Кто такие белорусы. Народ: белорусы

Тайны Беларуской Истории. Деружинский Вадим Владимирович

Белорус или беларус?

Белорус или беларус?

Продолжим эту тему. С 1991 года наша страна официально называется «Беларусь». Как должен называться житель этой страны по нормам русского языка? Ответ очевиден: беларус. При этом, казалось бы, автоматически в русском языке появляются два разных значения: старое «белорус» означает национальность, а новое «беларус» - гражданскую принадлежность человека. То есть появилось различие, аналогичное различию между терминами «русский» и «россиянин». При этом «белорус» имеет чисто этнический смысл, а «беларусом» может быть русский, поляк, еврей, татарин и любой другой, имеющий гражданство Республики Беларусь.

Именно такой трактовки придерживаются знакомые мне российские лингвисты, но вопрос «запутывается» тем, что в беларуском языке такой двойственности понятий нет. В нем (равно как у поляков в Польше и украинцев в Украине) существует только беларус - это и этническое название, и гражданская принадлежность. Поэтому беларуские лингвисты настаивают на том, что в русском языке следует тоже ввести общее понятие «беларус», то есть сохранить прежний смысл слова, заменив в нем букву «о» на «а».

Попутно замечу, что разный смысл понятий «русский» и «россиянин» вызывает критику российских лингвистов, которые хотели бы видеть полное тождество этих терминов. Однако, на мой взгляд, для России это как раз необходимо, ибо, в отличие от Беларуси или Польши, она страна не унитарная, а федеративная. Например, те же татары никогда не согласятся с тем, чтобы их называли «русскими» (или «русскими татарами»), но вполне согласны с термином «россияне», обозначающим гражданство.

Что касается термина «русский», то он искусственный (придуман евреем Свердловым) и безграмотный: в русском языке все названия национальностей - существительные. Так, во всех документах BKЛ указывались не «русские», а именно русины - ныне украинцы (нынешние «русские» России в прошлом себя называли московитами). «Русины» по нормам словообразования как раз соответствует термину «россияне», который впервые стал активно использовать президент России Борис Ельцин.

Институту русского языка РАН вместо озабоченности сохранением термина «Белоруссия» лучше бы заняться заменой безграмотного термина «русские» на соответствующий нормам русского языка термин «русины».

Но вернемся к вопросу перехода от «белоруса» к «беларусу». В предыдущих главах я уже привел историю появления самого термина «белорус» в царской России, не стану повторяться. Официально термин «белорус» существовал только 23 года (с 1840 по 1863) и был запрещен генерал-губернатором Муравьевым, по прозвищу «вешатель». Ясно, что тогда писали только «белорус», так как сам наш язык был запрещен указом царя в 1839 году. Однако в то же самое время Константин Калиновский использовал в своих нелегальных изданиях термины «Беларусь» и «беларус», органичные для нашего языка.

После 1863 года «Белоруссия» именовалась в России «Северо-Западным краем». И только на рубеже XX века термин «Беларусь» стал входить в употребление в неофициальных изданиях. Причем писали на беларуском языке его именно так, а не через букву «о». Например, в 1910 году Ластовский издал в Вильне свою книгу «Кароткая гісторыя Беларусі».

Но вот что интересно: в 1920 году Декларацию о независимости БССР опубликовала минская газета «Советская Белорусь», которую через несколько лет переименовали в «Советская Беларусь». Лингвисты Москвы и Минска договорились тогда, что в русском языке существует термин «Белоруссия», аналогичный в нашем языке термину «Беларусь», но не может быть ни «Беларуссии», ни «Белоруси». Выходит, что еще тогда Москва транслитерировала в русский язык термин «Беларусь», ибо термин «Белорусь» после 1920 года никогда больше не использовался в СССР.

Это показательный факт: от термина «Белорусь» (имеющего соединительную «о») отказались в СССР еще в 1920-е годы - и ввели в русский язык «Беларусь». В беларуском языке нет соединительной «о», как нет и правила русского языка удваивать «с» для образования суффикса. И раз уж в русском языке в обиход вошло с 1920-х годов противоречащее нормам русского языка «Беларусь» вместо «Белорусь», то равно должно войти и «беларуский» вместо «белорусский», где странным кажется уже не «а» вместо «о», а именно одна «с». (Но раз мы отрицаем соединительную «о», то автоматически должны отрицать и удвоенную «с» - ведь и то и это есть транслитерация.)

Неизбежность транслитерации признает и цитировавшийся выше скептик А. В. Фролов:«А если признать недопустимость в русском языке слова Белоруссия, то логично следует необходимость и дальнейшего коверкания языка - изменения и образованных от слова Белоруссия производных, т. е. написания по-русски «беларуское» государство и национальность «беларус»… »

Но что Фролов называет «коверканьем языка»?

БелОрус является жителем БелОруси. А такой страны с 19 сентября 1991 года не существует (точнее - с 1920-х годов, а с 1991 года не существует Белоруссии), есть только БелАрусь. Соответственно, ее жители являются белАрусами. По нормам, подчеркиваю, русского языка.

Коверканье языка мы видим как раз сегодня, когда термин «Беларусь» ставится во фразах вместе с термином «белорусы». Однозначно безграмотно выглядит само словосочетание: «белорусы Беларуси». Почему там «о», а тут «а»? Где логика? Где система? Какой-то лингвистический бардак. Оспорить написание слова «БелАрусь» никто уже не в силах, так как оно - единственное официальное название нашего государства. Это абсолютно правильно, так как страна должна иметь международное название, взятое из ее национального языка, а не из языка соседей - россиян или поляков.

Вот характерный пример: журналист Павел Шеремет в статье «Белоруссия - Беларусь. Одна страна - два названия» заметил, что «один знакомый писатель спросил: «Почему Белоруссию вы все время называете Беларусь? Беларусь - это же трактор такой! ».

Люди в России не понимают, что у беларусов вообще есть свой собственный язык, на котором не только трактор, но еще и страна имеет право называться. Поэтому, чтобы эту безграмотность ликвидировать, нет иного способа, кроме как изменить написание «белорус» на «беларус». Тогда лингвистически все будет в норме: «беларусы Беларуси».

Теперь о прилагательном «беларуский». Этот момент кажется «самым спорным», потому что он ярко нарушает нормы русского языка, у любого грамотного человека, пишущего по-русски, вызывает неприятие: не в букве «а» (что легко принимается как производное от «Беларусь»), а именно в отсутствии удвоенной «с».

Однако лингвисты (как сторонники, так и противники этой транслитерации) правы. Читателям этой книги, вряд ли разбирающимся в законах лингвистики, объясню следующую вещь. Слово «беларусский» (с двумя «с») в принципе не может существовать по законам лингвистики, так как оно одновременно и продукт транслитерации с беларуского языка (что отрицает соединительную «о»), и продукт грамматики русского языка (сохраняет удвоенную «с»). Но так не бывает, это то же самое, что быть «чуть-чуть беременной».

Раз уж термин - продукт транслитерации с беларуского языка, то он обязан быть им полностью, а не выборочно - то есть не только в вопросе соединительной «о», но и в вопросе удвоенной «с». Это аксиома для лингвистов: если слово транслитерируется, то полностью. А «гибридом» двух языков оно быть в принципе не может.

По этой причине беларуские лингвисты и историки цитированный выше Закон Республики Беларусь («установить, что эти названия транслитерируются на другие языки в соответствии с беларуским звучанием») трактуют шире, чем только термины «Республика Беларусь» и «Беларусь». Они равно трансформируют на русский язык и название нашего языка (и вообще прилагательное «беларуский»), находя его производным от указанных в Законе терминов.

Соответственно, новое написание терминов должно войти и в русский язык. Не только через «а» (что производно от названия страны Беларусь), но и с одним «с», что является реализацией принципа транслитерации. Например: «беларуский спортсмен», «беларуский климат» и т. д. Ибо раз мы употребляем «а» вместо «о», то автоматически должны употреблять и одно «с» вместо двух. То и другое, как говорится, «идет в комплекте».

Наконец, просто странным кажется выражение «белорусская Конституция» или «белорусский язык» - когда это Конституция Беларуси (не Белоруссии) и язык Беларуси (не Белоруссии). Это то же самое, что говорить: «персидская Конституция Ирана» или «персидский иранский язык».

Белорусы - народ, относящийся к восточнославянской группе, коренное население Белоруссии. Это государство расположено в Восточной Европе. Оно граничит с Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей. Жителей территории Белорусского Полесья некоторые историки выделяют в отдельную этногруппу. Культура и традиции белорусов имеет общие черты с обычаями русских, поляков, украинцев.

История

Существует несколько версий относительно происхождения этого народа. Некоторые историки считают, что белорусы образовались из смешения восточных славянских племен: волынян, радимичей, кривичей и других. Альтернативой ей выступает версия, согласно которой народ сформировался в ходе ассимиляции балтийского субэтноса со славянами. Также некоторые историки рассматривают тот вариант, что белорусы произошли от финно-угорских племен.
В средние века земли современной Белоруссии занимали различные княжества. Самыми крупными из них были:

  1. Полоцкое - отделившееся от Киевской Руси.
  2. Турово-Пинское - расположенное в Полесье.
  3. Городенское - со столицей Гродно.

В 13 веке население княжеств приняло христианство. Тогда же развилась письменность на основе традиционного славянского языка богослужения (церковного). В это время образовывается Великое княжество Литовское, занимавшее территории современных Литвы, Украины, Белоруссии, юго-западной части России, Польши, частично Молдавии, Эстонии, Латвии. Далее в результате договора между ним и Польским Королевством образовалась федерация этих двух государств - Речь Посполитая. В конце 18 века его поделили между собой Прусское королевство, Австрийская и Российская империи. Белорусская территория отошла к Российскому государству. Белорусов классифицировали как один из субэтносов русского народа. В 1919 году в составе СССР была образована белорусская Республика. С распадом Советского Союза она стала независимой.

Язык

Население Литовского княжества разговаривало на старобелорусском языке, который схож с украинским языком того времени. Вхождение в состав Российской империи сильно повлияло на лингвистику белорусов. В некоторых регионах жители говорят на трасянке - смеси русского и белорусского языков, в которой хаотично распределены элементы той и другой структуры. Подавляющее большинство жителей современной Белоруссии свободно говорят на обоих языках. Причем русским пользуются до 90% жителей как вне дома, так и внутри своей семьи.

Религия

Доминирующая религия в Белоруссии - православное христианство. Есть небольшое число католиков (около 14%), протестантов. Незначительная часть населения причисляет себя к иудеям и мусульманам.

Где живут

Белорусы в основном сконцентрированы на территории своего родного государства. В нем они составляют около 84%. Миграция населения распределяется по граничащим с Белоруссией странам: России, Украине, Литве, Польше. Некоторые переехали в Америку, Канаду, Европу.

Численность

Общая численность белорусов составляет примерно 10 000 000 человек. При этом в родной стране живет почти 8 млн. Остальные распределяются так:

  • Россия - 520 000;
  • США - 780 000;
  • Украина - 275 000;
  • Латвия - 68 000;
  • Казахстан - 62 000;
  • Польша - 47 000;
  • Литва - 35 900;
  • Узбекистан - 15 000;
  • Эстония - 12 000.

В Канаде и Австралии, по разным источникам, проживает от 5 000 до 70 000 и 5400 - 12 000 соответственно.

Название

Термином «белорус» людей, живущих на территории нынешней Белоруссии, стали обозначать примерно в 19 веке. До этого население называлось русинами или литвинами. Относительно самого слова «Белоруссия» существует несколько версий:

  1. Украину называли Червоной Русью, Белоруссию - Белой Русью в соответствии с обозначениями по частям света. Тогда все стороны света имели цветовой символ: запад - белый, восток - синий, юг - красный, север - черный. Московия, куда присоединили белорусов, находилась на западе, поэтому была белой.
  2. Белая означало «свободная», в смысле, независимая от татар.
  3. Часть славянских земель контролировали норвежцы (белые).
  4. Территорию нынешней Белоруссии заселяли люди со светлыми волосами.

Внешность

Белорусы относятся к европеоидной расе. Внешне они не отличаются от русских. Девушки и мужчины очень привлекательны, имеют правильные черты лица. Большая часть населения имеет светлые или русые волосы. Глаза - серые, голубые, серо-зеленые. Иногда встречаются темноволосые и кареглазые. Жители Белоруссии отличаются стройной фигурой, высоким ростом. У представителей этого народа прямой, открытый взгляд, искренние улыбки, которые делают их еще привлекательнее.


Жилище

В средние века на территории Белоруссии существовало несколько видов селений:

  • околицы
  • застенки
  • выселки
  • деревни

Деревни состояли из нескольких домов или нескольких десятков жилых строений. Постройки ставили в ряд, постепенно формировалось от двух и более улиц. К 19 веку в одном селе насчитывалось до 1000 жителей. В них хорошо была развита торговля, существовали своя церковь, школа, правление. Между жителями деревни были распределены сельскохозяйственные угодья, четко разделявшиеся границами (стенами). То, что лежало за ними, называлось застенками. Эти участки отдавали в пользование отдельным поселенцам, ставившим дома за пределами деревни. Околицы располагались возле деревни (на краю). Это были мелкие поселения из 2-3 домов. Одиночный дом с постройками и земельным наделом, стоявший отдельно от всей деревни, назывался выселком. Это аналог украинского хутора.

Комплекс построек, принадлежавших к одному дому, назывался двором. Такое расположение характерно для всех белорусских поселений. Напротив дома строили хозпостройки: амбар, сараи, навесы, загоны для скота. Часто их располагали таким образом, чтобы все строения образовали прямоугольник или квадрат. В середине делали колодец. Двор обносили забором с воротами. Дома располагали тесно друг к другу, чтобы они соприкасались стенами.


Традиционным белорусским жилищем был срубный дом. Сруб делали преимущественно из сосны. Фундамент отсутствовал, бревна укладывали на землю. Пол делали глинобитный или просто утрамбовывали землю. Снаружи стены укреплялись насыпью из земли - завалинкой. Бревна не обтесывали, стены утепляли мхом. Крышу конструировали двускатной. В качестве кровельного материала использовали солому или камыш.

Окна были прямоугольные и узкие, для уменьшения теплопотерь в холодное время года. Стекла в те времена отсутствовали, проем задвигался досками. Зимой на окно вешали плетеные соломенные циновки. В основном в доме было три оконных проема: одно выходило на улицу, два - во двор. Хозяйственные постройки часто примыкали к основному строению и находились под общей с ним крышей. Гумно (участок для хранения зерна) ставили на некотором расстоянии. Такие постройки, как кузница, баня размещали в отдалении. Баню располагали у реки, чтобы не носить далеко воду.

Как и во многих постройках тех времен, в хатах был высокий порог и низкие дверные проемы. Это позволяло экономить тепло. Сначала жилье было двухкамерным. Оно делилось на комнату и сени (входная часть). Сени служили для сохранения тепла, также в них хранили продукты, корм для животных. Комната не разделялась на отдельные помещения. В ней готовили еду, спали, выполняли домашние дела. Если зимой было очень холодно, некоторых домашних животных на время брали в хату, чтобы они не замерзли.

Главным элементом дома была печь. Ее ставили в угол напротив двери. В противоположном печи углу делали бабий кут - место для хранения домашней утвари. Рядом располагался красный угол - самое почетное место в доме. Там размещали иконы, рушники, лавки для гостей. Печь топилась по-черному: дым выходил в окна и двери, дымохода не было. В хате находилась такая мебель:

  • обеденный стол
  • лавки
  • настил для сна, отдыха
  • посудный шкаф

Часто в хате стоял ткацкий станок. Перед печью прикрепляли жерди для сушки одежды, полотенец. На полу раскладывали тканые половики, стены украшали рушниками (вышитые полотенца), кружевными салфетками. Посуда была нескольких видов: глиняная, железная, берестяная.


Одежда

Народные костюмы белорусок невероятно красивы. Яркие, контрастные расцветки, многообразие отделочных элементов, богато украшенных национальными узорами - характерные черты традиционной женской одежды. Женщины умели ткать, шить, вышивать, плести кружева. Они изготавливали одежду для всей семьи. Материалы делали из волокон льна, конопли. Основные детали женского костюма включали:

  • широкая юбка в сборку;
  • рубаха или туника;
  • безрукавка;
  • фартук;
  • повязка или платок на голову;
  • лапти, постолы.

Рубахи шили просторными, с широкими рукавами в сборку, низ которых оформлялся манжетой. Горловину присборивали или делали небольшой отложной воротник. Полочки, рукава щедро отделывали шитьем, вышивкой. Вышивальные нитки брали контрастных оттенков: синие, зеленые, красные. Юбки длиной почти до пола шили из тонких тканей (летний вариант) или шерсти (для зимы). Преобладали яркие расцветки: красные с зелеными, синими полосами, клеткой. Сверху надевали фартук, украшенный орнаментом, лентами, кистями. В некоторых областях замужние женщины носили два фартука: передний и задний. Сверху юбку подпоясывали красивым цветным узорным поясом.

Во многих регионах женщины носили безрукавку поверх туники. Она была двух типов: укороченная, выше пояса, без застежки и в виде корсета. Второй вариант красиво облегал женскую фигуру, подчеркивая ее достоинства. Корсет застегивался на несколько пуговиц. Его также отделывали вышивкой, тесьмой, гарусом. Головными уборами служили повязки, ленты, венки. Замужние женщины носили платки вокруг головы. Традиционной обувью были лапти, плетеные из бересты, а также постолы - обувь типа мокасин, сделанная из мягкой кожи.


Мужчины носили длинные льняные рубахи навыпуск, подпоясывая их тонким цветным пояском. Штаны шили из сукна, шерсти. Рубашки также украшались национальными орнаментами. Летом мужчины носили шляпы из соломы с полями. Зимой голову защищали теплыми шапками из меха животных или валяного материала. В холодное время года женщины и мужчины носили дубленки, овечьи шубы.

Жизнь

Белорусы всегда почитали родовые связи. Главным в семье был мужчина, выполнявший функции добытчика и защитника. Женщина заботилась о детях, хозяйствовала в доме. Семья состояла из родителей, их женатых детей со своим потомством. Все они жили в одном доме. Существовали женские и мужские типы занятий. Мужским делом считалась пахота, работа в поле, рубка дров. Женскими - уход за хозяйством, домашним скотом, изготовление одежды, стирка, приготовление пищи. Дети с малолетства помогали по хозяйству, в поле.
Основными занятиями белорусов были земледелие и скотоводство. Среди ремесел преобладали:

  • ковка металлических изделий;
  • скорняжное дело;
  • плетение из бересты, соломы;
  • изготовление глиняной, керамической посуды;
  • вышивка, плетение поясов;
  • поделки из дерева, кожи.

Хлебопашество является древним занятием, занимавшим важное место в жизни белорусов. Существовала трехпольная система возделывания земли. Одно из них засевали пшеницей, ячменем, овсом, второе - озимой рожью. Третье поле восстанавливалось после урожая. Затем поля меняли, чтобы дать отдохнуть земле, которая активно плодоносила. Другим главным занятием было скотоводство. Домашние животные обеспечивали крестьян продуктами питания, шкурами, мехом, шерстью. Лошадей использовали как средство передвижения, в возделывании земель.

Традиции

Большую роль в культуре белорусов занимают языческие праздники и обряды. Календарный обрядовый цикл отличается многообразием. С помощью ритуалов отмечали практически все события: посев, сбор урожая, начало весны, лета, проводы зимы и многое другое. К основным праздникам и обычаям относятся:

  1. Коляда
  2. Громницы
  3. Масленица
  4. Гуканьевесны
  5. Пасха
  6. Троица
  7. Юрьев день.
  8. Купала

Повсеместно исполняются такие обряды, как Дожинки, Яблочный Спас, Толока, Покров. Дожинки, Толока являются праздниками урожая. Толока - древнеславянская богиня плодородия. Для обряда выбирали девушку, одевали на нее венок, водили хоровод. Толоке давали угощение, чтобы следующий год был урожайным. На Дожинки пели хлеб из нового зерна, освящали его в церкви. Злаки со старого урожая перемешивали с новыми, чтобы новые дали хорошие всходы. Яблочный Спас отмечают 19 августа. В этот день благодарят богов за плодородную землю, устраивают гулянья с песнями, хороводами. Освящают яблоки и другие фрукты. После Спаса лето поворачивает на осень.


Колядки - традиционный славянский праздник, отмечаемый во многих странах Европы и в России. Начинаясь с Сочельника (6 января), он длится до Крещенских морозов (19 января). В эти дни молодежь ходит по улицам, поет песни, частушки. Колядующие стучатся в дома, исполняют небольшую сценку с пением и получают за это сладости, пироги, конфеты. На Коляду девушки гадали, каким будет жених, дальнейшая жизнь, количество будущих детей.

Громница - праздник, отмечаемый в кругу семьи, связанный с почитанием Огня, Света, Грозы. Он знаменует переход от зимы к весне (15 февраля). Считается, что в этот день можно услышать гром. Громница - одно из имен богини Света. Глава семьи зажигал свечу, обходил с ней весь дом. Масленица - еще один широко известный славянский праздник. Она отмечается целую неделю перед Великим постом. В это время пекут блины, ходят в гости, устраивают народные гулянья.

Интересным обрядом является Гуканье (зазывание весны). Он исполняется 7 апреля. В этот день прилетают аисты, принося весну. Девушки выходят на высокое место, аукают, поют песни (веснянки), водят хороводы. Празднование Ивана Купала есть во многих культурах, в том числе русской. Он посвящен летнему солнцестоянию, расцвету сил природы. Вода и растения в этот день обретают целебную силу. На лугах собирали травы, засушивали их. Из них делали обереги, магические снадобья. В ночь на Купалу просыпается нечисть. Ведьмы могли украсть лошадь, навредить домашней скотине. Купались в реке только смельчаки, так как русалки могли схватить человека и защекотать насмерть.

Значительным семейным праздником в Белоруссии является свадьба. Это древний обряд, имеющий глубокий смысл. Все действия в нем хорошо продуманы, каждое имеет сакральное значение. Свадьба отмечается в три этапа:

  1. Предсвадебный - сватовство.
  2. Непосредственно свадьба.
  3. Послесвадебный - медовый месяц.

Лучшим временем для свадьбы считалась осень. В это время заканчивался сбор урожая, ничего на мешало гуляньям. Часто женились после Покрова, который символизирует начало зимы. При выборе невесты обращали внимание на такие факторы, как: работоспособность, наличие приданого, зажиточность семьи. Сначала засылали сватов, которые договаривались с родителями девушки. Для невесты проводился девичник - прощание с подругами. Перед венчанием проводился выкуп, после чего жених забирал невесту. Спустя 9 дней после свадьбы устраивали застолье для родителей молодых. Затем начинался медовый месяц.

Еда

Кухня белорусов во многом похожа на русскую. В ней преобладают каши, супы, блюда из корнеплодов, мясные и молочные продукты. Также присутствуют дары природы: грибы, ягоды, растения. Большое влияние на особенности национальной кухни оказало близкое соседство с Украиной, Польшей, прибалтийскими странами. В Белоруссии едят сало, которое солят вместе со шкуркой. Популярностью пользуются шкварки (зажаренные кусочки сала), пришедшие из украинской кухни, полендвица (сыровяленая свинина), относящаяся к польской.

Выпечку делали на основе ржаной, гречневой, гороховой муки. Распространены ячменные, овсяные, гречневые каши. Из молока делают сметану, творог, масло. В салатах и в качестве добавки к блюдам применяются лук, чеснок, крапива, щавель, ботва корнеплодов. Большое внимание уделяется овощам. Капусту, репу, брюкву, морковь варят, парят, тушат, добавляют в каши, супы. Белорусы очень любят картофель. В национальной кухне насчитывается около 200 блюд из этого продукта. Популярными угощениями на основе картофеля являются: драники, клецки, колдуны, капытки, лежень, запеканки, оладьи.


Мясо раньше употребляли нечасто, сейчас его количество в рационе значительно выросло. Белорусы чаще всего готовят свинину, курятину, реже - баранину, телятину, индюшек, кроликов. Из мяса часто делают домашнюю колбасу, его вялят и коптят. Распространены такие блюда, как холодец, рулька, сальцесон. В качестве напитков употребляются: квас, березовый сок, морсы, кисели. Из алкогольных популярна водка, медовуха, самогон на меду и крупах, травяные бальзамы. Популярные блюда белорусской кухни:

  1. Верашчака. Мясное блюдо, традиционно подаваемое к блинам. Ее делают из свиных ребрышек или колбасы собственного приготовления. Нарезанное кубиками мясо обжаривают с луком, тушат в соусе из муки и хлебного кваса.
  2. Драники. Это оладьи или блинчики из тертого картофеля. Подаются со сметаной, вареньем, йогуртом.
  3. Свекольник. Другое название - холодник. Это холодный суп, который едят летом (типа окрошки). Его готовят из свеклы с огурцами, редисом, яйцами. Заправляют квасом, минеральной водой.
  4. Крамбамбуля. Этот алкогольный напиток отличается оригинальным пряным вкусом. Водку настаивают на меду со специями.
  5. Кулага. Очень интересное блюдо, которое традиционно готовят на Купалу. Это своеобразная каша из ягод, солода, муки. Кулага считается десертом.
  6. Картофельная бабка. Запеканка, готовящаяся из тертого картофеля, заправленного жареным мясом, луком, салом. Выпекают в печи, подают со сметаной.

Характерной особенностью является то, что крестьяне почти не употребляли сладкие блюда. Десертами считались кисели, пироги с ягодной, творожной начинкой. В повседневной жизни часто ели черный (ржаной) хлеб. Среди выпечки популярны кнедлики, оладушки, пряники. Блины стряпают из гречневой, ячменной муки, с добавление капусты, тыквы, кабачков.

Белорусы - радушный и гостеприимный народ с открытой душой. Сначала они могут показаться застенчивыми, но при более близком знакомстве показывают дружелюбный и веселый характер.

И др. Общая численность около 10 млн. человек. Говорят на белорусском языке славянской группы индоевропейской семьи; различаются юго-западный, северо-восточный диалекты, так называемые полесские говоры. Распространены также русский, польский, литовский языки. Письменность на основе кириллицы. Верующие белорусы - преимущественно православные, около 25% - католики.

Белорусы вместе с русскими и украинцами относятся к восточным славянам. Согласно наиболее распространённой концепции происхождения белорусов, древние племена, обитавшие на этнической территории белорусов, - дреговичи, кривичи, радимичи - в составе Киевской Руси вместе с другими восточно-славянскими племенами консолидировались в древнерусскую народность. (Существует также точка зрения о самостоятельном пути формирования белорусов из племенных образований.). В XIII-XIV веках в эпоху политической раздробленности западной земли Древнерусского государства вошли в состав Великого княжества Литовского, в рамках которого происходило формирование белорусов. Специфические черты белорусов складывались на основе региональных особенностей древнерусской общности. Важными этнообразующими факторами были относительно высокий экономический и культурный уровень восточно-славянского населения, его большая численность и компактное расселение. Большую роль играл языковый фактор. Западный диалект древнерусского языка - древнебелорусский - в Великом княжестве Литовском выполнял функции государственного языка, в XVI веке на нём появилось книгопечатание.

Белорусская этническая общность складывалась в XIV-XVI веках. Название белорусы, белорусцы восходит к топониму Белая Русь, который в XIV-XVI вв. применялся по отношению к Витебщине и северо-востоку Могилевщины, а в XIX - начале XX вв. охватывал уже почти всю этническую территорию белорусов. В XIV-XVI вв. западная часть будущих Минской и Витебской губерний, Гродненщина (исключая Брестчину) называлась Чёрной Русью, а южная болотистая и лесистая равнина - Полесьем. Форма современного названия - белорусы - возникла в XVII веке. В это же время появилось название для белорусско-украинского населения - полешуки. Одновременно существовали этнонимы литвины, русины, руськие. Как самоназвание этноним белорусы получил широкое распространение лишь после образования Белорусской ССР (1919).

Формирование белорусской этнической общности происходило в условиях конфессиональных противоречий между православием и католичеством, полонизации в эпоху Речи Посполитой и русификации в составе России , к которой белорусские земли отошли в результате трёх разделов Польши (1772, 1793, 1795). К концу XVII века древне-белорусский язык был вытеснен из общественной жизни польским. Публикации на литературном белорусском языке, создававшемся на основе живой разговорной речи, появились лишь в XIX - начале XX вв. Сам факт существования белорусов как самостоятельной этнической общности ставился под сомнение, белорусов пытались представить частью русских или поляков. В результате конфессиональной разобщённости, политики церкви и государства самосознание белорусов часто подменялось представлением о конфессиональной принадлежности. Нередко они называли себя «католиками» или «православными», а зачастую «тутейшими», т. е. местными. В конце XIX века усиливается процесс формирования национального самосознания белорусов.

При общей однородности белорусской культуры сформировались её региональные различия. Выделяется шесть историко-этнографических районов: Поозерье (север), Поднепровье (восток), Центральная Белоруссия , Понеманье (северо-запад), Восточное Полесье и Западное Полесье.

После создания Белорусской ССР произошли радикальные изменения в функционировании белорусского языка, выработке литературных норм. Однако в послевоенный период его функции резко сократились, бульшая часть белорусов перешла на русский язык во всех сферах общественной жизни. В 1988 в белорусских школах обучалось лишь 14% всех школьников. Произошли серьёзные изменения не только в языковом поведении, но и в менталитете белорусов. Для некоторой части белорусов характерно безразличное отношение к национальной культуре. В Республике Беларусь (провозглашена в 1991) предпринимаются меры для возрождения белорусского языка и культуры.

Традиционные занятия белорусов - земледелие, животноводство, а также пчеловодство, собирательство. Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье, у малоземельных - двухполье.

Основные пахотные орудия - соха (полесская, или литовская, витебская, или «перекладка», поднепровская). Использовали также рало, сошку. Для боронования применялась плетёная или вязаная борона и более архаичная борона-суковатка, смык. С конца XIX века появились железные плуг и борона. Орудия уборки урожая - серпы, косы, вилы, грабли. Зерно сушили в срубных помещениях - осетях или евнях. Для обмолота использовали цеп, валек, круглую колоду. Зерно хранили в амбарах и клетях, картофель - в истопках и погребах, склепах.

В животноводстве большую роль играло свиноводство. Разводили также крупный рогатый скот. По всей территории Белоруссии распространено овцеводство. Коневодство наиболее развито на северо-востоке. Повсеместно собирали в лесу ягоды, грибы, заготавливали кленовый и берёзовый соки. В реках и озёрах ловили рыбу.

Получили развитие промыслы и ремёсла - изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. Отдельные виды промыслов и ремёсел сохранялись постоянно, но многие исчезли. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.

Основные типы поселений белорусов - веска (деревня), местечки, застенки (поселения на арендованной земле), выселки, хутора. Наибольшее распространение получили деревни. Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI-XVII веках. Число домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Крестьянский двор состоял из хаты, амбара (клети), навеса для дров (паветки), сарая для скота (хлявы), сарая для сена (евня, осеть). Выделяется три основных типа планировки усадеб: веночный - весь комплекс жилых и хозяйственных построек образует квадрат или прямоугольник, все строения связаны друг с другом; погонный - жилые и хозяйственные постройки образуют ряд в несколько десятков метров; несвязанные строения (появился недавно, чаще встречается в Минской, Брестской и Гродненской областях). В послереволюционное время отпала необходимость в некоторых хозяйственных постройках, например, помещениях для обмолота зерна, содержания коней, волов и др.; ликвидация их привела к трансформации традиционной планировки в двухрядную погонную, Г-образную и с несвязанными строениями.

Традиционное жилище белорусов эволюционировало от землянки до однокамерных, позднее многокамерных построек. В начале XX века основными типами были одно-, двух-, трёхкамерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской; преобладающая планировка: хата + сени и хата + сени + камора (клеть). Постепенно третье строение приобрело жилую функцию: хата + сени + хата; усложнилась внутренняя планировка, выделились отдельные помещения. Внутренняя планировка была устойчива - печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол (кут, покуть), почётное место в доме. Там стоял стол и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати - нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки (услоны). На стене на кухне - полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами. Декоративно-архитектурные орнаменты украшали жилище с внешней стороны. Эволюция современного жилища белорусов выразилась в росте домов-пятистенок, появлении кирпичных, нередко двухэтажных домов, часто с водопроводом, газом.

Традиционный комплекс мужской одежды состоял из рубахи, наговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и гарсетом; с юбкой, к которой пришит лиф-гарсет; с паневой, фартуком, гарсетом. Два первых известны по всей территории Белоруссии , два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также паневы, фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти, праздничная - постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сярмяга, бурка, латушка) и дублёной (казачына) и недублёной (кожух) овчины. Носили также кафтан, кабат. В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

Традиционная кухня белорусов включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов - сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели, жур, толокно.

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками - картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки - скавародники, праснаки, коржи; в праздники - пироги. Традиционная еда белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов - овощи. Горох и бобы тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь - парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда - ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля - печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

Обрядовая еда: каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья, блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов, - шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков - чая, какао, кофе. Исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки - солодуха, кулага, толокно, мучные кисели.

В XIX веке многие крестьяне жили большими семьями - отцовскими (включали родителей, неженатых детей, женатых сыновей, невесток и внуков) и братскими (из братьев и их семей). Процесс распада больших семей завершился в конце XIX века; стали преобладать простая нуклеарная семья и сложная, расширенная, в которую кроме брачной пары с детьми или без них входили ещё и родители супругов. Было распространено примачество. В XIX и даже в начале XX вв. в деревне сохранялись элементы общинной организации - взаимопомощь односельчан в работе - талока, сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадар). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали пасад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая и др. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов - поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей и др.

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленничные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки. Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, быличках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были батлейка, басетля, жалейка, лира, бубен и др.

Вы вечно молитесь своим богам,
И ваши боги всё прощают вам.

Но ведь в Беларуси, согласно данным некого социологического исследования, на которое ссылаются авторы атласа, всего около 10 % католиков. В чём же дело?

Конфессиональный состав белорусов: 1 - православные, 2 - католики, 3 - верующие других конфесий, 4 - верующие, которые не определились, 5 - протестанты, 6 - атеисты. 1 клеточка - 1 % населения. Данные 2006 года.

Во-первых, католики распределены по территории Беларуси крайне неравномерно. Основное их количество приходится на Гродненскую область, меньше католиков - в Брестской. Что интересно, численность католиков по областям коррелирует с численностью тех, кто считает себя по национальности поляками. Хотя католиков в Беларуси немного, численность их в Гродненской области достигает, по моей прикидке, 30-40 %. Таким образом, католики образуют места компактного проживания, и игнорировать их интересы трудно уже поэтому. Напомню, что в мире места компактного проживания представителей нетитульных конфессий очень часто являются местами локальных военных конфликтов. Правда, Беларуси до этого очень далеко.
Приведённый выше аргумент в какой-то мере объясняет государственную политику в области религии, но не объясняет, почему нет серьёзного идеологического перевеса у православия. Поэтому будем копать дальше.
Несмотря на большое количество тех, кто причисляет себя к православным, активных верующих среди них очень мало. Подозреваю, что в соцопросах белорусы относят себя к православным очень часто лишь по факту крещения. Это чётко видно даже на примере моей семьи, среди трёх поколений которой лишь один православный посвящает заметную часть своей жизни Богу. 1 из 13. Правда, из этих 13 один по принадлежности к религии был вообще не понять кто - полулатыш-коммунист, а ещё один - католик, но остальные - православные.
Католики заметно активнее православных участвуют в жизни церкви, чаще посещают богослужения - это точно. Хотя подозреваю, что и среди них много тех, кто делает это не из желания услышать слово о Боге из уст священника, а лишь потому, что так заведено в семье. Любопытно было сравнить численность православных и католиков, которые принимают участие крупных богослужениях, например, Рождественских. Их количества оказываются сопоставимы.
Есть ещё один очень важный аспект. Католическая церковь, в отличие от православной, более централизована и, на мой взгляд, стройнее организована, в ней иерархия заметна чётче. Папа имеет на католиков более сильное влияние, чем патриарх. Это влияние, кроме чисто теологической составляющей, содержит и политическую составляющую. Хотя бы потому, что папа живёт в Европе и в какой-то мере транслирует не только церковные, но и светские европейские ценности.
Представители папского престола в Беларуси высказываются по острым вопросам всегда решительнее и, я бы сказал, резче. Весьма показателен в этом плане случай с так называемыми террористами , которых, кстати, уже расстреляли (весьма символично, что так называемый президент отказался их помиловать 14 марта, накануне празднования дня Конституции, согласно которой жизнь - высшая ценность белорусов). Католики первыми и гораздо более последовательно , в отличие от православных , осудили применение этого ужасного вида якобы наказания. Хотя ради справедливости стоит отметить, что и тех и других волнуют и более меркантильные вопросы типа недавнего переноса рабочего дня на воскресенье...
Таким образом, официальная власть, обращаясь к католикам, в некоторой мере обращается и ко всей католической церкви, в то время о православной ветви христианства я так сказать не могу.
Есть и третья причина, которая весьма глубокая и потребует от вас, мои уважаемые читатели, погружения в непростую историю моей местами и временами горячо, до боли любимой родины. Постараюсь сделать это погружение как можно более лёгким, но, к сожалению, двумя словами я не обойдусь.
Наиболее крупными центрами государственности на территории современной Беларуси в первом тысячелетии нашей эры являлись два княжества - Полоцкое (первое упоминание Полоцка в летописях - 862 год) и Туровское (первое упоминание Турова в летописях - 980 год). Существует обоснованная гипотеза, что по крайней мере Полоцкое княжество было автономным и не входило в юрисдикцию Киевской Руси, хотя и являлось её союзником до поры до времени.
Так вот, в Туровское княжество православие пришло с огнём и мечём так же, как его принёс Владимир в Киев. Вроде как в Полоцке обошлось без подобных жертв; принятие православия в нём происходило очень медленно. Дело в том, что славянское население севера современной Беларуси (и не только севера) активно смешивалось с балтским племенами, у которых языческий культ был сильно развит. Так, в "Слове о полку Игореве" белорусская земля называлась краем чародеев. Язычество пустило на белорусской земле настолько мощные корни, что некоторые историки полагают, будто его влияние сохранялось вплоть до второй половины 19 века. Наша преподавательница по белорусоведению говорила, что белорусы - самые большие язычники среди славян (и вообще в мире после африканцев:-)). Некоторые, например, до сих пор себе тотемных животных в блогах заводят...

Расселение славян. Чётко видно, что территория современной Беларуси заселялась не только ими.

– представители восточнославянской нации . Их численность около 10 миллионов человек, большая часть которых, естественно, проживает в Белоруссии. Встретить белорусов зачастую можно в соседних государствах: в России, Украине, Польше, Латвии. Миграции белорусов на Запад способствовали расселению на территории Германии, Канады, США.

Происхождение белорусов

Генеалогическое древо белорусов своими корнями уходит к славянским племенам: дреговичам , волынянам , радимичам , кривичам . Это восточная ветвь славянских племен. В современной классификации этнических групп белорусы относятся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы.

Внутри государства можно выделить небольшие подгруппы, жители которых имеют свой особый диалект. Так, в районе реки Днепр расселились представители верхнеднепровского типа, в болотистой местности (Пинские болота) проживают пинчуки , а полещуками принято называть жителей Полесья. В зависимости от близости соседнего государства ощущается влияние на белорусский язык. На юго-западе в лингвистический колорит белорусов вмешивается украинский язык, а русские словечки проскакивают на северо-востоке страны, где проходит граница с Россией. Влияние на формирование культуры Белоруссии оказали Польша, Литва, культура Руси и еврейские традиции. Войны, набеги и распри с другими государствами не только наносили урон, но и оставляли свой след в культуре белорусов. Отпечатки татарских, монгольских и скандинавских традиций прослеживаются в культурном наследии Белоруссии.

Старинные традиции, дошедшие до наших дней

Культура белорусского народа в целом имеет много общих черт со своими собратьями: украинскими, русскими традициями. Неслучайно, о таких праздниках как Масленица, день Ивана Купалы или Рождественских колядках хорошо известно жителям соседних государств. Элементы древнеязыческих верований легли в основу обычаев: проводы зимы, плетение венков из цветов, рождественские переодевания и гуляния.

Трудолюбивый белорусский народ много сил и труда отдавал работам в поле, оттого многие традиции связаны с посевными работами и сбором урожая. Дожинки интересный обряд, приуроченный к окончанию жатвы. Символом гуляний становятся колосья, снопы, венки из пшеницы. На этом торжестве проводилось много обрядов (украшения последнего снопа, «завивания бороды»). К матушке-земле относились с особым почтением, поэтому на поле оставляли хлеб-соль, укрытый колосьями. Вековые традиции белорусов дошли до современности, поэтому ежегодно в Белоруссии проводятся ярмарки-гуляния «Дожинки».

История в сувенирах

Путешествуя по городкам белорусской земли, заметите сувениры народного творчества: плетеные изделия из лозы, «вышиванки», расписанные затейливыми узорами стеклянные статуэтки. Все эти работы – отголоски ремесленных творений белорусских умельцев — на сегодняшний день имеют больше эстетическую привлекательность. А в далекие времена народные промыслы высоко ценились на практике: плетеные корзины использовались в быту, глиняные горшки, чугунные казанки были на каждой кухне.

Пора перекусить!

Кстати, о кухне. Белорусская кухня – это простая в приготовлении еда, но обязательно вкусная и полезная. Кулинарные мастера могут из одних и тех же продуктов приготовить множество различных блюд. Верашчака, борщи, бульон с колдунами , кулеш , холодник , драники , зразы , перепечи , руляды – голодным уйти просто невозможно! Традиционными считаются овощные блюды, выпечка. Популярны добавки льняного семени, хрена, кориандра, горчицы и тмина.

В белорусском доме

Накормить свою семью и угостить близких считали своей традицией и мужчины, и женщины в белорусской семье. Мужчина – добытчик, женщина – хозяйка. Традиционно в славянских семьях рождалось много детей, поэтому семьи были большими. За общим столом собирались и старшие, и младшие. Своим примером родители показывали, как надо почитать людей преклонного возраста и заботиться о детям. Семейные устои – это главное в жизни каждого белоруса. В доме всегда чисто, убрано, пахнет свежестью. Традиционные цвета – белый, голубой, красный – используются в текстиле, домашнем убранстве.