М мусоргский биография для детей. Мусоргский краткая биография и интересные факты

Биография Мусоргского будет интересна всем, кто неравнодушен к его самобытной музыке. Композитор изменил ход развития музыкальной культуры, но его достижения не были признаны при жизни, как это часто случается с гениями, опередившими свое время. Оперы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" сегодня являются признанными шедеврами, а его сочинения для вокала и фортепиано с гордостью исполняют лучшие музыканты мира.

Краткая биография Модеста Мусоргского

Композитор появился на свет 21 марта 1839 в с. Карево, что находится в Псковской губернии. Биография Модеста Петровича Мусоргского могла бы быть не столь удачной, но его отец был представителем старинного дворянского рода, так что для мальчика сразу открылся путь в высший свет. До десятилетнего возраста будущую знаменитость обучали в домашних условиях, а в 1849 отправили в училище Петришуле - одно из старейших и лучших учебных заведений Петербурга. Так и не окончив его, в 1852 Модест перевелся в Школу гвардейских подпрапорщиков - привилегированное военное училище, в стенах которого воспитывались многие выдающиеся деятели России.

Один из преподавателей Школы, отец Крупский, распознал талант и научил Мусоргского понимать глубокую суть церковной музыки. В 1856 обучение юноши подошло к концу. После выпуска из Школы Модест некоторое время служил в лейб-гвардии, затем в инженерном управлении, а после этого в министерстве государственных имуществ, заведовавшем государственными землями, а также в госконтроле.

"Могучая кучка"

В 60-х годах Модест Петрович стал членом "Могучей кучки" - сообщества выдающихся композиторов Петербурга. К этому времени молодой человек успел стать прекрасно образованным и эрудированным российским офицером, свободно говорил на французском и немецком, понимал греческий язык и латынь.

Милий Алексеевич Балакирев, который был лишь двумя годами старше Модеста и являлся основателем "Могучей кучки", заставил молодого композитора больше времени уделять занятиям музыкой. Он сыграл важную роль в биографии Мусоргского. Милий Алексеевич лично руководил чтением оркестровых партитур, учил анализировать гармонию и форму произведений величайших композиторов мира, старался развить навыки критического мышления. До 1871 года мастер не создал ни одного крупного музыкального сочинения. Этот период биографии Модеста Мусоргского не ознаменовался ни одним значительным свершением. Композитор писал небольшие песни и романсы, но не сумел завершить ни одной оперы, хотя неоднократно предпринимал попытки.

Первый крупный успех

Первым крупным произведением стала опера "Борис Годунов", созданная на основе произведения Пушкина А. С. В 1870 году композитор представил материалы оперы в дирекцию Императорских театров, но получил отказ без объяснения причин. Однако один из друзей Мусоргского являлся членом комитета дирекции и сообщил автору, что оперу отвергли из-за отсутствия так называемого "женского элемента". Модест Петрович доработал произведение, и в 1874 состоялась его первая грандиозная премьера на сцене петербургского Мариинского театра.


Биография Мусоргского: последние годы жизни

В 1870-х годах наметился развал знаменитой "Могучей кучки". Разница во взглядах на музыку и ее развитие привела к тому, что общество почти распалось и трансформировалось. Модест Петрович болезненно переживал это событие, считал прочих членов музыкальными конформистами, малодушными и безнадежными, изменившими великой русской идее. Мусоргский считал, что другие композиторы недальновидны, что они не создают ничего ценного, ничего нового, а лишь переписывают то, что уже давно создано и озвучено.

В биографии Модеста Петровича Мусоргского наступила темная полоса. Его творчество неизменно встречало непонимание критиков, зрителей и официальных лиц. Сочинения композитора всюду встречали отказ. Однако самым болезненным для автора оказалось неприятие его смелых идей близкими друзьями - членами "Могучей кучки" Римским-Корсаковым, Кюи, Балакиревым. Упрямый автор не мог поверить в то, что он везде неправ. Ему было больно оказаться по разные стороны баррикады с друзьями.


Переживания, постоянные отказы и отверженность привели к нервному срыву и алкоголизму, но композитор продолжал творить даже в таком состоянии. Он никогда не делал заметок, не писал черновиков, все идеи тщательно обдумывал, а затем записывал уже полностью готовое произведение. Такой метод работы в совокупности с нестабильным психическим состоянием и постоянным пьянством привели к замедленному темпу работы.

В краткой биографии Мусоргского следует упомянуть, что тот уволился из "лесного ведомства" и лишился стабильного дохода. После этого композитор жил на случайные разовые заработки и помощь более состоятельных друзей. Его подруга, певица Леонова Д. М., взяла Модеста Петровича с собой на гастроли по южным регионам. Мусоргский выступал в качестве аккомпаниатора, а также исполнял собственные произведения. Его смелая, гармоничная импровизация пришлась по вкусу слушателям, и концерты пользовались неизменным успехом. Композитор понял, что его новаторский взгляд на музыку, наконец-то, получил признание.

Последнее выступление

Последний публичный концерт в биографии М. Мусоргского состоялся 4 февраля 1881. В Петербурге проходил вечер памяти Достоевского, где Модест Петрович выступал наравне с другими музыкантами. На сцене установили портрет писателя, композитор занял место за роялем и исполнил импровизированный траурный перезвон колоколов. Присутствующие были поражены глубиной его скорби.


13 февраля у Модеста Петровича случился приступ белой горячки, и он был срочно госпитализирован. Уже в больнице мастера посетил Илья Репин и написал единственный прижизненный портрет гениального композитора. Спустя месяц сердце Мусоргского навсегда остановилось. Он был похоронен на территории Александро-Невской лавры.

Творчество

Биография Мусоргского состоит из взлетов и падений. Его оригинальное, своеобразное понимание музыки не было понято современниками, но потомки сочли его гениальным. Модест Петрович отвергал рутину, не признавал авторитеты, игнорировал правила, считая их лишь сборником архаизмов. Всю жизнь автор стремился к новизне. Главной специализацией композитора является вокальная музыка. С помощью звучания автор умел придать словам вес, нужную эмоцию и задеть слушателя до глубины.


Однако наиболее значительного успеха Модест Петрович добился в области оперы. Он создал особую разновидность этого жанра, которую назвал "музыкальной драмой". В этот период была популярна романтическая оперная эстетика, но Мусоргский полностью отвергал существовавшие каноны. С помощью специфических музыкальных методов он создал трагическую коллизию, которую воплотил в произведении "Борис Годунов". Критики недоброжелательно восприняли новаторские идеи автора, называя либретто неудачным, а музыку - шероховатой. Даже близкие друзья, члены "Могучей кучки" посчитали Мусоргского неопытным, отметили отсутствие сюжетной линии и недостаточное развитие характера персонажей. Музыка Модеста Петровича получила признание только после смерти автора.

Самые известные произведения:

  • опера "Борис Годунов";
  • опера "Хованщина";
  • опера "Сорочинская ярмарка";
  • песня "Где ты, звездочка?";
  • романс "Много есть у меня теремов и садов";
  • романс "Что вам слова любви";
  • колыбельная "Спи, усни, крестьянский сын".

При описании краткой биографии Мусоргского нельзя не отметить интересный факт из жизни выдающегося композитора. Хотя автор не создавал литературных произведений, его незаурядное литературное мастерство проявилось в письмах, которые впоследствии были изданы в виде отдельной книги.

Для знакомства воспитателей с биографией и наиболее известными произведениями композиторов. Полученные сведения они могут использовать для закрепления с детьми материала музыкального занятия или при использовании музыкальных произведений на своих занятиях.

(21.03.1839 г., имение Карево (Псковская область) — 28.03.1881 г., Санкт-Петербург)

Русский композитор, один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

Детство прошло в атмосфере русской помещичьей усадьбы.

Первые музыкальные знания Мусоргский получил от матери (научился играть на фортепиано).

О себе композитор М. П. Мусоргский писал, что он «сын старинной русской семьи». В те годы дворяне отдавали сыновей в юнкерские и гвардейские школы. В такую школу определили и тринадцатилетнего Модеста. Однажды в школе был организован концерт. Воспитанники с восхищением слушали, как блестяще импровизировал на рояле новичок. А еще через некоторое время он удивил товарищей другим сюрпризом, принеся в школу тонкую тетрадь только что изданных нот. Это произведение - польку «Подпрапорщик» - тринадцатилетний автор посвятил «товарищам по юнкерской школе». Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Мусоргский закончил успешно.

Началась служба. И, наверное, она продолжалась бы долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать и посвятить себя искусству. Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» - творческого содружества передовых русских композиторов - А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. А. Кюи. Эти знакомства сыграли решающую роль в дальнейшей судьбе Мусоргского. Теперь уже главным в его жизни становится музыка. И он решает оставить блестяще начатую военную службу. Упорный труд, самообразование становятся его жизнью. Быстро растет талант композитора.

Затем учился в школе гвардейцев в Петербурге, добившись значительных успехов. В это же время брал уроки игры на фортепиано у известного педагога А. Герке.

В1858 г. Мусоргский уходит в отставку, невзирая на уговоры родных и друзей.

С этого времени Мусоргский целиком посвящает себя музыке, работая без остановки.

Трудная жизнь, постоянное безденежье подорвали и без того расстроенное здоровье композитора. Он умер сорока двух лет, не успев закончить многие начатые произведения. Но то, что он создал, ставит его в ряды величайших композиторов мира. Друзья, высоко ценившие талант Мусоргского, собрали его незаконченные материалы, обработали, кое-что дописали, оркестровали.

Последние годы жизни Мусоргский тяжело болел и после концертной поездки с певицей Д. Леоновой (летом1879 г.) уже ничего не писал. Умер в 1881 году.

«Картинки с выставки» Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: мир знает его скорее как автора русских оперных фресок, «Бориса Годунова» и «Хованщины». В сравнении с ними «Картинки с выставки», написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более, что картины эти почти детские: на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки(«Тюильрийский сад», «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Быдло»)…Однако именно в «Картинках с выставки» творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске.

«Баба-яга» изображает полет на метле всем известной злой колдуньи, которой няньки пугают детей. В этой пьесе композитор очень натурально, почти зримо рисует эту сцену: слышатся броски, толчки, удары, баба-яга разгоняется и летит с посвистом и гиканьем как и положено нечистой силе. Основная тема похожа на нечаянно выхваченный фрагмент из русской пляски, под такую музыку можно прыгать и подбоченясь идти вприсядку, а можно и прокатиться на метле. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

И после краткого повторения темы полета баба-яга чуть ли не приземляется на самые

«Богатырские ворота». Вступает музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей.

Родился Модест Петрович Мусорский в семье дворян 21 марта 1939 года в селе Кареве псковской губернии. Мать с детства обучала его музыке. Первое свое образование юноша получил в одиннадцать лет, закончив Петропавловскую школу. Через год закончил обучение в пансионе Комарова. Спустя еще четыре года в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Одновременно со службой в лейб-гвардии юноша знакомится с А.А.Герке и учится у него виртуозной игры на фортепианно. Тогда же Модест знакомится с Даргомыжским и Балакиревым. Позже юноша становится участником группы «Могучая кучка», которая отложил свой отпечаток на творчество юного композитора..

С 1858 года оставив службу в чине прапорщика, юный композитор посвящает всего себя музыке. Спустя девять лет написана симфония «Ночь на лысой горе». Через год выходят романсы на стихи русских поэтов. Спустя еще шесть лет в Петербурге состоялась премьера оперы «Борис Годунов». Композитор ликовал, это был успех.

Годом ранее была начата работа над оперой «Хованщина». Работа над этим произведением продолжалась долгих семь лет. К сожалению, при жизни автора мир не увидел это произведение. Только спустя годы Римский-Корсаков доработал и инструментировал оперу.

В 1974 году композитором пишет десять произведений к рисункам Гартмана. Это знаменитые пьесы для фортепианно "Картинки с выставки». Чуть позже начинает трудиться над вокальным циклом «Песни и пляски смерти». Работа над циклом продолжается долгих три года.

Через два года Мусорский начинает работу над оперой «Сорочинская ярмарка». В ней присущи комедийные гоголевские мотивы. Однако это произведение не было закончено. Только после смерти автора опера было дописана Кюи.

Бедность вынуждает Мусорского вернуться на службу, которая не доставляла ему удовольствие, но позволяла, как то существовать. В это время Модест Петрович перестает писать.

2, 3, 4, 5 класс интересные факты

Биография Мусоргского кратко для детей

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение.
С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.

С 1857 г. был членом «Могучей кучки» - музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.

С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.

С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после - в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора.
2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.

Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.

Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.

Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.

Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.

2, 3, 4, 5 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Едва ли кто-то из русских классиков сравним с М.П.Мусоргским, гениальным композитором-самоучкой, в оригинальности, дерзновенности и самобытности путей воплощения идей, во многом предвосхитивших музыкальное искусство ХХ века.

Даже среди единомышленников он выделялся смелостью, устремленностью и последовательностью в отстаивании идеалов

Вокальное творчество Мусоргского

Вокальная музыка занимает определяющее место в творческом наследии композитора. В сборнике «Юные годы» (50-60-е гг.) он продолжает развивать линию А.Даргомыжского с тенденцией к усилению. Сборник ознаменовал наступление творческой зрелости композитора и определил круг образов и настроений (за исключением сатирических, которые появятся позднее); большая роль принадлежит образам крестьянской жизни, воплощению характеров персонажей-представителей народа. Неслучайно кульминацией сборника считаются романсы на слова Н.Некрасова(«Калистрат», «Колыбельная Еремушке»).

М.П.Мусоргский

К концу 60-х гг. произведения композитора наполняются сатирическими образами (целая галерея сатир воплощена в «Райке»). На грани зрелого и позднего периодов появляется цикл «Детская» на собственный текст, представляющий собой ряд психологических зарисовок (мир глазами ребенка).

Позднее творчество Мусоргского отмечено циклами «Песни и пляски Смерти», «Без солнца», балладой «Забытый».

Вокальные произведения Модеста Петровича в целом охватывают следующий круг настроений:

  • лирика , присутствующая в самых ранних сочинениях и окрашивающаяся впоследствии во все более трагические тона. Лирико-трагической кульминацией этой линии выступает вокальный цикл «Без солнца» (1874);
  • линия «народных картинок», зарисовок, сценок крестьянской жизни («Калистрат», «Колыбельная Еремушке», «Сиротка», «Цветик Савишна»), приводящая к таким вершинам, как баллада «Забытый» и «Трепак» из цикла «Песни и пляски Смерти»;
  • линия социальной сатиры (романсы 60-70х гг.: «Семинарист», «Классик», «Козел» («Светская сказочка»), кульминация – «Раек»).

Отдельную группу произведений, не относящихся ни к одной из вышеперечисленных, составляют вокальный цикл «Детская» (1872) и «Песни и пляски Смерти» (кроме «Трепака»).

Развиваясь от лирики через бытовое начало, сатирические или социальные зарисовки, вокальная музыка композиторп Мусоргского все более наполняется трагическими настроениями, которые становятся едва ли не определяющими в позднем творчестве, со всей полнотой воплотившись в балладе «Забытый» и «Песнях и плясках Смерти». Иногда более, иногда менее отчетливо, но трагическая тема звучала и ранее – уже в «Калистрате» и «Колыбельной Еремушке» ощутим остродраматический надрыв.

Он переосмысливает семантическую суть колыбельной, сохраняя лишь внешние признаки жанра. Так, и «Калистрат», и «Колыбельная Еремушке»

(которую Писарев назвал «мерзкой колыбельной»)

— не просто убаюкивание; это – мечта о счастье для ребенка. Однако остро звучащая тема несопоставимости реальности и мечты превращает колыбельную в плач (кульминацию этой темы представит цикл «Песни и пляски Смерти»).

Своеобразное продолжение трагической темы наблюдается

  • в « Сиротке» (крошечный ребенок, просящий милостыню),
  • « Светик Савишна» (горе и боль отвергнутого купчихой юродивого, – образ, наиболее полно воплотившийся в Юродивом из оперы «Борис Годунов»).

Одной из трагических вершин музыки Мусоргского выступает баллада «Забытый» — произведение, объединившее таланты Верещагина (в написанной им антивоенной серии, увенчанной «Апофеозом войны», есть картина «Забытый», что легла в основу идеи баллады), Голенищева-Кутузова (текст). Композитор вводит в музыку также образ семьи солдата, используя прием контрастного сопоставления образов: наивысшая степень трагизма достигается сопоставлением на фоне колыбельной обещаний матери, баюкающей сына и говорящей о скором возвращении отца, и финальной фразы:

«А тот забыт – один лежит».

Вокальный цикл «Песни и пляски Смерти» (1875) — кульминация вокального творчества Мусоргского.

Исторически в музыкальном искусстве образ смерти , подстерегающей и отбирающей жизнь зачастую в самые неожиданные моменты, выражался в двух основных ипостасях:

  • мертвой статикой, застылостью (в эпоху Средневековья таким символом стала секвенция Dies irae);
  • изображение смерти в Dance macabre (пляски смерти) – традиция, идущая от испанских сарабанд, где похороны проходили в движении, торжественном траурном танце; находит отражение в творчестве Берлиоза, Листа, Сен-Санса, т.д.

Новаторство Мусоргского в связи с воплощением данной тематики заключается в том, что Смерть теперь не только «пляшет», но и поет.

Масштабный вокальный цикл состоит из 4-х романсов, в каждом из которых смерть подстерегает жертву:

  • 1 ч. «Колыбельная». Смерть поет колыбельную над кроваткой ребенка;
  • 2 ч. «Серенада». Принимая облик странствующего рыцаря, Смерть поет серенаду под окном умирающей девушки;
  • 3 ч. «Трепак». Крестьянин замерзает во вьюжной, морозной степи, а Смерть поет ему свою песню, обещая свет, радости и богатство;
  • 4 ч. «Полководец». Грандиозный финал, где Смерть появляется на поле битвы как полководец, обращаясь к павшим.

Идейная суть цикла – протест и борьба против всесилия смерти с целью изобличить ее ложь, что подчеркнуто «фальшивостью», неискренностью в использовании каждого из бытовых жанров, что лежат в основе его частей.

Музыкальный язык М.П.Мусоргского

Речитативную интонационную основу и мастерски разработанную фортепианную партию вокальные произведения композитора реализуют посредством форм, зачастую отмеченных признаками индивидуального авторского стиля.

Оперное творчество

Так же, как и вокальная музыка, оперный жанр у Мусоргского ярко раскрывает самобытность и композиторскую силу таланта так же, как и его передовые взгляды, идейные и эстетические устремления.

Завершенными в творческом наследии являются 3 оперы

«Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»;

нереализованными остались

«Саламбо» (исторический сюжет),

«Женитьба» (есть 1 действие),

ряд замыслов, вообще неосуществленных.

Объединяющим моментом для опер (кроме «Женитьбы») является наличие народных образов в качестве основополагающих, причем они используются:

  • в общем плане как коллективный образ народа, народ как единый герой;
  • индивидуализированное представление отдельных героев-представителей народа.

Важным для композитора было обращение к народным сюжетам. Если в замысле «Саламбо» лежала история столкновения Карфагена с Римом, то в других операх его волнует не древняя история, но – Русь в моменты наивысших потрясений, в наиболее смутное время своей истории («Борис Годунов», «Хованщина»).

Фортепианное творчество Мусоргского

Фортепианное творчество у этого композитора представлено единственным циклом «Картинки с выставки» (1874), вошедшим, тем не менее, в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес (« Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.

Жанровое своеобразие цикла, с одной стороны, отсылает к типичной программной сюите, с другой – к рондальной форме, где «Прогулка» выступает рефреном. А с учетом того, что тема «Прогулки» ни разу не повторяется в точности, проявляются черты вариационности.

Кроме того, « Картинки с выставки» вбирают выразительные возможности фортепиано:

  • колористические, благодаря чему достигается «оркестральность» звучания;
  • виртуозность;
  • в музыке цикла ощутимо воздействие вокального стиля композитора (как песенности, так и речитативности и декламационности).

Все эти черты делают «Картинки с выставки» уникальным в истории музыки произведением.

Симфоническая музыка М.П.Мусоргского

Показательным произведением в области симфонического творчества является «Иванова ночь на Лысой горе» (1867) — шабаш ведьм, продолжающая традицию Берлиоза. Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики.

Оркестровка

Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность.

Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.

Суть новаторского подхода к использованию музыкально-выразительных средств музыкант формулировал примерно так:

«…создавать экспрессивные формы речи, а на их основе – новые музыкальные формы».

Если сравнить Мусоргского и , великих русских классиков, в чьем творчестве одним из главных является образ народа, то:

  • в отличие от Глинки, для которого характерен портретный метод показа, для Модеста Петровича главное – показ народных образов в развитии, в процессе становления;
  • Мусоргский, в отличие от Глинки, выделяет из народной массы индивидуальные персонажи, представляющие народ. Кроме того, каждый из них выступает носителем определенного символа (например, Пимен из «Бориса Годунова» — не просто мудрец, но – олицетворение самой истории).
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Мусоргский Модест Петрович - известный русский композитор, виртуозный пианист, член «Могучей кучки».

Биография

Детство

Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве - Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.

Образование

До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.

Творческий путь

Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени - М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.

Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.

В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.

После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».

Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.

С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.

С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов - Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.

Личная жизнь

Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.

Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.

Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.

Рядом с его именем упоминается и женское имя - Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.

Смерть

Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Основные достижения Мусоргского

  • Музыкальный язык и драматургия нового жанра Мусоргского, музыкальной драмы, обозначили разрыв с рутиной оперного театра того времени, её действие с тех пор совершалось специфически музыкальными средствами. Первой музыкальной драмой стала опера «Борис Годунов».
  • Его «Хованщина» стала первой народной музыкальной драмой, в которой поднимаются пласты глубинной народной жизни, раскрывается тема народной духовной трагедии.
  • Музыкальные произведения Мусоргского оказали большое влияние на многие поколения композиторов: на их основе сформировались стили М. Равеля, К. Дебюсси, а также музыкально-театральные сочинения Л. Яначека, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, А. Берга, О. Мессиана и других.
  • Специфическая мелодика, гармония музыкальных произведений Мусоргского предвосхитили многие черты музыкальной гармонии XX века.

Важные даты биографии Мусоргского

  • 1839 год - рождение
  • 1849 год - поступление в немецкое училище Петришуле (Санкт-Петербург)
  • 1852–1856 года - обучение в Школе гвардейских подпрапорщиков
  • 1852 год - издание первое фортепианной пьесы «Подпрапорщик»
  • 1856–1858 года - служба в Преображенском полку в чине прапорщика
  • 1863–1867 года - государственная служба чиновником Инженерного управления
  • 1867 год - «Ночь на Лысой горе»
  • 1868–1880 года - служба чиновником в ревизионной комиссии Государственного контроля
  • 1869 год - опера «Борис Годунов»
  • 1972 год - работа над «Хованщиной», «Детская»
  • 1874 год - начало работы над «Сорочинской ярмаркой», цикл пьес для фортепьяно «Картинки с выставки»
  • 1877 год - вокальный цикл «Песни и пляски смерти»
  • 1879 год - гастроли по югу России с певицей М. Леоновой
  • 1881 год - смерть
  • Мусоргский обладал прекрасной музыкальной памятью, мог запомнить сходу сложнейшие оперы Вагнера. Однажды он, только познакомившись с «Зигфридом», тут же сыграл на память сцену Вотана.
  • Букву «г» в своей фамилии композитор стал писать только с 1863 года, а до этого времени все документы подписывал как «Мусорский».
  • Единственный прижизненный портрет Мусоргского сделал И. Е. Репин в военном госпитале, после белой горячки композитора, перед самой его смертью.
  • В 1935–1937 годах Некрополь мастеров искусств был реконструирован. В результате площадь перед Александро-Невской лаврой была расширена и перенесена линия Тихвинского кладбища. При этом многие могилы, в том числе и Модеста Петровича, были закатаны асфальтом. Теперь на месте захоронения великого композитора находится автобусная остановка.