Какова авторская оценка их поведения. Роман лермонтова«герой нашего времени»

Разделы: Литература

Не было бы добрых людей,
жизнь бы давно остановилась
В.Шукшин

До обидного мало - 45 лет прожил В.М.Шукшин. Но и того, что сделано, хватило бы на несколько биографий. Впервые был опубликован в 29 лет рассказ "Двое на телеге". Но писать он начал, когда учился в школе, где имел прозвище "Гоголь". Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Краткое знакомство с биографией В.М.Шукшина (сообщение учеников).

Не только литературу 60-70-х годов, но и современную прозу нельзя представить без Шукшина. Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве. За его нестандартным подходом к человеку видится яркость, глубина личности художника, его требовательный взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.

Шукшин различал несколько типов рассказов:

  • Рассказ - судьба
  • Рассказ - характер
  • Рассказ - исповедь
  • Рассказ - анекдот

"Алеша Бесконвойный"

Какое впечатление произвел на вас рассказ "Алеша Бесконвойный"?

Что показалось странным, забавным, серьезным?

Почему Алеша в субботу "выпрягается"? Это прихоть, каприз или потребность? Чем могли бы объяснить ее: "безответственностью", "неуправляемостью" или чем-то иным?

Как писатель воссоздает духовный мир своего героя?

Найдите и перечитайте те места в тексте, где автор передает ход мыслей Алеши, развитие его чувств, настроений, воспоминаний?

Как раскрыто его отношение к семье, детям, окружающим людям, к природе?

Как писатель относится к своему герою и почему он его заинтересовал?

Баня - это очищение духовное для Алеши. Нет церкви, т.к. их разрушают "крепкие" мужики ("Мастер"). Человеку нужно очищаться. В церковь ходили как на праздник, любя обряд. Обряд бани есть омовение души (т.е. вместо церкви).

Почему всех раздражает субботняя радость Алеши?

Алеша - человек духовный, он тоскует по обряду.

Нет точного портрета, всегда размыт. Образы всегда высокие, худые, длинные, жилистые или "крепкие", низкие, приземистые.

Мог бы Алеша жить в городе?

Нет, он погиб бы нравственно или физически.

У Шукшина стремление к единению всех, жизнь со всеми, на виду у всех. Алеша ищет связи с миром. Опорой у Алешиной жизни стала его любовь ко всему живому, к детям, к природе, чувство ответственности перед ними. Эта любовь приносит ему душевное равновесие.

Какое впечатление от рассказа "Срезал"?

Что вас насмешила позабавило, удивило, навеяло грустное настроение?

Какие еще чувства вызывает изображенная Шукшиным ситуация?

Что представляет из себя Глеб Капустин?

Почему он жаждет "срезать"? От чьего имени он выступает?

Перечислите монологи и реплики Глеба и подумайте, как оценить его эрудицию? Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

Интересно проследить развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он любил "взвиваться"?

Почему кандидаты наук оказались побежденными в глазах мужиков? Почему Глеб "срезает" их вроде бы без особых усилий?

Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина? Она высказана в начале и в конце рассказа. Почему в таком случае писатель воспроизводит словесный поединок? Почему никто не останавливает Глеба и даже не выражает сомнений в уместности таких сцен? Цель авторских "Исследований"?

Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он "срезает"? Что интересного видят люди в этих поединках? Почему никто не останавливает Глеба?

Какие общепринятые суждения, общественные оценки, идеологические установки отражены в рассказе?

Как решается Шукшиным традиционная для русской литературы тема: "Человек из народа - интеллигенция народа"?

Что показалось интересным, точно подмеченным?

В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?

Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его намерения? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?

какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за авторским замечанием: "Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери", за словами жены: "С кем опять драку затеваешь? ..Опять на тебе лица нету..?"

Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте имеют реплики девочки, что тети и дяди плохие?

Какие "художественные детали" рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?

В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?

Сашка наивно верит, что человеку можно что-то объяснить. Здесь столкновение противоположных позиций - романтический веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты.

В общем масштабе Сашка прав, но здесь уже ничего изменить нельзя, т.к. для этих людей ничего изменить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.

Творческие задания

Какими изображены герои, их отношения?

Можно начать с анализа сюжета, высказать суждения о кульминации и развязке.

Необходимо выйти на главный результат: Какой вопрос ставил автор в рассказе, сформулировать его, и как он решается автором?

Своеобразие рассказов Шукшина

В центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи. Характеры изображены на фоне черт обыденной жизни.

Писатель распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

Рассказы начинаются без каких-либо вступлений. Автор сразу водит нас в ситуацию.

Рассказы часто остроконфликтные. Герои Шукшина своей сутью, манерой поведения опровергают усредненное, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии характеров, голов и сердец.

"В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилось настоящее . И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, о настоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего , то там есть - тоска по нему, по настоящему " (из рабочих записей Шукшина).

Настоящее - это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряженно думать, ими жить. Этим настоящим и связаны рассказы Шукшина.

Как связаны ситуации и характеры?

Кто такие "чудики"?

Есть ли пейзаж и его особенности?

Почему финалы отсутствуют?

Кто ведет повествование?

"Будь человеком" - призывает своим творчеством В.Шукшин.

Почти все рассказы отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые часто кажутся примитивными. "Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? Как он думает? Чего хочет? :мы ведь так и составляем понятие о человеке - послушав его"

Темы творчества:

  • противопоставление города и деревни (в деревне нравственнее, чище)
  • "светлые" души
  • любовь
  • "чудики" и отношение к ним писателя
  • смысл жизни

Важна жизнь духа , а не факты биографии героев.

Обобщение знаний по творчеству В.Шукшина

Назовите рассказ, где диалог движет действия.

Проследите за развитием сюжета. В каком легко найти кульминацию и развязку?

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась. ( В.Шукшин)

До обидного мало - 45 лет прожил В.М.Шукшин. Но и того, что сделано, хватило бы на несколько биографий. Впервые был опубликован в 29 лет рассказ "Двое на телеге". Но писать он начал, когда учился в школе, где имел прозвище "Гоголь". Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Не только литературу 60-70-х годов, но и современную прозу нельзя представить без Шукшина. Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве. За его нестандартным подходом к человеку видится яркость, глубина личности художника, его требовательный взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.

Шукшин различал несколько типов рассказов:
  • Рассказ - судьба
  • Рассказ - характер
  • Рассказ - исповедь
  • Рассказ - анекдот

"Обида". Вопросы

  1. Что показалось интересным, точно подмеченным?
  2. В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
  3. Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его намерения? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?
  4. Какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за авторским замечанием: "Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери", за словами жены: "С кем опять драку затеваешь? ..Опять на тебе лица нету..?"
  5. Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте имеют реплики девочки, что тети и дяди плохие?
  6. Как автор относится к своему герою, к общей атмосфере жизни?
  7. Какие "художественные детали" рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?
  8. В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?
  9. Почему автор обращается к такой обыденной ситуации - ссора в магазине? Чем автору интересен Сашка? В каких его словах сокрыта самохарактеристика, выражающая тип мышления и строй чувств?
  10. Какова авторская оценка общей картины жизни, людей, их поведения?
  11. Сашка наивно верит, что человеку можно что-то объяснить. Здесь столкновение противоположных позиций - романтический веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты.
  12. В общем масштабе Сашка прав, но здесь уже ничего изменить нельзя, т.к. для этих людей ничего изменить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.

Творческие задания

Какими изображены герои, их отношения?

Можно начать с анализа сюжета, высказать суждения о кульминации и развязке.

Необходимо выйти на главный результат: Какой вопрос ставил автор в рассказе, сформулировать его, и как он решается автором?

Своеобразие рассказов Шукшина

В центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи. Характеры изображены на фоне черт обыденной жизни.

Писатель распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

Рассказы начинаются без каких-либо вступлений. Автор сразу водит нас в ситуацию.

Рассказы часто остроконфликтные. Герои Шукшина своей сутью, манерой поведения опровергают усредненное, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии характеров, голов и сердец.

"В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилосьнастоящее . И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, онастоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего , то там есть - тоска по нему, по настоящему " (из рабочих записей Шукшина).

Настоящее - это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряженно думать, ими жить. Этим настоящим и связаны рассказы Шукшина.

Как связаны ситуации и характеры?

Кто такие "чудики"?

Есть ли пейзаж и его особенности?

Почему финалы отсутствуют?

Кто ведет повествование?

  • Кто является рассказчиком в повести?

  • Где происходят события?

  • Какова завязка повести?

  • Реакция Максима

  • Максимыча

  • на известие

  • о появлении

  • Печорина.


1.Какие черты личности Печорина раскрываются в его портрете?

  • 2.Что лежит в основе характера Печорина - "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть"?


Значимость «деталей» в портрете

    Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.


  • Как вы объясните холодность Печорина во время его последней встречи со штабс-капитаном?

  • Хотел ли он его обидеть или он равнодушен к нему?

  • Что требовалось от Печорина, чтобы доставить радость Максиму Максимычу?

  • Как вы понимаете фразу: «Что делать?… Всякому своя дорога»?


  • Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

  • Какова авторская оценка их поведения?

  • Почему эту главу писатель назвал «Максим Максимыч»?

  • Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?



Почему повесть "Максим Максимыч" следует после повести "Бэла", а не завершает роман?

    Печорин показан в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» противоречивой личностью, человеком, не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка образа была бы однозначной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безысходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков.


РОМАН ЛЕРМОНТОВА«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

1. «БЭЛА»

    Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

    Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

    Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?

    Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?

    Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

    Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

    Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».

    Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

    Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

2. «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»

    Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

    Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

    Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.

    Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?

    Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?

3. «ТАМАНЬ

    Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

    Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов«Я

насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

    Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

    Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

    Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

    Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

4. «КНЯЖНА МЕРИ»

    Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

    Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

    Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

    Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

    Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

    Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

    Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

    Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

5. «ФАТАЛИСТ»

    Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

    Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?

    Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

    К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?

После прочтения романа посмотрите видео и подготовьте ответы на следующие вопросы.

Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эту загадку поможет «Журнал Печорина».

Изучаем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Вопросы и задания для обсуждения главы «Бэла»

1)Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?

2) Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?

3) Почему история Бэлы, произошедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора?

4) Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?

5) Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?

Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?

6) Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.

7) Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».

8) Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?

9) Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

Вопросы и задания для обсуждения главы «Максим Максимыч»

1) Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

2) Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?

3) Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.

4) Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем?

6) Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1-2-й глав подчеркивают его положительные качества?

«Журнал Печорина».

Вопросы и задания к обсуждению главы «Тамань»

1) Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?

2) Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»?

3) Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?

4) Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?

5) Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.

6) Почему Печорин называет контрабандистов «честными»?

7) Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

8) Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Княжна Мери»

1)Зачем Печорин добивался любви Мери?

2) Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

3) Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми?

4) Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

5) Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

6) Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

7) Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?

8) Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

9) Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

11)Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?

12) Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения?

13) Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

Вопросы и задания для обсуждения главы «Фаталист»

1) Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? У Печорина? У автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?

2) Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича?

3) Ищет ли Вулич смерти?

4) Ищет ли смерти Печорин? Почему?

5) Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?

7) Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?

8) К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?

9) Докажите, что глава «Фаталист» - это философское произведение.