Угнетать рабством себе подобных беззаконно значение. Предыдущее

­Угнетать рабством себе подобных беззаконно

Известно, что Фонвизин неслучайно подбирал имена и фамилии­ для своих героев, а с умыслом показать их сущность. Скотинин, к примеру, больше всего на свете любил своих свиней. В противовес, таким как он, показаны герои с благозвучными именами: Стародум , Софья , Милон , Правдин . Особая роль отведена Стародуму, шестидесятилетнему человеку в отставке, который своими речами открывает глаза окружающих на злые нравы семьи Простаковых.

Этот человек служил еще при императорском дворе и придерживается старых устоев. Он верит, что всем нужно получать государственное образование, а самое главное, поддерживать в своей душе добро. Потому что даже самый умный человек без доброй души может превратиться в монстра. Фраза «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» была введена именно Фонвизиным и вложена им в уста Стародума. Герой был всячески против издевательств над крепостным слоем.

В противовес ему показана госпожа Простакова, с легкостью унижающая, оскорбляющая и наказывающая своих крестьян. Она платит им ничтожно мало, только шарлатан Вральман , бывший когда-то кучером, умудряется получать у нее высокое жалование, как великий ученый. Она считает нормальным грубо обращаться с пожилой Еремеевной , которая сорок лет своей жизни отдала на услужении их семье. С Тришкой портным обращается как со скотом.

Одним словом, Простакова привыкла унижать крестьян, возвышая на их фоне себя, своего недотепу сына и слабохарактерного мужа. Однако все решает проницательность Стародума и осведомленность государственного чиновника Правдина. За мошенничество и плохое обращение с крестьянами он лишает злую помещицу деревни и всего хозяйства. В конце произведения Простакова остается у разбитого корыта и даже ее сын отворачивается от нее.

Проследите, как развивается конфликт между положительными и отрицательными персонажами в комедии "Недоросль". Как в этом конфликте раскрывается идея комедии ("Угнетать рабством себе подобных - беззаконно")? Спасибо.

Ответы и решения.

Идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.
Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только: «Мастерица толковать указы!»
Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума -- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам - человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.
Кульминации конфликт между положительными и отрицательными персонажами достигает в сцене воровства Софьи. Развязкой конфликта является приказ, полученный Правдиным. На основании этого приказа госпожа Простакова лишается права управлять своим поместьем, потому что безнаказанность сделали из нее деспота, который способен принести огромный вред обществу, вырастив себе подобного сына. И лишается она своей власти именно за то, что жестоко обращалась с крепостными крестьянами.

(по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» - идейно-художественная вершина творчества - стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные.

Художественное своеобразие комедии «Недоросль» состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной сатире на российских помещиков, политику помещичьего правительства. Помещики средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть - это показал Фонвизин в комедии с помощью образа Стародума.

До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» - звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю.

«Недоросль» - пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: «Вот злонравия достойные плоды!» В «Недоросле» Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников.

На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти.

Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания». Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» - прилагательное, потому

Что к стене прилагается. Митрофанушка - лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером.

Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители - таковы и дети. Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными.

Но плохое воспитание - не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.

Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Такой смех-ирония - черта национального своеобразия русской комедии. Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Н. В. Гоголь в «Недоросле» видит «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Эта «потрясающая очевидность» в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина «истинно общественными комедиями», а также увидеть в этом их мировое значение: «подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов».

Идейное содержание комедии.

Главными темами комедии «Недоросль » являются следующие четыре: тема крепостного права и его растлевающего влияния на помещиков и на дворовых, тема отечества и службы ему, тема воспитания и тема нравов придворного дворянства.

Все эти темы были в 70-80-е голы очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, разрешай их по-разному в соответствии со взглядами авторов.

Фонвизин ставит и разрешает их в социально-политическом разрезе, как прогрессивный деятель.

Тема крепостного права приобрела после Пугачёвского восстания первостепенное значение. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Идейное содержание комедии Фонфизина Недоросоль.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Эту тему Фонвизин раскрывает не только с бытовой стороны, показывая, как управляют своими поместьями Простакова и Скотинин. Он говорит о губительном воздействии крепостного права на помещика и крепостного. Указывает Фонвизин и на то, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Тема отечества и честного служения ему звучит в речах Стародума и Ми лона. С момента появления своего на сцене и до конца Стародум неустанно говорит о необходимости служения отечеству, о честном выполнении дворянином своего долга перед родиной, о содействии её благу. Его поддерживает и Милон, который заявляет, что «истинно неустрашимый военачальник» «славу свою предпочитает жизни, но что всего более - он для пользы отечества не устрашается забыть свою собственную славу».

Насколько такие взгляды были передовыми, можно судить по тому, что не только в первые две трети XVIII века, но и в эпоху Фонвизина дворянские писатели считали, что «государь и отечество - едино суть». Фонвизин же говорит только о службе отечеству, но не государю.

Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума: «Оно (воспитание) и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещённых деятелей страны.

Четвёртая тема, поставленная в комедии, касается нравов придворной и столичной знати. Она раскрывается в речах Стародума, особенно в разговоре его с Правдиным. Стародум резко и гневно обличает развращённое придворное дворянство. Из его рассказов мы узнаём о нравах придворного круга, где «по прямой дороге почти никто не ездит», где «один другого сваливает», где «водятся премелкие души». Исправить нравы двора Екатерины невозможно, по мнению Стародума. «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».

Образы комедии.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цы-фиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон). , умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Если домашнее задание на тему: » Идейное содержание комедии Фонфизина Недоросоль. – художественный анализ оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Стародум. Стародум - человек просвещённый и передовой. Он воспитан в духе петровского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и деятельность людей Дворовые слуги и учителя в комедии Фонфизина Недоросоль. Дворовые слуги. В ином освещении даёт драматург образы слуг Простаковой С большой художественной мой Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль. Построение и художественный стиль комедии. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную
    • Профессиональные игры. Часть 2
    • Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Явление III

Подбежавший Правдин объявляет, что представит семейство Простаковых «перед суд, как нарушителей гражданского спокойства».

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Простаковы и Митрофан бросаются на колени перед Правдиным и Стародумом, вымаливая прощение. Софья, сжалившись, говорит: «Я мое оскорбление забываю». Стародум тоже просит не доводить дело до суда.

Услышав это, Простаковы вскакивают с колен. Госпожа Простакова в ярости кричит, что сейчас задаст жару своим слугам – «мошенникам и ворам», выпустившим из рук Софью. Правдин вступается за слуг, но Простакова и Скотинин кричат: «Разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет? На что ж дан нам указ-от о вольности дворянства ?»

Правдин тогда вынимает из кармана бумагу и оглашает предписание наместника: Простаковы лишаются имений, передаваемых под опеку правительства. Госпожа Простакова кричит: «Все теряю! Совсем погибаю!»

Скотинин спешит уехать в собственное поместье. Правдин напутствует его словами: «Ступай к своим свиньям и оповести друзей, чтобы они не тиранствовали над подвластными людьми».

Явление V

Простакова упрашивает Правдина дать ей отсрочку хотя бы на три дня. Правдин отвечает, что не даст даже трёх часов. Простакова спрашивает: кто же заплатит недоданное учителям Митрофана? Правдин говорит: я заплачу им сам – и приказывает привести учителей.

Явление VI

Приходят Цыфиркин, Кутейкин и Вральман. Стародум, увидев Вральмана, узнаёт в нём немца, который прежде служил у него кучером. Он с удивлением спрашивает, как же Вральман взялся учительствовать? Тот объясняет: три месяца не мог найти в Москве места кучера, «пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель».

Кутейкин уверяет, что Простаковы должны ему много денег. Цыфиркин наоборот от всякой платы отказывается: «Митрофан всё равно от меня ничему не выучился». Стародум, Вральман и Милон хвалят Цыфиркина за бескорыстие и вынимают ему деньги в дар из собственных кошельков. Кутейкина они, напротив, корят за жадность и предлагают, чтобы он завтра сам шёл за уплатой долга к госпоже Простаковой. Услышав её имя, Кутейкин в ужасе отказывается от всякого расчёта.

Вральман просит, чтобы Стародум опять взял его к себе кучером. Стародум спрашивает немца, а не разучился ли он за время учительства обращаться с лошадьми? Вральман отвечает: нет, живучи со здешними господами, казалось мне, «што я фсе с лошатками».