Душевные терзания екатерины по пьесе островского гроза. Душевная драма Катерины (по драме А

Гроза" - это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.)- Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу центральной героини пьесы Катерины Кабановой.

С самых первых сцен героиня привлекает внимание зрителей. Чистосердечие звучит в рассказе о ее вольной жизни в родном доме, проведенной среди цветов, икон, молитв. Религия для Катерины - это любовь к красоте. Бог для нее везде, но ее простосердечная вера наполнена также искренними побуждениями жить по совести, по Божьим заветам: "Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - произносит Катя в беседе с Варварой.

В первых сценах в разговорах с Кабанихой Катерина кротко старается смириться со сварливыми замечаниями свекрови. А ведь Кабаниха олицетворяет весь уклад и законы окружающего мира. И сразу становится ясно, что героиня со своей мечтательной и романтической душой чужая в доме Кабановых.

Катерина - это вольная душа, Поэтическая натура. Автор запечатлел в ней красоту народной души. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь", - говорит она Варваре и признается, что теперь ее будто подменили и "лезет в голову мечта какая-то". Так намечается тема разлада героини с миром и с собой, связанного с неясными потребностями души, желанием любви.

Героиня наделена такими человеческими качествами, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких. В ней нет ни капли фальши, она всегда естественна и откровенна: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Катя скромна, но вовсе не безропотна: "А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь".

Почему же такая глубокая и цельная личность оказалась сломленной? Почему сбылись ее пророческие предчувствия ("Я умру скоро")?

В пьесе развиваются одновременно как бы два конфликта. Один из них - вызванный социальными причинами - конфликт вольной души с "самодурной силой" играет, по мнению Добролюбова, главную роль в драме. Другой - внутренний, затрагивающий нравственные стороны, - развивается в душе героини. Он-то и определяет трагедийность пьесы Островского.

Прав Добролюбов: "В характере героини выразилось требование права и простора жизни, он сосредоточен, решителен и самоотвержен", а ее натура "наполнена инстинктивным чувством свободы". По мнению критика, Катерина встает на путь свободной любви, которая выше предрассудков. Но вскоре героиня убеждается, что ее чувство несовместимо с жизнью общества, потому что внешние обстоятельства давят на нее. Трагический финал Добролюбов трактует как высшую форму протеста, как торжество света над тьмой.

Нельзя мотивировать драму Катеринььлишь социальными причинами. Для драматурга очень важно разрешение нравственных проблем: душевная борьба Катерины - центральная тема "Грозы".

Итак, в первом действии, в разговоре с Варварой, героиня признается, что любит кого-то - это завязка сюжета. Уже тогда ее душа наполняется смятением и ужасом. Главная тема сопровождается образом грозы. Душа Катерины созвучна окружающему миру - природа исполнена красоты, но и угрозы, которая усиливает тревогу героини.

Перед вами отличное сочинение, в которой автор анализирует душевное состояние Катерины — главной героини пьесы «Гроза» Островского. Надеюсь, данное сочинение поможет вам подготовиться к уроку по русской литературе.

Текст сочинения «Душевная драма Катерины» для 10 класса.

Пьеса »Гроза» написана Островским в 1859 г., незадолго до реформы 1861 г. В этой драме автор ярко показывает социально- бытовой и семейный уклад России того времени. На таком фоне зреет и постепенно достигает трагического накала центральный конфликт пьесы, конфликт вольной души главной героини с «самодурной силой» окружающей среды.

В образе Катерины Кабановой, главной героини пьесы, автор запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души, ее тонкую чувствительность, глубокую совестли­вость, религиозность. С первых сцен пьесы мы проникаемся к Катерине вниманием и сочувствием. Живя в тяжелой атмосфере Кабановского дома, она с тихой тоской вспоминает свою вольную жизнь в родительском доме. Катерина была окружена материнской любовью да лаской, время проводила среди любимых цветов и за вышиванием. С детских лет она привыкла почитать Бога и следовать в жизни его великим заповедям. Религия для Катерины — это и любовь к красоте божьего мира, и глубокая внутренняя совесть, которая не позволяет ей притворяться и обманывать. С чистой и открытой душой, с сердцем, полным любви. Катерина ищет понимания и ответной любви в доме мужа. Катерина, по мнению Добролюбова, не принадлежит к этому миру и всецело противопоставлена ему.

В доме Кабанихи, где давно уже уклад жизни строится по принципу: «делай, что хочешь, лишь бы все шито- крыто было «, героиня со своей мечтательностью и хрупкой романтической душой становится чужой и одинокой.

Тихон Кабанов — человек недалекий, без характера и воли. Он не умеет и не способен понять внутренние переживания жены, да ему и некогда их заметить. Тихон всегда занят поиском возможности выпить. Незнакомый с душевными порывами, томясь под давлением матери, не умея и не желая что-либо менять, скользит младший Кабанов по жизни, потихоньку спиваясь. Выслушать и понять жену ему некогда: он ослеплен счастливой возможностью вырваться из- под вездесущего ока матери. Катерине же остается «терпеть, пока терпится «.

Катрина воплощает в себе поэтическую сторону патриархального уклада русской жизни, лучшие качества русского национального характера. Но люди, которые ее окружают, в своих душевных свойствах страшно далеки от нее, особенно Кабаниха.

С помощью Варвары Катерина встает на путь свободной любви, которая, по мнению Добролюбова, выше людских предрассудков.

Но такой выбор дается ей нелегко, ведь то, что для человека с убеждениями Добролюбова лишь «предрассудки «, для народной героини – нравственный закон, основа патриархальной морали. Нарушить этот закон, преступить свои жизненные принципы Катерине удается ценой тяжелых душевных мук и терзаний, ценой непреодолимой борьбы со стыдом и страхом. Жажда жизни и любви оказывается сильнее – и выбор сделан, и она признается Борису в своем запретном чувстве.

Кроткая и чистая душа Катерины не может смириться со своим грехопадением, она находится в мучительном разладе с совестью. Беспрестанно плача, боится она каждого звука, шороха, каждого взгляда в ее сторону. Катерина, не вынося страданий, жаждет покаяния, стремится облегчить совесть признанием. Тонкая душа ее созвучна природе, и в тревожном приближений грозы улавливает героиня угрозы и грядущее наказание. Как страшное пророчество звучат слова, обращенные прямо к Катерине: «В омут лучше с красотой… Куда прячешься, глупая? От Бога-то не уйдешь!» . Не выдерживает Катерина и на коленях принародно признается мужу в своем грехе.

Трагическая развязка конфликта обуславливается тем, что естественное чувство Катерины несовместимо с жизнью в обществе Кабановых и Диких, оно не выдерживает давления внешних обстоятельств и малодушия. Борис — заурядный обыватель города Калинова с мелочной и меркантильной душонкой, не достоин

жертвенной любви Катерины. Струсив в последний момент, он бросает свою возлюбленную, уезжая из города, чтобы сохранить за собой наследство бабушки.

Окруженная злобой Кабанихи, всеобщим осуждением и презрением, терзаемая собственными душевными муками, Катерина находит единственный выход в смерти. Как о чем-то неизъяснимо желанном, манящем и сулящем избавление, мечтает она о «могилушке » под деревцем. Очистив душу покаянием, Катерина уже не боится смерти, а пламенно желает ее.

В трагическом финале пьесы Добролюбов видит проявление высшей формы протеста, победу героини над царством произвола и деспотизма, торжество света над тьмой, и в этом с ним можно согласиться.

Надеюсь, сочинение на тему «Душевная драма Катерины» по пьесе A.Н. Островского «Гроза» вам понравилось и помогла в написании собственного сочинения.

"Гроза" - это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.)- Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая драма, постепенно достигает истинного трагизма. Это происходит благодаря образу центральной героини пьесы Катерины Кабановой.

С самых первых сцен героиня привлекает внимание зрителей. Чистосердечие звучит в рассказе о ее вольной жизни в родном доме, проведенной среди цветов, икон, молитв. Религия для Катерины - это любовь к красоте. Бог для нее везде, но ее простосердечная вера наполнена также искренними побуждениями жить по совести, по Божьим заветам: "Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно", - произносит Катя в беседе с Варварой.

В первых сценах в разговорах с Кабанихой Катерина кротко старается смириться со сварливыми замечаниями свекрови. А ведь Кабаниха олицетворяет весь уклад и законы окружающего мира. И сразу становится ясно, что героиня со своей мечтательной и романтической душой чужая в доме Кабановых.

Катерина - это вольная душа, Поэтическая натура. Автор запечатлел в ней красоту народной души. "Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь", - говорит она Варваре и признается, что теперь ее будто подменили и "лезет в голову мечта какая-то". Так намечается тема разлада героини с миром и с собой, связанного с неясными потребностями души, желанием любви.

Героиня наделена такими человеческими качествами, которые не ценятся в мире Кабановых и Диких. В ней нет ни капли фальши, она всегда естественна и откровенна: "обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу". Катя скромна, но вовсе не безропотна: "А уж коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь".

Почему же такая глубокая и цельная личность оказалась сломленной? Почему сбылись ее пророческие предчувствия ("Я умру скоро")?

В пьесе развиваются одновременно как бы два конфликта. Один из них - вызванный социальными причинами - конфликт вольной души с "самодурной силой" играет, по мнению Добролюбова, главную роль в драме. Другой - внутренний, затрагивающий нравственные стороны, - развивается в душе героини. Он-то и определяет трагедийность пьесы Островского.

Прав Добролюбов: "В характере героини выразилось требование права и простора жизни, он сосредоточен, решителен и самоотвержен", а ее натура "наполнена инстинктивным чувством свободы". По мнению критика, Катерина встает на путь свободной любви, которая выше предрассудков. Но вскоре героиня убеждается, что ее чувство несовместимо с жизнью общества, потому что внешние обстоятельства давят на нее. Трагический финал Добролюбов трактует как высшую форму протеста, как торжество света над тьмой.

Нельзя мотивировать драму Катеринььлишь социальными причинами. Для драматурга очень важно разрешение нравственных проблем: душевная борьба Катерины - центральная тема "Грозы".

Итак, в первом действии, в разговоре с Варварой, героиня признается, что любит кого-то - это завязка сюжета. Уже тогда ее душа наполняется смятением и ужасом. Главная тема сопровождается образом грозы. Душа Катерины созвучна окружающему миру - природа исполнена красоты, но и угрозы, которая усиливает тревогу героини.

Постепенно разрастается конфликт Кабановой с окружающими. Этому способствует отъезд Тихона, унизительная сцена проводов. Тут при содействии Варвары в руки Кати попадает ключ, который становится символом свободы и неволи одновременно.

Сущность трагического конфликта в его неразрешимости. Вступив на путь борьбы с общественными устоями, героиня обрекает себя на трагический финал, она не находит выхода в этой жизни.

В третьем действии Катерина, преодолевая стыд и страх, признается в любви Борису. Выбор сделан, хотя она еще пытается противостоять силе, затягивающей ее в бездну: "Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек!" Но жажда любви оказывается сильнее. Начинают постепенно сбываться слова сумасшедшей барыни.

В четвертом, кульминационном, действии к Катерине приближается расплата, ибо грех не может остаться безнаказанным. Героиня находится в мучительном разладе с совестью. Постоянно плача, вздрагивает она от каждого шороха, взгляда и жаждет очистить свою совесть покаянием. С началом грозы вновь появляется страшная барыня, речь которой, полная угроз, обращена прямо к Катерине.

Трагическая развязка в пятом действии заключена в том, что Катерина нигде не находит поддержки, все обрушилось на нее. Единственный выход она видит в смерти. Мысли о будущем только пугают ее, а могила кажется единственным спасением от душевных мук. Снова героиня обращается к природе, в которой мечтает раствориться: "Под деревцем могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождик мочит..."

Островский создает подлинно народную трагедию. В современном ему обществе, где нет истинной любви, доброты, религии, а есть лишь семья-клетка, нет места живой душе. Даже страданий Катерины никто не понимает. Она сама осуждает себя строже всех и погибает.


Смотрите также: Добролюбов о Катерине и мое отношение к героине. План сочинения

Комментарии посетителей сайта:

Бекхан. (13:45:43 30/09/2010):
Хвала АЛЛАХУ господу миров.Нет бога достойного в поклонении кроме АЛЛАХА, и Мохаммад посланик его.

Юлия (20:37:47 10/10/2011):
Классное сочинение! То что надо! Напишите, кому надо, не пожалеете об этом!

polly (21:02:01 10/10/2011):
отличное сочинение, ничего нового но все правильно сказано! многим наверняка поможет

АЛЁНКА (17:55:34 25/10/2011):
КАПЕЦ КЛЁВОЕ СИЧИНЕНИЕ))) ПОМОГЛО КОНКРЕТНО))) САУ

катя (16:42:09 08/11/2011):
классное сочинение

Наташка) (18:27:17 08/11/2011):
ну да не чегошное сочинение))хотя мне щас настолько всё равно лишь бы двойку не получить))

Rita (13:40:13 10/11/2011):
Совершенно непонятны какие-то идиотские высказывания некоторых комментировавших. Сочинение действительно очень хорошее, тема сама по себе отличная, но именно так ее раскрыть- великое умение. P.S Произведение сильное,обидно,если после прочтение у людей оно не вызывает никакой ответной реакции,а лишь глупые междометия и оскорбления. Спасибо!

Михаил (16:20:34 15/11/2011):
Согласен с выше написанным коментарием, но не стоит забывать, что учитель проверяющий вашу работе может и не поверить в глубину мысли... Так что надо неким образом изменять слова по уровню "своих" знаний.

олег (20:38:52 16/10/2014):
я не чего не понял и мне плевать главное соч написать

Фёдор (19:36:49 25/12/2014):
Знаете что если вы верите в Алаха, то он самый лучший для вас, и не надо писать ахинею, потому что я верю в Исуса, но я не пишу, то что он только один и самый лучший, потому что моё мнение я могу рассказать тем кто верит в Исуса, а вы сидите там молча и говорите это свои родителям и близким, кто верит в Алаха! вы просто школьники которые не понимают то, что они пишут!

(-_-) (21:44:36 12/02/2015):
Маленькая поправка-Иисус. Если веришь,то знать должен.

Ваше имя:

Драма А.Н. Островского «Гроза» - самое значительное произведение драматурга - появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза.

В основе произведения - конфликт молодой женщины Катерины с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, лишь заглянув в душу Катерины.

Со слов Катерины мы узнаем о ее жизни в девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству, «наряжала, как куклу». Жизнь в родном доме была свободной: девушка рано вставала, шла умыться к роднику, поливала ключевой водой цветы, которых было много в доме, шла с матерью в церковь, а потом занималась рукоделием и слушала рассказы странниц, которыми вечно был полон дом.

От природы Катерина - натура цельная, страстная, мечтательная. Она всей душой искренне принимает веру. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится!» На службе и в снах она часто улетала на небо, парила над облаками, общалась с ангелами. Ей случалось подняться среди ночи и до утра молиться и плакать. О чем она молилась, о чем плакала - она и сама не знала. Всего того, что противоречило ее представлению о жизни, она просто не замечала, уносясь в мечтах на небо.

При всей своей набожности Катерина наделена от природы сильным характером и свободолюбием. Однажды, в возрасте шести лет, обидевшись на что-то, она ночью убежала на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! Еще одной важной деталью ее жизни было то, что она жила в своем мире, отгороженном от реальной действительности. Жизнь ее была чиста и целостна, душа пребывала в покое. Наивная, добрая, набожная девушка с задатками сильной, целостной, свободолюбивой личности - вот что такое Катерина до замужества.

Замужество меняет все. Хотя Катерине в каком-то смысле даже повезло: ее муж хоть и подчинен матери, но жену не обижает и даже по-своему защищает. Отчего же мы с самого начала пьесы понимаем, что душа Катерины страдает и мечется?

Первое, чего лишилась Катерина, выйдя замуж, - свободы. В доме, не ставшем для нее родным, ей тяжело от самой необходимости жить в замкнутом пространстве, быть запертой в четырех стенах, ограниченной лишь кругом домашних забот. Катерина уважает себя, и домостроевские замашки Кабанихи постоянно ранят ее чувствительную душу. Она не умеет не замечать их и не реагировать на них, она не хочет и не может молчать, выслушивая незаслуженные попреки. Отстаивая собственное достоинство, Катерина разговаривает со свекровью на «ты», как с равной себе.

После постоянного общения с природой, которым было наполнено ее детство, для Катерины невыносимо затворническое существование, полное обмана, лицемерия, жестокости, бесправия, подчинения чужой воле, ей душно и скучно в доме свекрови.

К тому же замуж ее выдали очень рано, без любви, она, по словам Вари, не нагулялась в девках, сердце ее «не уходилось». Но по мнению самой Катерины, оно и не «уходится» никогда: «слишком горячей родилась». Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик, ни на кого тебя не променяю». Но любить искренне и открыто, как того просит душа, в «темном царстве» не принято: Кабаниха одергивает невестку: «Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься». Катерина признается Варваре: «Да здесь все как будто из-под неволи».

Глотком свободы становится для нее чувство к Борису, вспыхнувшее с первого взгляда и ставшее причиной ее нескончаемых душевных страданий. Для набожной женщины сами помыслы о любви к чужому мужчине греховны. Отсюда подавленность Катерины, страх, предчувствие близкой гибели. Внешне она еще ничего не совершила, но уже преступила свой внутренний нравственный закон и терзается чувством вины. Вот почему она уже не испытывает восторга от посещения церкви, не может по-прежнему молиться, не в состоянии сосредоточиться на своих мыслях. Тревожные думы, бередящие душу, не дают ей любоваться природой. Изменились и ее сны. Вместо райских кущ видится ей кто-то, кто обнимает ее горячо-горячо и уводит куда-то, и она за ним идет. Внутренне она уже согрешила и осознает свою любовь как «страшный грех», а потому боится умереть вдруг, без покаяния, предстать перед Богом «как... есть, со всеми... грехами, со всеми помыслами лукавыми».

Ей тяжело дома, ей хочется бежать от свекрови, которая все время унижает ее человеческое достоинство, от тоски она готова что-то сделать с собой. Борясь со своими чувствами, как утопающий, хватающийся за соломинку, она просит мужа не оставлять ее одну. Но тот говорит, что сам устал от жизни в маменькином доме и хочет погулять на воле. Нет у Катерины и детей, а они могли бы скрасить ее одиночество и стать ее опорой: «Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это».

Так Катерина остается одна. Варя не понимает ее, считает слишком мудреной, выступает в роли искусительницы, передавая ключ от калитки и обещая прислать Бориса. По ней - делай что хочешь, лишь бы все было шито-крыто. Когда-то и она, как Катерина, не умела врать, но жизнь научила ее и вранью, и лицемерию.

Почему в борьбе мотивов: увидеть Бориса или выкинуть ключ -побеждает первое желание «будь что будет, а Бориса я увижу!»? Катерина не лукавила даже перед самой собой, она знала, что идет на грех, но, видимо, настолько непереносимой стала для нее ее жизнь, что она решает: «Мне хоть умереть, да увидеть его». И на первом свидании Катерина говорит Борису: «Ты меня загубил!»; «Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!»

Жить со столь тяжким грехом на душе Катерина не может. Потому-то она так боится грозы. Она для нее - проявление гнева Божьего. Быть убитой грозой (а она уверена, что та обязательно убьет ее) и предстать перед Богом, не раскаявшись, кажется ей невозможным. Ее собственный суд над собой для нее невыносим. Сокрушены ее внутренние устои. Тут не просто «семейный обман» - произошла нравственная катастрофа, нарушены казавшиеся Катерине вечными моральные нормы. Единственным способом спасения своей души считает она покаяние. Но ее публичное признание не нужно никому, даже мужу: «Не надо, не надо! не говори! Что ты! Матушка здесь!»

В представлении обывателей ее страдания и не трагедия вовсе: мало ли случаев, когда жена погуливает в отсутствие мужа. К тому же Тихон любит Катерину и прощает ей все. Но она не в состоянии простить саму себя, и оттого жизнь превращается для нее в постоянную муку, одна смерть кажется ей избавлением.

Катерина не стала бы Катериной, получившей литературное бессмертие, если бы у нее все было «шито-крыто». Так же как нестрашен для нее суд людской, так невозможна для нее никакая сделка с совестью. «Нет, мне что домой, что в могилу - все равно... В могиле лучше».

Душевная драма Катерины заканчивается трагедией. Такое наказание за свой грех назначила сама себе эта решительная, цельная, русская натура. И если на минутку забыть, что пьеса написана полтора столетия назад, то можно увидеть, что подобная драма могла случиться не только в ту отдаленную эпоху, она возможна во все времена. Потому что это драма свободолюбивой личности, которая не может развернуться в невыносимом для себя окружающем мире насилия, прежде всего над человеком. Это драма нравственной личности в мире окружающей безнравственности. В самой невозможности для человека примирить эти противоречащие начала я и вижу причину драмы Катерины.

Характер состоит в способности совершать по принципам.

А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях жизнь купечества описывается как мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового молчания. А если и появляется бессмысленный ропот, то он замирает уже при своем рождении. Свою статью, посвященную разбору пьес Островского, критик Н. А. Добролюбов назвал “Темное царство”. Он высказдл мысль о том, что самодурство купечества держится только на невежестве и покорности. Но выход будет найден, потому что в человеке нельзя уничтожить стремление существовать достойно.

“…Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак темного царства?” - спрашивает Добролюбов. Ответом на тот самый вопрос послужила новая пьеса драматурга “Гроза”.

Написанная в 1860 году, пьеса и духом своим, и названи ем как бы символизировала процесс обновления общества, которое стряхивало с себя оцепенение от тирании. Гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу. И в пьесе это не только явление природы, а ослепительный образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.

В пьесе много действующих лиц. Но главным из них является Катерина. Образ этой женщины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. Недаром критик назвал ее “лучом света в темном царстве”. Чем же так отличается Катерина от других “жителей” этого “царства”?

В этом мире нет свободных людей! Ни самодуры, ни их жертвы таковыми не являются. Здесь можно обманывать, как Варвара, но существовать по правде и совести, не кривя душой, нельзя.

Катерина воспитывалась в купеческой семье, дома она “жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле”. Но после замужества эта свободная натура попала в железную клетку самодурства. ,

В доме Катерины вечно было много странниц да богомолок, рассказы которых (да и вся обстановка в доме) сделали ее очень религиозной, от души верящей в заповеди церкви. Неудивительно, что свою любовь к Борису она воспринимает как тяжелый проступок. Но Катерина в религии “поэт”. Она наделена ярким воображением и мечтательностью. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминает народные сказания и песни.

Однако религия, замкнутая жизнь, отсутствие выхода для ее незаурядной чувствительности повлияли отрицательно на ее характер. Поэтому, когда во пора грозы она услышала проклятья полоумной барыни, то стала молиться. Когда же увидела на стене рисунок “геенны огненной”, ее нервы не выдержали, и она призналась Тихону в своей любви к Борису.

Но религиозность более того как-то оттеняет такие черты героини, как стремление к независимости и правде, смелость и решительность. Самодур Дикой и вечно попрекающая и ненавидящая родных Кабаниха никогда не способны понять других людей. В сравнении с ними или с бесхарактерным Тихоном, лишь изредка позволяющим загулять на несколько дней, с ее возлюбленным Борисом, неспособным оценить истинную любовь, характер Катерины становится особенно привлекательным. Она не хочет и не может обмануть и прямо заявляет: “Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу”.

Любовь к Борису - это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест, как возмущение против целой системы, более того не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный проступок, как восстание против основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса кончается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздавлена внутренним сознанием своего “греха”.

Гибель смелой женщины - это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим ее свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, непростительный проступок. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису: “Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?” А последними ее словами были: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”

Можно оправдать или обвинить Катерину за ее роковое решение, но нельзя не восхищаться цельностью ее натуры, жаждой свободы, решительностью. Смерт
ь ее потрясла более того таких забитых людей, как Тихон, который в глаза обвиняет мать в гибели жены.

Значит, поступок Катерины был реально “страшным вызовом само дрянной силе”. Значит, в “темном царстве” способны рождаться светлые натуры, которые своей жизнью или смертью могут осветить это “царство”.