Объекты хохловки. Хохловка (Пермский край)

Хохловка (Пермский край, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества «Хохловка» - одна из главных достопримечательностей Пермского края , ежегодно привлекающая множество посетителей. Расположенный на живописном берегу реки Камы неподалеку от села Хохловка музей был основан в 1945 году в качестве филиала Пермского краеведческого музея и лишь в 1980 году музей был открыт для первых посетителей.

Наибольший интерес в Хохловке представляют постройки, связанные с добычей соли; а также церкви, выполненные в лучших традициях русского деревянного зодчества.

Экспозиция

Экспозицию музея составляют 23 памятника деревянного зодчества, расположенные под открытым небом и датируемы 17-20 веками. Вся территория музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное, Северное и Южное Прикамье, для каждого из которых характерна своя архитектура.

Наибольший интерес в Хохловке представляют постройки, связанные с добычей соли; а также церкви, выполненные в лучших традициях русского деревянного зодчества. Все постройки соляного комплекса «Хохловки» были вывезены с Усть-Боровского солеваренного завода из Соликамска и включают в себя 12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, ларь весом более 100 тонн, варницу и соляной амбар длиной 28 м.

Уникальные образцы жилой архитектуры сосредоточены в секторе «Северное Прикамье», а, вот, в «Южном Прикамье» расположены колокольня Троицкой церкви, привезенная из села Сыра и Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района, представляющая собой редкий памятник русского деревянного зодчества 17 в.

События

Уже десять лет подряд в «Хохловке» проходит музыкальный этнофестиваль KAMWA . Это одно из главных музыкальных событий Пермского края: много самой разной этнической музыки, мастер-классы, модные дефиле в этно-стиле и ярмарка народных промыслов. Проводят «Камву» летом, в конце июля - начале августа.

Просторы «Хохловки» с высоты птичьего полета

Как добраться и режим работы

Добраться до Хохловки можно на автомобиле из Перми (в 45 км) или на пригородном автобусе № 340 «Пермь - Хохловка».

Для посетителей музей открыт ежедневно с мая по октябрь с 10:00 до 18:00. В остальное время - только по предварительной записи. Стоимость входного билета - 130 RUB, для студентов и пенсионеров - 80 RUB, дети до 18 лет - бесплатно, экскурсии - от 140 RUB за человека. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

На живописных берегах реки Кама, неподалеку от села Хохловка (Пермский край), на территории площадью 42 гектара расположен удивительный музей под открытым небом. Его экспонаты - уникальные примеры деревянного зодчества, характерные для этого региона и привезенные сюда из различных его уголков. Здесь собрано 23 объекта, датируемые концом XVII - первой половиной XX века. Все они представляют собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры Пермского края.

История основания

Предложение создать столь удивительный уголок поступило еще в 1966 году. Этой идеей загорелся известный пермский архитектор А.С. Терехин. Спустя два года было подобрано место для будущего музея деревянного зодчества. Им стал участок земли, находящийся около села Хóхловка (ударение на первое "о"), которое и дало название музею.

Окончательное решение о создании комплекса было принято в апреле 1969 года, а в марте 1971 года был утвержден проект музея. В его составлении принял участие уже упомянутый Терехин в компании с другими не менее известными архитекторами Г.Д. Канторовичем и Г.Л. Кацко.

Торжественное открытие музея деревянного зодчества Хохловка для посетителей состоялось в сентябре 1980 года. Он сразу стал центром притяжения туристов в Пермском крае. Его экспонаты показывают историю русской деревянной архитектуры, традиционный уклад жизни и основные ремесла русского народа.

Территориально-этнографические участки

Музей Хохловка разбит на три территориально-этнографических участка: Южное, Северное и Северо-Западное Прикамье. В каждом из них представлены образцы архитектуры этих условных районов Прикамья. Так, например, в Южном Прикамье можно увидеть объекты церковной архитектуры - Богородицкую церковь и колокольню . Они расположены на самом высоком участке музея под открытым небом и находятся в окружении хозяйственных и жилых построек. Зайдя в этот уголок Хохловки, можно ощутить себя жителем тогдашней эпохи. Здесь же представлены основные виды ремесел наших предков, населявших южные земли нынешнего Пермского края.

Северное Прикамье демонстрирует посетителям музея образцы жилой и церковной (церковь Преображения) архитектуры северных народов, а также транспортные средства (наземные и водные), используемые ими в хозяйственных целях. Северо-Западное Прикамье (или Коми-Пермяцкий сектор) всецело посвящен жилым постройкам. Здесь можно взглянуть на добротную избу зажиточного крестьянина, хижину бедняка, зимнее жилище охотника и некоторые другие здания.

Основные объекты Хохловки

К таковым, несомненно, относятся Богородицкая церковь и церковь Преображения , колокольня, усадьба Кудымова, сторожевая башня, пожарное депо, ветряная мельница, Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь.

Богородицкая церковь датируется 1694 годом. Это одна из старейших деревянных построек Пермского края. Ее месторасположением являлось село Тохтарево, что в Суксунском районе. Там она входила в церковный комплекс, состоявший из двух церквей и колокольни. В музей ее привезли в 1980 году.

Этот памятник деревянной архитектуры относится к древнейшим клетским храмам. Он состоит из трапезной, алтаря и паперти. Внутреннее убранство церкви весьма скромно, но содержит все необходимое для отправления богослужения и проведения всех требуемых во время службы действий.

Колокольня располагается возле Богородицкой церкви. Ее высота вместе с крестом достигает 30 м. Возведена она была в 1781 году в селе Сыра (Суксунский район), откуда и была доставлена в музей в годы его создания. Это единственная деревянная колокольня, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней.

К звоннице, расположенной в колокольне на высоте 20 м, ведет деревянная лестница. Покрывает строение высокий шатер, украшенный резными элементами, напоминающими своим видом лучи солнца.

Церковь Преображения «родом» из села Янидор (Чердынский район). В Хохловку она была привезена пятью годами позже Богородицкой. Годом возведения этого экспоната является 1707.

Церковь Преображения построена на высшем уровне тогдашнего строительства. Бревна в ее стенах настолько плотно соединены друг с другом, что совершенно не пропускают холод. В связи с этим стены сооружения не приходилось утеплять дополнительными материалами в зимнее время. Помимо традиционных для тогдашних церквей внутренних помещений, здесь имеется крытая галерея, где ожидающие службы люди могли укрыться от непогоды.

Усадьба Кудымова является образцом жилого деревянного зодчества времен XVIII века. Располагалась она в Юсьвенском районе, в деревне Яшкино. Помимо жилого дома, этот экспонат включает в себя баню, амбар, ледник, ворота с изгородью. Усадьба Кудымова не отличается роскошным убранством, но выполнена весьма добротно. Тщательно продуманная конструкция крыши надежно защищает ее от протекания, а центральным объектом дома, как было заведено на Руси, является образцовая печь.

Сторожевая башня была возведена в XVII веке в селе Торговище Суксунcкого района. Входила она в комплекс из восьми сторожевых башен, соединенных частоколом. Находился этот традиционный для русского народа охранный комплекс на реке Сылва, по которой в те времена проходил водный путь.

Случившийся в 1899 году пожар практически полностью уничтожил башню, но жители села собственными усилиями восстановили ее к 1905 году. В восстановленном виде она и «прибыла» в Хохловский музей деревянного зодчества.

Пожарное депо было построено в деревне Скобелевка в 30-х годах ХХ века. Отличительной чертой этого здания является высокая башня - каланча. Она была самым крупным строением в деревне, а на ее верхушке восседал сторожевой. Главная задача последнего - наблюдать не появился ли где дым. В случае опасности подавался сигнал при помощи колокола.

У подножья башни пожарного депо имеется несколько служебных построек, в которых размещались пожарники, лошади и телеги с бочками, наполненными водой, а также другой противопожарный инвентарь. Ознакомиться с этими нехитрыми приспособлениями может каждый посетитель музея.

Ветряная мельница датируется XIX веком, а инициатором ее появления был один из зажиточных крестьян деревни Шихари (Очерский район) Рахманов. Это единственная ветряная мельница, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней. Отличительной чертой этого строения является то, что крышу с прикрепленными к ней лопастями можно вращать. Столь хитроумное приспособление придумали тогдашние строители для того, чтобы поворачивать ветряк за внезапно изменившим направление ветром и тем самым обеспечивать бесперебойную работу мельницы.

Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь входят в комплекс строений солеварного завода. Этот промысел являлся основным для жителей Пермского края. Оба эти объекта вместе с некоторыми другими были привезены из города Соликамск, где их возвели в 1880 году.

Солеварня представляет собой квадратное строение, внутри которого находится печь для выпаривания соли, вытяжная труба и полати для сушки полученного сырья. Михайловский соляной ларь выглядит как деревянная изба и весит свыше 100 тонн. Он предназначался для хранения рассола и распределения его в дальнейшем по варницам.

Во время экскурсии по солеварному комплексу можно детально ознакомиться с особенностями этого промысла и узнать историю появления и развития солеварения в Пермском крае.

Как добраться и когда посещать

Из Перми в Хохловку всех желающих к музею доставляет пригородный автобус. Расстояние между этими населенными пунктами всего 45 км.

Хохловский музей работает ежедневно: с июня по октябрь - с 10 утра до 6 вечера, а с ноября по май - с 9 утра до 5 вечера.
Стоимость входного билета на одного человека составляет 120 руб. Экскурсия для группы из 10 человек обойдется в 70 руб. с каждого посетителя.

Говорят, поселок Хохловка (Пермский край) с каждым годом привлекает к себе все больше и больше посетителей со всего мира.

В чем же причина такой популярности? Неужели скромный населенный пункт может на самом деле стать объектом столь пристального внимания? Стоит ли отправляться туда во время своего очередного отпуска?

Оказывается, на все три поставленных выше вопроса можно безо всяких сомнений дать положительный ответ.

Данная статья не только расскажет про удивительное место под названием Хохловка (Пермский край), достопримечательности которого действительно способны удивить даже самого искушенного туриста. Читатель также получит дельные советы о том, как добраться до данного населенного пункта, на что обратить особое внимание, и какие объекты посетить в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание

Деревня Хохловка (Пермский край, кстати, имеет достаточно обширную территорию) - небольшой населенный пункт, который мог бы жить привычной в этих краях сельской жизнью, если бы не одно «но». В его окрестностях сооружен удивительный музей деревянного зодчества. Расположен данный объект под открытым небом, и на сегодняшний день по праву считается одной из главных

Географически на карте это место можно найти в 43 км от Перми, на берегу недалеко от одноименного села. Музей был создан в конце 60-х годов прошлого столетия, но открытие состоялось только в 1980 году. На территории комплекса собрана уникальная экспозиция из 23 памятников деревянной архитектуры XVII-XX веков.

Раздел 9. и пожарное дело

Мельница, построенная зажиточным крестьянином К. Рахмановым в XIX в., была привезена из д. Шихари Очерского района в 1977 году. В основе конструкции лежит восьмигранный сруб, напоминающий северные культовые сооружения шатрового типа. Крыша мельницы вращается по благодаря специальному рычагу.

Пожарное депо, построенное в д. Скобелевка в 30-е годы прошлого века, появилось в музее в 1977 году. К прямоугольному сооружению с выступом примыкают подсобные помещения. Дозорная вышка находится на столбах, опирающихся на стены из балок.

Под шатром вышки установлен колокол. Внутри стоят сани и телеги с ручными насосами, а также двуколки с бочками для воды.

По мнению бывалых путешественников, далеко не единственной российской достопримечательностью такого плана является Хохловка. Пермский край отдых выходного дня может организовать великолепно, однако интересующимся именно этим направлением на самом деле придется все же поездить по стране.

Следует также посетить и другие подобные музейные объекты с архитектурно-этнографическими экспозициями. Самыми востребованными, пожалуй, считаются следующие:

  • Город Чайковский. Музейный комплекс «Сайгатка» при Чайковском краеведческом музее.
  • Чусовской этнографический заповедник, расположенный рядом с г. Чусово. Здесь желающие могут трогать руками все музейные экспонаты.
  • Множество памятников архитектуры находится в г. Усолье (Спасо-Преображенский собор, палаты Строгановых и т. д.).

Архитектурно-этно-графический музей деревянного зодчества «Хохловка», филиал Пермского краеведческого музея — первый на Урале музей под открытым небом.

Музей был задуман в 1966 году и начал создаваться в 1969 году, а для посетителей был открыт в сентябре 1980 года. Музейный комплекс из 23 памятников деревянного зодчества гармонично вписался на высоком мысу над Камским морем, которое омывает его с трех сторон. Здесь на площади в 35 га представлена продуманная подборка зданий и сооружений, привезённых из других мест и дающих исчерпывающую картину деревянного зодчества Прикамья, лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры.

Музейный комплекс делится на части в соответствии с основными культурно-этнографическими зонами края и тематические комплексы.

В самом центре музея под открытым небом располагается Преображенская церковь, построенная в 1702г. на севере Прикамья - в селе Янидор, что с финно-угорского переводится как «Божье место». У церкви имеется крытая галерея — «гульбище» которая сделана была для того, чтобы пришедшие на службу из дальних деревень люди не мерзли и не мокли в плохую погоду. Янидорская церковь так же уникальна «крещатой бочкой» под главкой и лемеховой кровлей.

Внутри церковь пустая, но когда входишь в нее, то представляешь «пермских богов», наверное, когда-то украшавших ее. Также в сектор «Северное Прикамье» входит вторая постройка из Чердынского района. Это русская усадьба с росписью из деревни Гадья (1880-е гг.).

Ближе к вершине холма поставлена Сторожевая башня Торговищенского острога: 8-ми башенная крепость была срублена в 1663 году и прикрывала подступы к Кунгуру, бывшему тогда центром Южного Прикамья.

В 1671 и 1708 годах Торговищенский острог выдержал башкирские набеги. В 1899 году сгорела башня той крепости, и жители сами воздвигли в 1905 году её точную копию (которая ныне в музее).

На самой вершине холма, среди елей, расположена «жемчужина» прикамского деревянного зодчества Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района - самый старый объект в музее (1694г.). Храм высокий, стоит на подклете - хозяйственном помещении и внутри очень светлый - праздничный. Много света дают два ряда окон в храмовой части.

Богородицкая церковь (1694г.)

Храм запоминается своим изяществом, лемеховая кровля церкви — совсем как на Севере и характернейшие для Урала наличники. Рядом с церковью стоит Колокольня из села Сыра Суксунского района (1781г.), островерхий шатер которой виден издалека. Звонница и шатер опоясаны «красным тесом» — на концах досок сделаны пропилы в форме перьев птицы или лучей солнца.

Усадьба В.И. Игошева из деревни Грибаны Уинского района (середина XIX в.) и Сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района (первая треть ХХ в.), представляют характерные сельские постройки XIX -XX вв. Все эти сооружения относятся к сектору «Южное Прикамье».

От пожарного депо тропка ведёт вниз, и сам не замечаешь, как оказываешься в тайге. Комплекс «Охотничье становье» демонстрирует промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Лесной полумрак, запах хвои, тишина - возникает ощущение, что это действительно глухой лес, а не рощица 100х100 метров. Избушка (такие стояли в тайге и ими мог пользоваться каждый), Навес для ночлега и Лабаз, то есть маленький амбар на ножке для защиты от зверей.

А выходя из тайги, оказываешься около «Солепромышленного комплекса» — ансамбля промышленных сооружений Усть-Боровского солеваренного завода - Рассолоподъемная башня, Соляной ларь, Варница и Соляной амбар - раскрывают секреты древнего промысла, существовавшего в Прикамье с начала XV в. С XVI века пермская соль, или «пермянка», становится известной. Хотя этим постройкам немногим более 100 лет, точно такие же солеварни строились и 500 лет назад. Пермскую соль добывали в колодцах и скважинах. Соляной ларь, то есть отстойник, где рассол стоял несколько дней, пока осядет песок, в Хохловку ларь был привезён целиком, без разборки, на барже по Каме. Дерево ларя изъедено солью, и одновременно просолено так, что не гниёт. От солеваренных построек исходит совершенно непередаваемый, но приятный запах солёного дерева.

Варница — основное звено солеваренного цикла. Под варницей была кирпичная топка, потреблявшая в сутки до 10 кубометров дров. На топке лежал цирен, или чрен — гигантская железная сковорода, на которую поступала рапа. Влага испарялась, соль оседала. Пар уходил вверх по деревянной трубе, а солевары выгребали соль специальными граблями. Это была кошмарная работа — температура в варницах была около 80 градусов, при 100%-й влажности.

Последнее звено — амбар. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на «ряжи» — бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, — и делили на отсеки — закрома, куда соль загружали сверху. Соль заносили через верх по взвозу или лестнице (у этого амбара лестница в башне). Соленос — работа не менее адская, чем солевар: для женщины нормой был 3-пудовый мешок, для мужчины 5-пудовый (то есть 45 и 65кг соответственно), и в день они носили до тысячи мешков. Отсюда и «пермяк — солёные уши» — от пота соль оседала на теле, разъедала кожу, и спина, затылок, а также уши покрывались незаживающей коростой.

Сектор «Северо-западное Прикамье». Усадьба П.И. Кудымова (середина XIX в.) из Юсьвинского района, Усадьба Светлакова (1910-1920 гг.) из Кочевского района, Усадьба Баяндиных-Боталовых (конец XIX в.) из Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа - представляют традиционную архитектуру коми-пермяков - коренного населения Пермского края. Это дом-двор по типу поморских, но часть построек, всё же, стоит отдельно. Строить избы коми-пермяки учились у русских. Интерьеры комнат почти такие же, только печь другой формы. Но больше всего поражают двери, размером больше похожие на люки. А чуть в стороне — здание, которое снаружи можно принять за подсобку, но внутри весьма интересное — это совмещённые гумно и овин с экспозицией инвентаря коми-пермяцких крестьян.

В «Сельскохозяйственный комплекс» входит Ветряная мельница (середина XIX в.) из деревни Шихири Очерского района, Амбар для хранения зерна (начало ХХ в.) из села Хохловка и Гумно с овином (1920-е гг.) из села Ошиб Кудымкарского района.

«Хохловка» дает возможность посетителям не только узнать новое о древней архитектуре, но и насладиться общением с природой, отдохнуть от городской суеты. Главный секрет — в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж — просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидить ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах…