Биография далай ламы. Далай-Лама XIV как духовный лидер всего человечества

Как все знают, Его Святейшество Далай-лама XIV (он же Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) живет не в Тибете, откуда он бежал от китайских коммунистов, а в индийских Гималаях в городке Дхармсала.
Причем живет не один, а с многочисленными последователями, притопавшими сюда вместе или вслед за ним.

Так посреди Индии образовался кусочек Тибета. Посмотреть на это чудо приезжают многочисленные западные бэкпекеры. Некоторые, проникнувшись святостью мест, остаются на месяцы, если не дольше. Для них понастроили пару десятков отелей и столько же ресторанов, все это, для верности, опутав сотней-другой сувенирных лотков.
Так, рядом с Дхармсалой, появился поселок с двусмысленным шотландским названием МакЛауд Гандж.
На мой взгляд, это одно из самых классных мест в Гималаях, да и во всей Индии - эдакий Гималайский Гоа, где скучать не придется.

Тибетский колорит и красота природы умножается на общую расслабушную атмосферу.

С каждой новой посещенной страной я все больше укрепляюсь в мысли, что именно Индия - самая тяжелая страна для самостоятельных путешествий. Не по ценам, конечно, а по затраченным нервам.

Поэтому после Индии, зайдя в тибетский гестхауз, где персонал говорит на нормальном английском, селит тебя в номер за 30 секунд и ни разу за две минуты общения не пытается тебя обжулить (слово я заменил, тут должно быть другое слово), поначалу просто отказываешься в это поверить.

Потом идешь в местный ресторанчик и за 2 минуты получаешь заказ. Со вкуснейшей едой. И хочется уже рыдать от счастья и целовать всех встреченных тибетцев.

Здесь можно жить неделями. Утром идти на службу в монастырь, днем бродить по горам, а вечером смотреть новинки Голливуда в местном видеосалоне. В городе несколько книжных с прекрасной подборкой, полдюжины интернет-кафе... Что еще надо для счастья?

Разумеется, вновь проезжая мимо Дхармсалы по дороге в Манали, я не мог не остановится здесь еще на один день.
Не для того, чтобы попытаться встретится с Далай-Ламой. И даже не для того, чтобы вновь подняться к лагерю Триунд.

А для того, чтобы еще раз заказать в ресторанчике при моем гестхаузе порцию спагетти под соусом из белых грибов (стоимость = 1 доллар). И съесть ее, глядя как закатное солнце золотит снежники Гималаев.
Это мое самое светлое воспоминание об Индии.

А теперь, как говорилось в известном анекдоте - картинки (фото мои и Никиты):

Вот этот домик, напоминающий райисполком в глухой провинции - не что иное как Парламента-Тибета-в-Изгнании.


вот табличка крупнее, если кто не верит


Далай-Лама служит службы здесь


Но довольно редко. Пообщаться с ним - еще сложнее, чем увидеть. Но если задаться целью и запастись временем, то можно.

Повсюду здесь установлены молитвенные барабаны. Повернул - прочитал автоматом кучу мантр.

Чем больше барабан, тем больше мантр можно прочитать за поворот.

У барабанов проявляется истинная сущность человека (сравни с предыдущим фото).

Больше всего барабанов - у храмов.

Молящиеся идут гуськом и крутят каждый. У меня, после такого променада рука отваливалась.

Молящиеся в храме.

Внутреннее убранство.

Веселая такая религия


Флажки - это тоже мантры. Ты их читаешь просто проходя мимо.

На камнях - тоже мантры.

Очень практично. И за картошкой на рынок сходил. И помолился.

Городок небольшой, но вокруг горы с бесконечными возможностями выбора тропинок.

В лесах много диких обезьян. Непривычно видеть их среди хвойных.

Особенно красива тропинка в лагерь Триунд, откуда штурмуют перевал Индхра, который ведет к Манали.

Летом через перевалы до некоторых мест быстрее дойти напрямую, чем ехать кругом на автобусе.

Но в конце мая перевал еще занесен снегом. Языки ледника даже к тропе спускаются.

От Триунда открывается просто потрясающий вид.

Так и хочется здесь переночевать - ведь утром без облаков все еще красивее.

Будучи в Дхармсале, попали на марш, призывающий китайское правительство отдать обратно похищенного им Панчен-Ламу.

Вкратце суть такова. Панчен-Лама - это тот, кто выбирает нового Далай-Ламу. Точнее не выбирает, а указывает на его перерождение. Что один, что другой живут вечно, просто при смерти одного носителя, перемещаются в тело младенца.

Проблема в том, что маленького Панчен-Ламу по имени Гедхуна Чокьи Ньима похитило китайское правительство и "нашло" нового Панчен-Ламу - мальчика по имени Гьяйлцэну Норбу.


Последний воспитан в прокитайском духе и, как боятся тибетцы-изгнанники, укажет, после смерти Далай-Ламы XIV, на того, кого попросят.

Далай-Лама обиделся и объявил, что новый Панчен-Лама самозванец и вообще, раз такая петрушка, то он не будет перерождаться на территории Китая, а то и вовсе не будет перерождаться. Мол, институт Далай-Лам свою миссию выполнил.
С интересом следим за развитием конфликта.

Важно другое, Панчен-Ламу похитили в 1995 г., поэтому мы попали на марш в честь 10-летия похищения.


Никаких лозунгов и криков. Просто люди тихо прошли со свечами и разошлись.
На мой взгляд, самая наглядная форма протеста. Нашим (как в кавычках, так и без) бы поучиться.

Напоследок - вернакулярный Тибет с точки зрения самих тибетцев. Сравните, на досуге, по карте, насколько он больше автономной области, согласно китайскому АТД

Как все знают, Его Святейшество Далай-лама XIV (он же Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) живет не в Тибете, откуда он бежал от китайских коммунистов, а в индийских Гималаях в городке Дхармсала. Причем живет не один, а с многочисленными последователями, притопавшими сюда вместе или вслед за ним. Так посреди Индии образовался кусочек Тибета. Посмотреть на это чудо приезжают многочисленные западные бэкпекеры.

Некоторые, проникнувшись святостью мест, остаются на месяцы, если не дольше. Для них понастроили пару десятков отелей и столько же ресторанов, все это, для верности, опутав сотней-другой сувенирных лотков.
Так, рядом с Дхармсалой, появился поселок с двусмысленным шотландским названием МакЛауд Гандж.
На мой взгляд, это одно из самых классных мест в Гималаях, да и во всей Индии - эдакий Гималайский Гоа, где скучать не придется.


Тибетский колорит и красота природы умножается на общую расслабушную атмосферу.

С каждой новой посещенной страной я все больше укрепляюсь в мысли, что именно Индия - самая тяжелая страна для самостоятельных путешествий. Не по ценам, конечно, а по затраченным нервам.

Поэтому после Индии, зайдя в тибетский гестхауз, где персонал говорит на нормальном английском, селит тебя в номер за 30 секунд и ни разу за две минуты общения не пытается тебя обжулить (слово я заменил, тут должно быть другое слово), поначалу просто отказываешься в это поверить.

Потом идешь в местный ресторанчик и за 2 минуты получаешь заказ. Со вкуснейшей едой. И хочется уже рыдать от счастья и целовать всех встреченных тибетцев.

Здесь можно жить неделями. Утром идти на службу в монастырь, днем бродить по горам, а вечером смотреть новинки Голливуда в местном видеосалоне. В городе несколько книжных с прекрасной подборкой, полдюжины интернет-кафе... Что еще надо для счастья?

Разумеется, вновь проезжая мимо Дхармсалы по дороге в Манали, я не мог не остановится здесь еще на один день.
Не для того, чтобы попытаться встретится с Далай-Ламой. И даже не для того, чтобы вновь подняться к лагерю Триунд.

А для того, чтобы еще раз заказать в ресторанчике при моем гестхаузе порцию спагетти под соусом из белых грибов (стоимость = 1 доллар). И съесть ее, глядя как закатное солнце золотит снежники Гималаев.
Это мое самое светлое воспоминание об Индии.

А теперь, как говорилось в известном анекдоте - картинки (фото мои и Никиты):


Вот этот домик, напоминающий райисполком в глухой провинции - не что иное как Парламента-Тибета-в-Изгнании.


вот табличка крупнее, если кто не верит


Далай-Лама служит службы здесь


Но довольно редко. Пообщаться с ним - еще сложнее, чем увидеть. Но если задаться целью и запастись временем, то можно.


Повсюду здесь установлены молитвенные барабаны. Повернул - прочитал автоматом кучу мантр.


Чем больше барабан, тем больше мантр можно прочитать за поворот.


У барабанов проявляется истинная сущность человека (сравни с предыдущим фото).


Больше всего барабанов - у храмов.


Молящиеся идут гуськом и крутят каждый. У меня, после такого променада рука отваливалась.


Молящиеся в храме.


Внутреннее убранство.


Веселая такая религия


Флажки - это тоже мантры. Ты их читаешь просто проходя мимо.


На камнях - тоже мантры.


Очень практично. И за картошкой на рынок сходил. И помолился.


Городок небольшой, но вокруг горы с бесконечными возможностями выбора тропинок.


В лесах много диких обезьян. Непривычно видеть их среди хвойных.


Особенно красива тропинка в лагерь Триунд, откуда штурмуют перевал Индхра, который ведет к Манали.


Летом через перевалы до некоторых мест быстрее дойти напрямую, чем ехать кругом на автобусе.


Но в конце мая перевал еще занесен снегом. Языки ледника даже к тропе спускаются.


От Триунда открывается просто потрясающий вид.


Так и хочется здесь переночевать - ведь утром без облаков все еще красивее.


Будучи в Дхармсале, попали на марш, призывающий китайское правительство отдать обратно похищенного им Панчен-Ламу.

Вкратце суть такова. Панчен-Лама - это тот, кто выбирает нового Далай-Ламу. Точнее не выбирает, а указывает на его перерождение. Что один, что другой живут вечно, просто при смерти одного носителя, перемещаются в тело младенца.

Проблема в том, что маленького Панчен-Ламу по имени Гедхуна Чокьи Ньима похитило китайское правительство и "нашло" нового Панчен-Ламу - мальчика по имени Гьяйлцэну Норбу.


Последний воспитан в прокитайском духе и, как боятся тибетцы-изгнанники, укажет, после смерти Далай-Ламы XIV, на того, кого попросят.

Далай-Лама обиделся и объявил, что новый Панчен-Лама самозванец и вообще, раз такая петрушка, то он не будет перерождаться на территории

В нашем мире, в огромном потоке информации, практически каждый мог слышать о Далай-ламе, о его учениях и философии жизни. Кто же этот человек, высказывания которого цитируют по всему миру?

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) является буддистским духовным лидером народов Монголии, Тибета, Калмыкии, Бурятии и других регионов. Долгое время он возглавлял Тибетское правительство, которое находилось в изгнании. Жизнь Далай-ламы была наполнена непростыми испытаниями и трудностями.

Детство и юность

Родился будущий Далай-лама XIV в 1935 году в семье бедных крестьян в одной из северо-восточных провинций Тибета. Имя, полученное при рождении, было Лхамо Тхондуп. Позднее, в своей автобиографии, он писал о значимости своего простого происхождения в понимании чувств и мыслей небогатых тибетцев. В возрасте двух лет Лхамо Тхондуп был признан монахами реинкарнацией своего предшественника - Далай-ламы XIII, а в четыре года он вместе с большим караваном прибыл в столицу Тибета - Лхасу.

Обучение Далай-ламы монашеским дисциплинам длилось с шести до двадцати пяти лет. Блестяще сданные экзамены ученым-монахам, позволили Далай-ламе получить высокое звание доктора буддийской философии.

Правление Тибетом

Возведение на трон Далай-ламы XIV состоялось в 1940 году в Лхасе. Тибет в те годы был независимым государством. Но уже в 1949 году правительство Китая заявило, что Тибет является частью Китайской народной республики и ввело войска на восток государства. Пытаясь сопротивляться оккупации, в 1950 году пятнадцатилетний Далай-лама стал главой тибетского государства и правительства. Это вызвало недовольство китайских властей. После военных столкновений между плохо вооруженными тибетцами и китайской армией, начались длительные переговоры. Результатом стало подписание китайско-тибетского соглашения, по которому Тибет становился частью Китая. Однако, сопротивление тибетцев не прекращалось. После подавления массового антикитайского восстания в 1959 году Далай-лама бежал из Тибета в Индию. И с тех пор он руководил Тибетским правительством в изгнании.

Деятельность Далай-ламы

Пребывая в Индии, Далай-лама не прекращал своей деятельности по возвращению свободы и независимости Тибету. С этим вопросом он обращался в Организацию Объединенных Наций, в Конгресс США с целью обратить внимание на проблемы тибетцев. Благодаря активной деятельности Далай-ламы была сохранена тибетская . На территории Индии для беженцев из Тибета была организована целая система обучения языку и культуре, открыты институты тибетских исследований и тибетских видов искусства. Его план по созданию «зоны мира» в Тибете получил в 1989 году заслуженную высокую оценку общества - Далай-лама XIV стал лауреатом Нобелевской премии мира. На сегодняшний день он имеет более восьмидесяти различных наград, почетных премий и ученых степеней. В мире опубликовано множество его книг.

Учения Далай-ламы признаны многими институтами и университетами как основа мирных решений внутригосударственных и международных конфликтов, разрешений вопросов по правам человека. Его труды базируются на важности общечеловеческих ценностей и способности достичь гармонии между людьми с различными вероисповеданиями. Многие философские высказывания Далай-ламы, его наставления по жизни хорошо изучены и часто цитируются учеными-философами.

До Далай-ламы XIV ни один из его предшественников не выезжал за пределы . Сегодня лидер буддистов является фигурой международного значения. Он активно путешествует, встречается со многими политическими лидерами, известными учеными. Выступает перед различными народами, принимает участие в межконфессиональных богослужениях. Его поездки и встречи планируются на несколько месяцев вперед. Помощь Далай-ламы XIV тибетскому народу в сохранении самобытности, религии и культуры не иссякает до сих пор.

Четырнадцатый Далай-лама - духовный и политический лидер тибетского народа. В 1959 году бежал из Тибета, оккупированного КНР, и обосновался в Индии. При поддержке Запада добивался широкой автономии Тибета, занимался просветительской и пропагандистской деятельностью, в 1989 году получил Нобелевскую премию мира.


Будущий четырнадцатый Далай-лама Тэнцзин Гьямцхо (Tenzin Gyatso) родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в деревушке Такцер, в провинции Амдо на северо-востоке Тибета и при рождении получил имя Лхамо Дхондруб (Lhamo Dhondup). В двухлетнем возрасте он был обнаружен поисковой партией монахов и признан реинкарнацией Тхуптена Гьямцхо (Thubten Gyatso) - покойного тринадцатого Далай-ламы. Тибетские буддисты считают Далай-лам воплощениями Авалокитешвары - бодхисатвы сострадания и покровителя Тибета.

В четырехлетнем возрасте новый Далай-лама был возведен на "Львиный трон" в Лхасе, в возрасте шести лет начал получать монашеское образование, которое с отличием завершил в 1959 году со степенью доктора буддийской философии.

В 1949 году началось вторжение на территорию Тибета войск коммунистического Китая. В 1950 году Далай-ламу призвали принять на себя полноту политической власти, и он стал главой государства и правительства. Годом позже было подписано тибетско-китайское соглашение, по которому Тибет стал частью КНР, а китайцы гарантировали неприкосновенность политических, религиозных и культурных институтов страны.

Тем не менее, тибетцы продолжали активно сопротивляться новым китайским властям, и в 1959 году в Лхасе развернулись массовые антикитайские протесты. В разгар беспорядков Далай-лама с небольшой группой приближенных бежал в Индию, а восстание было жестоко подавлено китайскими войсками.

Власти Индии предложили ему убежище, и Далай-лама обосновался в городе Дхарамсала на севере этой страны. В последующие несколько месяцев в Индию перебрались примерно 80 тысяч тибетцев, большинство из которых поселились в той же области, что и их лидер. Дхарамсала стала известна как "маленькая Лхаса", и именно там начало работу правительство Тибета в изгнании.

Далай-лама руководил мерами по сохранению тибетской культуры: на территории Индии была создана система для обучения детей беженцев родному языку и культуре. Были открыты Тибетский институт исполнительских видов искусства и Центральный институт высших тибетских исследований. Лидер тибетцев пытался донести требования соотечественников до международного сообщества в лице Организации Объединенных наций. В 1959, 1961 и 1965 годах Генеральная ассамблея ООН приняла три резолюции, предписывавших защиту тибетского народа.

В 1963 году Далай-лама представил проект демократической конституции Тибета, которая затем была принята под названием "Хартия тибетцев в изгнании". Она провозглашала свободу слова, вероисповедания, собраний и передвижения. В 1990 году правительство в изгнании было демократизовано. Кабинет министров, ранее назначавшийся Далай-ламой, и Ассамблея тибетских народных депутатов (парламент в изгнании) были распущены. После этого в разных странах мира тибетские эмигранты приняли участие в выборах парламента нового состава, а парламент выбрал новый кабинет министров. Следующий шаг на пути демократизации был сделан в 2001 году, когда эмигранты на прямых выборах избрали старшего министра кабинета. Тот назначил правительство, которое утверждалось парламентом.

На Западе, особенно в США, деятельность Далай-ламы находила поддержку. В 1987 году со своим планом мирного урегулирования в Тибете он выступал в Конгрессе США. План лидера изгнанников предусматривал превращение Тибета в заповедник и "зону мира". Массовое переселение китайцев хань в Тибет Далай-лама требовал прекратить. В 1988 году он выступил пред членами Европейского парламента в Страсбурге с новыми предложениями. Речь шла о создании самоуправляемой политической системы на пространстве провинций Тибета, а КНР предлагалось взять на себя внешнеполитическую и оборонную функцию.

Китайская сторона не давала положительного ответа на инициативы Далай-ламы и видела в них сепаратистскую угрозу, но на Западе они получили широкое признание. В 1989 году за ненасильственную борьбу ради освобождения Тибета Далай-лама был награжден Нобелевской премией мира. В последующие годы мировая популярность Далай-ламы росла, он пользовался пристальным вниманием журналистов. Всего с 1959 года Далай-лама XIV получил более восьмидесяти наград, почетных докторских степеней и премий, опубликовал более семидесяти книг.

До Тэнцзина Гьямцхо ни один Далай-лама не выезжал за территорию Азии, а ко времени его вступления на престол в Тибете побывали не более двух тысяч жителей западных стран. Теперь же лидер тибетских буддистов превратился в фигуру международного значения. С начала 1970-х годов он активно путешествовал, посетил более шестидесяти стран на шести континентах, встречался с политическими лидерами, монархами, известными учеными, главами религиозных конфессий, участвовал в межконфессиональных богослужениях, выступал с публичными речами.

Между тем, диалог с властями КНР не складывался. В 1993 году все переговоры были приостановлены почти на десять лет. Разрядка наметилась лишь в 2002 году, когда представители Далай-ламы побывали в Пекине и возобновили переговоры, хотя и без значительного прогресса. Далай-лама декларировал неизменную приверженность политике ненасилия и в 2006 году подчеркнул, что добивается не полной независимости, а автономии Тибета. Однако власти КНР по-прежнему считали курс Далай-ламы сепаратистским, а тот, в свою очередь, винил китайцев в бескомпромиссности и нежелании вести сотрудничество.

В 2006 году Далай-лама XVI получил почетное гражданство Канады. Прежде только двое иностранцев удостоились такой привилегии - шведский дипломат Рауль Валленберг и южноафриканец Нельсон Мандела , а годом позже почетной канадской гражданкой стала правозащитница из Мьянмы Аун Сан Су Чжи .

В 2007 году, на фоне приближающихся Олимпийских игр в КНР, проблема Тибета вновь попала в центр внимания мирового сообщества, а в отношениях правительства в изгнании с китайскими властями наметился кризис. Точкой столкновения послужил вопрос об избрании Далай-лам и других иерархов тибетского буддизма: китайское руководство хотело получить право на утверждение очередных реинкарнаций лам. Далай-лама в пику этим планам заявлял, что планирует провести народный референдум по поводу необходимости своей следующей реинкарнации, а также не исключил, что может сам выбрать преемника еще при жизни. Также Тэнцзин Гьямцхо не исключил, что следующим его воплощением могла бы стать женщина.

На фоне растущей напряженности между Пекином и Дхарамсалой США вновь засвидетельствовали, что поддерживают деятельность Далай-ламы: в октябре 2007 года, к неудовольствию Китая, лидер тибетских буддистов получил высшую гражданскую награду США - Золотую медаль Конгресса, которая присуждается за успехи в области защиты национальных интересов США. Еще в конце 1990-х годов администрация Далай-ламы официально признала, что пользовалась финансовой поддержкой американского Центрального разведывательного управления.

В марте 2008 года в Тибете и китайских областях со значительным тибетским населением вспыхнули новые массовые антикитайские протесты, которые привели к столкновениям с властями и человеческим жертвам. Комментируя ситуацию, Далай-лама в очередной раз призвал мировое сообщество оказать давление на власти Китая, а действия КНР охарактеризовал как "культурный геноцид" тибетского народа.

- (Тензин Гьяцо) (р. 6 июля 1935, село Такцер, провинция Амдо, Северо Восточный Тибет), тибетский религиозный и политический деятель, духовный лидер последователей тибето монгольского буддизма, глава школы гелугпа (см. ГЕЛУГПА) и тибетского… … Энциклопедический словарь

Далай-лама XIV - Духовный лидер тибетского буддизма Четырнадцатый Далай лама духовный лидер тибетских буддистов. В 1959 году бежал из Тибета, оккупированного КНР, и обосновался в Индии. Тем не менее до 2011 года считался политическим лидером тибетского народа в… … Энциклопедия ньюсмейкеров

- (Данцзин Джамцхо или Агван Лобсан Тенцин гьяцо, род.1935) нынешний духовный авторитет буддистов Тибета и территорий, оказавшихся в зоне влияния тиб. цивилизации (Монголия,Бурятия, Тува,Калмыкия,Бутан и др.); первый в истории Тибета зам.… … Буддизм

Dzogchen: The Heart Essence of the Great Perfection … Википедия

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Эта статья о линии передачи Далай лам. О … Википедия

Эта статья посвящена линии передачи Далай лам. Информацию о нынешнем Далай ламе можно найти в статье Далай лама XIV. Далай лама XIII (1876 1933) Далай лама (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་ taa la’i bla ma, кит. 达赖喇嘛 Dálài Lǎmā). Далай ламы линия передачи… … Википедия

Нгаванг Лобсанг Гьяцо … Википедия

Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьяцо ངག་དབང་བློ་བཟང་ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་ … Википедия

ДАЛАЙ-ЛАМА - [монг. Ваджрадара Далай лама (полный титул); дословно Океан Учитель, Держатель ваджры; смысловой перевод Учитель, чьи знания велики как океан; Великий Учитель], высший духовный иерарх школы гелугпа (гелуг) в центральноазиат. форме буддизма, к рую … Православная энциклопедия

Титул главы ламаитской церкви, теократического правителя Тибета. Впервые титул Д. л. появился в 16 в., но фактическое соединение духовной и светской власти произошло в 17 в. Наиболее видными Д. л. были: 1) Далай лама V, Агван Ловсан Джямцо (1617… … Дипломатический словарь

Книги

  • Далай-лама. Ступени созерцания. Комментарий к трактату Камалашилы "Бхаванакрама" , Далай-Лама. "Ступени созерцания" (Бхаванакрама) - трактат в трех частях, написанный индийским буддийским философом Камалашилой в Тибете в VIII веке по просьбе тибетского царя Трисонга Децена. В нем…
  • Далай-лама. Ступени созерцания. Комментарий к трактату Камалашилы Бхаванакрама , Далай-Лама. &171;Ступени созерцания&187; (Бхаванакрама) - трактат в трех частях, написанный индийским буддийским философом Камалашилой в Тибете в VIII веке по просьбе тибетского царя Трисонга Децена. В…