Черняховская археологическая культура на донбассе. Культурная революция в развитии донбасса

На територии Донбасса 10 лет тому количество свидетелей Иеговы насчитывало близко 1млн., а сейчас их больше 25 тыс. человек. Ныне меня-ется отношение к членам этой религиозной организации. Есть надежда,что в будущем организация свидетелей Иеговы по другому будет восприниматься украинским обществом и украинским конфессионным миром. Изменяется в конструктивном для Украины направлении и деятельность церквей полного Евангелие, которое еще недавна пугала исследователей спецификой хариз-матичного и пассионарного служения.

Динамическое развитие протестантизма в Украине, пополнение его общин новыми членами, возникновение новых для Украины конфессий («Церковь Христова», «Новоапостолькая церковь», «Церковь Исуса Христоса Святых Последних дней» (мормоны) не составляет ни какой угрозы православным и католическим церквам Украины. Все хрестиянские конфессии Украины и не християнские также способные развиваться параллельно на основах взаи-мопомощи и взаимодополняемости, сотрудничества в создания актуальных со-циальных проектов.

Региональная специфика регионов имеет важную роль в решении нацио-нального вопроса. На Донетчине к 2000-му году из 900 религиозных огра-низаций действовало ортодоксальных христианских церквей лишь 449, что составляет лишь 48,8% всех зарегистрированных организаций. Поэтому конфессионная карта Донеччини пестрая и сложная. На таблицах №2,3 отра-жена картина религиозной ситуации Донеччини. Большая часть из их проте-стантские союзы и конфессии регионального, общеукраинского и меж-дународного значения, имеющие авторитет и прочные связи с западными центрами. Речь идет не только в тех, которые появились в 1980-90-е годы на Украине и в странах СНГ в виде так называемой экспансии (миссионерские церкви, пришедшие с западной Европы, Канады и Америки). Среди их Церковь «Слова жизни», «Христиан веры Евангельськой», «Союз церкви Божьей» и др.(см. таблицу №2.1.,2.2)., но и тех, которые имеют украинские корны, начиная с эпохи реформации и нового времени.

Возростание протестанских направлений обусловлено економическим, со-циальным и духовным кризисом украинского общества, которое охватило все сферы жизни. Социальное размежевание общества, резкое обеднение общей ма-ссы населения, низкий уровень жизненных показателей украинцев, даже по сравнению с соседними странами восточной Европы неминуемое привели к численному увеличению беднейших пластов: городскому плебсу, мелких пре-дпренимателей разоренного крестьянства, с их тягой к «клановости». Как уже отмечалось выше, в роботах швейцарского ученого К.Юнга («Психология и Религия», «Архетипы и символы») разработанна научная концепция «ко-ллективного подсознательного», заложенного в сакральной памяти поколений и проявляющего себя в моменты социальных катаклизмов и исторических сломов. По мысли К.Юнга человеку всегда свойственно архаичность мыш-ления, стремление в коллективном найти подтверждение собственным жиз-ненным позициям. Схема массового мышления простая: все, что не отвечает требованиям толпы, вызовет у нее беспокойство и агрессию. Таким образом протестантизм имеет сложную религиозную и социальную природу, которую нельзя не учитывать в современном процессе организации и управления ду-ховным производством.

В настоящее время протестантские центры в Донецком крае создали разветвленную структуру своих миссий, союзов, объединений с целью не толь-ко активной пропаганды, но и созданию своих экономико-корпоративных орга-низаций («Всеукраинские корпоративные союзы бабтистов», «Южноукра-инский союз адвентистов седьмого дня» и др.). Они стремятся создать прочную систему производства, рынка сбыта, собственного потребителя и много дру-гого. В ряде районов (Харцызском, Славянском, Першеправневом и др.) ими уже создана своя система экономической и духовной жизни общины, насчи-тываючих на сегоднешний день более 700 тыс. населения. Внутрення жизнь подобной организации напоминает исторический опыт кальвинистских кантонов, с их четкой системой производственной, экономической, социальной и духовной жизнью общин.

Таким образом, опыт работы протестантских организаций заслуживает пристального внимания не только философов и религиеведов, но, и в не меньшей степени – социологов, политологов и экономистов сегоднешнего дня.

Ниже приведем приведем таблицы религиозных организаций (таблица 1.), духовных центров (таблица 2.) и монастырей (таблица 3.) в Донбассе, дающие возможность проследить динамику развития и возростания роли различных религиозных конфессий в духовной культуре региона.

Таблица 1.

Религиозная ситуация Дон басса 2000 – 2002 г.г.

Украинская греко – котолическая церковь 17

Таблица 1.1.

Церкви евангельских христиан – бабтистов

Союз евангельских христиан – бабтистов

Братство независимых церквей и миссий евангельских христиан- бабтистов

Евангельские христиане – бабтисты вне Союзов

Приверженцы Совета церквей евангельских христиан – бабтистов

Евангельские христиане

Религиозная община назарян

Таблица 1.2.

Таблица 1.3.

Церкви полного Евангелия

Украинская христианская евангельская церковь («Слово жизни»)

Объединение независимых харизматических церквей Украины

Духовный центр «Новое поколение» християнских церквей

Церквей полного Евангели вне Союзов

Церквей адвентистов седьмого дня

Свидетели Єгови

Церковь Христова

Всего пратестантських церквей 622

Таблица2.

Религиозные центры Донеччины

1.3 Епархии (Головская, Донецкая, Донецко – Луганская)

    Донецкое областное объединение ЕХБ

3.Восточно- украинский духовный центр независимых церквей и миссий ЕХБ, церкви Божьей Украины

4.Украинская евангельская церковь, духовный центр «Новое поколение»

5.Восточно – украинское объединение церквей АСД

6.Духовный центр независимых мусульманских объдинений, мусульманский культурный центр, независимая мусульманская партия

7.Буддистский орден «Лунг –Жонг – ПА», «Ведическая школа».

8.Региональное духовное объединение иудейских союзов Донбасса

Таблица 3.

Монастыри Донеччины

1. Святогорский, Святоуспенский мужской монастырь (Горловская епархия УПЦ).

2.Монастырь в честь Кашперовской Божьей Матери (Донецкая епархия УПЦ).

3.Монастырь (Донецк УПЦ).

4.Монастырь УПЦ (с.Званивка, Артемовский район)

5.Женский монастырь (с.Кисилевка, Макеевский район УПЦ).

Таблица 3.1.

Религиозные миссии Донбасса

1.Христианская миссия «Ковчег»при обл. объединении церквей ЕХБ

2.Христианская миссия «Милосердие»,»Жемчужина» при респ. Объединении ЕХБ (г.Донецк)

3.Христианская миссия «Дорогая к жизни» при духовном центре независимых церквей ЕХБ Украины (г.Харцызск)

4.Христианская миссия «Медицинская ассоциация» при обл. объединении церквей ЕХБ

5.Христианская миссия «Ковчег» при обл. объединении ХВЕ (г.Словянск)

6.Христианская миссия «Воможность» при объдинении ХВЕ Донецкой области (г.Мариуполь)

7.Христианская миссия «Благая Весть» при союзе свободных церквей ХВЕ (г.Горловка)

8.Христианская миссия «Авана» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Горловка)

9.Христианская миссия «Мир Донбасса» при союзе свободных церквей ХВЕ Украины (г.Донецк)

10.Религиозная миссия «Благовещенья, Милосердия и Любви» при союзе ХВЕ(г.Донецк)

11.Иудейская духовная семинария ЭШИВА (г.Донецк)

Все население проживает в населенных пунктах двух типов – городах и селах. У нас преобладает городское население, т.к. каждые 90 человек из 100 проживают в городах и поселках городского типа, и только 10 человек из 100 - в сельской местности: деревнях и селах.

Городами областного подчинения являются: Донецк, Авдеевка, Артемовск, Горловка, Дебальцево, Димитрово, Дзержинск, Доброполье, Дружковка, Енакиево, Ждановка, Мариуполь, Кировское, Константиновна, Краматорск, Красноармейск, Красный Лиман, Макеевка, Новогродовка, Селидово, Славянок, Снежное, Торез, Угледар, Харцызск, Шахтерск, Ясиноватая. Районными центрами - города Александровна, Амвросиевна, Артемовен, Великая Новоселка, Волноваха, Володарское, Доброполье, Константиновна, Красноармейск, Красный Лиман, Марьинка, Новоазовск, Першотравневое, Славянск, Старобешево, Тельманово, Шахтерск, Ясиноватая.

Донецкая область самая многочисленная, самая городская и самая плотнонаселенная в Украине. На одном квадратном километре ее площади проживает около 200 человек. История освоения природных богатств нашего края обусловила многонациональный состав и характер населения. На территории области проживают представители многих национальностей , из которых:

50,7% -украинцы,

43,6% -русские,

1,58% -греки,

1,45% -белорусы,

0,53% -евреи,

0,48% -татары,

0,25% -молдаване,

0,14% -болгары,

0,13% -поляки,

0,12% -немцы,

0,09% -цыгане,

0,93% -др. национальности.

Традиционные занятия населения

Донецкая область сегодня - это крупнейший промышленный район Украины. Здесь живут и работают шахтеры и металлурги, машиностроители и химики, энергетики и строители, хлеборобы и животноводы. Главное богатство нашего края - каменный уголь, поэтому традиционными профессиями нашего края стали шахтерские - проходчики, горнорабочие очистного забоя, комбайнеры, крепильщики, взрывники и др.

Шахта - это настоящий подземный завод с огромным количеством машин и автоматических установок, которыми управляет человек. Сегодня шахтер - это высококвалифицированный рабочий. Благодаря самоотверженному шахтерскому труду в восстановлении шахт Донбасса, 10 сентября 1947 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена первый профессиональный праздник – «День шахтера» .Он празднуется ежегодно в последнее воскресенье августа. Это самый любимый праздник, который широко отмечается в нашем крае. Позже появились и другие профессиональные праздники: День металлурга, День химика, День машиностроителей, День сельскохозяйственных работников и т.д.

«Огненной» профессией называют профессию металлурга. При выплавке металла температура в доменной печи достигает 2000 °С, поэтому нужно быть очень осторожным. Самое главное в профессии металлурга - дисциплинированность. Тот, кто не может выполнять это условие, не может быть настоящим сталеваром.

Мы живем в век машин. Трудно представить нашу жизнь без них, поэтому широко распространены у нас машиностроительные профессии: токарь, слесарь, сверловщик, фрезеровщик, шлифовщик и другие.

Народные промыслы

В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им - топор, кирка, лопата, соха.

В быту, например, с древних времен использовалась глиняная посуда. Повсеместно глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками, строгали специальными "стругами", сделанными из обломков кос. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек - тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.

Основные центры гончарного дела были в Краснолиманском районе (с. Ямполь, с. Малая Диброва), в Славянском районе (с. Пискуновка), в Амвросиевском районе (с. Благодатное).

Широко распространён среди населения Донецка был корзинный промысел. Кустари корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Не менее важным был и бондарский промысел. Он был более развит у русской части населения. По заказам промышленных предприятий, нуждавшихся в водоотливных машинах или резервуарах для воды, изготавливались чаны емкостью до 40 тысяч ведер. Оборудование бондаря было несложным: колода и топор, клепки, деревянный циркуль, верстак.

С давних времен в нашем крае были свои сельскохозяйственные орудия и приемы обработки земли. Одним из древнейших орудий пахоты были плуг и соха. Для сева использовали мешок, подвешенный у пояса сеятеля с левой стороны. В некоторых русских селах Краснолиманского района использовался короб и ручная сеялка.

Основным орудием сбора зерновых были серп и коса. Серпом жали только рожь, стараясь срезать пониже, чтобы сохранить ровные снопики, т.к. ржаная солома использовалась как кровельный материал. С распространением у греков черепичного покрытия, серпы вскоре вышли из употребления, их заменила коса. Для того чтобы колосья ложились в ровные валки, приспосабливали «лучок» - тонкую лозу, согнутую дугой, которую привязывали от косовища к полотну. В начале XX века косы постепенно сменились сеножатками. В большинстве сел зерно молотили с помощью каменного катка, изредка - цепом. Для переработки зерна в муку в каждом селе строили ветряные или водяные мельницы. В богатых селах их было несколько.

Лен - один из распространенных видов растений на севере Украины. Его издавна использовали в ткачестве. А вот коноплю наши предки позаимствовали у иранцев. Обработка растений была очень трудоемким процессом: сырье вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, пряли. Пряжу парили, золили, стирали, отбеливали, красили. На ткацких станках ткали полотно, из которого шили различную одежду, предметы быта.

В состав нашей области входят 28 городов областного подчинения, 23 города районного подчинения, 21 городской район, 18 сельских районов, 133 поселка городского типа, 253 сельских Советов.

Гончары с.Пискуновка Славянского района славились изготовлением не только посуды, но и игрушек для детей - свистулек в виде птиц и животных.

Для окраски тканей использовались растительные красители: зеленый - из отвара листьев подсолнечника, ромашки; телесный - из отвара корней терна или боярышника с квасцами. Темно синий готовился из отвара цветов сон-травы, а черный - из отвара ольховых веток.

Прутья для лозоплетения заготавливают в определенное время года: ивовые - в начале лета, черемуховые и вязовые - осенью.

В с. Прелестное Славянского района учителем истории А. Шевченко создан музей под открытым небом. В нем есть кузница, ветряная мельница.

Класс 10

Макросфера 1

Тема 4 «Выдающиеся личности Донбасса»

(Урок –встреча (виртуальная встреча))

I. Целеполагание

Узнаешь:

О роли личности в истории края

О жизненном пути героев-земляков

О объективных и субъективных факторах формирования мировоззрения выдающихся личностей, выходцев из Донецкого края

Поймёшь:

Особенности развития края в разные исторические эпохи и роль вклада героев-земляков в развитие региона

Необходимость стремления к саморазвитию и самосовершенствованию

Научишься:

Вести диалог, дискуссию, посвящённые известным личностям

Сопоставлять оценки жизни и деятельности известных личностей из разных источников знаний и давать собственную оценку их деятельности, аргументируя её

II. Материалы к изучению

История человечества никогда не выступает безликой, ибо именно человек является творцом всех социальных процессов, научных и технических открытий, культурных достижений, моральных императивов. При этом решающая роль народных масс отнюдь не отрицает роли отдельных личностей. У каждого из исторических достижений есть свой автор, хотя история способна быть несправедливой и безжалостно стереть его из памяти человечества.

Исторические личности характеризуются своим вкладом в историю жизни народа, государства, человечества. Среди них мы встречаем государственных и общественных деятелей, политиков, которые возглавляют различные общественные движения. Выдающиеся личности своими поступками, творчеством ускоряют общественный прогресс, посвящают свою жизнь общечеловеческим приоритетам: борьбе за справедливость, свободу, счастье народа. Выдающимися личностями не рождаются, а становятся в результате своей деятельности.

Выдающиеся деятели – люди особые, неординарные. Они, как правило, знают, чего хотят, уверенно идут к своей цели, понимают общественные потребности, умеют сформулировать основные задачи и пути их решения. Выдающиеся личности не боятся брать на себя ответственность за новые подходы к решению социальных проблем. Они являются гениальными и талантливыми людьми, гордостью нации и человечества. Вместе с тем, статус выдающейся личности может быть достаточно противоречивым: с точки зрения их характеристики как обычных людей, им могут быть присущи какие-то человеческие слабости, не имеющие отношения к их гениальности, с точки зрения конкретной исторической ситуации, время может возносить или развенчивать их роль при новых поворотах истории.

Несмотря на все противоречия, связанные с проблемами выдающихся личностей, следует всегда понимать, что именно они могут ускорять или замедлять ход исторических событий, вокруг них объединяются народные массы их идеями они превращаются в движущую силу исторического процесса.

Общественная сфера

Шаталов Виктор Федорович

Учитель-новатор, народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины.

Родился в г. Донецк. Участник Великой Отечественной войны. В 1953 г. окончил Сталинский педагогический институт.

Еще в период обучения в институте начал заниматься педагогической работой в школе, а с 1956 г. вел экспериментальную работу с учащимися общеобразовательных школ.

С 1973 г. В. Ф. Шаталов являлся научным сотрудником Научно-исследовательского института педагогики УССР, а с 1985 г. – руководителем Донецкой лаборатории проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР. В 1992 году был приглашен работать доцентом Института последипломного образования в Донецке.

В созданной В. Ф. Шаталовым технологии используются авторские методические материалы, представляющие программный материал главным образов в вербально-графической форме (в виде определенных рисунков, схем, объединяющих наглядную и смысловую информацию) и упрощающие процесс изложения и восприятия.

Вместо традиционных домашних заданий применяются обширные «предложения», объем и сложность которых варьируются на этапах обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Технология В. Ф. Шаталова предполагает использование разнообразных нестандартных форм учета и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке, позволяющих отказаться от ученических дневников и классных журналов. Также практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся, в том числе с целью увеличения времени для решения задач высокой сложности и развития продуктивного мышления.

Благоприятные отзывы в средствах массовой информации (журнал «Юность», газеты «Комсомольская правда», «Учительская газета», «1 сентября» и некоторые другие) о разработанной В. Ф. Шаталовым технологии (системе) интенсивного обучения и результатах, достигаемых учениками, не исключали критичности в оценках практики воплощения авторских идей в работу школы.

В частности, после публикации «Учебных заданий по математике для работы с опорными сигналами в 4 классе» известный методист-математик Столяр выступил на страницах журнала «Математика в школе» со статьей «Тревожные сигналы» (1988. – № 1), в которой предложил широкому кругу учителей общеобразовательных школ детальный анализ математической и методической «несуразности и многих ошибок», тиражированных автором опорных сигналов.

Время показало, что идеи В. Ф. Шаталова лучше оценены учителями-практиками, нежели учеными. Об этом свидетельствует отсутствие дальнейших поисков в направлении, заложенном им, а также раритетность опорных конспектов как специфического вида учебных пособий, необходимых учащимся для успешного обучения.

Виктор Федорович Шаталов награжден орденом Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, удостоен премии Сороса, лауреат премии имени К. Ушинского, избран Почетным президентом итальянской литературно-исторической «Ассоциации Данте Алигъери».

Шаповал Никита Ефимович

Выдающийся державный, политический и общественный деятель Украины. Публицист, писатель, журналист, уникальный организатор, просветитель, учёный-лесовод, учёный-социолог, последовательный борец за независимую Украину. Шаповал - автор около 60 публицистических трудов.

Родился в с. Серебрянка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне, это Артёмовский район Донецкой области) в семье отставного унтер-офицера, сельского батрака Ефима Алексеевича и Натальи Яковлевны Шаповаловых.

С 1901 года член Революционной украинской партии (РУП), соредактор, а также издатель журнала «Украинская хата» (1909-1914), один из организаторов и лидеров УПСР и член её ЦК, председатель Всеукраинского Лесного Союза, член Центральной и Малой рады (1917-1918), министр почт и телеграфа в правительстве В. Винниченко (после 3-го Универсала), соавтор 4 Универсала, комиссар Киевского уезда, генеральный секретарь, впоследствии председатель Украинского национального союза (14.11.1918 - январь 1919), соорганизатор против гетманского восстания (1918), министр земледелия в правительстве В. Чеховского при Директории с февраля 1919 года в Галиции, где правительство Западно-Украинской Народной Республики из-за его социалистической демагогии и подстрекательства к государственному перевороту не дало ему разрешения на пребывание.

Впоследствии эмиграции становится секретарём дипломатической миссии УНР в Будапеште (1919-1920), затем в Праге, где, пользуясь поддержкой Т. Масарика, развил оживлённую общественно-политическую и культурную деятельность: стал главой Украинского Общественного Комитета (1921-1925), основателем украинских вузов в Праге: Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, украинского Высокого Педагогического Института им. Драгоманова, организатор Всеукраинского Рабочего Союза в Чехословакии, также председатель Украинского социологического института в Праге, издатель и редактор месячника «Новая Украина» (1922-1928). С середины августа 1922 года возглавил филиал Лиги Наций в Калише. После 4 съезда УПСР (12.5.1918) принадлежал к фракции «центрального течения», в эмиграции возглавлял УПСР и осуждал деятельность её «зарубежной делегации» в Вене; был в оппозиции и остро боролся против Правительства Украинской Народной Республики в изгнании.

Умер в Ржевнице (недалеко от Праги) и там похоронен.

Наука

Кизим Леонид Денисович

Советский космонавт с порядковым номером 48, космонавт мира №98. Трижды совершал полеты, и все – командиром корабля. Всего на земной орбите он пробыл 374 суток. В открытый космос выходил 8 раз, где провел 31, 5 час.

Родился в Донецком городе Красный Лиман Украинской ССР в 1941 году 5 августа. После учебы в Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков (1958-1963) Леонид Кизим служил в Военно-воздушных силах СССР. В отряд космонавтов (группа ВВС № 3) он был зачислен в 1965 году, прошел курс общекосмической подготовки, курс подготовки к полетам на космических кораблях «Союз» и «Союз Т», орбитальной станции «Салют». Одновременно он учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, которую закончил в 1975 году.

В июне 1980 года Леонид Кизим входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз Т-2». Свой первый полет в космос он совершил на корабле «Союз Т-3» в качестве командира корабля. В его экипаж входили Олег Григорьевич Макаров и Геннадий Михайлович Стрекалов. Полет проходил с 27 октября по 10 ноября 1980 года. За время полета экипажем был выполнен комплекс ремонтных работ на борту станции «Салют-6». Общая продолжительность пребывания в космосе составила 12 дней 19 часов 7 минут, 42 секунды.

В июне 1982 года Л.Д. Кизим входил в состав дублирующего экипажа космического корабля «Союз Т-6», а в сентябре 1983 года - в состав дублирующего экипажа корабля «Союз Т-10А». На корабле при старте произошел взрыв ракеты-носителя. С 8 февраля по 2 октября 1984 года Кизим совершил свой второй космический полет на корабле «Союз Т-10» в качестве командира корабля. Во время работы на станции Леонид Кизим сделал шесть выходов в открытый космос совместно с Владимиром Соловьевым. Общая продолжительность полета составила 236 дней 22 часа и 49 минут, общая продолжительность пребывания Кизима в открытом космосе - 22 часа 50 минут.

Третий полет в космос он совершил на космическом корабле «Союз Т-15» в качестве командира корабля. В экипаж также входил Владимир Соловьев. Полет проходил с 13 марта по 16 июля 1986 года. Во время полета Л.Д. Кизим принимал участие в работах на орбитальных станциях «Салют-7» и «Мир». Общая продолжительность полета составила 125 дней.

После приземления Кизим возглавил группу космонавтов-исследователей. В июне 1987 году он ушел из отряда космонавтов в связи с поступлением в Военную академию Генерального штаба, которую окончил через два года. С июня 1989 года Л.Д. Кизим служил заместителем начальника Главного центра Командно-измерительного комплекса Управления начальника космических средств Министерства обороны СССР. С октября 1991 года он был назначен заместителем начальника Космических средств Министерства обороны СССР по боевой подготовке, а с августа 1992 года был заместителем командующего Военно-космическими силами Министерства обороны Российской Федерации. В мае 1993 года Л.Д. Кизим был назначен начальником Военного инженерно-космического университета имени А.Ф. Можайского в Петербурге. В сентябре 2001 года он был уволен в запас по достижении предельного возраста для военнослужащих (60 лет). Л.Д. Кизим был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Шматков Николай Павлович

Кандидат медицинских наук, хирург высшей категории.

Родился в 1937 г. в селе Глинки, Старобешевского района, Донецкой области. С 1956 по 1960 гг. служил в ВМФ г. Севастополь.

С 1962 по 1968 гг. учился в Донецком Государственном мединституте. Работал мед братом в Донецком областном онкодиспансере.

Позже, с 1969 – 1970 гг. флагманский хирург в Керченском управлении океанического рыболовства. Дважды побывал у берегов Антарктиды, оказывал хирургическую помощь морякам 13-ти Советских рыболовных траулеров.

С 1972 – 1974 гг. окончил двухгодичную клиническую ординатуру по общей хирургии. После, он 18 лет работал зав. хирургическим отделением на 60 коек в г. Зугрэсе, Донецкой области. В 1988 году защитил в г. Москве кандидатскую диссертацию. С 1992 года – по настоящее время директор частного нового, многопрофильного, лечебно-оздоровительного медицинского комплекса. Основатель, активный участник строительства и пуска Межрегионального научного центра клинической лимфохирургии. Изобретатель и рационализатор, имеет более 80 изобретений, патентов и рацпредложений.

В Центре внедрена активная длительная очистка воздуха в операционных собственным аппаратом «УНОВ-1».ЛЦШ обеспечен электроэнергией по І категории, своей мини газовой высоко экономичной котельной, выполняется подогрев воды солнечными батареями, в Центре лимфохирургии функционируют 4 артезианские скважины.

1990 г. – Лауреат Украинского и Всесоюзного конкурсов: им. В.К. Семиинского, «Техника – колесница прогресса».

Участник множественных медицинских конгрессов, съездов, симпозиумов, конференций в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Андижане, Киеве, США, Индии, Бельгии, Германии.

2004 г. – награда тысячелетия – Оксфорд – Англия.

«Человек года 2006».

С 2008 г. – Почётный гражданин г. Харцызска.

2012 г. – награждён дипломом и внесён в Книгу рекордов Украины, за разработку, впервые в медицине, операций на лимфатической системе и их техническое обеспечение.

Активный практикующий хирург, пропагандист новых методик по очистке организма, внутри лимфатического лечения многих заболеваний, в том числе и запущенного (прогрессирующего и рецидивирующего) рака. Внедрил множество прогрессивных методик лечения, новейшей техники, в том числе современное лапароскопическое оборудование для операций без разреза.

Государственное управление

Дегтярев Владимир Иванович

Первый секретарь Донецкого обкома партии с 1963 по 1976 год.

Родился в Ставрополе 19 августа 1920 года. С 1938 по 1942 год учился в Московском горном институте. С 1942 по 1944 год работал начальником участка шахты №7 треста «Хакассуголь» (Красноярский край). С 1944 по 1948 год - начальник участка, помощник главного инженера шахты «Нежданная» треста «Шахтантрацит», главный инженер шахты №15-16 треста «Гуковуголь» (Ростовская область). Член ВКП(б) с 1945 года.

С 1953 по 1957 работает управляющим треста «Торезантрацит» (Донецкая область).С 1957 года на партийной работе: Секретарь Донецкого областного комитета КП Украины, председатель Донецкого областного СНХ. С декабря 1964 - 06.01.1976 года - 1-й секретарь Донецкого областного комитета КП Украины.

08.04.1966 - 24.02.1976 - член ЦК КПСС.20.03.1971 - 30.01.1976 - член Политического бюро ЦК КП Украины.С 26 декабря 1975 по 23 января 1987 является председателем Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при СМ Украинской ССР.

С января 1987 на пенсии. Умер Владимир Иванович Дегтярёв в 1993.
Награды: Орден Трудового Красного Знамени (1947), Герой Социалистического Труда (1957), четырежды орден Ленина (1957, 1966, 1970, 1973), орден Дружбы Народов (1973).

21 ноября 2001 года в Ворошиловском районе Донецка на улице Артёма (сквер около ОШ №54) установлен бронзовый бюст Владимира Дегтярёва.

Памятник создан скульптором Юрием Ивановичем Балдиными архитектором Артуром Львовичем Лукиным. На здании Ворошиловского исполкома установлена мемориальная доска.

Спорт

Астахова Полина Григорьевна

Советская гимнастка. Заслуженный мастер спорта СССР (1960). Кавалер ордена княгини Ольги III степени (2002).

Родилась 30 октября 1936 в городе Днепропетровск. Занималась гимнастикой с 13 лет, когда из-за опоздания к началу учебного года решила уйти из школы и поступить в Донецкий техникум физической культуры и спорта. В 1954 году впервые участвовала в чемпионате СССР. Выступала на мировом уровне с 1956 года, когда была самой юной участницей советской гимнастической сборной на Олимпиаде в Мельбурне. Астахова - обладательница 10 Олимпийских медалей, в том числе пяти золотых.

Кроме того, она чемпионка мира в командном первенстве (1956, 1962); чемпионка Европы в вольных упражнениях (1959), упражнениях на брусьях (1959, 1961), бревне (1961), серебряный призёр в многоборье (1961), в вольных упражнениях (1961). Абсолютная чемпионка СССР (1959). Обладательница Кубка СССР в многоборье. Чемпионка СССР в упражнениях на брусьях, бревне (1961), в вольных упражнениях, неоднократный серебряный призёр в многоборье (1965), в упражнениях на брусьях, бревне (1959, 1960), в вольных упражнениях (1961, 1963).

Полина Астахова на марке СССР 1965 года.

Астахова считалась самой изящной гимнасткой своего времени, её прозвище в западных СМИ было «Русская берёзка».

После завершения спортивной карьеры в 1972 году Полина Астахова тренировала гимнасток Украины.

Президент ФК «Шахтер» Ринат Ахметов финансировал её похороны на Байковом кладбище.

Бубка Сергей Назарович

Президент НОК Украины, экс-прези­дент "Родовид Банка". Родился в Луганске. В 1987 году окончил Киевский государствен­ный институт физической культуры. В 2002-м стал кандидатом педагогических наук.

С. Бубка - легендарный спортсмен-легкоатлет (прыжки в высоту с шестом). В 1983 году стал заслуженным мастером спорта. С 1983 по 1997 гг. шесть раз завоевывал звание чемпиона мира. Победитель Кубков Мира и Европы (1985), чемпион Европы (1986). В 1988-м стал чемпионом ХХІV Олимпийских игр в Сеуле.

Является неоднократным обладателем гран-при Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). На протяжении спортивной карьеры установил 35 мировых рекордов. В 1984-м установил свой первый рекорд мира на соревнованиях в Братиславе, взяв высоту 5 м 85 см. Первым в истории легкой атлетики преодолел высоту 6 м (13 июля 1985-го в Париже).

Знаменитый прыгун - обладатель Ордена Трудового Красного знамени (1988), Ордена Ленина (1989). В 1997 году в рейтинге газеты "Экип" (Франция) признан "чемпионом чемпионов". В 2001 году С.Бубке присвоено звание Героя Украины. В 2003-м он стал победителем общенациональной акции "Звезды Украины" и был признан чемпионом ЮНЕСКО по спорту. Включен в Книгу рекордов Гиннесса за наибольшее количество мировых достижений в легкоатлетическом спорте. Трижды признавался лучшим спортсменом мира.

C 2002 года С. Бубка – председатель Международного Олимпийского Комитета (МОК). В 2007-м избран вице-президентом Международной федерации легкой атлетики и первым вице-президентом IAAF.

В июне 2005 года на ХVІІІ внеочередной генеральной ассамблее Национального олимпийского комитета (НОК) был избран президентом комитета. В ноябре 2006-го переизбран президентом НОК на 2006-2010 гг. 7 октября 2010-го переизбран до 2014 года. Он был единственной кандидатурой на выборах и по результатам тайного голосования получил голоса всех 107 зарегистрированных членов НОК.

Чемпион - президент и основатель "Клуба Сергея Бубки". С 1990 года под его руководством проводятся ежегодные международные соревнования среди сильнейших атлетов мира по прыжкам с шестом "Звезды шеста".

С 2002 по 2006 год был народным депутатом Украины. Работал в Комитете Верховной Рады по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма.

Уже не первый год С.Бубка - не только знаменитый спортсмен и спортивный функционер, но и бизнесмен. Великий прыгун был одним из ключевых собственников "Родовид Банка", входившего в число крупнейших банков Украины (он же был его президентом). В июле 2009-го, в результате финансового кризиса, "Родовид банк" был национализирован.

По мнению некоторых специалистов, С.Бубка, даже несмотря на фейерверк мировых рекордов, не раскрыл полностью всех своих возможностей. Сам же чемпион говорил, что не хотел остаться в истории героем одного прыжка. И это у украинского легкоатлета получилось сполна.

Туркевич Михаил Михайлович

Заслуженный мастер спорта СССР по альпинизму, мастер спорта международного класса (1982), многократный призёр чемпионатов и первенств СССР по альпинизму и скалолазанию, многократный организатор экспедиций в Гималаи.

Родился в 1954 году в с. Утишково, Львовской области. Закончил Киевский государственный институт физической культуры, работал председателем Донецкого областного альпинистского клуба «Донбасс». Много делал для развития альпинизма и скалолазания, работал с молодежью, инициатор строительства альпинистской базы в Донецкой области.

Альпинизмом начал заниматься в 1973. Сам считал, что попал в альпинисты случайно: выдали путевку, оказалось – в а/л «Шхельда». С 1979 совершил около 30 восхождений по маршрутам высшей категории сложности. 1982 – участник Первой советской гималайской экспедиции. В связке с Бершовым, впервые в истории покорения Эвереста, поднялся на вершину ночью, 4 мая 1982. Награжден орденом «Трудового Красного Знамени», удостоен званий ЗМС и МСМК. Неоднократный чемпион и призер чемпионатов Союза. Первые места и золотые медали завоевал в1984 за восхождение на Чатын, в 1986 за восхождение на Ушбу Южную. 1986 – участвовал в первом зимнем восхождении на п. Коммунизма, которое проводилось в качеств тренировочного восхождения перед выездом в Гималаи.

Далее участвовал в траверсе четырех восьмитысячных вершин массива. 30 апреля и 1 мая в группе Бершова прошел последовательно Западную вершину (8505 м), Главную (8586 м), Среднюю (8478 м) и Южную. 3, за эти восхождения награжден орденом «Дружбы народов». 1990 – вновь в Гималаях, на этот раз – заместителем руководителя экспедиции «Лхоцзе-90», организованной Профспортом СССР. Задача экспедиции – восхождение по легендарной южной стене Лхоцзе – была выполнена двумя участниками экспедиции – Бершовым и Каратаевым. Туркевич вместе с Г. Копейкой поднялся до 8250 м. Они были целиком нацелен на вершину, до 8200 м кислородом не пользовались, имели великолепную акклиматизацию и техническую готовность. Встретив, спускающихся Бершова и Каратаева, двойка немедленно начала спуск, помогая обмороженным и измученным товарищам.

1992 – руководил украинской экспедицией на Эверест по ЮЗ ст. Поднялись до 8760 м. Блистательный скалолаз, МС по скалолазанию – 1976. Был чемпионом СССР в индивидуальном лазании и парных гонках в 1977 и в связках в 1979.

Неоднократный призер и чемпион первенства ВЦСПС и международных соревнований по скалолазанию. Заместитель председателя Донецкой областной ФА и член тренерского совета.

В последние годы жизни, став заместителем начальника Центра подготовки спасателей МЧС России, проживал в Москве. За этот период написал книгу «Спасательные работы» (Издательство МЧС России), где даже есть глава – «Первая медицинская помощь».

Утром 1 июля 2003 в Сочи он был доставлен в реанимацию. Два дня находился в коме, а 3 июля он скончался. Его подвела поджелудочная железа. Его тело на самолете утром 5 июля спецрейсом было доставлено в Москву. В тот же день его кремировали.

Пономарёв Руслан Олегович

Украинский шахматист, чемпион мира ФИДЕ. Заслуженный мастер спорта Украины.

Родился 11 октября 1983 года в г. Горловка Донецкой области. В 2000 году окончил среднюю школу № 26 г. Краматорска. В 2005-м – факультет права Донбасского института техники и права. В 1990 году выучился играть в шахматы. 1992 год - чемпион по шахматам г. Горловки, а также Донецкой области (среди подростков до 10 лет). 1993 год - чемпион по шахматам Донецкой области (среди подростков до 12 лет).

1994 год - чемпион Украины по шахматам, а также 3-е место на чемпионате мира (среди подростков до 12 лет). 1995 год - чемпион Европы по шахматам (среди подростков до 12 лет).1996 года - чемпион Украины по шахматам (среди юношей до 16 лет); чемпион Европы по шахматам (среди юношей до 18 лет); победитель международного турнира по шахматам в Севастополе, а также 2-е место в клубном чемпионате Украины.

1998 год - 1-е место в VI чемпионате Украины по шахматам среди клубов; 3-е место в составе сборной команды Украины на XXXIII Всемирной Олимпиаде в Элисте, Россия; 1-е место на зональном турнире чемпионата мира по шахматам в Донецке; получение звания международный гроссмейстер, вследствие чего становится самым молодым гроссмейстером в мире.

2001 год - 1-е место на турнире Кубок ректора в Харькове; 2-е место в личном чемпионате Европы в Македонии; титул - вице-чемпион Европы; 1- е место в составе сборной Украины на V командном чемпионате мира в Армении; титул - чемпион мира в составе Украины.

2002 год - в возрасте 18 лет становится чемпионом мира по шахматам по версии ФИДЕ.2004 год - олимпийский чемпион в составе сборной Украины на Всемирной шахматной олимпиаде в Испании.

2005 года – одержал победу на турнире 16-й категории в Памплоне (Испания), на московском турнире Golden Blitz и на международном турнире Pivdenniy Bank Efim Geller Memorial в Одессе. 3-е место на международном супертурнире XX категории в Софии, а также 2-е на Кубке Мира FIDE в Ханты-Мансийске.

2007 год - победитель турнира по быстрым шахматам в Вильяробледо (Испания),турнира в Карловых Варах (Чехия), Чемпион Украины в составе киевского клуба Keystone (первая доска), третье место на клубном Чемпионате Европы. Награжден орденом Ярослава Мудрого V степени (2002 г.) и За заслуги III степени.

Культура

Соловьяненко Анатолий Борисович

Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, народный артист Украины, лауреат премии имени Т. Г. Шевченко, командор Итальянской Республики, кавалер орденов и медалей.

Родился 25 сентября 1932 года в Донецке, в потомственной шахтерской семье. В 1954 году Анатолий Соловьяненко окончил Донецкий политехнический институт, а в 1978 году, уже будучи народным артистом СССР, - Киевскую консерваторию.

Музыка для Анатолия Борисовича была неизменным спутником жизни со всеми ее радостями и горестями.

С самого раннего возраста Анатолий находился в атмосфере песни - русской, украинской. Интерес к оперной классике пришел к нему позже, когда он познакомился с известным украинским певцом, заслуженным артистом РСФСР А. Н. Коробейченко, распознавшим в молодом человеке талант оперного артиста. С 1950 года Анатолий Соловьяненко брал у него уроки пения. Десять лет упорных совместных занятий явились прологом к той сенсации, которую произвел А. Б. Соловьяненко в 1962 году на смотре народных талантов в Киеве. Весьма компетентное жюри, в которое входили выдающиеся украинские певцы, с изумлением слушало выступление молодого горного инженера. Он уверенно и профессионально исполнил произведения, принадлежащие к мировому теноровому репертуару, - арию Радамеса из "Аиды" Дж. Верди и ариозо Канио из оперы Леонкавалло "Паяцы", покорив всех присутствовавших манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот. И приглашение певца из самодеятельности в один из лучших оперных театров страны - в 1962 году Анатолий Соловьяненко был принят стажером в Государственный академический театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко - выглядело вполне закономерным.

Вполне закономерной стала и его победа в конкурсе молодых вокалистов на право стажироваться в миланском театре "Ла Скала". С 1963 года А. Б. Соловьяненко под руководством известного маэстро Барра познавал школу итальянского бельканто. В течение трех лет (1963-1965) маэстро развивал вкус, совершенствовал культуру исполнения, раскрывал яркость и своеобразие голоса, который все более и более кристаллизовался как лирический тенор. И хотя от партий Радамеса и Канио пришлось отказаться, зато Герцог ("Риголетто" Дж. Верди) и Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Г. Доницетти) в скором времени стали коронными в репертуаре украинского певца. Он исполнял их в Киеве, и во время гастролей на сценах других советских и зарубежных театров. Так, с его Эдгаром познакомились слушатели Германии во время гастролей Киевской оперы в Висбадене, а с Герцогом - публика нью-йоркской "Метрополитен-опера". Анатолий Соловьяненко явился первым советским тенором, получившим приглашение петь в этом ведущем театре США. В течение сезона 1977/1978 годов он участвовал в 12 спектаклях "Метрополитен-опера", с большим успехом исполнив также партии в операх "Кавалер роз" Р. Штрауса и "Сельская честь" П. Масканьи.

За 30 лет работы солистом Государственного академического театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко (1965-1995) Анатолий Борисович Соловьяненко спел 18 партий. В репертуаре певца было много концертных программ, составленных из произведений русских, украинских и зарубежных авторов. Он записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни).

На Киностудии имени Довженко был снят музыкально-художественный фильм "Вызов судьбе" с участием А. Б. Соловьяненко. В 1982 году вышла книга А. К. Терещенко "А. Соловьяненко", посвященная творческому и жизненному пути певца и переизданная в 1988 году.

Халдей Евгений Ананьевич

Советский фотограф, военный фотокорреспондент.

Евгений Ананьевич Халдей родился в поселке Юзовка, сейчас это город Донецк.

С 13 лет он работал на заводе и в том же возрасте сделал свой первый снимок на самодельный фотоаппарат. Снял он местную церковь, которая вскоре была разрушена. Возможно, тогда юный Евгений и ощутил все значение фотографии для истории.

Вскоре он в рассрочку купил свой первый настоящий фотоаппарат, «Фотокор-1», и вскоре уже сотрудничал с заводской многотиражкой. Делал он и снимки для стенгазет.

В течение нескольких лет Евгений одновременно набирал опыт и добивался известности, публикуясь в различных изданиях и участвуя в творческих конкурсах. В итоге в 1936 году молодой фотограф перебрался в Москву. Он много ездил по стране в командировки, снимал передовиков производства, а также стройки пятилетки. Но тут началась война...

Евгений Халдей оказался фронтовым фотокорреспондентом уже 22 июня и все 1418 дней войны провел на разных фронтах, не расставаясь с верной «Лейкой». Не в последнюю очередь по его фотографиям страна судила о войне, а некоторые из них были предъявлены в качестве доказательственных материалов в Нюрнбергский трибунал.

И именно он сделал одну из самых символичных фотографий той войны - водружение знамени над поверженным Рейхстагом. Фотография тиражировалась миллионами экземпляров, но лишь сравнительно недавно Евгений Халдей рассказал подлинную историю этого снимка.

«Знамя победы над Рейхстагом». Легендарное фото Евгения Халдея

Как оказалось, фотография все-таки была полностью постановочной. Более того, хотя главное знамя над Рейхстагом (всего их было установлено разными подразделениями свыше сорока) и в самом деле водрузили 1 мая Егоров, Кантария и Берест, но на снимке вовсе не они! Да и знамя в руках солдат не имеет отношения к 150-й стрелковой дивизии - оно было сделано из скатерти и привезено самим Евгений Халдеем.

2 мая Евгений Халдей прибыл к Рейхстагу со своим знаменем и остановил нескольких солдат, попросив их помочь. Трое из них помогли ему водрузить знамя так высоко, как было возможно с учетом того, что здание горело. Именно эти солдаты и оказались на снимке - Алексей Ковалев (Украина), Абдулхаким Исмаилов (Дагестан) и Леонид Горичев (Белоруссия). Сама же фотография зажила собственной жизнью - в прессе она фигурировала как репортажная, а не постановочная, да и ее героям были даны другие имена.

После войны Евгений Халдей продолжал работать фотографом, участвовать в выставках. Он был прекрасным фоторепортером, хотя страна и мир знали его, прежде всего, как автора «той самой фотографии знамени над Рейхстагом».

В 1995 году на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена едва ли не самая почетная награда в мире искусства - титул «Рыцарь ордена искусств и литературы». Еще через два года Евгения Ананьевича не стало.

Общественная сфера

Наука

1.Подготовьте мультимедийную презентацию «Сыновья «звёздного» Донбасса» (о жизни и деятельности прославленных героев-космонавтов).

Государственное управление

1. Что вам известно об увековечивании памяти земляков, занимавших высокие государственные должности в нашем крае?

2. Подготовьте портфолио выходцев из Донбасса – государственных управленцев.

Спорт

1. Назовите представителей спортивной элиты вашего родного города, которые имеют высокие спортивные достижения. Что вам известно о спортивных достижениях ваших сверстников, одноклассников?

2. Коллективный творческий проект «Спортивная слава Харцызска».

Культура

1.Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать военный фотограф-корреспондент? Какие фото Е.А. Халдея вас впечатлили и почему?

2. Подготовьте фото-экспозицию «Знаменитые деятели культуры, выходцы из Донбасса».

Источники и литература

1. Постаті. Нариси про видатних людей Донбасу.- Донецьк: Східний видавничий дім, 2011. - 216 с.

2. Донетчина многоликая и вечная: Исторические зарисовки / авт. – сост. Е.Ю. Ясенов. – Донецк: Лондон-XXI, 2012. – 272 с. с илл.

3. https://ru.wikipedia.org

4. http://file.liga.net/person/

5. http://www.warheroes.ru/

6. http://www.astronaut.ru/

7. http://www.rosphoto.com/history/

8. http://infodon.org.ua/pedia

Класс 10

Макросфера 1

Микросфера «Культура Донбасса»

О проекте, о литературе Новороссии и о том, возможна ли культурная жизнь во время войны, рассказала главный редактор журнала, поэт из города Краснодон , ЛНР, Людмила Гонтарева.

Людмила – член Союза писателей РФ , СП ДНР и множества других литературных объединений. Еще до войны Людмила Гонтарева вместе со своим не менее известным коллегой по цеху Александром Сигидой пытались создать литературный альманах, который объединил бы интересных русскоязычных авторов региона. В 2015 году, когда боевые действия пошли на убыль, вернулась возможность заниматься издательской деятельностью, к этому времени у авторов Новороссии скопилась масса интересного материала, востребованного не только в ЛДНР , но и в России. Результатом совместных усилий стало создание альманаха «Территория слова», в котором публиковались произведения десятков литераторов Донбасса , России, Беларуси , Сербии и т. д.

В сентябре вышел в свет четвертый по счету выпуск «Территории слова». Очередной номер журнала коренным образом отличается от предыдущих: авторы назвали его экспериментальным приложением к альманаху. Название неожиданное: ЖЗО (Жизнь замечательных опоссумов). Почему так и что это значит, рассказала главный редактор проекта «Территория слова» Людмила Гонтарева.

Понятно, почему «Территория слова». А вот про замечательных опоссумов (забавные сумчаты животные – Ред.) хотелось бы узнать подробнее…

Название «Территория слова» - это проект, который, помимо журнала, включает в себя издание книг, организацию литературных фестивалей. Изначально планировалось, что участвовать в проекте будут авторы только из ЛНР, но на сегодняшний день география неуклонно растет. В рамках проекта мы провели более 30 презентаций изданий участников проекта, которые состоялись в Москве , Санкт-Петербурге , Владимире, Крыму и т. д. С 2014 года принимаем участие в организации международного фестиваля «Муза Новороссии» (г. Молодогвардейск ). Объединили десятки известных и неизвестных авторов Донбасса, наладили тесные связи с коллегами в России. Три выпуска альманаха были объединены патриотической и военной тематикой. На этот раз нашей команде захотелось создать что-то особое. Все мы люди: люди устали от войны; хочется порой похулиганить, отвлечься.

- И все-таки, почему именно опоссумы?

Это продукт нашего коллективного творчества. Во время одной из встреч редколлегии мы в шутку обыгрывали аббревиатуру ЖЗЛ. Кто-то обронил новую формулу – ЖЗО или «Жизнь замечательных опоссумов». Шутка понравилась: до такой степени утомил пафос и патетика, что захотелось здорового «стеба».

Постепенно экспромт реализовался в отдельный выпуск журнала, в котором мы все решили отдохнуть от войны и политики. Изначально мы думали, что номер будет просто озорной и юмористический. Но наши «замечательные опоссумы» оказались также философами и публицистами, поэтому в журнале поднято немало серьезных тем.

- Что происходило с литературой ЛДНР в последние четыре года?

Печально, что многие уехали: кто-то уехал на Украину , кто-то в Россию или дальше. С теми, кто на Украине, мы практически потеряли связь. Люди боятся присылать нам свои тексты.

Из положительного могу сказать, что крепнут связи с писателями РФ. Нами интересуются, нас публикуют. Приглашают на творческие мероприятия. И география этого общения велика . Многие авторы Новороссии были приняты в Союз писателей России.

В целом, я конечно скучаю по времени, когда война в наших текстах была абстрактным понятием. Сейчас она везде – в сознании, творчестве, общении. В итоге у литературы совсем другая окраска. Для многих эти события стали стимулом. Очевидно, что многие авторы стали писать пронзительнее, сильнее. Литература Донбасса, наконец, вышла на качественно другой уровень и интерес к ней возрос на порядок. Тем более, что пока мы занимаемся творческими поисками, и пусть сложно, но публикуем свои произведения, украинская культура на нашем фоне выглядит все хуже. Она уверенно опускается на дно.

- Как вы думаете, на Украине читают «Территорию слова»?

Многие хотели бы, но с учетом политики Киева это может быть опасно для жизни. Вы же понимаете, что на Украине людей уже садят в тюрьмы даже не за волеизъявления, а за интересы! Опять же: есть шорт-лист запрещенной на Украине литературы. Уверена, что наш альманах тоже обязательно там появится в скором будущем.

- Неужели писатели Донбасса могут негативно повлиять на украинцев?

Среди наших авторов есть те, кто воевал или даже сейчас воюет против Украины. Немало людей, деятельно выступающих за Русский мир. А на Украине сейчас царит настоящее мракобесие. Киев борется с русским языком, с Православием, с собственным населением, с любыми смыслами, которые могут провоцировать критическое мышление у людей. Потому что, если люди начнут думать и задавать вопросы, они автоматически станут врагами нынешней украинской власти.

Киев, по сути, объявил культуру вне закона. А вместо культуры предложить нечего, поэтому в Киеве пытаются создать ее заменитель, эрзац. Понятно, что получается убогость и примитивизм. Ярким примером является Нецой , жалующаяся на то, как ее «изнасиловали» Достоевским и Тургеневым . Судя по всему, прекрасные произведения русских классиков не смогли облагородить тот мрак, который царит у нее в голове .

Поэтому важно, чтобы литература Донбасса развивалась, причем, в союзе с Россией. Может когда-то нам придется нести свет культуры жителям нынешней Украины. Вместе с российскими авторами врачевать их словом и возвращать в контекст Русского мира.

- Российские писатели вам помогают?

Конечно. Поддержка велика. Во многом благодаря помощи Союза писателей РФ и поддержке лично Николая Иванова мы можем выпускать наш альманах. К сожалению, сегодня авторы Новороссии вынуждены публиковаться исключительно за свой счет (если не считать сборников «Время Донбасса» и «Выбор Донбасса»). «Территорию слова» мы издаем за свои средства, плюс помощь наших друзей-писателей из России. Никаких республиканских грантов или стипендий не существует.

- Как вы видите развитие литературы Донбасса?

У нас есть интересные авторы, и они продолжат писать. Но если не появится перспективная молодежь, это будет некое болото. Без новых авторов наше литературное сообщество превращается в междусобойчик и вполне может зачахнуть. Уверена, последствия будут невосполнимыми. Поэтому наша задача сегодня не только создать обновленную литературу в республиках, но и привлечь новые поколения. Сделать образ литератора привлекательным. Чтобы юношество видело, что это не скучный человек в старом костюме, а яркая личность, жизнь которой вызывает интерес.

Культурные ценности Донбасса в современном периоде.

Вступление

Донецкий край или Донбасс славится не малым количеством культурных мест и мест отдыха. Не зря наш город называют «Город миллиона роз». Как известно на период когда Украина, была провозглашена независимой, Донбасский край был не только промышленным центром но и местом где можно было отдохнуть как физически так и духовно. Донецк – город с высокой культурой, в котором проживают культурные, образованные и грамотные люди.

Чего стоят только театры Донецка, среди которых всемирно известные Драмтеатр Донецка и Донецкий театр оперы и балета.

Парки Донецка также умиляют своей красотой, они известны по всему миру. Так, фотографии парка, окружающего Донбасс арену, уже облетели весь мир, да и парк Щербакова после реставрации выглядит очень эффектно.

Памятники Донецка – это, как и театры Донецка, дань истории и гордость нашего города. По всему Донецку красуются тысячи памятников, установленные видным деятелям всех сфер науки и искусства, которые так или иначе связаны с нашим славным городом.

Музеи и театры, кроме всего прочего, являются местом, где собирается интеллектуальная элита области. Довольно часто театры нашего славного города посещают мировые знаменитости, известные певцы, танцоры, художники.

Не так давно был открыт новый Планетарий в Донецке, который соответствует самым высоким международным требованиям и оснащен по последнему слову техники.

Драмтеатр Донецка

Донецкий академический музыкально-драматический театр был основан в 1961 году. Театр выполнен в виде древнегреческого храма, за исключением его сценической части. В архитектурном проекте драмтеатра Донецка 1958 года планировалось установление фронтонной фигуры, но от неё отказались из-за постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Во время реконструкции драмтеатра Донецка в 2005 году было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке, был выбран образ музы трагедии из древнегреческой мифологии Мельпомены.

Драмтеатр Донецка находится в самой высокой точке поперечной оси площади Ленина. На этом месте планировалась постройка нового здания Дома Советов, но, к счастью, в план формирования общественного центра города были внесены изменения и театр остался на своем месте.

Творческая деятельность актеров театра известна не только в нашем регионе, но и за его пределами, о чем свидетельствуют блистательные победы на всеукраинских театральных фестивалях.

В августе 2001 года за значительные достижения в развитии украинского театрального искусства Донецкому областному украинскому музыкально-драматическому театру впервые в истории украинского независимого государства был присвоен статус Академического.

Драмтеатром Донецка на сегодняшний день руководит заслуженный работник культуры Украины Марк Матвеевич Бровун. Он автор идеи и ведущий ежемесячной телевизионной передачи о театральном искусстве “У камина”.

Драмтеатр Донецка ведет активную гастрольную деятельность далеко за пределами Донбасса. Сегодня в действующем репертуаре театра представлена как украинская классическая драматургия, так и мировая, современная драматургия.

Театр расположен в самом центре города, в непосредственной близости от центральной площади Донецка - площади Ленина, а также от таких достопримечательностей города как Донбасс Палас и филармония Донецка. В здании драмтеатра имеется ресторан.

Донецкий театр оперы и балета

Донецкий академический театр оперы и балета имени Соловьяненко был основан в 1941 году. В день открытия состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

2 октября 1977 года театру присвоено звание «академический» за большой вклад в развитие советского искусства. Во время Великой Отечественной войны труппа артистов театра была эвакуирована в село Сазановка, позднее в город Пржевальск. Там проводились концерты в госпиталях, военных частях, перед тружениками тыла. Даже во времена войны актеры театра продолжали работу над новыми спектаклями, дабы поддержать дух армии в столь сложный период.

В конце января 1944 года труппа театра вернулся в тогда еще Сталино (сейчас Донецк), где уже в сентябре состоялась премьера оперы

А. П. Бородина «Князь Игорь» в честь первой годовщины освобождения города от немецких оккупантов.

В 1992 году на базе театра была основана школа хореографического мастерства под руководством Народного артиста Украины Вадима Писарева. С 1994 года театр является организатором международного фестиваля «Звёзды мирового балета». Художественный руководитель театра - народный артист Украины Вадим Писарев.

Само здание донецкого театра оперы и балета задумано в классическом стиле, имеет подходы с трех сторон. Зрительный зал и фойе декорированы лепными деталями. Изначально рассчитанный на 1300, сейчас театр имеет 976 посадочных места. Над бельэтажем и балконами зрительного зала, а также в отдельных нишах фойе установлены скульптурные бюсты композиторов, поэтов, драматургов и декоративные вазы.

В репертуар театра входит более 30 произведения украинской, российской и западноевропейской классики: оперы, балеты, оперетты.

За зданием донецкого театра оперы и балета в 2002 году был установлен памятник Анатолию Соловьяненко, в честь которого сейчас и называется театр.

Театр расположен в самом центре города, напротив кинотеатра Шевченко, неподалеку от гостиницы Донбасc Палас.

Парки Донецка

Парк Щербакова

История нынешнего Центрального парка культуры и отдыха имени Александра Сергеевича Щербакова началась в далеком 1931 году, когда было принято решение о создании городского парка на участке открытой степи за речкой Бахмутка (сейчас Первый городской пруд). Александра Сергеевича Щербакова Парк Щербакова занимал 120 гектаров земли, однако в последующем его площадь увеличилась. Изначально парк был назван в честь российского партийного деятеля Павла Петровича Постышева, однако вскоре после того как его репрессировали, парк был переименован. С тех пор парк именуется в честь Александра Сергеевича Щербакова - советского государственного и партийного деятеля, генерал-полковника красной армии, действительного члена коммунистической партии, состоявшего в Центральном Комитете партии и пребывавшего на должности депутата Верховного Совета СССР в течение всего первого созыва. Становление парка Щербакова как основного места отдыха и развлечений для жителей города и его гостей приходится на 60-е - 70-е годы прошлого столетия. Именно в эти годы была возведена основная масса сооружений, а также мест отдыха и развлечений. Был основан парк аттракционов, который и сегодня является единственным стационарным в городе. Разнообразие развлекательной сферы привлекало сюда людей со всей области. С самого начала своего существования парк Щербакова не стоит на месте, а продолжает совершенствоваться. Расширяются его границы, появляются новые сооружения и насаждения, производится очистка водоёма, замена изжившего себя оборудования на новое и современное. Кроме того, преобразовывается и развлекательная зона парка Щербакова: производится обустройство новыми аттракционами, плавательными средствами лодочной станции, строятся спортивные и другие площадки, что, безусловно, делает парк отличным отсвоих аналогов в Украине.
В 2005 году был разработан план по реконструкции парка Щербакова, при осуществлении которого была произведена полная перестройка ландшафта, укреплена набережная парка, обустроены рекреационные площадки, а также высажено огромное количество декоративных цветов, кустарников и деревьев. Если ранее вход в парк Щербакова со стороны Стадионной улицы был изображен в виде колонн с карнизами, то теперь представлен большим декоративным забором и кованными воротами. Сейчас этот вход является основным. После проведенных работ парк Щербакова принял вид современного парка, выполненного в европейском стиле. Был возведен оригинальный фонтан, а ко Дню Города в 2008 году была возведена статуя "Добрый Ангел Мира", олицетворяющая знаменитых меценатов прошлых лет и настоящего времени. Кроме того, на территории парка Щербакова расположен недавно открывшийся в Донецке дельфинарий Немо. В настоящее время в парке Щербаковафункционирует 14 современных аттракционов, работает обновленная лодочная станция, имеются детские зоны с игровыми площадками и качелями и многое другое. В перспективе планируется постройка круглогодичного аквапарка. Зимой традиционно проводятся новогодние праздники с участием Деда Мороза и Снегурочки, которые привлекают большое количество детей и их родителей. В центре парка устанавливается большая новогодняя ёлка.

Парк кованых фигур в Донецке


Парк кованых фигурв Донецке был открыт в 2001 году. Располагается в Ворошиловском районе за зданием Донецкого городского исполнительного комитета. Изначально в парке находилось всего 10 скульптур из металла, однако с каждым годом их количество растет. Сейчас Донецкий паркявляется полноправным членом "Кольца европейских городов кузнецов" - организации, которая объединяет скульпторов разных стран. Кроме того, он вошел в эту организацию первым из всех городов постсоветского пространства, официально став одним из лучших кузнечных городов континента.

Кузнечество в Донецке зародилось уже давно, когда в 1900 году в Париже на Международной промышленной выставке была присуждена премия пальме, которую выковал Алексей Мерцалов - кузнец юзовского завода. Интересным является то, что пальма была сделана всего из одного рельса, причем при ее изготовления Мерцалов использовал только зубило и молот. Оригинал пальмы находится в Санкт-Петербурбургском музее горного института. В Донецке имеется две ее копии. Одна из них расположена напротив выстовочного цетра ЭкспоДонбасс, другая возле облгосадминистрации. Развитие парка происходило стремительно и уже в следующем году своего существования в его коллекцию добавилось еще 19 кованых фигур, а также 2 беседки: "Четыре дракона" и "Украинская". Позже, в 2004 году, в парке появилась "Беседка для влюбленных", ставшая излюбленным местом молодоженов. В 2005 году появилась еще одна интересная композиция - аллея "Знаки зодиака", представленная 12-ю коваными фигурами. В 2005 году парк кованых фигурпополнил свою коллекцию аллеей Сказок, в которую вошли различные сказочные персонажи: Щука, Муха Цокотуха, Пиноккио, Колобок, Дюймовочка и другие.
Каждый год в парке проходят фестивали кузнечного искусства. Лучшие работы отбираются и затем остаются в парке. На сегодняшний день в парке более 60 экспонатов, и их число продолжает расти.

Форест парк


Форест Парк - это современный гостинично-оздоровительный комплекс, расположеный в одном из самых живописных мест Донецкой области, а именно в Великоанадольском лесу, что в 65 километрах от Донецка. Парк занимает площадь более 41 га. Отдохнуть и оздоровиться здесь можно в любое время года. Форест Паркбыл основан совсем недавно, в 2004 году, однако даже за этот небольшой промежуток времени парк успел стать популярным среди жителей Донецкой области и соседних регионов. Ежегодно в парке отдыхают тысячи людей, особый ажиотаж наблюдается во время праздников, поэтому следует планировать свой отдых заранее и по-возможности сделать предварительный заказ. Сам комплекс уже неоднократно награждался различными премиями, в число которых входит Туристическая премия Донбасса. Кроме того, в 2006 году Форест Парк стал беспрекословным победителем конкурса "100 лучших товаров". Гостиничная база комплекса представлена семью благоустроенными корпусами, в которых расположено 26 номеров со всеми необходимыми удобствами (подробнее здесь), и соответствует европейским нормам 4 звезд. В стоимость проживания включается также двухразовое питание, пользование всеми территориальными достопримечательностями курорта, а также ванными и другими аксессуарами в номере. Кроме того, в Форест Парке имеется множество заведений развлекательной сферы. Гостинично-оздоровительный комплекс представляет Вашему вниманию прекрасный ресторан, внимательный персонал которого сделает все для того, чтобы создать уютную и комфортную атмосферу отдыха для Вас и Ваших близких. Также на территории парка расположено комфортное кафе Терраса - отличное место для проведения всевозможных вечеринок или корпоративов. Бар порадует широтой выбора спиртных и безалкогольных напитков. Привлекательным для многих людей в Форест парке является наличие здесь кемпинга с беседками и мангалами. Здесь можно отдыхать в палатках, кушать на свежем воздухе, готовить шашлыки и прочие вкусности, да и просто побыть ближе к природе, чего так не хватает многим городским жителям. Любители рыбалки также останутся очень довольными отдыхом в Форест парке, ведь здесь можно порыбачить и получить хороший улов. Найдут себе занятие и ценители более активного времяпрепровождения. Для них в Форест парке предусмотрены бильярдные залы, теннисные корты, бессейн, а также paintball площадки. Paintball - это игра с использованием пневматических ружей и желатиновых шариков с безвредной краской внутри. Кроме того, на территории Форест парка всегда к Вашим услугам детские игровые площадки, русская баня, сауна, мини-гольф и многое другое. Особого внимания заслуживает оздоровительная сфера Форест Парка, деятельность которой направлена на профилактику различных заболеваний и функциональных нарушений, а также на оздоровление больных людей. Оздоровительный центр снабжен современным бальнеологическим, а также другим современным физиотерапевтическим оборудованием.
Памятник Соловьяненко 2002 Памятники
Анатолий Борисович Соловьяненко родился в Донецке, где и началась его творческая карьера. Выдающийся украинский оперный певец, тенор, актёр. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий им. Т. Г. Шевченко, Кавалер Ордена Итальянской республики. Скульптор: А.М. Скорых, архитектор - В.Е. Вязовский
Памятник Ленину 1967
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) - российский и советский политический и государственный деятель, революционер, глава партии большевиков, организатор Октябрьской революции, председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР и СССР. Философ, основоположник марксизма-ленинизма, идеолог и создатель Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Скульптор Э.М. Кунцевич, архитекторы Н.К. Иванченко и В.Н. Иванченко
Копия Бохумского колокола 1997 Бохумский колокол - колокол в городе Бохуме, размещенный у городской ратуши. Автор колокола, Якоб Майер, изготовил его методом фасонного стального литья в 1851 году. Колокол участвовал на Всемирной выставке 1867 года в Париже и стал ее сенсацией.
Скульптура «Архистратиг Михаил» 2002 Статуя представляет собой фигуру архангела - в христианских представлениях главный ангел. В книгах Библии архангелом назван только один Михаил, но согласно представлениям церкви, архангелов несколько.