Мать виктора гюго. Виктор гюго, краткая биография

Отправить

Виктор Гюго

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго (/hjuːɡoʊ/; фр.: ; 26 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, прозаик и драматург романтического направления. Он считается одним из самых великих и самых известных французских писателей. Самые известные его произведения за пределами Франции – романы "Отверженные" 1862 г. и "Собор Парижской Богоматери" 1831 г. Во Франции Гюго известен в первую очередь своими поэтическими сборниками, такими как "Les Contemplations" ("Созерцания") и "La Légende des siècles" ("Ле­ген­да ве­ков"). Он создал более 4000 рисунков, а также проводил различные общественные кампании, в том числе за отмену смертной казни.

Несмотря на то, что в молодости Гюго был преданным роялистом, за десятки лет его взгляды изменились, и он стал страстным республиканцем; его творчество затрагивает большинство политических и социальных проблем и художественных тенденций его времени. Он похоронен в Пантеоне в Париже. Почтение к его наследию оказывалось множеством способов, в том числе, тем, что его портрет был размещен на французских купюрах.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем - Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении "Вилькье":

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении "Завтра, на рассвете" он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Лучшие книги Виктора Гюго

Гюго опубликовал свой первый роман на следующий год после вступления в брак (Han d"Islande, 1823), а второй - спустя три года (Bug-Jargal, 1826). С 1829 по 1840 годы он опубликовал еще пять поэтических сборников (Les Orientales, 1829, Les Feuilles d"automne, 1831, Les Chants du crépuscule, 1835 Les Voix intérieures, 1837; и др Les Rayons et les Ombres, 1840 г.), закрепив за собой звание одного из величайших элегических и лирических поэтов своего времени.

Как и многие молодые писатели его поколения, Гюго находился под сильным влиянием Франсуа Рене де Шатобриана - яркой фигуры романтизма и выдающегося французского литературного деятеля начала 19 века. В юности Гюго решил, что он хочет быть "Шатобрианом или никем", и в его жизни прослеживается множество параллелей с путем его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго способствовал развитию романтизма, был вовлечен в политику (хотя в основном в качестве защитника республиканизма) и был вынужден покинуть страну из-за своих политических взглядов.

Несвойственные его возрасту страстность и красноречивость первых работ Гюго рано принесли ему успех и известность. Его первый поэтический сборник (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было всего 20 лет, и принес ему ежегодную пенсию от короля Людовика XVIII. Несмотря на то, что стихотворениями восхищались за их непосредственную пылкость и плавность, только сборник, опубликованный четыре года спустя, в 1826 году, (Odes et Ballades) раскрыл в Гюго великого поэта, настоящего мастера лирического стихотворения.

Первое зрелое художественное произведение Виктора Гюго появилось в 1829 году и отражало острое чувство социальной ответственности, которое проявилось и в поздних его работах. Le Dernier jour d"un condamné ("Последний день при­го­во­рён­но­го к смерти") оказал глубокое влияние на более поздних писателей, таких как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Фёдор Достоевский. Claude Gueux ("Клод Ге"), документальный рассказ о реально существовавшем убийце, казненном во Франции, появился в 1834 году, а позже сам Гюго счел его предшественником своего знаменитого труда о социальной несправедливости - Les Misérables ("Отверженные").

Гюго стал центральной фигурой романтического движения в литературе благодаря своим пьесам "Кромвель" (1827) и "Эрнани" (1830).

Роман Гюго Собор Парижской Богоматери был опубликован в 1831 году и вскоре переведен на другие европейские языки. Одной из целей написания романа было заставить руководство Парижа восстановить запущенный Собор Парижской Богоматери, ведь он привлекал тысячи туристов, прочитавших знаменитый роман. Книга также возродила интерес к зданиям, созданным до эпохи Ренессанса, которые впоследствии стали активно охранять.

Гюго начал планировать крупный роман о нищете и социальной несправедливости в начале 1830-х годов, но для написания и публикации "Отверженных" понадобилось целых 17 лет. Гюго прекрасно осознавал уровень романа и право публикации досталось тому, кто предложил наивысшую цену. Бельгийское издательство Lacroix and Verboeckhoven провело необычную для того времени маркетинговую кампанию, пресс-релизы о романе выпускались за целых шесть месяцев до публикации. К тому же, сначала была опубликована только первая часть романа ("Фантина"), который был пущен в продажу одновременно в нескольких крупных городах. Эта часть книги была распродана в течение нескольких часов и имела огромное влияние на французское общество.

Критики в целом отнеслись к роману враждебно; Тэн нашел его неискренним, Барбе д’Оревильи жаловался на его пошлость, Гюстав Флобер не нашел в нем "ни правды, ни величия", братья Гонкур раскритиковали его за искусственность и Бодлер - несмотря на благоприятные отзывы в газетах - критиковал его в частном порядке как "безвкусный и нелепый". "Отверженные" оказались настолько популярны среди людей, что проблемы, которые он освещает, вскоре были в повестке дня Национального собрания Франции. Сегодня роман сохраняет статус самого популярного произведения Гюго. Он известен во всем мире и был адаптирован для кино, телевидения и сцены.

Существуют слухи о том, что самая короткая переписка в истории состоялась между Гюго и его издателем Hurst and Blackett в 1862. Гюго был в отпуске, когда были опубликованы "Отверженные". Он поинтересовался реакцией на произведение, отправив своему издателю телеграмму из одного символа: ?. Издатель ответил одним-единственным: !, чтобы показать успех романа.

Гюго отошел от социальных и политических вопросов в своем следующем романе, "Труженики моря", опубликованном в 1866 г. Книга была хорошо принята, возможно, из-за успеха "Отверженных". Посвященный канала острове Гернси, где он провел 15 лет ссылки, Hugo рассказывает о человеке, который пытается получить одобрение своего отца возлюбленной, спасая свой корабль, намеренно высадили его капитаном, который надеется сбежать с сокровищами денег она транспортирует через изнурительную битву человеческой инженерии против силы моря и борьбе против почти мифического зверя моря, гигантский кальмар. Поверхностно приключение, один из биографов Гюго называет это "метафора для 19-го века технического прогресса, творческого гения и упорного труда, преодолевая имманентной зло материального мира."

Слово, используемое в Гернси для обозначения кальмара (pieuvre, также иногда применяется к осьминогам) вошло во французский язык из-за того, что использовалось в книге. Гюго вернулся к политическим и социальным вопросам в своем следующем романе, "Человек, который смеется", опубликованном в 1869 году и изображавшем критическую картину аристократии. Роман не был столь успешным, как его предыдущие произведения, и сам Гюго начал отмечать растущую пропасть между собой и литературными современниками, такими как Флобер и Эмиль Золя, реалистические и натуралистические романы которых в то время превосходили его работы по популярности.

Его последний роман, "Девяносто третий год", опубликованный в 1874 году, был посвящен теме, которой Гюго раньше избегал: террор во время Французской революции. Хотя популярность Гюго уже снизилась к моменту его публикации, многие теперь ставят "Девяносто третий год" в один ряд с более известными романами Гюго.

Политическая деятельность Виктора Гюго

После трех неудачных попыток Гюго был наконец избран в Французскую Академию в 1841 году, тем самым он укрепил свою позицию в мире французского искусства и литературы. Группа французских академиков, в том числе Этьен де Жуи, вели борьбу против «романтической эволюции», и им удалось задержать избрание Виктора Гюго. После этого он стал принимать все более активное участие в французской политике.

Он был возведен в звание пэра королем Луи-Филиппом в 1845 году и вошел в Высшую палату как пэр Франции. Там он выступал против смертной казни и социальной несправедливости, а также за свободу прессы и самоуправление для Польши.

В 1848 году Гюго был избран в парламент в качестве консерватора. В 1849 году он порвал с консерваторами, произнеся выдающуюся речь, призывающую к избавлению от страданий и нищеты. В других своих выступлениях он призывал к введению всеобщего избирательного права и бесплатного образования для всех детей. Вклад Гюго в отмену смертной казни признается во всем мире.

Когда Луи Наполеон (Наполеон III) захватил власть в 1851 году и ввел антипарламентскую Конституцию, Гюго открыто объявил его предателем Франции. Он переехал в Брюссель, затем в Джерси, откуда был изгнан за поддержку газеты Джерси, критиковавшей королеву Викторию и, наконец, поселился со своей семьей в Отвиль-Хауз в Сент-Питер-Порт, Гернси, где он прожил в изгнании с октября 1855 года до 1870 года.

Находясь в изгнании, Гюго опубликовал свои знаменитые политические памфлеты против Наполеона III, "Наполеон Малый" и "История одного преступления". Памфлеты были запрещены во Франции, но, тем не менее, были там популярны. Он также писал и публиковал одни из своих лучших работ во время жизни в Гернси, в том числе "Отверженных", а также три широко признанных поэтических сборника ("Возмездие", 1853; "Созерцания", 1856, и "Легенда веков", 1859).

Как и большинство его современников, Виктор Гюго придерживался колониалистского взгляда на африканцев. В речи, произнесенной 18 мая 1879, он заявил, что Средиземное море - естественный разрыв между "конечной цивилизацией и полным варварством", добавив: "Бог предлагает Африку Европе. Возьмите же," чтобы цивилизовать местных жителей. Это может частично объяснить, почему, несмотря на его глубокий интерес и участие в политических делах, он сохранял странное молчание по алжирскому вопросу. Он знал о зверствах французской армии во время завоевания Алжира, о чем свидетельствуют его дневники, но никогда не осуждал армию публично. Современный читатель также может быть, мягко говоря, озадачен значением этих строк из заключения к "Рейн. Письма к другу", глава 17, издание 1842, двенадцать лет спустя высадки французских войск у Алжира.

То, чего не хватает Франции в Алжире, - это немного варварства. Турки знали, как резать головы лучше, чем мы. Первое, что видят дикари - не разум, а силу. У Англии есть то, чего не хватает Франции; у России тоже".

Следует также отметить, что до изгнания он никогда не осуждал рабство и никаких упоминаний об его отмене нет в записи от 27 апреля 1848 в подробных дневниках Гюго.

С другой стороны, Виктор Гюго всю жизнь боролся за отмену смертной казни в качестве романиста, мемуариста и члена Парламента. "Последний день приговоренного к смерти", опубликованный в 1829, анализирует страдания, испытываемые человеком в ожидании казни; несколько записей из "Что я видел", дневника, который он вел между 1830 и 1885 годами, выражают решительное осуждение того, что он считал варварским приговором; на 15 сентября 1848 года, через семь месяцев после революции 1848 года, он выступил с речью перед Ассамблеей и пришел к выводу: «Вы свергли короля. Теперь свергните эшафот». Его влияние заметно в исключении статей о смертной казни из конституций Женевы, Португалии и Колумбии. Он также призвал Бенито Хуареса пощадить недавно захваченного императора Мексики Максимилиана I, но безрезультатно. Его полные архивы (изданные Pauvert) показывают также, что он написал письмо США с просьбой, ради их собственной репутации в будущем, сохранить жизнь Джона Брауна, но письмо пришло после того, как Браун был казнен.

Хотя Наполеон III предоставил амнистию всем политическим ссыльным в 1859 году, Гюго отказался от нее, так как это означало, что он должен будет ограничивать свою критику в адрес правительства. Только после того, как Наполеон III лишился власти и была провозглашена Третья республика, Гюго наконец вернулся на родину (в 1870 году), где он вскоре был избран в Национальное собрание и Сенат.

Он был в Париже во время осады прусской армией в 1870 году, и, как известно, питался животными, подаренными ему зоопарком Парижа. По мере того как осада продолжалась, и пища становилась все более скудной, он написал в своем дневнике, что был вынужден "есть нечто непонятное".

Благодаря своей озабоченности правами художников и авторским правом, он стал одним из основателей Международного сообщества писателей и художников, которое добилось создания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Тем не менее, в опубликованных архивах Pauvert он решительно заявляет, что «любое произведение искусства имеет двух авторов: людей, которые смутно чувствуют что-то, автора, который придает форму этим чувствам, и снова людей, которые освящают его видение этого чувства. Когда один из авторов умирает, права должны полностью быть предоставлены другому, людям».

Религиозные взгляды Гюго

Религиозные взгляды Гюго резко менялись в течение его жизни. В юности и под влиянием своей матери он считал себя католиком и проповедовал уважение к церковной иерархии и власти. Затем он стал непрактикующим католиком, и все больше выражал антикатолические и антиклерикальные взгляды. Он часто практиковал спиритизм во время своего изгнания (там он участвовал также во многих сеансах, проводимых мадам Дельфиной де Жирарден), а в последующие годы укрепился в рационалистическом деизме, подобным тому, которого придерживался Вольтер. Переписчик спросил Гюго в 1872 году, католик ли он, и тот ответил: "Нет. Вольнодумец".

После 1872 года Гюго никогда не терял антипатии к католической церкви. Он чувствовал, что Церковь была безразлична к бедственному положению рабочего класса под гнетом монархии. Возможно, он также был расстроен частотой, с которой его работы появлялись в списке запрещенных церковью книг. Гюго насчитал 740 нападок на "Отверженных" в католической прессе. Когда сыновья Гюго Чарльз и Франсуа-Виктор умерли, он настаивал на том, чтобы они были похоронены без креста или священника. В своем завещании он выразил те же пожелания касательно собственных смерти и похорон.

Рационализм Гюго отражается в его стихотворениях, таких как "Торквемада" (1869, о религиозном фанатизме), "Папа" (1878, антиклерикальное), "Фанатики и религия" (1880, отрицается полезность церквей, опубликованных посмертно, "Конец Сатаны" и "Бог" (1886 и 1891 соответственно, где он изображает христианство в виде грифона и рационализм в виде ангела). Винсент Ван Гог приписывал выражение "Религии проходят, но Бог остается", на самом деле произнесенное Жюлем Мишле, Гюго.

Виктор Гюго и музыка

Хотя в число многих талантов Гюго не входят исключительные музыкальные способности, он все же оказал большое влияние на мир музыки благодаря тому, что его работы вдохновляли композиторов 19 и 20 веков. Гюго очень любил музыку Глюка и Вебера. В "Отверженных" он говорит, что хор егерей в "Эврианте" Вебера - "пожалуй, самая красивая музыка из всего, когда-либо написанного". Кроме того, он восхищался Бетховеном, и, что было довольно необычно для его времени, также высоко оценивал произведения композиторов прошлых веков, таких как Палестрина и Монтеверди.

Двое известных музыкантов 19 века были друзьями Гюго: Гектор Берлиоз и Ференц Лист. Последний играл Бетховена в доме Гюго, и в одном из писем к друзьям Гюго шутил, что благодаря урокам фортепиано Листа он научился играть свою любимую песню на пианино одним пальцем. Гюго также работал с композитором Луизой Бертен, он написал либретто для ее оперы 1836 года La Esmeralda, основанной на персонаже из "Собора Парижской Богоматери". Несмотря на то, что по различным причинам опера была исключена из репертуара вскоре после пятого представления и мало известна сегодня, она пережила возрождение в наше время в виде как концертной версии для голоса и фортепиано от Листа на Festival international Victor Hugo et Égaux 2007, так и в полной оркестровой версии, представленной в июле 2008 на Le Festival de Radio France et Montpellier Languedoc-Roussillon.

Более тысячи музыкальных произведений с 19 века и до сегодняшнего дня было вдохновлено работами Гюго. В частности, пьесы Гюго, где он отвергал правила классического театра в пользу романтической драмы, привлекли интерес многих композиторов, которые превратили их в оперы. Более сотни опер основано на работах Гюго, в их числе "Лукреция Борджиа" Доницетти (1833), "Риголетто" и "Эрнани" Верди (1851), "Ла Джоконда" Понкьелли (1876).

И романы, и пьесы Гюго были огромным источником вдохновения для музыкантов, побуждая их создавать не только оперы и балеты, но и представления для музыкального театра, такие как "Собор Парижской Богоматери" и вечно популярные "Отверженные", самый долгоиграющий мюзикл Лондонского Вест-Энда. К тому же, красивые стихотворения Гюго создавали дополнительный интерес со стороны музыкантов, создавались многочисленные мелодии на основе его стихотворений, такими композиторами как Берлиоз, Бизе, Форе, Франк, Лало, Лист, Масне, Сен-Санс, Рахманинов и Вагнер.

Сегодня наследие Гюго продолжает вдохновлять музыкантов на создание новых композиций. Например, роман Гюго, направленный против смертной казни, "Последний день приговоренного к смерти", стал основой для оперы Дэвида Алагна, с либретто Фредерико Алагна и участием их брата, тенора Роберто Алагна в 2007 году. В гернси каждые два года проводится Victor Hugo International Music Festival, привлекающий большое количество музыкантов, где впервые исполняются вдохновленные стихотворениями Гюго песни таких композиторов, как Гийом Коннессон, Ричард Дубугнон, Оливер Каспар и Тьерри Эскеш.

Примечательно, что не только литературные произведения Гюго были источником вдохновения для музыкальных произведений. Его политические труды также удостоились внимания от музыкантов и были переведены на язык музыки. К примеру, в 2009 году итальянский композитор Маттео Соммакал получил заказ от фестиваля "Bagliori d"autore" и написал произведение для чтеца и камерного ансамбля под названием "Дела и речи", текст которого был разработан Чиарой Пиолой Каселли на основе последней политической речи Гюго, обращенной к Законодательному собранию, "Sur la Revision de la Constitution" (18 июля 1851). Премьера состоялась в Риме 19 ноября 2009 в аудитории Французского института центра Сент-Луис французского посольства для Святейшего престола. Произведение было исполнено музыкальным коллективом Piccola Accademia degli Specchi при участии композитора Маттиаса Кадара.

Преклонные годы и смерть Виктора Гюго

Когда Гюго вернулся в Париж в 1870, страна приветствовала его как национального героя. Несмотря на свою популярность, Гюго не был переизбран в Национальное Собрание в 1872. В течение короткого промежутка времени он перенес легкий инсульт, его дочь Адель была помещена в сумасшедший дом, и двое его сыновей умерли. (Биография Адель послужила вдохновением для фильма "История Адели Г.") Его жена Адель умерла в 1868 году.

Его верная спутница, Жюльетта Друэ, умерла в 1883 году, всего за два года до его смерти. Несмотря на личную потерю, Гюго сохраняет приверженность делу политических реформ. 30 января 1876 Гюго был избран в состав вновь созданного Сената. Эта последняя фаза его политической карьеры считался провалом. Гюго был индивидуалистом и мало смог сделать в Сенате.

Он перенес легкий инсульт 27 июня 1878. В честь того, что ему исполнялось 80 лет, было проведено одно из величайших чествований живых писателей. Торжества начались 25 июня 1881, когда Гюго вручили севрскую вазу, традиционный подарок для монархов. 27 июня был проведен один из крупнейших фестивалей в истории Франции.

Демонстрация растянулась от авеню Эйлау, где писатель жил, до Елисейских полей, и до центра Парижа. Люди шли в течение шести часов мимо Гюго, пока он сидел у окна в своем доме. Каждая деталь мероприятия была в честь Гюго; официальные гиды даже носили васильки – намек на песню Фантины в "Отверженных". 28 июня руководство Парижа поменяло название авеню Эйлау на авеню Виктора Гюго. На письмах, адресованные писателю, с тех пор писали: "Господину Виктору Гюго, на его авеню, Париж".

За два дня до смерти он оставил записку с последними словами: "Любить означает действовать". Смерть Виктора Гюго от пневмонии 22 мая 1885, в возрасте 83 лет, оплакивалась всей страной. Он почитался не только как значимая фигура в литературе, он был государственным деятелем, формировавшим Третью республики и демократию во Франции. Более двух миллионов человек присоединились к похоронной процессии в Париже от Триумфальной арки до Пантеона, где он был похоронен. В Пантеоне он похоронен в одном склепе с Александром Дюма и Эмилем Золя. В большинство крупных французских городов есть улица, названная в его честь.

Гюго оставил пять предложений для официальной публикации как свою последнюю волю:

Картины Виктора Гюго

Гюго создал более 4000 рисунков. Будучи в начале лишь случайным увлечением, рисование стало важнее для Гюго незадолго до его изгнания, когда он принял решение прекратить писать, чтобы посвятить себя политике. Графика стала его единственной творческой отдушиной в период 1848-1851.

Гюго работал только на бумаге, и в малом масштабе; как правило, пером и темно-коричневыми или черными чернилами, иногда с вкраплениями белого, и редко в цвете. Сохранившиеся рисунки удивительно совершенны и "современны" по стилю и исполнению, они предугадывают экспериментальные приемы сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Он не колеблясь использовал свои детские трафареты, чернильные кляксы, лужи и пятна, отпечатки кружева, "pliage" или складывание (т.е. пятна Роршаха), выскабливание или отпечатки, часто используя древесный уголь из спичек или даже пальцы вместо пера или кисти. Иногда он даже плескал кофе или сажей, чтобы получить эффект, которого он хотел. Известно, что Гюго часто рисовал левой рукой или не глядя на страницы, или во время спиритических сеансов, чтобы получить доступ к своему подсознанию. Эту концепцию позже популяризировал Зигмунд Фрейд.

Гюго не представлял свои художественные работы общественности, опасаясь, что из-за этого останутся в тени его литературные произведения. Тем не менее, он любил делиться своими рисунками с семьей и друзьями, часто в виде витиеватых визитных карт ручной работы, многие из которых были подарены его посетителям, когда он находился в политической ссылке. Некоторые из его работ были показаны, и одобрены современными художниками, такими как Ван Гога и Делакруа; последний высказал мнение, что если бы Гюго решил стать художником, а не писателем, то он затмил бы художников своего века.

Память о Викторе Гюго

Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем.

Гюго почитается как святой во вьетнамской религии Каодай, в парадном зале Святого Престола в Тэйнинь.

Авеню Виктора Гюго в 16 округе Парижа носит имя Гюго и тянется от дворца Этуаль до окрестностей Болонского леса, пересекая площадь Виктора Гюго. На этой площади находится станция Парижского метро, также названная в его честь. В городе Безье именем Гюго названы главная улица, школа, больница и несколько кафе. Множество улиц и проспектов по всей стране названы в его честь. Школа Lycée Victor Hugo была основана в городе, где он родился, Безансоне (Франция). Авеню Витора Гюго, находящееся в Шавинигане, провинция Квебек, было названо так, чтобы почтить его память.

В городе Авеллино (Италия), Виктор Гюго ненадолго останавливался во время встречи со своим отцом, Леопольдом Сигизбером Гюго, в 1808 в месте, известном сегодня как Il Palazzo Culturale. Позже он вспоминал об этом месте, цитируя: "C"était un palais de marbre..." ("Это был замок из мрамора...").

Существует статуя Виктора Гюго напротив Museo Carlo Bilotti в Риме, в Италии.

Виктор Гюго является тезкой города Hugoton, штат Канзас.

В Гаване, на Кубе есть парк, назван в его честь. У входа в Старый летний дворец в Пекине стоит бюст Гюго.

Мозаика в честь Виктора Гюго находится на потолке в здании Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона.

Лондонские и Северо-Западные железные дороги переименовали "Принца Уэльского" (класс 4-6-0, № 1134) в честь Виктора Гюго. Британские железные дороги увековечили память Гюго, назвав электрическую единицу 92001 92 класса в его честь.

Религиозное почитание

Благодаря вкладу в развитие человечества, добродетель и веру в Бога он почитается как святой в Каодай, новой религии, созданной во Вьетнаме в 1926 году. Согласно религиозным записям, ему было предназначено Богом исполнять внешнюю миссию как часть Божественной иерархии. Он представлял человечество, наряду с основными святыми Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхьемом, для подписания религиозного договора с Богом, обещавшего привести человечество к "любви и справедливости".

Произведения Виктора Гюго

Опубликованные при жизни

  • Кромвель (только предисловие) (1819)
  • Оды (1823)
  • "Ган Исландец" (1823)
  • "Новые оды" (1824)
  • "Бюг-Жаргаль" (1826)
  • "Оды и баллады" (1826)
  • "Кромвель" (1827)
  • Восточные мотивы (1829)
  • Последний день приговорённого к смерти (1829)
  • "Эрнани" (1830)
  • "Собор парижской богоматери" (1831)
  • "Марион Делорм" (1831)
  • "Осенние листья" (1831)
  • "Король забавляется" (1832)
  • "Лукреция Борджиа" (1833)
  • "Мария Тюдор" (1833)
  • Литературные и философские опыты (1834)
  • Клод Ге (1834)
  • Анджело, тиран Падуанский (1835)
  • Песни сумерек (1835)
  • Эсмеральда (только либретто оперы, написанной самим Виктором Гюго) (1836)
  • Внутренние голоса (1837)
  • Рюи Блаз (1838)
  • Лучи и тени (1840)
  • Рейн. Письма к другу (1842)
  • Бургграфы (1843)
  • Наполеон Малый (1852)
  • Возмездие (1853)
  • Созерцания (1856)
  • Тростник (1856)
  • Легенда веков (1859)
  • Отверженные (1862)
  • Уильям Шекспир (1864)
  • Песни улиц и лесов (1865)
  • Труженики моря (1866)
  • Голос с Гернси (1867)
  • Человек, который смеется (1869)
  • Грозный год (1872)
  • Девяносто третий год (1874)
  • Мои сыновья (1874)
  • Дела и речи – перед изгнанием (1875)
  • Дела и речи – во время изгнания (1875)
  • Дела и речи – после изгнания (1876)
  • Легенда веков, второе издание (1877)
  • Искусство быть дедом (1877)
  • История одного преступления, первая часть (1877)
  • История одного преступления, вторая часть (1878)
  • Папа (1878)
  • Высшее милосердие (1879)
  • Фанатики и религия (1880)
  • Революция (1880)
  • Четыре ветра духа (1881)
  • Торквемада (1882)
  • Легенда веков, третье издание (1883)
  • Архипелаг Ла Манш (1883)
  • Стихотворения Виктора Гюго

Опубликованные посмертно

  • Оды и поэтические опыты (1822)
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (1886)
  • Конец Сатаны (1886)
  • Что я видел (1887)
  • Все струны лиры (1888)
  • Эми Робсарт (1889)
  • Близнецы (1889)
  • После изгнания, 1876-1885 (1889)
  • Альпы и Пиренеи (1890)
  • Бог (1891)
  • Франция и Бельгия (1892)
  • Все струны лиры - последнее издание (1893)
  • Распределения (1895)
  • Переписка – том I (1896)
  • Переписка – том II (1898)
  • Мрачные годы (1898)
  • Что я видел – сборник новелл (1900)
  • Послесловие к моей жизни (1901)
  • Последний сноп (1902)
  • Награда в тысячу франков (1934)
  • Океан. Груда камней (1942)
  • Интервенция (1951)
  • Разговоры с Вечностью (1998)

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».

Виктор Гюго - самый авторитетный из французских романтиков XIX века, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать происходила из древнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялізму. В своих первых Стихах юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбонов. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобріаном или никем», а потом перешел к состоянию республиканцев, и хотя остался «революционером со Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимы.

Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:

Первый(1820-1850) - реформирование французской поэзии, создания национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

Второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

Третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, накал трагического окраску творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а впоследствии и королевским правительством

Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) он написал в стиле классицизма.

Однако классицизм Гюго оказался очень неустойчивым. Только молодой поэт выходит из стадии школьного подражания, начинается постепенный, сначала робкий, а затем все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством тому является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Последующим утверждение Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к описанию восстания негров-рабов.

Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартіна. Но его собственный поэтический дар был намного сильнее, чем дар его учителей. Именно ему суждено было провести ре форму французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития. В сборнике «Орієнталії» (1828), нарушая классические требования единства стиха, Гюго дежурит размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи путников с джинами в пустыне («Джинны»), безумной скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»),

Реформа Гюго состояла и в стремлении заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отрекается от требований строгого разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистическая поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посередине строки, а также мнение, которое умещается в один поэтическая строка. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно выражать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цезуру, а также «перенос», и таким образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников раВНОобразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неведомым, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О г-Доваля» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода-дитя свободы политической».

В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтичным и привлекала тогда всеобщее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады».

В конце 20-х годов романтики придают особого веса за воюванню театра, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает про английскую буржуазную революцию XVII века.

Широкую огласку получила предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения. Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельным теоретическим трудом - манифестом французского романтизма.

Для художественного творчества Гюго характерна редкая жанровое раВНОобразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. И прежде всего он был поэтом.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), лежит конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и другие).

В истории французской литературы вторая половина 20-х годов отмечена расцветом жанра исторического романа. Одним из наивысших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную Историю, связанный с актуальной современной проблематикой.

Конец 20 и 30-х годов принадлежит, наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необычной даже для Гюго. В эти годы он возводил строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но в то же время не ослабла и интенсивность его поэтического творчества. В 3"0-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенние листья» (1836), «Песни сумерек» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много стихов вошли в «Созерцаний» - огромного двухтомного сборника, опубликованного уже в период изгнания (1856).

После Февральской революции 1848 года и установление диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш. С целью разоблачить и опозорить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым способствовать их быстрому падению в первый год миграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю Одного преступления» - своеобразную обличительную хронику развития событий во время государственного переворота 1851 года.

Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на островке Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карт» (1853), которая справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в ней четко очерченные смысловые линии и поля необыкновенно высокого эмоционального напряжения, которые всем этом раВНОродном материале предоставляют определенной упорядоченности и завершенности.

Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Во всех этих романах центральной является тема народа.

В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «более грозные год» (1872) является своеобраВНОй поэтической хроникой драматических событий, которые переживала Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

Творческая активность Виктора Гюго не угасала до последних лет его долгой жизни. Но он оставался и активным: общественным деятелем, и страстным публицистом, неутомимо боролся против политической ре акции, общественного зла и несправедливости.

В последний период творчества Гюго одна за другой появляются его поэмы и поэтические сборники: «Искусство быть дедом» (1877), сатирические и поэмы: «Папа» (1878), «Осел» (1880), «Все струны лиры» (1888-1893) и другие.

Умер Виктор Гюго 23 мая 1885 года. Его смерть была воспринята французской общественностью как национальная трагедия, а его похороны превратились в грандиозную, поистине всенародную манифестацию, в которой приняли участие тысячи людей. Творчество Гюго прочно и навсегда вошла в золотой фонд французской и международной культуры.

«Собор Парижской Богоматери»

25 июля 1830 года Виктор Гюго начал работу над романом «Собор Парижской Богоматери». Книга вышла в свет в 1831 году, в тревожные дни холерных бунтов и разгрома архієпископського дворца парижским народом. Бурные политические события определили характер романа, который, как и драмы Гюго, был историческим по форме, но глубоко современным за идеями.

Самый выбор эпохи является важным для раскрытия основной идеи. XV века во Франции - эпоха перехода от средневековья к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живое лицо этой динамичной эпохи, Гюго ищет нечто вечное, общее для всех эпох. Так, на первом плане - собор Парижской Богоматери, который народ создавал веками. Народная засадничість будет определять в романе отношение к каждой действующего лица.

В системе персонажей главное место занимают три героя. Ци крыльца Эсмеральда своим искусством, всем видом дарит наслаждение толпе. Она далека от благочестия, не отказывается от земных утех. В этом образе наиболее ярко отражено возрождение заинтересованности человеком, которое становится главной чертой мировосприятия в новую эпоху. Эсмеральда неразрывно связана с народом. Гюго применяет романтический контраст, відтінюючи красоту девушки образами низов общества, в обрисовке которых он использует гротеск. Эсмеральда - цыганка (правда, только за воспитанием) и француженка (по происхождению). ее уникальная красота свела с ума Фролло, и он уничтожил ее, потому что не мог понять и не мог присвоить. Эсмеральда воплощает идеал Гюго. Это его субъективное, романтическое видение свободы и красоты, которые всегда идут рядом. И одновременно прекрасная танцовщица воплощает черты новой ренессансной культуры (народность, единство духовного и телесного, человечность), которая идет на смену средневековому аскетизму, и этого нельзя изменить (символический смысл имеет первая сцена романа, показывает неизбежную потерю церковью бывшего авторитета).

Противоположный образ в романе - образ мрачного негодяя, архидиакона Клода Фролло (созданного после кардинала-ката с «Марион Делорм»), раскрывает многолетнюю борьбу Гюго против церкви. Королевская власть и ее опора - католическая церковь - изображены в романе как враждебные народу силы. Рассудительно-жестокий Людовик XI очень близок к галерее коронованных преступников из драм Гюго. Чувства Клода Фролло искривленные: любовь, родительская привязанность, жажда знаний перекрываются эгоизмом и ненавистью. В нем тоже выражена одна из характеристик людей Возрождения, но в первую очередь это человек средневековья, аскет, который с презрением относится к всех жизненных утех. Он отгородился от народной жизни стенами собора и своей лаборатории, и поэтому душа его находится во власти темных и злых страстей. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, их он считает позорными, и посвятить себя изучению полного свода человеческих знаний. Но вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он сам полюбил Эсмеральду. Эта любовь имеет разрушительный характер. Не имея сил ее одолеть, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть.

Расплата приходит к архидиакона от его слуги, звонаря собора Квазимодо. Для создания этого образа Гюго особенно широко использует гротеск. Квазимодо - необычное чудовище. Его лицо и фигура одновременно смешные и устрашающие. Гротесковый Квазимодо, уродливый, умственно неполноценный, невероятно сильный физически, всю жизнь знал только обиды и жестокость. И он отвечал жестокостью на жестокость. Даже Фролло, который якобы воспитал сироту, иначе, как с отвращением, на несчастного смотреть не может. Квазимодо Вхож на химер - фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо - душа собора. Уродливое чудовище тоже покохало красавицу Эсмеральду, но не за ее красоту, а за доброту. И его душа пробуждается от сна, в который его погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь за своим внешним видом, Квазимодо является ангелом в душе. Любовь Квазимодо к Эсмеральды является высокой любовью к ренессансной Мадонны. Так Дайте любил Беатриче, так Петрарка относился к Лауре. До встречи с Эсмеральдой Квазимодо не знал, что в мире существует любовь, красота и добро. Добрый поступок девушки из Двора Чудес стал для Квазимодо «чистосердечным событием», перевернул его жизнь.

Квазимодо воплощает авторское осмысление природы и судьбы народа, забитого и бесправного, неразумного и рабские покорного. Но не всегда. До встречи с Эсмеральдой жизни Квазимодо проходило якобы в состоянии сна. Он видел перед собой только огромное сооружение собора, служил ей и был ее частью. Теперь он увидел другое и это другое готов отдать жизнь. Протест Квазимодо является бессознательным протестом, жестоким, и даже страшным. Но его трудно винить, ему можно только сочувствовать. Так Гюго средствами романтического искусства выражает собственное отношение к революционным событиям, к народу, что проснулся и уже не может быть другим.

Изображение Клода Фролло дополняется разделом, имеет выразительное название «Нелюбовь народа».

Внешне блестяще, а на самом деле бессердечном и опустошен высшее общество воплощено в образе капитана Феба де Шатопера, как и архидиакон, не способен на бескорыстное и самоотверженное чувство.

Душевное величие, высокий гуманизм присущие только обездоленным людям из низов общества, именно они - настоящие герои романа. Уличная танцовщица Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека, глухой и уродливый звонарь Квазимодо - покаліченість общественной судьбы угнетенных.

В центре романа - собор Парижской Богоматери, символ духовной жизни французского народа. Собор возведен руками сотен безымянных мастеров; описание собора становится поводом для вдохновенной поэмы в прозе о французское национальное бытие. Собор предоставляет убежище народным героям романа, с ним тесно связана их судьба, вокруг собора - жив народ, который не прекращает борьбу.

Собор, вечный и неподвижный, является главным персонажем романа. Это не просто огромное сооружение на острове Сите, которая объединяет Париж университетский и Париж буржуазный, это - живое существо, которое наблюдает жизнь Клода Фролло, Эсмеральды, Квазимодо и относится к ним бай очень. Собор воплощает вечный закон «ананке», вечный закон необходимости, смерти одного и рождения другого. Не случайно греческое слово, начертанное неизвестной рукой на стене одной из его башен.

Одновременно собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводом, сливаясь с удивительными каменными химерами, оглушенный гулом колоколов, одиноко живет Квазимодо, «душа собора», чей гротескный образ олицетворяет средневековье.

В противовес ему, волшебный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения. Танцовщица Эсмеральда живет среди парижской толпы и дарит простому люду свое искусство, веселье и доброту.

Виктор Гюго не идеализировал средневековье, он правдиво показал темные стороны феодального общества. Вместе с тем его произведение глубоко поэтичен, полон горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, к ее искусству, в котором, как считал Гюго, живет свободолюбивый дух и талант французского народа.

Концентрация противоположных черт, накал страстей создают мощный живописный эффект и делают произведение Гюго одним из самых ярких в истории мировой литературы.

Это интересно!

Гротеск (от итальянского «пещерный») является явлением достаточно молодым. Его и! не знала античность. В начале XIX в. археологи открыли неподалеку от Рима грот Нерона, расписанный такими странными и причудливыми изображениями, что один из ученых сошел с ума под влиянием увиденного. Уродливые и одновременно изысканные цветы и животные переплелись в невероятных видах. Они захватывали людей мастерством художников, которые их создали, и в то же время пугали. «Сумасшедший грот» закрыт для посетителей и сейчас, но копии изображений разошлись по Европе. Так в искусстве возникло явление гротеска, к которому часто обращались романтическое искусство (Гофман, Гюго, По).

Гротеск всегда преувеличивает уродливые или комические черты, это не реалистичное, а обостренное, странное изображение. Якобы мы видим определенный образ не в дневном, а в пещерном или ночном освещении, и он пугает и одновременно заинтриговывает нас. Гротескными образами являются образы Цахеса, Щелкунчика у Гофмана, Квазимодо, Гуїнплена у Гюго. Гротеск существует и в современном искусстве, г но открыли его романтики, и заслуга Виктора Гюго здесь является неоспоримым. Гротескные образы протитиставляться на страницах его произведений идеальным (Квазимодо - Эсмеральда, Гуїнплен - Дея, священник Міріель - инспектор Жавер). Так строится прием контраста, один из основополагающих и в Гюго. Родоначальником контрастного изображения мира писатель считал Шекспира, который впервые показал, как в душе одного человека идет борьба между «ангелом и зверем», между двумя противоположностями.

Великий французский писатель родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Его родители придерживались разных политических мнений, и поэтому маленький Виктор в свои детские годы постоянно слушал споры на разные темы, и особенно по воспитанию их сына в своей семье.

Его отец рос в семье крестьян, и поэтому хотел, чтобы Виктор стал активным и оптимистичным человеком. У матери же он получал знания, которые привели его к творческой деятельности.

Виктор почти 4 года проучился в знаменитом лицее в Париже. В возрасте 14 лет Гюго пытается сочинять свои произведения. Это были небольшие стихи и роман «Бюг Жургаль». После кончины матери юноше пришлось подумать о дальнейшем своем существовании, так как на отца нельзя было надеяться по причине развода его родителей.

Сборник стихотворений «Оды» и другие его работы заинтересовали французского короля. В этих произведениях он вознес власть французского правителя, и тогда Виктору стали оплачивать за его работы. В 1822 году Гюго сочетался законным браком, где у них впоследствии появилось 5 детей.

Но позже взгляды на власть у писателя изменились, и в 1827 году он создает драму «Кромвель», где сближается с народом, умело показывая контраст красивого и безобразного. Великий труд «Собор Парижской богоматери», написанный в 1831 году особенно взволновал читателей. Настолько трогательно и своеобразно Гюго показал трагическую любовь горбуна Квазимодо, что Виктор предстал уже перед всеми как прозаик.

В жизни Гюго происходили различные события. Так, он неожиданно для себя влюбляется в актрису Жюльетту Друэ, и посвящает ей множество любовных своих трудов.

Виктор пишет произведения, где он выступает против казни. Так, роман «Клод Ге», изданный в 1834 году посвящен не только проблеме наказания во Франции, но он выступает и против бедной жизни в стране.

Гюго, как талантливого поэта писателя, замечают представители Французской Академии, и в 1841 году принимают его в свои ряды. На некоторое время писатель отходит от своей работы по причине гибели его дочери и зятя. Виктор начинает писать роман «Невзгоды», но не доделывает его, та как во Франции в 1848 году началась революция.

Долгое время Гюго пребывал в изгнании, и за это время он создал великолепные труды, такие, как «Отверженные», а в прошлом это был начатый роман «Невзгоды» в 1862 году, и всеми известное произведение «Человек, который смеется».

После крупного переворота Гюго с женой возвращаются в Париж, где был избран в Национальное Собрание, но в 1870 году он отошел от политических дел. Больше времени стал уделять своим внукам и выпустил сборник «Искусство быть дедом». На тот момент писателю было 75 лет.

После кончины супруги здоровье Гюго пошатнулось, и в мае 1885 года он умирает.

Хоронили Гюго практически все жители Парижа. Тело было погребено рядом с великими французскими просветителями Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

4 класс кратко, для детей

Биография Виктора Гюго 4 класс для детей о главном

Виктор Мари Гюго – потрясающий, на мой взгляд, человек, которого нам подарил XVIII век. Он пережил предательство, познал истинную любовь, претерпел лишения, но словно феникс – сумел возродиться из пепла, и даже после его кончины, звезда этого гения продолжает освещать нам путь. «Как же эта звезда появилась?» – спросите вы.

Виктор-Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне во Франции, где его отец – Ж. Л. С. Гюго осуществлял командование одной из наполеоновских армейских полубригад. К этому моменту его отец и мать (в девичестве Софи-Франсуаз Требюше) состояли в браке уже пятый год, и имели к тому времени двух сыновей.

Юные годы Виктора Гюго проходили в обществе обоих родителей, но позже, по желанию отца Виктор был определён в пансион. Родитель считал, что образование, в основе которого лежит система, пойдёт на пользу мальчику, а также оградит его от влияния роялистских убеждений матери.

С 14 лет Гюго уже обнаруживал талант литератора, в чем его немало поддержала его мать. После окончания колледжа, когда он жил у неё со своими братьями, она помогала ему совершать первые, пробные шаги на выбранном им пути.

К этому же периоду относится и его увлечение Аделью Фуше – дочерью давних приятелей его семьи. Несмотря на близкие отношения, его мать и родители девушки препятствуют их сближению, и только после смерти матери Гюго они смогут пожениться. Этот брак подарил Виктору пятерых детей.

Следующие десять лет жизни Гюго можно назвать его литературной молодостью. Как писатель и драматург Виктор многого достиг, что не скажешь о его личной жизни. В этот период его жена проявила порочную благосклонность к малоизвестному литератору, что стало причиной размолвки четы Гюго. Отношения бывших супругов приняли чисто формальный характер.

С 1833 года в жизни писателя наступил новый период, который ознаменовался появлением Жюльетты Друэ. Любовь писателя к бывшей куртизанке продлилась почти полвека и оборвалась только со смертью Жюльетты. Несмотря на многочисленные любовные романы, Жюльетта была единственной истиной любовью Гюго, безгранично преданной ему. Потрясающие своей глубиной отношения во многом повлияли на личность Виктора.

Спустя два года после кончины возлюбленной Гюго покинул этот мир. Правительство Франции приняло решение о проведении национальных похорон. Утром 1 июня 1885 года была проведена похоронная церемония, на которой присутствовали более двух миллионов человек. Виктор Гюго был погребен в Пантеоне, но не забыть и сегодня. Его звезда будет гореть пока жива цивилизация.

Для детей 4 класс кратко

Интересные факты и даты из жизни

В мае 1885 года жители Парижа провожали в последний путь знаменитого писателя, драматурга и поэта. По пути шествия траурной процессии, начиная от Триумфальной арки и до Пантеона, выстроились толпы людей. Они пришли проститься с человеком-легендой, который создал Квазимодо, Жана Вальжана, Козетту, Гуимплена, автором с благородной душой, ораторским пафосом и со старомодными манерами, Виктором Мари Гюго.


Романы Виктора Гюго

В 1831 году вышло в свет первое полноценное произведение Виктора Гюго , которое оказалось невероятно успешным и очень быстро разлетелось по всему миру. Один из приемов, использованных автором, было привлечение внимание к забытому на то время собору. После выхода книги памятка стала пользоваться большой популярностью у туристов.

Лучшие книги Виктора Гюго онлайн:

Писатель принес много новых деталей во французскую литературу, он смог объединить в своем творчестве романтические и реалистические элементы. Вскоре такой подход переняли многие писатели, что повлекло за собой создание нового течения в литературе. Критики отмечали его влияние на литературу как «беспредельное» и считали Гюго учителем для будущих поколений.


Краткая биография Виктора Гюго

Родился писатель в 1802 году в городе Безасон, Франция в семье военного. В его первые годы жизни семья постоянно переезжала из города в город. Образование получил в лицее Людовика великого. Свой первый рассказ написал в 14 лет, с того времени стал участвовать в литературных конкурсах, где получал призовые места. В 1822 году женился.

Первая книга Гюго «Ган Исландец» была издана в 1823 году. В то время он основал литературный кружок и начал издавать собственный журнал. В 1824 был опубликован сборник стихов «Новые оды». Еще через год писатель был удостоен ордена Поточного легиона и вошел в число участников кружка романтиков. В 1841 году стал членом Французской академии.

В 1845 году за преданность королю Гюго получил титул графа и стал пэром. В 1848 году вошел в состав Национального собрания, однако после переворота Наполеона переехал в Брюссель, где начал публиковать антинаполеоновские рассказы. После путешествовал, жил на острове Джерси (пролив Ла-Манш). В 1870 году вернулся во Францию. Последние годы своей жизни посвятил творчеству, отдал свои последние силы роману «Девяносто третий год», где подробно описал Великую революцию и ее последствия для Франции. В 1885 году Виктора Гюго не стало.