Портретный очерк об интересном человеке. Как написать очерк о человеке, который важен для вас? Очерки и рассказы о людях

Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы - небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать "Записки охотника" Тургенева или "Остров Сахалин" Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.

Особенности жанра

Очерк - это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк - это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать - это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент - определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее - размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное - полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать - больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», - Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья - это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье - бежать домой, понимая, что там ждут? Семья - это основа жизни счастливой пары.

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное - по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

сочинение очерк о каком либо человеке и получил лучший ответ

Ответ от Ё Нежная[гуру]
Портретный очерк "Лучший Друг".





Очерк





В путевых очерках автор рассказывает о фактах, событиях, людях, которых ему довелось наблюдать во время своей поездки. Путевой очерк – это всегда рассказ с места событий, даже если автор побывал в этих местах достаточно давно.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: сочинение очерк о каком либо человеке

Ответ от Zom-_-Zom [активный]
не понятно очень большое надо нам писать


Ответ от Siatkoq Karomel [новичек]
Одним из жанров сочинения является очерк, в котором учащийся должен уделить основное внимание не литературному явлению, а жизненному (встреча с интересным человеком, освещение реальной ситуации, какого-либо путешествия и т. д.). В таком сочинении ученику нужно описать не только свои чувства, эмоции, переживания, но и сделать вывод об общественной значимости описываемых событий. Каковы же этапы работы над созданием очерка?
1
Подберите героя очерка. При прочтении вашего сочинения он должен вызвать интерес для читателя, т. е. человек, добившийся чего-то в жизни, выполнивший свое предназначение, проявивший свои качества в сложившейся ситуации. Выбор отрицательного героя несет в себе трудности для вас, т. к. возникает необходимость обоснованно критиковать его слова, действия, поступки. Для портретных очерков не рекомендуется выбирать звезд, родственников, умерших людей, злодеев и преступников, ближайших друзей. С помощью знакомых найдите героя, с которым вы сможете встретиться лично.
2
Сделайте подбор материала. Источники получения могут быть разными: интернет, знающие люди, слухи, книги, газеты и журналы и т. п. Из всего этого вы можете составить краткую характеристику героя для очерка по следующим пунктам: имя (прозвище, титул, кличка и т. д.) , его возраст, происхождение, национальность, семейное положение, дети, образ жизни, образование, награды и дипломы, собственность и состояние. Выявите, какие интересные факты отсутствуют, т. к. именно они могут привлечь читателя. Для путевого очерка потребуется изучить этнографические, исторические и географические материалы.
3
Сформулируйте вопросы и подготовьтесь к беседе с героем. Не следует задавать каверзных вопросов, т. к. любой человек не будет рад подвергнуться суровому допросу. Составьте минимум вопросов, потому что встреча навряд ли будет многочасовой. Оптимальным вариантом будет беседа, состоящая из трех-семи логично связанных вопросов. Можно передать их собеседнику заранее, чтобы он обдумал ответы, а при личной встрече обсудить их вместе. Возможно, герой предложит заменить что-то или дополнит ваш список своими вопросами. Это также позволит вам сделать очерк более интересным.
4
Во время беседы расположите к себе героя, сделайте своим союзником. Т. к. вы заранее договаривались о встрече, то не следует начинать разговор со слов: «Пожалуйста, представьтесь». Общая атмосфера должна быть доброжелательной, комфортной для вас обоих. Записывайте беседу в блокнот или на диктофон.
5
Опираясь на полученные данные о герое (цитаты и мысли о нем других людей, биографические сведения, занятия и работа, достижения, решаемые им проблемы, жизненные принципы, планы на будущее) , напишите сочинение, где главным абзацем должна стать формулировки идеи очерка. Излагайте свои мысли логично, дайте полную характеристику изучаемого человека, реализация смысла жизни героя. Стремитесь к уникальности вашего текста, чтобы он не был похож на краткую биографию или резюме.
Источник: Удачи. Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка.
В его глазах светится неугасимый огонёк - это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а пото


Ответ от Евгений Баскаков [новичек]


Ответ от Ўлианна Путрикова [новичек]
Я писала про своего дядю врача-хирурга.
Я бы хотела рассказать о необыкновенном человеке - своем родственнике.
Панов Юрий Александрович - врач-хирург многолетним стажем и заместитель главврача Сосновоборской городской больницы. Хирург - это благородная, ответственная и одна из самых необходимых профессий на земле. Хирург может спасти самое ценное - человеческую жизнь. Стать хирургом сможет далеко не каждый. Кроме глубоких теоретических знаний и твёрдой руки необходимо и ещё одно качество - искреннее сострадание и желание помочь.
Ю. А. Панов - хороший специалист потому, что он погружен полностью в изучение этой тяжёлой науки. У него имеется высшее медицинское образование. Мой дядя постоянно практикуется, совершенствуется и знакомиться с новыми методами и техниками лечения. Он всегда стремится пополнять свои знания в области медицины, развиваться и продолжать быть достойным примером врача-хирурга.
Не секрет, что труд врачей – это самопожертвование ради людей. По первому зову они должны прийти на помощь людям днем и ночью. Сколько переживаний за пациентов, операций и бессонных ночей бывает в их жизни, что и не счесть.
Врачи - "стражи здоровья". Они спасают людей и охраняют жизнь на Земле. А как часто представителям этой нелегкой профессии приходится спасать жизни и все зависит от их способности принять правильное и своевременное решение. А ошибиться нельзя, так как цена ошибки - человеческая жизнь.
Трудно даже представить себе, что стало бы с планетой, если бы не было врачей. По-моему, врачи каждый день совершают героические поступки. Ведь они спасают людей, их жизни, продлевают существование всего человечества.
Врачи проводят большую часть своего времени на работе и мой дядя не исключение. Его отличительные черты: определённый психологический настрой, интуиция и аккуратность. Так же он обладает отменным здоровьем, как физическим, так и психологическим, всегда готов к серьёзным нагрузкам и стрессовым ситуациям. Потому, что работа хирурга предполагает ночные дежурства и работу в выходные дни. На работе мой дядя компетентный и чуткий врач, а в жизни – интересный собеседник, общительный и позитивный человек.
Я решила написать о нем потому, что он не только кардинально изменил жизни тысячей людей, но и спас несколько сотен. Каждый день мой дорогой сердцу дядя делает все возможное, а порой и невозможное, помогая людям снова вернуться к нормальной и привычной жизни.


Ответ от Кккк кокк [новичек]
Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка.
В его глазах светится неугасимый огонёк - это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000». Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии, которой он делится с людьми.
По своей натуре это сильный, волевой, очень оптимистичный и жизнерадостный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он немного по-детски наивен и эмоционален. Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий язык совершенно незнакомыми ему людьми. А людей в свою очередь притягивает его живость и незаурядность.
Конечно он такой не всегда. Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за жизнью со стороны. Именно в эти минуты он отправляется в театр. Там он словно не в зрительном зале, а на сцене вживавается вроль героев, проживает моменты их жизни, а затем возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке.
А самое главно приятное то, что этот серьезный молодой человек ценит и уважает обычную человеческую дружбу, где, несмотря на разницу в возрасте, он все равно остается младшим братиком - Андрюшкой.
Очерк
1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальныепроблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает ианализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
К сюжетным очеркам относятся портретный и проблемный. Портретный рассказывает о каком-либо интересном человеке: учёном, спортсмене, музыканте, артисте, труженике села и т. д. Вообще, перед автором стоит задача нарисовать живые черты героя всеми доступными речевыми средствами, сообщить о том необычном, чем данный человек отличается или отличился от других.
В проблемных очерках вместо отдельных фактов или событий, портретов людей, нарисованных в конкретной обстановке, даются обобщённые образы героев. В таких очерках внимание читателя сосредотачивается на решении злободневных проблем, а для этого журналисту необходимо дать такой художественно-публицистический анализ действительности, в котором явления жизни, сами факты отобраны и преподнесены в свете общенародных проблем.
К описательным относятся событийный и путевой очерки. Событийный – чаще всего посвящен какому-нибудь важному событию в жизни достаточно большой группы людей, например, народному празднику, запуску космического корабля, военному параду и т. д.
В путевых очерках автор рассказывает о фактах, событиях, людях, которых ему довелось наблюдать во время своей поездки. Путевой очерк – это всегда рассказ с места событий, даже если автор побывал в этих местах достаточно давно.

Как написать биографический очерк
Сбор информации Отражение по информационному Написать Биографический очерк Пересмотреть Биографический очерк Биография рассказывает о характере человека, жизни и достижениях. Биографический очерк короче и гораздо более конкретными. Эскиз должен предоставить читателям основную информацию о человеке, и дать им чувство характера человека. Биографический очерк может быть написана, чтобы дать людям больше информации об исторической фигуре, или предоставить некоторую информацию о себе, карьере инструмент для трудоустройства. Следуйте этим простым шагам, и вы будете на пути к написанию звездной биографический очерк о ваших собственных.

Читайте другие биографические очерки, прежде чем начать свой собственный. Это даст вам более полное представление о ремесле.
Если вы пишете биографический очерк о себе, вы должны попробовать, чтобы не переходить лимит слов более чем на несколько слов. В противном случае, ваши потенциальные работодатели будут думать, что не знаю, как следовать указаниям или быть кратким.

Личности

Очерки об интересных людях


Виктор Кротов

© Виктор Кротов, 2017


ISBN 978-5-4483-4009-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

На обложке: отец Александр Мень, фото Марии Романушко.

«Личность не пропадает».

Отец Александр Мень

Александр Мень:

сила и слава

1. Если бы о нём написать…

Если бы написать об этом человеке, пришлось бы очень внимательно подбирать слова. Можно наговорить много ненужного, неважного, чисто своего. А хотелось бы говорить о нём.

Каждый человек является нам во многих обликах. Но один из них становится как бы камертоном памяти. Если бы написать об отце Александре, какой облик его стал бы центральным? Главным среди сохранённых памятью – или душой… Наверное, вот этот… Только бы решиться вернуться туда…


Распахиваются двери электрички. Следующая остановка – Сергиев Посад. Там Лавра, богомольцы, древние намоленные храмы. А здесь – просто лето или зима, весна или осень.

Крутая лестничка с платформы вверх. Асфальтовая неширокая дорожка, от которой слегка отступил лесок справа и слева. И дышится по-лесному легко.

Нет, нет! ничего ещё не было здесь, не надо пока об этом…

Легко дышится, легко идётся. Даже когда под конец приходится свернуть с асфальтовой дорожки, пройти метров двадцать по корням и по доскам, прикрывающим лужи, не унываешь.

Вот и калитка с кнопкой звонка, который раздастся в доме. Церемония удержания собаки, честно пытающейся изобразить возмущение.

Сени, где уже начались стеллажи – с журналами. Вон «Вопросы философии», вон «Журнал московской патриархии»…

На узкой площадке тоже полки, тоже книги, да метровая статуэтка крестоносца с надписью «CREDO». Налево с площадки – дверь, плотно обитая, чтобы отгородиться от шума.

Она открывается, эта заветная дверь, и закрывается за тобой. Здесь дышится ещё легче. Мансарда, со скошенным потолком, повторяющим наклон крыши. Красный угол, лампадка. Ряса, висящая у двери, всегда наготове… Большое окно. Кабинет опоясан стеллажами книг. Стена книг на столе. А высокий шкаф, отгораживающий от двери закуток с узким диванчиком, полон книгами с двух сторон. С лицевой – философскими, религиозными, энциклопедическими. С внутренней, со стороны затаённого за шкафом диванчика, – фантастикой и приключениями.

Направо – журнальный столик и пара уютных кресел. Это для гостей. А налево, за письменным столом, на рабочем крутящемся стуле, рядом с пишущей машинкой, со стопками книг и папок, – он, отец Александр, Александр Владимирович. Что-то ищет в ящике стола и машет на кресло: «Садитесь, Виктор, расслабляйтесь… Посмотрите вон на столике, мне недавно прислали…» Беру журнал или книгу, это ужасно интересно, но интереснее всего всё равно остаётся он, отец Александр…

Многие прихожане считают его чистокровным греком. Он смугл, волосы у него волнистые, чёрные, едва начинающие седеть. Глаза карие, живые, с улыбчивой искоркой. Он не всматривается, не гипнотизирует, он никем не притворяется, не старается придать себе значительности. Наоборот, старается отвести от себя внимание собеседника на более важные, более нужные вещи. Рассказывает о том и о сём, ему есть что рассказать и о жизни, и о книгах, и о людях…

Он часто умолкает, но не в ожидании ответных фраз. Пауза не вынуждает тебя говорить, она как бы подбадривает: ничего, ничего, не обязательно поддерживать разговор, я сейчас ещё одну любопытную вещь расскажу… Но если ты заговорил, тебе принадлежит всё внимание отца Александра. Отеческое внимание – если ты пришел к нему как к отцу. Дружеское внимание – к каждому.


Он не очень высок и немного полноват. В обыденной обстановке движения его таят в себе легкую обаятельную неуклюжесть. Он словно тихонько посмеивается над этим маскарадом повседневных забот. И остаётся свободным и независимым от этого маскарада, какое участие не принимал бы в нём по необходимости…

Это было написано в декабре 1990 года. Мне казалось, что напишу ещё и ещё. Но не смог.

2. Сила и слава отца Александра

Рано утром девятого сентября 1990 года ударом топора по голове был убит один из замечательнейших людей нашей страны и нашего века священник Александр Мень.


Историки, которые будут анализировать нравственную историю нашего столетия, отметят дату 9 сентября 1990 года как трагический рубеж в жизни агонизирующего атеистического строя. «Теперь может быть что угодно», – сказали мы друг другу, не в силах прийти в себя после ужасного известия.

И действительно – началось что угодно. Государство притворилось неспособным найти убийц. Девять месяцев спустя была объявлена жалкая пятитысячная премия. Не помогло. Даже могучий Комитет Государственной Безопасности вдруг оказался бессильным перед дегенератом с топориком. Два крупнейших политических лидера страны обещали держать дело под своим контролем. Не помогло. Общественное мнение проворчало, что положено, и осталось в полузабытьи, так и не осознав масштабов трагедии.

Вскоре убили ещё одного священника, потом ещё одного. Надо ли говорить, что убийцы не были найдены. И стиль убийств был нарочито тот же: тяжёлым предметом по голове. По голове, по голове…

Надо ли рассказывать о том, каковы оказались политические события – виток за витком – окрасившие последующие годы в чёрно-красные тона…


Историки осмыслят это событие многократно. Нам, современникам этого человека, важно сберечь память о нём. И, может быть, ещё до историков нам необходимо понять, что произошло девятого сентября со всеми нами.


Мне хотелось бы рассказать об одной из страниц этой замечательной жизни. Рассказать о переводе романа Грэма Грина «Сила и слава». И даже не столько о переводе, сколько о поразительном сцеплении творчества и судьбы, позволяющем ощутить некие силовые линии, выходящие за схему простых совпадений.

Отец Александр написал много глубоких книг. Они вошли уже в золотой фонд нашей культуры, хотя не все склонны это признавать. Многие из этих книг носят поистине энциклопедический характер и требовали колоссальной работы. Как ему удавалось сочетать её с насыщенной священнической и проповеднической деятельностью, с деятельностью педагогической, с большой перепиской, с человеческим неторопливым общением?.. – всё это на грани чуда. И вдруг отец Александр берётся за перевод романа!

Он сам был словно удивлён этим, говорил о своём переводе с лёгким улыбчивым смущением. Мне довелось довольно часто встречаться с ним в тот период и стать счастливым слушателем всего романа: ссылаясь на неразборчивый почерк, отец Александр каждый раз читал очередную главу вслух.

Потом мы говорили с ним обо всём, на что наводило нас содержание этой главы, – и роман словно расширялся, вбирая в себя жизнь сегодняшнего мира.

Сейчас я прислушиваюсь к своей памяти заново (так и не читал этот роман глазами, хотя он и был позже опубликован в чьём-то ещё переводе) – и сцены его почти неотделимы уже от того, кто мне их читал.

Постараюсь вот так, по памяти, может быть не очень точно, передать некоторые впечатления об этом романе, соединенные с памятью о необыкновенном переводчике, увидевшем в этой книге нечто важное для себя и для всех нас.

* * *

Отец Александр был большим книгочеем. Он читал на многих языках. Сложной литературы для него не существовало. При этом ему нравился и тот увлекательный жанр, который принято обозначать словами «приключения и фантастика» (как тут не вспомнить про оборотную сторону шкафа у диванчика). Жанр, вплетающий в житейские обстоятельства притчу и символ. Жанр, использующий движение сюжета вместо назидания. Жанр ироничный и непредсказуемый.

Не удивительно, что отец Александр любил книги Грэма Грина – высочайшего профессионала приключенческого жанра и вместе с тем мастера, умеющего наполнять свои книги тем, ради чего и стоит их писать: осмыслением жизни. Писателя-христианина (католика, но это не пугало отца Александра, ставящего христианство выше конфессиональных перегородок). Писателя, особо внимательного к миру социальных надежд и иллюзий.

«Сила и слава» – это роман о священнике. О священнике в стране победившей революции. Революция присутствует здесь прежде всего как некое стихийное безликое явление, переворачивающее привычную человеческую жизнь. Религия запрещена. Священников или женят, вынуждая тем самым нарушить обет безбрачия и расстаться с саном, или – казнят. Есть и ещё один выход для священника – убежать из страны.

Шахриза Богатырева 2017-04-18
Судьба человека непредсказуема, и никто не знает, в каком месте и куда она повернет. Но послушаешь, посмотришь на чью-то жизнь, особенно благополучную, состоявшуюся - и становится ясно - иначе и быть не могло, все закономерно. Что-то есть в генной программе человека, не дающее ему ни при каких лишениях и невзгодах сбиться с истинного пути.
Об одном из таких людей сегодня пойдет речь.
Ибрагим Магомедович Биджиев родился в Зеленчукском районе, в ауле Красный Карачай. После насильственного переселения карачаевцев этот аул исчез с лица земли - сейчас на месте селения стоят несколько кошар для летнего выпаса скота. А тогда, до войны, это был большой аул почти в триста домов. Аульчане жили в труде и нехитрых крестьянских радостях. Как все карачаевцы, вековые скотоводы, они занимались в основном животноводством. С соседями жили мирно и дружно.
- Мой отец, бывало, когда ездил на базар в станицу Зеленчукскую, оставался на ночь-другую в селе Хасаут-Греческом у своего друга-грека по фамилии Саулов. И не только мой отец - почти у всех жителей нашего аула были друзья-греки, - рассказывает Ибрагим Магомедович.
А потом грянула война. Все мужчины ушли на фронт, и его отец тоже. Остались старики, женщины да дети, которые, как и вся страна, жили вестями с фронта. А вести большей частью были трагичные: отец Ибрагима Биджиева, как и многие другие аульчане, пал смертью храбрых, оставив пятерых детей сиротами.
Но беда одна не приходит.
Та осенняя ночь навсегда осталась в памяти Ибрагима, тогда 6-летнего мальчика. Они с матерью жили на кошаре в горах. Дни стояли погожие, но ночью резко холодало. Как-то под утро в их дверь грубо постучали. Вошли солдаты и бесцеремонно выгнали всех в холодную темноту осенней ночи. С верхних кошар уже спускались, спотыкаясь, недоумевающие и перепуганные люди, солдаты гнали скот.
- У нас в народе испокон не принято сбивать в одно стадо коров, овец и коз, каждое стадо идет отдельно, а тут - весь скот согнан в одну кучу, - вспоминает Ибрагим Магомедович. - Один из моих братишек бросился было разделить скот, как привык помогать старшим, соседям, и офицер тут же выдернул пистолет, чтобы пристрелить брата. Моя мать молнией бросилась к офицеру и повисла на его руке.
В аул спустились на рассвете. Посередине аула собрали ничего не понимающих людей - от грудничков до глубоких старцев. Кто-то негромко говорил, что это учения военного времени - сейчас всех отпустят по домам, надо немного подождать, потерпеть.
Тем временем в крытые грузовики погрузили оставшихся в селе мужчин - инвалидов, калек, пришедших с войны. До сих пор не может забыть Ибрагим их крики: «Прощайте, люди!» И тогда стало понятно, что никакие это не учения, что всех ждет что-то ужасное и неминуемое.
Матери его дали десять минут, чтобы собрать что-нибудь. Не знаю, что могла за это время собрать ничего не понимающая вдова с пятью малыми детьми на руках.
Первую ночь люди провели прямо на улице, пока военные искали по кошарам остальных аульчан. Вторую ночь - в кузовах крытых грузовиков. И только на третьи сутки народ вывезли на станцию Баталпашинскую и погрузили в скотные вагоны. Слезы, причитания, плач детей, стоны больных, окрики военных, лай собак - так выселяли с родной земли народ, чьи мужчины погибали на фронте.
Две недели люди ехали в сплошной темноте в продуваемых дощатых вагонах, мучились от холода, жажды, голода, темноты, неизвестности, отчаяния... Чем дальше отъезжали от Кавказа, тем холоднее становилось. Полураздетые люди начали болеть, особенно старики и дети, и смерть начала снимать свою обильную жатву. Умерших, еще вчера твоих самых близких людей, сегодня солдаты выкидывали с поезда в ледяную степь. Все помнит Ибрагим Магомедович - как будто это было вчера.
Наконец, прибыли в Казахстан. На станции их встречали казахи в верблюжьих повозках, начали развозить по окрестным селам. Людей в преддверии зимы селили в сараи, конюшни, где не то что печек - настила деревянного не было, редко - в саманные домики. Буквально на следующий день комендатура всех взяла на учет, и сразу же все трудоспособное население: женщин, подростков - отправили в поле на уборку свеклы, хлопка.
Испокон привыкший трудиться народ работал, а вот еду не получал. Сначала люди кормились тем, что продавали то, что успели захватить с собой - золото, украшения. Потом все закончилось, и часто видел маленький Ибрагим, как иссохшие от голода матери хоронили своих детей, похожих на скелетиков.
- Голод невыносимо мучителен, не знаю даже, что может сравниться с ним, - говорит Ибрагим Магомедович. - Но унижения и оскорбления еще тяжелей. Мы не могли понять - за что нас в одночасье выгнали из домов, везли в темных холодных вагонах, выгрузили неизвестно где, мы каждый день умираем на чужбине от голода и холода, в то время как наши отцы и братья воюют, а нас еще бандитами называют. Нас, детей, умирающих от голода!
Правда, оскорблений становилось меньше с годами. А годов этих на чужбине было целых четырнадцать. За эти годы Ибрагим Биджиев окончил школу, потом - шоферские курсы в Чимкенте, и, наверное, остался бы в своем селе Алгабас Пахта-Аральского района. Но пронеслась радостная весть - карачаевцев возвращают на Кавказ! Люди не верили своему счастью, считали дни.
И такой день настал! Не передать счастье вернувшихся на землю прадедов, в отчие дома!
На родине народ ждали новые трудности: обустройство, выкуп своих собственных домов у чужих людей, живущих там. Но по сравнению с тем, что карачаевцы пережили...
Вскоре по возвращении Ибрагима Биджиева призвали в армию. Попал он в Московский военный округ. Командир части Константин Акимович Минеев, услышав нерусскую фамилию, спросил: «Кто по национальности?» - а потом сказал: «Ме-ня твой земляк Мухаджир Лайпанов заслонил своей грудью. Сам погиб, а мне жизнь спас. Я вас знаю как отважных и верных людей. Пойдешь ко мне служить?»
Надо ли говорить, как окрылили эти слова юношу, всю жизнь слышавшего только оскорбления в адрес своего народа. Там же, при дивизии, была вечерняя школа марксизма-ленинизма, которую Ибрагим Магомедович успешно окончил. А к окончанию службы он был принят в партию. На собрании один из генералов недоверчиво поинтересовался, как Ибрагим, представитель репрессированного народа, относится к политике партии и государства. Биджиев ответил:
- Я принимал присягу на верность своей стране и буду верен этой присяге всю жизнь!
Тут к задававшему вопросы обратился другой генерал:
- Вы знаете Лидию Русланову? Так вот, она тоже была репрессирована, и я - ее муж.
В Карачаево-Черкесии молодого коммуниста Биджиева направили в Урупский район секретарем партийной организации строящегося горно-обогатительного комбината.
Сам Ибрагим Магомедович при этом работал водителем.
- Я с детства привык браться за любую работу - от труда никто не умер, - говорит Биджиев. - Поэтому и в других людях ценю трудолюбие и порядочность.
После окончания Ростовского автотранспортного техникума Ибрагим Магомедович начал поэтапно подниматься в должности - старший механик, начальник автоотряда. В 1974 году было создано Урупское АТП, на котором он 20 лет проработал в должности главного инженера и замначальника. На сегодняшний день Ибрагим Магомедович - генеральный директор этого АТП.
Лично мне очень нравится такой поэтапный «подъем» по служебной лестнице. Это сейчас такие времена, что «позвоночные» мальчики-девочки по волшебному звонку оказываются у власти и чинов, не имея никакого понятия, как строится изнутри предприятие или организация.
Трудился Ибрагим Магомедович всегда на совесть, и его работу высоко ценили. Он награжден десятками почетных грамот: «За высокие производственные показатели», «За достигнутые успехи в производственной деятельности», «За активную работу в обеспечении выполнения государственного плана», «За долголетний добросовестный труд и большой вклад в развитие автомобильного транспорта», «За высокий профессионализм»...
Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1986-м Ибрагим Биджиев награжден медалью «За трудовую доблесть», а также значком «Почетный автотранспортник». За долголетний добросовестный труд ему присвоено звание «Почетный ветеран труда».
В этом году Ибрагиму Магомедовичу исполнилось 80 лет, а он до сих пор в рабочем строю. У него отличная память, он прекрасно знает свое дело, работу транспорта общего пользования, осуществляющего рейсы во все населенные пункты Урупского района, республики и межрегиональные.
- По линии транспорта в нашей республике на сегодняшний день нет 80-летнего руководителя, - улыбается Биджиев.
Ибрагим Магомедович прошел суровую жизненную школу во времена депортации народа и пережил огромное горе - потерю единственного сына - в мирной жизни. Но был и остается стойким, цельным, скромным человеком. Молодежи, не знавшей, что такое голод, когда человек ест траву и опилки, он желает ценить нынешнее благополучие, удерживать себя от пороков, беречь честь и доброе имя.
- Человек он от природы исключительно порядочный, честный и справедливый, - отзывается о нем Азрет Акбаев, член Союза писателей и Союза журналистов России. - Очень хлебосольный, всегда поделится последним, всегда поддержит друга в трудную минуту. К тому же он настоящий патриот своего народа и своей страны.
Знаете, я давно поняла одно: чтобы оставаться Человеком - надо быть им с рождения. И я счастлива, когда жизнь устраивает мне такие встречи с настоящими людьми.
Шахриза Богатырева.
Фото автора.