Почему автор останавливается у матрены. История жизни Матрены Васильевны, или Слово о спасении души русской… (урок по рассказу А.И

Цели:
  1. Развитие аналитических умений и навыков по работе с художественным текстом.
  2. Изучение романа Е.Замятина “Мы” в контексте мировой и русской литературы, выявление особенностей жанра антиутопия; обучать самостоятельному поиску истины на основе произведения.
  3. Формирование осознанного выбора в соответствии с нравственными принципами, четкой жизненной позиции, твердого взгляда на жизнь; воспитывать умение работать в коллективе.

Эпиграфы:

Прогресс будущего всегда в настоящем…

Человек – как роман: до самой последней
страницы не знаешь, чем кончится.
Иначе не стоило бы читать…

Е. Замятин.

Ход урока

I. Слово учителя.

Добрый день! Начинаем урок литературы, тема которого “ Судьба личности в тоталитарном государстве”. На протяжении всего занятия будем искать ответы на вопросы: что заставило Замятина написать произведение, каково место романа в мировой и русской литературе, почему автор размышляет о будущем России, что ждет страну после революции 1917 года… И всю работу проведем через анализ данного произведения.

Человечество всегда стремилось представить идеальное общество, что находило отражение в художественных произведениях, получивших название – утопия. Это и “Утопия” Томаса Мора, и “Город солнца” Т.Кампанеллы, и социалистическая утопия в снах Веры Павловны в романе Чернышевского “Что делать?” Но “Мы” Замятина – антиутопия.

II. Ребята, объясните, что означает термин “антиутопия”? (Предостережение, мир не должен быть таким, каким изображает писатель).

Что такое тоталитаризм? От слова ТОТАЛИТАРНЫЙ (Ожегов) – основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилием, уничтожением демократических свобод и прав личности. К сожалению, это слово для современного общества актуально. Тоталитаризм складывался в 30-е годы XX века. Но и XXI столетии существуют государства, основанные на таком порядке, укладе. Это Ирак, Куба, КНДР.

Итак, чтобы понять влияние тоталитаризма на человека, надо присмотреться к отдельным гражданам, ведь “человек – как роман…”

III. Характеристика главного героя.

Давайте познакомимся с главным героем.

Как его зовут? Его профессия? Увлечения? (Главный герой – Д-503, строитель Интеграла (сегодня мы бы сказали главный конструктор), ведет дневниковые записи).

Можно ли Д-503 назвать обычным героем произведения? (Нет, он талантливый инженер, ученый, математик, увлеченный своим делом. Кроме того, ведет дневниковые записи, что говорит о неординарности. Ведь не так часто встречаются люди, ведущие дневниковые записи, так как эпистолярный жанр – сложная форма изложения мыслей, требующая внутренней работы).

Как вы думаете, почему ведет записи Д-503? (Боязнь сказать вслух свои мысли – отличительная черта тоталитарного государства).

Кстати, а почему у героя такое странное имя - Д-503? Выдвиньте свою точку зрения. (Живет в тоталитарном государстве – Единое Государство, где все обезличено, подчинено воли Благодетеля)

Подумайте и ответьте, складывается ли представление о государстве, если у членов общества такие имена-номера? Представьте, я открываю журнал и вызываю ученика К-3, С-1? (Представление складывается, и не самое лучшее: чувствуешь некоторую обезличенность…)

Вывод: итак, Д-503 – не случайно главный герой. Это талантливый инженер, ученый, который не только строит Интеграл, но и мыслит, пытается осознать окружающий мир, пусть несколько узковато, прямолинейно, но нам он интересен, ведь “человек – как роман: до самой последней страницы не знаешь, чем кончится. Иначе не стоило бы читать…”

IV. Характеристика Единого Государства.

Герой живет в особом государстве.

Как называется государство? Почему Единое? (Единое, Тоталитарное, – такому государству необходимо особое общество, чтоб люди беспрекословно подчинялись, были винтиками машины. Поэтому занято воспитанием общества. Вспомним историю нашей страны. В 60-е годы XX века в Советском Союзе был выработан моральный кодекс советского гражданина, согласно которому люди страны Советов преданны делу коммунизма, все равны, беспрекословно выполняют волю партии…)

Единое Государство – тоталитарный режим. Посмотрим, как оно относится к своим гражданам, как воспитывает, какие цели ставит.

Анализ эпизодов. Выразительное чтение, обсуждение.

Анализ эпизода № 1.

Многое можно сказать о человеке, узнав его взгляды на окружающее. Как Д-503 воспринимает природу. Скажите, вас не настораживает такое отношение к окружающему миру? Что странно в этом описании природы? Почему красоту природы не видит нумер Единого Государства?

Вывод: Человека нет, только нумер.

Анализ эпизода № 2.

Строительство Интеграла. Любое тоталитарное государство стремится распространить идеологию за свои пределы. Поэтому главная задача – развитие промышленности, индустриализация, чтобы быть экономически свободным, независимым, подчинять себе другие страны.

Как это проявляется в Едином Государстве? Что строит? (Интеграл, который должен принести счастье всем).

Естественно, что большую часть времени люди проводят на стройке. Зачитаем описание рабочего места Строителя Интеграла.

Весьма поэтичное описание. Но что-то настораживает. Назовите ключевые слова отрывка. (“Несвободное движение, идеальная несвобода”).

Почему так видит и описывает? (То, что навязало государство, внушило, осталось уже на уровне подсознания. По-другому и не могут видеть, влияние Государства).

Вывод: “несвободное движение, идеальная несвобода” и “душой исполненный полет”А.С.Пушкин “Евгений Онегин”.

Такое представление о мире, о красоте сформировало Тоталитарное, Единое Государство…

Анализ эпизода № 3. Свободное время.

А может, так только во время госслужбы?

Ребята, давайте вспомним, как проводят свободное время “нумера”? Чтение отрывка.

В исторических научных трудах социализм называют “казарменным социализмом”. Почему в Советском Союзе строили именно такое государство. Почему в отрывке упор делается на маршевую поступь героев? (Строем легче управлять, отдавать приказы).

Вхождение в действие. После прочтения отрывка встают и маршируют на месте. А ведь рядом любимая Д-503 – О-90, вернее, та, на которую выписан розовый талон… Так хочется взять ее за руку, сказать, что настроение прекрасное… Класс, обратите внимание на интонацию. Попробуйте сказать: “Как замечательно ты выглядишь, О-90! Какой прекрасный день!”

“Кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!” “Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!” Стой! Раз-два!

Почему не получилось произнести предложенную фразу? Что-то мешало? Что? Ответь на вопрос, дорогой, почему ты так странно произнес фразу.

Связь с изученным ранее.

Сейчас я произнесла две цитаты из произведений, изученные вами раньше. Какие? Авторы Маяковский и Блок – современники революции 1917 года, современники Замятина. Они уловили дух времени, показали правду тех дней. А Блок даже предвидел, что может произойти, если таким шагом идти в будущее. СЛАЙД №2 . Помните, буржуй на перекрестке.. Почему стоит на пересечении дорог?.. Что такое перекресток? Стоит там, где когда-то было сердце распятого Иисуса Христа? Связь с эпиграфом 1. “Прогресс будущего всегда в настоящем…” Е.Замятин. (Нельзя без веры в Него, в Его заповеди… Иначе можно прийти к такому государству, которое описано у Замятина).

Ребята, скажите, пожалуйста, что такое личная жизнь? Была ли оно у советских людей? Кому нужно было подчинять личную жизнь? (Интересы Государства. Легче подчинять, казарменный социализм).

Вывод: Личная жизнь – свобода выбора. Свобода – возможность действовать в соответствии со своими интересами и целями.

В любом режиме есть хотя бы один человек, который не хочет подчиняться, не желает, чтобы ему навязывали чужую волю. Таких людей наказывают. Наказание всегда преследуется по закону. Но должна быть мера. Сегодня много говорится о наказании, о смертной казни. Россия в 1993 году объявила мораторий на смертную казнь, буквально две недели назад продлила мораторий, хотя в обществе большинство “за” смертную казнь. А как наказывали в Едином Государстве инакомыслящих. (Устраивали показательные казни, которые у нормального человека вызывают только чувство неприязни. Но только не в тоталитарном государстве. Главная роль у Благодетеля).

Анализ эпизода №4.

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для описания Благодетеля? Обоснуйте авторский выбор.

Эпитеты – тяжкий – тяжелый, тяжеленный, тяжеловесный – тяжко…
Каменный – как идол, он и есть идол, божество, Благодетель…
Как судьба – сравнение – неизбежность кары…

Ребята, а не вызывает параллелей исторических фигура Благодетеля? (Сталин. В истории страны значимая фигура. Именно с этим человеком связан тоталитарный режим в Советском Союзе. Такие могут подчинять своей воле всех. “Когда он входил в зал Ялтинской конференции, все мы, словно по команде, вставали и, странное дело, почему-то держали руки по швам” - У.Черчилль).

Вывод. Какова роль лидера в тоталитарном государстве? (Абсолютная власть, подчинение, слепая вера в лидера и, как закономерность, неадекватная оценка происходящего). Яркий пример – следующий эпизод.

Эпизод №5.

Да тут арифметика! Вспомните имя героя, который говорил об арифметике, заменяя слово “человек” успокоительным словечком “вошь”? (Раскольников. К чему привела теория? Крах. Провал..)

Вывод: жестокость тоталитарного государства не знает пределов, смерть человека – ничто по сравнению с машиной.

День Единогласия.

В Едином Государстве в День Единогласия избирали Благодетеля. Единогласно. Как всегда.

Уже на первых страницах романа Е. Замятин создает модель идеального, с точки зрения утопистов, государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, где все граждане обрели наконец желаемое счастье. Во всяком случае, таким оно предстает в восприятии повествователя - строителя Интеграла, математика Д-503. В чем же счастье граждан Единого Государства? В какие моменты жизни они ощущают себя счастливыми?

Очевидно, чтобы создать общество идеальное с точки зрения утопистов, необходимо изменить саму человеческую природу. Авторы утопий чаще всего оставляют без внимания те пути, которыми достигается изображенный ими миропорядок. Даже если картины будущего включены в произведения о современности (Чернышевский), разрыв между несовершенством сегодня и идеальным завтра - огромен. В лучшем случае утописты уповают на разум, но механизм воздействия разума на человеческую природу они не исследуют. В произведениях утопистов революционного направления звучат намеки на необходимость социального переворота, однако сам переворот не изображен. Авторы антиутопий обращают особое внимание именно на пути построения «идеального общества», ибо убеждены, что мир антиутопии - результат попыток реализовать утопию. Единое Государство лишило человека личных привязанностей, чувства родственности, так как всякие связи, кроме как с Единым Государством, преступны. Несмотря на кажущееся единство, «нумера» абсолютно отчуждены друг от друга, и поэтому легко управляемы. Значимую роль в создании иллюзии счастья играет Зеленая Стена. Человек, не имеющий возможности сравнивать и анализировать, становится управляемым и послушным. Государство подчинило себе и время каждого нумера, создав Часовую Скрижаль. Единое Государство отняло у своих граждан возможность интеллектуального и художественного творчества, заменив его Единой Государственной Наукой, механической музыкой и государственной поэзией. Стихия творчества насильственно приручена и поставлена на службу обществу. Чего стоят одни названия поэтических книг: «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу», «Стансы о половой гигиене». Однако Единое Государство не чувствует себя в полной безопасности, и создает систему подавления инакомыслия. Это и Бюро Хранителей (шпионы следят, чтобы каждый был «Счастлив»), и Операционное с его Газовым Колоколом, и Великая Операция, и доносительство, возведенное в ранг добродетели («Они пришли, чтобы совершить подвиг», - пишет герой о доносчиках).

Этот «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы. Всеобщее счастье здесь не счастье каждого человека, а его подавление, уравниловка и физическое уничтожение.

Государство умело манипулирует людьми. Этот аспект романа особенно важен, так как проблема манипулирования сознанием актуальна и в наше время. В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у героя-повествователя ежедневная маршировка под звуки Музыкального Завода: он переживает абсолютное единение с остальными. «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера - сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди - государственный нумер каждого и каждой. И я - мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке». Заметим, что в вымышленной стране, созданной воображением Замятина, живут не люди, а нумера, лишенные имен, облаченные в юнифы (то есть униформу). Внешне схожие, они ничем не отличаются друг от друга и внутренне. Неслучайно с такой гордостью герой восхищается прозрачностью жилищ. Одинаковостью, механичностью отличается вся их жизнедеятельность, предписанная Часовой Скрижалью. Это характерные черты изображенного мира. Лишить возможности изо дня в день выполнять одни и те же функции значит лишить счастья, обречь на страдания, о чем свидетельствует история «О трех отпущенниках». Символическим выражением жизненного идеала главного героя становятся прямая линия и плоскость, зеркальная поверхность, будь то небо без единого облачка или лица, «не омраченные безумием мысли».

Прямолинейность, рационализм, механичность жизнеустройства Единого Государства объясняют, почему в качестве объекта поклонения нумера выбирают фигуру Тэйлора. Восхищаясь гением Тэйлора, герой романа «Мы» неоднократно с явным пренебрежением произносит имя Канта. Интересны воззрения Канта: человек не пассивное создание природы или общества, он способен сам определять свою волю и поведение. Но, признавая за собой право на самостоятельность, человек должен признавать его за всеми окружающими. Исходя из этого, Кант формулирует нравственный закон: «...поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство», «другой человек должен быть для тебя святым». Противопоставление рационалистической системы мышления (Тэйлор), где человек - средство, и гуманистической (Кант), где человек - цель, проходит через все повествование. Таким образом, идея всеобщего равенства, центральная идея любой утопии, оборачивается в антиутопии всеобщей одинаковостью и усредненностью. Идея гармонии личного и общего заменяется идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье - в несвободе», - утверждают герои романа. Высшее блаженство переживает герой в День Единогласия, который позволяет каждому ощутить себя маленькой частичкой огромного «мы». Герой с иронией размышляет о тайном голосовании на выборах у древних. Автор говорит о том, как абсурдны «выборы» без права выбора, как абсурдно общество, которое их предпочло. В контексте литературы 20-х годов стремление к подчинению личной воли задачам общественного прогресса было характерной чертой мироощущения человека. Мир в романе Замятина показан через восприятие человека с пробуждающейся душой. Постепенно позиции автора и героя сближаются: нравственные ценности, которые исповедует сам автор, становятся ему близки.

Постепенно к герою примыкают и единомышленники - своим поведением бросает вызов Единому Государству i-330, безымянный поэт, сочинивший опасные стихи. О-90 вдруг ощутила потребность в простом человеческом счастье, в счастье материнства. Итак, Единому Государству, его абсурдной логике в романе противостоит пробуждающаяся душа, то есть способность чувствовать, любить, страдать. Единое Государство хотело бы опираться на рабскую покорность, но поскольку речь идет о живых людях, которым свойственны качества живых людей, оно не в состоянии пресечь возникновение «крамольных» мыслей.

Роман замечателен не только тем, что автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос, который он поставил в своем произведении: выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

Несмотря на достаточно печальный конец романа, все-таки ощущается некий оптимизм автора, который, демонстрируя модель тоталитарного государства, весь его ужас и нелепость, выводит персонажей, способных противопоставить себя зомбированному обществу, жесткой машине государственного правления, способных мыслить и принимать решения, идущие в разрез с общепринятыми установками. Тоталитарное общество, это Единое государство, не имеет шансов на выживание по одной простой причине - в нем есть люди, мыслящие по-другому, способные противопоставить себя лживому и беспощадному государству. Им открылась истина, и они уже не смогут жить, как прежде. Более того, они будут стараться распространить эту истину, быть может даже ценой своей жизни.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи:

  • формирование нравственных ориентиров учащихся;
  • приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;
  • актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;
  • развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать прочитанное, делать выводы;

Оформление: мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, которая занимает видное место на учительском столе.

Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» (А. И. Солженицын «Лихое зелье»)

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Один из рассказов А. И. Солженицына заканчивается такими словами… (зачитывается эпиграф к уроку).
Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, – скажут некоторые, – человеку нужно гораздо больше».
– Что мы можем возразить таким людям?

(Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять)

– Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» – сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

(Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

– В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.
Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?
(После этого полностью формулируется и записывается на доске главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше )

II. Изучение рассказа. Работа в группах

Предварительно класс делится на семь групп – по микротемам. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. После этого сформулированные выводы по микротемам записываются в рабочие тетради.

Матрёнин дом

  • Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  • Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?
  • Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?
  • Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? (Снаружи это «старый серый изгнивающий» дом. Но за внешней убогостью скрывается чистая душа добротно построенной когда-то избы; в ней не было ничего злого, не было лжи.)

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  • Когда и как начинался Матренин день?
  • Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?
  • Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа – только в ней Матрёна видела смысл своего существования. Она «лечилась» работой, «защищалась» от недоброжелателей. Работа возвращала ей доброе расположение духа, и, «наломавши спину», возвращалась Матрёна в избу уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.)

«Общение» с Богом

  • Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  • Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?
  • Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было – просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Матрёна всё делала с открытой душой – работала, любила, молилась… Жизнь научила её стойко переносить все неурядицы, не жаловаться, не стонать даже в минуты тяжёлой «немочи». Поэтому, обращаясь к Богу, Матрёна скорее прошепчет слова благодарности, чем пожалуется на свою жизнь.)

Прошлое Матрёны

  • Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-й части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  • Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-я часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты.
  • Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять? (Нет. Ведь тогда она была по-настоящему счастлива: у неё была молодость, любовь – и целая жизнь впереди…)

Матрёна и Фаддей Миронович

  • Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  • Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?
  • Проанализируйте поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составьте «глагольные» характеристики героев.

Определите присутствующий здесь подтекст.
Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Ответьте на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Добро для Матрёны – всё духовное; добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.)

История с горницей

  • Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?
  • Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?
  • Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод.Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны? (Горницу разбирали «по рёбрышкам» ; под ударами топоров визжали и скрипели отрываемые доски. Автор намеренно «оживляет» изломанную избу, которая страдает и мучается так же, как и её хозяйка. А ломатели с каждым ударом топора всё больше теряют человеческий облик («отрывали», «выворачивали»)

Прощание с Матрёной

  • Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
  • Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?
  • Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих? (Смерть Матрёны – это повод задуматься: Кто я? Для чего я здесь? Что ложно и что истинно в этом мире? Это повод заглянуть в себя, в свою душу – обрести её или потерять навсегда…)

Возвращаемся к проблеме урока, над которой предлагается поразмышлять письменно (сочинение-миниатюра или синквейн). После этого письменные работы по желанию прочитываются в классе. В конце урока все тетради с рабочими записями сдаются на проверку.
Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.

IV. Заключительное слово учителя

– У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…
Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.
Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
Как хочется, чтобы помнили…

Литература :

Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Рассказы. – М.: Эксмо, 2006.

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезду в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 6677.