Нетарифное регулирование внешней торговли. Московский государственный университет печати

Существуют два основных метода ограничения внешней торговли:
тарифные ограничения (таможенные пошлины);
нетарифные ограничения.
Тарифные ограничения - это особый налог, которым облагается импортируемая или экспортируемая продукция. Различают импортный и экспортный тарифы. Тарифные ограничения на импорт применяются с целью увеличения доходов государственного бюджета, а также уменьшения недобросовестной конкуренции (демпинга). Экспортный тариф призван ограничить вывоз некоторых видов продукции из страны (например, сырья, используемого при производстве вооружения).
К нетарифным ограничениям относятся следующие:
1. Квоты - это количественные ограничения, которые устанавливаются на импорт или экспорт каких-либо товаров (например, разрешение ввозить за год не более 10 тыс. автомобилей заграничного производства).
2. Лицензирование предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций.
3. Эмбарго - это абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций.
4. Субсидии - различные пособия, выделяемые в денежной форме из средств государства. Обычно предоставляются следующим субъектам:
отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров;
производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки.
5. Административные барьеры - это различного рода ограничения, касающиеся качества импортных товаров, условий их производства и реализации.
Эффективность введения импортного тарифа проявляется в следующим:
отечественные производители выигрывают за счет снижения конкуренции со стороны импортных товаров;
отечественные потребители проигрывают, так как цены на импортный товар растут, а следовательно потребление его сокращается;
государство выигрывает, так как получает в бюджет дополнительный доход за счет взимания таможенной пошлины.
48. Понятие мировой валютной системы и этапы ее развития

Важнейшей составной частью всемирного хозяйства являются международные валютные отношения, через которые осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике. Совокупность форм организации валютных отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной валютной системы (МВС) являются национальные валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т.д.
Исторически МВС сложилась к концу 19 в., когда в большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой стандарт, предусматривавший в международных расчетах обязательное использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с золотом и т.д.
При системе золотого стандарта (СЗС) основой валютного курса являлся золотой монетный паритет, т. е. соотношение золотого содержания различных национальных денежных единиц.
В эпоху золотого стандарта валютные курсы были фиксированными.
Причинами распада СЗС явились следующие:
1. Усиление государственного регулирования экономики требовало более гибкого денежного обращения, не привязанного к золотому запасу страны.
2. Циклическое развитие экономики порождало необходимость влияния на изменение количества денег в обращении в зависимости от фазы цикла. Для этого надо было, чтобы количество бумажно-кредитных денег не зависело от количества золота.
3. Рост военных расходов в ходе первой мировой войны вызвал отток золота из запасов воюющих стран, увеличение дефицитов государственных бюджетов, что сделало невозможным фиксацию валютных курсов ввиду невозможности сохранить неизменными золотое содержание национальных денежных единиц.
4. Постепенно золото изымалось из обращения и заменялось неразменными кредитными деньгами. Все чаще курсы национальных валют стран Западной Европы устанавливались через их отношение к американскому доллару.
С началом 1-ой мировой войны эта система прекратила свое существование и возобновилась лишь в 1922 г. после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение о золотодевизном стандарте, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заменители золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и коллективные валюты. В 30-е гг. все развитые страны отошли от золотого стандарта.
2.Бреттон-Вудская валютная система (система золотодолларового стандарта)
В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) была принята новая мировая валютная система - система золотодолларового стандарта.
Основные черты и принципы Бреттон-Вудской валютной системы следующие:
1. Функции мировых денег в равной степени законодательно закреплялись за золотом и американским долларом. Они являлись главными мировыми резервными и платежными средствами.
2. США обязались обменивать доллары на золото для иностранных правительственных учреждений и центральных банков по фиксированному курсу 35 долл. за тройскую унцию (31,1 г золота).
3. Валютные паритеты стран-участниц данной валютной системы, выраженные в золоте и долларах США, фиксировались МВФ, были стабильными и служили основой фиксированных валютных курсов.
4.Существовала жесткая привязка валют к доллару. Отклонения от фиксированного по отношению к доллару валютного курса не допускались более чем на 1 %.
5. Предусматривалась полная конвертируемость валют стран-участниц МВФ.
6. МВФ являлся главной международной валютно-финансовой организацией, регулирующей международные валютные отношения.
С конца 60-х гг. стали проявляться следующие тенденции, приведшие к распаду Бреттон-Вудской валютной системы:
1. В США в связи с большими военными расходами (войны в Корее и Вьетнаме) и сокращением золотых резервов происходило инфляционное обесценение доллара, что приводило к несоответствию курсов, фиксированных МВФ, и реальных валютных курсов, определенных по отношению к американскому доллару.
2. В результате экономического роста происходило укрепление национальных валют стран Западной Европы и Японии, что подрывало позиции американского доллара как главного международного резервного и платежного средства.
3. Бреттон-Вудская система оказалась не в состоянии своевременно приводить официальные валютные паритеты в соответствие с изменяющейся покупательной способностью национальных валют стран-участниц МВФ.
В итоге сформировался «черный» валютный рынок, что порождало сильные спекулятивные тенденции на международных валютных рынках.
В начале 70-х гг. США отказались от обмена долларов на золото, провели несколько девальваций (официального обесценения) доллара, заморозили централизованные запасы золота.
Валюты ведущих западных стран перешли к режиму самостоятельного или группового плавания курсов.
На современном этапе мировая валютная система опирается на так называемое Ямайское соглашение 1978 года. Система плавающих валютных курсов Основными принципами его являются следующие.
1. Золото исключается из расчетов между МВФ и его членами.
2. Международным платежным средством признаны СДР (СДР – это не существующая в материальной форме счетная единица. Оценка СДР осуществлялась на базе «корзины» валют, включающей: доллар – 40%, французский франк и фунт стерлингов – по 11%, марка – 21%, Йена японская – 17%.), на основе чего страны определяют параметры своих валют.
3. Валютные курсы могут быть либо стабильными по отношению к СДР либо плавающими.
4. Приоритетное право межгосударственного регулирования отводится МВФ.
В Ямайской системе была по сути закреплена роль международного платежного средства за долларом США, на долю которого приходится более 60% официальных валютных резервов.
С 90-х годов происходит процесс создания экономического и валютного союза в Европе с постепенным введением банкнот и монет EURO.

Под таможенным тарифом понимается:

♦ систематизированный перечень ставок таможенных пошлин;

♦ инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка;

♦ ставка таможенной пошлины, подлежащая уплате при ввозе/вывозе определенного товара на таможенную территорию страны (совпадает с понятием таможенной пошлины).

Таможенная пошлина - налог на импортируемые или экспортируемые товары во время пересечения ими таможенной границы государства. Основные функции таможенных пошлин:

фискальная, относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;

защитная, относится к импортным пошлинам, поскольку государство с их помощью ограждает отечественных производителей от иностранных;

балансировочная, относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Все таможенные тарифы могут быть к лассифицированы по пяти группам (см-, рис. 7.2.1).

1. Классификация тарифов по направлению движения товара:

экспортный тариф - пошлина, накладываемая на экспортные товары. Применяется с целью недопущения массового вывоза дефицитного товара за рубеж при большом различии цен на внутреннем и мировом рынках на определенные виды экспортных товаров, а также пополнения бюджета. Применяется редко;

импортный тариф - пошлина, накладываемая на импортные товары. Применяется с целью защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

транзитный тариф - пошлина, накладываемая на товар, перевозимый по территории данной страны. Цель этих пошлин -
обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

Рис. 7.2.1. Классификация таможенных тарифов

2. Классификация тарифов по способу установления:

адвалорный тариф - пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

специфический тариф - ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т. д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье);

комбинированный тариф - одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);

альтернативный тариф - применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:


максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;

минимальный тариф предоставляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, договаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель - побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.

4. Классификация тарифов по характеру происхождения:

автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;

конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

5. Классификация тарифов по направлению действия:

· преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу;

· сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера прежде всего сельскохозяйственной;

· дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров определенной страны.

Дискриминационные тарифы делятся на:

· ответные (на недружественную торговую политику);

· компенсационный используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

· антидемпинговый, как ответная мера по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг – продажа товаров по необоснованно заниженным ценам. В этой ситуации экспортирующая фирма продает свой товар на каком-либо зарубежном рынке дешевле, чем на другом.

7.5. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

Нетарифные меры регулирования внешней торговли имеют более высокую степень воздействия на внешнеэкономическую деятельность, так как установление жесткого контроля над внешней торговлей некоторыми товарами во многих случаях оказывается более эффективным, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа преимущества - ограниченная возможность тарифного регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

I. Количественные ограничения импорта и экспорта.

1. Контингентирование (квоты) - регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени.

Эмбарго - полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию; если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные - на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность потерять рынки импортеров;

индивидуальные - устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия - ограничение предложения, увеличение роста доходов национального производителя.

Представим следующую ситуацию (рис. 7.5.1). Внутреннее предложение товара на рынке составляет S d а спрос - Dd, тогда внутреннее производство составит - Q 0 Если же предложение такого же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w (по мировой цене - P w), то производство товара на внутреннем рынке составит Q 1, потребление - Q 2, импорт товара - Q 2 Q 1 Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q 4 Q 3 В результате этого внутренние цены поднимаются до P 1 внутреннее производство увеличивается до Q 3, внутренний спрос сократится до Q 4.

Рис. 7.5.1. Импортная квота

2. Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда в первом случае - это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

индивидуальная лицензия - разовое разрешение на импорт/ экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

открытая индивидуальная лицензия - разрешение на импорт/ экспорт товара без ограничения количества;

генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

автоматическая лицензия - разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

Квотная рента - специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по P w , а продаются на внутреннем по P 1 ,). Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

аукцион - продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

бесплатная передача - рента идет национальному субъекту - импортеру;

передача лицензии стране-производителю - добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:

♦ цена на импортные товары возрастает;

♦ доходы национальных производителей возрастают.

Различие - в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерой для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

II. Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии - денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта. Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые- непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) - предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям экспортных товаров. Экспортные субсидии - нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

III. Импортный депозит - своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.

IV. Государственная система размещения заказов - покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

V. Валютное регулирование:

♦ внешние валютные ограничения (например, клиринг - торговля между странами на основе взаимозачетов);

♦ ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

♦ механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

♦ девальвация - понижение курса национальной валюты;

♦ ревальвация - повышение курса национальной валюты.

VI. Технические барьеры - ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.).

Инструменты государственного регулирования делятся: тарифные (те, что основаны на использовании таможенного тарифа) и нетарифные (все прочие методы).

Таможенный тариф – это 1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внешнего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком; 2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Таможенная пошлина – обязательный взнос взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта и экспорта.

Нетарифные методы регулирования международной торговли: количественные, скрытые, финансовые.

18.Виды таможенных тарифов и их классификации.

Функции таможенных пошлин: фискальная, протекционистская(защитная), балансировочная.

Классификация таможенных пошлин:

Адвалорные(начисляются в % к там. стоимости облагаемых товаров)

Специальные(начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара)

Комбинированные(сочетают оба названные вида)

Альтернативные(применяются согласно решению там. органов. Адвалорная и специал. ставка обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наиболее абсолют. суммы для каждого конкретного случая.

Таможен. стоимость товара- цена товара, складыв. на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи там. декларации.

По объекту обложению : импортные, экспортные, импортные, транзитные.

По типам ставок: постоянные(там тарифы, ставки которых единовременно установлены органами гос. власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств), переменные(там. тариф. ставки которого могут изменяться в установленных гос. органами случаях)

По способу вычисления : номинальные(тариф. ставки, указанные в таможенном тарифе), эффективные (реальный уровень там. пошлин на конечные товары, вычисл. с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров)

По происхождению : автономные, конвенционные(договорные), преференциальные.

19. Нетарифные методы регул. Внешней торговли.

Колич-ные ограничения – административная форма нетариф. гос. Регулирования товар. оборота, определяющая кол-во и номенклатуру товаров разрешенных к экспорту и импорту.

Квотирование – ограничение в колич-ном или стоим-ном выражении объема прод-ции разрешенной к ввозу в страну (импортная) или к вывозу из страны (экспортная) за определ. период.

По направленности действия квоты делят: экспортные и импортные

По охвату действия: глобальные индивидуальные

Лицензирование – регулир-ние внешнеэконом. деят-ти через разрешение, выдаваемое гос. органами на экспорт или импорт товара.

Формы лицензий:

Разовая лицензия

Генеральная

Глобальная

Автоматическая.

«Добровольное» ограничение экспорта – колич-ное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официал. соглашения.

Методы скрытого протекционизма:

Технические барьеры

Внутренние налоги и сборы

Политика в рамках гос. закупок

Требования о содержании местных компонентов

Фин-вые методы внешнеторг. политики:

Субсидии – денеж. выплата, направ-ная на поддержку нац. Производителей. Бывают: прямые и косвенные.

Торговое эмбарго – запрещение гос-вом ввоза в какую-либо страну или вывоз из какой-либо страны товаров.

Под мерами нетарифного регулирования понимается система методов, применяемых государством для регулирования внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к тарифным инструментам. Несмотря на то, что таможенные тарифы продолжают оставаться ключевым инструментом, их роль ослабевает. Нетарифные меры являются менее открытыми, поэтому дают правительству больше возможностей для произвольных действий.

Для чего вводятся нетарифные меры?

Возможность интеграции нетарифных мер предусмотрена рядом международных соглашений, если существует необходимость в:

  • Ограничении импорта или экспорта того или иного товара, способного нанести вред здоровью граждан или окружающей среде.
  • Ограничении импорта для поддержки товаров отечественного производителя.
  • Защите культурных ценностей государства, а также общепринятой морали.
  • Обеспечении внутренней безопасности.
  • Введении антидемпинговых мер (импортируемый товар имеет гораздо более низкую рыночную стоимость, что грозит подорвать конкуренцию и вылиться в отраслевую монополию).

Классификация нетарифных мер

Общепринятой считается классификация ООН, которая предусматривает деление всех методов нетарифного регулирования на 3 группы:

Рассмотрим каждую из групп.

Меры прямого ограничения

Меры прямого ограничения включают в себя:

  • . Установление квот – это самая распространенная из нетарифных мер регулирования. Под квотой понимается ограничение в стоимостном или количественном измерении ввозимого и вывозимого из страны товара. В России используется такая мера – устанавливается каждый год Правительством РФ.

Существует несколько видов квот:

- Глобальная . Применяется в 60% случаев. Лимитирует размер импорта за определенный период, при этом по странам-импортерами квота не разбивается.

- Индивидуальная . Эта квота предусматривает ограничение для конкретного товара или конкретного импортера. Как правило, индивидуальные квоты имеют договорной характер и являются двусторонними.

- Сезонные . Предусматривают лимит импорта в определенное время года. Объектом сезонных квот чаще всего является сельскохозяйственная продукция.

- Тарифные . При такой квоте определенный объем продукции можно ввести беспошлинно или с минимальным сбором – к товарам сверх установленного объема применяется стандартный тариф.

Квотирование имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам квотирования можно отнести поддержку, оказываемую местным предприятиям путем распределения квот, а к минусам – способствование образованию монополии в отрасли.

  • Лицензирование – это регулирование количества ввозимого и вывозимого товара с помощью специальных разрешений, выдаваемых компетентными государственными органами – лицензий. Отсутствие лицензии – основание для запрета ввоза продукции. Встречаются лицензии 3 видов:

- Разовая , период действия которой не превышает год. Такая лицензия выдается для осуществления конкретной внешнеторговой сделки.

- Генеральная предоставляется импортеру на каждый вид ввозимого товара. Срок действия этой лицензии – тоже год.

- Исключительная – дает владельцу исключительное . Срок действия этой лицензии не устанавливается законом и определяется в индивидуальном порядке.

Специальные меры нетарифного регулирования

К группе специальных мер нетарифного регулирования причисляются:

  • Специальные пошлины . Применение специальных пошлин обусловлено угрозой нанесения ущерба отрасли в случае импорта или экспорта того или иного товара. Специальные пошлины вводятся только после расследования компетентными органами. Срок меры устанавливается государством (до полного устранения ущерба), однако, не может превышать 4 лет.
  • Антидемпинговые пошлины . Если ввозимый товар создает угрозу отрасли из-за слишком низкой цены, он облагается дополнительной пошлиной. Срок антидемпинговых пошлин ограничен 5 годами.
  • Компенсационные пошлины. Если производитель субсидируется государством, то к экспортируемой им продукции импортером применяются компенсационные пошлины, призванные нейтрализовать субсидии, чтобы уравнять экспортеров в правах. Срок введения таких пошлин – максимум 5 лет.

Административные меры

К административным мерам нетарифного регулирования относятся:

  • Импортные налоги . Этот вид сборов нельзя путать с импортными пошлинами. К таким сборам причисляются, например, пограничный (уплачиваемый при пересечении товаром границы), портовые и статистические сборы. Одной из специфических форм импортного налога считается импортный депозит – согласно этой мере, прежде чем ввезти продукцию, должен положить на счет уполномоченного банка определенную сумму, устанавливаемую в зависимости от стоимости поставки.
  • Сертификация . Сертификат выдается товару только в том случае, если он соответствует всем техническим, санитарным и экологическим требованиям, установленным на территории страны-импортера. Если сертификата нет, поставку просто не пропустят.
  • Предотгрузочная инспекция. Для того чтобы обезопасить себя от риска искажений экспортером данных о ввозимом на территорию страны товаре (в первую очередь о стоимости), государство имеет право проводить предотгрузочную инспекцию. При ее успешном прохождении экспортеру выдается сертификат.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

МТ – это система взаимных торговых связей всех стран мира, выросшая на основе МРТ и сложившаяся на этой основе многосторонней системы торгово-политического регулирования, включающей и национальные компоненты (совокупность внешней торговли всех стран мира).
Тарифные и нетарифные ограничения
Инструменты государственного регулирования международной торговли
1. тарифные - система таможенных тарифов, затрудняющая ввоз в страну и вывоз из страны определенных товаров.основанные на использовании таможенного тарифа. Таможенные тарифы – инструмент таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.
2.нетарифные - совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, но не относящихся к таможенно-тарифным методам государственного регулирования.
Часто к ним также относят финансовые методы – субсидии, кредитование, демпинг. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт либо форсировать экспорт.
В соответствии с международными соглашениями нетарифные методы применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях:
1.Введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка
2.Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
3.Выполнение международных обязательств
4.Введение исключительного права на экспорт или импорт отдельных товаров
5.Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер
6.Защита общественной морали и правопорядка
7.Защита культурных ценностей
8.Обеспечение национальной безопасности
Цели таможенной политики:интеграция страны в МЭ; защита и стимулирование экономического развития страны; укрепление платежного и торгового баланса;рост доходов государственного бюджета; укрепление торгово-политических позиций;противодействие дискриминационным акциям со стороны иностранных государств/ группировок;
К ним относятся: квотирование, лицензирование, добровольное ограничение экспорта, экспортные субсидии, административные и технические барьеры и др.
Квотирование внешнеторговых поставок означает ограничение экспортных и/или импортных поставок количеством товаров (количественные квоты) или их суммарной стоимостью (стоимостные квоты) на установленный период времени. Выделяются квоты: Общая квота определяется для государственных нужд; Естественная квота - связана с ограниченностью пропускных способностей нефтепроводов, терминалов в портах и т.д.;Исключительная квота - вводится в особых случаях, связанных с обеспечением национальной безопасности государства, защитой внутреннего рынка, выполнением международных обязательств. Тарифная квота разрешение на ввоз в страну определенного количества товара беспошлинно или по пониженным ставкам;Экспортная квота ограничивает количество продукции, разрешенной для вывоза. Импортные квоты ограничивает количество продукции, разрешенной для ввоза.
Лицензирование (licensing) представляет собой ограничение в виде получения права или разрешения (лицензии) от уполномоченных на то государственных органов на совершение конкретных экспортных и/или импортных операций. В самой лицензии может устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров. Лицензия также может содержать разрешение на ввоз (вывоз) определенного объема товара.
Квота, вводимая страной-экспортером, а не страной-импортером, называется добровольным ограничением экспорта.Под экспортной субсидией понимается оказание правительством или государственным органом страны финансовой помощи предприятиям и отраслям экономики на ее территории для поддержки отечественных экспортеров и косвенной дискриминации зарубежных импортеров.
ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ (таможенные тарифы, целями использования которых являются, получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможней при движении товара через таможенную границу
Виды пошлин:
Импортные пошлины, Экспортные пошлины. Цель - получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Экспортные пошлины применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом, или в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара.
Ставки таможенных пошлин связаны с различными режимами внешне-торговой деятельности:
Минимальная ставка (называемая базисной) устанавливается на товары, происходящие из стран, с которыми есть договор о режиме наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Максимальная - для стран, с которыми не заключено соглашение о РНБ. Льготная или преференциальная ставка является самой низкой и устанавливается на товары, происходящие из ряда развивающихся стран. Кроме того, согласно мировым внешнеторговым правилам, существует группа беднейших стран, сельхозпродукция и сырье которых вообще не облагается таможенными пошлинами..
Тарифное регулирование отдельных государств регламентируется нормами международного права, в первую очередь ГАТТ/ВТО.
Величина действительной ставки таможенной защиты оказывается тем больше, чем выше разница между величинами пошлин на готовое изделие и сырье и чем большая доля сырья входит в готовое изделие.

2.4 Платежный баланс

4.2. ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА И МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЕГО СТАТЕЙ

Составление платежного баланса как отражения международных расчетов страны предназначено для выполнения как учетных, так и аналитических задач, тесно связанных между собой. Круг участ­ников внешнеэкономических операций многообразен: отдельные страны и их группировки, национальные, иностранные и трансна­циональные корпорации, компании и банки, различные нацио­нальные и международные организации и учреждения, частные лица, государственные валютные органы и т.д. Это приводит к необходимости учета, обработки большого числа данных, посту­пающих не только из национальных, но и из иностранных источ­ников. Отсюда основным требованием становится единство содер­жания и методов исчисления однородных показателей. На до­стижение такого единства, придающего универсальный характер применяемым показателям и возможность проводить их сопостав­ления, направлены рекомендации, содержащиеся в Руководстве Международного валютного фонда (МВФ) по составлению пла­тежного баланса.

Сегодня данные рекомендации положены в основу со­ставления платежных балансов стран - членов МВФ. При всем этом отдельные страны вносят в правила составления платежных балансов ϲʙᴏи элементы, обусловленные особенностями их эконо­мики, внешнеэкономического положения, принятой системы наци­онального счетоводства. По϶ᴛᴏму сопоставление показателей пла­тежных балансов отдельных стран всегда содержит определенную долю условности и неточности, избежать кᴏᴛᴏᴩых невозможно. По ϶ᴛᴏй причине вытекающие из подобных сопоставлений выводы указывают в первую очередь на масштабы анализируемых явле­ний, основные направления протекающих процессов и их послед­ствия, но не могут претендовать на абсолютную полноту и точ­ность оценок.

Разные определения платежного баланса. Обратимся к определе­нию платежного баланса в зарубежной экономической литературе. Анализ проводимых в различных работах определений показыва­ет, что все они ϲʙᴏдятся к прагматическому толкованию платеж­ного баланса как формы статистического представления данных о внешнеэкономической деятельности страны.

В фундаментальной работе американских экономистов Не стоит забывать, что вассермана и Уэйра по проблемам платежного баланса дается следу­ющее определение: «Платежный баланс можно определить как статистическое представление экономических операций, кᴏᴛᴏᴩые имели место в течение данного периода между резидентами дан­ной страны и представителями остального мира, т. е. другой страны, группы стран или международных организаций». В методичес­ких указаниях МВФ говорится: «Платежный баланс представляет собой таблицу статистических показателей за данный период, показывающую: а) операции с товарами, услугами и доходами между данной страной и остальным миром; б) смену собствен­ности и другие изменения в принадлежащих данной стране моне­тарном золоте, специальных правах заимствования (СДР), а также финансовых требованиях и обязательствах по отношению к оста­льному миру и в) односторонние переводы и компенсирующие записи, кᴏᴛᴏᴩые необходимы для балансирования в бухгалтерском смысле тех операций и изменений, кᴏᴛᴏᴩые взаимно не покрыва­ются». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с такими указаниями в платежный баланс рекомендуется включать не только данные о совершенных опера­циях, но и искусственно составленные показатели для балансиро­вания операций.

Во французских официальных публикациях дается следующее определение: «Платежный баланс страны представляет собой ре­гулярно составляемую статистическую ведомость, содержанием кᴏᴛᴏᴩой будет отражение в форме расчетных показателей пере­мещения совокупности реальных и финансовых потоков между резидентами и нерезидентами в течение определенного периода». В одном из исследований платежного баланса ФРГ его определе­ние формулируется следующим образом: «Обычно под платеж­ным балансом понимают систематизированное, разбитое на опре­деленные рубрики статистическое представление в форме баланса всех экономических сделок, кᴏᴛᴏᴩые имели место в течение опре­деленного периода между отечественными и всеми зарубежными хозяйственными субъектами».

Понятие резидента. Поскольку внешнеэкономические операции страны крайне важно отделять от внутрихозяйственных операций, при составлении платежного баланса важное значение приобрета­ют понятия резидента и сделки, трансакции, подлежащей учету. Внешнеэкономические операции совершаются конкретными орга­низациями, фирмами или частными лицами, кᴏᴛᴏᴩые с точки зрения международных платежных отношений выступают либо резидентами данной страны, либо нерезидентами. Этот простой, казалось бы, вопрос трансформируется в сложную проблему в со­временных условиях, когда усиливается интернациональное пере­плетение капиталов, приобрела огромный размах деятельность ТНК, в широких масштабах происходит миграция рабочей силы и действуют другие подобные процессы в мировом хозяйстве.

Руководство МВФ дает следующее определение: «Экономика страны рассматривается как совокупность хозяйственных единиц, более тесно связанных с данной территорией, нежели с какой-нибудь иной территорией. Платежный баланс данной страны бу­дет отражать либо операции данных хозяйственных единиц с остальным миром, если указанные хозяйственные единицы рассматрива­ются как резиденты данной страны, либо операции данных хозяй­ственных единиц с данной страной, если хозяйственные единицы рассматриваются как нерезиденты по отношению к данной стра­не». Вследствие применения системы двойной записи, указывается далее в Руководстве МВФ, в случае ошибки не произойдет наруше­ния баланса, но может возникнуть искаженное представление о со­вершенных операциях. Для его избежания необходимы выработка универсального определения резидента и его повсеместное пра­вильное применение.

В США резидентами считаются все правительственные учреж­дения, национальные компании и граждане, постоянно прожива­ющие в стране. Что касается американских граждан, прожива­ющих за границей (кроме государственных служащих), то отнесе­ние их к числу резидентов США зависит от длительности их пребывания за пределами страны и других факторов. Заграничные филиалы американских корпораций и дочерние компании счита­ются для США иностранными фирмами. Аналогичная практика имеет место и в других ведущих странах.

В ФРГ резидентами с позиции платежного баланса счита­ются «физические и юридические лица, предприятия и т.д., для кᴏᴛᴏᴩых центр их хозяйственных интересов находится в данной стране независимо от их национальной принадлежности». В силу ϶ᴛᴏго к резидентам в ФРГ ᴏᴛʜᴏϲᴙтся не только лица германского происхождения, но и иностранные предприниматели, обосновав­шиеся в ФРГ.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с принятой во Франции методикой термин «резидент» означает физических лиц французской национальности, находящихся во Франции или за границей менее двух лет, а также иностранцев, находящихся во Франции более двух лет, за исключе­нием иностранных служащих. Резидентами считаются также юри­дические лица во Франции, за исключением дипломатических и ко­нсульских представителей, работающих во Франции.

В Российской Федерации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом «О валют­ном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. резидентами будут:

а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в т.ч. временно находящиеся за ее пределами;

б) юридические лица, созданные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законода­тельством РФ, с местонахождением в РФ;

в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством РФ, с ме­стонахождением в РФ;

г) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за ее пределами;

д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах б) и в).

Список используемой литературы

1. 250 недель развития капитализма в России: 2013:

2. Лучшие материалы журнала "Эксперт". М., 2012.

3. Агапова Т.А., Серегина Ф.С. Макроэкономика. М., 2012.

4. Архитектор макроэкономики: Джон Мейнард Кейнс и его макроэкономическая теория. Ростов н/Д:,2009.

5. Базылев Н.И. и др. Макроэкономика. М., 2008.

6. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону, 2008.

7. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика: Европейский текст. СПб,2008.

8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). М., 2008.

9. Вечканов Г. С. , Вечканова Г.Р. Макроэкономика: СПб, 2014.

10. Гальперин В.М. и другие. Макроэкономика. Спб, 2014.

11. Ю.Дадаян B.C. Макроэкономика для всех. М., 2012.