Современная монголия. Что такое современная Монголия, и чем она может удивить

Время перемен

Ещё каких-то три года назад Монголию можно было назвать скромной скотоводческой державой с неприхотливым уровнем жизни и дешёвыми товарами из кожи и шерсти животных. Сегодня это растущая торговля, большие инвестиции, строительство, туризм, высокий уровень потребленияи т.д. Монгольская шерсть уходит в Европу, монгольский уголь в США, Китай и Канаду. Эта маленькая степная страна с богатым прошлым интересна многим, в том числе и России. Только отношения между нами всё никак не могут наладиться после развала СССР.

Монголиядо сих пор покупает у Россиибензин, продукты питания, хозяйственные товары и электричество. Но в стратегическом сотрудничестве наши страны замечены не были.Особая экономическая зона Алтан Булаг на границе, призванная стать второй «Манчжуркой», до сих пор представляет из себя глухую деревню. Российского капитала практически нет вмногочисленных монгольских месторождениях. А конфликты по поводубассейна Селенги, питающей наш Байкал, так и не разрешились.

Впервые я была в Монголии в 2009-ом в составе делегации бурятского правительства. Тогда амбициозные попытки главы Бурятии Вячеслава Наговицына статьмедиатором в дипломатических отношенияхс южным соседом вызывали улыбку. Всё-таки главеодного из субъектов РФ не по рангурешать такие вопросы. Позже бурятское правительство не раз приезжало в Монголию внушительным составом. Была даже придумана должность - министр по взаимодействию с Монголией с отдельным (помимо российского посольства) представительством в столице. Её занял бывший министр сельского хозяйства Бурятии Жаргал Батуев. Но воз, как говориться, и ныне там.

Три года назадУлан-Батор показался мне очень холодным и враждебным. Заслышав русскую речь, монголы становились неразговорчивыми,даже поездка на такси становилась пыткой, не говоря об обслуживании в ресторанах и магазинах.Судя по всему, развитие туризма идёт семимильными шагами. В свой нынешний приездмонгольского радушия я заметила намного больше.

Преображение империи

В Монголии проживает около трёх миллионов человек. Почти половина из них в столице - Улан-Баторе. За последнее десятилетиемиграция в город сельского населения стала массовой. Люди меняют профессии, уходят в торговлю, туризм и другие сферы услуг.Вчерашний чабан или механизатор становится гидом- переводчиком, доярка встаёт за прилавок крупнейшего универмага столицы. Страна очень быстро меняется. Не только внутренне, но и внешне.В Улан-Баторе как грибы после дождя растут элитные кварталы,25-этажные небоскрёбы, торговые и деловые центры, построенные из стекла и бетона. Только в столице зарегистрировано более 300 тысяч автомобилей. Для разгрузки городских пробок правительство планирует начать строительство многоуровневых развязок и эстакад.

Десять лет назадв стране случилсябольшой падёж скота, что было сравнимо с масштабным финансовым кризисом, так как скот это основа экономики. И этот кризис в конечном итоге преобразил страну. Фермеры, продав остатки выжившего скота, подались в город. С сокращением поголовья животных, цена на мясо и другие сельскохозяйственные продукты поднялась с «копеечной» до нормальной. В поисках новых путей развития, Монголия стала активно участвовать в мировой политике, в первую очередь сотрудничать с США и Канадой.

Иностранный капитал сейчас отчётливо виден в кварталах элитной застройки. Уже к концу этого года будут сданы десятки тысячметров жилья, причём, доступного только богатым монголам или иностранным специалистам. Стоимость одного квадратного метра начинается от двух миллионов тугров или 45 тысяч рублей.

Вообще, очень странно сопоставить эти две разные реальности. На дорогах Улан-Батора как нигде огромное количество дорогих внедорожников: Лексусов и Лэндкрузеров. Спа- салоны и элитные сауны заполнены даже ночью. От обилия отелей, ресторанов и караоке- клубов рябит в глазах. Богатые предпочитают не рисковать и лечиться «у русских», так называются дорогие клиники, основанные врачами из России. При этом средняя зарплата в стране примерно 15-18 тысяч рублей.

Как говорятпростые жители, во всём виновата коррупция.«Новые монголы»,как правило, это жёны, дети и внуки раздутого чиновничьего аппарата, который не гнушается вступать в серые финансовые схемы с иностранцами, по сути, продавая родину за бесценок. Бывший президент Монголии Энхбаярсейчас сидит в тюрьме за подобное преступление. Но в народе говорят, что один вор просто посадил другого.

Национальный бренд

Вообще страна заметно прогрессирует в плане туризма. За последние три года были открыты монументальный памятник- музей Чингисхану, возвышающийся на сорок метров, и горнолыжный курорт недалеко от столицы. В общественных местах неплохой Wi - Fi , и практически все официанты говорят по-английски. На дорогах столицы впервые появилосьединое городское такси. Около тысячи авто марки Хендай Элантра белого цвета были приобретены мэрией Улан-Батора в прошлом году, сейчас они обслуживают растущий поток туристов.

Монголы ужасно гордятсяпродукцией национальной мануфактуры «Гоби». Это огромный производственный комплекс на окраине Улан-Батора. На фабрике обрабатывается шерсть разных животных от верблюдов и яков до нежнейшего пуха козы. Внедрение на производствомеждународных стандартов качества, в том числе и ISO 9001 резко повлияло на конечный продукт. Выделка стала заметно качественнее и искуснее. Особенно это заметно в монгольском кашемире.

В брендовом магазине помимоодеял можно купить шапки, шарфы, рейтузы, носки, перчатки, пальто и жилеты.Пожалуй,самой красивой продукцией«Гоби» являются тонкиецветные палантины из кашемира. Цена на них начинается с 200 тысяч тугров, это около 4,5 тысяч рублей. Пальто в классическом или национальном стиле обойдётся в 18-30 тысяч рублей. За одеяло из чистого кашемира надо будет выложить около 15-ти тысяч рублей. Цены для россиян, привыкших к тому, что «в Монголии всё дёшево» довольно шокирующие. Хотяво всём миреизделия из натуральной шерсти стоят ещё дороже.

Сами монголы, особенно монголки, очень любят кашемир, несмотря на его высокую стоимость для внутреннего рынка и крайнюю непрактичность.В богатых районах Улан-Батора можно встретить женщин,с ног до головы укутанных в этот нежнейший материал.

В последнее время в Монголии появились неплохие национальные бренды изделий из кожи. Например, Orchid . Сумки этой марки сделаны из добротной кожи. В качестве они уступают итальянским фирмам, но и в цене тоже. Стоимость Orchid начинается с 220 тысяч тугров, это около 5 тысяч рублей.

Есть в Монголии ещё один национальный бренд - это стопроцентные шерстяные ковры. В советское время, когда мода на «Его Ворсейшество» была повсеместной, за такой ковёр люди готовы были выложить всю зарплату. Сегодня спрос на этот товар значительно ниже. В городе Эрдэнэт естьспециальная фабрика, которая делает ковры для Монголии и на экспорт. Качествохорошее и цены не кусаются. Небольшой ковёр стоит от 3,5 тысяч рублей.

Мясо всему голова

Мясо в Монголии, как хлеб в России, основной продукт питания.Мясо едятварёным, сырым, жареным, тушёным, и даже сушёным, как чипсы. При этомистинно монгольская кухня довольно проста и скучна для туриста, ведь мы приезжаем в другую страну, чтобы побаловать не только глаза, но и желудок. Чтобы насладиться монгольскими продуктами в интересном исполнении можно сходить в корейский ресторан, их в Улан-Баторе очень много. Или в ресторан русской или украинской кухни. Возлецентрального универмага есть «Украинская корчма», где подают сногсшибательные вареники с вишней и воздушные дранники с монгольской сметаной. Есть хороший французский ресторан, итальянские пиццерии, великое множество американских баров и английских пабов, есть даже один настоящий голландский бар, хозяин которого прибыл из Амстердама, женился на монголке и осел на родине Чингисхана.Гастрономический выбор в Улан-Баторе огромный, нет только китайских ресторанов, их, на волне антикитайских настроений недавно закрыли под предлогом антисанитарии. И ещё, в Монголии нельзя заказывать морепродукты и яйца. Во-первых их не умеют готовить, во-вторых их не умеют хранить. Вспышки сальмонеллёза и прочих отравлений со смертельным исходом нетак уж и редки.

Евгения Балтатарова, «Номер один».

При упоминании о Монголии в воображении многих из нас часто возникает одно и то же: бесконечные степи с одиноко стоящими юртами, непроницаемые обветренные лица здешних аборигенов, и образ Чингисхана, запомнившийся еще со школьных уроков истории. Кто-то, из людей постарше, наверняка вспомнит бессменного лидера монгольских коммунистов Цэдэнбала, правившего бог знает сколько, и первого космонавта этой страны Гуррагча.

Этим ограничивались долгое время и мои представления о Монголии.

После недельного пребывания в этой стране они стали неизмеримо ярче. Одновременно исчезли многие стереотипы, десятилетиями сидевшие в голове.

Какие? - допытывались у меня во время поездки мои монгольские коллеги.

Да хотя бы о том, что это отсталая страна, культивирующая у себя чуть ли не феодальные отношения.

Традиционных проявлений в здешней жизни по-прежнему хватает. Выедешь за пределы Улан-Батора - столицы страны - в степь, и вот он - привычный для монголов уклад жизни, сохранившийся с незапамятных времен. Все те же кочевники, гордо сидящие на лошадках и мирно пасущие свой скот, который разбрелся по необъятным долинам; все те же юрты, из которых вьется тонкой струй дымок…

И вместе с тем в современной Монголии есть и другое - что зримо отличает ее от той, которая была даже четверть века назад.

Свободы - совсем не миф

Нынешняя Монголия, как не покажется кому-то парадоксальным, не просто тяготеет к демократии - она делает на этом поприще уверенные шаги.

Да возможно ли это там, где до начала XX века прочно господствовали феодальные отношения? Представьте себе, да.

До полного уважения к принципам народовластия, обеспечения полноценных социальных возможностей для каждого в Монголии далековато. Общий уровень жизни - что видно невооруженным глазом - мягко говоря, невысок.

Рост уровня жизни в любой стране начинается с возможности гласно обсуждать все эти вопросы, принимать в расчет разные взгляды и подходы, без которых никогда не найти оптимальный путь развития страны ни в одной сфер бытия и духовной культуры.

Так вот. В отличие от нашей страны, где восседают лишь четыре парламентские партии, тамошний законодательный орган страны - Народный государственный хурал - куда как более разнообразен по своему составу. Тут есть и «правые», и «левые», и «центристы», что само по себе подтверждает больший плюрализм и уважением к интересам своих граждан, чем в современной России. В отличие от нашей страны, где оппозиция строго делится на разрешенную и запрещенную, Монголия проявляет куда как большую терпимость к различным политическим взглядам (за исключением разве что откровенно экстремистских) и потому допускает острые политические дебаты на главных телевизионных каналах. В отличие от России, где подавляющее большинство газет напрямую подчинено государству, монгольский закон о средствах массовой информации запрещает существование СМИ, подконтрольных какой-либо ветви политической власти.

Нет, не все так безоблачно. Монголы в один голос жалуются на то, что политики оказывают скрытое от общества давление на те же СМИ, что в стране процветает коррупция, что продолжаются отток национального капитала за границу, инфляция. Словом, все это напоминает нашу реальность.

Напоминает, да не совсем. Тэгшжаргал, 25-летний зам. главного редактора столичного общественно-политического журнала «Гэрэг», признался в нашем разговоре, что критика на страницах его издания звучит часто. В том числе в адрес ведущих политиков и бизнесменов.

Не угрожают потом?

Недовольные, конечно, бывают. Но чтобы вот так, как у вас, - посылать «черные метки» или сводить счеты - нет, никогда.

Здесь не убивают и не избивают журналистов. Помню, с каким удивлением смотрели на меня мои коллеги из монгольских университетов, когда я рассказывал им о том, что за последние 15 лет у нас так и остались нераскрытыми десятки преступлений против журналистов. Если быть предельно точным, точка не поставлена ни по одному из них. «Но ведь это работает против репутации вашей страны», - сетовали мои собеседники.

Как будто у нас власть имущие всерьез думают о репутации России… Какие они все-таки наивные, эти монголы!

По индексу свободы прессы, ежегодно составляемому международной неправительственной организацией «Репортеры без границ», Россия в 2014 г. заняла 152 место. Монголия тоже не бежит бодро впереди планеты всей, но все же ее 54-е место в соответствующем рейтинге свидетельствует о куда как более благоприятной ситуации, чем в нашей стране. А если учесть, что только за последний год Монголия поднялась по этому показателю на 34 пункта.

Так что по уровню свободы слова Монголия точно даст сто очков вперед нашей стране. Как, впрочем, и по тенденции общего развития СМИ. На три миллиона жителей здесь насчитываются в общей сложности 500 общественно-политических изданий, свыше ста телеканалов.

Вы спросите, как монголы переваривают всю эту информацию. Не знаю. Но у них точно есть выбор: что читать, слушать и смотреть. На телеэкране здесь можно увидеть дискуссионные программы, где по самым животрепещущим политическим вопросам сталкиваются противоположные мнения.

Вы когда последний раз видели на нашем ТВ подобные сюжеты? Не помните? То-то.

Советский Союз, а потом и Россия на протяжении десятилетий учили монголов, как им жить. Помогали, чем могли. Но при этом мы как-то не учли, что другая страна может успешно учиться сама и даже в чем-то опередить своего учителя.

Маленькая страна в большом мире

В Монголии я читал лекции сразу в нескольких университетах Улан-Батора. Вообще-то меня пригласила с этой целью Школа журналистики, созданная при Институте прессы Монголии, но недельное пребывание в этой стране сопровождалось общением с преподавателями и студентами ряда других вузов. Речь на них заходила не только о развитии российских СМИ, но и глобальных процессах в современном мире, различных научных подходах в изучении журналистики и многом другом, что так или иначе связано с информационной реальностью сегодняшнего дня. Интерес к такому общению у монгольских студентов-журналистов был, без преувеличения, значительным - всякий раз в аудитории собиралось от 100 до 300 человек.

Мне понравилось, как ведут себя эти студенты. Поначалу они немного тушевались, но довольно быстро осваивались и уже начинали бойко интересоваться одним, другим, активно задавая вслух свои вопросы. На каждой лекции их звучало так много, что организаторам приходилось даже прерывать дискуссию, дабы та не вышла за рамки временного регламента.

О чем это говорит?

Ну, наверное, о том, что Монголия - во многом с участием молодого поколения - сегодня открывает для себя окно в «большой мир», стремясь отойти от традиционных представлений об окружающей жизни и уже во многом ощущая себя частью мирового пространства. Это выражается в том, что в стране наблюдается ярко выраженный интерес к изучению иностранных языков. И в том, что на улицах Улан-Батора стало куда как больше иностранцев по сравнению с ситуацией даже пятилетней давности. И в том, что журнальная пресса Монголии по внешнему виду уже мало чем отличается от своих аналогов в различных европейских странах. И таких примеров, подтверждающих, что эта страна активно ломает свое же исконно-патриархальное сознание и бытие, немало.

Помните притчу о стакане с водой, когда присутствующие гадали: то ли он наполовину пуст, то ли наполовину полон. По-моему, она как нельзя лучше подходит к восприятию современной Монголии. Если оценивать ее мир вообще, исходя из чисто внешних проявлений - условий жизни, качества дорог, специфики еды и т.д. - то изменений можно и не увидеть. Но стоит пообщаться с людьми и узнать, о чем они думают, как воспринимают себя, и начинаешь отчетливо понимать: перемены есть.

Мои монгольские студенты, с которыми мы обсуждали вопросы массовой информации, по сравнению со своими российскими сверстниками, гораздо реже бывают за рубежом. Но эти парни и девушки уже осознанно хотят понять, каким является современный мир и как они, монголы, выглядят в его глазах.

…На одной из лекций одна из студенток спросила меня о том, может ли маленькая страна завоевать себе уважение в современном мире, где сегодня активно упрочивается язык силы и неприязни. Или только мощные по своему потенциалу государства имеют моральное право «заказывать музыку»?

Конечно, речь в ее вопросе шла о Монголии. Чем, казалось бы, может отметиться в условиях нынешнего противоборства страна с крохотным (особенно на фоне своих соседей) населением, чей язык совершенно не похож на языки других стран и чей вклад в мировую культурную копилку ничтожно мал по сравнению с теми же Китаем и Россией.

Мысленно я аплодировал этим 20-летним. Скольким их сверстникам, живущим в различных странах, до фонаря такие разговоры: живут, думая только о хлебе насущном. Многие же из моих монгольских студентов, к моему удивлению, оказались совершенно иными людьми, чем представлял себе когда-то: чуткими и неравнодушными к реалиям, которые вроде бы не имеют прямого отношения к их повседневной жизни.

…Я отвечал своим собеседникам, что в современном мире нет стран больших и малых, главных и не очень. Только осознавая это, можно удержать нашу планету от катастрофы, когда уже нечего будет больше делить. И потом, как знать, какая страна через некоторое время вырвется в лидеры, а какая отстанет. Разве можно было предположить еще в середине 1980-х гг., что, как тогда казалось, сверхмощный Советский Союз в считанные дни развалится на отдельные самостоятельные государства?

О России с уважением

Советский Союз рухнул уже более четверти века назад. Но в Монголии по-прежнему с пиететом относятся к нашей стране. Не только те, кто постарше, но и совсем молодые люди неплохо ориентируются в нашей истории, знают имена наших политиков. Все это, конечно, идет у них еще со школы, где культуру России по-прежнему проходят более основательно, чем культуру многих других стран. Все-таки традиция! Посредством массовой информации эти студенты вроде бы хорошо понимают, что у нашей страны уже нет прежних экономических возможностей, чтобы столь же активно, как и прежде, помогать Монголии.

И все же отношение к России даже в здешней студенческой аудитории, не говоря уже о людях старшего возраста, и сегодня остается открытым и доверительным. Нас по-прежнему считают сильной страной, способной в случае чего оказать Монголии конкретную поддержку.

Наверное, тут играет особую роль исторический фактор. Ни одно государство в XX веке не сыграла столь значительную роль в судьбе Монголии, как наше.

И по сей день здесь не встретишь, пожалуй, ни одного студента, который бы не слышал о Халхин-Голе, где летом 1939 г. советские войска разгромили вторгнувшуюся в эту страну японскую армию. В 1970-е годы Советский Союз построил мощнейший на тот момент горно-обогатительный комбинат в городе Эрдэнэте, возводил целые жилые микрорайоны в Улан-Баторе. В начале 80-х на орбиту был выведен очередной корабль «Союз», пилотируемый двумя членами экипажа, в том числе монгольским космонавтом Ж. Гуррагча. А сколько монголов получило образование в нашей стране - и не сосчитать. Этот процесс продолжается и сегодня.

Так что уважение к России в Монголии огромное, и определяется оно всем предшествующим периодом развития отношений между нашими странами. Этот «шлейф» накладывает отпечаток и на день сегодняшний. В Монголии по-прежнему учат в школах русский язык; здесь транслирует свои программы телекомпания «Аист» - тоже на русском.

Думаете, перспектива для этого языка в Монголии останется? - полюбопытствовал у главного редактора Дамдисурэна Намхая.

Он недоверчиво посмотрел на меня:

А разве у Монголии есть выбор? Россия психологически ближе нашим людям, чем Китай. И хотя с геополитикой приходится считаться, но историю из памяти не выкинешь.

Наверное, поэтому и отношение ко мне было очень доверительным. Как среди вузовских преподавателей, так и студентов.

Многие из тех, кому за пятьдесят, хорошо понимают русский язык, им просто хотелось пообщаться. Однако и студенты постоянно что-то спрашивали, интересовались жизнью в России. В их открытом отношении ко мне находит отражение культура восприятия учителя, испокон века присущая монголам. Нынешнее, казалось бы, более свободное по сравнению с прежними столетиями время не сильно изменило ментальность монголов. Молодые люди по-прежнему очень уважительно воспринимают своих университетских наставников. Ну а российского педагога - в силу истории отношений между нашими странами - в особенности.

P. S.

Монголы активно задумываются о новых реалиях окружающей жизни и одновременно несут привычную традицию отношений между людьми, основанную на принципе толератности друг к другу. Не стоит полагать, что в этом обществе нет подозрительности, зависти и прочего негатива. Есть, конечно. Но все-таки не они определяют современный дух Монголии.

Мне не удалось до конца понять эту страну за короткий срок пребывания в ней. Но первые шаги к этому я сделал.

Дмитрий СТРОВСКИЙ,

профессор департамента «Факультет журналистики»

Уральского федерального университета

Страна древних кочевников - Монголия - в последние годы стремительно меняется. На протяжении веков монголы жили в основном на дикой земле, ведя кочевой образ жизни. Однако цивилизация со всеми своими плюсами и минусами пришла и к ним. Местные жители из степей стали переселяться в города. Современная Монголия - какая она? Смотрите цикл фотографий «Монгольские (городские) семьи» французской фотограф Lucile Chombart de Lauwe.

1. Монголия действительно меняется. «Эта страна находится на «переходном этапе», - написала на своем сайте фотограф из Франции Lucile Chombart de Lauwe, которая уже несколько лет документирует эти изменения. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

2. «Изменения происходят очень быстро, они не связаны ни с временами года, ни с погодой или привычками кочевников, а с быстрым развитием рыночной экономики», - пишет автор этих фотографий. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

3. На фотографиях, сделанных Люсиль, виден процесс трансформации и урбанизации, который происходит сегодня в Монголии. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

4. Монголы на протяжении веков жили в юртах на бескрайних степных просторах, а не в многоквартирных тесных домах. Для многих из них переселение в города было непростым шагом. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

5. «В своем фотопроекте основное внимание я концентрировала на отношении монгольских семей к их новой среде обитания. Иначе говоря, я просто наблюдала как монголы чувствуют себя и используют новое пространство», - пишет фотограф. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

6. Lucile Chombart de Lauwe впервые посетила Монголию в 2007 году. Уже тогда, она была поражена тем, насколько быстро там росли города. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

7. Что интересно, более половины городского населения Монголии, проживающего в городах, живет не в многоэтажных зданиях или домах, а в поселениях в традиционных юртах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

8. Фотограф написала, что у нее не было никаких проблем при общении с монголами. Она подчеркнула, что это исключительно доброжелательный и открытый народ. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

9. Поселение юрт в пригороде одного из монгольских городов. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

10. Свой фотопроект в Монголии Люсиль начала реализовать в 2011 году. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

11. В многоэтажных домах живет менее половины монголов, которые обосновались в городах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

12. Пожилые жители Монголии не привыкли жить в крупных населенных пунктах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

13. Традиционная монгольская юрта. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

14. Внутри одной из юрт, которую посетила фотограф Lucile Chombart de Lauwe. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

15. Дом монгольской семьи. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

16. Юрты часто оснащены как современные дома. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

17. Одинокие юрты теперь все реже встретишь в Монголии. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

18. Импровизированная ванная комната в юрте. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

19. Все больше и больше молодых монголов отказывается от традиционного образа жизни своих предков и живёт в городах. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

20. Жилые дома в Монголии. (Фото: Lucile Chombart de Lauwe).

В начале 1990-х годов в Монголии появляется общественное движение за демократию. Оппозиционные коммунистическому режиму силы формируют Монгольскую демократическую партию (МДП). В марте 1990 года руководство МНРП уходит в отставку, новым главой государства становится П. Очирбат. Он начинает политику реформирования партии и политической системы страны. В конституцию 1960 года вносятся поправки, отменяющие господство МНРП в стране. Наконец, в июле того же года проходят первые многопартийные выборы в парламент. На них победу одержала МНРП. В сентябре 1990 года формируется коалиционное правительство Монголии Д. Бямбасурэна, в которое вошли представители и МНРП и оппозиции. Начинаются рыночные реформы, приватизация земли и промышленности. В 1992 году принимается четвёртая монгольская конституция, вводится пост президента страны. Первым президентом Монголии избирается П. Очирбат. В это же время осуществляется вывод советских войск с территории Монголии.

В 1996 году на следующих выборах в Великий государственный хурал победу одержала демократическая коалиция. Однако предпринятая ею попытка реформирования экономики не была поддержана населением, и уже в 1997 году на президентских выборах выиграл кандидат МНРП Н. Багабанди. Демократической коалиции никак не удавалось наладить работу правительства. Положение ещё более осложнилось, когда в октябре 1998 году был убит один из лидеров демократического движения, претендент на пост главы правительства С. Зориг. Правящей коалиции долго не удавалось выбрать главу правительства — пять кандидатов на этот пост не смогли добиться успеха. Только в декабре 1998 года Хурал утвердил главой правительства Э. Наранцацралта. Однако уже в июле 1999 года он подал в отставку. Новым главой правительства стал Р. Амаржаргал.

Тяжёлая экономическая ситуация в стране привела к разочарованию в политике правящей коалиции, и на парламентских выборах 2000 года безоговорочную победу одержала МНРП. Главой правительства стал Н. Энхбайяр, продолживший рыночные реформы, но в смягчённом варианте. В 2001 году президентом страны на второй срок был переизбран кандидат МНРП Н. Багабанди.

Выборы в парламент в 2004 году завершились со следующими результатами: МНРП — 48,78 %, ДП — 44,8 %. Коалиция сформировала правительство, которое возглавил Т. Элбегдорж. Президентом на выборах в 2005 году стал кандидат МНРП Н. Энхбайяр.

Монгольская нация складывалась в XII-XIII веках — во времена Чингисхана и Монгольской империи. Таким образом, в Средние века процессы нациеобразования и государствообразования для монголов шли параллельно. Однако позже, в период феодализма, монголы теряют государственное единство. Постепенное завоевание монгольских княжеств Китаем усиливает разлом в монгольской нации: монгольские земли делятся на западные, восточные и южные. Новый процесс государствообразования, начавшийся в начале XX века, уже существенно отставал от завершившегося в общих чертах процесса нациеобразования. Современное монгольское государство сумело объединить лишь западные и восточные монгольские земли (Внешняя Монголия). Южные (Внутренняя Монголия) — принадлежат Китаю.

Для Монголии можно отметить несколько положительных последствий распада СССР. Впервые за последние три века Монголия оказалась сама по себе и не находится в орбите прямого влияния великих соседей — России и Китая, которые концентрируются на собственных экономических реформах и политической стабильности. Такое положение даёт Монголии уникальную возможность формировать независимое будущее.

Что большинство людей знает о Монголии? Это бедная отсталая страна. Люди живут в юртах, ездят на лошадях и пасут скот. И никто не знает, что происходит в большом мире. Ну-ну.

Площадь страны просто потрясающая, хотя это только малая часть их этнических земель и лишь 4% от площади Монгольской империи. Большая часть этой территории выглядит как марсианская пустыня, и лишь асфальтированная дорога, небольшие речки в долинах и редкие придорожные кафешки напоминают, что ты всё ещё на Земле.

Улан-Батор

А потом резко наступает монгольская реальность.

Сегодня Монголия - это одна из самых стремительно развивающихся экономик мира, с уровнем жизни несоизмеримо выше среднего по России. Большая часть населения живёт в городах, урбанизация становится выше и выше с каждым годом.

С «советской дружбой» здесь давно покончено, теперь здесь демократия и полноценная рыночная экономика, без взяток-откатов и государственного регулирования, международные стандарты качества и уверенное стремление стать второй Кореей. И нет, не Северной.

У входа в парламент сидит аки Дарт Вейдер не менее известный персонаж по имени Чингисхан, в своё время объединивший все монгольские племена в единую Монгольскую империю, в итоге подчинившую себе треть всего человечества.

Одиноко среди современной архитектуры стоит типовый советский проект «Театр русской драмы».

Форма крыши одной из гостиниц выглядит как горка, по которой было бы прикольно съехать вниз. Если положить батут. ^_^

Редкий случай, когда в галерее современного искусства по экспонатам можно понять, в какой ты стране. Лошадок здесь очень любят.

Одна из характерных особенностей монгольской живописи - активное использование контраста. Их картины почти всегда яркие и имеют какое-то противопоставление, будь то сюжет, приоритеты или цветовая гамма.

При Галерее союза монгольских художников оборудована мастерская, где каждый желающий может поучиться у мастеров. Иногда сюда приводят детей, а иногда приходят учиться ремеслу даже пожилые люди.

Современных офисных зданий очень много. И не меньше новых строится вокруг, причём площадки выкупают ещё на этапе строительства, потому что новые корпорации появляются как грибы после дождя.

Тем удивительнее среди всего этого выглядят древние буддистские монастыри.

Буддизм в Монголию попал очень давно, но распространялся постепенно (зато бескровно, в отличие от христианства). Первым среди известных персонажей буддизму начал учиться Годан, внук Чингисхана. Прошло порядка 300 лет, прежде чем новая религия вытеснила шаманство.

Конечно, это всё было не просто так. Как и любая другая религия, принимаемая как государственная - это исключительно политический инструмент. Учить внука Чингисхана пришёл сам духовный лидер Тибета Сакья-пандита с племянником Пагба-ламой. Они учили монголов буддизму, а монголы научили тибетцев в любой ситуации зубами держаться за свою нацию.

План Улан-Батора версии 1913 года, когда Монголия наконец получила независимость от Китая. На нём особенно отмечены резиденции и храмы Богдо-хана, руководившего «народной революцией». Богдо-хана настолько любили, что даже после перехода к коммунизму он оставался монархом и только его сооружения выжили в огне религиозных чисток, инспирированном Советским Союзом.

Я уже говорил, что контрасты - это их национальная фишка?

Решил зайти внутрь посмотреть, как выглядит монгольский торговый центр. Неплохо так.

Таких отечественных производителей действительно хочется поддерживать.) Хм, тем временем в России .

Ещё продаётся много разных японских, корейских и европейских ништяков. Чуть подороже, конечно, но не критично.

Но корейский стафф, конечно, впечатляет больше всех. :D

Привет Лувру с его пирамидой.

Автобусная остановка. К слову, с транспортом здесь разобраться не так просто: вместо ключевых точек (площади, памятники, музеи) здесь указывают направления типа «Таусанд → Мянгат-1 → Бага Тоерог → Хороолол-11», и остаётся только догадываться, едет он на центральную площадь Чингисхана к парламенту или увезёт далеко-далеко на север в трущобы.

Национальная галерея современного искусства расположилась в советском здании и на входе сидела такая толстая женщина, которая сразу перешла на русский, увидев мой студенческий. Я уже думал уходить, но тут увидел шпоры, свисающие через три этажа и передумал.)

Я прямо прочувствовал, как меня зажало в этой точке узкими стенами. Тот случай, когда абстракционизм реально цепляет.

«Мой мозг после сессии».

Тибетские божества гнева сами по себе не оставляют равнодушными, а тут вообще такое нечто, проступающее из тьмы и сквозь контур умоляющего монгола, брр.

В городе очень много ресторанов монгольской кухни. Если вкратце, то это мясо, мясо, немного салата, и ещё мясо.

Иду посмотреть как выглядит окраина города.

Сэлбэ, одна из рек, на которой стоит город. На самом деле она горная и, следовательно, не всегда такая, просто в разное время года она высыхает и затем снова наполняется.

У монголов есть целых 10 видов письменности, некоторые из которых используются и сейчас. Основной является письменность на основе кириллицы, параллельно используется латиница и вертикальная старомонгольская вязь, у монахов ещё и алфавитно-слоговое письмо «соёмбо» (вообще какая-то дичь, похожая на слетевшую кодировку, универсальная письменность для монгольского, тибетского и санскрита). Выкручиваются как могут.

Гандантэгченлин или просто Гандан. Крупнейший буддистский монастырь, в лучшие времена которого здесь жило около 14 000 человек. После тотальных репрессий против верующих был закрыт, но через 10 лет его открыли снова и до распада СССР он был единственным действующим храмом в стране.

Сейчас всё потихоньку реставрируется, многие люди возвращаются в веру. Строго говоря, от неё никто и не отказывался, просто было не принято это демонстрировать. Сейчас в монастыре постоянно живёт, учится и работает 150 человек (да, всего 1% от прежнего числа).

Внутри центрального здания стоит гигантская статуя бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары (чьим воплощением считается Далай-лама) высотой с советскую девятиэтажку.

Вдоль стен здания выставлены стеллажи с маленькими одинаковыми статуэтками будд, всего тысяча штук. Не помню, для чего нужно именно такое количество, но там тоже какой-то упоротый символизм есть.

Буддистский университет - это вам не какая-то жалкая воскресная школа, здесь настоящий конвейер просветлённых! Если серьёзно, они там сутры учат, поют и медитируют.

Недалеко от монастыря есть Музей искусств Дзанабадзара, в котором выставлена коллекция разных религиозных артефактов, сделанных настолько технично, что их решили отнести к предметам искусства. Например, вот это на самом деле не картина, это - нереальной точности вышивка.

Мне кажется, или этот бодхисаттва отказался уходить в нирвану совсем не ради спасения человечества? -_-

Впрочем, у этих божеств вообще какая-то своя атмосфера.

Много где в центре города есть дорожки для слепых. И ещё велодорожки, по которым ходят пешеходы. >_<

Ничего необычного, просто монгольская дюймовочка с леденцом сидит на дереве-подсолнухе.

Дорогие клубные дома в новом районе города. С другой стороны периметр огорожен заборами, а возле частного сектора - ещё и колючей проволокой.

Торговый центр на окраине города, буквально сразу за которым начинаются горы.

Большая резиденция Богдо-хана.

Внутри не менее красиво. Первый этаж открыт для посещения и заставлен чисто предметами религиозного искусства, которые он обожал. Наверху апартаменты и комнаты для приёма гостей.

Вокруг ещё несколько строений, некоторые из которых предназначались для медитаций, некоторые для встреч, некоторые для прислуги.

Оформлено всё в едином стиле.

Здесь особенно много их традиционной вышивки. Не представляю как им удавалось делать её настолько точной, можно даже лица на ожерелье из голов демонов рассмотреть.

Зимняя резиденция. Ну ещё бы, Улан-Батор - самая холодная столица мира, зимой температура доходит до –40 °С.

Среди однообразных предметов быта в глаза бросается европейская карета. Оказалось, это личный подарок от русского царя.

Новый жилой комплекс. Квартиры ещё только в продаже, а внизу уже работают кое-какие магазины и кафе.

В каждом монгольском городе обязательно стоит большая статуя Будды.

Прикольный фасад торгового центра.

Внутри тоже ничего. Судя по проектированию, сначала планировалось сделать отдельные комнаты-бутики à la универмаг, но затем решили сделать открытое пространство и заменили все стены на стёкла. Вышло даже приятнее, чем ожидалось.

На одном из холмов на юге города во времена социализма сделали обзорную площадку и посвятили её совместным действиям советской и монгольской армии. Сначала русские помогли отстоять независимость от Китая, а потом монголы помогли разгромить Германию. «Friendship is magic».

Но вид отсюда действительно неплохой. А ещё отсюда видно, насколько обширную площадь занимает бедный частный сектор на севере.

Впрочем, даже недалеко от центра остались небольшие гетто, где люди всё ещё живут в юртах, без воды и газа, разве что электричество себе туда проводят, подключившись к общей электросети. К счастью, с каждым годом жилых домов становится всё больше, а их - всё меньше и меньше.

Другая река, Дунд, обеспечивает город водой круглый год.

Монгольское национальное блюдо «гора мяса». Ничего лишнего.

А мог бы поесть борща.)

«О, прикольно, советский универмаг», - подумал я.

Зашёл в супермаркет внизу. Украинский «Roshen» даже сюда добрался.

А внутри что-то совсем не универмаг. И с такими темпами скоро в этой стране от советского прошлого останутся только наши архаичные ассоциации.

Вот с такой пошатнувшейся картиной мира я и поехал обратно в Россию .