Как жили в старину русские люди. Конспект образовательной деятельности с использованием мультимедийной презентации «Как люди жили на Руси

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Как жили люди на Руси. ВОСПИТАТЕЛЬ: Кочеткова Наталья Викторовна

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи. Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу.

Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

В крестьянской избе было много посуды, в основном деревянной. Вся посуда делалась собственными руками. Относились к посуде очень бережно.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Женщины-славянки были большие мастерицы: вязали, плели коврики, кружева и полотенца-рушники, шили одежду и украшали ее вышивкой.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна....

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет «Как жили люди на Руси».

Цель: формирование патриотических чувств, интересов на основе беседы к культуре и обычаям своего народа, своей стране.Программные задачи: Закрепить знания детей о нашей стране. Воспитывать любо...

Фотобанк Лори

Русская крестьянская семья – уникальный «организм», где детей воспитывали без посторонней помощи, опираясь на неписаный свод законов – простых и удивительно мудрых. Так и шел этот процесс из века в век и из села в село, разве что с небольшими расхождениями.

Детство

В типичной крестьянской семье детей рождалось много, но, к сожалению, многие из них умирали от болезней в первые годы жизни. И хотя для бедных семей очередной ребенок означал появление «лишнего рта», а для зажиточных – потенциального помощника в трудах, родители с одинаковым смирением воспринимали и рождение, и смерть младенцев. Это не значит, что детей не любили – матери, безусловно, испытывали к своим чадам самые нежные чувства, но жестокие жизненные реалии заставляли людей обрастать психологической броней.

Новорожденного клали в зыбку – плетеную люльку, подвешенную к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за ним был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.

Фотобанк Лори

Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал их так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».

Научившись ходить, карапуз передвигался по избе, преимущественно в одной короткой рубашонке, занимая себя разными подручными предметами. Присматривать за ним могли бабушка с дедушкой или кто-то из старших детей. В холодное время года малыш обычно находился в помещении, так как с зимней одеждой для малышей в то время было туговато, а в теплое – выходил на улицу, где бегал по земле босиком опять-таки под присмотром юных нянек, которым могло быть около четырех-пяти лет.

Фотобанк Лори

Основу детского питания составляло материнское молоко. Если же молока у матери не было, малышу находили кормилицу или поили его козьим, в качестве бутылочки используя рог с надетым на него соском коровьего вымени. Вместо соски у крестьянского ребенка была «жевка» – тряпица с завернутым в нее жеваным мякишем хлеба. Примерно в полгода кроха получал прикорм в виде молочной гречневой каши, а в год пробовал похлебку.

В три года малыш уже ел то же, что и старшие члены его семьи, спал вместе с другими детьми на полатях и вел вполне самостоятельную жизнь. С раннего утра до поздней ночи он мог играть на улице, будучи предоставленным самому себе. Подрастая, девочки играли в тряпичные или соломенные куклы, которые сами себе и изготовляли, а мальчики – в мяч или в «лошадку», в роли которой выступала обычная палка. По мере взросления у разнополых детей становилось все меньше общих занятий, игры четко подразделялись на «мальчишечьи» и «девчоночьи».

Отрочество

В свой седьмой день рождения ребенок становился отроком или отроковицей. В честь этого события ему выдавались первые в жизни порты (штаны) или длинная девичья рубаха. Детей активно привлекали к труду – разумеется, с учетом возрастных особенностей: работу давали по силам, постепенно увеличивая нагрузку, а в свободное время позволяли гулять.

Фотобанк Лори

Поручения раздавали без лишних церемоний – в приказном тоне, но перечить в ответ никому из отроков в голову не приходило. Авторитет отца был непререкаем и подчеркнуто поддерживался матерью.

С десяти лет мальчики под наблюдением взрослых уже боронили поле, с двенадцати – пахали, а в четырнадцать – наравне с отцами участвовали в любых полевых работах. В том, чтобы запрячь лошадь или выпасти скот, они также не видели ничего сверхъестественного. Девочек лет с одиннадцати сажали за прялку, с тринадцати – обучали шитью и вышиванию, в четырнадцать поручали вымачивать холсты. Одновременно с этим юные хозяйки учились доить коров, печь хлеб и делать все, что было необходимо в крестьянском быту.

Кроме трудового воспитания, отроки и отроковицы впитывали в себя и понятия о крестьянской морали. Детей учили почтению к родителям и старшим, милосердию к нищим и убогим, благоговению перед трудом добытым хлебом, преподавали им основы веры, внушали понятие греха. Правда, в большинстве семей религиозное воспитание детей ограничивалось знакомством с обрядовой стороной православия с вкраплениями языческих поверий.

Юность

В юношах и девушках поощрялись целомудрие и стыд, которые наряду с честью и совестью признавались важнейшими категориями нравственности. По этой причине половым воспитанием подростков не занимались, вести с ними разговоры на подобные темы было не принято. Кстати, дети, выросшие рядом с домашними животными, о физиологии отношений между полами имели весьма четкие представления.

Фотобанк Лори

Между стыдливостью и ее отсутствием существовала очень тонкая и заметная лишь самим крестьянам грань. Так, многие родители не препятствовали посещению молодыми людьми так называемых вечерних «посиделок», где юноши и девушки не только присматривались друг к другу, но и образовывали пары, для которых поцелуи, объятия и сидение на коленях друг у друга были обычным делом. Более близкие отношения до брака осуждались строжайшим образом, но благоразумные девицы и парни и сами в них не были заинтересованы, так как боялись Божьего гнева и общественного мнения. Если девица меняла кавалеров чаще, чем раз в сезон, или сама проявляла инициативу в отношениях, это также подвергалось осуждению.

Девушки, имеющие безупречную репутацию, пользовались в селе большим уважением – они занимали почетные места на посиделках, их первыми выбирали в хоровод и в невесты присматривали в первую очередь. Конечно, если они обладали и другими необходимыми для замужества качествами: послушанием, трудолюбием, уважительным отношением к людям, а также физической выносливостью.

Браки в крестьянской среде были ранними. В XVIII веке вполне подходящим для семейной жизни считался возраст 14-15 лет. С середины XIX века в законный брак могли вступать юноши с 18 лет, а девушки – с 16 лет. Крестьянских девиц зачастую отдавали замуж без их согласия, да и мнением юных женихов тоже не всегда интересовались. Зато дети придавали родительскому благословению огромное значение.

Образование

Вплоть до XVIII века у крестьян практически не было шансов на образование. Даже в период правления Петра I, когда повсюду открывались новые школы, крестьянским детям вход в них был закрыт. Лишь некоторым из ребятишек удавалось попасть в так называемые архиерейские школы, которые устраивались под надзором архиереев при их домах.

Свою лепту в повышение народной грамотности вносили и многие помещики. Например, граф Л.Н. Толстой способствовал открытию больше 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, а в одной из них преподавал лично. «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу... худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей... Я хочу образования для народа для того, чтобы спасти там Пушкиных, Остроградских, Ломо­носовых... И они кишат в каждой школе!» – писал он в одном из писем.

После Октябрьской революции всевозможные школы, училища и гимназии были преобразованы в единую трудовую школу. Тогда же образ жизни крестьян стал утрачивать свою самобытность.

1. ВВЕДЕНИЕ

Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель проекта:

  1. Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на гендерное воспитание.
  2. Формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2. Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
  3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
  4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
  5. Изготовить макет старинной русской избы с интерьером.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Изба и ее устройство. Занимаясь в кружке «Умелые ручки», мы всегда рассматриваем убранство «русской избы» - там проходят наши занятия.

Нам интересно узнать все:

Как жили русские люди раньше?

Для чего были нужны все эти предметы русского быта?

Как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

Мы стали искать ответы на все свои вопросы: спрашивали у воспитателей, родителей, рассматривали иллюстрации в книгах о старинном быте русского народа, читали энциклопедии, смотрели видеофильмы.

Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

2.2 Быт крестьян. Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах. Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.

2.3 Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.

Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал отец.

В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.

Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.

С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.

Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.

Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мама.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

10. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Презентация – Приложение 1 .
  2. Защита проекта детьми –

Гузель Тазетдинова

Цель : Расширить представление детей о жизни русского народа.

Оборудование : Мультимедиа , русские народные костюмы.

Ход занятия.

Организационный момент.

Мы живем в России – великой стране, которой уже более тысячи лет.

- Наша страна огромная : есть здесь леса, моря, горы и леса.

Слайд – лес, море, горы

Населяют ее люди разных национальностей, а объединяют их всех язык, на котором они говорят - русский.

Слайд – слова о Руси .

Русь могучая и бескрайняя,

Люди были тогда всесильными,

В избах деревянных жили ,

Занимались искусством знатным.

Сами ткали, хлеба растили,

Хоть и в лаптях ходили.

Ребята, а как вы думаете какая тема нашего занятия?

Правильно, сегодня вы узнаете, как люди жили на Руси .

Слайд – сруб избы


Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянные – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен.

Такие дома называли срубами или избами.

Слайд – изба украшена.


У каждой избы был свой особый вид.

Над окнами крепились козырьки – наличники они прикрывали окна от дождя и снега.

Позже появились, наличники со ставнями с улицы каждый мог видеть : открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты, значит,еще спят или нет дома.

Крыльцо поддерживали столбы, на которые опиралась кровля

На крыльцо вели ступеньки, а для удобства делали перила.

Каждый хозяин старался выстроить избу «понарядней» .

Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо витыми столбами.

Теплыми летними вечерами собирались на крыльце – посидеть, поговорить, обсудить новости : «Жить в соседях, быть в беседах»

Потешки-шутки

1. Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

2. Сынок, сходи за водицей на речку.

Живот болит.

Сынок, кашу есть.

Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.

3. Что везешь?

Какое же это сено?

А коль видишь, что же спрашиваешь?

4. Фома, что из леса не идешь?

Медведя поймал.

Так веди его сюда!

Да он не идет.

Ну, так сам иди.

Да он меня не пускает.

Игра «Горелки»

Слайд – внутри избы

Рассказ воспитателя «Внутри избы»


Теперь войдем в дом. Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шиш-ку на лбу можно набить. Дверь в избу – низкая, а порог высокий. Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.

У хороших хозяев в избе все сверкало чистотой. На стенках – расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскребены; на кроватях кружевные оборки – подзоры; оклады икон начищены до блеска. Пол в избе делали из широких цельных плах - бревен, разрубленных пополам, с тщательно отесанной одной плоской сто-роной. Клали плахи от двери к противоположной стене. Так половинки лучше лежали и комната казалась больше. Пол настилался на три-четыре венца выше земли, и таким образом образовывался подпол . В нем хранились продукты, разные соленья. А приподнятость пола почти на метр от земли делала избу более теп-лой.

Правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, все было при-способлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок. Другой, левый от печки угол, назывался красный, то есть красивый. Здесь стояли стол, скамейки, висели иконы. Это особое место было для гостей. Русский народ все-гда славился своим гостеприимством :

Что есть в печи – все на стол мечи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Умей в гости звать, умей и угощать.

Сажая гостя в красный угол, говорили : «Встречай не с лестью, а с честью» .

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели : стол, лавки, скамьи (лавки со спинками, стольцы (табуретки, сундуки, – все делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мас-терство передавались от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились все совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, – все украшалось резьбой, вышивкой, роспи-сью или кружевом, причем все принимало определенный, традиционный образ , ассоциировалось с окружаю-щей природой. Например, ручка солонки (заметим, что соль в деревянной солонке всегда оставалось сухой) часто выглядела как голова коня; на полотенцах чаще всего вышивались петухи; на люльке вырезалось и рас-крашивалось солнышко.

Вначале изба крестьянина имела только одну комнату. Позже стали строить так называемые пяти-стенки, в которых общая площадь разделялась бревенчатой стеной на две части.

Ощущая свой дом частицей природы, где все подчинено общему с природой порядку, целесообразно-сти и красоте , крестьянин чувствовал себя защищенным и сильным, а значит, и свободным. Наши предки вос-принимали свою избу, деревню или село, окружающую природу как маленькую вселенную, где все знают друг друга. Самая непосредственная связь с кормилицей-землей, дарами рек, озер и лесов закладывала основные черты русского характера : трудолюбие, бережливость, терпеливость, настойчивость. Суровый климат приучил быть выносливым, чутко следовать природным приметам, быть хитрым на выдумку в землепашестве, ското-водстве, ремеслах.

Широта просторов, удивительная по разнообразию природа породили размах и удаль русского харак-тера, отразились в непохожести народных промыслов. По натуре мирные земледельцы, русские люди , когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю русскую и отчий дом. Крепко чтилисб семья, верность, уважение старости, сострадание больным и убогим.

Слайд – печка.


В те далекие времена и хлеб пекли, и готовили в печке. Печка обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки. А сколько сказок было рассказано на печи долгими зимними вечерами.

Рассказ воспитателя «Бес печи хата – не хата»

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойст-вами, а образ печи стал традиционным для русских сказок : она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю и т. д. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней. Человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почетом и уважени-ем. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь : она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Когда в печи жарко – тогда и варко.

Хорошая печь – гордость и печника, и хозяина дома. Вот как хвастается печкой удалой добрый моло-дец, сын боярский Дюк Степанович князю киевскому Владимиру :

Как у нас во городе, во Галиче,

У моей сударыни, у матушки,

А то печки были все муравленки,

А поды-то были все серебряны…

«Печки были все муравленки» – значит, покрыты глазурью.

Конечно, такая печка могла быть только у «сударыни-матушки» . В крестьянской избе печь попроще. Основанием печи служит печное место, или опечек. Это – деревянный сруб из толстых бревен, разделенный пополам. В его верхней части хранится вся печная утварь : ухваты, горшки, чугунки и пр. В нижней части опечка зимой держали кур. Около выходного отверстия русской печи – устья – помещалась толстая доска – шесток, на которую ставили все то, что в печь идет и что из печи вытаскивают. Топили печь, как правило, ольхой и березой : дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорают. Если кто-нибудь топил печь чем попало, то про того говорили : «Подле леса живет, а печку соломой топит» .

Печь не только согревала избу. В печи пекли хлеб, готовили еду себе и домашней живности. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно было спать. Для этого делалось специ-альная лежанка. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке! Дети очень любили поваляться на теплой печке долгими зимними вечерами, сверху наблюдая за домашней работой своих бабу-шек и дедушек, матерей и отцов. На печке грели свои косточки старики и старухи – и, говорят, помогало.

Избы, в которых печку топили по-черному, назывались курными (без трубы) . Наверно, представляет-ся черная от сажи и копоти изба, в которой, если топится печь, дышать нечем :

Любить тепло – дым терпеть.

На самом деле все было иначе. Потолок в этой избе придумали делать в виде трапеции. По всем сте-нам избы размещались полки – воронцы. Они-то и не давали дыму спуститься вниз, все, что выше воронцов, темно от копоти, а под ними – чисто. Дым вытягивался в специальное отверстие – волоковое окошечка (с за-движкой) и уходил в дымник

Сказка «Заяц-хваста» (инсценирование)

Заяц-хваста

Жил-был заяц в лесу : летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать :

– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался :

– Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

– А как ты хвастал?

– А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Вот она его маленько и потрепала :

– Боле не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на за-бор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорить ему :

– Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

Слайд – освещение.


Освещение избы

Окна вначале закрывались слюдой или бычьими пузырями. Стекла в Новгороде и Москве появились в XIV веке. Но они были очень дорогими, и ставили их только в богатых домах. И слюда, и пузыри, и даже стекла того времени только пропускали свет, а что происходило на улице, через них видно не было.

Вечерами, когда темнело, избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кова-ные светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники – небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.

Беседа : раздаточный материал (карточки с нарисованными осветительными приборами разных исторических времен)

Вопросы : 1. Что общего в нарисованных на картинках предметах?

2. Скажите, какие из них появились раньше, а какие позже?

Подведение итога : Что нового узнали? Что было интересного? Что запомни-лось больше всего?

Организация: МБДОУ № 25 «Малыш»

Населенный пункт: Свердловская область, г.Карпинск

Обучающие:

Продолжать знакомить с народным творчеством через декоративно-прикладную деятельность, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок); закреплять знания детей о русской избе.

Развивающие: Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору; уважительно относиться к своей работе и работе своих товарищей.

Словарная работа: рушник, половицы, ткачи, гончары.

Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Оборудование: макет русской избы с предметами быта (печь, лавка, стол, самовар, посуда, прялка, половики, ухват, кочерга, коромысло, вёдра, чугунки, люлька), плоскостные макеты русской избы, раздаточный материал для работы в мастерских: пластилин, досочки, гуашь, глиняные горшки, рушник, скатерть.

Воспитатель:

Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

Это пожелание доброе или злое?

(ответы детей).

Воспитатель:

Если слово доброе, как мы будем слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите узнать как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?

Я вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить:

В какой стране мы с вами живем, как она называется?

(ответы детей)

А как называлась наша страна раньше, много лет назад?

(ответы детей)

Воспитатель:

А людей, которые жили на Руси? (русичи.)

(На экране слайды русской деревни)

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Воспитатель:

Ребята, а что значит жилище?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как назывались дома нашего народа?

А вы знаете, почему Русь называли деревянной?

(Потому что избы строили (рубили) из деревьев)

(макет деревянной избы)

Воспитатель:

Ну а теперь пора и в избу заглянуть!

Давайте мы с вами посмотрим, как была устроена русская изба. Заглянем в гости к нашей Марьюшке.

Воспитатель:

Печь занимала большую часть комнаты. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков.

Для чего нужна, была печка в избе?

(ответы детей) (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).

Воспитатель:

Какая мебель была в избе?

(ответы детей) (посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар)

Воспитатель:

А какая посуда была у русичей?

(ответы детей) (кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы)

Воспитатель:

Вся мебель и вещи имели в избе своё место. В избе был порядок.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его»:

Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи. (Кочерга).

У этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи. (Ухват).

Деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой. (Коромысло).

одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, вращает колесо. (Прялка).

(Предметы в избе и презентация)

Воспитатель:

А теперь мы попробуем сами смоделировать русскую избу из тех предметов, которые лежат у вас в конвертах. Достаньте из конвертиков картинки, рассмотрите их, положите возле себя. Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать ее и найти соответствующую картинку:

«Наша толстая Федора

Наедается нескоро.

А зато когда сыта,

От Федоры теплота. (Печка)

Воспитатель:

Правильно, это печка.

Ребята, давайте с вами поставим печку в нашу избу. Все поставили печку? Молодцы.

Воспитатель:

Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

Правильно, это – стол. Поставим стол в нашу избу.

Воспитатель:

Без неё не обойтись. На ней сидели, спали, отдыхали. (Лавка)

Куда поставим лавку?

Воспитатель:

Ещё одна загадка «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».

Правильно – это самовар.

Молодцы, поставьте самовар на стол.

Воспитатель:

Ребята, а про что же эта загадка: «Кузовок в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).

Правильно, это люлечка, а как еще ее называли? (зыбка, колыбель)

Куда же подвешивали люлечку? (К потолку).

Возьмите свои люлечки и прикрепите на гвоздик. Вот мы с вами и расставили все предметы на свои места.

Воспитатель:

Мы много говорили о пословицах русского народа.

Давайте вспомним пословицы о русской избе, о быте русского народа.

«Красна изба не углами, а красна изба пирогами».

« Изба детьми весела».

«Где работано, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто».

«Самовар кипит – уходить не велит»,

«Со своим самоваром в гости не ходят»,

«Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

Воспитатель:

А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем:

Физминутка: (А у дядюшки Трифона)

«А у дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!»

Дрова рубили (взмахи руками с наклоном)

Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

Полы мыли (наклоны)

Бельё стирали (выполняем движения руками)

Ух, отдыхали!!! (утирают пот со лба)

Воспитатель:

А теперь поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: чтобы было уютно, люди вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), вязали скатерти (показ скатерти), пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы (показ половицы), делали посуду из глины(показ глиняных горшков).

Воспитатель:

Сегодня мы с вами будем мастерами.

Презентация мастерских (« Гончары», « Роспись по дереву», «Ткачи»)

Мастерская « Гончары»

Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из глины.

Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепешку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Готовый сосуд просушивали и обжигали.

Презентация мастерской « Роспись по дереву»

Чем в старину украшали предметы быта?

(веточками, ягодками, кустиками, цветами)

Воспитатель:

Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые узоры для досочек. Вы можете использовать образец.

Презентация мастерской «Ткачи»

В этой мастерской попробуем изготовить половицы и украсим ею нашу избу. На столах лежат заготовки картона и разноцветные полоски бумаги. Цветные полоски нужно выкладывать, поочередно меняя цвета. Начинать можно с любого цвета.

Выбирайте свою мастерскую и принимайтесь за работу

Работа детей в мастерских (кто, где пожелает)

(воспитатель следит за процессом работы, помогает в случае необходимости).

Вот какая замечательная выставка у нас получились.

Расскажите о своих работах, чему вы научились? (ответы детей)

Вы теперь сможете научить своих родных, друзей делать такие же красивые половички, лепить посуду из глины, расписывать досочки.

Дай Бог тому,

Кто в нашем дому,

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!