А макаренко и его колония. Колония имени М

Тезисы содоклада на Всеукраинском совещании комиссий по делам несовершеннолетних правонарушителей

«1. Посылка несовершеннолетнего в трудовую колонию должна сделаться главной мерой комиссий, поскольку вообще ставится вопрос о перевоспитании, а не только изоляции. Возвращение несовершеннолетнего в семью есть мера педагогики нейтральная, патронат же может иметь значение только в том случае, если мотив правонарушения только нужда. Артели для подростков имеют много недостатков, если члены артели не прошли предварительного опыта трудового коллектива.

2. От идеальной организации трудовой колонии мы еще далеки. Однако для улучшения постановки колонии требуется не так много. Самое главное, что необходимо сейчас, — отказ от ремесленно-соцвосовского характера хозяйства. Колонии должны быть развернуты в солидные хозяйства с таким расчетом, чтобы колония могла организовать по своей периферии сельскохозяйственные коммуны из выпускников или включать их в хозяйство в качестве рабочего или административного персонала.

3. При указанных условиях прежде всего будут достигаться именно воспитательные цели, а не цели хозяйственные. В частности, здесь идет речь о еще очень мало исследованной области влияния сложной и широкой коллективной организации на члена коллектива. Но что это влияние положительно, уже можно утверждать.

4. Режим трудовой колонии должен находить свои формы исключительно в логике хозяйствования. Все, что вытекает из этой логики (строгая дисциплина, гласный и точный отчет, фактическое, а не юридическое самоуправление, равенство прав и обязанностей, экономность и точность выражения, ясная, строго приспособленная к делу рабочая организация), обязательны для трудовой колонии. Все, что противоречит ей, должно быть отброшено, хотя бы оно и рекомендовалось в педагогической теории.

5. В направлении к созданию специальных условий детского коллектива необходимо обязательно привнести в этот коллектив начало игры (приблизительно по типу внешних форм скаутизма), интересные и яркие формы коллективных движений, жизнерадостный и бодрый общий тон, гордость своей колонией.

6. Учебные занятия должны быть организованы в следующих целях:

а) для полной ликвидации всех видов неграмотности уже запущенных подростков;
б) для общего широкого развития тех, кто еще способен учиться и дальше;
в) для специальной подготовки наиболее способных к поступлению в техникумы и рабфаки.

7. Все перечисленные условия принесут пользу исключительно в том случае, если главное внимание НКП будет обращено на организацию такта. В частности, нужно:

а) полное и совершенное искреннее игнорирование прошлого воспитанников и их правонарушений;
б) полный отрыв от всех судебных и карательных органов, в том числе и от комиссий по делам о несовершеннолетних;
в) полный отказ от принудительного держания в колонии и формальной борьбы с побегами;
г) обязательный прием в определенном размере детей, не совершивших правонарушение, по их просьбе и по постановлению общего собрания колонии;
д) полный отказ от термина «правонарушители» или «несовершеннолетние» в официальных сношениях с НКП и его органами;
е) в особенности важен тщательный подбор воспитателей, который должен производиться исключительно руководителем колонии».

Макаренко А. C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 1 / Сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил. - с. 37-38.

Все слышали знаменитые строки "Мы разжигаем пожар мировой - церкви и тюрьмы сравняем с землёй!" начала двадцатых годов.
Все у нас помнят как рушили некоторые церкви и постоянно говорят об этом.


Но а что же до тюрем?


Работа отряда колонистов на буртах. (1921 г.)



Дорога от колонии им.М.Горького на Полтаву



Отряд по заготовке топлива. На первой повозке Антон Братченко.
На заднем плане второй справа Семён Карабанов.



Вид на главный дом второй колонии им.М.Горького.



В походе. Караул у знамени колонии им.М.Горького.



Двор второй колонии (бывш.имение Трепке). У дерева колонистка Настя Ночевная.



Устройство ковровой клумбы. Стоит педагог З.И.Буцай.



Праздник первого снопа (1925 г.)





"Завоевание Куряжа".
Плотник Боровой (второй справа) с группой воспитанников колонии им.М.Горького - бывших куряжан (лето 1925 г.)



Группа колонистов и сотрудников колонии (1926 г.)



Балкон корпуса спален мальчиков.



"Дежурство по колонии". Дежурный сигналист Ваня Шелапутин, педагог И.Д.Киргизов, дежурный член санитарной комиссии (ДЧСК) Оля Ланова, дежурный командир Перец (слева направо).



Вид двора колонии им.М.Горького (1927-1928 гг.)



Цветники (1927 г.). Слева видна часть центрального здания, в котором находились кабинет А.С.Макаренко, столовая и клуб. Справа - паперть, где ночевал отряд колонистов после переезда в Куряж.



Колонисты на баштане. На заднем плане сельскохозяйственные постройки колонии.



Постройка свинарни (май 1927 г.)



Игра в крокет. Слева - два окна квартиры, в которой жил А.С.Макаренко.



Связисты колонии - Володя Зорень (слева) и Ваня Зайченко (1927 г.)



Группа колонистов-горьковцев - бывших куряжан. Справа здание школы колонии им.М.Горького.



Вольные движения.



Сигналисты.



Группа колонистов-горьковцев в строю (1927-1928 гг.)



Салют знамени. Поход колонии им.М.Горького в Харьков. А.С.Макаренко впереди знаменной бригады, следующей к правому флангу.



Первый трактор в колонии им.М.Горького (1927 г.)



Уголок сельскохозяйственной выставки в колонии.



А.М.Горький и А.С.Макаренко с группой воспитанников колонии (Куряж, 1928 г.)



Алексей Максимович Горький в колонии (Куряж, 1928 г.)



Колония им.М.Горького в походном марше (1928 г.)

Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении.
А.С.Макаренко.

А.С.Макаренко был основателем трудовой колонии имени М.Горького и работал в ней с 1920 по 1928 год. До 15 мая 1926 года колония располагалась недалеко от Полтавы, в Трибах и Ковалевке, а с середины мая она переезжает в Куряж, под Харьковом. Поэтому воспитанники, которые жили только в Куряже, часто называют себя куряжцами, а 120 колонистов, приехавших из Ковалевки, любили называть себя колонистами-горьковцами. Но так называемое «завоевание Куряжа» привело к быстрому образованию единого коллектива. В конце 1927 года Антон Семенович принял по совместительству руководство коммуной имени Ф. Дзержинского, куда было переведено 60 колонистов-горьковцев, составивших ядро коммуны.
А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» писал: «Не столько моральные убеждения и гнев, сколько вот эта интересная и настоящая деловая борьба дала первые ростки хорошего коллективного тона. По вечерам мы и спорили, и смеялись, и фантазировали на темы о наших похождениях, роднились в отдельных ухватистых случаях, сбивались в единое целое, чему имя – колония Горького».
Незабываемой для всех колонистов осталась в памяти встреча с Максимом Горьким – их другом, шефом и учителем, подарившим каждому частицу своего сердца.
Перед А.С.Макаренко встала задача создать из воспитанников крепкий трудоспособный коллектив, который сам стал бы воспитующей силой. А.С.Макаренко пришел к выводу, что коллектив можно создать лишь на основе общественно-полезного производительного труда в процессе которого должны формироваться новые общественные отношения.
Воспитательную работу в колонии Антон Семенович начал с организации актива. Шаг за шагом, привлекая колонистов к общественно полезному труду, ставя задачи перед коллективом в целом и отдельными его членами, завоевывая авторитет и уважение личным примером, он создавал коллектив. Колонисты работали на полях и в саду, охраняли дорогу от грабителей, государственный лес от порубок. Практические действия приносили ощутимые результаты в нравственном оздоровлении и воспитании бывших беспризорников.
С первых дней в колонии была создана библиотека, укомплектованная Антоном Семеновичем. Любовь колонистов к чтению, а также вечерние коллективные чтения имели большой воспитательный эффект. Особенной любовью пользовались произведения А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В колонии было несколько отрядов, во главе каждого из них стояли командиры, составлявшие совет командиров. На него Макаренко опирался во всей воспитательной работе, в организации трудовой деятельности колонистов. Совет командиров обсуждал и решал вопросы организации быта и учебного процесса, культурно-просветительной работы, ведения хозяйства колонии, приема новых членов и другие.
Успехи колонии в воспитательной работе были высоко отмечены Наркомпросом Украины: в честь пятилетия со дня основания колонии, А.С.Макаренко присвоили звание «Красный герой труда», а сотрудников наградили ценными подарками.
1926 год колония встретила значительными успехами. Окрепло хозяйство, с полей получили хороший урожай хлеба. К тому времени в колонии были животноводческая ферма, сад, мастерские. Все больше внимания уделялось учебе. А.С.Макаренко заботился о получении воспитанниками прочных знаний, считая, что это определяет путь человека в жизни. Окреп и коллектив воспитателей. К тому времени он уже мог решать любые задачи, требовавшие организованности, крепкой дисциплины. Это особенно было важно перед переездом в Куряжскую колонию, где в помещениях бывшего монастыря жили 400 детей.
Гармонию индивидуальных и коллективных чувств можно наблюдать в ситуации, возникшей в колонии перед «завоеванием Куряжа». Колонисты чувствовали необходимость всё отдать коллективу. И это совсем не было жертвой. Отвечая на сомнения воспитанника Марка Шейнгауза, который боялся, что хорошая жизнь горьковцев может стать плохой в Куряже, Антон Семенович сказал: «Зато они идут на борьбу. Это, Марк, большое счастье, когда можно идти на борьбу за лучшую жизнь».
А.М.Горький интересовался жизнью колонии, переписывался с А.С.Макаренко, воспитанниками, высоко оценивая результаты их труда. Уже в первый год существования колонии, в 1921 году, ей было присвоено имя А.М.Горького. Имя «горьковец» приобрело для колонистов большое значение. Макаренко говорил, что их поддерживала и помогала им горьковская вера в человека. Только опираясь на лучшее в человеке, можно сделать его красивее и выше.
Воспитанники колонии имени М.Горького понимали, что жизнь созданного Антоном Семеновичем коллектива была нацелена на формирование нового человека, черты которого мы зримо ощущаем в делах выпускников этого коллектива. На каких бы постах они ни трудились, везде утверждали дух оптимизма, гуманизма, товарищества, уверенности в свои силы и в завтрашний день. Через доверие и уважение, соединенные с требованием, А.С.Макаренко воспитал у них готовность к труду и обороне.
Выдающийся педагог требовал такого отношения к труду, когда он становится органической необходимостью. Дальнейшие судьбы воспитанников доказали великую силу производительного труда, соединенного с умственным, нравственным, физическим и эстетическим воспитанием. По выражению А.С.Макаренко, в колонии и коммуне половина дел выполнялась с улыбкой. Дух хорошего настроения и чувство ответственности воспитанники сохраняли постоянно.

После распада СССР процессы разрушения культуры и образования в нашей стране шли так стремительно, что сейчас, имея дело с молодыми людьми, уже нельзя поручиться, что они читали «Трех мушкетеров» Дюма. Но это только часть проблемы. Снижение культурного уровня, сужение круга интересов, отсутствие навыков совместной деятельности приводят к тому, что сначала люди не могут строить коллективы, а потом и просто элементарно общаться с соседом.

Как сейчас решить проблему построения коллектива? Да еще в условиях, когда это строительство не должно превратиться в долгострой? В СССР в 20–30-е годы XX века этот вопрос решили. Сразу после окончания Гражданской войны в России начался важный социальный эксперимент - было создано несколько детских коммун: коммуна для подростков, попавших в исправительные учреждения (Болшевская коммуна), и коммуны для беспризорников (Колония имени М. Горького и коммуна имени Дзержинского). Создание специальных учреждений для беспризорников было вызвано наличием в СССР большого числа детей, оставшихся после Первой мировой и после Гражданской войны без родителей: в 1922 году в стране насчитывалось около семи миллионов малолетних бродяг.

Первая коммуна была создана в 1921 году в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Колония находилась в селе неподалеку от Полтавы и была названа в честь Максима Горького, ставшего одним из инициаторов борьбы с беспризорностью. Колония имени Горького просуществовала до 1926 года. За пять лет стараниями ее главы, Антона Семеновича Макаренко, в колонии были выработаны принципы существования, навсегда выдернувшие детей из кочевой стайной протосоциальной среды, в которую их бросили ужасы беспризорщины.

На каких принципах стоилась жизнь в горьковской коммуне?

Дети в коммуне не только учились, но и работали. И учеба, и работа были обязательными для всех. Сначала коммуна занялась сельским хозяйством. Добившись роста урожая пшеницы, в коммуне занялись также животноводством. А на доходы был построен театр, в котором каждую неделю шли спектакли, поставленные коммунарами для деревенских жителей.

Одним из главных внутренних принципов существования коммуны был принцип самоуправления. Все члены коммуны были разбиты на отряды. Отряды эти образовывались не по производственному и не по учебному принципу - сделано это было для того, чтобы не дать членам отряда сконцентрировать внимание только на одном, интересном для них аспекте жизни коммуны. Кроме того, в отряд входили дети разных возрастов, что давало возможность старшим учить младших и обеспечивало преемственность поколений.

Макаренко считал, что оптимальное число людей в отряде - от 7 до 15 человек. Каждый отряд имел свое место в столовой и свое спальное место. Командиры отрядов собирались раз в неделю для решения хозяйственных и организационных вопросов. Кроме того, в коммуне регулярно проходили собрания всех ее членов.

В 1926 году Макаренко принимает решение перенести коммуну имени Горького в Куряжскую колонию под Харьковым. Решение это было связано с тем, что члены коммуны хотели осваивать рабочие специальности, а местоположение коммуны - отсутствие поблизости заводов - накладывало ограничение на ее дальнейшее развитие. Куряж был хорош тем, что в нем была электростанция, много земли вокруг, уже готовые мастерские (колония располагалась в монастырском здании).

Но решение Макаренко о переезде было всё же неожиданным для колонистов, так как куряжская колония находилась в полуразрушенном состоянии. Плюс к тому ее воспитатели фактически потеряли контроль над своими воспитанниками, а их было около трехсот человек.

Местные власти предлагали Макаренко идти по пути постепенной интеграции одного коллектива в другой. Но Макаренко не признавал никакой постепенности. Он исповедовал свой метод - «метод взрыва». Суть его заключалась в том, что на человека оказывалось сильное разовое воздействие, призванное вызвать в нем решающие изменения. С помощью этого метода педагогу удалось не просто навести в Куряжской колонии порядок - ему удалось это сделать в рекордно короткий срок. Уже спустя несколько месяцев колонию посещали иностранные делегации, изучавшие опыт ее устройства и удивлявшиеся хорошо налаженному хозяйству.

Чтобы уточнить, о чем идет речь, когда говорится о «взрывном» воздействии, надо привести разъяснение самого Макаренко. «Взрывом я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос - или быть членом общества, или уйти из него» .

«Ребром» в методике Макаренко вопрос ставит сам коллектив. Поэтому очень важно, чтобы коллектив был. И не просто был, а был готов перестраивать окружающий мир и попадающих в его орбиту людей в соответствии со своим принципами.

У Макаренко костяк такого коллектива сложился в первом поселении. И этот костяк смог повлиять на изменение обстановки на новом месте - в Куряже, а потом последовал за Макаренко в новое место - в образованную им в 1927 году коммуну имени Дзержинского.

В коммуне Дзержинского метод «взрыва» использовался, в частности, в момент, когда нужно было набирать в коммуну новых членов. На железнодорожные вокзалы выдвигался небольшой отряд из коммунаров. Коммунары собирали беспризорных, путешествовавших на поездах, и прямо предлагали им идти работать в коммуну. Если беспризорники соглашались (а они, как правило, соглашались), то немедленно происходил обряд их принятия. Обряд, целью которого было удивить, потрясти, то есть задействовать «метод взрыва».

Как только беспризорник соглашался войти в общину, к нему подходил весь отряд коммунаров: парадно одетые ребята, со знаменем и с оркестром. В честь вновь прибывшего члена коллектива они выстраивались в шеренгу, играли на музыкальных инструментах и все вместе торжественным маршем направлялись в коммуну.

В коммуне новых членов ждало очередное потрясение. Их мыли, одевали в новую, чистую одежду, а старую одежду сжигали. Чем это не обряд инициации? Для нового члена коллектива начиналась другая жизнь, старую жизнь символически сжигали в огне.

Вот как описывает свои впечатления от коммуны Иван Токарев, один из воспитанников Макаренко. «На территории кругом клумбы с цветами, дорожки из асфальта, чистота и красота. Постригли нас под машинку, помыли, старую одежду сожгли и выдали новую, чистую: гамаши, полугалифе, тюбетеечку. Смотрю в зеркало - сам себе нравлюсь! Бежать от такой красивой и сытой жизни никому и в голову не приходило. Но для того, чтобы так красиво жить, нужно было учиться и работать... Все, кто старше тринадцати лет, работали, младшие - нет, они были у старших на посылках» .

Макаренко придавал большое значение порядку, чистоте и эстетической стороне жизни в коммуне. По его мнению, внешний облик, детали, мелочи - всё это создавало общий стиль. А у коллектива, считал Макаренко, обязательно должен быть стиль. Это одно из его неотъемлемых свойств.

Одной из «мелочей», на которую в коммуне обращали особое внимание, была одежда. На уроки в школу преподаватели и ученики ходили в самой хорошей одежде. Макаренко отмечал: «Я не остановился бы ни перед чем, я бы дал каждой школе очень красивую форму. Это очень хороший клей для коллектива» . Кроме того, Макаренко говорил: «Стремление к красоте, крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре» .

Но коллектив появлялся не только благодаря заботе о внешнем виде и за счет благоустройства окружающего пространства. Обряд инициации предполагал внутренние перемены. Прежде всего, новый член коллектива оставлял вовне все свои плохие привычки: материться, пить, плеваться, ругаться и так далее. Но это были только самые элементарные вещи. А обучаться приходилось и более сложным вещам: в коммуне были приняты строгие правила поведения, и дисциплина была приближена к военной.

По мнению Макаренко, дисциплина была неотъемлемым качеством хорошо воспитанного человека. Правила дисциплины в коммуне существовали одинаково для всех: и для преподавателей, и для их воспитанников. Без внимания не оставались даже самые незначительные отступления от общих правил и требований.

Члены коллектива, неукоснительно выполнявшие все правила, а также поддерживавшие соблюдение этих правил другими членами коллектива, становились ядром коллектива, ядром, на которое опирались педагоги, ядром, дававшим возможность безболезненно интегрировать в коллектив новых членов, ввести в коллективе принципы самоорганизации. Так как самоорганизация была основана на том, что сильный коллектив устанавливал нормы поведения и следил за тем, как они выполняются.

В коммуне сложилась ситуация, при которой с членов ядра коммуны спрашивали за проступки гораздо строже, чем с рядовых ее членов. Более того - такой жесткий спрос был в коммуне не обузой, а желанным признанием своей роли, доказательством того, что к тебе относятся как к ответственному, сознательному члену коллектива, как к человеку, входящему в ядро коллектива. В качестве крайней меры воздействия в коммуне существовала практика исключения. Но случаи исключения были очень редки.

Ученики Макаренко показали, что способны в кратчайшие сроки обжиться практически в любых условиях. Созданная в декабре 1927 года под Харьковом новая коммуна Макаренко - коммуна имени Феликса Дзержинского - бедствовала только первые месяцы. Имевшихся средств для существования - добровольных взносов работников ОГПУ - не хватало. Все члены коммуны (60 человек) размещались в одном доме. Уже в течение первого года жизни коммуны было организовано сельскохозяйственное производство, позволившее сначала прокормиться самим, потом - скопить немного денег и начать думать о производстве.

В 1928 году, решая, какое производство нужно организовывать в коммуне, Макаренко остановился на том, что надо производить товары, которых нет на советском рынке. Плюс это должно быть производство, которое позволит коммунарам овладевать сложными профессиями.

В итоге в коммуне имени Дзержинского коммунары построили первый в СССР завод электроинструментов, а еще чуть позже создали производство фотоаппаратов. Коммуна не только обеспечила все свои нужды, но и отдавала в бюджет государства четыре с половиной миллиона рублей в год.

К сожалению, в июле 1935 года Макаренко был вынужден покинуть и эту коммуну, как перед этим он покинул коммуну в Куряже. Он переехал в Москву и много времени посвящал написанию книг. В 1938 году коммуна имени Дзержинского была реорганизована в промышленный комплекс - Харьковский комбинат НКВД СССР имени Дзержинского. А в апреле 1939 года Макаренко скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Работа Макаренко с детьми вызывала в России и в мире и критику, и восхищение. Большую поддержку Макаренко оказывал М. Горький, положительно писали о его опыте работы с детьми Л. Арагон, А. Барбюс и другие. Критические высказывания по поводу военизированной системы воспитания Макаренко звучали со стороны Луначарского, Крупской.

Одним из своих важных завоеваний Макаренко считал тот факт, что из его коммун вышли люди, привыкшие трудиться. Макаренко отмечал: «Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов...»

Этот же немаловажный факт отмечает и воспитанник Макаренко Токарев: «Директор музея Макаренко в Кременчуге Петр Лысенко специальное исследование провел - собрал информацию о 241 выпускнике коммуны. Все они стали хорошими людьми. Понимаете, в коммуне нельзя было быть плохим учеником или работником. Из-за твоей «двойки» страдал весь отряд. По вечерам итоги дня подводились в «громком клубе», за твою «двойку» или брак в работе с тебя могли спросить твои же товарищи. Скажут: из-за тебя мы меньше денег заработаем и теперь не поедем отдыхать... Вот поэтому все старались учиться и работать хорошо» .

Но дело было, конечно, не только в поощрениях: в зарплате или поездках на отдых. Из коммуны вышли хорошие люди, потому что Макаренко удалось их воспитать в культуре труда, в культуре уважения к своей рабочей профессии, в культуре внутренней собранности. В каком-то смысле, ему удалось создать трудовые коллективы, о которых в свое время мечтали Оуэн и Фурье.

Автор этой удивительно доброй книги считает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он размышляет об огромном влиянии на новорожденных окружающей среды и предлагает простые и понятные приемы обучения, способствующие раннему развитию ребенка. По его мнению, то, что взрослые осваивают с большим трудом, дети выучивают играючи. И главное в этом процессе - вовремя ввести новый опыт. Но только тот, кто рядом с ребенком изо дня в день, может распознать это "вовремя". Книга адресована всем мамам и папам, которые хотят открыть перед своими маленькими детьми новые прекрасные возможности.

441 руб


Уроки логопеда. Исправление нарушений речи

Эта специализированная книга для исправления произношения настолько просто и обстоятельно написана, что пользоваться ею могут и логопеды, и педагоги, и родители. Несколько десятилетий научно-практической деятельности нашли свое воплощение в детальной разработке методик и приемов, позволяющих добиться уникальной чистоты речи у каждого ребенка, независимо от уровня запущенности, с которого придется начинать исправление.
Специально разработанные упражнения позволяют концентрировать внимание на отработке одного конкретного звука, что значительно повышает эффективность занятий. Это тем более важно, что набор имеющихся у ребенка речевых дефектов может быть самым разным.
Учебник "Уроки логопеда" решит речевые проблемы в любом возрасте научно, обстоятельно, кардинально и навсегда.

389 руб


Логопедический букварь

В отличие от традиционных пособий, буквы (звуки) в нашем Букваре представлены, начиная от простых для произношения и заканчивая сложными. Таким образом обучать чтению можно не только дошкольников, но и малышей, начинающих произносить свои первые слова; детей, испытывающих проблемы с речью. Этап соотнесения звука с буквой является одним из самых сложных. Наш Букварь значительно упрощает этот процесс, благодаря веселым персонажам, которые дают зрительные и двигательные подсказки малышу.

376 руб


Логопедический альбом для обследования звукопроизношения

Альбом предназначен для стандартного логопедического обследования. Он состоит из 64 цветных предметных и сюжетных картинок для диагностической работы логопеда. Представленный материал необходим при обследовании лиц с нарушениями звукопроизношения. Рисунки подобраны таким образом, чтобы можно было определить состояние произношения звука в разных позициях в слове, а также в словах простой и сложной звукослоговой структуры.

298 руб


Супертренажер для мозга

Вам случалось "зависнуть" посреди фразы из-за того, что ваши мысли забрели невесть куда? А задумчиво стоять посреди комнаты, недоумевая, зачем вы в нее вошли? Или забыть номер телефона, который, казалось, могли бы назвать даже во сне? Эти "провалы в памяти" могут случиться в любом возрасте и в любой момент - они просто означают, что ваш мозг нуждается в упражнениях, да и памяти они не помешают.
Книга известного "гуру головоломок" Чарльза Филлипса содержит почт 100 головоломок и интеллектуальных задач, которые помогут развивать мозг, упражнять память и совершенствовать механизм вспоминания. Структура книга позволяет, как и при любой тренировке, идти от простого к сложному. В первой части вы найдете задачи для "разминки". Во второй представлены продвинутые "тренажеры" для интеллекта. Часть третья - настоящий "Бег с препятствиями". Задачи дополнены "Гимнастикой для умного мозга" - практическими советами и заданиями для развития и расширения объема памяти, а также увлекательными "Фактами из жизни умного мозга".

156 руб


Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее

Вы узнаете, как ваше отношение может повлиять на скорость чтения, и узнаете, что с этим можно поделать.

Приобретение потрясающей, но при этом вполне реальной способности читать по книге в день также включено в этот курс.

Цитаты из книги

Помните о цели
Помните, что работе с любым материалом должно предшествовать определение цели. Это чрезвычайно важная привычка, которую необходимо выработать, чтобы научиться эффективному чтению. Безжалостно отсекайте то, что не стоит читать.

Тренировочное чтение
Когда вы выполняете тренировочное чтение, особенно с двойной или тройной скоростью, то движетесь вперед быстрее, чем можете проговаривать все слова про себя. Таким образом вы как бы тренируетесь посылать в мозг только зрительный сигнал. И мозгу приходится с этим смириться.

Читайте... в книжном
Джон Чемберлен просит студентов отправиться в книжный магазин и прочесть две научно-популярные книги. Хитрость в том, что им нельзя покупать эти их. Тот факт, что они находятся в магазине под пристальным взглядом продавца, помогает им поддерживать высокую скорость чтения.

Читайте один раз
Как и в случае с вашими рабочими материалами, старайтесь проглядывать журналы сразу же после их покупки. Одна из лучших привычек, которые стоит у себя выработать, - это просматривать каждое письмо, журнал, документальную и научно-популярную книгу только один раз.

Запоминать прочитанное
Чтобы хорошо запомнить прочитанное, обязательно нужно принять решение об этом до того, как приступить к чтению этой информации. И никогда, ни в коем случае не читайте текст с целью его запомнить! Читайте материал с целью его понять.

Художественные книги
Зачем их читать? Не существует лучшего способа познать себя, чем читать художественные книги и впитывать ощущения и опыт других людей. Писатели раскрывают свои сокровенные мысли, чувства и эмоции через персонажей, которых создают. Никаким другим способом вы не сможете приобрести столько опыта (хотя и чужого) так быстро.

698 руб


Ученые скрывают? Мифы XXI века

Официальные историки нас обманывают: в древности существовали цивилизации гораздо более могущественные, чем наша. Доказано, что египтяне не могли построить пирамиды, древние британцы не сами воздвигли Стоунхендж, а человек - продукт генной инженерии инопланетян. Люди жили на Земле сотни миллионов лет назад. Основным двигателем эволюции наших предков была радиация. Пить молоко и есть злаки нельзя - ведь люди каменного века питались исключительно сырым мясом. Стоит ли верить этим утверждениям? Почему в эпоху, когда генетика, ядерная физика и медицина достигли небывалых высот, лженаука чувствует себя прекрасно, а ученые стонут от засилья воинствующих дилетантов? Как правильно бороться с мракобесием, уберечь себя от псевдонаучной макулатуры и самим не ступить на тропу "альтернативщиков"? На эти и другие актуальные вопросы в своей книге иронично и увлекательно отвечает главный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов.

423 руб


Большая книга-тренажер для вашего мозга и подсознания

Перед вами - два знаменитых тренажера мозга, основанных на уникальных разработках ученых. Множество людей во всем мире уже использовали их, и это помогло им сделать свой ум быстрее, острее, эффективнее!
Занятия с тренажерами займут совсем немного времени - всего 5-10 минуту в день - зато результат превзойдет ваши самые смелые ожидания!
Ведь дополнительным эффектом при работе по этим уникальным методикам становится заметное улучшение физического здоровья (так как активизация работы мозга стимулирует правильную работу всех органов и систем в организме человека), а также развитие памяти и внимания, обострение реакций, выработка силы воли и терпения, раскрытие новых способностей и многое другое.

157 руб


Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

В среднем каждый из нас тратит примерно 40 дней в году, чтобы вспомнить те или иные события, факты или имена. Только представьте, насколько выше была бы ваша производительность, если бы вы сумели улучшить свою память так, как это удалось Джошуа Фоеру. Всего за год он превратился из человека, вечно забывающего о дне рождении своей девушки, в победителя чемпионата США по запоминанию, а вскоре - в автора мирового бестселлера, посвященного памяти. В книге рассказывается о 12 месяцах, которые автор провел, пытаясь постичь свою память - ее внутренние механизмы, естественные способы защиты, скрытый потенциал - и натренировать ее. Это, в сущности, рассказ о том, какое место память занимает в жизни всего человечества и каждого из нас. Как менялась функция памяти в течение тысячелетий? Какова роль техник запоминания в прошлом и настоящем? Может ли любой человек развить свою память до совершенства? И надо ли это? Вы узнаете, как нужно тренировать память и каким образом методики запоминания могут быть полезны в повседневной жизни.

423 руб


Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Звуки [с], [с`], [з

243 руб

Не правда ли, привыкшие к титулам “педагог”, “писатель”, мы как-то не задумывались, что возможно и еще одно определение – изобретатель? А ведь, по сути, каждый выдающийся педагог – одновременно и социальный изобретатель. Его воспитательная практика рождает новые типы отношений, новые способы разрешения социальных коллизий, а его теория позволяет сделать эти решения не частными случаями, а всеобщим достоянием.

Полтавская трудовая колония им. Горького была открыта в 1920 году Губнарборазом. Для нее отведено было старое имение колонии малолетних преступников, состоявшее из пяти требовавших ремонта каменных флигелей, расположенных на 12 десятинах сыпучего песку. В январе 1921 года в распоряжение колонии было передано разрушенное имение Трепке. В течение пяти лет колония производила капитальный ремонт имения и закончила его только благодаря помощи ЦКПД (Центральная комиссия помощи детям).

Общий рос числа воспитанников был такой: 1921 г.– 30; 1922 г. – 50; 1923 г. – 70; 1924 г. – 100; 1925 г. – 130; и к 1935 г. В коммуне воспитывалось 500 коммунаров.

Уже в самом начале организации трудовой жизни в колонии имени А.М. Горького Антон Семенович убедился, что труд сам по себе не является средством воспитательного воздействия на детей. Он видел, что большинство воспитанников не питают отвращения к труду, что многие из них умеют весело и живо работать.

Первым шагом к педагогически целесообразной организации коллективного труда в Горьковской колонии было создание отрядов по производственному принципу.

Сначала в колонии существовали так называемые отряды с командирами во главе. Командиры отрядов составляли совет командиров, руководивший всей жизнью колонии. Отряды были распределены по мастерским и другим производственным участкам. Так появились отряды сапожников, кузнецов, конюхов, свинарей и др.

Вместе с тем развертывание сельскохозяйственных работ, их характер требовали участия всего коллектива, но “ремесленники” не хотели браться за эту работу, так как дорожили своей квалификацией. Тогда у Макаренко возникла идея создания сводных отрядов.

Создание сводных отрядов, отмечал Макаренко, позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив, в котором была рабочая и организационная дифференциация, демократия общего собрания, приказ и подчинение товарища товарищу” (33.т.1.,стр.200).

Одновременно с образованием сводных отрядов был введен четкий график сельскохозяйственных работ и установлено время труда и отдыха.

Многоотраслевое сельское хозяйство (зерновое, животноводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, пчеловодство и др.) по тем временам хорошо механизированное, было построено на научных основах и образцово велось самими воспитанниками под руководством небольшой группы специалистов. “Когда меня спрашивают, какое главное доказательство успешности нашей работы, указываю: наши мальчики, присланные нам принудительно, по постановлению судебных органов, через несколько месяцев уже гордятся тем, что они колонисты, да еще горьковцы. Всякий воспитанник, пробывший в колонии 1 год, также и каждый служащий получают от Педагогического совета почетное звание колониста…” (34.переписка с А.М.Горьким 8 июля 1925г.).


Истратили на ремонт 14.000 рублей и около 20.000 детских рабочих часов.

Колония находилась на реке Коломаке. При ней было 40 десятин пахотной земли, 3 десятины луга, парк и сад. В колонии арендовали паровую мельницу, имели 7 лошадей, 4 коровы, 7 штук молодняка, 30 овец и 80 свиней английской породы. Также имели свой театр, в котором еженедельно ставили пьесы для селян – бесплатно. Театр собрал 500 человек зрителей.

На первом этапе существования колонии был организован самый примитивный сельскохозяйственный труд. Это вызывалось и жизненной необходимостью: колонии находилось в руках колонистов. Они владели кладовыми, амбарами, общими ключами.

Колонистов захватывала красота и чудодейственная сила агрономической науки, коллективного труда, и поэтому скоро началась настоящее сельскохозяйственное увлечение. Антон Семенович тотчас направил это увлечение в русло целеустремленного творчества, борьбы за повышение производительности труда, воспитания ценных человеческих качеств.

Одним из наиболее ярких признаков организации труда в колонии было соревнование. Оно вошло свое выражение в отношении, к трудной как нравственной обязанности члена коллектива, в высокой производительности труда, в товарищеской взаимопомощи, в дружной работе, в развитии инициативы и творчества.

Благодаря осознанному стремлению к общей цели работа выполнялась колонистами весело и бодро. Это настроение приподнятости Макаренко назвал “мажором”, придав ему значение политической сознательности.

С особой торжественностью в колонии имени А.М.Горького подводились итоги продолжительного и упорного труда.

В романтике социалистического труда А.С.Макаренко нашел источник эмоционального воздействия на воспитанников, благодаря которому превращая нелегкие трудовые обязанности детей в радость и счастье.

В колонии существовала школа в составе шести классов и группы по подготовке на рабочие факультеты. Видя, что класс имеет тенденцию отходить от интересов целого коллектива и замыкаться в кругу собственных интересов, А.С.Макаренко не пошел он по пути. Эту опасность он позднее увидел и в первичном коллективе, построенном по признаку производственной бригады.

Поэтому в последние годы своего опыта все больше внимания уделял разновозрастному характеру первичного коллектива. В разновозрастном отряде легко складываются отношения заботы о младших, уважения к старшим, ответственности, требовательности. Известно, что отряд полностью отвечал за личность: за ее учебу и трудовую деятельность, за ее поведение и культурный рост, за развитие ее способности и интересов.

И общий коллектив, если хотел как-то воздействовать на того или иного воспитанника делал это, через отряд! В случае необходимости за проступок одного из членов наказание нес весь отряд, лишаясь права посещения театра или какого-либо важного и привлекательного дела.

Труд и постоянная ежедневная потребность улучшить этот труд – вот что явилось фундаментом для самоорганизации коллектива. Его руками были отремонтированы, восстановлены разрушенные строения, обработано 40 десятин земли, собрано 200 пудов пшеницы с десятины. В колонии появилось 8 лошадей, 2 сеялки, молотилки. Первым трактором в этой местности был трактор колонистов и первыми трактористами были колонисты. Постепенно колония переходила к рентабельному хозяйству.

Был проделан путь от достаточно однообразного и простого производительного труда в мастерских, от изготовления примитивных деревянных стульев для клубов и кинозалов к осуществлению, казалось бы, несбыточной мечты– к строительству настоящих заводов.

Воспитанники, прошедшие школу работы на заводе и получившие высокие рабочие разряды, стали людьми самых различных профессий, занимали различные должности.

В колонии воспитательный коллектив все более активно участвовал в преобразовании окружающей среды. Борьба самогоноварением на окрестных хуторах, с самовольными порубками леса, дружба с сельской молодежью, приобщение ее к культуре с помощью созданного в колонии театра – это и многое другое насыщало жизнь коллектива колонистов и каждого общественно полезной деятельностью и многообразными отношениями: трудовыми, экономическими, политическими, правовыми, нравственными, эстетическими, типичными для нового уклада. В центре этой организации жизни коллектива было многоотраслевое хозяйство колонии, где воспитанники впервые почувствовали радость свободного труда и осознали необходимость знаний и учения.

Руководимом Антоном Семеновичем Макаренко в колонии труд явился одним из основных рычагов во всей результативно осуществленной на практике системе воспитания. Потому что А.С.Макаренко считал, что полное среднее образование м высокий рабочий разряд хорошо определяют личность. Всем им в жизни помогали экономические знания и трудовые навыки, полученные в колонии.

Следующим этапом жизни А.С.Макаренко является работа в коммуне Дзержинского.

Здесь в коммуне, поиски, начинания, замыслы Антона Семеновича, родившиеся в колонии им. А.М.Горького, получили дальнейшее развитие и сложились в цельную, глубоко научную систему воспитания.

Ставя перед трудовой коммуной задачу воспитать “культурного рабочего” А.С.Макаренко исходил из основных потребностей нашей страны. Перед коммуной при ее организации была поставлена четкая цель: “Основная установка трудкоммуны – определить воспитание классово-сознательного, и грамотного пролетария со средней производственной квалификацией”.

– “Хозрасчет – замечательный педагог”, – писал Антон Семенович. Коммуна последнее время не только покрывала содержание завода, но и давала государству 5 миллионов рублей чистой прибыли в год.

Доход с производства позволял одевать мальчиков в суконные костюмы, девочек – в шелковые и шерстяные платья. Коммуна могла ежегодно тратить на театры по 40 тысяч рублей. Когда это делается, “в порядке трудовой дисциплины, в порядке завоевания богатства, когда весь коллектив за это борется, то, что можно сравнить с этой новой педагогической силой” (33.т.5,с.311-312).

В коммуне была введена и заработная плата. Каждый коммунар к своему выпуску имел в сберкассе 2 тысячи рублей. Деньги, а карманные расходы каждый откладывал в кассе коммуны. Воспитанник, таким образом, был поставлен в условия собственного бюджета, а это уже давало возможность воспитать будущего хозяина.

Из заработка каждого коммунара отчислялось 10 процентов в фонд Совета коммунаров. Такой фонд позволял Антону Семеновичу руководить жизнью коммунаров. Все эти “приспособления” касающиеся использования средств, получаемых с производства и позволяли уменьшить ту жадность на деньги, которая в коллективе могла быть очень тяжелой, неприятной прибавкой в воспитательном процессе” (33.т.5,с.206).

В коммуне существовали учебно-производственные мастерские:

· Слесарно-механическая;

· Деревообделочная;

· Швейная;

· Сапожная, кроме того, была организована кузница.

Таким образом, задача коммуны заключалась в том, чтобы приобщить детей к трудовой жизни и в условиях борьбы за создание передового коллектива воспитать у них черты личности. Кроме того, участвуя в общественно– производственном труде, коммунары овладевали определенной рабочей специальностью, что сообщало им чувство уверенности относительно их будущей жизни после выхода из коммуны.

Какая форма воспитательной работы проводилась в коммуне?

· В коммуне работали драматический, фотографический, музыкальный, библиотечный, литературные, технические кружки. Большинство из них были тесно связаны с производственным процессом. Большой популярностью пользовались кружки авиамоторный, автомоторный, планерный, парашютный, кавалерийская секция и другие.

· Для того, чтобы научить воспитанников рационально хозяйничать и повысить их общий политический уровень, в коммуне были созданы производственные кружки:

· кружок коммунарского станка;

· материальный кружок;

· кружок рационализации;

· кружок организаторов;

· кружок экономики производства.

Здесь велась теоретическая и практическая работа по изучению правильного и экономного расходования материалов, возможностей изобретательства и рационализации производства. Коммунары знакомились с вопросами себестоимости, расценок, прибыли, зарплаты. Они читали техническую и экономическую литературу, совершали экскурсии на лучшие заводы Харькова, изучали свое производство и искали реальные пути совершенствовании, выявляли коммунаров – лучших рационализаторов и тех, кто наиболее экономно расходует материалы, устраивали дискуссии по отдельным вопросам организации управления производством.

· Отрядная система способствовала укреплению дисциплины, повышению производительности труда и выполнению учебно-производственных заданий.

· Были сделаны первые шаги к тому, чтобы рождались и возникали научные интересы, удовлетворить которые можно через широкое общее образование.

Поэтому представление о ценности человеческого труда усугублялось благодаря программе производства. В сознании дзержинцев труд приобретал значение наполненной политически смыслом общественно полезной деятельности. Это сознание служило источником отношения к труду. Ведь вся работа коммуны в том и заключалась, чтобы из таких именно людей при помощи труда, учебы, политической работы воспитать нового человека.