Елена колядина. праздник серых щей

Нас хотят заставить работать, пока вперёд ногами с работы не вынесут, чтобы снизить пенсионные расходы? Не на тех напали! Так реагируют россияне на принятие в третьем чтении закона о пенсионной реформе, которая предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста на пять лет - до 65 для мужчин и 60 для женщин. Главный тренд - назло решению Госдумы жить как можно дольше, чтобы Пенсионный фонд не очень-то радовался, а ещё лучше - локти себе кусал. Нет худа без добра - у населения вновь на гребне волны ЗОЖ и занятия оздоровительной физической культурой.
"Решила заниматься спортом, чтобы быть здоровой и дожить до 90 лет, - пусть мне ПФР выплатит всё, что должен! - сообщила мне в раздевалке фитнес-клуба женщина возрастом чуть за сорок. - Они этот закон о повышении пенсионного возраста приняли, думали, на нас сэкономят - нет, назло буду долго жить и получу все свои пенсионные накопления".

В некоторых странах для людей старше 80 лет вход в фитнес-клубы бесплатный. Правда, не все молодые этим довольны - пришёл в бассейн и реально плавал между бабушек и дедушек. Но бабушки тоже за словом в карман не лезут, мол, я всю жизнь работала, теперь живу как хочу, молодым ничего не должна, кому не нравится - плавайте в другом месте.
Нужно смириться с тем, что к 2025 году доля пожилого населения превысит количество детей пятилетнего возраста. К 2050 году количество людей старше 65 лет вырастет вдвое. И те, кто сегодня сетует на засилье людей старшего возраста в спортивных клубах, сами станут предпринимать шаги к продлению молодости, в том числе заниматься спортом.

Я не скажу, что легендарный посетитель нашего тренажёрного зала "дядя Саша" (так он себя называет) - типичный представитель фитнес-клуба, но тенденция такова, что таких людей всё больше. Дядя Саша покупает годовой абонемент в клуб. Встаёт в 5 утра и бегает в парке. Затем идёт в зал, где боксирует, прыгает со скакалкой, ловко подтягивается и делает перевороты на турнике, охмуряет разговорами всех женщин, попадающих ему на пути между гантельным рядом и скамейками для прокачки пресса, тусуется и снова боксирует. Иногда жалуется, что в боку колет, на мои слова "может, надо обследоваться" отвечает: "Да чего ерундой заниматься! Давай лучше тоже по утрам начинай бегать!" Неуёмная натура!

Но пока ещё российские пенсионеры чаще откладывают деньги на лечение в будущем, чем тратят их на физическое оздоровление в настоящее время. А жить нужно сегодня! А то погрязли в огороде, во внуках! Часто заботливые бабушки сидят в холле в ожидании, пока у внучки закончатся занятия танцами или у внука - боксом. "А что же сами не занимаетесь?" - спрашиваю. "Некогда". "Так вот же этот час свободы - внук на секции, а вы - в тренажёрку".

Вызывают некоторое недоумение и программы для людей старшего возраста, которые предлагают центры при комитетах по соцзащите - бисероплетение, поездка в храм, кружок краеведения и компьютерная грамотность. А где спорт?
"Чтобы стать молодым, нужно пройти долгий путь", - сказал художник Пабло Пикассо. И здоровый образ жизни - обязательная часть этого пути. Первые признаки старения - потухший старческий взгляд, походка и осанка, голос, то есть именно то, что могут изменить фитнес, физкультура. Старейшая культуристка мира, 83-летняя Эрнестина Шепард, доказала, что начать заниматься физическим совершенствованием никогда не поздно, - она пришла в фитнес-клуб в возрасте 54 лет.

В 2010 за роман «Цветочный крест», первоначально называвшийся «Весёлая галиматья» и впервые опубликованный в провинциальном журнале «Вологодская литература» , Е. Колядина получила премию «Русский Букер» .

Как заявил председатель жюри Руслан Киреев , выбор лауреата был самой сложной задачей: «Каждый из них мог стать победителем - очень сильный шорт-лист был» . Однако с момента оглашения шорт-листа «Цветочный крест» и лично Колядина становятся объектом критики и высмеивания . Отмечается слабое владение автором лексикой соответствующего периода (XVII век) , использование псевдостаринных слов, слов, обозначающих понятия, появившиеся значительно позже означенного времени, лубочных выражений, стилистическая неграмотность , незнание быта, ненатуральность сцен, пошлость, дурновкусие ; легендарным становится слово из лексикона книги «афедрон», означающее, по версии Колядиной, заднюю часть тела, - как неформальное название книги Колядиной, уточняющий эпитет самого автора , как характеристика премии «Русский Букер», всего современного российского литературного процесса (выражение - «полный афедрон») и т. п. Главный редактор журнала «Вологодская литература», выдвинувший роман на премию «Русский Букер », после объявления Колядиной лауреатом заявил: «Елену считали „тёмной лошадкой“, а она стала „троянским конём“». Сама Колядина характеризует своё сочинение как «весёлую тотемскую галиматью об огненной елде и золотых лядвиях» .

После попадания в шорт-лист «Букера» роман Колядиной был издан редакцией Е. Шубиной издательства «АСТ » , а через полгода после награждения Колядина c «Цветочным крестом» удостоилась премии за худшую книгу года «Полный абзац-2010» .

Книги

  • Цветочный крест: роман-небылица / Елена Колядина . - М., АСТ: Астрель, 2011. - 380, с. ISBN 978-5-17-071532-9 ISBN 978-5-271-32630-1
  • Потешная ракета: роман / Елена Колядина . - М., АСТ: Астрель, 2011. - 250, с. ISBN 978-5-17-075121-1 ISBN 978-5-271-36739-7

Напишите отзыв о статье "Колядина, Елена Владимировна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Колядина, Елена Владимировна

Под Красным взяли двадцать шесть тысяч пленных, сотни пушек, какую то палку, которую называли маршальским жезлом, и спорили о том, кто там отличился, и были этим довольны, но очень сожалели о том, что не взяли Наполеона или хоть какого нибудь героя, маршала, и упрекали в этом друг друга и в особенности Кутузова.
Люди эти, увлекаемые своими страстями, были слепыми исполнителями только самого печального закона необходимости; но они считали себя героями и воображали, что то, что они делали, было самое достойное и благородное дело. Они обвиняли Кутузова и говорили, что он с самого начала кампании мешал им победить Наполеона, что он думает только об удовлетворении своих страстей и не хотел выходить из Полотняных Заводов, потому что ему там было покойно; что он под Красным остановил движенье только потому, что, узнав о присутствии Наполеона, он совершенно потерялся; что можно предполагать, что он находится в заговоре с Наполеоном, что он подкуплен им, [Записки Вильсона. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ] и т. д., и т. д.
Мало того, что современники, увлекаемые страстями, говорили так, – потомство и история признали Наполеона grand, a Кутузова: иностранцы – хитрым, развратным, слабым придворным стариком; русские – чем то неопределенным – какой то куклой, полезной только по своему русскому имени…

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.

Государственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

Информационно-библиографический отдел

Литературная премия «Русский Букер»

ЕЛЕНА КОЛЯДННА

Биробиджан, 2011

Составитель: Скопенко Л.И., заведующая информационно-библиографическим отделом

Данный выпуск серии «Лауреаты литературный премий» посвящен писательнице Елене Колядиной, награждённой премией «Русский Букер» в 2010 году за роман «Цветочный крест».

Материал располагается в следующем порядке:

  • сведения о премии;
  • биографическая справка о лауреате;
  • литература о лауреате.

© ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема»

Редакционно-издательский сектор ГБУК «Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им. Шолом-Алейхема» 679016 г. Биробиджан, ул. Ленина, 25.
Подписано в печать 07.02.2011 г. Формат 60х841Я6 Усл. печ. л. 0,5. Уч.-изд. л. 0,4. Тираж 10 экз. Заказ № 118.

О премии

Премия «Русский Букер» основана в 1991 г. как первая негосудар­ственная премия России (после 1917 г.). Она присуждается ежегодно за луч­ший роман на русском языке. Цель премии - привлечь внимание российских читателей к серьёзной прозе, и, конечно, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистиче­скую систему ценностей. Правом выдвижения произведений на конкурс об­ладают все издательства и редакции «толстых» литературных журналов. Как и в прошлые годы, в процессе номинирования приняли участие ряд универ­ситетов и библиотек.

Конкурс на лучший русскоязычный роман проводился в 19-й раз. Раз­мер главного приза - 600 тыс. рублей, кроме того, пять финалистов получат по 60 тыс. рублей.

В шорт-лист премии в 2010 г. попали романы «Счастье возможно» О. Зайончковского, «Дом в котором...» М. Петросян, «Шалинский рейд» Г. Садулаева, «Путешествие Ханумана на Лолланд» А. Иванова, «Цветоч­ный крест» Е. Колядиной и «Клоцвог» М. Хемлин.

Жюри, в которое вошли критики Мария Ремизова и Марина Абашева из Перми, писатель Валерий Попов из Петербурга и режиссёр Вадим Абдра­шитов, возглавил прозаик Руслан Киреев.

Лауреатом «Русского Букера» в 2010 г. жюри признало роман «Цве­точный крест» Елены Колядиной. Это произведение «о любви и сексе» в XVII веке, написанное автором в соответствующей стилистике. Автор изо­брела для него язык, в котором современные слова перемежаются со сло­вами XVII столетия, причём последние не всегда используются правильно. Правда, последний факт в жюри считают несущественным. Жюри отметило книгу за сочный язык и сказовое повествование.

Конкуренция на получение премии была высока: в число шести фина­листов не вошли, например, работы В. Пелевина, Д. Рубиной, Т. Кибирова. Все работы-финалисты были очень сильными, и было очень тяжело выби­рать лучшего. И теперь её автор в одном ряду с Окуджавой, Улицкой, Аксе­новым и другими, кто удостаивался её за 19 лет.

Роман Елены Колядиной «Цветочный крест» стал главной интригой премии «Русский Букер». Он вызвал шквал откликов в диапазоне от «по­зор» и «богохульство» до «настоящая литература» и «высокое и светлое». История молодой женщины сожжённой в Тотьме ив 1672 г. «за ведьмовство» исторический факт, он то и лег в основу романа, всё остальное «небылица-небывальщина», лихо закрученная вокруг главных персонажей романа: де­вицы Феодосии, она же впоследствии блаженная, «дурка», молодого свя­щенника Логгина и скомороха Истомы.

Исторический роман «о любви и сексе» «Цветочный крест», обо­гнавший в букеровской гонке всех своих солидных и статусных соперников и лично Е. Колядина. подвергаются как ожесточённой критике, так и вос­хищению. Отмечается слабое владение автором лексики соответствующего периода (17 век), смешение её с современными словами, стилистическую не­грамотность, незнание быта, ненатуральное описание половых актов. Новую лауреатку обвиняют в незнании исторического быта и в прочих смертных грехах, призывая на её голову всевозможные кары вплоть до уголовных. Что уже далеко выходит рамки литературы и характеризует не столько саму Ко-лядину и её роман, сколько её гонителей.

Те, кому книга понравилась, отмечают дерзость лексического экс­перимента, смелость в раскрытии темы богоискательства, которая в со­временной российской литературе не приветствуется (по принципу «о пра­вославии или хорошо, или ничего»), яркие образы главных героев. Главный редактор журнала «Вологодская литература», выдвинувший роман на соис­кание «Русского Букера» после объявления Колядиной лауреатом, заявил: «Елену считали "темной лошадкой", а она стала, "троянским конём"». Сама Е.В. Колядина характеризует произведение как «весёлую тотемскую галима­тью об огненной елде и золотых лядвиях» и считает, что роман проверяет не «образованность» читателя, а его сердце.

Известие о том, что роман журналистки из Череповца Елены Коля­диной «Цветочный крест» попал в короткий список «Букера», опередив творения мастистых литераторов Виктора Пелевина и Дины Рубиной, автор узнала фактически в последний день своей работы в редакции газеты «Голос Череповца».

Один из ярких журналистов города уволилась из издания, поскольку давно мечтала заняться литературой всерьёз и с полной отдачей, а не урыв­ками, крадя время у основной работы. «Известие о премии доказало мне, что я поступила правильно», - считает Елена Колядина.

Биография

Елена Владимировна Колядина родилась в I960 г. в Череповце в семье металлургов. Отец, Чесноков Владимир Анатольевич, писал охотничьи рас­сказы. По образованию она инженер-электрик, в 1983 г. окончила Ленинград­ский институт железнодорожного транспорта. По профессии - журналистка, ведёт собственную колонку в газете «Метро». Работала специальным корре­спондентом в «Голосе Череповца». В течение 10 лет являлась собкором, а затем редактором отдела писем «Комсомольской правды». Впоследствии она скажет «Я поняла, что стану писателем когда пришла работать в "Комсомол­ку"». В настоящее время живёт в Вологде.

С 1995 по 2001 гг. сотрудничала с журналом «Cosmopolitan». Писала «дамские» рассказы и в другие глянцевые журналы. В то время очень увлека­лась идеями феминизма и собирала материал для энциклопедии о женщинах в истории. Для этого вырезала из газет все заметки на эту тему, записывала всё, что видела и читала о великих женщинах. Среди книг, которые однажды купила, были две про ведьм, причём иностранные. Одна её особенно заинте­ресовала тем, что в ней упоминалось о сожжении в срубе женщины Феодо­сии в 1672 г. в г. Тотьме по обвинению в колдовстве. Если бы это произошло в другом городе, по словам Колядиной, её, может быть, и не заинтриговало, но совершенно поразило, что они с Ефросиньей земляки.

На обдумывание и сбор информации ушло несколько лет. Столкнулась с тем, что об истории Тотьмы очень мало исторической литературы. Писа­тельница собирала материал о Тотьме, об эпохе, в которой жила Феодосья, а также читала специальную литературу о феномене юродивых и блаженных на Руси. В начале 2000-х материал у неё собрался и она села писать книгу. На создание романа ушло полтора года.

С текстом ходила по издательствам, но никто не заинтересовался. Предлагала роман журналам, но оттуда приходили вежливые отказы. В кни­гу Елена Колядина продолжала верить, но бегать по издательствам переста­ла. Как выяснилось, роман жил своей жизнью, попал в Интернет, и её неожи­данно пригласили на заседание вологодского литературного общества, где разные маститые авторы планировали обсуждать её «Цветочный крест».

Мнения были разные - от восторженных до критических. К примеру, один из священников был возмущён книгой, называл еретической и омерзи­тельной. Писательнице посоветовали отдать рукопись в журнал «Вологод­ская литература», но предупредили: гонораров там не платят. Тем не менее, отправила в журнал, которому сейчас очень благодарна за то, что редакция не побоялась нелицеприятных отзывов и опубликовала произведение. Жур­нал дал Елене Колядиной рекомендацию на «Русский Букер». Когда она при­везла роман по нужному адресу, никого там не было. Не дожидаясь, оста­вила его вахтёру. Подумала: если судьба, книга не пропадёт и дойдёт туда, куда нужно. Отдала и забыла. Как вспоминает Колядина: «Первого июля был опубликован длинный список «Букера», но я об этом не знала. Жара стояла страшная, в Интернет я не выходила, газет не покупала - сидела целыми днями с ноутбуком на кухне и писала продолжение «Цветочного креста». Недели через две позвонила по делу редактору издательства, слово за слово, и она мне сообщает, что я в длинном списке «Букера». А в среду я увидела в коротком списке финалистов из шести фамилий свою. В пресс-релизе нас гордо именовали писателями. Я себя писателем никогда не называла. Теперь называю».

Как говорит Елена, определить жанр произведения трудно: «Думаю, он находится на стыке жанров: это и не фэнтези, и не историческая литерату­ра, потому что с первой по последнюю страницу это плод моей фантазии. И изучать историю по роману я бы не посоветовала. Я уделяла много внимания реконструкции той эпохи, какой она мне виделась. Я сознательно подыски­вала и употребляла слова, которые сегодня ушли из русского языка. Или по­меняли значение. Очень хочется, чтобы этот язык стал приятным открытием для читателя. Действие романа происходит во времена царя Алексея Михай­ловича по прозвищу Тишайший. Потом пришёл Пётр Первый и перевернул все с ног на голову, во многом уничтожив ту Россию».

О чём роман? Действие происходит в 1674 г. в городе Тотьме. Федосья, девушка на выданье из семьи солепромышленника, практически од­новременно знакомится с двумя мужчинами: священником Логгином и ско­морохом Истомой. Главная героиня «Цветочного креста» Феодосия страстно верит в бога и отчаянно борется с мирскими соблазнами. Феодосия влюбля­ется в скомороха и вступает с ним в близкие отношения до брака. Истому казнят, так как на поверку он оказался беглым разбойником Андрюшкой По­номарёвым. Замуж девушка выходит без любви за владельца солеварни Юду Ларионова, как велит отец. В браке она рожает сына Истомы - Агеюшку, но дитя пропадает при странных обстоятельствах. Все это время юную прихо­жанку наставляет прибывший в город отец Логгин, молодой священник. 21-летний священнослужитель намерен просветить некультурных тотьмичей, верующих в леших, банников и любовный жар, а затем отправиться на повы­шение в Москву, чтобы с блеском предаться теологии. На первую исповедь к нему приходит 15-летняя дочь богатого солепромышленника, Фсодосья. Отец Логгин был поражён её красотой и решил преподнести девушку в дар Богу, сделав самой праведной. Беседы с ним оказывают на девушку такое большое влияние, что она становится блаженной, а потом и отшельницей, селится в землянке среди народа чуди, пытаясь обратить язычников в право­славие. Однажды жилище Феодосии посещает сама Смерть, заболевшая в дороге. Отшельница выхаживает старуху с косой. Смерть в знак благодар­ности обещает прийти к своей спасительнице в последний час и её жизни. В знак своей любви к Богу Феодосья из цветов сооружает крест величиной с целое поле. Крест обнаруживает отец Логгин и решает, что Феодооия - ведь­ма, впавшая в грех язычества. И когда Феодосье стали поклоняться как че­ловеку, который может совершать чудеса, батюшка отправляет её на костёр, обвинив в колдовстве.

Девушку сжигают в деревянном срубе, но в последний час к Феодосии является сама Смерть и сообщает, что Феодосии нет в списке мертвых. Тотьму накрывает багровая тьма.

Чистая душа героини «Цветочного креста» и плотский, грешный мир, который её окружает - вот главный нерв книги, подчёркнутый и сюжетом, и языком романа.

«Что, на мой взгляд, представляет это произведение? - объясняет изда­тель «Вологодской литературы» Александр Халов. - Здесь ярко, выпукло, на уровне Чехова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского выписана жизнь, чело­веческая природа. Есть несколько провалов. Но есть отец Логгин! Который отправляет на костёр светлую душу Феодосью только потому, что сам когда-то допустил слабость: втайне возжелал эту женщину! А ещё - не он, ярый служитель Бога, сотворил чудо - цветочный крест, а она. Так сгинь, пропади, пусть же никто этого не у знает! Роман современен, злободневен - так у лю­дей было всегда: инакомыслящий, инако поступающий, живущий - неважно, что это светлая, добрая, к Богу истово стремящаяся душа! - не понят, отвер­гнут, осмеян, изгнан, оклеветан, уничтожен. История Феодосьи - история русского праведника».

Одной из тем «Цветочного креста» была тема представления руси­чей, жителей Тотьмы, о своём теле и сексуальности. Хотя действие раз­ворачивается в 17 веке, в «Цветочном кресте» много эротики. В романе сконцентрирована любовно-сексуальная жизнь наших предков. Сама Елена Колядина об этом говорит так: «Там сплошная любовь, хотя многие это при­нимают за какие-то средневековые сексуальные извращения. Я писала роман по ночам и в нём много сладострастных, эротических моментов. Мне всегда хотелось написать о любви и сексе, но, к сожалению, в современном русском языке нет подходящих слов, кроме неприличных и медицинских терминов. И когда я увидела, что в допетровской Руси много нужных слов, никого не оскорбляющих, я начала писать это произведение». Перед написанием «Цве­точного креста» Елена Колядина составила собственный словник. В также изучила так называемые «срамные пословицы и поговорки», собранные Владимиром Далем, но не издававшиеся в советские времена по понятным причинам. Кроме того, она постаралась найти русские эротические сказки. Таких до наших дней дошло очень мало опять же и из-за жесткой цензуры, хотя и Владимир Даль и известный собиратель сказок Александр Афана­сьев старались сохранить и эту часть фольклора «Часть пословиц и сказок в "Цветочном кресте" мне пришлось придумать самой по имевшимся у меня образцам» - пояснила писательница.

Автор «Креста» довольно искусно сталкивает два языковых мира, а значит и два мироощущения (искусственное христианское и естественное народное, языческое), в результате чего рождаются великолепный сюжет и неподдельный комизм (это можно назвать затасканным словом «пост­модернизм», но прибавив к этому слову определение «настоящий»).

Елена Колядина автор 11 книг. Среди них: «Мелодия моей любви», «Сто осколков счастья», «Краденое счастье». Героини этих романов - мо­лодые девушки. Как сказала писательница: «Женщины, которых я описы­ваю, независимо от исторического времени, всегда стоят у феминистских истоков».

Колядина отмечает влияние на свои произведения творчества На­бокова, Гоголя, Сорокина, Пелевина, Лимонова, Славниковой. Разделяет идеи феминизма. Замужем. Двое сыновей.

В 2007 г. номинировалась на получение национальной литературной премии «Большая книга».

На вопрос журналистов: «Получила ли она удовольствие от призна­ния?», Елена Колядина ответила: «Несомненно! Я 10 лет писала в стол, и «Цветочный крест» моя первая уверенная победа. «Букер» стал полной неожиданностью. Но знаю одно: нужно написать на голову выше если не остальных, то всего, что сам когда-то сочинял. И не важно, какие твои корни, есть ли у тебя связи и блат. Мне кажется, «Цветочный крест» - тот самоцвет, который пополнит шкатулку русской словесности. Боюсь, что больше не на­пишу такую книгу, как эта».

Роман был напечатан в журнале «Вологодская литература» в 2009 г., а в ближайшее время планируется выход книги в издательстве «АСТ». Китай­ские издатели предложили перевести «Цветочный крест» на китайский язык и издать книгу в Поднебесной, чтобы наши восточные соседи ознакомились с нравами и бытом древней Руси.

Литература

Колядина, Е. Ведьма из Тотьмы: [беседа с лауреатом «Русского Буке-ра» за 2010 г. Еленой Колядиной / беседовал С. Виноградов] / Е. Колядина // Российская газета. -2010.-С. 13.- (Культура).


Один из самых знаменитых и обсуждаемых романов в истории премии «Русский Букер» теперь в одной книге с продолжением. Героиня «Цветочного креста» и «Потешной ракеты» юная Феодосья Строгонова и непримиримый священнослужитель отец Логгин, пытающийся наставлять её на путь истинный, вновь заставляют каждого читателя дать свой собственный ответ на извечный вопрос: «Что есть грех и что есть...

  • 20 апреля 2016, 11:20

Жанр: ,

+

Юлия Соколова, эколог, влюблена в актёра Глеба Парфёнова. На «капустнике» в его театре Юлия знакомится с 90-летней актрисой Ингой Георгиевной. Отправившись изучать глухие болота возле Рыбинского водохранилища, Юлия селится в Доме охотника. Его обитатели говорят загадками и с наступлением сумерек чего-то опасаются. В одну из белых ночей Юлия встречает свою ровесницу Ирму, которая уверена, что живет в 1947 году. Объяснения Юлии, что СССР давно нет, а в России – капитализм, вызывают гнев Ирмы, последствиями которого становятся и печальные, и счастливые...

  • 14 февраля 2016, 01:00

Жанр: ,

+

Росла Люба Зефирова в городке на берегу Белого озера. Но тихие его улочки девушке не обойти, ведь она – инвалид-колясочница. И жила Люба лишь мечтой, что есть где-то другая жизнь, свободная, яркая. И вот однажды, прихватив главное богатство – тетрадку и диск с песнями собственного сочинения, выезжает Люба на коляске из дома, чтобы добраться до Москвы и сделаться там певицей. А в столице такие дела творятся! Неизвестный злодей стреляет в президента! Спецслужбы сбиваются с ног, отыскивая главную подозреваемую – некую Любовь Зефирову. А когда беглянку находят, даже бывалые силовики не знают, как поступить – Люба Зефирова ждёт ребенка от Первого лица...

  • 14 февраля 2016, 00:40

Жанр: ,

+

Москва оккупирована войсками НАТО. Сопротивление продолжает лишь горстка патриотов, а, главное, в городе нет героев – отважных, сильных, готовых защищать свою Родину. Подавленные москвичи, правда, слышали о призрачном поезде метро – он отправился в путь 15 мая 1935 года, его пассажирами стали герои СССР: авиаторы, рабочие-ударники, метростроевцы. Как жаль, что это всего лишь городская легенда! Но старый генерал Краснов верит: призрачный поезд метро, полный отважных героев, уже более восьмидесяти лет мчится к станции «Стадион Народов». И единственный, кто может его остановить – 17-летний Трофим Белоризцев. Спасут ли герои СССР из 1935-го года поверженную...

  • 28 мая 2014, 09:36

Жанр: ,

+

Какую тайну много лет хранят обитатели огромной петербургской коммунальной квартиры? Почему так боятся открывать дверь на черную лестницу, по которой когда-то поднималась прислуга и уводили под утро «врагов народа»? Любопытство Марии, решившейся спуститься по темной лестнице на улицу, только добавило жителям коммуналки страха – в квартиру стала приходить загадочная дама в черном. Марии и ее другу Илье предстояло выяснить, зачем является дама, что она ищет в комнатах и за что сердится на...

  • 6 мая 2014, 03:51

Жанр: ,

+

Большие надежды переполняли Варвару Кручинину, выпускницу провинциального театрального института, которая в одиночку отправилась покорять Москву. С собой Варя прихватила чемодан с вещами, банковскую карточку с небольшой суммой денег да еще ковер из кусочков зеркала, которое однажды разбила. Тогда соседка Лейла сказала, что у них в Пакистане осколки приносят счастье, – только нужно обязательно нашить их на ткань. Чем больше зеркалец, тем больше желаний исполнится… Через три дня после приезда в столицу Варя осталась без чемодана и практически без денег, но большие надежды, оптимизм и зеркальный ковер с осколками счастья были по-прежнему при...

  • 3 мая 2014, 12:46

Жанр: ,

+
  • 3 мая 2014, 12:46

Российская писательница, лауреат литературной премии Русский Букер 2010 года за «эротический» роман «Цветочный крест».


Родилась в 1960 году в Череповце в семье металлургов. Отец, Чесноков Владимир Анатольевич, писал охотничьи рассказы. По образованию - инженер-электрик, в 1983 году окончила Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. По профессии - журналист, колумнист газеты «Метро». С 1995 по 2001 годы сотрудничала с журналом «Cosmopolitan», в течение 10 лет являлась собкором, а затем редактором отдела писем «Комсомольской правды». Автор 11 книг. В 2007 году номинировалась на получение национальной литературной премии Большая книга. Роман «Цветочный крест», первоначально называвшийся «Весёлая галиматья», за который Е. Колядина получила премию, она начала писать в 2000-х годах под впечатлением от сведений о сожжении в срубе в Тотьме по обвинению в колдовстве некой Федосьи в 1672 году. Роман впервые был опубликован в журнале «Вологодская литература», в 2011 году издан в издательстве «АСТ».

Колядина отмечает влияние на свои произведения творчества Набокова, Гоголя, Сорокина, Пелевина, Лимонова, Славниковой. Разделяет идеи феминизма. Замужем. Двое сыновей.

Критика

С момента оглашения шорт-листа премии Русский Букер роман Цветочный крест, считавшийся до того аутсайдером, и лично Е. В. Колядина становятся объектом как ожесточённой критики, так и восхищения. Отмечается слабое владение автором лексикой соответствующего периода (17 век), смешение её с современными словами, стилистическая неграмотность, незнание быта, ненатуральное описание половых актов. Те, кому книга понравилась, отмечают дерзость лексического эксперимента, смелость в раскрытии темы богоискательства, которая в современной российской литературе не приветствуется (по принципу «о православии или хорошо, или ничего»), сильную мелодраматическую пружину, яркие образы главных героев. Главный редактор журнала «Вологодская литература», выдвинувший роман на соискание Русского Букера после объявления Колядиной лауреатом, заявил: «Елену считали „темной лошадкой“, а она стала „троянским конем“». Сама Колядина характеризует произведение как «веселую тотемскую галиматью об огненной елде и золотых лядвиях» и считает, что роман проверяет не «образованность» читателя, а его сердце.