Рукописные Евангелия XI-ХIV веков. Коллекции рода Сапег

Наш "великий и могучий" еще недавно был обязательным предметом в каждой польской школе, а сейчас - исключительно только в небольшом количестве школ. Например, мы дружим с такой польской школой в городе Гданьске. Ежегодно, на Троицу, приезжает большая группа преподавателей и детей, чтобы пройти практику по изучению русского языка и пройти путешествие "Маршрутами "Крымских сонетов" Адама Мицкевича.", разработанное "Академией приключений" https://sites.google.com/a/uvk6.info/akademia-priklucenij/home . Польские школьники с большим интересом изучают Крым в течении 12 дней, ежегодно, с 2009 года. В 2012 приедет 30 человек. Нам очень важна дружба с братским польским народом, это - славянский народ, с которым у нас много общего: многовековая история, культура, язык, традиции.
Работа посвящена изучению маршрута путешествия Адама Мицкевича по Крыму, совершённое поэтом в 1825 году, когда он был сослан из Польши за участие в тайной патриотической организации молодёжи. Крым, вопреки невзгодам политического изгнания, стал местом, где поэт был счастлив и влюблён; где вдохновлённый чарующей красотой природы, он подарил нам сборник "Крымских сонетов", в которых запечатлел своё путешествие с точностью географического описания: Тарханкут, Евпатория, Бахчисарай, Балаклава, Байдары, Гурзуф, Аю-Даг, Алушта, Чатыр-Даг. На каждом памятном месте мы читаем стихи на трех языках: польском, русском и украинском.



Кругом осенний ласковый покой.
Лесистых гор пестреющие склоны.
И день течет лазурно-золотой
Так медленно, как будто утомленный.
Уйти в леса, с утра покинув дом.
В просторы яйл, к скалистым их обрывам,
И лишь в прозрачном сумраке ночном
Прийти назад, усталым и счастливым.



Адам Мицкевич
(Mickiewicz) (24.12.1798 - 26.11.1855) - польский поэт, основоположник польского романтизма, деятель национально-освободительного движения. Родился на хуторе Заосье близ города Новогрудка, входящего ныне в состав Белоруссии. Отец его, Николай Мицкевич, адвокат, принадлежал к мелкопоместной шляхте. После окончания школы Адам поступил на физико-математический факультет Виленского университета, на котором проучился год. Весной 1816 года перешел на историко-филологический факультет, который закончил в 1819 году. Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819-23). Ранние произведения Мицкевича (первое стихотворение опубликовано в 1818 году) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения (перевод отрывка из "Орлеанской девственницы" Вольтера ; поэмы "Мешко, князь Новогрудка", 1817, "Картофель", 1819, - обе опубликованы полностью в 1948 году). С 1817 года участвовал в создании и деятельности патриотических молодежных кружков "филоматов" и "филаретов" ("любящих добродетель"), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе "Оду к юности" (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодежи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник Адама Мицкевича ("Поэзия", т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. Во 2-й том "Поэзии" (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма "Гражина", положившая начало жанру т. н. польской "поэтической повести"; написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. В этот том включена также драматическая поэма "Дзяды" (ч. 2, 4), где поиски нового содержания и формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с художественной трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой любви и обличающий общество, поправшее "права сердца".

Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций, Мицкевич был в 1824 году выслан из Литвы и до 1829 года пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (Рылеев , А. А. Бестужев) и видными писателями (Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали созреванию у Мицкевича идеи революционного союза народов России и Польши. В России вышла книга Адама Мицкевича "Сонеты" (1826) - с циклом "Крымские сонеты", поразившим читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-"пилигрима", тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 году была опубликована поэма "Конрад Валленрод" (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя - одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге "Поэзия" (т. 1-2, 1829) Мицкевич включил новые интимно-лирические стихи, поэму "Фарис", баллады.

В 1829 году Мицкевич выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 года поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й части "Дзядов" (1832) Мицкевич призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству "верхов" общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической молодежи (эпизоды следствия по делу "филаретов"), надежду на внутренние силы нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастический и реальный. К ней примыкал эпический "Отрывок" - картины самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми людьми России (стихотворения "Памятник Петру Великому", "Русским друзьям"). Вместе с тем в 3-й части "Дзядов" (как и в художественно-публицистическом сочинении "Книги польского народа и польского пилигримства", 1832) Мицкевич излагает доктрину т. н. "польского мессианизма", согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика - "Христа народов". Поэт призывает польскую эмиграцию к участию во "всеобщей войне за вольность народов", в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях Мицкевича в газете "Пельгжим польски" - "Pielgrzym Polski", 1832-33).

В 1834 году Мицкевич опубликовал последнее свое крупное произведение - поэму "Пан Тадеуш". Эта польская национальная эпопея, в которой отчетливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и грустью рисует Мицкевич мир шляхетской старины, не затушевывая его пороков, понимая его историческую обреченность и в то же время любуясь его красочностью. В последующие годы Мицкевич почти не писал (последний взлет его вдохновения - несколько лирических стихов, 1838-39). Он вел активную общественную и культурную деятельность: в 1839-40 годах читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844 года) занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1841 году обозначился кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 году Мицкевич возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже сотрудничал в газете "Трибюн де пепль" ("La Tribune des peuples", 1849), выступал со статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во время Крымской войны 1853-56 годов Мицкевич отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах, захороненный в Париже, был перенесен в Краков в 1890 году).

Поэзия Адама Мицкевича имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, обновления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль Мицкевича в развитии польского театра (постановки его "Дзядов", многочисленные высказывания по вопросам драматургии). В России Мицкевич приобрел популярность еще при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, Лермонтов , К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, Майков , М. Л. Михайлов, Фет , Брюсов , Бунин и др.

3-4 июня. В 2012 Троица - 3 июня. Будет крестный ход на Эклизи - бурун, где обнаружены остатки монастыря, несколько тысяч людей поднимутся на Чатырдаг и наша группа начнет свой маршрут. После молебна спустимся на нижнее плато к большой пещерной котловине и там посетим пещеры: Суук Кобу, Бинбаш - Кобу и Эмине - Баир - Хасар, в районе пещеры Мраморной заночуем.

«Чатырдаг»

Склоняюсь с трепетом к стопам твоей твердыни,
Великий Чатырдаг, могучий хан Яйлы.
О мачта крымских гор! О минарет аллы!
До туч вознесся ты в лазурные пустыни

И там стоишь один, у врат надзвездных стран,
Как грозный Гавриил у врат святого рая.
Зеленый лес - твой плащ, а тучи - твой тюрбан,
И молнии на нем узоры ткут, блистая.

Печет ли солнце нас, плывет ли мгла, как дым,
Летит ли саранча, иль жжет гяур селенья, -
Ты, Чатырдаг, всегда и нем и недвижим.

Бесстрастный драгоман всемирного творенья,
Поправ весь дольный мир подножием своим,
Ты внемлешь лишь творца предвечные веленья!

Сказочно красивая Ємине - Баир - Хасар
5 - 6 июня - Долина Привидений - Алушта - Лучистое

Пред солнцем - гребень гор снимает свой покров;
И шелохнулся лес, с кудрей своих роняя,
Спешит свершить намаз свой нива золотая.
Как с ханских четок, дождь камней и жемчугов;

Долина вся в цветах. Над этими цветами
Рой пестрых бабочек - цветов летучих рой -
Что полог, зыблется алмазными волнами;
А выше - саранча вздымает завес свой.

Над бездною морской стоит скала нагая.
Бурун к ногам ее летит и, раздробись
И пеною, как тигр глазами, весь сверкая,

Уходит с мыслию нагрянуть в тот же час;
Но море синее спокойно - чайки реют,
Гуляют лебеди, и корабли белеют. ..

Медведь-гора или Аю-Даг - гора на Южном берегу Крыма, расположенная к востоку от Гурзуфа. Высота Медведь-горы достигает 577 метров над уровнем моря. Горный массив слегка вытянут в северо-западном направлении на 2400 метров и выступает в море на 2-2.5 километра. Общая площадь Медведь-горы составляет около 4 квадратных километров. С 1947 года Аю-Даг объявлен памятником природы Крыма.



На вершине Аю-Дага на высоте 577 метров над уровнем моря. Сюда поднимались верхом на лошадях А.Пушкин и А.Мицкевич.

Мне любо, Аюдаг, следить с твоих камней,
Как черный вал идет, клубясь и нарастая,
Обрушится, вскипит и, серебром блистая,
Рассыплет крупный дождь из радужных огней.

Как набежит второй, хлестнет еще сильней,
И волны от него, как рыб огромных стая,
Захватят мель и вновь откатятся до края,
Оставив гальку, перл или коралл на ней.

Не так ли, юный бард, любовь грозой летучей
Ворвется в грудь твою, закроет небо тучей,
Но лиру ты берешь - и вновь лазурь светла.

Не омрачив твой мир, гроза отбушевала,
И только песни нам останутся от шквала -
Венец бессмертия для твоего чела.


ОПИСАНИЕ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ ПО ГОРЕ АЮ-ДАГ

1. На поляну Ай-Констант

Самый легкий маршрут. От входа - по тропе налево. Сначала - вниз, затем -наверх. Эта тропа через 10-15 минут движения выводит к «Большим камням», за ними сворачивает налево. Через 1 - 2 минуты ходьбы от «Больших камней» -развилка. Нужно повернуть налево, тропа проходит через развал камней от бывшей монастырской ограды. Через минуту-другую - выход на биополяну. Здесь находятся руины средневекового христианского храма (VIII - ХVII вв.) монастыря свв. Константина и Елены.

2. На «смотровую поляну»

а) от входа на г. Аю-Даг. - Прямо по противопожарной дороге вверх. Движение длится 30-40 минут.

б) От поляны «Ай-Констант». Вначале следует вернуться к «Большим камням».

Бели смотреть на них сверху, то слева - еле заметная тропа наверх которая проходит через небольшую поляну, от последней -тропа выводи "на противопожарную дорогу. По ней - наверх.

3. В бухту «Панаир».

От смотровой поляны, приблизительно в 10 метрах от перил, тропа раздваивается.

В бухту «Панаир» - следует выбрать едва заметную тропу слева, проходящую через кустарник. Спуск приблизительно 20 минут. До пути -две развилки, оба раза - поворот налево. От руин средневекового монастыря - спуск к морю по тропе слева.

4. К развилке - Мыс «Монастырский»; Укрепление «Биюк-Кастель».

От «смотровой поляны» по основной тропе наверх, через руины средневекового монастыря (VIII - XV вв.). Минут через 15-20 - развилка.

Ты видишь небеса внизу, на дне провала?
То море. Присмотрись: на грудь его скала
Иль птица, сбитая перунами, легла
И крылья радугой стоцветной разметала?

Иль это риф плывет в оправе из опала?
Не риф, но туча там. Она, как ночи мгла,
Полмира тенью крыл огромных облекла.
А вот и молния. Видал, как засверкала?

Но конь твой пятится - тут пропасть, осади!
Пусть он, как мой скакун, возьмет ее с размаха!
Я прыгаю! Сперва исчезну, но следи:

Мелькнет моя чалма - ударь коня без страха
И, шпоры дав, лети, лишь призови аллаха!
А не мелькнет - вернись: тут людям нет пути!

«По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом...».(А.С.Пушкин)

9 июня - Скала Таракташ - Боткинская тропа - Поляна сказок - Байдарская долина

Скачу, как бешеный, на бешеном коне;
Долины, скалы, лес мелькают предо мною,
Сменяясь, как волна в потоке за волною...
Тем вихрем образов упиться - любо мне!

Но обессилел конь. На землю тихо льется
Таинственная мгла с темнеющих небес,
А пред усталыми очами все несется
Тот вихорь образов - долины, скалы, лес...

Все спит, не спится мне - и к морю я сбегаю;
Вот с шумом черный вал подходит; жадно я
К нему склоняюся и руки простираю...

Всплеснул, закрылся он; хаос повлек меня -
И я, как в бездне челн крутимый, ожидаю,
Что вкусит хоть на миг забвенья мысль моя

Церковь у перевала Байдарские ворота - родник в с. Орлином, где Пушкин и Мицкевич остановились, что напиться и напоить коней, там - ночлег.

Безлюден










Безлюден пышный дом, где грозный жил Гирей.

Трон славы, храм любви - дворы, ступени, входы,
Что подметали лбом паши в былые годы, -
Теперь гнездилище лишь саранчи да змей.

В чертоги вторгшийся сквозь окна галерей,
Захватывает плющ, карабкаясь на своды,
Творенья рук людских во имя прав природы,
Как Валтасаров перст, он чертит надпись: "Тлей!"

Не молкнет лишь фонтан в печальном запустенье -
Фонтан гаремных жен, свидетель лучших лет,
Он тихо слезы льет, оплакивая тленье:

О слава! Власть! Любовь! О торжество побед!
Вам суждены века, а мне одно мгновенье.
Но длятся дни мои, а вас - пропал и след.

Тарханкут - западная оконечность крымского полуострова, он начинается сразу же за озером Донузлав. Тарханкут для тех, кто любит простор степи, экстрим скалолазания и роскошный подводный мир необыкновенно чистого моря...Кто любит купание, ныряние, загорание, плавание с гидроружьем, романтику палаток, песни у костра, еду, сваренную на костре, морские закаты и рассветы, шум прибоя, крики чаек и обрывистые скалистые берега - гордые и неприступные, ослепительно белые и изысканно красивые...

Валентий Вильгельм Ванькович - потомок рода, ведущего свою историю с XIV века, и один из немногих художников XIX века, который прославился далеко за пределами родины. Однако на территории Беларуси долгое время не было картин известного земляка. Возвращена лишь одна - "Потрет поэта Томаша Зана". В день рождения Ваньковича TUT.BY рассказывает об основных событиях его жизни.

Известный белорусский художник родился 12 мая 1800 года - он родился и умер в один день с разницей в 42 года. Художник появился на свет в имении Калюжицы Игуменского уезда Минской губернии (теперь Березинский район Минской области) в семье потомственного уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой, сестры опального после 1830 года поэта Антона Горецкого.

В 1805 году отец мальчика получил должность минского судьи, и семья переехала в город. Дом, известный как "Дом-музей Ваньковичей" на бывшей Волосской улице (сейчас улица Интернациональная) принадлежал дяде Валентия, а его отцу принадлежали две минские усадьбы - Большая и Малая Слепянки. О реставрации одной из .

Как и многие местные молодые дворяне начала XIX века, Ванькович учился в Полоцком иезуитском коллегиуме. В 1811 году он был переименован в Полоцкую академию. Затем будущий художник учился на отделении литературы и изящных искусств Виленского университета. Его преподавателем был известный литовский живописец Ян Рустем. Там же Ванькович познакомился и сдружился с Адамом Мицкевичем.

В годы ученичества художник писал портреты своих друзей по университету, в том числе Мицкевича. Это было первое изображение поэта в искусстве. "Филоматскую" серию (Ванькович был членом тайного товарищества филоматов. - TUT.BY) продолжили романтические портреты Томаша Зана, Франтишка Малевского, Юлиана Корсака.

За выдающиеся успехи Ваньковича на средства университета направили учиться в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Участие в конкурсах принесло ему две серебряные медали, а картина "Подвиг молодого киевлянина во время осады Киева печенегами в 968 году" - золотую медаль. В это время Ванькович съездил на родину - и вернулся женатым на Анеле Ростоцкой.

В Петербурге в 1828 году художник написал одну из своих самых знаменитых картин - "Адам Мицкевич на скале Аю-Даг". Одна из четырех копий какое-то время была на территории Беларуси, потом . Есть предположения, что картина, хранящаяся в музее в Варшаве, вывезена из Беларуси. Но документальных подтверждений этому нет.

Как правило, Валентий Ванькович изображал на портретах родственников и друзей. В Петербурге он писал портреты российских поэтов Александра Пушкина, Петра Вяземского и Василия Жуковского. Портрет Пушкина долго хранился в усадебной коллекции картин в Большой Слепянке и пропал в 1863 году, когда имение было конфисковано за участие в восстании сына Валентия - Яна Эдварда Ваньковича. Но сохранился набросок к этой картине.

Набросок портрета Пушкина. Фото: delaemvmeste.by



В 1829 году художник вернулся в свое родовое поместье Слепянка, и в одной из усадеб в Малой Слепянке обустроил мастерскую. К сожалению, ни дом, ни мастерская не сохранились.

Ванькович намеревался участвовать в восстании 1830 года, даже купил коня и оружие, но не смог из-за обострения болезни. В это время художник плодотворно писал на историческую тему.

В 1812 году он был 12-летним свидетелем минских событий наполеоновской войны и впоследствии посвятил серию работ французскому императору: "Наполеон у костра", "Наполеон над картой Европы", "Апофеоз Наполеона", "Наполеон на острове Святой Елены".

Портрет Андрея Тованского. Фото: ru.wikipedia.org

Женщина играет в пасьянс. Фото: ru.wikipedia.org

Портрет Казимира Песецкого. Фото: delaemvmeste.by

Портрет известной пианистки Марии Шимановской. Фото: delaemvmeste.by

В 1839 году Ванькович путешествовал по Европе. Есть версия, что подтолкнул его к поездке духовный кризис, отягченный нервными приступами. По другой версии, вынудила уехать сложная политическая обстановка после 1830 года и желание увидеть современное состояние европейского государства. Два года он жил в Германии, затем приехал к своему другу Адаму Мицкевичу в Париж. Там Валентий Ванькович заболел и через полгода умер практически на руках у Мицкевича. По завещанию часть картин передавалась родственникам и друзьям, а остальное должны были продать за долги. Художник похоронен на кладбище Сен-Дени в Париже.

У Ваньковича было три сына: Адам-Викентий, Казимир-Адам и Ян-Эдвард. Последний, кстати, был одним из руководителей восстания 1863-1864 годов.

Картины, наброски, рисунки Ваньковича хранятся в музеях Вильнюса, Петербурга, Варшавы, Кракова, Парижа. Многие работы находятся и в частных коллекциях потомков тех, кого художник писал в первой половине XIX века. Последняя картина Ваньковича "Богоматерь Остробрамская" хранится в парижском соборе Сен-Северин.

До недавнего времени на территории Беларуси не было ни одной работы художника. его кисти из частной коллекции Белгазпромбанка до 10 июля можно увидеть в

Lubię poglądać wsparty na Judahu skale,
Jak spienione bałwany to w czarne szeregi
Ścisnąwszy się buchają, to jak srebrne śniegi
W milijonowych tęczach kołują wspaniale.

Trącą się o mieliznę, rozbiją na fale,
Jak wojsko wielorybów zalegając brzegi,
Zdobędą ląd w tryumfie i, na powrót zbiegi,
Miecą za sobą muszle, perły i korale.

Podobnie na twe serce, o poeto młody!
Namiętność często groźne wzburza niepogody;
Lecz gdy podniesiesz bardon, ona bez twej szkody

Ucieka w zapomnienia pogrążyć się toni
I nieśmiertelne pieśni za sobą uroni,
Z których wieki uplotą ozdobę twych skroni.

Под катом - перевод (мой подстрочный и литературные) и портрет:)

Люблю смотреть, поднявшись на скалу Аю-Дага,
Как вспененные волны, то черными шеренгами
Сжимаясь, бьют, то как серебрянные снега
В миллионах радуг кружатся прекрасных.

Набежав на мель, разбивается на волны,
Как войско китов, захвативших берег,
Добывших сушу с триумфом и, повернувшись бежит,
Оставляя за собой раковины, жемчуга и кораллы.

Похоже на твое сердце, о поэт молодой!
Страсть часто грозную поднимает непогоду;
Но только возьмешь лютню, она без вреда

Убегает, в забвенье погружается и тонет
И бессмертные песни за собой оставляет,
Из которых века сплетут украшение твоей головы (лба).

Ванькович, Валентий (Vankovich, Valenty) - Адам Мицкевич на горе Аю-Даг. 1827-1828 гг.

Перевод - В. В. Левика
Мне любо, Аюдаг, следить с твоих камней,
Как черный вал идет, клубясь и нарастая,
Обрушится, вскипит и, серебром блистая,
Рассыплет крупный дождь из радужных огней.

Как набежит второй, хлестнет еще сильней,
И волны от него, как рыб огромных стая,
Захватят мель и вновь откатятся до края,
Оставив гальку, перл или коралл на ней.

Не так ли, юный бард, любовь грозой летучей
Ворвется в грудь твою, закроет небо тучей,
Но лиру ты берешь - и вновь лазурь светла.

Не омрачив твой мир, гроза отбушевала,
И только песни нам останутся от шквала -
Венец бессмертия для твоего чела.

Перевод И. Козлова
Люблю я, опершись на скалы Аю-Дага,
Смотреть, как черных волн несется зыбкий строй,
Как пенится, кипит бунтующая влага,
То в радуги дробясь, то пылью снеговой;
И сушу рать китов, воюя, облегает;
Опять стремится в бег от влажных берегов,
И дань богатую в побеге оставляет;
Сребристых раковин, кораллов, жемчугов.
Так страсти пылкие, подъемляся грозою,
На сердце у тебя кипит, младой певец;
Но лютню ты берешь, - и вдруг всему конец.
Мятежные бегут, сменяясь тишиною,
И песни дивные роняют за собою;
Из них века плетут бессмертный твой венец.

Перевод Сергея Кирюты :
Люблю взойти наверх, на Аю-Дага скалы, –
Глядеть, как пенный вал оттуда бьётся в гряды,
Как вырастают сразу снежные громады
И рассыпаются на радугу устало.

Разбившийся о мель второй, как полк немалый,
Вал заливает берега, и мириады
Тех воинов уходят прочь, триумфу рады,
Оставив на песке и перлы, и кораллы.

О юный бард! не так ли страсть всечасно
В душе бушует грозовым ненастьем,
Но лишь ты тронешь лиру – безучастно

Уходит прочь, чтоб стало тихо в поднебесье,
Лишь оставляет нам бессмертье песен,
И вьют из них века венок чудесный.


Люблю, облокотясь на скалы Аю-Дага,
Глядеть, как борется волна с седой волной,
Как, пенясь и дробясь, бунтующая влага
Горит алмазами и радугой живой.

Вот, словно рать китов, их буйная ватага
Бросается - берёт оплот береговой
И, возвращаясь вспять, роняет, вместо стяга,
Кораллы яркие и жемчуг дорогой.

Так и на грудь твою горячую, певец,
Невзгоды тайные и бури набегают:
Но арфу ты берёшь - и горестям конец.

Они, тревожные, мгновенно исчезают
И песни дивные в побеге оставляют:
Из песен тех века плетут тебе венец.


27.04.2014 10:57

Несметные богатства, коллекции дворянских семей, уникальные музейные экспонаты, которые волей судьбы были вывезены в Россию или Европу и теперь являются экспонатами других музеев или же без вести пропали. Существуют лишь версии, где они могут находиться теперь, и в некоторых случаях сложно доказать, что найденные реликвии - именно те, что пропали из Беларуси. TUT.BY составил топ-10 не только ценных экспонатов, но и целых коллекций, загадочно исчезнувших с территории Беларуси. Представленные экспонаты - далеко не всё, чем белорусы владели ранее, но одни из самых значительных ценностей.

1. Крест Евфросинии Полоцкой

Крест Евфросинии Полоцкой хранился в Софийском соборе, пока в 1921 году советские власти не конфисковали все церковные ценности. В 1929 году крест перевезли в Могилевский музей в комнату-сейф, ключи от которой хранились только у директора Могилевского краеведческого музея Ивана Мигулина. В первые дни Великой Отечественной войны он бесследно исчез. Сначала бытовала версия, что крест вывезли немцы. Однако потом предположили, что крест все-таки успели эвакуировать.

По последней неподтвержденной версии крест находится в России. В 90-е годы житель Могилева, свидетель военных событий, рассказал, что в первые дни войны в здание обкома партии пришли люди в форме НКВД и погрузили все ценности из комнаты-сейфа в машину и повезли в Москву.

Крест создан по заказу преподобной Евфросинии Полоцкой для Спасского монастыря в Полоцке мастером Лазарем Богшей в 1161 году. В него была вложена частица Древа Креста Господня с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и гробницы Божьей Матери, частицы мощей первомученика Архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеймона и капли крови великомученика Димитрия Солунского.

Согласно поверью, пока крест находится в Беларуси, на нашей земле будет благополучие и процветание.

2. Рукописные Евангелия XI-ХIV веков

Из рукописных книг церковного обихода, созданных в XI-XIV веках на территории Беларуси, известны Туровское, Полоцкое, Друцкое, Оршанское, Мстижское и Лавришевское Евангелия, которые свидетельствуют о мастерстве письма белорусских книжников. Ни одна из них, к сожалению, не сохранилась на территории Беларуси. Сохранившиеся 10 листов от рукописи Туровского Евангелия хранятся в библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе.

Полоцкое Евангелие
конца XII – начала XIII века, которое, по легенде, создала святая Евфросиния, вывез из Полоцка Иван Грозный после взятия города в ходе Ливонской войны. В 1852 году 170 листов Евангелия были приобретены Императорской публичной библиотекой. Сегодня основная часть Полоцкого Евангелия хранится в собрании Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге, а два листа находятся в фондах Российской государственной библиотеки в Москве. Сохранившиеся 142 листа рукописи Оршанского Евангелия передал в 1874 г. оршанский помещик Меленевский в музей Киевской духовной академии. Сейчас она хранится в Центральной научной библиотеке Академии наук Украины в Киеве. Мстижское Евангелие хранится в библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе.


Лавришевское Евангелие
в 1842 году перевез в Санкт-Петербург в Императорскую публичную библиотеку академик А.Х. Востоков. В 1882 году Лавришевское Евангелие обнаружили в Кракове в библиотеке Чарторыйских, где оно хранится в настоящее время.

Друцкое Евангелие находилось в соборе Святой Богородицы в Друцке, потом - у виленского горожанина Конона, затем - у новгородского архиепископа Феодосия Яновского, впоследствии - у академика М.Н. Тихомирова. В 1965 году академик передал свое собрание летописей и древних рукописей библиотеке Сибирского отделения РАН, где Евангелие ныне и находится.

3. Картины Хаима Сутина

Долгое время считалось, что на постсоветском пространстве не было картин художника парижской школы белорусского происхождения Хаима Сутина . Сегодня известно, что в Эрмитаже есть его автопортрет 1916 года, но он был приобретен в 1990-е годы. Еще две картины Сутина находятся в корпоративной коллекции Белгазпромбанка. Но в действительности на территории Беларуси было еще несколько картин художника. Племянница Сутина, Нина Александровна Ферапунтова, до войны жила в Смиловичах. Она помнит, что в доме ее бабушки (матери Хаима Сутина) на стенах висели 4 картины ее сына: портрет матери в зеленом платье, портрет его старшей сестры и еще две работы. Эти картины были написаны в 1912 году во время учебы художника в школе академика Ивана Трутнева в Вильне, и это самые ранние известные картины Сутина.

Существовала версия, что семья Сутина погибла в гетто, но на самом деле в первые дни войны 11-летняя Нина Ферапунтова эвакуировалась вместе с семьей. Эксперты полагают, что семья, скорее всего, не забрала картины художника с собой, ведь тогда они не представляли никакой ценности. Хотя, известно по письмам, родственники знали об успехах Сутина в Париже. В 1941 году картины находились еще в Смиловичах, а что с ними произошло потом, никто не знает. Существует две версии. Оставленные дома могли разграбить местные жители, и картины сейчас могут пылиться где-то на чердаках. Другая версия более печальная: Смиловичи горели, и картины могли пропасть в огне. Однако у историков нет полной уверенности, что картин больше нет.



Картина "В школу" Хаима Сутина написана в Париже, но предполагается, что на ней изображены смолевичские места

4. Картина Валентия Ваньковича "Мицкевич на скале Аюдаг"

Существует четыре версии картины Валентия Ваньковича "Мицкевич на скале Аюдаг", которую художник написал в Петербурге. Эта работа сделала художника знаменитым. Одна из картин до 1918 года находилась в Смиловичах в имении Льва Ваньковича - досталась ему по наследству. Когда в Минске менялась власть, белорусское дворянство, обеспокоенное судьбой своих собраний, переправило коллекции в Варшаву. Историки предполагают, что богатую коллекцию усадьбы Ваньковичей постигла та же судьба. Предполагается, что картина, которая находится сейчас в Национальном музее в Варшаве, висела раньше во дворце в Смиловичах. Сейчас это одно из самых ценных произведений польского искусства.

5. Коллекция слуцких поясов

Редчайшая коллекция слуцких поясовиз Государственной картинной галереи БССР насчитывала 48 единиц. В 1940 году часть коллекции экспонировалась в Москве на выставке, приуроченной к Декаде белорусского искусства, затем вернулась в Минск. Тогда же пояса были сфотографированы и описаны. Сохранились и документы, подтверждающие, что слуцкие пояса принадлежат белорусскому музею. Пояса пропали во время Великой Отечественной войны. По одной из версий, в период оккупации они были вывезены в Кенигсберг и попали в "Опись экспонатов, похищенных и уничтоженных фашистской армией в 1941-1944 годы". По другой версии, пояса уцелели и хранятся в одном из музеев России или Украины. Есть и третья версия, в соответствии с которой ящик с поясами вначале войны мог быть спрятан в подземном ходе, находившемся рядом с галереей. Судьбу экспонатов сегодня активно изучают специалисты Национального художественного музея.

6. Библиотека Хрептовичей

Библиотека Хрептовичей (Иоахима Литавора и Адама Хрептовичей, выдающихся государственных, военных, политических и религиозных деятелей) была одной из самых богатых в Восточной Европе - книжная коллекция насчитывала, по разным данным, от 10 до 20 тысяч экземпляров и собиралась на протяжении ХVІІІ-ХІХ веков.

Помимо книг, хранились древние рукописи, манускрипты, княжеские метрики, географические карты. Основу библиотеки Хрептовича составляли фонды ордена иезуитов. В разное время в ней работали Иоахим Лелевель, Игнатий Данилович, Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля. Библиотекарем был Ян Чечет.

Библиотека Иоахима Хрептовича находилась в его имении Щорсы на Новогрудчине. В годы Первой мировой войны была перевезена в Киев с условием возвращения на родину при открытии университета в Беларуси, но так и не вернулась. Сегодня есть сведения о 7 тысячах экземплярах коллекции. Известно местонахождение более 2 тысяч книг - собрание Хрептовичей находится в Украине, в Национальной библиотеке Украины им. В.И.Вернадского.

7. Сокровища Радзивиллов

Говорят, что богатство Радзивиллов затмило бы многих, даже сокровища Екатерины Великой. В Несвижском замке было 365 комнат. Декор отдельных залов - "золотого", "бриллиантового", "серебряного" - был сделан из этих металлов и камней. Двенадцать больших залов Несвижского дворца украшали в свое время королевская мебель, редкие персидские ковры, полотна именитых художников, коллекции хрусталя, оружия, монет и медалей, слуцких поясов. В замке находилась библиотека из двадцати тысяч томов и архив ВКЛ. Особую гордость Радзивиллов в Несвиже составляли фигуры двенадцати апостолов, привезенные из Константинополя. Фигуры в рост человека - отлиты из золота и серебра. Хранились скульптуры в тайнике, который находился в замковом подземелье. Сокровища демонстрировали лишь наиболее знатным гостям. Как попасть в подземелье, знали немногие.

В начале XIX века Несвижским замком владел Доминик Радзивилл. В период войны 1812 года он приказал эконому эвакуировать самое ценное и уехал в Вильню. Эконом ничего вывезти не успел, но смог взорвать подземный ход, ведущий в хранилище.

Сокровища Радзивиллов безуспешно искали в 1812, 1915, 1939 годах и ищут до сих пор. По одной из легенд, княжеские богатства были спрятаны в огромном тоннеле, который в XVII столетии соединял два замка Радзивиллов - Несвижский и Мирский. По другой версии, хранилище радзивилловских сокровищ было расположено под Несвижским дворцом и галереями, прилегающими к нему.

Радзивилловские коллекции времен князя Рыбоньки и Ка́роля Станислава Радзивилла (Пане Коханку) были вывезены из Невижского замка российской армией в 1812 году. Долгое время они находились в хранилищах Эрмитажа и других российских музеев. По настоянию Марии Дороты Радзивилл часть ценностей была возвращена в Несвиж в середине XIX столетия. Многие предметы разошлись по музеям, были проданы, утеряны, попали в частные коллекции. В 1921 году по Рижскому мирному договору Москва передала часть коллекции польской стороне. Ценности попали в Краков, в Вавельский замок, где они находятся по настоящее время.

Позже усилиями Антония Радзивилла и Марии Кастеллано ценности удалось частично вернуть из Эрмитажа. В 1940 году более 264 картин вывезли из замка в Минск, портреты передали в Картинную галерею БССР. Во время войны собрания Картинной галереи вывезли в Германию. Часть их в 1945 году вернулась в Россию, а затем в Беларусь. В 1950 году 87 портретов несвижского происхождения решением Совета Министров БССР были переданы Польше. В настоящее время в Национальном художественном музее Беларуси идентифицировано лишь 36 портретов из Радзивилловской галереи в Несвиже.

8. Коллекции рода Сапег

Коллекции рода Сапег в Ружанах и Деречине считались по размерам и ценности вторыми на белорусских землях после радзивилловских. За участие Сапег в войне 1830-1831 годов их имения и имущество были конфискованы. Точный реестр ценностей, перевезенных из Деречина через Белосток в столицу Российской империи, так и не составили.

Есть сведения, что в Петербург были отправлены 287 произведений западноевропейского искусства: 185 из них отправлены в Эрмитаж, туда же попали и 22 мраморные скульптуры. 55 картин поступили в Императорскую академию художеств, остальные – в Гатчинский дворец. Из Деречина вывезли десятки французских гобеленов, 48 мозаичных картин, коллекции художественного стекла, мебели, архив древних актов.

9. Усадьба Румянцевых и Паскевичей

В конце ХVІІІ века императрица Екатерина II подарила гомельские земли своему фавориту – генералу-фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. Затем дворец в наследство получил его старший сын Николай Румянцев – канцлер Российского государства, меценат, покровитель науки и искусств. В 1834 году новым владельцем имения стал крупный военачальник – генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич, который продолжил формирование дворцово-паркового ансамбля. Неоднократно в усадьбу Румянцевых и Паскевичейприезжали члены императорской семьи Романовых.

Дворец Румянцевых-Паскевичей

Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве. Богатые раритетные коллекции дворца послужили началом для образования Художественно-исторического музея. Основой экспозиции стали предметы из дворцового убранства – мебель, скульптуры, часы и канделябры, картины, военные трофеи. Из дворца в музей попали работы Рауха, Шубина, Орловского, Машкова, богатейшая коллекция нумизматики, фарфора, произведений декоративно-прикладного искусства.

Дворец несколько раз подвергался разрушению, особенно сильно пострадал во время мятежа 1919 года и в годы Великой Отечественной войны. В 1919 году во дворце Паскевичей возник пожар, в результате которого в огне погибло много картин, хрустальные люстры, обои из тисненой кожи, старинные предметы. Художественные изделия из благородных металлов были отправлены в Москву (серебряные кубки, табакерки, часы, подносы, блюда с золотыми медальонами, вазы, чаши и многое другое) - ценностей весом "около ста пудов".

10. Коллекция Ивана Луцкевича

Уникальная коллекция Ивана Луцкевича находилась в строении бывшего монастыря базыльянов в самом центре Вильнюса. Тут сохранялись средневековые печати, монеты, слуцкие пояса, предметы этнографии, рукописные книги и старопечати. Среди экспонатов - кольца с печатями полоцких князей Всеслава Чародея и Бориса, печать Миндовга, свинцовые пломбы со знаками XII–XIII веков из Дрогичина-над-Бугом, медные кресты XI века, голосники Коложской церкви в Гродно, флаг повстанцев Лидского уезда 1863 года, белорусские переводы "Александрии" и "Повести о Бовы" XVIII века, издания Скорины, татарский Аль-Китаб, Литовский Статут 1588 года.

Согласно списку инвентаря 1941 года, музей насчитывал 13 450 экспонатов, документов от XVIII столетия до середины ХХ века. После передачи Вильнюса Литве в 1939-1940 годы белорусское культурное учреждение вошло в состав Литовской академии наук. При ликвидации Виленского белорусского музея имени И. Луцкевича была создана комиссия, которая отобрала, сфотографировала и зафиксировала экспонаты для вывоза в БССР. Но в Минск попала лишь часть коллекции: экспонаты были разделены между музеями, архивами, библиотеками Беларуси и Литвы.

Сегодня коллекции музея находятся в Национальном и Художественном музеях Литвы, библиотеке Академии наук Литвы. Некоторые предметы хранятся в Национальном историческом музее Беларуси, Национальном художественном музее Беларуси, Президентской библиотеке Беларуси, Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства. Часть коллекции попала в Москву.

Поэтический перевод испанского поэта Вышла из печати в Союзе писателей и помещена для продажи в его магазине "Планета книг" моя книга переводов Альбрехт Хаусхофер. Моабитские сонеты. ISBN: 978-5-00073-549-7 Адрес: Грицько Чубай "При тій сосні...". Перевод с украинского Евгения Пугачева. Верлибр. Сказала "не люблю", прочь убежала. Стихи о запоздалом раскаянии. Сонет 66. Из Пабло Неруды. Стихи о любовном недуге. Пожалуй, единственный из ста сонетов Пабло Неруды, написанный в отличи от других сонетов рифмованными стихами. Стихи про Чатыр-Даг, про горы. Сонет перевод. Стихи Мицкевича. К твоим стопам, дрожа, кладу поклон глубокий, О мачта Крыма, о великий Чатыр-Даг! Сергей Кирюта. Стихи про ночь в Крыму. Сонет перевод. Стихи Мицкевича. Резвится ветерок, волна устала ухать, На Чатыр-Даг упал светильник всех миров. Сергей Кирюта. Стихи о буре, о кораблекрушении. Сонет перевод. Стихи Мицкевича. Вихрь, торжествуя, огромные горы Вспененных волн этажами возводит. Сергей Кирюта. Море горы стих, Алушта стихи. Сонет перевод. Стихи Мицкевича. Где лысую скалу штурмует море, Отходит и опять стремится к ней. Сергей Кирюта. Штиль стих. Философские стихи о воспоминании. Сонет перевод. Стихи Мицкевича. Поникли паруса, как флаги после боя. Сергей Кирюта.

Стихи про море и горы, про морской вид с Аю-Дага. Стихи о страсти. Стихи Мицкевича. Сонет перевод. Люблю взойти наверх, на Аю-Дага скалы. Сергей Кирюта.