Холуй художественные промыслы ювелирные изделия. Холуйская живопись

Холуйская миниатюра - одна из разновидностей традиционной русской лаковой миниатюры. Народный промысел, развившийся на базе иконописного искусства в поселке Холуй Ивановской области. Изображения выполняются темперой на шкатулках, ларцах, кубышках и т.д., изготовленных из папье-маше.

История холуйской миниатюры

Первоначально мастера пос. Холуй писали иконы. Это были в основном недорогие произведения, предназначенные для сельского населения. Также выполнялись работы и для Троице-Сергиевской лавры. Миниатюры начали создавать в поселке только после Октябрьской революции. Следовательно, этот промысел можно считать самым молодым из всех подобных. К примеру, палехская миниатюра возникла гораздо раньше - в XVII веке. Первые холуйские произведения были выполнены не на шкатулках или ларцах. По предложению А.В. Бакушинского в целях экономии было решено рисовать миниатюры просто на листах картона. В результате изображения начали напоминать обычные произведения станковой живописи. Поэтому постепенно холуйские мастера все-таки перешли на декоративное оформление предметов бытового назначения, выполненных из папье-маше. Художественная артель по лаковой живописи была создана в 1934 году.

Признание холуйской миниатюры пришло далеко не сразу. Однако художники артели, такие как К. Костерин, С. Мокин, Д. Добрынин, В. Пузанов-Молев приложили максимум усилий для выработки собственного неповторимого стиля. Проведенная ими колоссальная работа дала свой положительный результат. В 1937 г. холуйская миниатюра получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже. Выставляется на знаменитых мировых выставках она и в последующие годы.

После Великой Отечественной войны сюжеты и темы холуйских миниатюр становятся гораздо разнообразнее. В это время начинают проявляться черты нового, абсолютно оригинального и своеобразного направления русского лакового промысла, отличного от произведений Палеха, Федоскина и Мстеры. Холуйская миниатюра широко экспортируется за рубеж - в США, Канаду, Италию, Испанию, Англию и другие страны.

На сегодняшний день эта разновидность лакового промысла претерпела значительные изменения. За годы существования холуйской миниатюры художники мастерской полностью преодолели некоторые недостатки и ограниченность изображений. Современная холуйская миниатюра несет в себе четко прослеживающиеся индивидуальные черты и имеет своеобразный облик. В наши дни на территории поселка Холуй действует ООО «Холуйская миниатюра». Декоративную продукцию этой мастерской можно приобрести и в интернете.

Отличительные особенности холуйской миниатюры

От лаковых миниатюр Палеха и Мстеры произведения мастеров Холуя отличаются, прежде всего, цветовой гаммой. При выполнении изображений по большей мере используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Холуйская миниатюра проработана не так детально, как палехская. Золотая краска используется в ней гораздо скупее. Кроме того, имеются значительные отличия и в выборе самих тем. Очень часто используются реалистичные сюжеты. К основным отличительным особенностям лаковых изделий поселка Холуй можно отнести также:

Наличие орнамента;
. смешение временных сюжетов. Подобный прием был характерен для древнерусской иконописи. Темы холуйских миниатюр часто несут повествовательный характер;
. декоративная выразительность сюжетов;
. использование былинных и исторических тем.

Круг сюжетов необыкновенно широк. Помимо былинной и исторической, используются сказочная и литературная тематика. Часто на холуйских изделиях можно видеть живописные пейзажи. Примечателен также и интерес к изображению архитектурных объектов. Необыкновенно красивы городские пейзажи с детально проработанными зданиями Петербурга, Суздаля, Кижей и других русских городов. При этом плотные изображения архитектуры чередуются с ажурной зеленью. На черном фоне все это смотрится необыкновенно эффектно.

Пейзаж часто вводится в самые разные темы изображений. По стилю он несколько напоминает мстерский. Отличие - в большей графичности. Холуйская миниатюра не загромождена большим количеством мелких деталей. На коробочках, шкатулках и ларцах, декорированных в начале прошлого века, часто можно видеть темы Гражданской и Отечественной войны, революционных событий 1917 года. Также в XX веке мастера Холуя иногда отдавали предпочтение актуальным сюжетам из тогдашней советской жизни. К примеру, некоторые предметы украшены изображениями на тему освоения космоса.

Экспонаты холуйской лаковой миниатюры представлены во многих крупных музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново и т.д. Открыта экспозиция и в самом поселке. Музей поселка Холуй был основан в 1959 г. по инициативе группы художников - А. В. Крюкова, К. В. Костерина, Б. В. Тихонова и других.

С давних времён иконопись была здесь потомственным занятием. Удобное расположение деревни дало тесные связи со многими городами Московской области, что всегда способствовало высоким продажам.

Это были в основном популярные иконки, которые не требовали никакого специального изготовления. Тем не менее, были и вещи, выполненные на высоком художественном уровне.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

С приходом Советской власти, иконопись стала не актуальна. Иконы писать запрещали и промысел стал угасать.

Так и утратилось бы это искусство, если бы не случай. Художникам Палеха пришла идея расписывать шкатулки и табакерки. Это начинание поддержал Максим Горький. Далее идея распространилась по остальным центрам лаковой миниатюры.

Развитие

В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Благодаря таким мастерам-энтузиастам, как С. Мокин, К. Костерин, В. Пузанов-Молев и Д. Добрынин, авторитет лаковых миниатюр неуклонно рос.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

В 1937 году на Всемирной выставке мастерам были вручены бронзовые медали. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин, и другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.

В послевоенные годы в искусстве холуйских мастеров всё яснее стали проступать своеобразность и индивидуальная манера, зримо отличающиеся от искусства мастеров других мест (таких, как Федоскино, Палех и Мстера).

В наше время

Сейчас, наряду с миниатюрами, создаются декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Пишутся самые разнообразные сюжеты: исторические, фольклорные, литературные, а также современные, в том числе – натюрморт и пейзаж. Возрождается и искусство иконописи.

Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

Лаковые изделия из Холуя пользуются спросом в таких странах, как Англия, США, Италия, Испания, Канада.

Основные традиционные приёмы

  • Все изделия выполняются исключительно вручную
  • В декорировании изделий используются художественные и орнаментальные композиции
  • В росписи используются традиции иконописного письма темперными красками, разведёнными на яичной эмульсии
  • Способы декорирования на основе сусального и творёного золота
  • используется старинный способ наложения красок плавями, сохраняя определённую последовательность: грунтование, роспись и защита лаком

Наряду с былинными и сказочными сюжетами мастера изображают композиции отображающие современную жизнь.

Изделия

В настоящее время в пос. Холуй работает Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры. Предприятие выпускает шкатулки различного назначения, предметы утвари — подсвечники, декоративные панно, визитницы и другое. Возрождается искусство

Фотогалерея












Полезная информация

Изначальное отличие

Коренное отличие холуйской миниатюры от других, аналогичных производств, было заложено с самого начала: по совету занимавшегося развитием народных промыслов искусствоведа А. В. Бакушинского, для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в черный цвет и покрытых лаком. Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино.

Самые древние иконописцы

Учёные считают, что возможно, первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице - Сергиевой лавре. Сохранился документ, где архимандрит Афанасий, даёт указание "Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет для обучения живописи у иеромонаха Павла. Благодаря этому свидетельству, Холуйскую иконописную школу можно считать самой старшей среди остальных - Палеха и Мстёры.

Изображение человека

Ещё одно существенное отличие искусства холуя - это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег - фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев.

Иконописная манера Холуя

Холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV в., что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

«поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Из царского указа 1667 г.

Отличить от подделок

  • Истинные фабричные изделия имеют в основе только форму из папье-маше.
  • На всех изделиях, с нижней стороны, имеется фирменное клеймо, которое покрыто слоем лака.
  • К изделию прилагается сертификат на двух языках, в котором указывается имя мастера, размер и название изделия.
  • На изделии, по нижнему краю, имеется подпись с указанием названия и имени автора.
  • Если изделие не авторское, рядом с именем обязательно добавляется «исп» - исполнитель. Это значит, что это копия с авторского образца.

Уход и хранение

  • Изделия, декорированные лаковой живописью, изготовленные в фабричных условиях, имеют прочный слой защитного лака.
  • Снаружи лаковую поверхность шкатулки желательно протирать сухим куском фланели, фетра или плюша.
  • Для шкатулки вредны сырость, прямые солнечные лучи, расположение вблизи батарей отопления.
  • Нежелательно использование влажных тряпок, так как они оставляют на лаковой поверхности разводы.
  • При необходимости, можно протереть поверхность средством для полированной мебели.

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о знаменитом народном промысле, зародившемся и живущем до сих пор в селе Палех Ивановской области — палехской лаковой миниатюре. Но не все знают, что в 39 километрах от села есть еще одно, под названием Холуй, где вот уже несколько десятилетий создаются всевозможные сувениры и изделия, известные как холуйская миниатюра. Несмотря на то, что обе техники похожи в исполнении, каждая из них обладает своей уникальностью.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях холуйского промысла, его истории, и, конечно же, покажем несколько замечательных образцов!

Истоки

Как и палехская техника, холуйская роспись берет свое начало в иконописи. Упоминания в летописях о талантливых мастерах-иконописцах в селе встречаются уже в начале XVII века. Местная иконописная манера имела ряд специфических и неповторимых особенностей, которые и выделяли иконы холуйских мастеров. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что все дело в живописной местности, окружающей поселок, которая сильно поспособствовала пробуждению творческих способностей у жителей.

Изначально, как и везде, иконы писали исключительно монахи. Со временем они начинаю обучать и простых селян своему искусству, и за достаточно короткий срок Холуй превращается в один из лидирующих иконописных центров. Открывается художественное училище, начинают работу иконописные мастерские. Холуйские иконы не только отправляются в крупнейшие храмы и соборы страны, но даже участвуют во всемирных выставках. Но революция 1917 года обрушилась не только на палехских художников, но и их соседей: религия попала под запрет, и иконы перестали быть нужными.



Талантливые мастера остались без дела жизни. Поначалу им приходилось заниматься написанием так называемых «ковриков» - то есть, репродукций разных известных полотен для продажи. Легко представить себе, какие муки испытывает творческий человек, со своими идеями и вдохновением, вынужденный прибегать к такой работе. В результате несколько мастеров объединились и даже образовали артель, чтобы вместе заниматься поисками своего уникального пути. Так зародилась холуйская живопись.

Развитие

Рост популярности промысла наступает в 60-е годы, когда была образована Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Уже в 1961 году изделия начинают выходить на международный рынок: сначала был получен заказ из Лондона, затем из США, Германии, Бельгии, Франции и Италии. Такой успех способствовал стремительному развитию искусства, а также повышал престиж традиционных русских художественных промыслов в целом.

Мастера предприятия начинают изготавливать не только миниатюры, но и красочные лаковые панно, а тиражи выпускаемой продукции достигают более 700 штук. Сегодня фабрика по-прежнему действует в полную силу, и за более чем 80 лет техника исполнения не претерпела никаких изменений - традиции охраняются очень бережно.



Особенности промысла

Классические сюжеты представляют собой фантазии на тему русского фольклора (сказочные и былинные мотивы), истории страны, литературных произведений. Для техники характерно гармоничное сочетание реальности форм и повышенной цветовой декоративности, которое и делает изделия красочными и привлекательными. Как и палехские шедевры, холуйская миниатюра исполняется темперными красками (пришедшими из иконописной традиции). Нередко рисунок украшается сусальным золотом.

Холуй - самый молодой из промыслов лаковой живописи на папье-маше. Миниатюра Холуя, наряду с миниатюрой Палеха, Мстеры и Федоскина, принадлежит к числу наиболее развитых и популярных видов декоративного искусства. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Однако свой художественный язык Холуй нашел значительно позднее, чем Палех и Мстера. Это исторически обусловленное отставание промысла способствовало появлению явной недооценки молодого холуйского искусства как со стороны мастеров родственных промыслов, так и со стороны отдельных специалистов. Вплоть до 50-х годов двадцатого века на Холуй привыкли смотреть как на новую, совершенно несформировавшуюся разновидность лаковой живописи. Считали, что Холуй не имеет своего художественного лица, что его миниатюра - искусство подражательное, неполноценное в художественном отношении. Теперь уже для большинства стало совершенно очевидно, что миниатюра Холуя не только своеобразное искусство, имеющее большие перспективы развития, но также новаторское искусство.

Подобно палехской и мстерской миниатюре на изделиях из папье-маше искусство современного Холуя ведет свое происхождение от местной иконописи. Ее характерными особенностями были относительно реалистическая трактовка образов, живописность манеры и многоцветность колорита.

Миниатюра Холуя имеет много общих черт с миниатюрой других родственных промыслов и, прежде всего, c искусством Палеха и Мстеры. Вместе с тем холуйской миниатюре свойствен ряд особенностей, которые выделяют ее в самостоятельный вид искусства декоративной лаковой живописи.

Тематика произведений холуйских мастеров мало отличается от тематики миниатюр остальных центров в лаковой живописи. Мастера Холуя работают примерно над тем же кругом сюжетов, апробированных в лаках с точки зрения их соответствия возможностям декоративного решения в миниатюре на папье-маше. Однако в своей творческой деятельности холуйцы больше внимания уделяют исторической тематике, нежели сказочной и былинной, что объясняется тяготением мастеров Холуя к конкретно-реальному воспроизведению явлений действительности. Среди работ, написанных на темы современности 30-х годов 20 века, преобладают произведения, посвященные труду и быту людей колхозной деревни. Сказочная и литературная тематика в Холуе представлена значительно уже, чем в Палехе и Мстере. Из миниатюр, написанных на литературные темы, большая часть посвящена произведениям Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также русскому эпосу "Слово о полку Игореве". В виде самостоятельного жанра в Холуе получает развитие декоративный пейзаж.



В Холуе, как и в других очагах лаковой миниатюры, наблюдается большое тяготение мастеров к повествовательности, занимательному рассказу. Так, наряду с односюжетными миниатюрами, написанными на крышках шкатулок, распространены многосюжетные, или многоклеймные, в которых посредством условно-единого пейзажа объединяются различные моменты, посвященные какой-либо одной теме, например, различные сюжеты из одного литературного произведения или же несколько произведений, принадлежащих перу одного автора ("Боярин Орша", "Лермонтов и его произведения"), а также взаимно дополняющие одна другую композиции, выполненные на поверхности многосторонних шкатулок и ларцов. Прием последовательного рассказа (от клейма к клейму или от грани к грани) позволяет мастерам при наличии ограниченной выразительности лиц и рук изображаемых персонажей полнее и глубже раскрывать избранную тему. Кроме того, многосюжетная, или многоклеймная, композиция удерживает мастеров при росписи крупных поверхностей от нарушения допустимых в миниатюре масштабов и принципов решения.

Пространство в холуйской миниатюре строится кулисами и ярусами ("Вещий Олег", "Лермонтов"). Предметы з холуйских миниатюрах располагаются не один за другим, а один над другим. Сила цвета задних планов в миниатюре значительно интенсивней, чем в живописи, благодаря чему предметы, находящиеся сзади, приближаются к предметам переднего плана. Нарушение правил перспективы вызвано необходимостью сохранения поверхности вещи и тем самым достижения цельности всего художественного произведения.

Относительная конкретность и доходчивость художественного языка, говорящего формами и цветом, приближающимися к реальной действительности, - одна из отличительных черт холуйской миниатюрной живописи.

Стремление холуйских мастеров к конкретизации изображаемого можно наблюдать как в рисунке, так и в колорите их миниатюр. Приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям, а колорит к естественной окраске предметов, мастера в то же время сохраняют необходимую степень декоративной условности, сообщающей их творениям поэтическую приподнятость.

Цветовая гамма холуйских миниатюр построена в одном из двух ключей - теплого, с преобладанием песочно-оранжевого тона и холодного сине-зеленого, оживленного контрастами дополнительных тонов. Золото и серебро применяются только при изображении блестящих металлических предметов или узоров.Орнамент в Холуе сдержан и строг, подчинен реалистическим принципам письма.

Советская эпоха диктовала свои требования к искусству. Необходимо было соответствовать требованиям "соцреализма". Работая над современной темой, холуйский мастер должен был не только отобрать и обобщить материал действительности, необходимый ему для создания художественного образа, но также найти заново большую часть средств художественного выражения, так как многие из традиционных декоративно-условных приемов холуйской миниатюры не могут быть здесь использованы с такой же свободой и полнотой, как при решении образов сказки.

Основы холуйской миниатюры были заложены тремя старейшими мастерами промысла - С.А. Мокиным, К.В. Костериным и В.Д. Пузановым, сыгравшими огромную роль в (сложении стиля Холуя. Имея в своем творчестве много общих черт, они в то и тоже время сильно отличались в индивидуальной художественной манере.

В советское время расширяется круг тематики. В миниатюрах находит отражение народная сказка, красивый местный пейзаж не только как фон, но и как самостоятельный жанр. Значительно больше внимания, чем прежде, холуйские художники уделяют изображению фигур в движении, которое становится разнообразнее и убедительнее, что очень важно в миниатюре, которая многие душевные состояния человека передает не через выражение его лица, а посредством движения фигур и ритма в окружающем его пейзаже или обстановке. Конкретизируется место и время действия, индивидуализируются персонажи. Все большее и большее значение в сюжетно-драматических миниатюрах приобретает пейзаж, играющий значительную роль в создании того или иного настроения, отвечающего содержанию миниатюры. Вводятся все новые и новые мотивы, не изображавшиеся до сих пор в холуйской миниатюре (различные деревья, растения, архитектура и проч.). Обогащаются композиционные приемы и колорит, хотя в отдельных случаях художникам все еще не удается достичь подлинной гармонии в том и другом. Вырабатываются яркие, индивидуальные манеры у мастеров молодого поколения.

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам. На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет. Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом. Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах. Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

Село Холуй, родина знаменитой лаковой миниатюры и иконописи, – одно из древнейших поселений, расположенное в 360 км. от Москвы, в настоящее время село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе.

Холуем на Руси назывались плетенные из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй.

Также С.В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово "холуй" сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.

Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В 1546 году появились первые исторические записи о Холуе: «…у них у новыя соли на Холуе, в ряполовоском стародубе, варницы и трубы и дворы» – упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича. С этого времени зарождается местное искусство традиционной иконописи, расцветшее в XVII веке. Местная иконопись отличалась введением бытовых сцен в сюжеты икон, царь Алексей Михайлович в одном из своих указов запрещал эту неканоничность. С 1930-х годов иконопись вытеснена лаковой миниатюрой. (Википедия)

С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С. – Петербугскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии.


"М о р о з к о"

"Сказка о спящей царевне"


"Серебряное копытце"


"Жар-птица" (Кротов В.А.)

Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам.

"Лель" (Бабурин Н.И.)

На начальном этапе создания уникальной холуйской лаковой миниатюры из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых очень разнообразны. Эти трубки называются навивами. Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

"Перо жар-птицы" (Бабурин Н.И.)

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры- полуфабрикат, на который предстоит нанести грунт.

"Серебряное копытце" (Каморин А.А.)

Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

"Спас Вседержитель" (Харчев В.Ф.)

Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, после чего она попадает в руки художника, владеющего секретами создания уникальной лаковой миниатюры Холуя.

"Жар-птица"

Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаметитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры.

"Три девицы (брошь)" (Стариков Н.В.)

Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями.


"Журавлик" (Харчев В.Ф.)

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

"Кирибеевич"

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.


"Сивка-бурка"

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

"М о р о з к о"

Заключительный этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

"М о р о з к о"

"Снегурочка"

"Никита Кожемяка"

"По сказке Конек-горбунок"

"По щучьему велению"

"Подарок хозяйки медной горы"

"Прощание Руслана с Ратмиром"


"Руслан и живая голова"

"Садко-гусляр"