подушку, на которую бы можно было прикалывать работу, которая также очень нужна была для Лидиньки.

Лидинька подошла к столу и вскрикнула от радости: перед ней опять были оба рублика.

– Маменька, маменька! – закричала она. – Даша не виновата, мои оба рублика целы.

Маменька подошла к столу.

– Какая же ты глупая девочка, – сказала она. – Разве ты не видишь, что один рублик настоящий, а другой ты видишь в зеркале, как ты видишь себя, меня и все, что есть в комнате. Ты не подумала об этом, а я тебе поверила и винила Дашу, что она украла.

Лидинька снова в слезы, побежала скорее к Даше, бросилась к ней на шею и говорила ей:

– Даша, голубушка, я виновата, прости меня, я глупая девочка, наговорила маменьке вздор и подвела тебя под гнев. Прости меня, сделай милость.

С тех пор Лидинька больше не думала о рубле, а старалась прилежно учиться. Когда же встречалась с Дашей, то краснела от стыда.

Через месяц приехал дедушка и спросил:

– А что, Лидинька, заработала ли ты рубль?

Лидинька ничего не отвечала и потупила глазки, а маменька рассказала дедушке все, что случилось с рублем.

Дедушка сказал:

– Ты хорошо училась и заработала свой рубль, он твой, бери его; а вот тебе и другой, который ты видела в зеркале.

– Нет, – отвечала Лидинька, – я этого рубля не стою; я этим рублем обидела бедную Дашу.

– Все равно, – отвечал дедушка, – и этот рубль твой.

Лидинька немножко подумала.

– Хорошо, – сказала она, запинаясь, – если рубль мой, то позвольте мне…

– Что, – сказал дедушка.

– Отдать его Даше, – отвечала Лидинька.

Дедушка поцеловал Лидиньку, а она опрометью побежала к Даше, отдала ей рубль и попросила разменять другой, чтобы снести два гривенника бедному хромому.


Произнеси неторопливо вслух это слово – любо-мудрие, то есть любование мудростью. В обществе собирались люди, умевшие и любившие мудрствовать, размышлять, рассуждать, обмениваться мыслями.

В книгу входят знаменитые в свое время "Сказки дедушки Иринея", в которых рассказывается о жизни детей в XIX веке.

Для среднего школьного возраста.

Владимир Федорович Одоевский
Городок в табакерке. Сказки дедушки Иринея

Обращение к читателю

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

В твоих руках книга, в которой собраны произведения, созданные более 150 лет назад, еще в XIX веке. Дедушка Ириней – один из многих псевдонимов писателя Владимира Федоровича Одоевского (1804–1869).

Принадлежал он к древнему русскому роду Рюриковичей. Владимир с детства был любознателен, много, увлеченно читал. Он усердно учился в Благородном пансионе Московского университета, основанного гениальным русским ученым и поэтом Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Успешно выполнил его "Подготовительно-энциклопедическую программу" и неустанно занимался дополнительно. Уже в детстве он прослыл энциклопедистом, то есть широко образованным человеком. Пансионат Владимир Одоевский закончил с золотой медалью.

В ученические годы В. Одоевский был увлечен разными науками, искусствами: философией и химией, математикой и музыкой, историей и музейным делом… Его кумиром был Михаил Васильевич Ломоносов. "Этот человек – мой идеал. Он тип славянского всеобъемлющего духа", – признавался Владимир Одоевский. Но более всего Одоевского привлекала словесность: русская речь, русская поэзия, литературное творчество, которое и стало делом его жизни. Однако, став известным писателем, он нередко менял профессиональные занятия. "Человек не должен… отказываться от той деятельности, к которой призывает его сопряжение обстоятельств его жизни", – говорил писатель. А жизнь Одоевского была интересной, эмоциональной, интеллектуально насыщенной.

Он входил в знаменитое общество любомудров . Вместе с будущим декабристом В.К. Кюхельбекером издавал популярный в те годы альманах "Мнемозина". Его одаривали своим дружеским вниманием А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, М. Ю. Лермонтов, композитор М. И. Глинка, ученый-критик "неистовый" Виссарион Белинский… Своей первой книге Владимир Федорович Одоевский дал такое название: "Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданные В. Безгласным".

Буквально – мистификаторское название, но интересное. Когда станешь, друг мой, взрослым, прочти эту книгу. Получишь большое удовольствие! Одна из сказок названа именем мистического героя – "Игоша". Он – из рода шишимор, шишиг (это беспокойные озерные духи). Вот такой именно Игоша – безрукий, безногий, невидимый, озорной. Он ищет справедливость. Доставляет при этом немало беспокойства. Но в то же время заставляет уважать себя.

Эта фантастическая сказка В. Одоевского перекликается с сочинениями Эрнеста Теодора Амадея Гофмана – немецкого писателя (1776–1822). Родствен непоседа Игоша и Карлсону, который живет на крыше. Его придумала Астрид Линдгрен – замечательная шведская писательница, очень любимая детьми многих стран.

В. Ф. Одоевский любил детей. Он изучал педагогические идеи русских и зарубежных ученых. Создал свою теорию детства, пользовался ею, сочиняя сказки для детей. Писатель видел в ребенке не только потребность в быстром движении, в живой игре. Он ценил в нем склонность к размышлению, любознательность, отзывчивость. Его очень интересовало, что и как читают дети: с любовью или только по необходимости. Ведь сам он много и увлеченно читал, потому знал ценность книги и чтения. Не случайно и то, что книга "Сказки дедушки Иринея" была издана в годы писательской зрелости Одоевского, полного признания его таланта и читателями и критикой.

Первая детская сказка "Городок в табакерке" вышла еще в 1834 году. Только через шесть лет, в 1840 году, писатель подготовил отдельной книгой издание "Детских сказок дедушки Иринея". Но произошло недоразумение: из-за большого количества опечаток ее не выпустили в свет. Она появилась лишь в 1841 году, хотя в популярном тогда журнале "Отечественные записки" за 1840 год Виссарион Белинский уже опубликовал большую статью об этой книге.

Сказки не раз переиздавались и в XIX, и в XX веке. У тебя, мой друг, в руках издание XXI века. В него включено четырнадцать произведений. Когда ты их прочитаешь, пожалуйста, подумай: все ли их можно назвать сказками? Например, "Серебряный рубль", "Бедный Гнедко", "Отрывки из журнала Маши" (а может, и еще некоторые)? В них – картины вполне реальной жизни. Почему же добрый дедушка Ириней ставит в один ряд эти произведения с теми, которые самим названием настраивают на чтение именно сказки? Например, "Мороз Иванович", "Городок в табакерке"… С Морозом Ивановичем ты встречался, видимо, когда читал или слушал русские народные сказки. Табакерка, даже если она и большая, едва ли вместит в себя целый городок, пусть игрушечный. В сказке же все возможно. На то она и сказка.

Видимо, дедушка Ириней хотел заинтересовать, увлечь своего читателя, пробудить воображение, заразить фантазией. И одновременно побудить к собственным размышлениям тебя, мой друг, чтобы ты сам постарался вместе со сказочником Иринеем как бы включиться в жизнь героев, почувствовать интонацию повествования, услышать ласковый голос рассказчика. Дедушка Ириней хочет, чтобы ты при чтении был не сторонним наблюдателем, а как бы действующим лицом произведения. Мудрый Ириней знал, что рассказ становится сказочно увлекательным, необычным, если читатель переживает вместе с героями. Представь, что это ты лично слышишь звон колокольчиков, их разговор, путешествуя по городу в табакерке. Это ты лично вместе с Машей осваиваешь секреты ведения хозяйства. Это ты сам оскорблен поведением подруг Маши, унижающих одну из девочек за то, что она не из богатой семьи. Это ты преодолеваешь соблазн израсходовать все деньги на что-то очень для тебя приятное, желанное, а не на то, что нужно для дома. И конечно, отдаешь "отчет себе самому в своей жизни", руководствуясь голосом доброго сердца и "осердеченного" ума.

Главное при чтении – почувствовать добросердечие самого автора, дедушки Иринея. "А какой чудесный старик! Какая юная, благодатная душа у него! Какою теплотою и жизнью веет от его рассказов и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом! Советуем, любезные дети, получше познакомиться с дедушкой Иринеем… Если вы пойдете с ним гулять – вас ожидает величайшее удовольствие: вы можете бегать, прыгать, шуметь, а он между тем будет рассказывать вам, как называется каждая травка, каждая бабочка, как они рождаются, растут и, умирая, снова воскресают для новой жизни" – так писал великий критик В. Белинский о книге, которая у тебя в руках.

Что ж, мой дорогой читатель, попутешествуй вместе с писателем и далее по страницам его сочинений. Вот сказка "Червячок". До публикации в сборнике сказок дедушки Иринея она была напечатана еще в 1835 году в "Детской книжке для воскресных дней". Всего несколько страниц посвящено истории появления на свет червячка, его краткой жизни, перерождению в бабочку. Короткая, изящная зарисовка. В ней одна из вечных идей – о бессмертии души и о жизни после смерти. А сколькими удивительными наблюдениями своими поделился с нами внимательный и мудрый экскурсовод Ириней. Вот мы вместе с Мишей и Лизанькой увидели шевелящегося червячка: "…на листке цветущего кустарника, под легким прозрачным одеяльцем, похожим на хлопчатую бумагу, в тонкой скорлупке лежал червячок. Уже давно лежал он там, давно уже ветерок качал его колыбельку, и он сладко дремал в своей воздушной постельке. Разговор детей пробудил червячка; он просверлил окошко в своей скорлупке, выглянул на Божий свет, смотрит – светло, хорошо, и солнышко греет; задумался наш червячок".