Биография штрауса краткое содержание. Иоганн Штраус: биография краткая и творчество

НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ КОРОЛЬ ВАЛЬСА ИОГАНН ШТРАУС

К танцевальным мелодиям, которые называли музыкой для ног, в любую эпоху относились снисходительно. Оперы, оратории и симфонии всегда считали благородными жанрами, а вот всяческие кадрили, вальсы и польки относили к второсортным творениям в силу их развлекательного характера. И только одному австрийскому композитору удалось изменить эту музыкальную иерархию, подняв мелодии для танцев на недосягаемые ранее симфонические высоты. Имя его – Иоганн Штраус . Он написал почти полтысячи произведений. Сочинения талантливого Штрауса-младшего звучали во всех уголках мира и продолжают занимать лидирующее место в репертуаре многих театров.

Сын-конкурент

Основателями «вальсовой династии» принято считать Йозефа Ланнера и Иоганна Штрауса-старшего. Их искусство многим казалось недосягаемым. Но так было до тех пор, пока на горизонте не появился их главный соперник. По иронии судьбы им стал сын Штрауса – Иоганн Штраус-младший , который появился на свет в Вене 1825 года.

Старшему сыну Иоганну отец прочил будущее в коммерческой сфере, второго же – Йозефа – определил на военную службу. Все шло по плану, пока отец не обнаружил крамольную (по его мнению) страсть отпрысков к музыке. Жене стоило больших трудов уговорить его разрешить сыновьям заниматься игрой на рояле.

Иоганн завораживал друзей своим умением импровизировать на музыкальном инструменте. А позже отец выяснил, что старший сын втайне от всех учится играть и на скрипке. Да к тому же уроки ему давал сам Франц Амон, который был одним из лучших музыкантов оркестра Штрауса-старшего. Иоганн обучал соседских детей игре на фортепиано и тем самым зарабатывал себе на уроки Амона.

Лучшие учителя

Вскоре семью Штраусов настигло серьезное испытание – отец ушел к одной из своих молодых поклонниц, и содержание родных пришлось взвалить на себя Иоганну-младшему. Вот так он оказался главой семьи в 18 лет. К счастью, мать во всем поддерживала сына и самое главное – заботилась о его музыкальном образовании, несмотря на финансовые трудности. Мать бережно хранила ноты первого вальса Штрауса, который тот написал в 6 лет. Благодаря стараниям Анны Иоганн учился у репетитора балета венского оперного театра и ведущего преподавателя консерватории по классу композиции. Но своим главным учителем Иоганн считал капельмейстера одной из венских церквей – аббата Йозефа Дрекслера, который был знатоком контрапункта и гармонии. Это он заставлял молодого композитора сочинять духовные произведения. Штраус-младший в то время мечтал о «земной» музыке, но учителя не ослушался, и вскоре его кантата была публично исполнена в одном из храмов Вены.

Мудрый Дрекслер нашел для Иоганна стимул, чтобы тот занимался церковной музыкой. Он разрешил ему играть на органе и скрипке в той церкви, где был регентом.

Доброго утра, Штраус-сын

Как-то раз аббат услышал вальс на органе в исполнении Штрауса, когда зашел в пустой храм. Иоганн твердо стоял на своем – он хотел руководить танцевальной капеллой и сочинять танцевальную музыку. Дело было за «малым» – молодому человеку оставалось подыскать квалифицированных музыкантов. Он не мог допустить, чтобы его коллектив был хуже отцовского. И вот в один из воскресных дней октября 1844 года афиши и пресса города возвестили о предстоящем концерте молодого Иоганна Штрауса . Публика была заинтригована, ведь Штраусу-старшему едва исполнилось 40 лет, он еще был полон творческой энергии, а тут сын уже наступает на пятки. После концерта газеты запестрели восторженными отзывами. Критики писали: «Доброй ночи, Ланнер, доброго вечера, Штраус-отец, доброго утра, Штраус-сын !».

Революционные симпатии

Молодой композитор не просто взял, а выхватил эстафетную палочку из рук своих предшественников. И хоть его первые произведения мало отличались по форме от мелодий отца и Ланнера, но в них уже чувствовалась мощь таланта.

Когда наступил революционный 1848 год, Иоганн горячо откликнулся на политические события и поддержал народ. Он создал «Марш революции», который звучал словно призыв к борьбе. Эта музыка быстро стала самым популярным произведением восставших, получив второе название – «Венская Марсельеза». Однако Венское восстание подавили, и новая власть не забыла Штраусу-младшему его революционных симпатий. Иоганна долго не приглашали ко двору, а его вальсы не звучали на балах императора.

Семейный подряд

В 1849 году от скарлатины умер Иоганн Штраус-старший. В последнее время ему нелегко давалась популярность сына, потерю былой славы он переживал очень тяжело. Умер он в одиночестве, но похороны композитора прошли со всеми почестями.

Оркестр отца лишился руководителя и все тот же друг семьи скрипач Франц Амон настоял, чтобы место Штрауса-старшего занял его сын. Все артисты оркестра пришли к Иоганну и торжественно передали ему дирижерскую палочку отца. С тех пор у Штрауса-младшего началась повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность.

Такая интенсивная работа быстро подорвала здоровье молодого музыканта. От переутомления он серьезно заболел. Коллеги знали, какой это изнурительный труд – руководить капеллой. Иоганн передал управление коллективом своему брату Йозефу, а когда и тот занемог, на помощь пришел еще один брат – Эдуард. Семейство Штраусов стало кумиром всей Вены. Сатирики того времени прозвали их торговцами музыки оптом и в розницу.

Новый венский вальс

Вальсы раннего периода творчества Штрауса напоминали произведения его отца на пике карьеры. Но очень быстро сын почувствовал себя скованным формой традиционного венского вальса и направил свою энергию на создание мелодии нового типа, показав весь свой талант. Он решился на смелый шаг и удвоил объем вальса с 8 и 16 тактов до 16 и 32, превратив его с обычной танцевальной музыки в самостоятельный жанр, который зазвучал теперь и на концертах.

Гастроли Штрауса закрепили его международную известность и способствовали распространению венского вальса. В Петербурге ему предложили ангажемент на все лето 1856 года, от которого он не смог отказаться. Штраус провел в Российской империи с небольшими перерывами целое десятилетие.

Во время одной из прогулок по городу в 1858 году Иоганну представили 21-летнюю Ольгу Смирнитскую, которая завладела сердцем композитора. Но мать девушки противилась их отношениям. Штраус посвятил любимой несколько произведений, писал трогательные послания, однако разлука оказалась неизбежной. В 1862 году Ольга вышла замуж за военного, а Иоганн решил связать свою жизнь с оперной певицей Генриеттой Халупецкой, которая была старше его и имела семерых детей от предыдущих браков.

Голубой Дунай Иоганна Штрауса

Середина 1860-х годов считается периодом расцвета творчества Штрауса-младшего . Он написал вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Новая Вена». Любое из этих произведений могло бы сделать его имя бессмертным. Благодаря этим вальсам танцевальная музыка взобралась на высшую ступень поэтизации. Новый танец Иоганна Штрауса напоминает симфоническую миниатюру, которая сочетается с предельной романтизацией танцевального жанра. Вальсам композитора свойственно возвышенное настроение, им чужда высокопарность, они сердечны и просты.

Когда «На прекрасном голубом Дунае», к большому удивлению автора, стал самым популярным из его вальсов, Штраус решил отблагодарить дирижера Иоганна Гербека. Ему он был обязан успехом этого произведения. Композитор посвятил Гербеку вальс «Вино, любовь и песня», а «Венская кровь» и «Новая Вена» лишь закрепили за Иоганном Штраусом-младшим знание «короля вальса».

Жемчужины в короне композитора

Творческий расцвет Штрауса продолжился опереттами , «Принц Мафусаил», «Карнавал в Риме», «Ночь в Венеции», «Цыганский барон» и другими произведениями, которые стали жемчужинами в короне композитора. Кстати, к оперетте Штраус обратился после знакомства с родоначальником жанра – Жаком Оффенбахом. Однако Иоганн не пошел путем своего французского коллеги. Первые шаги Штрауса на этом поприще подчеркнули его новаторский подход ко всему, за что он берется. Иоганн создал новый тип танцевальной оперетты. Этот жанр был целиком подвластен стихии танца, конечно же, венского вальса. Классикой этого жанра стала «Летучая мышь» (впервые поставленная весной 1874 года), которая до сих пор не сходит с театральных сцен и популярна среди самой разной публики.

От танцев к опере

В 1878 году Штраус овдовел. Потрясенный композитор, который всю жизнь панически боялся смерти, покинул дом, поручив брату заняться похоронами супруги. Иоганн уехал в Италию. Вскоре он познакомился с молодой певицей из Германии Анжеликой Дитрих и женился на ней, но этот брак оказался крайне неудачным. Пережить разрыв с предавшей его женщиной Штраусу помогла любимая работа.

Его новую оперетту «Кружевной платок королевы» ждал успех. Прошедшая 1 октября 1880 года премьера сделала театру Ан дер Вин такой кассовый сбор, какого он не видел многие годы.

Во время создания оперетты «Ночь в Венеции» Иоганн увлекся вдовой своего давнего приятеля-однофамильца. Адель ответила на его чувство взаимностью. На этот раз король вальса не ошибся в выборе, Адель стала заботливой и преданной женой, которую ценили все его друзья.

Со временем сбылась еще одна мечта Иоганна Штрауса – он доказал миру, что наряду с танцевальной может писать и серьезную музыку. В 1892 году он представил публике оперу «Рыцарь Пасман». А еще через 6 лет завершил предварительную версию балета «Золушка», до премьеры которого композитор, к сожалению, не дожил. 1899 года он умер от воспаления легких. Его похоронили вблизи могил , Брамса и .

ФАКТЫ

Оперетта «Цыганский барон» поразила почитателей Иоганна Штрауса . Немецкий композитор Иоганнес Брамс сказал, что после «Волшебной флейты» ни один музыкант не достиг в комической опере тех высот, на которые взлетел Штраус.

Ради единственной поездки в Соединенные Штаты Америки Иоганн Штраус разорвал контракт с российскими Царскосельскими железными дорогами. Предполагалось, что композитор проведет и одиннадцатый летний сезон в Павловске. Однако Штраус направился в Бостон для участия в грандиозном концерте. Там ему предоставили возможность дирижировать оркестром из тысячи музыкантов!

Вальсы Штрауса

«Король Венского вальса» звучит гордо! Именно так величественно нарекли великого композитора, имя которому Иоганн Штраус-сын. Он вдохнул в этот жанр новую жизнь, подарил ему «поэмную трактовку». Много интересного и удивительного кроется в вальсах Штрауса. Так давайте заглянем в таинственный мир Венской музыки, дверь в который приоткрыл для нас сам король!

О композиторе и его вальсах

Мало кто знает, но композитор Иоганн Штраус-отец категорично был против того, чтобы его сын продолжал дело и становился музыкантом. Если бы не упрямство и дикое желание юноши, то мы никогда не смогли слушать вальсы Штрауса , наполненные лирикой и поэтикой.

  • В течение двух дней запись на виниловых пластинках «Голубой Дунай» разошлась в тираже на 140 тысяч экземпляров. Любители музыки часами стояли в магазине, чтобы получить аудиозапись.
  • Все знают, что Вагнер был сложным человеком и плохо относился к творчеству других композиторов. Придирчивый до безумия Рихард обожал произведение Штрауса, которое носило название «Вино, женщины, песни». Порой, если оперный классик находился в зале, то он просил специально для него повторить данную композицию.
  • «Весенние голоса» - это любимое произведение Льва Николаевича Толстого. Писатель любил слушать вальсы Штрауса, но особенно часто ставил пластинку именно с этой композицией.
  • Произведение «Прощание с Петербургом» посвящено Ольге Смирницкой, с которой во время проживания в северной столице России у композитора был длительный роман. Штраус хотел жениться на девушке, но ее мать была против такого брака. Они долго переписывались, пока Штраус не узнал, что Ольга выходит замуж за композитора Антона Рубинштейна.
  • Фрагмент «Весенних голосов» можно услышать у легендарной группы Queen. В альбоме «A day at the Races».
  • Банковское образование сыграло собственную роль в организации концертов композитора. Чтобы не упускать выгодные предложения, гений композиции собрал несколько оркестровых коллективов и разучил с ними самые популярные произведения. Затем оркестры исполняли произведения в одно, и тоже время, в разных местах, и в итоге прибыль лишь приумножалась. Сам композитор успевал дирижировать лишь одно произведение, после чего уезжал на вечер в другом доме.
  • Вальс «Жизнь артиста» является своеобразной автобиографией композитора, в нем раскрывается упоение жизнью.
  • В Бостоне вальс «На прекрасном голубом Дунае» исполняли оркестранты в количестве двух тысяч человек.
  • В Европе вальс «Весенние голоса» является символом празднования Нового года .

Фильмы


Популярность вальсов Штрауса сложно недооценить. Разумеется, что многие кинорежиссеры и продюсеры использовали музыку в собственных фильмах.

  • Так Жан Ренуар в начале собственного фильма «Великая иллюзия» использовал вальс «Весенние голоса».
  • Существует замечательный мультипликационный фильм о мышке по имени Иоганн, в нем часто звучит вальс «Кровь Вены».
  • Знаменитый во всем мире Альфред Хичкок также не отказался вставить музыкальные композиции в собственный шедевр, более того он создал интереснейший фильм «Венские вальсы». История о создании одного из произведений Штрауса.
  • Популярная кинематографическая картина «Космическая одиссея» дополняется вальсом «На прекрасном голубом Дунае» . Более того режиссер специально монтировал кадры под музыкальное сопровождение.
  • Саундтрек кинокартины «Шерлок Холмс. Игра теней» содержит фрагмент произведения «Кровь Вены» в несколько измененном виде. Идею предложил сам Гай Ричи.
  • «Прощание с Петербургом» - это картина наполнена сразу несколькими шедеврами творчества композитора. Более того, фильм рассказывает биографический отрывок из жизни музыканта в период проживания в Санкт-Петербурге.

Также вальсы Иоганна Штрауса можно услышать в кинолентах:

Вальс

Фильм

«На прекрасном голубом Дунае» Новый Человек-паук. Высокое напряжение (2014)
Гуд бай, Ленин! (2003)
Книга джунглей (1994)
Прощальный квартет (2012)
Ранго (2011)
«Весенние голоса» Тонкий лед (2011)
Собственность дьявола (1997)
Убийственные красотки (1999)
Дикий тростник (1994)
«Сказки Венского леса» Титаник (1997)
Эпоха невинности (1993)
Сибирский цирюльник (1998)
«Императорский вальс» Вкус солнечного света (1999)
Последний император (1987)

На сегодняшний день музыка используется в нескольких короткометражных фильмах:

  1. Вечер гражданских сумерек в Империи Олова (2008);
  2. Лучезарный (2007);
  3. Незабываемая романтика (2004).

Штраус, Йозеф

(Strauss, Joseph) (1827–1870), младший брат Иоганна, родился 22 августа 1827 и прославился как автор ряда восхитительных вальсов – например, Безумие , Моя жизнь – это радость и любовь , Акварели , Ласточки австрийских сел . Йозеф первоначально не рассчитывал стать музыкантом: он учился в Венском политехническом институте, получил специальности инженера-строителя и архитектора, сделал ряд изобретений. Весной 1853 брат Иоганн, чувствуя переутомление, попросил Йозефа присмотреть на некоторое время за оркестром. Тот согласился неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь. Йозеф был романтик, поэт, он любил уединение и страдал приступами меланхолии. Во время концерта в Варшаве ему стало плохо, он был перевезен в Вену, где скончался 21 июля 1870.

Штраус, Эдуард

(1835–1916), младший из братьев, родился 14 февраля 1835 и дирижировал Капеллой Штрауса в течение трех десятилетий, вплоть до ее роспуска в 1901. У Эдуарда не было сколько-нибудь заметного творческого дарования, однако он сочинил около двух сотен танцевальных пьес. В 1906 он опубликовал воспоминания – весьма субъективную, мстительную и недостоверную хронику семейства Штраусов. Перед смертью сжег архив Капеллы Штрауса. Умер Эдуард 28 декабря 1916. Его сын Иоганн Штраус (1866–1939) пытался воскресить семейную традицию и гастролировал по Европе перед Первой мировой войной.

Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов. Женившись, Штраус-отец организовал собственный оркестр, игравший танцевальную музыку для увеселения богатых жителей Вены, при необходимости сам сочинял, стал знаменит и получил титул "короля вальса". Штраус-отец много гастролировал со своим ансамблем - выступая в Берлине, Париже, Брюсселе, Лондоне. Своими вальсами он оказывал магическое действие на публику - даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз выражали ему свое восхищение.


Почти 10 лет семья Иоганна Штрауса кочевала из одной венской квартиры в другую, и почти в каждой из них появлялся на свет ребенок - сын или дочка. Дети росли в атмосфере, насыщенной музыкой, и все были музыкальны. Оркестр отца часто репетировал на дому, и маленький Иоганн внимательно следил за происходящим. Он рано стал учиться на фортепьяно, пел в церковном хоре. Уже в шесть лет он наигрывал свои собственные танцы. Однако ни отец, ни мать не желали музыкальной будущности своим детям.

Тем временем жизнелюбивый отец стал жить на две семьи, и к семи детям от первого брака у него прибавилось еще семь. Отец был для Иоганна кумиром, и все-таки юноша лелеял мечту когда-нибудь подняться еще выше. Официально он числился в Политехническом училище, однако втайне продолжал заниматься музыкой: зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке. Попытки же родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели.

Наконец в свои девятнадцать лет Иоганн Штраус собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием. Его дебют состоялся 15 октября 1844 года в качестве капельмейстера и композитора в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу.

На следующее утро газеты написали: "Добрый вечер, Штраус-отец. Доброе утро, Штраус-сын". Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет. Поступок сына привел его в ярость, и вскоре для сына, еще упивающегося своим триумфом, начались жестокие будни - борьба за выживание. Отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения - казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой - история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. У этой истории был печальный конец - отец, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же, у венской полиции сын был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного. Однако осенью 1849 года отец неожиданно умирает, и для сына все разом переменилось. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. В 1852 года он уже играл при дворе молодого императора.

Летом 1854 года к И.Штраусу явились с деловым предложением представители русской железнодорожной компании, владевшей пригородной линией, связывавшей С.-Петербург с Царским селом и Павловском. Маэстро получил приглашение выступать вместе со своим оркестром в роскошном Павловском вокзале и в парке, где располагались дворцы царя и великого князя Константина. Деньги предлагались немалые, и Штраус немедленно согласился. 18 мая 1856 года начался его первый сезон под русским небом. Публика сразу же была покорена его вальсами и польками. На его концертах бывали члены императорской семьи. В Вене же Штрауса не без успеха заменял его брат - Йозеф, тоже талантливый дирижер и композитор.

В России Штраус пережил немало романов, однако супружеское счастье нашел в Вене, женившись в августе 1862 года на Етти Трефц, уже имевшей до него трех дочерей и четырех сыновей. Это ничуть не помешало ей стать не только его возлюбленной, но также музой, сиделкой, секретаршей, деловой советчицей. При ней Штраус еще выше вознесся и еще больше окреп духом. На летний сезон 1863 года Етти вместе с мужем поехала в Россию... Стараясь не отставать от Йозефа, к тому времени ставшего в Вене известным композитором, Иоганн Штраус создает свои шедевры - вальсы "Голубой Дунай" и "Сказки Венского леса", в которых выразилась музыкальная душа Вены, сотканная из мелодий самых разных наций, ее населяющих. С братом же Иоганн выступает в России летом 1869 года, но дни того сочтены - крайнее переутомление приводит к неизлечимой болезни и в июле 1870 года сорокатрехлетний Йозеф умирает. Как и отец, он словно передал Иоганну венок своей собственной славы.

В 1870 году венские газеты сообщили, что Штраус работает над опереттой. На это его подвигла честолюбивая жена. И вправду, Штраусу надоело "пиликанье" вальсов и он отказался от должности "дирижера придворных балов". Эту должность займет третий его брат - Эдуард Штраус. Первую оперетту Штрауса под названием "Индиго и сорок разбойников" публика приняла на ура. Третьей же опереттой композитора стала знаменитая "Летучая мышь". Поставленная весной 1874 года, она сразу же полюбилась венцам. Композитор одолел еще один Олимп. Теперь он был признан во всем музыкальном мире, однако продолжал работать в лихорадочном темпе и с огромным напряжением. Успех и слава так и не избавили его от страха, что однажды муза покинет его, и он больше ничего не сможет написать. Этот баловень судьбы был вечно недоволен собой и полон сомнений.

Отказ от придворного дирижирования не помешал Штраусу и далее гастролировать по странам и весям, с успехом выступать Санкт-Петербурге и Москве, Париже и Лондоне, Нью-Йорке и Бостоне. Доходы его растут, он входит в элиту венского общества, строит свой "городской дворец", живет в роскоши. Смерть жены и неудачный второй брак на некоторое время выбили Штрауса из привычной колеи успеха, но через несколько лет, будучи уже в третьем браке, он снова на коне.

После оперетты "Ночи в Венеции" он пишет своего "Цыганского барона". Премьера этой оперетты 24 октября 1885 года накануне шестидесятилетия композитора явилась для венцев подлинным праздником, а затем началось ее триумфальное шествие по всем крупным театрам Германии и Австрии. Но Штраусу уже и этого было мало - душа его требовала другого музыкального простора, другой сцены - оперной. Он внимательно следил за музыкальными тенденциями своего времени, учился у классиков, дружил с такими маэстро, как Иоганн Брамс и Ференц Лист. Ему не давали покоя их лавры, и он решил одолеть еще один Олимп - оперный. От этой затеи его не без труда отговорил Брамс и, пожалуй, был прав. Но отсюда следует и другое - Иоганн Штраус как настоящий художник не мог не искать для себя новых путей, новых точек приложения своего недюжинного таланта.

И все-таки для Штрауса это был крах некой мечты. После этого творчество композитора резко пошло по нисходящей. Его новая оперетта "Венская кровь" не понравилась публике и выдержала лишь несколько представлений. В октябре 1894 года Вена торжественно отмечала 50-летие дирижерской деятельности "короля вальсов". Сам же Штраус прекрасно понимал, что это всего лишь ностальгия по старым добрым временам, от которых в воздухе почти ничего не осталось. В дверь стучался суровый двадцатый век.

Последние годы жизни Штраус провел уединенно, прятался в своем особняке, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. По случаю 25-летия оперетты "Летучая мышь" его уговорили дирижировать увертюрой. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым - он простудился и заболел. Началось воспаление легких. 30 июня 1899 года Штраус умер. Как когда-то его отцу, Вена устроила ему грандиозные похороны.

Иоганн Штраус (сын) – король вальса

Каждый композитор, который когда-либо творил для детей, старался делать это по-своему. отличался стремлением сделать свои произведения поучительными, полезными для музыкального развития. Моцарт стремился сгладить различия между музыкой для детей и взрослых, полагая, что юный ум ничем не хуже воспринимает тайну звука. создавал мелодии, будто открывающие незримые сказочные королевства, не только близкие детскому слуху, но и позволяющие взрослым снова почувствовать себя детьми.

Как детский композитор Иоганн Штраус (сын), пожалуй, сделал для детей своего времени, да и для будущих поколений довольно большое дело. Штраус – король вальса, вдохновенный создатель музыки танца, он сделал современную ему танцевальную музыку истинным произведением искусства.

До сих пор вальсы Штрауса занимают главные места на балах и иных классических танцевальных событиях. Для детей он сделал то же, что и для взрослых, – он создал музыку, которая позволяла идеально погружаться в атмосферу танца, ощущать радость, легкость, особенность волнующих моментов движения по бальному залу.

Музыка Штрауса позволила и детям, и взрослым по-новому почувствовать глубину и значение танца в жизни. Его вальсы объединяли движение и симфоническое совершенство.


С детства Штраус вынужден был бороться за свое право быть композитором

Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.

Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.

Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.

Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.

К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.

Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.

Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца. К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад. По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.


Штраус остался в памяти потомков как вдохновенный музыкант

Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь. Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге. Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.

У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.

За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.

Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.

На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.

Детская музыка движения


Произведения Штрауса для детей и для взрослых отличались живостью и динамикой

Как детский композитор Иоганн Штраус (сын) создал немало красивых произведений: польку Тик-Так, бравурный Персидский Марш, большое количество вальсов, в том числе «Где цветут лимонные деревья» и «Звуки единства». Детям он также посвятил увертюру одного из самых своих известных произведений – «Летучая мышь».

Музыка Штрауса для детей была написана с любовью и вниманием, он прилагал при ее создании усилий не меньше, если не больше, чем в своих «взрослых» произведениях. Марши и польки Штрауса – бравурные, радостные, динамичные, наполненные движением, внутренним светом, ощущением радостного возбуждения.

Они были созданы для танца, для наслаждения музыкой, ритмом шагов, развлечения, становившегося воплощением настоящего искусства. Вальсы Штрауса – мелодичные, задумчивые, легкие, предназначенные не для танца на земле, но будто для парения в небесах, они становились настоящим откровением для детей, только входивших в мир танца, да и для взрослых были значительны.

Сейчас произведения Штрауса для детей имеют и иное, весьма важное значение. Как произведения Баха служат идеальной основой для начала обучения игре на музыкальных инструментах, так и произведения Штрауса стали прекрасной основой для тех, кто желает освоить искусство классического танца.

По всему миру кадрили, мазурки, но в первую очередь вальсы Штрауса звучат в танцевальных школах, а гениальные мелодии композитора будто ведут юных учеников, осваивающих хитрое искусство танца, шаг за шагом делая все легче и удобнее.