Тема: В.В. Набоков

План урока литературы

Провела:

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

2015 год

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

    Вводно – мотивационный этап.

Игра «»

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

Понять жизненную концепцию автора; проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни.

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

    Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

    Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

    Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

Выделить в тексте слова, характеризующие состояние героя, сравнить описание чувств автора с описанием мыслей и настроений героя рассказа, описание деталей-вещей.

Вопрос к тексту:

В рассказе подробно описаны чувства, состояние героя. Какие чувства в каждой главе испытал герой? (заполняется «круг Эйлера» - смерть)

( безразличие, беспомощность, злость, тоска, жизнь горестная, бесцельная, лишенная чудес, тоска )

( чтобы показать, что страдания оглушили героя, странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты. а вместе с тем и облегчили страдания; показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором – жизнь или смерть?)

Сравним состояние Слепцова и Набокова при потере близкого человека.

Вывод: Рассказ «Рождество» – автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию Набокова, когда он узнал. Что потерял отца.

4. Работа с символами: Задание: прием «Круги Эйлера»

У меня в руках изображение образа-символа, как вы думаете, что это за изображение?

Найти в тексте тот момент, когда происходит появление бабочки из кокона.

Учитель крепит на доске бумажную бабочку ,

С различными значениями

Выделите слова, которые использует автор при описании зарождения новой жизни. (Проникло тепло, набиралось сил, медленно и чудесно росло, смятые лоскуты, бархатные бахромки, крылья росли и расправлялись, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья) Уменьшительно-ласкательные слова.

5.задание: прием «Конверт - вопрос»

Задание: Выбрать конверт с вопросом.

Что в вашем понимании «чудо»?

Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами?

Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше?

Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать?

(герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел)

Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову?

Учитель зачитывает слова эпиграфа,

в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!!

111. Задание домашней работы.

Написать сочинение – рассуждение «Чудеса в нашей жизни»

1˅. Рефлексивно – оценочный этап:

Задание: прием «Письмо по кругу»

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел.

Оценивание: выступают капитаны команд.

Центральной сюжетной линией произведения является лейтмотив преодоления человеческого отчаяния перед неизбежным наступлением смерти.

Действующие лица произведения представлены в двух образах повествователя, героя от лица которого ведется рассказ, и Слепцова, мужчины, находящегося в крайней степени одиночества, означающего отчужденность от жизни и некую сублимацию смерти. Слепцов недавно похоронил единственного любимого сына и в настоящий момент находится в состоянии гибельного отчаяния, не желая утешаться и надеяться на будущую счастливую жизнь. Он делает бессмысленные попытки победить идею гибели, отыскать аргументы, доказывающие важность жизни по сравнению со смертью.

Используя лексические приемы, писатель задействует различные литературные детали, подчеркивающие грустный фон произведения (ничего не видишь от слез, нежилой угол, стучишь зубами) и помогающие ощутить чувства сострадания и сопереживания герою.

Отличительными признаками рассказа является применение различных символических методов, ассоциирующихся с различными проявлениями настроения героя. Это, например, бабочка, символизирующая недолговечную красоту в жизненном полете, и описание утреннего зимнего пейзажа, выражающего душевное спокойствие живой природы и рождение нового и прекрасного.

В описании пространственного и временного писателем символизируется противопоставление бесприютному настоящему и счастливому прошлому, наполненное тончайшими ароматами, цветовыми гаммами, различными звуками (нежилой флигель, в котором остановился Слепцов, петербургский дом, где умирает его сын).

Главным символом произведения является образ рождественского праздника, который, с одной стороны, приносит герою радость, а, с другой стороны, напоминает образ обреченного и страдающего Христа. Думая о смерти своего ребенка Слепцов приходит к осознанию человеческой жизни и роли смерти в ней, желая всей душой воссоединиться с сыном, но все же делая свой выбор в пользу продолжения жизненного существования.

Считая свою жизнь бесплодной и бессмысленной, в какой-то момент герой понимает, глядя на вылупившуюся из кокона бабочку, что жизнь чудесна и прекрасна.

Анализ 2

«Рождество» В. Набоковым было написано в 1924 году.

Набоков очень точно передал внутренние переживания героя. Тема «Рождества» очень остра потому как смерть близкого человека очень тяжело переживается его родственниками.

Владимир Набоков родился в аристократической семье политика, общественного деятеля и юриста Владимира Дмитриевича Набокова. Когда произошла октябрьская революция, Набокову было всего восемнадцать лет. В 1919 году семья Набокова покинула Россию насовсем. Но, любовь к своей родине осталась у него на всю жизнь.

Произведение начинается с того что у некого Слепцова в Петербурге в доме умирает его маленький сын. Мальчик увлекался бабочками и любил их коллекционировать.

Отец везёт бездыханное тело мальчика в гробу в деревню, в фамильный склеп. Сам поселился рядом в маленьком домике который легче отапливать.

Утром он прогуливается вдоль снежной аллеи, размышляя о случившемся, доходит до мостика и тут ему становится тяжело.

Ему тяжко вспоминать и переживать всё, что случилось, ведь недавно по этим ступеням бегал его сын.

Слепцову вспомнилась предсмертная агония сына, когда он говорил в бреду о бабочках. Он несколько раз ездит на могилу к сыну, но не чувствует духовного единения.

Потом он приказал отпереть поместье и идёт в комнату сына, там отцовское сердце не выдержало, он плачет.

Слепцов находит дневник сына узнаёт поближе своего сына (тот был влюблён в соседнюю девочку но не посмел познакомится).

Слепцову хочется умереть. Он решает, что завтра умрёт непременно.

В этот самый момент из кокона вылупляется «индийская бабочка» (именно о ней говорил сын перед смертью).

Метафора этого произведения похоже на рассказ «Легкое дыхание» Ивана Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. мы пока знакомимся с отцом Слепцова, наблюдаем, его душевные терзания, далее читатель узнаёт о причине (лишь во второй главе), в третьей главе становится известно о переживаниях и смерти сына, а в четвертой главе снова мы наблюдаем безутешного отца. Основной акцент в произведении сделан на жизни мальчика, а отец и бабочка это уже второстепенные вещи.

Таким образом Набоков как бы показ преемственность смерти и жизни. Не смотря на свою собственную смерть мальчик своими трудами дал жизнь бабочке.

Несколько интересных сочинений

    В моем понимании «хороший человек» - это человек, который смог воспитать в себе высокие моральные качества,

  • Образ и характеристика Хлестакова в комедии Гоголя Ревизор сочинение

    Комедия Гоголя «Ревизор» была написана очень давно, но она актуальна до сих пор. И этому есть множество причин. Великолепный слог, которым отличается каждое произведение Николая Васильевича, тонкая, почти ювелирная ирония

  • Сочинение по рассказу Кладовая солнца Пришвина 6 класс

    Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне

  • Сочинение Моё любимое место в городе парк

    Я люблю свой город. В нём прекрасно всё: от восхитительного центра, до самых отдалённых краёв. Если бы у меня спросили, в каком городе я хотел бы жить, то несомненно я остался бы там, где нахожусь.

План урока литературы

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

    Вводно - мотивационный этап.

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

    Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

    Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

    Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

Выделить в тексте слова, характеризующие состояние героя, сравнить описание чувств автора с описанием мыслей и настроений героя рассказа, описание деталей-вещей.

Вопрос к тексту:

● В рассказе подробно описаны чувства, состояние героя. Какие чувства в каждой главе испытал герой? (заполняется «круг Эйлера» - смерть)

(безразличие, беспомощность, злость, тоска, жизнь горестная, бесцельная, лишенная чудес, тоска)

(чтобы показать, что страдания оглушили героя, странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты. а вместе с тем и облегчили страдания; показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором - жизнь или смерть?)

● Сравним состояние Слепцова и Набокова при потере близкого человека.

Вывод: Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию Набокова, когда он узнал. Что потерял отца.

4. Работа с символами: Задание: прием «Круги Эйлера»

У меня в руках изображение образа-символа, как вы думаете, что это за изображение?

Найти в тексте тот момент, когда происходит появление бабочки из кокона.

Учитель крепит на доске бумажную бабочку,

С различными значениями

Выделите слова, которые использует автор при описании зарождения новой жизни. (Проникло тепло, набиралось сил, медленно и чудесно росло, смятые лоскуты, бархатные бахромки, крылья росли и расправлялись, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья) Уменьшительно-ласкательные слова.

5.задание: прием «Конверт - вопрос»

Задание: Выбрать конверт с вопросом.

● Что в вашем понимании «чудо»?

● Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами?

● Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше?

● Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать?

(герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел)

Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову?

Учитель зачитывает слова эпиграфа,

в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!!

111. Задание домашней работы.

Написать сочинение - рассуждение «Чудеса в нашей жизни»

1˅. Рефлексивно - оценочный этап:

Задание: прием «Письмо по кругу»

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел.

Оценивание: выступают капитаны команд.

Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах, вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь, происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».Главный герой произведения – Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком, единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».Систему персонажей можно представить в следующем виде:Девушка из дневника- СЫН => СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -ИванОсновополагающий принцип этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что он стоит между двух огней.Фабула данного произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование начинается с «конца», т.е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен, но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова возвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула необходима для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самого мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в тексте.Обычная фабула => жизнь мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца, похороны мальчика в деревне.Перевернутая фабула => горе отца, жизнь мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне, его влюбленность, дневник, горе отца.Не виден замысел автора при обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы показать главный конфликт.Автор разделил свой рассказ на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава – ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.

В рассказе Владимира Набокова «Рождество» такие категории, как пространство и время, нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Эти два понятия тесно связаны между собой, одновременно вбирая в себя различные пласты человеческих чувств и ценностей. Рассмотрим это подробнее.

Дом с флигелем и обширное пространство вне его мы можем рассматривать как олицетворение процесса жизни, поэтому за каждым участком пространства закреплено определенное время и некая совокупность чувств и ценностей, свойственных этому времени.

Дом, в который главный герой, Слепцов, так боится заходить, представляет собой прошлое, представляющее самый темный уголок его памяти. Герой не поселяется в доме, потому что, во-первых, ему чисто психологически было бы сложно там находиться, ведь эти стены, окна, шкафы, ящики с бабочками еще помнят того, кто недавно умер, кто перед смертью упоминал все то, что находится в доме, особенно индийский кокон, казавшийся на первый взгляд мертвым. Прошлое содержит не печальные воспоминания, а, наоборот, теплые и светлые. Именно от данного диссонанса с реальностью, от сравнения этих «тепла и света» и реальной жизни, превратившейся в одно сплошное горе, герой рассказа, сильный мужчина, плачет, прижавшись мокрой щекой к пыльному столу. Еще летом он был так счастлив, наблюдая за сыном, который бегал в саду, ловил бабочек, насаживал их на булавку и прятал за стекло. Теперь жизнь кончена, как разорван тот сачок, которым сын накрывал на перилах моста живое, трепещущее крылышками существо.

Флигель ассоциируется у нас с настоящим временем. Именно в этом месте поселяется герой. С одной стороны, «там белые изразцовые печки истопить - дело легкое», но это лишь формальное объяснение поведения героя. С другой стороны, это место не дом, но находящееся рядом место. Главному герою в любом случае придется зайти в дом, окунуться в это холодное, но олицетворяющее «тепло и свет» пространство. Он садится в угол, словно пациент, ожидающий приема у доктора. Необходимо собраться с мыслями. Необходимо подготовить себя к той боли, которая ждет впереди, возможно, более сильной, чем была ранее. Именно флигель концентрирует в себе напряженное чувство ожидания боли, а также боли, уже ощутимой героем. Угол тот нежилой. В него герой садится совершенно неосознанно, потому что мыслями он далеко от этого места. Ему неважно, где он сидит, в каком из углов. Нежилой угол приютил своего убитого горем хозяина. Они чувствуют близость друг другу. Такие же одинокие, пустые и без жизни. Герой словно умирает, умирает глубоко внутри, ведь горе оказалось сильнее. Умирает для того, чтобы обратиться к прошлому, уже мертвому времени, сконцентрированному в пространстве дома. Но это лишь один угол из четырех. Флигель – это настоящая жизнь: суета, заботы, печки, лампа и воск свечи, относящий читателя к похоронам. Но здесь есть свет. Его приносит во флигель слуга Иван. Если бы не было Ивана, дом показался бы нам абсолютно пустым и безжизненным. Возможно, что именно благодаря Ивану главный герой возвращается из своего ожидания сильной боли, своих раздумий. С одной стороны, слуга знал дом прежним, когда сын героя рассказа был жив, когда Иван еще не сбривал усы. Но жизнь идет. Все меняется. Есть то, что жило в прошлом и живет в настоящем. Это слуга Иван, произносящий в рассказе всего несколько слов, но именно своими действиями – из прошлого, но настоящими – возвращает хозяина дома к жизни, тянет его из глубоких раздумий, словно зовет из того неживого угла. Он напоминает Слепцову, что завтра будет Рождество, что настоящее время – не только похороны, но и Сочельник, который так любят дети. Иван доказывает, что жизнь не закончилась, что процесс жизни линейный, что завтра будет завтра, что стоит продолжать жить.

Пространство вне дома, которое Набоков так красочно представляет обилием пейзажных зарисовок, олицетворяет собой будущую жизнь, которая начнется уже с завтрашнего дня, с Рождества. Это будущее обширно, ярко, красочно, радостно, светло, что Слепцов с чувством разочарования понимает, как на погосте далек от сына, дальше, чем «здесь, где под снегом хранились летние неисчислимые следы его быстрых сандалий». Будущее кроет в себе неизвестность, но в этой неизвестности уже не будет столько боли, сколько ее есть в доме (прошлом) и флигеле (настоящем).

Местоимение «ты» появляется у Набокова лишь в одном абзаце, в самом начале. Возможно, что таким образом автор рассказа приобщает нас к этой очень личной истории. Мы становимся на одном уровне с главным героем, с нежилым углом, его приютившим. Вспоминаем свои истории, когда были близки к тому, чтобы расплакаться на плече у незнакомца, прохожего. Теперь другой человек, недавно похоронивший сына, доверяет нам свою боль, делится ею. И мы воспринимаем весь текст, как именно его рассказ, а не рассказ автора. Мы настолько проникаемся сочувствием к чужой боли, что совершенно забываем о наличии повествователя. В описаниях движений, в отдельных деталях мы читаем гораздо больше. Объем рассказа для нас не сводится к этому малому числу страниц. Мы ощущаем всю трагичную историю в целом.

Когда Слепцов покидает дом, тем самым он стремится к будущей жизни, отрываясь от прошлого и трагически суетного настоящего. Он словно глубоко вздыхает, выбирается на волю, освобождается от того мучительного ожидания боли, которая ждет его при посещении дома. Слепцов опять начинает жить, жить не в горьких проблемах, а в простом, чистом восприятии этого чистого вокруг мира. Он перестает замыкаться на своих переживаниях и начинает осознавать, что кроме его горя есть и окружающий мир, и этот мир не трагичный, а светлый, морозный, ясный. В нем дышится легко. Уже веранда – пространство, близкое к пересечению времен, пересечению ощущения нежилого угла (смерти) и ощущению двора, моста, парка, реки (новой жизни) – встречает героя веселом скрипом половицы и «райскими ромбами отраженья цветных стекол». «Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы. Он заметил даже, что оснеженный куст похож на застывший фонтан, и что на склоне сугроба - песьи следы, шафранные пятна, прожегшие наст». Безусловно, главный герой восхищается красотой окружающей природы. Встретившее его морозное утро он воспринимает как человек, не переживший до этого серьезного горя. Возможно, это будет звучать абсурдно с нашей стороны, но мы предполагаем, что вне пространства дома и флигеля герой чувствует себя счастливым. Вокруг нет горя, нет смерти. Все жаждет новой жизни. Утро – это новая жизнь. Каждый человек неосознанно стремится туда, где ему будет легко и комфортно. Ради этого он может забыть о своих обязанностях, о потери близкого человека. Так устроена жизнь. И это ощущение легкости и некой радости удивляет Слепцова. Он ненавидит себя за то, что еще жив, что чувствует эту красоту, хотя должен скорбеть о погибшем сыне. Возможно, он принуждает себя возвратиться к своему горю, но человеческая природа сильнее самого человека и его моральных обязанностей перед самим собой.

Как мы уже говорили ранее, пространство вне дома характеризуется обилием пейзажных зарисовок. Конечно, чисто с формальной точки зрения пейзаж обязан разбавить трагическое настроение как главного героя, так и читателя. Но главенствующая роль все-таки кроется в воплощении новой жизни, самой сущности жизни, ее главной мысли по поводу постигшей героя беды: «Все пройдет. Пройдет и это». Горе не перечеркивает линию жизни навсегда. Оно заставляет человека взглянуть на свою жизнь и жизнь вообще по-новому. Заставляет сделать новый глоток воздуха. «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственной расчищенной тропе в эту слепительную глубь». Эта «слепительная глубь» и есть та новая жизнь, которая ждет его впереди. Таким образом, мы здесь видим две жизни: настоящую для героя, трагическую, и фоновую, общую, светлую.

Особо следует обратить внимание на последний абзац второй главы, в котором говорится, что герой стоит на месте обрыва парка к реке. Нет сомнения, что действительность дана здесь глазами Слепцова, а не повествователя. Когда герой прислонился к стволу, он не замыкается в себе, не вспоминает прошлого с участием любимого сына, а видит обычное течение жизни, которая была до смерти сына и будет продолжаться после. Стоит заметить, что герой рассказа не видит людей, а видит лишь результаты их деятельности: вырезанные льды, розоватые струи дыма, стук топора. В его горе, сакральную тайну, никто не вмешивается: ни на уровне детали пейзажа, ни на уровне ощущений души, а душа пропускает пейзаж через себя и тем самым познает красоту жизни. Его тайну видит лишь церковный крест. Сам Господь обязывает героя верить в дальнейшую жизнь.

Может показаться странным, но мы хотим сравнить данный рассказ с музыкальным произведением. Две первые главы являются подготовительными к главному событию – переходу героя в мир прошлого, к главной боли его переживаний. В первой главе мы знакомимся с пространством дома, флигеля, а также с самим героем, помещенным автором в неживой угол. Во второй главе герой рассказа как бы еще причастен к фону жизни, словно пытается запастись красотой человеческого бытия перед смертью, которая наступит при посещении им дома. Он еще не пережил самую высокую вершину своей беды, не увидел всей трагичности случившегося. Спокойные ноты, овеянные пеплом грусти, - в начале, искорки радости – в продолжении течения произведения. Практически тишина… Чувства настолько спокойны, что нам уже кажется, герой рассказа готов встретиться с горем лицом к лицу. Слепцов велит отпереть большой дом. Идет к комнате сына. Полы трещат, стены наполняются желтым светом от лампы. Комната – сгусток прошлого, которое ушло безвозвратно, не оставив о себе и живого признака. Хотя…

Сейчас главными для героя являются не новая жизнь, счастье, радость ощущения бытия, а горечь утраты любимого сына, от осознания того, что ему так и не суждено узнать, по кому сын так тосковал, кого сын так жаждал увидеть.

Одновременно меняется и способ ощущения бытия героем рассказа. Он, кажется, навсегда отказывается от того мира вне дома и читает истории, которые ему нашептывают вещи в комнате: тетрадь, шкафы, сачок, бабочки. Слепцов становится настолько бессильным, что ему остается лишь слушать и плакать. В мире прошлого вещи оживают. Они творят реальность, заставляя забывать о внешнем мире, о настоящем времени. Они творят ту реальность, в которой сын еще жив, еще ловит бабочек, прикрепляет их крылья к дощечкам, произносит их латинские названия «слегка картаво, с торжеством или пренебрежением». Герой не выдерживает обрушившейся на него лавины воспоминаний. Все его действия сопровождают рыдания: то явные, то сухие, еле слышные. Трагизм нашего уже музыкального произведения с каждым словом, с каждой нотой нарастает. Кажется, что еще чуть-чуть и будет поздно, что струна души навсегда лопнет, а сердце разорвется от страданий. Но вспомним наше одинокое «хотя…»

Прошлое не оставило в себе и живого признака? Ряды сухих бабочек под стеклом. Это не совсем так. Появлению живой души предшествует появление живой души иного характера. Безусловно, это Иван, но Иван не один, а с живой, вечно зеленой, пахнущей морозом и праздником елкой, к крестообразной макушке которой приделана свеча. «Зеленая. Пускай постоит...» - мягко настаивает он. Слепцову тяжело осознавать, что сегодня Сочельник, а завтра Рождество. Переход из одного времени в другое всегда болезненный. Здесь переживание героя достигает своего пика. Елка, строчки о первой любви сына, о которой отец теперь никогда не узнает, слон, уходящий вдаль на последней странице тетради. Герой больше не может терпеть этой выворачивающей душу боли и решает покинуть жизнь. «Смерть, - тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение». И снова тишина… Кажется, из этой мертвой пустоты не выбраться, не преодолеть этой нескончаемой лавины горечи. Но среди мертвых бабочек оживает то, что ранее казалось таким же неживым. Из кокона рождается индийский шелкопряд, огромная ночная бабочка. И словно в композиции Мориса Равеля «Волшебный сад», после продолжительного трагического начала и пика переживаний, когда кажется, что сердце разорвется от боли, последние строчки-минуты окрашены чувствами счастья, радости, волшебства, новой жизни, Рождества. Формально это конец произведения, но мы уверены, что для главного героя рождение бабочки из кокона, который так дорог был сыну, является лишь началом. Рождение бабочки стоит вне категорий прошлого, настоящего и будущего, вне фоновой и реальной жизни. Это событие играет роль чуда, поэтому мы с уверенностью можем провести параллель с Рождеством Христовым. Конечно, герой захочет жить дальше. Его тепло дало жизнь другому существу. И так не раз будет в его жизни.

Нельзя утверждать, что герой предал одни ценности ради других. Мы не можем выделить точное число главных ценностей, потому что человек сложный по своей природе и жизнь сложна. Человек многогранен изначально, и он лишь тогда человек, когда обладает всей совокупностью ценностей, где одна не может существовать без другой. Смерть и возрождение, горе и счастье, открытость миру и закрытость в своих переживаниях – все это испытал герой, и ни одна из ценностей не отброшена на второй план. Все они для него главные, потому что они ЦЕННОСТИ, а следовательно, ценны изначально. Просто рассказ заканчивается на идее возрождения, идее чуда, но за ней последуют и счастье, и радость, и смерть как наш общий приговор.

Предметом эпоса является целостность мира, в котором совершаются индивидуальные действия. В данном рассказе мы наблюдаем лишь за одним из отрезков жизни человека, о котором мы знаем только, что он отец, любящий своего сына. Жизнь каждого человека не дискретна, а целостна. Каждое событие играет в жизни человека определенную роль: большую или незначительную. Поэтому смерть сына рассматривается в рассказе в контексте прошлого, настоящего и будущего. Оно взаимодействует со всеми пластами времени и не только времени, ведь не стоит забывать о чуде.

Для достижения трагического эффекта авторы фильмов, поэзии, прозы часто связывают мотив смерти с полетом: птицы, листа, бабочки. Безусловно, этот образ кроет в себе сравнение с полетом души, стремящейся в небеса. Но образ бабочки гораздо глубже других образов, потому что это не только полет, но и чудо. Можно даже сказать, что это чудо вдвойне: рождение живой души из неживого и полет этого живого к небесам. Рождение бабочки накануне Рождества. Прочитав эти четыре слова и представив этот волшебный образ, мы совершенно забываем о смерти. Нам хочется жить, хочется отпустить это чудо туда, где теперь живет его хозяин, и тем самым от горя освободиться.