Национальные традиции и обычаи коряков. Перспективы сохранения коряков как этноса

Живут на северо-востоке России. Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе.
К началу контакта с русскими в ХVIII в., они делились на кочевых (самоназвание чав`чу - «оленевод») и оседлых (самоназвание нымылъо - «жители», «поселяне»), распадавшихся, в свою очередь, на несколько обособленных групп: карагинцы (каран`ынылъо), алюторцы (алуталъу), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т.п. Соседние народы, чукчи и эскимосы, называли их танн`ыт - «иноплеменник», «враг», юкагиры - карака, эвены называли оседлых коряков хэекэл - «тот кто показывается из-за бугра», а кочевых - чан`-чивар - «собравшиеся многооленные». Кочевые были расселены во внутренних районах Камчатки и прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос.


В хозяйстве оседлых сочетались зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Морской зверобойный промысел - основное занятие коряков Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев) также играл важную роль у алюторцев, апукинцев и карагинцев, в меньшей степени у паланцев. Охотничий сезон, который весной носил индивидуальный, а осенью коллективный характер, начинался в конце мая - начале июня и продолжался до октября. Основными орудиями были гарпун (в`эмэк), сети. Во время охоты использовали кожаные байдары (култаытвыыт - «лодка из шкур лахтака») и одноместные челны-каяки (мытыв). Промышляли лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины ХIХ в. оседлые коряки Пенжинской губы и алюторцы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы, алюторцы и карагинцы. К концу ХIХ в., в результате истребления китов и моржей американскими китобоями, промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике стало играть рыболовство. Ловили в основном рыбу лососевых пород. Использовали запоры, сети ставного и сачкового (с мешком-сачком) типа, удочки (эег`унэн) и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на копытных, пушных и др. зверей и птиц, собирательством дикорастущих ягод, съедобных корней, у карагинцев и паланцев - огородничеством и скотоводством.

Среди орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (когда насторожка срывается и бревно придавливает зверька), черканы и т.п., а с конца ХVIII в. основным стало огнестрельное оружие. У алюторцев в ХIХ в. получило развитие оленеводство. Оленей чаще всего приобретали в обмен на продукты морского зверобойного промысла и товары, полученные от русских купцов.
Для кочевых коряков (чавчувенов) было характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года оленеводы совершали четыре главных перекочевки: весной - перед отелом, на ягельные пастбища, летом - в места, где было меньше гнуса (кровососущих насекомых - комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил массовый забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями труда пастухов были аркан (чав`ат) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, посох и палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и возвращающаяся после броска к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой кочевые охотились на пушных зверей.
Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга (яяна) - жилище цилиндроконической формы, основу которого составляли три шеста высотой от трех с половиной до пяти метров, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром от четырех до десяти метров, ставились невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные между собой поперечными перекладинами.

Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна) по форме напоминавшие ящик, перевернутый вверх дном, высотой 1,3-1,5 м, длиной 2-4 м, шириной 1,3-2 м. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 м, при сооружении которой в круглую яму глубиной от одного до полутора метров вкапывали восемь вертикальных столбов по окружности и четыре в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда бревен, расколотых вдоль и образующих стены жилища. Их скрепляли наверху поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 см от центрального бревна с зарубками, по которому зимой спускались через верхнее отверстие. В период промыслового сезона входили через боковой коридор. Внутри жилища, на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные полога, сшитые из старых шкур оленя или старой меховой одежды.
В начале ХIХ в. под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы русского типа. К концу ХIХ в. у карагинцев, алюторцев и частично у паланцев получили распространение наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивались кишками морских животных или медведя. В центре устанавливалась железная или кирпичная печь с трубой, вдоль стен сооружались деревянные нары.

Одежда была глухого покроя. Оленеводы шили ее в основном из оленьих шкур, приморские наряду с оленьими использовали шкуры морских животных. Украшали одежду мехом собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом одинарную одежду.
Основной пищей оленных коряков было мясо оленя, которое ели чаще в вареном виде, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители питались мясом морских зверей, рыбой. С ХVIII в. появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую кашу ели с тюленьим или оленьим жиром.
Основной социальной единицей являлась большая патриархальная (от лат. pater - отец, arche - власть) семейная община, объединявшая близких родственников по отцовской линии, а у оленных иногда и отдаленных родственников. Во главе нее стоял старейший мужчина. Браку предшествовала отработка жениха в хозяйстве будущего тестя. По истечении срока отработки выполнялся так называемый обряд "хватания", который и давал право на брак (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ в. сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - деверь, брат мужа: если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях), сорората (от лат. soror - сестра: вдовец должен жениться на сестре умершей жены), пережитки группового брака, приводившее к многоженству.
Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в т.ч. байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом.
Стойбище оленеводов, главой которого был владелец большей части оленьего стада, руководивший не только хозяйственной, но и общественной жизнью стойбища, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с ХVIII в., у кочевых коряков имущественная дифференциация (расслоение), обусловленная развитием частной собственности на оленей, привела к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими членами стойбища.
В начале ХХ в. происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству и развитию в конце ХIХ в. оленеводства у алюторцев, отчасти паланцев.
Главные праздники оседлых коряков ХIХ - начала ХХ вв. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты - встреча и торжественные проводы пойманных животных. До начала ХХ в. распространены были промысловые обряды. Они выполнялись по случаю добычи зверя и были связаны с верой в его «оживление» и «возвращение» к охотникам в будущем сезоне (праздник кита, касатки и др.). После выполнения обрядов шкуры убитых животных, носы, лапки привязывали к связке семейных «охранителей» для обеспечения удачи в охоте.
Цитаты:
«... Редкий коряк доживает до собственного 60-летия. Средняя продолжительность жизни в Корякин меньше, чем на материке, на 10-15 лет. Рождаемость уменьшается, а показатель детской смертности растет. Если по всей России этот показатель равен 16, то в Корякин среди коренных жителей - 35 смертей на 1000 родов. По прогнозам, к 2015 году численность населения округа уменьшится на 28%. Короче, если кто и останется в живых, то сбежит на материк.
Сбежит из края, изобилующего рыбой, пушным зверем, платиной и золотом...
... Особенности пищеварительной системы коряков, ительменов, чукчей. Их желудки хорошо переваривают практически гнилые рыбьи головы или квашеное мясо - то, чем испокон века питались их предки. Перейдя, так сказать, на цивилизованное питание коряки нажили себе заболевания пищеварительной системы. У них особенно высок процент заболевших раком желудка и пищевода. Но главное - в организме коренных северян отсутствует алкогольдегидрогеназа - фермент, расщепляющий алкоголь на составные, менее токсичные вещества. Поэтом алкоголизм у коряков возникает практически после первого приема».

Коряки – коренной малочисленный народ, прежде всего севера Камчатки . Сейчас коряки компактно живут также в Магаданской области и Чукотском автономном округе. По переписи 2010 года, в России насчитывается чуть меньше 8 тыс. коряков .

Издавна вся жизнь коряков была связана с суровой природой Камчатки и всецело зависела от нее. Коряки обожествляли малейшие явления природы и верили, что животные переходят вместе с человеком и духами из одного мира в другой.

Само название "коряки", по основной версии, происходит от "кор" - олень и переводится как "у оленей находящиеся". В этом именовании превосходно отражен их взгляд на мир: не животные при человеке, а человек при животном.

Хозяйство и быт коряков

Все племена коряков делились на два основных типа: кочевых оленеводов (чавчавыв, или чавчувен) и оседлых приморских (нымылан). В каждую группу входило несколько племен. Например, одних только корякских диалектов ученые насчитали 11. Особой группой являются алюторцы: они сочетали и рыболовство, и оленеводство.

Быт и уклад этих племен отличались между собой. Так, кочевые жили в ярангах – переносных шатрах, покрытых оленьими шкурами. Из таких яранг, в которых располагались по несколько семей, устраивали временные поселения. Оседлые коряки летом ставили шалаши на берегах рек, а зимой жили в полуземлянках, удаленных от воды на 10-30 км.

Выжить в суровых условиях Камчатки можно было только сообща, поэтому коряки объединялись в большие родственные общины. Главной считалась отцовская линия. У оленеводов глава владел большей частью стада, а объединения береговых коряков могли быть, например, байдарочными – пользующимися одной байдарой. Но и сюда принимались в первую очередь родственники. Правда, и в этот патриархальный уклад со временем проникли коммерческие отношения: с XVIII века кочевые коряки начинают постепенно делиться на богатых и бедных. Это связано с тем, что площади для выпаса стада считались общими, а вот олени были частными. Кто-то богател настолько, что нуждался в батраках, и в общину начали принимать и не родственников. Вместе с тем, принято было заботиться о сиротах, стариках, больных и одиноких людях. Взаимопомощь была основой существования.

Иногда она проявлялась и в особых формах. До самого начала ХХ века у коряков сохранились обычаи левирата (после смерти старшего брата его младший брат женился на вдове и брал опеку над семьей) и сорората (оставшись вдовцом, мужчина женился на младшей сестре жены).

Главные праздники коряков

Значительную часть бытовой лексики коряков составляют слова, связанные с животным миром, охотой, зимой. И это не удивительно: без удачной охоты на зверя человек был обречен на гибель. Вот почему все основные праздники этого народа связаны с животными. Так, у коряков-оленеводов главными торжествами были осенние "Перегонять оленей" и Праздник забоя оленей, зимний "Возвращение Солнца", весенний Праздник рогов. У оседлых были праздники спуска байдары, Первой рыбы, Первой нерпы, а осенью – "Хололо" ("Ололо"), или праздник нерпы. В случае крупной добычи коряки также устраивали особые праздники. На них танцевали обрядовые пляски, в которых подражали движениям животных и птиц. Многие ритуалы опирались на миф об умирающем и воскрешающем звере. Особое отношение у коряков было к медведю, которого они считали двоюродным братом человека. После охоты на медведя устраивали большой религиозный праздник. Некоторые оседлые коряки так же обожествляли кита.

Обряды и ритуалы

Подобное отношение к животному миру отразилось не только на "охотничьих" обрядах, но и на всех главных в жизни человека церемониях. Одной из них, безусловно, является свадьба.

Так, чтобы получить жену, мужчина должен был пройти ряд испытаний. Сначала трудом: некоторое время он работал в хозяйстве будущего тестя. К нему присматривались, проверяли умения. Если испытательный срок завершался успешно, необходимо было провести обряд хватания: догнать убегающую невесту и дотронуться до ее тела. Формальный по сути (девушка и не думала убегать по-настоящему), этот обряд выполнял важную для коряков функцию – реконструкции процесса охоты.

Свой след теснейшая связь с природой оставила и в похоронном обряде. В погребальный костер с умершим отправлялись лук и стрелы, предметы первой необходимости. Клали туда и подарки ранее умершим родственникам, чтобы те в ответ прислали на охоте хорошего зверя. К смерти готовились заранее. Еще при жизни человеку шили погребальную одежду, оставляя ее немного неготовой. Считалось, что если дошить ее до конца, человек и умрет раньше. Затем, уже после кончины, погребальный наряд заканчивали некрасивым грубым швом. Сама смерть не воспринималась чем-то конечным. В мировоззрении коряков насчитывалось пять связанных между собой миров, а живые и мертвые могут помогать друг другу силами природы. Даже у южных береговых коряков, которые раньше остальных приняли православие, христианские верования еще долго сочетались с обрядами предков.

Издавна коряки выживали за счет того, что удалось добыть сообща. В их мире нет ничего лишнего. В пищу шли мясо и жир животных, рыба, продукты собирательства. Из шкур делали одежду и жилище, которое освещали растопленным жиром. Кожей обтягивали лодки. Даже из носиков, хвостов и лап убитых зверей изготавливали амулеты, которые, как верили коряки, защищают их от всего дурного. Эта картина мира поражает своей целостностью, в ней каждый на своем месте и выполняет предназначенную ему роль, от которой зависит жизнь окружающих.

Все связаны со всеми и с природой. Это именно то, чего не хватает современному человеку.

Мария Андреева

Среди приморских коряков в Сибири существует удивительно странный обычай, касающийся взаимоотношений мужей со своими женами. Муж считает за большую честь для себя, если его жена вступает в половую связь с незнакомцем. Поэтому коряки с радостью уступают своих жен любому путнику, который оказался в их доме, чтобы доставить ему сексуальное удовольствие.

В царские времена pycских путешественников, особенно почтальонов, мужчины — коряки буквально упрашивали переспать со своими женами.

Если такой гость возвращался вновь в тот же дом через год или два, то ему оказывали потрясающее гостеприимство. Сияюший от счастья муж настолько paдовался их новой встрече, что предлагал гостю дорогие подарки.

Как правило, главная причина столь неуемной радости заключалась в том, что в результате coития этого путника с женой хозяина на свет появился желанный мальчик. Это тем более удивительно, что у других коряков наблюдается абсолютно противоположное отношение к сексу. Они считают, что такое сексуальное «гостеприимство» недопустимо, просто немыслимо, и муж, если заставал свою жену на месте преступления, то право тут же на месте убить обоих партнеров.

Ревность мужей достигала такого накала, что их жены, дабы избежать неприятностей, старались выглядеть как можно уродливее при встрече с другими мужчинам, чтобы отбить у них всякое желание. Для этого женщины, уходя из дома, надевали самую грязную и рваную одежду.

Сексуальное «гостеприимство» было распространенным явлением не только в Сибири, но и в Горном Тибете.

Марко Поло, посетив Тибет в XIII столетии, с удивлением писал:

«Ни один местный мужчина не считает себя оскорбленным, если незнакомый ему человек обесчестит его жену или дочь или вообще любую женщину в его семье. Напротив, он считает такое сношение предзнаменованием доброй судьбы.

Местные жители утверждают, что это приносит благоволение их богов, а также во многом способствует их процветанию в этой, земной жизни, поэтому они запросто предлагают своих женщин путешественникам».

У эскимосов существует обычай сдавать своих жен в краткосрочную аренду. Жене разрешается принять участие в охоте другого мужчины, не ее мужа, и все это время она становится не только его сексуальной партнершей, но еще и кухаркой.

Такая договоренность обычно достигается среди членов одного клана, так как все они считают себя сводными братьями. Даже если сводный брат жил в другой деревне, то он все равно, приходя в гости, имел право пользоваться женой хозяина.

Интересно отметить, что подобная «аренда жен» для сексуального удовольствия знакома и в Средневековой Европе. В Ирландии, например, «сексуальное гостеприимство» считалось привилегией могущественного короля страны или его сыновей.

Когда Эд Мак-Эйнимарч, сын ирландского короля, путешествовал по стране, то каждую ночь ему приводили новую девушку, чтобы удовлетворить его сексуальный аппетит.

Бытовал обычай предлагать для этой цели женщину любому путнику, который оказывался в доме, где ему предоставляли ночлег. Если хозяин не хотел отдавать ему свою жену, то ее роль могла сыграть ее родственница или даже простая служанка.

Сексуальное «гостеприимство» когда-то было распространенным обычаем и в Японии. В некоторых районах страны он дожил до средних веков, но он касался только жен чиновников. Когда высокопоставленное официальное лицо отправлялось в далекую провинцию для инспекции, то жена местного начальника, по рангу гораздо ниже прибывшего, была обязана оказывать ему сексуальные услуги.


Если она отвечала отказом на предложение стать «женой на ночь», как тогда назывался этот обычай, то за ним следовало немедленное смещение ее супруга с занимаемого поста.

Среди некоторых племен австралийских аборигенов (например, арунта) муж имел право передать свои права на жену другому мужчине на какой-то определенный срок, если только при этом оба принадлежали к одной родовой группе. Однако в течение всего этого срока муж оставался хозяином жены и мог в любую минуту нарушить уговор.

Если кто-то занимался сексом с его женой без его позволения, то такой человек считался преступником и его обычно называли «вором вульвы».

   Численность – 9 242 человека (на 2001 г.).
   Язык – чукотско-камчатская семья языков.
   Расселение – Корякский автономный округ Камчатской области.

К началу контакта с русскими в ХVIII в. коряки делились на кочевых (самоназвание чав’чу - «оленевод») и оседлых (нымылъо - «жители», «поселяне»), в свою очередь подразделявшихся на несколько обособленных групп: карагинцы (каран’ынылъо), паренцы (пойтылъо), каменцы (вайкынэлъо) и т.д. Кочевые расселялись во внутренних районах Камчатки и на прилегающей материковой части, оседлые (береговые) - на восточном и западном побережьях Камчатки, а также в районе Пенжинской губы и п-ова Тайгонос.

Письменность существует с 1931 г. на латинской, а с 1936 г. - на русской графической основе.

Для кочевых коряков - чавчувенов характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. В течение года они совершали четыре главные перекочевки: весной (перед отелом) - на ягельные пастбища, летом - в места, где меньше гнуса (комаров, мошек и пр.), осенью - ближе к стойбищам, где происходил забой оленей, и зимой - короткие перекочевки недалеко от стойбищ. Основными орудиями пастухов служили посох, аркан (чав’ат) - длинная веревка с петлей для ловли оленей, а также палка в виде бумеранга (особым способом изогнутая и после броска возвращающаяся к пастуху), с помощью которой собирали отбившуюся часть стада. Зимой чавчувены охотились на пушных зверей.

   Старейшина И. Кечгелхут открывает праздник

Жили кочевые коряки летом и зимой в переносных каркасных ярангах (яяна), основу которых составляли три шеста высотой 3,5-5 м, поставленные в виде треноги и связанные наверху ремнем. Вокруг них, в нижней части яранги, образуя неправильную окружность диаметром 4-10 м, укрепляли невысокие треноги, связанные ремнем и соединенные поперечными перекладинами. Верхняя коническая часть яранги состояла из наклонных жердей, опирающихся на поперечные перекладины, верхушки треног и верхние концы трех основных шестов. На остов яранги натягивали покрышку, сшитую из стриженых или потертых оленьих шкур мехом наружу. Внутри вдоль стен к дополнительным шестам привязывали меховые спальные пологи (ёёна), по форме напоминающие перевернутый вверх дном ящик высотой 1,3-1,5 м, длиной 2-4 м, шириной 1,3-2 м. Количество пологов определялось числом семейных пар, живущих в яранге. Пол под пологом застилали ветками ивы или кедровника и шкурами оленя.

В хозяйстве нымылъо - оседлых коряков - сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Морской зверобойный промысел - основное занятие жителей Пенжинской губы (итканцев, паренцев и каменцев). Он также играл важную роль у апукинцев и карагинцев, в меньшей степени - у паланцев. Охота на морского зверя весной носила индивидуальный, а осенью - коллективный характер, начиналась в конце мая - начале июня и продолжалась до октября. Основными орудиями были гарпун (в’эмэк) и сети. Передвигались на кожаных байдарах (култаытвыыт - «лодка из шкур лахтака») и одноместных челнах-каяках (мытыв). Добывали лахтака, нерпу, акибу, ларгу, крылатку. До середины ХIХ в. оседлые коряки Пенжинской губы охотились на китообразных. Добычей моржа занимались апукинцы и карагинцы. К концу ХIХ в. в результате истребления китов и моржей американскими китобоями промысел этих животных сократился, и первостепенную роль в экономике нымылъо стало играть рыболовство. С весны до осени с моря в реки восточного побережья Камчатки шли огромные косяки лососевых рыб: гольца, нерки, чавычи, кеты, горбуши, кижуча, кунжи; в феврале-марте в заливы заходили корюшка, навага, в апреле-мае воды у берегов «кипели» от сельди, пришедшей для икрометания. Для ловли рыбы использовали запоры, сети ставного и сачкового типа, удочки и крючки на длинном ремне, напоминающие гарпун. Рыболовство дополнялось охотой на птиц, копытных и пушных зверей, собирательством дикорастущих ягод и съедобных корней. Из орудий охоты были распространены капканы, самострелы, сети, ловушки давящего типа (насторожка срывается, и бревно придавливает зверька), черканы и т.п., а с конца ХVIII в. стали пользоваться огнестрельным оружием. Карагинцы и паланцы освоили огородничество и скотоводство.

   Ритуал сопровождают деревянные маски

Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка (лымгыян, яяна) длиной до 15 м, шириной до 12 м и высотой до 7 м. При ее сооружении в круглую яму глубиной 1-1,5 м по окружности вкапывали восемь вертикальных столбов и четыре - в центре. Между наружными столбами вбивали по два ряда распиленных вдоль бревен, образующих стены жилища, сверху скрепленные поперечными балками. От квадратной рамы, соединяющей четыре центральных столба и образующей верхний вход и дымовое отверстие, к верхним поперечным балкам стен шли плахи восьмискатной крыши. Для защиты от снежных заносов коряки западного побережья сооружали вокруг отверстия воронкообразный раструб из жердей и плах, а коряки восточного побережья - заслон из прутьев или циновок. К одной из стен, обращенной к морю, пристраивали углубленный в землю коридор с плоской крышей. Законопаченные сухой травой или мхом стены, крышу и коридор жилища засыпали сверху землей. Очаг, состоящий из двух продолговатых камней, располагался на расстоянии 50 см от центрального бревна с зарубками, по которому зимой через верхнее отверстие попадали в жилище. В промысловый сезон входом служил боковой коридор. Внутри такой землянки на стороне, противоположной коридору, устанавливали помост для приема гостей. Вдоль боковых стен подвешивали спальные пологи из вытертых шкур оленя или выношенной меховой одежды.

В начале ХIХ в. под влиянием русских поселенцев у паланцев, карагинцев, апукинцев и коряков северо-западного побережья Охотского моря появились бревенчатые избы. К концу ХIХ в. карагинцы и частично паланцы начали строить наземные жилища якутского типа (балаган), в которых окна затягивали кишками морских животных или медведя. В центре таких жилищ устанавливали железную или кирпичную печь с трубой, вдоль стен сооружали деревянные нары.

   Одежда охотника и пастуха стянута поясом. Напуск-«пузырь» дает возможность свободно поднимать руки

Одежда у всех групп коряков была глухого покроя. Чавчувены шили ее обычно из оленьих шкур, приморские, наряду с оленьими, использовали шкуры морских животных. Украшением служил мех собак и пушных зверей. Зимой носили двойную (мехом внутрь и наружу), летом - одинарную одежду. «Всепогодный» мужской комплект состоял из меховой рубахи-кухлянки с капюшоном и нагрудником, меховых штанов, головного убора и обуви. Верхние штаны шили из тонкой оленьей шкуры или камусов оленей, нижние и летние - из ровдуги или кожи, вырезанной из старой покрышки яранги. До конца ХIХ в. береговые коряки-охотники во время промыслового сезона ходили в штанах из тюленьих шкур.

Защищая кухлянку от снега, надевали широкую рубаху - камлейку - с капюшоном из ровдуги или ткани, которую носили также и летом в сухую погоду. Для дождливой погоды служила камлейка из ровдуги, обработанной мочой и прокопченной дымом.

Зимняя и летняя мужская обувь - башмаковидного кроя с длинным (до колен) или коротким (до щиколоток) голенищем. Зимнюю шили из оленьих камусов мехом наружу, летнюю - из тонких оленьих, собачьих, тюленьих или нерпичьих шкур, ровдуги или непромокаемой продымленной шкуры оленя с подстриженным ворсом. Подошву делали из шкуры лахтака, кожи моржа, оленьих щеток (часть шкуры с длинной шерстью с ноги оленя над копытом).

   На стойбище

Меховой мужской головной убор - малахай капорообразного кроя с наушниками - носили зимой и летом. В комплект зимней мужской одежды входили двойные или одинарные рукавицы (лилит) из оленьего камуса.

Женщины шили для себя меховой двойной комбинезон до колен. Для нижнего комбинезона чавчувенки подбирали однотонные тонкие шкуры молодых оленей, для верхнего предпочитали пестрые. У приморских корячек в одежде преобладают чередующиеся белые и темные полосы оленьего камуса и меховая мозаика. Летние комбинезоны изготавливали из продымленной шкуры оленя или ровдуги, украшали их полосками красной ткани, вставленными в швы. Поверх комбинезона женщины зимой носили двойную или одинарную кухлянку, сходную с мужской, а весной, летом и осенью - меховую рубаху гагаглю (кагав`лён) мехом внутрь,значительно длиннее мужской кухлянки. Перед и спинку гагагли украшали бахромой из тонких ремешков, подвесками из крашеного меха нерпы, а также бисером. Специальных головных женских уборов не было. Во время перекочевок женщины оленных коряков носили мужские малахаи. Женскую обувь украшали аппликацией из тонкой белой кожи с шеи собак, но по крою и материалам она была идентична мужской. Зимой женщины носили меховые двойные рукавицы.

   В традиционной одежде и стар и млад

До пяти-шестилетнего возраста ребенку шили комбинезон с капюшоном (калны’ыкэй,кэкэй): зимой - двойной, а летом - одинарный. Рукава и штанины комбинезона зашивали, а после того как ребенок начинал ходить, к штанинам пришивали меховую или ровдужную обувь. В одежде детей пяти-шестилетнего возраста уже четко прослеживалось предназначение ее по половому различию.

Питались оленные коряки мясом оленя, чаще всего вареным, употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители ели мясо морских зверей, рыбу. С ХVIII в. появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую ели с тюленьим или оленьим жиром.

Основой социальной жизни была большая патриархальная (от лат. pater - отец, arche - власть) семейная община, объединявшая близких, а у оленных - иногда и отдаленных родственников по отцовской линии. Во главе ее стоял старейший мужчина. Браку предшествовал испытательный для жениха срок отработки в хозяйстве будущего тестя. По истечении его следовал так называемый обряд «хватания» (жених должен был поймать убегающую невесту и дотронуться до ее тела). Это давало право на брак. Переход в дом мужа сопровождался обрядами приобщения жены к очагу и семейному культу. Вплоть до начала ХХ в. сохранялись обычаи левирата (от лат. levir - деверь, брат мужа): если умирал старший брат, младший должен был жениться на его жене и заботиться о ней и ее детях, а также сорората (от лат. soror - сестра): вдовец должен жениться на сестре умершей жены.


Типичное селение береговых коряков объединяло несколько родственных семей. Существовали производственные объединения, в том числе байдарные (пользующиеся одной байдарой), ядром которого была большая патриархальная семья. Вокруг нее группировались другие родственники, занимавшиеся промыслом. Стойбище оленеводов, глава которого владел большей частью оленьего стада и руководил не только хозяйственной, но и общественной жизнью, насчитывало от двух до шести яранг. Внутри стойбища связи основывались на совместном выпасе оленей, скреплялись родственными и брачными узами и поддерживались древними традициями и обрядами. Начиная с ХVIII в. у кочевых коряков имущественное разделение (расслоение), обусловленное развитием частной собственности на оленей, привело к появлению бедняков-батраков, которые могли и не состоять в родстве с другими жителями стойбища.

В начале ХХ в. происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков. Вызвано это переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.

   Священная птица

Главные обряды и праздники оседлых коряков ХIХ - начала ХХ в. посвящены промыслу морских животных. Основные их моменты - торжественные встреча и проводы добытых животных (кита, касатки и др.). После исполнения ритуала шкуры, носы, лапки убитых животных пополняли связку семейных «охранителей».

Главный осенний праздник кочевых коряков - Коянайтатык - «Перегонять оленей» - устраивали после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы праздновали «возвращение солнца». В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб.

У коряков были развиты также обряды жизненного цикла, сопровождавшие свадьбы, рождение детей, похороны.

   Шаман

Для защиты от болезней и смерти обращались к шаманам, совершали различные жертвоприношения, носили амулеты. Преждевременный уход из жизни считали кознями злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Погребальную одежду готовили еще при жизни, но оставляли ее недошитой, опасаясь, что имеющий уже готовую одежду умрет раньше. Ее дошивали крупным, некрасивым швом, пока покойник находился в жилище. В это время спать строго запрещалось. Основной способ погребения - сожжение на костре из кедрового стланика. С умершим на костер укладывали его личные вещи, предметы первой необходимости, лук и стрелы, продукты, подарки ранее умершим родственникам. У береговых коряков южных групп, крещенных еще в ХVIII в., православный похоронно-поминальный обряд переплетался с традиционными обычаями: сожжением умерших, изготовлением погребальной одежды, обращением с покойником как с живым.

Основные жанры повествовательного фольклора коряков - мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Куткыняку) - Вороне. Он предстает и как творец, и как трикстер-проказник. Популярны сказки о животных. Персонажами в них чаще всего выступают мыши, медведи, собаки, рыбы, морские звери. В исторических повествованиях отражены реальные события прошлого (войны коряков с чукчами, с эвенами, межплеменные стычки). В фольклоре заметны следы заимствований у других народов (эвенов, русских).

Музыка представлена пением, речитативами, горлохрипением на вдохе и выдохе. К лирическим относят «именную песню» и «родовую песню», воспроизводящие местные и семейные напевы.


Общее корякское название музыкальных инструментов - г’эйнэчг’ын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобой, с пищиком из пера и раструбом из бересты, а также флейту из растения борщевика с наружной щелью без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Характерны также пластинчатый варган и круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки.

   Страница учебника нымыланского языка С.Н. Стебницкого

В Корякском автономном округе - 18 национальных сел. Коренное население по-прежнему занимается оленеводством, охотой, рыболовством, переработкой мяса и рыбы, а также пошивом меховых изделий. В школах дети изучают родной язык. В пос. Палана открыта школа искусств. При Доме культуры работают фольклорный коллектив, кружок корякского языка и национальный танцевальный коллектив «Вэем» («Река»).

На местном телевидении и радио ведутся передачи на корякском языке.

Для защиты интересов коренных жителей округа образована общественная организация «Коренные народы Севера Корякского автономного округа», во всех национальных селах, а также в Тигильском и Карагинском районах имеются ее первичные ячейки. В Корякском автономном округе принимают законы, которые должны помочь сохранить и возродить национальный уклад жизни, традиционные формы хозяйствования.


Как особая этнографическая группа коряков долгое время рассматривались алюторцы, олюторцы, алюторы (по-корякски и чукотски - алутальу, элутальу). В русских источниках они впервые упоминаются с начала XVIII в. как особый народ. Переписью 1989 г. выделены в качестве самостоятельного народа.

Названы по с. Алют (современное Алюторское), по другой версии - от эскимосского алутора - «заколдованное место». Самоназвание нымыльу, то же, что и у различных групп береговых коряков.

Численность 3500 человек. Живут в основном в восточной части Корякского автономного округа - в селениях по побережью Берингова моря, от залива Корфа на севере до с. Тымлат на юге, и по среднему течению р. Вивник, а также на западном побережье Камчатки, в с. Реккиники. Говорят на алюторском диалекте, близком к южной ветви диалектов береговых коряков. Некоторые лингвисты рассматривают алюторский диалект как самостоятельный язык.

По типу хозяйствования и традиционной культуре алюторцы весьма близки береговым корякам: так же занимались морским зверобойным промыслом, в том числе охотились на китообразных и моржей, рыболовством, собирательством, охотой, с XIX в. - оленеводством. Оленей обменивали на продукты морского промысла и товары первой необходимости, оленный транспорт использовали при перекочевках (собачьи упряжки - для повседневных хозяйственных нужд, при осмотре капканов и ловушек в период охоты).

Алюторцы имели аналогичные корякским жилища и одежду, одной из особенностей последней были непромокаемые камлейки из кишок моржа; отличало алюторцев также обыкновение пришивать штаны из оленьих камусов к зимним торбасам.

Верования и обряды алюторцев мало чем отличались от корякских. Христианство, распространявшееся среди них с начала XVIII в., не было ими воспринято.

Алюторцы и поныне продолжают сохранять ряд локальных этнографических особенностей.

В марте 2000 г. постановлением Правительства РФ они включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

   КНИГИ О КОРЯКАХ
  Антропова В.В. Культура и быт коряков. Л., 1971.
  Вдовин И.С. Очерки этнической истории коряков. Л., 1973.
  История и культура коряков. Л., 1994.
  Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. Естественно-историческое описание. СПб., 1900. Т. 1.
  Стебницкий С.Н. Лымныло-нымыланские (корякские) сказки. Л., 1938.

детская стоматология