Как композитор выражает контраст. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Сегодня мы рассмотрим, что такое контраст относительно различных областей искусства и науки. Этот термин нам встречается в музыке, математике, физике и литературе, в театральном контексте и в кинематографе. Контраст также имеет большое значение для фотографии и даже для картины, написанной красками или карандашами.

Общее краткое понятие

Для начала определяемся с контраст, вне зависимости от какой-либо отрасли. Термин происходит от французского слова contraste, что переводится на русский как "противоположность". Суть контраста заключается в разности двух (стандартный вариант) элементов. Их отличия могут заключаться не только в размерах, но и в формах, цветах, возрасте… кроме того, контраст может встречаться нам в неосязаемых вещах. ассоциации, мечты, сны, голоса, впечатления и так далее.

Музыка и ее выражение

Каждый музыкант прекрасно знает, что такое контраст в музыке. Мы воспользуемся их знаниями и обогатим свой кругозор. В основе ярких, эмоциональных и нестандартных произведений лежит именно контраст. Он достигается путем сопоставления принципиально разных музыкальных единиц. К примеру, это может быть контрастность оттенков - резкий переход от громко сыгранного аккорда к тихому перебору нот. Разница может заключаться в ладах - первая часть произведения исполняется в миноре, а заключительная - в мажоре (Фантазия ре-минор Моцарта). Аналогично контрасты в музыкальном искусстве проявляются в ритме (смена размера в середине произведения), в темпе, в штрихах. Очень оригинально звучат пьесы, в которых чередуется плавное легато и отрывистое стаккато.

Живопись

С момента зарождения самых первых видов искусства люди знали, что такое контраст, но пользовались этим приемом очень осторожно. Во времена античности, в средние века, и даже в эпоху Возрождения в моде была выдержанная в одном русле цветовая гамма. То есть если картина должна быть темной - то и все ее элементы состоят либо из серых тонов, либо из коричневых. Если же изображается нечто светлое, то и все краски подбираются в соответствии с этим правилом. В конце 19-го века творцы стали отступать от этих стандартов, и в ход пошла экспрессивная контрастность. При этом заключалась она не только в цвете, но и в формах. Например, Ван Гог делал акцент именно на сочетании самых ярких оттенков в своих работах. Сальвадор Дали экспериментировал с формами, а также сопоставлял самые несочетаемые между собой предметы. Пабло Пикассо умел так искривлять пропорции, что они смотрелись нарочито неправильно, но при этом уникально и очень красиво.

Фотография

В наше время контраст - определение, которое у многих людей ассоциируется с фотопленкой или с электронными вариантами снимков. Суть заключается в том, что фотографический материал передает разницу характеристик различных участков изображения. Это могут быть очень темные и очень светлые и теплые тона, что в сумме создает насыщенность картины, делает ее целостной и яркой. Наиболее яркий прием в фотографии - это оптический контраст. Основа его заключается в том, что один предмет, который выступает в главной роли на снимке, сильно отличается (по любым признакам) от фона. Оптический контраст делится на цветовой (встречается также в дизайне одежды и помещения), а также контраст освещения (игра света и теней).

Литература

В данной сфере наиболее ярко можно увидеть, что такое контраст образов. Любое произведение, будь то рассказ, стихотворение, поэма или роман, состоят из главных действующих лиц. Самое интересное, что в этой роли выступают не обязательно люди. Это могут быть птицы (Лермонтов, «Птички небесные»), животные, (Фет, «Весенний дождь»), атмосфера (Блок, «Ночь, улица, фонарь…») и т. д. Контраст тут заключается главным образом в антонимах. Они могут встречаться либо в описании, либо в прямой речи. Второй контраст образов - это непосредственно портреты главных действующих лиц. Плохой - хороший, высокий - низкий, больной - здоровый, богатый - бедный и т. д. В данном контексте контрастными можно считать произведения Достоевского. Он ярко показывает читателю разницу между богатыми людьми и теми представителями общества, которые только что сняли с себя оковы крепостного права.

Кинематограф

Еще один тип искусства, где четко просматривается, что такое контраст, - это кино. В принципе, его можно тут совместить с театром, так как принцип игры актеров и сценарии идентичны. Как и в литературе, контраст тут строится на образах и атмосфере. Отрабатывается тип поведения героев. Кто-то ведет себя величественно, кто-то низко, у одних действующих лиц хорошее настроение - у других подавленное, кто-то доверчивый, кто-то подлый. На этом строится любая пьеса, любой фильм и любая картина. Можно с полной уверенностью сказать, что без контраста невозможно написать ни один роман и, соответственно, невозможно по нему ни поставить спектакль, ни снять фильм.

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.

Тема:

Тип урока:

Формирование новых знаний.

Цель урока:

Особенности мировосприятия композитора С.В.Рахманинова, темы философского звучания в его творчестве.

Задачи урока:

Знакомство с жизнью и творчеством композитора. Краткий обзор исторических предпосылок. Особенности жанра «романс» в творчестве С.В.Рахманинова.

Прилагается презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир образов вокальной и инструментальной музыки Образы романсов С.В.Рахманинова Работу выполнила Учитель музыки МБОУ «СОШ №1» г.Бологое Тверской области Минчева Л.Н.

Сергей Васильевич Рахманинов 1873 - 1943 Русский композитор, пианист, дирижёр.

С творчеством Сергея Рахманинова мы с вами начали знакомится ещё в начальной школе. Сегодня мы попробуем вспомнить, обобщить все - что знаем об этом великом, русском композиторе. Итак, наше путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

"Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже XIX – XX веков. Столкновение нового во старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.

Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

Задание: Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку? Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать. И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт… СИРЕНЬ

Рассказ « Сирень» …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо…У каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…

Транскрипция С.В.Рахманинова

Задание: В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»? Какой образ создаёт каждый из исполнителей? Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами.

Выводы: Личность выражает внутреннее состояние в музыке Различные исполнители создают свой образ Зрительные образы усиливают восприятие, делают музыкальный образ более разнообразным, выразительным. Выводы: Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние. Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным. Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Предварительный просмотр:

6 класс Урок музыки по теме

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».

Тип урока:

Формирование новых знаний.

Цель урока:

Особенности мировосприятия композитора С.В.Рахманинова, темы философского звучания в его творчестве.

Задачи урока:

Знакомство с жизнью и творчеством композитора. Краткий обзор исторических предпосылок.

Особенности жанра «романс» в творчестве С.В.Рахманинова.

Воспитание слушательской культуры.

Оборудование урока:

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд : презентация.

Музыкальный ряд : С.Рахманинов, Е.Бекетова романс «Сирень»- вокальное исполнение.

(приложение 1)

С.Рахманинов транскрипция романса «Сирень» в исполнении автора (приложение 2).

Литературный ряд : Ю.Нагибин рассказ «Сирень», фрагмент.

Дидактические материалы: текст романса «Сирень», сл. Е Бекетовой – раздаточный материал.

Ход урока.

Слайд 2.

Учитель: Эпиграфом к теме сегодняшнего урока я хочу зачитать последнюю строчку стихотворения «Вечер» И.Бунина: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

Какое настроение вызывают эти слова? На какую мысль они наталкивают?

Учащиеся: Ответы различные (учащиеся предполагают, что творчество пробуждается тогда, когда человек находится в единении с природой, открыт миру, чутко его воспринимает).

Учитель: Близки ли мы к природе сегодня? Попытайтесь « заглянуть в себя». Часто ли современный человек испытывает такие простые и вместе с тем глубокие, возвышенные чувства от общения с природой?

Учащиеся: (задумываются).

Учитель: Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова. Композитора упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю модой, изменять постоянно звучащему тону, сквозь который слышу окружающий меня мир».

Слайд 3.

Учитель: Чтобы определить «звучащий тон» Рахманинова попробуем вспомнить, обобщить все - что знаем об этом великом, русском композиторе.

Итак, наше путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

Предлагаю вам совершить путешествие в историческое прошлое…

Слайд 4.

Учитель: На какие размышления наводят вас фрагменты просмотренного фильма? Учащиеся: Композитор жил в сложное историческое время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Столкновение нового со старым охватило все сферы жизни, в том числе и искусство.

Слайд 5.

Учитель: А как вы понимаете слова С. Рахманинова: "Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды"?

Учащиеся: С.Рахманинов остался верен традициям классического искусства.

Слайд 6.

Учитель: Значит, можно сделать вывод, что С.В.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять своё мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7.

Учитель: С.Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времён. Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?

Учащиеся : Воспоминания детства, много сирени, где он родился.

Учитель: Вы правы. Родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нём пробудилась «бескрайняя любовь к России и ко всему русскому». Красота родной природы наполнила сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан его романс «Сирень».

Слайд 8.

Учитель: Задание:

Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Слайд 9, 10, 11, 12, 13. (приложение 1)

Учащиеся : (ответы ). Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.

Учитель: Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора. Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно здесь мне хорошо работалось».

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».

Слайд 14.

«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени - у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»

Учитель: Как вы думаете, почему Серёжа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Учащиеся : Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

Учитель: Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса? В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Учащиеся : В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Учитель: Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 15.

В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?

Какой образ создаёт каждый из исполнителей?

Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами

Слайд 16.

Учащиеся : Сам автор исполняет романс. Он передаёт свои чувства, переживания, волнение. Поэтому музыка рисует образ человека. А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.

В процессе анализа учащиеся предлагают свои варианты созвучия музыкальных и зрительных образов.

Слайд 17.

Учитель: Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:

Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.

Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.

Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.


Типы и степень контраста Характер противопоставления Уровень и место действия в музыкальной форме
1. Дополняющее сопоставление. Наименьшая степень контраста Единая музыкальная сущность, воплощаемая через несколько близких тем-образов. Лирические пьесы, танцевальные жанры: Ф. Шопен – ноктюрны, прелюдии, вальсы. В вокальных формах – это соотношение между запевом и дополняющим его припевом Первый уровень: средства выразительности. Например, мелодико-вариант­ное, гармоническое, фактурное, регистрово- темб­ровое сопоставление тем-образов. Второй уровень: структурный. Может использоваться между частями в любом типе простых и сложных форм
2. Оттеняющее сопоставление. Ярко выраженная степень контраста, как бы крайние стороны, но одной сущности Единая музыкальная сущность, воплощаемая через несколько ярко окрашенных тем-образов, существующих в музыкальных произведениях без столкновения и конфликта. Например, в маршах, экспромтах, скерцо Первый уровень: средства выразительности. Например, интонационно-мело­дический контраст, тонально-гармоническое сопоставление, метроритмическое и темповое преобразование тем-образов. Второй уровень: структурный. Может использоваться между частями сложных форм: 3-част­ных, рондо, рондосонатных
3. Конфликтное противопоставление. Наивысшая степень контраста, большая степень драматизма разных сущностей Столкновение двух (реже больше) противоположных по содержанию музыкальных сущностей, воплощаемых через ярко контрастные темы-обра­зы, существующие в музыкальном произведении в состоянии активной борьбы, вплоть до антагонизма. Например: в сим­фонии, опере, оратории Взаимодействие первых двух уровней: контраста средств выразительности и динамичной смены функций частей в масштабных формах. Третий уровень: драматургический. Может использоваться в сонатных, сонатно-симфонических, контрастно-составных крупных циклических жанрах, оратории, опере

Итак, были затронуты два вопроса о контрасте в музыке. Первый – его внутренний характер и степень противопоставления, второй – конструктивное действие в условиях простых, сложных сонатных и циклических форм. Сложная проблема контраста этими двумя признаками не ограничивается. Чтобы понять его суть, осознать значение в музыкальном сочинении, необходимо ознакомиться и со вторым, противоположным ему, важнейшим принципом музыкального движения – принципом тождества, или повторности. Именно эти два принципа – тождества и контраста – во взаимодействии друг с другом и составляют сущность формообразования в музыке. Они создают ту гармонию равновесия, устойчивости и внутренней пропорциональности, которыми особенно отличаются классические сочинения.



Тождество в музыкальной форме – это наличие сходства, совпадения, повторяемости между темами, частями, разделами, выраженное в той или иной степени и реализуемое с помощью подобных музыкальных средств. Если контраст в музыке есть накопление и обострение изменений, то повторность есть отсутствие принципиальных изменений, минимум различий. Количество и качество изменений в повторяемых элементах (темах, разделах, частях формы) определяют градации тож­дества. Самая большая степень идентичности – буквальное, точное повторение, лишенное каких-либо изменений, зафиксированных композитором в нотном тексте. Самая большая степень изменения при тождестве – варьированное повторение, которое также должно отвечать тем же требованиям узнаваемости и неизменности сути содержания первоначального музыкального материала, как и при точной повторности.

Как было сказано, принципы тождества и контраста взаимодействуют, но в одних музыкальных структурах доминирует тождество, а в других – контраст. Многие простые формы, особенно в вокальной и инструментальной народной музыке, строятся на преобладании принципа тождества. Это народные песни, танцы, хороводы, а также миниатюры из классического репертуара. Сложные и циклические формы в большинстве случаев используют синтез обоих принципов с определяющей ролью принципа контраста.

Принципы тождества и контраста – универсальное явление в музыке, основа ее формообразования; они естественно дополняют и сменяют друг друга, обеспечивая живой процесс музыкального движения. Роль их в раскрытии образно-художественного содержания огромна, так как они способствуют осознанному восприятию музыки и активному сопереживанию слушателем.

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

  1. Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен».
  2. Применение композитором метода «забегания вперёд» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы.
  3. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти.

Художественный материал:

  1. А. Блок. Поэтический цикл «Кармен». Фрагмент.

Музыкальный материал:

  1. Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен» (слушание).

Характеристика видов деятельности:

  1. Воспринимать гармонические особенности музыкального произведения.
  2. Анализировать приёмы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении.
  3. Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания

Мир музыки был бы неполон без «Кармен»,
Бизе достаточно было бы написать только эту оперу,
чтобы стать Бизе…
(Г. Маркези)

Я мечтал добиться большего!
(Ж. Бизе)

Каждая эпоха оставляет свои памятники - произведения, образы, сюжеты. В них находит воплощение то, в чём с наибольшей силой проявил себя дух времени: идеалы и стремления, жанры и выразительные средства искусства. Это, например, сюжеты и образы произведений искусства.

Среди ярких образов искусства XIX века – цыганка Кармен, прелестная, непредсказуемая, неудержимая героиня новеллы французского писателя П. Мериме и оперы Ж. Бизе «Кармен».

Жорж Бизе. Биография

Талант Жоржа Бизе проявился очень рано - в детские годы. Однако композитор умер, не дожив и до 40 лет, не исполнив всего, что было ему предназначено. Впрочем, Бизе успел создать «Кармен» - одну из величайших опер всех времён и народов. Бизе не было суждено дожить до своего триумфа. Лишь после его смерти весь мир стал восторженно рукоплескать непревзойдённому шедевру – опере «Кармен».

Жорж Бизе родился в Париже в семье музыкантов 25 октября 1838 года. Его талант к музыке проявился рано. Уже в 10 лет мальчик поступил в Парижскую консерваторию, где среди его педагогов оказались оперные композиторы, как прославленный Жак Галеви и начинающий Шарль Гуно. Бизе, однако, сначала добился успеха как блестящий пианист, обучаясь в классе Мармонтеля. Его игру отметили Лист и Берлиоз.

В возрасте 17 лет Бизе сочинил искрящуюся Симфонию До мажор, которая впервые была исполнена лишь в 1835 году.

Его обучение в консерватории окончилось блестяще: в 1857 году Бизе был удостоен Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда». Благодаря этому он мог в течение четырёх лет полностью посвящать себя музыке, живя на скромную стипендию в Риме на вилле Медичи (это было обязательным условием). Он наслаждался чудесной римской архитектурой и красотами сельской местности, но сочинял в это время очень мало.

Итальянская идиллия внезапно прервалась, когда в 1860 году заболела мать композитора, и Бизе вернулся в Париж. Она умерла в 1961 году. Бизе и так отличался довольно сложным характером, а теперь он лишился поддержки единственного по-настоящему родного ему человека.

Вскоре у Бизе родился сын от служанки, но семейный очаг он приобрёл лишь в 1869 году, женившись на Женевьеве Галеви, дочери своего учителя.

В творчестве его преследовали неудачи. В 1863 году она написал оперу «Искатели жемчуга», но она стала популярной лишь гораздо позднее. В 1870-е годы Бизе создал ещё несколько опер и музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка».

Когда в 1870 году началась франко-прусская война, Жорж вступил в Национальную гвардию. В 1871 году он с энтузиазмом вернулся к занятиям композицией, а в 1873 – начал работать над оперой «Кармен» по новелле Проспера Мериме.

Посмертная слава

Когда «Кармен» - взрывоопасная история страсти, ревности и убийства - была впервые показана на сцене Опера Комик 3 марта 1875 года, публика и критика были шокированы аморальностью сюжета. Опера прекрасно посещалась, только в первый год состоялось 45 спектаклей, однако Бизе приходилось терпеть критические отзывы. Его здоровье, и без того слабое, пошатнулось, и через три месяца после премьеры он умер от сердечного приступа. Композитор так и не узнал, какой триумф был уготован шедевру.

Опера «Кармен». Увертюра

Никогда ещё подобные персонажи – работницы табачной фабрики, цыгане-контрабандисты – не выходили на оперную сцену в качестве главных, да к тому же трагических героев. Парижская публика, привыкшая к благородным господам и невинным девицам (если, конечно, забыть о «Травиате» Верди), сначала растерялась. Тем более, что эта шокирующая история сопровождалась музыкой, перед которой невозможно было устоять.

Узнаваемая с первых звуков Увертюра, словно переносит нас в Севилью – город, где и сегодня много цыган (правда, сам Бизе никогда в Испании не был и, видимо, располагал только одним сборником испанских песен из библиотеки Парижской консерватории). Затем вступает мрачная тема судьбы, предсказывая финал истории Кармен и Хозе.

Кармен – красивая, вспыльчивая, темпераментная цыганка, работающая на сигаретной фабрике. Из-за драки, возникшей среди девушек фабриканток, Кармен арестовывают и приводят в полицейский участок. Там она томится в ожидании ордера, и её стережёт сержант Хозе. Цыганка смогла влюбить его и уговорить отпустить на свободу. Хозе на тот момент имел невесту, хорошую должность и одинокую мать, но встреча с Кармен перевернула всю его жизнь. Он отпускает её, и лишается работы и уважения, становится простым солдатом.
Кармен продолжает веселиться, посещает пабы и сотрудничает с контрабандистами. Попутно кокетничает с Эскамильо, известным красавцем тореадором. Хозе, в пылу ссору поднявший руку на своего начальника, не имеет другого выбора, кроме как остаться со своей Кармен и её друзьями, незаконно перевозящими грузы. Он безумно её любит, давно забыл про невесту, вот только Кармен меняет свои чувства по настроению, и Хозе ей наскучил. Ведь на горизонте появился Эскамильо, богатый и знаменитый, который пообещал дать бой в её честь. Финал предсказуем и трагичен. Как Хозе не умолял Кармен вернуться к нему, она в резких выражениях говорит, что всё кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе...

Вместе с Кармен в музыку пришла тема роковой любовной страсти, столь мощной и сокрушительной, что отзвуки её можно обнаружить даже в искусстве нашего времени.

А. Блок в своём цикле «Кармен», признается в том непостижимом воздействии, какое оказывал на него образ роковой цыганки.

Бушует снежная весна.
Я отвожу глаза от книги...
О, страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,
В глаза Хазе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи,
Блеснул зубов жемчужный ряд,
И я забыл все дни, все ночи,
И сердце захлестнула кровь,
Смывая память об отчизне...
А голос пел: «Ценою жизни
Ты мне заплатишь за любовь!»

Обратите внимание: поэт, читая книгу, невольно отождествляет самого себя с Хозе - главным героем драмы, из-за любви к Кармен, потерявшим всё: невесту, мать, воинскую честь. Такова странная, поистине колдовская сила этой героини, обещающей так много и постоянной лишь в одном - в своей гордой независимости.

Музыка Ж. Бизе воплощает в себе всю роковую силу Кармен, всю выразительность и яркость драмы (драма – здесь; тяжёлое событие, переживание, причиняющее страдание), весь её красочный национальный и природный колорит.

Так, уже в увертюре к опере, после жизнерадостных, мажорных мелодий главных тем, обещающих на первый взгляд очень весёлый музыкальный спектакль, внезапно вторгается тема Кармен. Это напряжённая, тревожная, поддерживаемая грозными минорными аккордами.

Смысл данной темы показать неизбежность грядущей трагедии (трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, обычно оканчивающееся гибелью героя). И как бы ни развивался дальше музыкальный сюжет оперы, слушатель уже находится во власти этой темы, соединившей в себе и неизбежность гибельных чувств героев, и предсказание их будущей трагедии.

Важно и то, что тема Кармен - единственная во всей увертюре, отступающая от царящего в ней мажорного лада и построенная на звуках так называемой цыганской гаммы.

Так с самого начала оперы в сознание слушателя входит предчувствие, ожидание каких-то предстоящих главных событий. Увлекательность и живость оперы, необыкновенная красота её музыки усиливают контраст между этим предчувствием и реально происходящими действиями.

В такой двойственности заключён один из смыслов музыкальной гармонии – её способности передавать события или ситуации противоположного характера.

Вопросы:

  1. Какой предстаёт Кармен в стихотворении А. Блока?
  2. С какой целью Ж. Бизе вводит в жизнерадостную музыку увертюры своей оперы тему Кармен?
  3. Послушайте увертюру к опере «Кармен». Сколько контрастных разделов можно услышать в этой музыке? Звучанием каких групп инструментов симфонического оркестра композитор подчёркивает конфликт сюжета?
  4. Какие выразительные свойства гармонии дали возможность показать в увертюре события противоположного характера?
  5. Продолжите эмоциональный словарь, характеризующий образный строй увертюры: праздник – трагедия, радость – страдание…
  6. Увертюра к опере «Кармен» часто исполняется в программах симфонических концертов как самостоятельный номер. Как вы думаете, почему?

Введение

Композиция в дизайне связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Цель моей курсовой работы рассмотреть контраст, как средство достижения композиционной выразительности. Исходя из заданной цели, задачами станут: 1) изучить теоретическую литературу по данному вопросу; 2) рассмотреть применение контраста на практике; 3) разработать макет на основе изученного материала.

Данная тема очень интересна тем, что контраст, как противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда был одним из наиболее широко используемых средств в дизайне, архитектуре, моделировании.

Тема моей курсовой работы актуальна для дизайнеров тем, что контраст, как противопоставление в композиции делает форму заметной, выделяет ее среди других. Это позволяет обратить внимание потребителя на продукт дизайна. Дизайнер должен уметь использовать контраст, уметь вызывать внутреннюю борьбу в композиции, обострять ее и находить гармонию в сопоставлении противоположностей.

В ходе работы мы рассмотрим основные виды контраста, практическое применение контраста и разработаем макет на основе изученного материала.

Контраст - средство достижения композиционной выразительности

Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный -- короткий, толстый -- тонкий, крупный -- мелкий. Контраст -- противопоставление, борьба разных начал в композиции -- всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,-- в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом (см. рис. 8).

В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств композиции. Если взять любую композицию, в которой имеет место соподчинение частей и выявление главного, то в подавляющем большинстве случаев главное будет контрастнее по отношению к окружающим элементам.

Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Это достигается путем применения разных материалов (например, в телевизоре -- экран из стекла, коробка из дерева, ручки регуляторов и решетки из пластмассы, окантовка -- металлическая), и за счет обработки поверхности материала -- полированная поверхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

Показательным примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример конструктивного и комбинаторного соединения. Такие упражнения имеют особое значение и являют собой необходимую принадлежность основ композиции.

Когда геометрические элементы сопрягаясь друг с другом, образуют нечто целое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений. Общность всех участвующих элементов говорит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композиционно развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он должен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций.

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст -- одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур -- сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь -- вертикали, светлое -- темному, шероховатое -- гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное -- спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст--значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика-- развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения «искусственного» контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста -- создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности -- его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине -- малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

Видов контраста существует достаточно много и любой из них можно использовать для активизации композиции. Основные виды контраста:

Контраст статики и динамики

Контраст симметрии и асимметрии

Цветовой контраст

Контраст величин (противопоставление размеров)

Тональный контраст (противопоставление светлого и темного)

Контраст яркости и бледности

Контраст фактур и материалов