Знаменитые люди финно угорских народов. Что такое финно-угорское языковое родство


1. Название

Угро-финны были автохтонным населением междуречья Оки и Волги , их племена эсты , все , меря , мордва , черемис входили в готского королевства Германариха в IV в. Летописец Нестор в Ипатьевской летописи указывает около двадцати племен уральской группы (угрофинив): чудь, ливы, воды, ямь (Ӕмь), весь (таже Сѣверо ѿ них на Бѣлѣ ѡзерѣ сѣдѧть Вѣсь), карелы, Югры, пещеры, самоеды, пермяки (Пѣрмь), черемис, литья, зимѣгола, корсь, нером, мордва, меря (а на Ростовѣ ѡзерѣ Мерѧ а на Клещинѣ и ѡзерѣ сѣдѧть мѣрѧ же), мурома (а Ѡцѣ рѣцѣ кде втечеть въ Волгу ӕзыкъ Свои Мурома) и мещеры. Московиты все местные племена назвали чудью от коренного чудь , и сопровождали это название иронией, объясняя ее через московское чудить, чудак, странно. Сейчас эти народы полностью ассимилированы русскими, они исчезли с этнической карты современной России навсегда, пополнив собой число русских и оставив разве что широкий спектр своих этнических географических названий .

Таковы все названия рек с окончанием-ва: Москва , Протва, Косьва, Силва, Сосьва, Изьва и др.. Река Кама имеет около 20 притоков, названия которых заканчиваются на-ва, по-фински означает "вода". Московитским племена с самого начала почувствовали свое превосходство над местными угро-финскими народами. Однако финно-угорские топонимы встречаются не только там, где эти народы сегодня составляют значительную часть населения, образуют автономные республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно больше, например, Москва .

Согласно археологическим данным, ареал расселения чудских племен в Восточной Европе оставался неизменным на протяжении 2 тысяч лет. Начиная с 9 века финно-угорские племена европейской части нынешней России постепенно ассимилировались славянскими колонистами, выходцами из Киевской Руси . Этот процесс составил основу формирования современной российской нации.

Финно-угорские племена принадлежат к урало-алтайской группы и тысячу лет назад были близки к печенегов , половцев и хазар , но находились на значительно более низком, чем остальные, уровне общественного развития, фактически, предки русских были теми же печенегами , только лесными. На то время это были примитивные и самые отсталые в культурном отношении племена Европы . Не только в далеком прошлом, но еще на рубеже 1 и 2 тысячелетий они были каннибалами . Греческий историк Геродот (5 в. до н.э.) называл их андрофаги (пожирателями людей), а Нестор-летописец уже в период Русского государства - самоеды (Самоѣдь) .

Финно-угорские племена примитивной собирательно-охотничьей культуры были предками русских . Ученые утверждают, что московский народ получил наибольшее примесь монголоидной расы через ассимиляцию угро-финнов, пришедших в Европу из Азии и частично вобрали в себя европеоидной примеси еще до прихода славян . Смесь финно-угорских, монгольских и татарских этнических компонентов увийщла к этногенеза русских, который сформировался при участии славянских племен радимичей и вятичей . Вследствие этнического смешения с угрофинамы, а позже татарами и частично с монголами , россияне имеют антропологический тип, отличный от киево-русского (украинского). Украинскому диаспора шутит по этому поводу: "Глаз узкий, нос плюску - совсём русский". Под влиянием финно-угорского языковой среды произошли формирования фонетической системы русских (аканье, гэканья, тиканье) . Согодня "уральские" черты присущи в той или иной степени всем народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", негустая борода. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза так называемой монгольской складкой - эпикантус, у них очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается у эстонцев и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с взрослеют, они темноволосые и раскосы, другие скорее напоминают скандинавов, но с чуть более широким лицом.

Согласно исследованиям меряниста Ореста Ткаченко , "В русского народа , по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские произошли от финно-угров ". Следует отметить, что согласно современным исследованиям галотипив Y-хромосомы на самом деле ситуация была обратной - мужчины славяне женились с женщинами местного финно-угорского населения. По мнению Михаила Покровского, россияне являются этнической смесью, в которой финнам принадлежит 4/5, а славянам -1 / 5. Пережитки финно-угорской культуры в культуре русской прослеживаются в таких особенностях, которые не встречаются среди других славянских народов: женские кокошник и сарафан , мужская рубашка-косоворотка, лапти (лапти) в национальном костюме, пельмени в блюдах, стиль народной архитектуры (шатровые постройки, крыльцо), русская баня, священное животное - медведь , 5-ти тоновая гамма пения, а-касания и редукция гласных , парные слова типа стежки-дорожки, руки-ноги, жив-здоров, такой-сякой, оборот у меня есть (вместо я, характерного для других славян) сказочный зачин "жил-был", отсутствие русальной цикла, колядок , культа Перуна , наличие культа березы , а не дуба .

Далеко не все знают, что в фамилиях Шукшин, Веденяпина, Пияшева ничего славянского нет, а происходят они от названия племени шукша, имени богини войны Ведено Ала, дохристианского имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована славянами, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Поэтому сегодня угрофины не составляют большинства населения даже в республиках, которым дали свое имя. Но, растворившись в массе россиян (рус. русских ), Угрофины сохранили свой антропологический тип, который теперь воспринимается как типично русский (рус. русский ) .

По мнению подавляющего большинства историков, финские племена имели чрезвычайно мирной и кроткий нрав . Этим сами московиты объясняют и мирный характер колонизации, заявляя, что военных столкновений не было, потому что письменные источники ничего такого не вспоминают. Однако, как отмечает тот же В.О.Ключевский , "в преданиях Великороссии уцелели некоторые смутные воспоминания о борьбе, которая вспыхивала в некоторых местах".


3. Топонимика

Топонимы меряно-ерзянсього происхождения в Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Тверской, Владимирской, Московской областях составляют 70-80% (Векса, Воксенга, Еленьга, Ковонга, Колокса, Кукобой, лехт, Мелекса, Надокса, Неро (Инеро), Нукс, Нукша, Паленьга, Пеленг, Пеленда, Пексома, Пужбол, Пулохта, Сара, Селекша, Сонохта, Толгобол, иначе, Шекшебой, Шехрома, Шилекша, Шокша, Шопша, Яхреньга, Яхробол (Ярославская обл., 70-80%), Андоба, Вандога, Вохма, Вохтога, Ворокса, Лынгерь, Мезенда, Меремша, Монза, Нерехта (мерцают), Нея, Нотелга, Онга, Печегда, Пичерга, Покша, Понг, Симонга, Судолга, Тоехта, Урма, Шунга, Якшанга (Костромская обл., 90-100%), Вазополь, Вичуга, Кинешма, Кистега, Кохма, Ксты, Ландех, Нодога, Пакш, Палех, Парша, Покшенга, Решма, Сарохта, Ухтома, Ухтохма, Шача, Шижегда, Шилекса, Шуя, Юхма и др.. (Ивановская обл.), Вохтога, Сельма, Сеньга, Солохта, Соть, Толшмы, Шуя и др.. (Вологодская обл.),"" Валдай, Кой, Кокша, Койвушка, Лама, Максатиха, Паленьга, Паленька, Райда, Селигер, Сикша, Сышко, Талалга, Удомля, Урдома, Шомушка, Шоша, Яхрома и др.. (Тверская обл.), Арсемакы, Вельга, Войнинга, Ворша, Инекша, Киржач, Клязьма, Колокша, Мстера, Молокша, Мотра, Нерль, Пекша, Пичегино, Сойма, Судогда, Суздаль, Тумонга, Ундол и др.. (Владимирская обл.), Верея, Воря, Волгуша, Лама,

40 000
250-400

Археологическая культура Язык Религия

Фи́нно-уго́рские наро́ды (фи́нно-у́гры ) - языковая общность народов , говорящих на финно-угорских языках , живущих в Западной Сибири , Центральной , Северной и Восточной Европе .

Классификация и численность

Финно-угорские народы разделены на две группы: финскую и угорскую.

Общую численность финно-угорских народов оценивают в 25 миллионов человек. Из них венгров около 14 миллионов, финнов 5 миллионов, эстонцев около 1 миллиона, мордвы 843 тысячи, удмуртов 637 тысяч, марийцев 614 тысяч.

Финно-пермская группа

Прибалтийско-финская подгруппа

  • Финны (суоми) - 6 000 000: 4 800 000 - в Финляндии , 300 000 - в Швеции , 300 000 чел - в США , 50 чел - в Казахстане.
    • Ингерманландцы - 32 231: 20 300 - в России , 10 639 - в Эстонии .
    • Квены - 10 000 - 60 000 - в Норвегии .
  • Эстонцы - 1 050 000: 920 000 - в Эстонии (), 39 763 - в Финляндии (), 28 113 - в России (2002), 25 509 - в Швеции (), 25 000 - США ().
    • Выру - 74 000 в Эстонии .
    • Сету - 10 000: 10 000 - в Эстонии , 214 - в России (2010).
  • Карелы - 120 000: 93 344 - в России (2002), 20 000 - в Финляндии .
  • Вепсы - 8 240 человек в России (2002).
  • Ижорцы - 700 человек: 327 человек - в России (2002).
  • Ливы - 250-400 человек (в Латвии).
  • Водь - 100 человек: 73 - в России (2002).

Саамская подгруппа

  • Саамы - 30 000-70 000: 40 000 - в Норвегии , 20 000 - в Швеции , 6 500 - в Финляндии , 1,8 тысяч человек - в России (2010).

Волжско-финская подгруппа

  • Мордва - 744 237 в России (2010)
    • Мокшане - 49 624 в России (2002)
    • Эрзяне - 84 407 в России (2002)
  • Марийцы - 547 605 в России (2010)

Пермская подгруппа

  • Удмурты - 636 906 в России (2002).
    • Бесермяне - 3 122 в России (2002).
  • Коми-зыряне - 293 406 в России (2002).
    • Коми-ижемцы - 15 607 в России (2002).
  • Коми-пермяки - 125 235 в России (2002).
    • Коми-язьвинцы - 5 000 в России.

Угорская группа

Дунайская подгруппа

  • Венгры - 14 500 000: 9 416 015 - в Венгрии (), 1 563 081 - в США (), 1 433 073 - в Румынии (), 520 528 - в Словакии (), 315 510 - в Канаде (), 293 299 - в Сербии (), 156 600 - на Украине ().
    • Ясы (средневековый аланский народ , ассимилированный венграми)

Обская подгруппа

  • Ханты - 28 678 человек в России (2002).
  • Манси - 11 432 человек в России (2002).

Классификация государственно-территориальных образований

Современные независимые финно-угорские государства

Современные финно-угорские национальные автономии

Румыния Россия

Археология

  • Межовская культура - культура бронзового века в Зауралье и Западной Сибири
  • Ананьинская культура - культура железного века в Среднем Поволжье
  • Пьяноборская культура - культура железного века в Поволжье и Приуралье
  • Бахмутинская культура и Прикамье
  • Дьяковская культура - культура железного века в Центральной России
  • Городецкая культура - культура железного века в Южной России и Поволжье
  • Караякуповская культура - культура железного века на Южном Урале
  • Кушнаренковская культура - культура железного века на Южном Урале
  • Мазунинская культура - культура железного века в Прикамье и на нижнем течении реки Белой
  • Саргатская культура - культура железного века в Западной Сибири

История

Языковедческий анализ показывает наличие непосредственных контактов населения индоиранской группы с населением финно-угорской языковой группы . В. Н. Чернецов указывают на наличие многих иранских черт в языке, фольклоре и обрядах более позднего угорского населения Западной Сибири (хантов и манси).

Генетика

Согласно новейшим генетическим данным, племена, распространившие гаплогруппу N , мигрировали из Южной Сибири .

Напишите отзыв о статье "Финно-угорские народы"

Примечания

Литература

  • Бонгард-Левин Г. М. , Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. М., 2000.
  • Бернштам Т. А. Христианизация в этнокультурных процессах финно-угорских народов Европейского Севера и Поволжья (сравнительное обобщение) // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. Сборник научных трудов Гос. музея этнографии народов СССР. - Л., 1990. - С. 133-140.
  • Мировоззрение финно-угорских народов. М., 1990.
  • Напольских В. В. Введение в историческую уралистику. Ижевск: УдмИИЯЛ, 1997.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Марийцы. Мордва. Удмурты. М., 2000.
  • Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1997.
  • Хелимский Е. А. Компаративистика, уралистика: Лекции и статьи. М .: Языки русской культуры, 2000.
  • Федянович Т. Л. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Поволжья. М., 1997.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Финно-угорские народы

Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, была прежде залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие то ковры, и в одном углу стояла складная кровать адъютанта Бенигсена. Этот адъютант был тут. Он, видно, замученный пирушкой или делом, сидел на свернутой постеле и дремал. Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет. Из первой двери слышались голоса разговаривающих по немецки и изредка по французски. Там, в бывшей гостиной, были собраны, по желанию государя, не военный совет (государь любил неопределенность), но некоторые лица, которых мнение о предстоящих затруднениях он желал знать. Это не был военный совет, но как бы совет избранных для уяснения некоторых вопросов лично для государя. На этот полусовет были приглашены: шведский генерал Армфельд, генерал адъютант Вольцоген, Винцингероде, которого Наполеон называл беглым французским подданным, Мишо, Толь, вовсе не военный человек – граф Штейн и, наконец, сам Пфуль, который, как слышал князь Андрей, был la cheville ouvriere [основою] всего дела. Князь Андрей имел случай хорошо рассмотреть его, так как Пфуль вскоре после него приехал и прошел в гостиную, остановившись на минуту поговорить с Чернышевым.
Пфуль с первого взгляда, в своем русском генеральском дурно сшитом мундире, который нескладно, как на наряженном, сидел на нем, показался князю Андрею как будто знакомым, хотя он никогда не видал его. В нем был и Вейротер, и Мак, и Шмидт, и много других немецких теоретиков генералов, которых князю Андрею удалось видеть в 1805 м году; но он был типичнее всех их. Такого немца теоретика, соединявшего в себе все, что было в тех немцах, еще никогда не видал князь Андрей.
Пфуль был невысок ростом, очень худ, но ширококост, грубого, здорового сложения, с широким тазом и костлявыми лопатками. Лицо у него было очень морщинисто, с глубоко вставленными глазами. Волоса его спереди у висков, очевидно, торопливо были приглажены щеткой, сзади наивно торчали кисточками. Он, беспокойно и сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто он всего боялся в большой комнате, куда он вошел. Он, неловким движением придерживая шпагу, обратился к Чернышеву, спрашивая по немецки, где государь. Ему, видно, как можно скорее хотелось пройти комнаты, окончить поклоны и приветствия и сесть за дело перед картой, где он чувствовал себя на месте. Он поспешно кивал головой на слова Чернышева и иронически улыбался, слушая его слова о том, что государь осматривает укрепления, которые он, сам Пфуль, заложил по своей теории. Он что то басисто и круто, как говорят самоуверенные немцы, проворчал про себя: Dummkopf… или: zu Grunde die ganze Geschichte… или: s"wird was gescheites d"raus werden… [глупости… к черту все дело… (нем.) ] Князь Андрей не расслышал и хотел пройти, но Чернышев познакомил князя Андрея с Пфулем, заметив, что князь Андрей приехал из Турции, где так счастливо кончена война. Пфуль чуть взглянул не столько на князя Андрея, сколько через него, и проговорил смеясь: «Da muss ein schoner taktischcr Krieg gewesen sein». [«То то, должно быть, правильно тактическая была война.» (нем.) ] – И, засмеявшись презрительно, прошел в комнату, из которой слышались голоса.
Видно, Пфуль, уже всегда готовый на ироническое раздражение, нынче был особенно возбужден тем, что осмелились без него осматривать его лагерь и судить о нем. Князь Андрей по одному короткому этому свиданию с Пфулем благодаря своим аустерлицким воспоминаниям составил себе ясную характеристику этого человека. Пфуль был один из тех безнадежно, неизменно, до мученичества самоуверенных людей, которыми только бывают немцы, и именно потому, что только немцы бывают самоуверенными на основании отвлеченной идеи – науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен потому, что он почитает себя лично, как умом, так и телом, непреодолимо обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего в мире государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что все, что он делает как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что не верит, чтобы можно было вполне знать что нибудь. Немец самоуверен хуже всех, и тверже всех, и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина. Таков, очевидно, был Пфуль. У него была наука – теория облического движения, выведенная им из истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей истории войн Фридриха Великого, и все, что встречалось ему в новейшей военной истории, казалось ему бессмыслицей, варварством, безобразным столкновением, в котором с обеих сторон было сделано столько ошибок, что войны эти не могли быть названы войнами: они не подходили под теорию и не могли служить предметом науки.
В 1806 м году Пфуль был одним из составителей плана войны, кончившейся Иеной и Ауерштетом; но в исходе этой войны он не видел ни малейшего доказательства неправильности своей теории. Напротив, сделанные отступления от его теории, по его понятиям, были единственной причиной всей неудачи, и он с свойственной ему радостной иронией говорил: «Ich sagte ja, daji die ganze Geschichte zum Teufel gehen wird». [Ведь я же говорил, что все дело пойдет к черту (нем.) ] Пфуль был один из тех теоретиков, которые так любят свою теорию, что забывают цель теории – приложение ее к практике; он в любви к теории ненавидел всякую практику и знать ее не хотел. Он даже радовался неуспеху, потому что неуспех, происходивший от отступления в практике от теории, доказывал ему только справедливость его теории.
Он сказал несколько слов с князем Андреем и Чернышевым о настоящей войне с выражением человека, который знает вперед, что все будет скверно и что даже не недоволен этим. Торчавшие на затылке непричесанные кисточки волос и торопливо прилизанные височки особенно красноречиво подтверждали это.
Он прошел в другую комнату, и оттуда тотчас же послышались басистые и ворчливые звуки его голоса.

Не успел князь Андрей проводить глазами Пфуля, как в комнату поспешно вошел граф Бенигсен и, кивнув головой Болконскому, не останавливаясь, прошел в кабинет, отдавая какие то приказания своему адъютанту. Государь ехал за ним, и Бенигсен поспешил вперед, чтобы приготовить кое что и успеть встретить государя. Чернышев и князь Андрей вышли на крыльцо. Государь с усталым видом слезал с лошади. Маркиз Паулучи что то говорил государю. Государь, склонив голову налево, с недовольным видом слушал Паулучи, говорившего с особенным жаром. Государь тронулся вперед, видимо, желая окончить разговор, но раскрасневшийся, взволнованный итальянец, забывая приличия, шел за ним, продолжая говорить:
– Quant a celui qui a conseille ce camp, le camp de Drissa, [Что же касается того, кто присоветовал Дрисский лагерь,] – говорил Паулучи, в то время как государь, входя на ступеньки и заметив князя Андрея, вглядывался в незнакомое ему лицо.

Если обратить внимание на карту РФ, то можно обнаружить в бассейнах Волги и Камы названия рек, где встречаются слоги «га» и «ва». Это подтверждает, что здесь проживали финно-угорские племена. В их языке такие слоги означают «река». Несмотря на то, что они имели довольно-таки широкий ареал распространения, многие историки до сих пор не могут точно сказать, каков был их образ жизни.

Описание финно-угорских племен

Поскольку на значительной части России проживали финно-угорские племена, названия их весьма разнообразны. Их можно разделить на пять основных групп:

  1. Карелы, проживающие в республике Карелия. Они общаются на нескольких диалектах, но основной язык - финский. Также знают и русский.
  2. Лопари или саамы, проживающие на территории Северной Скандинавии. Ранее их численность была намного больше, но со временем их оттесняли к северу, в результате чего плохие условия для жизни начали неуклонно уменьшать количественный состав народа.
  3. Мордва и марийцы, проживающие на территории Мордовии, а также во многих российских областях. Из всех групп именно эта считается быстро обрусевшей, народности сразу приняли христианскую веру и соответствующий язык.
  4. Коми и удмурты, населяющие республику Коми. Эта группа - наиболее образованная, по уровню грамотности им не было равных вплоть до революции.
  5. Венгры, ханты и манси, проживающие на Северном Урале и низовьях Оби. Но изначально столицей этой народности считались берега Дуная.

Таким образом, финно-угорские племена на протяжении всей своей истории шли в одном строю с русскими. А, значит, их культуры переплетались, они учились новому друг от друга.

Откуда взялись финно-угры?

Говоря о том, где селились финно-угорские племена, углубимся в вопрос возникновения народности. Дело в том, что место их проживания охватывает большие территории, но точных данных о том, где все начиналось, нет.

Считается, что они представляют собой исконных В IV-III тысячелетии до н. э. они занимали не только российские территории полностью, но и распространились в Европу. Существует двоякое мнение о том, почему племена отправились на Запад. Во-первых, это могла быть обычная миграция. Во-вторых, допускается возможность их оттеснения со стороны завоевателей.

Второй вариант историки считают более вероятным, так как во II тысячелетии до н. э. на территорию России стали проникать племена из Турции, Индии, Малой Азии и так далее. Однако точно можно сказать то, что финно-угры сыграли далеко не последнюю роль в формировании славянской народности.

Дославянское население

Коренным населением русской земли до славян считаются финно-угорские и балтские племена. Осваивать эти территории они начали VI тысяч лет назад. Постепенно перешли на запад Уральских гор, затем - на Восточно-Европейскую равнину, а после достигли побережья Балтийского моря. Однако родиной этих народностей всегда считался Урал.

К сожалению, большая часть финно-угорских племен не сохранилась до сегодняшнего дня. Сегодняшняя их численность минимальна. Но точно можно сказать то, что потомки такой обширной и многочисленной в прошлом народности проживают на территории всей планеты.

Ареал обитания

Расселение финно-угорских племен нельзя назвать однозначным. Это обусловлено тем, что процесс начался на но впоследствии захватил и другие территории. В большей степени их привлекали север и запад.

К I тысячелетию фактически всю территорию Прибалтики заняли финно-угорские племена. Место расселения не является единственным, так как некоторые группы народности отправились в сторону Северной Скандинавии.

Но раскопки показывают, что все эти народы имели много общего со славянами, начиная от ведения хозяйства, религии и заканчивая внешностью. Следовательно, хоть и большая часть племен ушла на север, некоторые из них остались на территории современной России.

Первые встречи с русскими

В XVI-XVIII веках русские переселенцы начали устремляться на те территории, где проживали финно-угорские племена. Список военных стычек был минимальным, поскольку по большей части заселение осуществлялось вполне мирным путем. Лишь изредка присоединение новых земель к Российскому государству встречало сопротивление. Наиболее агрессивными были марийцы.

Религия, письменность и язык русичей довольно-таки быстро начали вытеснять местную культуру. Но и со стороны финно-угров некоторые слова и диалекты вошли в язык. К примеру, часть российских фамилий, вроде Шукшин, Пияшева и другие, не имеют ничего общего с нашей культурой. Они восходят к названию племени «шукша», а имя «Пияш» вообще является дохристианским. Таким образом, соединение двух культур проходит гармонично, дополняя друг друга.

Колонизация

Древние финно-угорские племена проживали на больших территориях, что и послужило причиной их вытеснения. Нельзя не отметить того, что далеко не все из них могли защититься от вооруженных колонизаторов. Но этого и не нужно было делать, поскольку многие земли присоединялись к Руси быстро и без сопротивления.

Однако те места, где обитали финно-угорские племена, привлекали не только русских. Тюрки также были заинтересованы в расширении своих территорий. Поэтому часть народности принимала не христианскую, а мусульманскую веру.

Следует отметить, что, несмотря на то что финно-угры буквально растворялись в тех культурах, которые появлялись на их землях, они сохранили свой антропологический тип. Это голубые глаза, светлые волосы и широкое лицо. Также из их языка были заимствованы многие слова, например, тундра или килька.

Хозяйство

По сути, нельзя выделить какие-либо особенности хозяйственной деятельности, которую вели финно-угорские племена. Занятия их по большей части составляли оленеводство, рыболовство и охота. Лишь некоторые из племенных подгрупп имели отличия.

К примеру, марийцы, которые негативно отнеслись к вхождению в состав Российского государства, сопротивлялись вплоть до революции. Это негативно отразилось на их Они не могли торговать, а также мало кто из них мог вести ремесленническую деятельность. Проживание в селах и деревнях вынуждало зарабатывать на жизнь только посредством скотоводства и земледелия.

Подгруппа коми, которую отличает образованность, могла по-другому зарабатывать деньги. Среди них встречалось много купцов и предпринимателей, что позволяло отказаться от тяжелого труда.

Религия

Православие было вероисповеданием большей части народностей, которые составляли финно-угорские племена. Религия некоторых из них отличается достаточно сильно по причине того, что во время колонизации территорий часть была завоевана тюрками. Поэтому отдельные поселения были вынуждены обратиться к мусульманству и исламу.

Но православие исповедуют далеко не все финно-угорские племена. Список народностей, которые обратились к другим вероисповеданиям, минимален, но все-таки он имеет место.

Удмурты приняли православие, однако это не стало причиной следования христианским традициям. Многие из них крестились только для того, чтобы русская знать оставила их в покое. Основной же их религией является язычество. Они поклоняются божествам и духам. Многие из народности коми сохранили прежнюю веру и остались старообрядцами.

Ханты и манси также не воспринимали христианство в качестве своей основной религии. Они обращались к старой вере, и даже не пытались скрыть этого, крещение было для них чуждым. Но из-за того, что они проживали далеко от русских князей, принудить их к принятию православия никто не мог. Вероятно, по этой причине старая вера оставалась для ханты и манси единственной, о которой они знали. Им попросту не с чем было сравнивать.

Письменность

К сожалению, к финно-угорским племенам относятся те группы людей, которые считали передачу письменной информации греховной. В результате этого любые литературные источники попросту исключаются. Передача информации в письменной форме запрещается.

Однако было доступно использование иероглифов. Оно началось в IV тысячелетии до н. э. и продолжалось до XIV века. Только тогда митрополит Пермский присвоил племени коми собственное письмо. Вполне вероятно, что именно поэтому они и стали более образованными, чем их братья по крови.

Финно-угорские племена, в отличие от славян, не имели конкретного языка. Каждое поселение использовало свой диалект. Зачастую в рамках одной народности люди не могли друг друга понять. Вероятно, это также стало причиной отсутствия письменности.

Словесность и языки

Все финно-угорские племена, названия которых невозможно пересчитать ввиду их большой численности, говорили на своих диалектах. Более того, даже одна народность нередко без переводчика не могла понять своего кровного соседа. Но, вопреки бытующему мнению, самые распространенные языки никуда не девались.

На территории современной России можно встретить где в школах преподают на двух языках - русском и родном - том, на котором много тысяч лет назад говорили предки. Так, например, в Мордовии наблюдается изучение русского и

До правления Петра I современная Россия не отличалась тем, чтобы принуждать все население говорить исключительно на русском. Его использовали только в больших городах или крупных административных заведениях (налоговые и так далее). Русский язык проникал в села и небольшие населенные пункты постепенно, сначала с его помощью объяснялись только с помещиками и приставами.

Основной же словесности считались мокшанский, мерянский и марийский языки. Причем на них разговаривали даже с извозчиками, торговцами на рынке и так далее. То есть различным людям, занимающимся предпринимательской деятельностью, было попросту невыгодно не знать диалектов своих клиентов.

Заключение

Литература тоже обогащалась за счет культуры этой народности. Финно-угры всегда хоронили умерших в дубовых гробах. Их нужно было сторожить. Роль охранников на себя брали коты, в которых, по поверьям, вселялась душа волхва или колдуна племени. А также на дуб вешали цепи, если он предназначался для скорого спила и обработки. Соответственно, даже такой великий русский классик, как Пушкин, не смог отказаться от финно-угорской культуры. И, вероятно, его ученый кот представляет собой никого иного, как шамана, пришедшего из загробного мира.

О финно-угорских племенах

В третьей четверти I тыс. н. э. славянское население, расселившееся в Верхнем Поднепровье и смешавшееся с местными восточнобалтийскими группировками, при своем дальнейшем продвижении на север и восток достигло границы областей, издревле принадлежавших финно-угорским племенам. Это были эсты, водь и ижора в Юго-Восточной Прибалтике, весь на Белом озере и притоках Волги - Шексне и Мологе, меря в восточной части Волго-Окского междуречья, мордва и мурома на Средней и Нижней Оке. Если восточные балты являлись соседями финно-угров с глубокой древности, то славяно-русское население близко столкнулось с ними впервые. Последующая вслед за этим колонизация некоторых финно-угорских земель и ассимиляция их коренного населения представляли собой особую главу в истории формирования древнерусской народности.

По уровню социально-экономического развития, образу жизни и характеру культуры финно-угорское население значительно отличалось как от восточных балтов, так и особенно от славян. Совсем чуждыми для тех и других были финно-угорские языки. Но не только поэтому, не только из-за значительных конкретных отличий, славяно-финно-угорские исторические и этнические отношения складывались иначе, чем отношения славян и их старинных соседей - балтов. Главным было то, что славяно-финно-угорские контакты относятся преимущественно к более позднему времени, к другому историческому периоду, чем отношения славян и днепровских балтов.

Когда славяне на рубеже и в начале I тыс. н. э. проникли на земли балтов в Верхнем Поднепровье и по его периферии, они были хотя и более передовыми по сравнению с аборигенами, но все же еще первобытными племенами. Выше уже шла речь о том, что их распространение по Верхнему Поднепровью представляло собой стихийный, веками длившийся процесс. Несомненно, он не всегда протекал мирно; балты оказывали сопротивление пришельцам. Их сгоревшие и разрушенные убежища-городища, известные в некоторых местностях Верхнего Поднепровья, в частности на Смоленщине, свидетельствуют о случаях жестокой борьбы. Но тем не менее продвижение славян в Верхнее Поднепровье нельзя назвать процессом завоевания этих земель. Ни славяне, ни балты не выступали тогда как целое, объединенными силами. Вверх по Днепру и его притокам шаг за шагом продвигались отдельные, разрозненные группы земледельцев, искавших места для новых поселений и пашен и действующих на свой риск и страх. Городища-убежища местного населения свидетельствуют об изолированности общин балтов, о том, что каждая община в случае столкновений защищала прежде всего себя. А если они - славяне и балты - и объединялись когда-либо для совместных вооруженных предприятий в более крупные группировки, это были частные случаи, не менявшие общей картины.

Совсем в иных условиях протекала колонизация финно-угорских земель. Только некоторые из них в южной части бассейна озер Ильмень и Чудского были заняты славянами и смешавшимися с ними днепровскими балтами относительно рано, в VI–VIII вв., в условиях, мало отличавшихся от условий распространения славян в Верхнем Поднепровье. На других финно-угорских землях, в частности в восточных частях Волго-Окского междуречья - на территории будущей Ростово-Суздальской земли, сыгравшей огромную роль в судьбах Древней Руси, славянорусское население стало расселяться начиная лишь с рубежа I и II тыс. н. э., уже в условиях возникновения раннефеодальной древнерусской государственности. И здесь колонизационный процесс, конечно, включал в себя немалый элемент стихийности, и здесь пионером выступал крестьянин-земледелец, на что указывали многие историки. Но в целом колонизация финно-угорских земель протекала иначе. Она опиралась на укрепленные города, на вооруженные дружины. Феодалы переселяли крестьян на новые земли. Местное население облагалось при этом данью, ставилось в зависимое положение. Колонизация финно-угорских земель на Севере и в Поволжье - это явление уже не первобытной, а раннефеодальной славяно-русской истории.

Исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что до последней четверти I тыс. н. э. финно-угорские группировки Поволжья и Севера еще в значительной мере сохраняли свои старинные формы быта и культуры, сложившиеся в первой половине I тыс. н. э. Хозяйство финно-угорских племен имело комплексный характер. Земледелие было развито сравнительно слабо; большую роль в экономике играло скотоводство; ему сопутствовали охота, рыбная ловля и лесные промыслы Если восточнобалтийское население в Верхнем Поднепровье и на Западной Двине было по численности весьма значительным, о чем свидетельствуют сотни городищ-убежищ и мест поселений по берегам рек и в глубине водоразделов, то население финно-угорских земель было сравнительно редким. Люди жили кое-где по берегам озер и по рекам, имевшим широкие поймы, служившие пастбищами. Необозримые пространства лесов оставались незаселенными; они эксплуатировались как охотничьи угодья, так же как тысячелетие назад, в раннем железном веке.

Конечно, различные финно-угорские группировки имели свои особенности, отличались друг от друга по уровню социально-экономического развития и по характеру культуры. Наиболее передовыми среди них являлись чудские племена Юго-Восточной Прибалтики - эсты, водь и ижора. Как указывает X. А. Моора, уже в первой половине I тыс. н. э. земледелие стало у эстов основой хозяйства, в связи с чем население обосновалось с этого времени в областях с наиболее плодородными почвами. К исходу I тыс. н. э. древние эстонские племена стояли на пороге феодализма, в их среде развивались ремесла, возникали первые поселки городского типа, морская торговля связывала племена древних эстов друг с другом и с соседями, способствуя развитию экономики, культуры и социального неравенства. Родоплеменные объединения сменились в это время союзами территориальных общин. Локальные особенности, отличавшие в прошлом отдельные группы древних эстов, стали мало-помалу стираться, свидетельствуя о начале формирования эстонской народности.

Все эти явления наблюдались и у других финно-угорских племен, но они были представлены у них значительно слабее. Водь и ижора во многом приближались к эстам. Среди поволжских финно-угров наиболее многочисленными и достигшими сравнительно высокого уровня развития были мордовские и муромские племена, жившие в долине Оки, в среднем и нижнем ее течении.

Широкая, многокилометровая пойма Оки являлась прекрасным пастбищем для табунов лошадей и стад другого скота. Если взглянуть на карту финно-угорских могильников второй, третьей и последней четвертей I тыс. н. э., то не трудно заметить, что в среднем и нижнем течении Оки они тянутся сплошной цепочкой вдоль участков с широкой поймой, тогда как севернее - в области Волго-Окского междуречья и южнее, по правым притокам Оки - Цне и Мокше, а также по Суре и Средней Волге древние могильники поволжских финно-угров представлены в значительно меньшем количестве и располагаются отдельными гнездами (рис. 9).

Рис. 9. Финно-угорские могильники I тыс. н. э. в Волго-Окской области. 1 - Сарский; 2 - Подольский; 3 - Хотимльский; 4 - Холуйский; 5 - Новленский; 6 - Пустошенский; 7 - Заколпиевский; 8 - Малышевский; 9 - Максимовский; 10 - Муромский; 11 - Подболотьевский; 12 - Урванский; 13 - Курманский; 14 - Кошибеевский; 15 - Кулаковский; 16 - Облачинский; 17-Шатрищенский; 18-Гавердовский; 19-Дубровичский; 20 - Бороковский; 27 - Кузьминский; 22 - Бакинский: 23 - Жабинский; 24 - Темниковский; 25 - Иваньковский; 26 - Сергачский.

Указывая на связь поселений и могильников древних финно-угров с широкими речными поймами - базой их скотоводства, П. П. Ефименко обратил внимание на инвентарь мужских погребений, рисующий мордву и мурому I тыс. н. э. как конных пастухов, несколько напоминающих по своему убору и вооружению, а следовательно, и образу жизни кочевников южнорусских степей. «Нельзя сомневаться, - писал П. П. Ефименко, - что пастушество, для которого использовались прекрасные луга по течению Оки, в эпоху возникновения могильников приобретает значение одного из очень важных видов хозяйственной деятельности населения края». Точно так же характеризовали хозяйство поволжских финно-угров и другие исследователи, в частности Е. И. Горюнова. На основании материалов исследованного в Костромской области Дурасовского городища, относящегося к концу I тыс. н. э., и других археологических памятников она установила, что вплоть до этого времени поволжские финно-угры - мерянские племена - были по преимуществу скотоводами. Они разводили главным образом лошадей и свиней, в меньшем количестве крупный и мелкий рогатый скот. Земледелие занимало в хозяйстве второстепенное место наряду с охотой и рыбной ловлей. Такая картина характерна и для исследованного Е. И. Горюновой Тумовского поселения IX–XI вв., расположенного около Мурома.

Скотоводческий облик хозяйства в той или иной мере сохранялся у финно-угорского населения Поволжья и в период Древней Руси. В «Летописце Переяславля Суздальского» после перечисления финно-угорских племен - «иних языцей» - сказано: «Испръва исконнии данницы и конокормцы». Термин «конокормцы» не вызывает никаких сомнений. «Инии языци» выращивали коней для Руси, для ее войска. Это была одна из основных их повинностей. В 1183 г. князь Всеволод Юрьевич, возвращаясь во Владимир из похода на Волжскую Булгарию, «кони пусти на морьдву», что было, вероятно, обычным явлением. Очевидно, мордовское хозяйство, как и хозяйство других поволжских финно-угров - «конокормцев», существенно отличалось от сельского хозяйства славяно-русского населения. Среди «кормлений», упоминаемых в документах XV–XVI вв., числится «мещерское конское пятно» - пошлина, взимаемая с продавцов и покупателей коней.

На такой своеобразной экономической основе, при преобладании скотоводства, особенно коневодства, у поволжских финно-угров в конце I тыс. н. э. могли сложиться классовые отношения лишь примитивного, дофеодального облика, хотя и со значительной общественной дифференциацией, похожие на общественные отношения кочевников I тыс. н. э.

На основании археологических данных трудно решить вопрос о степени развития ремесла у поволжских финно-угров. У большинства из них с давних пор были распространены домашние ремесла, в частности изготовление многочисленных и разнообразных металлических украшений, которыми изобиловал женский костюм. Техническая оснащенность домашнего ремесла в то время мало отличалась от оснащенности ремесленника-профессионала - это были те же литейные формы, льячки, тигли и др. Находки этих вещей при археологических раскопках, как правило, не позволяют определить, было ли здесь домашнее или специализированное ремесло, продукт общественного разделения труда.

Но ремесленники-профессионалы в указанное время несомненно имелись. Об этом свидетельствует возникновение на финно-угорских землях Поволжья на рубеже I и II тыс. отдельных поселений, обычно укрепленных валами и рвами, которые по составу находок, сделанных при археологических раскопках, могут быть названы торгово-ремесленными, «эмбрионами» городов. Кроме местных изделий в этих пунктах встречаются привозные вещи, в том числе восточные монеты, разнообразные бусы, металлические украшения и др. Таковы находки из Сарского городища около Ростова, уже упомянутого Тумовского селища около Мурома, городища Земляной Струг около Касимова и некоторых других.

Можно предполагать, что более отсталыми были северные финно-угорские племена, в частности весь, занимавшая, судя по летописи и данным топонимики, огромное пространство вокруг Белого озера. В ее экономике, как и у соседних коми, едва ли не основное место занимали тогда охота и рыбная ловля. Открытым остается вопрос о степени развития земледелия и скотоводства. Возможно, что среди домашних животных здесь имелись олени. К сожалению, археологические памятники белозерской веси I тыс. н. э. до сих пор остаются неисследованными. И не только потому, что ими специально никто не занимался, а главным образом из-за того, что древняя весь не оставила после себя ни остатков хорошо выраженных долговременных поселений, ни погребальных памятников, известных в земле других соседних финно-угров - эстов, води, мери, муромы. Это было, по-видимому, очень редкое и подвижное население. В Южном Приладожье имеются курганы конца IX–X в. с сожжениями, своеобразные по погребальному обряду и принадлежавшие, возможно, веси, но уже подвергшейся славянскому и скандинавскому влиянию. Эта группировка уже порвала с древним образом жизни. Ее экономика и быт во многом напоминали экономику и быт западных финно-угорских племен - води, ижоры и эстов. На Белом озере имеются древности X и последующих столетий - курганы и городища, принадлежавшие веси, уже испытавшей на себе значительное русское влияние.

Большинство финно-угорских группировок, входивших в границы Древней Руси или тесно с ней связанных, не утратило своего языка и этнических особенностей и превратилось впоследствии в соответствующие народности. Но земли некоторых из них лежали на главных направлениях славяно-русской раннесредневековой колонизации. Здесь финно-угорское население вскоре оказалось в меньшинстве и спустя несколько столетий было ассимилировано. В качестве одной из главных причин славяно-русской раннесредневековой колонизации финно-угорских земель исследователи справедливо называют бегство на окраины Руси земледельческого населения, спасавшегося от растущего феодального гнета. Но, как уже указано выше, имели место и «организованные» переселения крестьян, возглавляемые феодальными верхами. Особенно усилилась колонизация северных и северо-восточных земель в XI–XII вв., когда южные древнерусские области, лежащие вдоль границы степей, подверглись жестоким ударам кочевников. Из Среднего Поднепровья люди бежали тогда на Смоленский и Новгородский Север, а особенно в далекое Залесье с его плодородными почвами.

Процесс обрусения финно-угорских группировок - мери, белозерской веси, муромы и др. - закончился лишь в XIII–XIV вв., а местами и позднее. Поэтому в литературе представлено мнение, что перечисленные финно-угорские группировки послужили компонентом не столько древнерусской, сколько русской (великорусской) народности. Материалы этнографии точно так же свидетельствуют, что финно-угорские элементы в культуре и быту были характерны для старинной сельской культуры лишь волго-окского и северного русского населения. Но археологические и исторические данные говорят о том, что в ряде местностей процесс обрусения финно-угорского населения завершился или зашел очень далеко уже к XI–XII вв. К этому времени вошли в состав древнерусской народности значительные группы мери, веси и окских племен, а также отдельные прибалтийско-финские группы на Северо-Западе. Поэтому финно-угры не могут быть исключены из числа компонентов древнерусской народности, хотя этот компонент и не являлся значительным.

Колонизация финно-угорских земель, взаимоотношение пришельцев с коренным населением, его последующая ассимиляция и роль финно-угорских группировок в формировании древнерусской народности - все эти вопросы изучены еще далеко не достаточно. Ниже речь пойдет о судьбе не всех финно-угорских групп, земли которых были заняты в раннем средневековье славяно-русским населением, а лишь тех из них, о которых в настоящее время есть какие-либо сведения, - исторические или археологические. Больше всего данных имеется о древнем населении восточной части Волго-Окского междуречья, куда в XII в. переместился важнейший центр Древней Руси. Кое-что известно о финно-угорском населении Северо-Запада.

Как это ни странно на первый взгляд, древними финно-уграми, оказавшимися в границах Руси, больше всего интересовались в третьей четверти XIX в. Интерес к ним был вызван тогда, во-первых, итогами исследований выдающихся финно-угроведов - историков, лингвистов, этнографов и археологов, прежде всего А. М. Шегрена, впервые нарисовавшего широкую историческую картину финно-угорского мира, и его младшего современника М. А. Кастрена. А. М. Шегрен, в частности, «открыл» потомков древних финно-угорских группировок - води и ижоры, сыгравших большую роль в истории Великого Новгорода. Первым исследованием, специально посвященным исторической судьбе води, была вышедшая в 1851 г. работа П. И. Кеппена «Водь и Вотская пятина». Во-вторых, интерес к финно-уграм и их роли в отечественной истории был вызван тогда грандиозными раскопками средневековых курганов на территории Ростовско-Суздальской земли, произведенными А. С. Уваровым и П. С. Савельевым в начале 50-х годов XIX в. По мнению А. С. Уварова, с которым он выступил на I Археологическом съезде 1869 г., эти курганы принадлежали летописной мере, как тогда говорили, мерянам - финно-угорскому населению, «быстрое обрусение» которого началось «почти в доисторические для нас времена».

Труд А. С. Уварова и П. С. Савельева, «открывший, казалось, безвестно исчезнувшую культуру целой народности и показавший огромное значение археологических раскопок для ранней истории России, справедливо привел современников в восхищение» и вызвал многочисленные попытки отыскать следы мери в письменных источниках, в топонимике, в этнографических материалах, в тайных языках владимирских и ярославских офеней-коробейников и т. д. Продолжались и археологические раскопки. Из многочисленных трудов того времени, посвященных древней мери, назову статью В. А. Самарянова о следах поселений мери в пределах Костромской губернии, явившуюся результатом архивных изысканий, и прекрасную книгу Д. А. Корсакова о мере, автор которой, подытоживший огромный и разнообразный фактический материал, не сомневался, что «чудское (финно-угорское, - П. Т. ) племя» было «некогда одним из элементов формации великорусской народности».

В конце XIX - начале XX в. отношение к древним финно-уграм Волго-Окского междуречья заметно изменилось, интерес к ним снизился. После того как раскопки средневековых курганов были произведены в пределах разных древнерусских областей, выяснилось, что курганы Ростово-Суздальской земли в своей массе не отличаются от обычных древнерусских и, следовательно, А. С. Уваровым было дано ошибочное их определение. А. А. Спицын, выступивший с новым исследованием, посвященным этим курганам, признал их русскими. Он указал, что финно-угорский элемент в них незначителен и высказал недоверие в отношении сообщений летописи о мери. Он полагал, что меря была вытеснена из пределов Волго-Окского междуречья на северо-восток, «задерживаясь на пути отступления лишь небольшими клочками».

В целом соображения А. А. Спицына относительно ростовосуздальских курганов X–XII вв. являлись несомненно правильными, и они никогда не оспаривались. Но его стремление чуть ли не полностью исключить финно-угров из состава населения Северо-Восточной Руси, свести их роль до минимума, являлось безусловно ошибочным.

Точно так же ошибочной была оценка, данная А. А. Спицыным материалам из средневековых курганов, исследованных в конце прошлого века В. Н. Глазовым и Л. К. Ивановским к югу от Финского залива, между озерами Чудским и Ильмень. Почти все эти курганы А. А. Спицын признал славянскими вопреки мнению финских археологов, относивших их к памятникам води. Прав был А. В. Шмидт, указавший в своем очерке истории археологического изучения древних финно-угров, что взгляды А. А. Спицына явились отражением определенной, распространенной тогда националистической тенденции, которую А. В. Шмидт назвал «славянской точкой зрения», указав ее главных представителей в русской археологии того времени - И. И. Толстого и Н. П. Кондакова. Эта точка зрения была представлена тогда и в трудах историков Древней Руси: Д. И. Иловайского, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др. Они, конечно, не отрицали, что в границах Древней Руси имелись местности с «инородческим», финно-угорским населением, которое кое-где сохранялось до XIII–XIV вв., а местами и позднее. Но в неславянских племенах дореволюционные исследователи не видели субъекта истории. Они не интересовались их судьбой, отводили им пассивную, третьестепенную роль в истории Руси.

Запоздалым отголоском этих же взглядов явилось выступление известного этнографа Д. К. Зеленина, опубликовавшего в 1929 г. статью, в которой он ставил под сомнение сам факт участия финно-угров в формировании русской народности. Выступление это подверглось тогда со стороны этнографов суровой критике.

К большому сожалению, нигилистическое отношение к истории финно-угров и других неславянских участников создания древнерусской народности по иным, конечно, чем раньше, причинам сохранилось и среди советских историков Древней Руси. В трудах таких специалистов по истории населения и феодальных отношений в Северо-Восточной Руси, как М. К. Любавский и С. Б. Веселовский и др., неславянское население - весь, меря, мещера, мурома - лишь упоминается и не более. В работах Б. Д. Грекова, посвященных истории крестьянства, С. В. Юшкова, в которых речь идет об истории права, М. Н. Тихомирова о крестьянских и городских антифеодальных движениях и других население Древней Руси рассматривается с самого начала как по сути дела однородное. Вольно или невольно историки исходят из представления, что древнерусская народность в IX–X вв. уже сложилась. Они не видят и не учитывают местных особенностей, не видят или не принимают во внимание того, что отдельные славяно-русские, финно-угорские и другие группировки имели свою экономическую, социальную и этническую специфику. Нерусские племена вели борьбу за независимость не только в IX–X вв., в период становления Древней Руси, но и позднее - в XI–XII вв. Историки как будто бы опасаются, что, признав наличие антагонизма между отдельными этническими группами, входившими в границы Древней Руси, они ослабляют свою марксистскую оценку исторических событий, главной силой которых была классовая борьба. В итоге это ведет к некоторой своеобразной идеализации Древней Руси.

Возьмем, например, известное антифеодальное восстание 1071 г. в Ростовской области. Несмотря на то что описание этого события в летописи не оставляет никаких сомнений в том, что его участниками - и смердами, возглавляемыми волхвами, и «лучшими женами», которых грабили и убивали голодные смерды, - были мерянские, финно-угорские элементы (речь об этом еще будет идти ниже), историки Древней Руси не придают этому никакого значения или же пытаются вовсе отрицать данное обстоятельство.

Так, М. Н. Тихомиров, признавая, что Ростово-Суздальская земля в XI в. имела смешанное русско-финно-угорское население, пытался тем не менее рассматривать специфические этнографические особенности, сопутствующие восстанию 1071 г., в качестве особенностей, распространенных якобы в русской среде. Восставших смердов с волхвами он считает русскими, так как в летописном рассказе нигде не указано, что Ян Вышатич объяснялся с восставшими с помощью переводчиков.

Из историков наших дней, кажется, один лишь В. В. Мавродин дал, на мой взгляд, правильную характеристику той, не только социальной, но и специфической племенной, среды, в условиях которой протекало восстание 1071 г.

И в настоящее время в историографии в указанной области мало что изменилось. Можно полностью присоединиться к высказанному недавно мнению В. Т. Пашуто, который отметил, что «в нашей историографии пока не исследован вопрос об этнической и экономической сложности и обусловленной ею политической неоднородности структуры Древнерусского государства… Не изучены и особенности антифеодальной борьбы подвластных Руси народов и ее соотношение с историей классовой борьбы русских смердов и городской бедноты». Нужно указать, что в работе В. Т. Пашуто, из которой взята эта цитата, по сути дела впервые все эти темы во всей их полноте были поставлены перед историками. Но пока что только поставлены.

Несколько лучше в последние десятилетия обстояло дело с археологическими исследованиями, посвященными раннесредневековой истории Ростово-Суздальской земли и северо-запада Новгородской. В результате неоднократных раскопок в области Волго-Окского междуречья был получен значительный новый материал, освещающий культуру финно-угорского - мерянского, муромского и мордовского населения, а также картину появления в этой области славяно-русских поселенцев. Одним из последних итогов этих работ является опубликованная в 1961 г. большая книга Е. И. Горюновой. В этой книге, по моему мнению, не со всем можно согласиться, особенно в тех ее разделах, где речь идет о далеком прошлом. Но вторая часть книги, посвященная раннему средневековью, в частности взаимоотношениям русского населения с местными мерянской и муромской группировками, содержит в основном очень интересные данные и их интерпретацию, которые не раз будут использованы в дальнейшем изложении. Средневековым древностям белозерской веси посвящены работы Л. А. Голубевой - исследователя города Белоозеро. Население этого древнего города было смешанным, русско-финно-угорским.

Большое значение для исследований в области истории и культуры волго-окских финно-угорских племен имели также результаты археологических работ в смежных с Волго-Окским междуречьем Марийской, Мордовской, Удмуртской Автономных Советских Социалистических Республиках.

Что касается северо-западных финно-угорских областей, вошедших некогда в состав Вотской пятины Великого Новгорода, то в ее западных частях, лежащих к югу от Финского залива и р. Невы, за последнюю половину века было очень мало археологических исследований, посвященных изучению истории древнего коренного населения. Тем не менее взгляды А. А. Спицына на средневековые курганы этой области были пересмотрены. Такие исследователи, как X. А. Моора, В. И. Равдоникас, В. В. Седов, пришли к выводу, что курганные древности XI–XIV вв., их немалую часть, нужно связать с коренным населением - водью и ижорой. Да и как могло быть иначе, если эти финно-угорские группировки составляли тут значительную часть населения вплоть до XIX в. и если население, сохраняющее память о своем водском и ижорском происхождении, имеется здесь кое-где и в настоящее время.

Большие исследования средневековых курганов в 20-30-х годах велись в соседних областях - в Южном Приладожье и Прионежье; они были связаны с раскопками на городище Старая Ладога и имели целью дать картину окружавшего этот город сельского населения, известного ранее главным образом по раскопкам Н. Е. Бранденбурга. Итоги всех этих исследований вызвали среди археологов длительную дискуссию, которая до сих пор не закончилась. Как уже указывалось, одни исследователи утверждают, что средневековые курганы Приладожья и Прионежья принадлежат веси; другие же видят в них памятники южных карельских группировок. Ясно лишь, что это было не славяно-русское население, а финно-угорское, хотя и подвергшееся значительному славяно-русскому влиянию.

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

Из книги Древние боги славян автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

ФИННО-КАРЕЛЬСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА СТАРОГО БОГА. УККО Финно-карельский Укко практически полностью соответствует индоевропейскому представлению о верховном боге-творце, который у ближайших соседей, у славян, именовался Богом, Стрибогом или даже Родом (а в Ригведе он

Из книги Кыпчаки / половцы / куманы и их потомки: к проблеме этнической преемственности автора Евстигнеев Юрий Андреевич

№ 4. Краткие сведения о племенах, упоминаемых в книге Источники: китайские хроники династий Суй (581–618 гг.) и Тан (618–907 гг.), сочинения арабо-персидских авторов X–XII вв.Общая литература (литература по конкретным народам приводится в конце сведений):Бичурин Н.Я. Собрание

Из книги Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях автора Базили Константин Михайлович

Статистические заметки о племенах сирийских и духовном их

Из книги Археологические путешествия по Тюмени и ее окрестностям автора Матвеев Александр Васильевич

Индоиранцы и финно-угры Говорили завоеватели на одном из языков индоевропейской семьи, к которой принадлежат балтийские, германские, романские, славянские (сравните древнеиндийское веда - «священное знание» и русское ведать - «знать»), древнегреческий и многие другие

Из книги История упадка. Почему у Прибалтики не получилось автора Носович Александр Александрович

1. Братья финно-угры: сравнительная история финнов и эстонцев Скачет толпа угров, видят камень с надписью: «Налево - Венгрия; тепло, солнечно, виноград. Направо - Финляндия с Эстонией; холодно, сыро, салака». Те, кто умел читать, поскакали налево… Финско-эстонский

Из книги История Украины автора Коллектив авторов

Представления летописца о восточнославянских племенах После рассказа о разделении после Потопа земли между сыновьями Ноя и расселении славян летописец сообщает: «… словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне, а друзии древляне, зане седоша в лесех; а друзии

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Из книги У истоков древнерусской народности автора Третьяков Петр Николаевич

НА ФИННО-УГОРСКИХ ОКРАИНАХ ДРЕВНЕЙ РУСИ

автора Мартьянов Андрей

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

), мор-дов-ская (морд-ва - эр-зя и мок-ша ), ма-рий-ская (ма-рий-цы ), перм-ская (уд-мур-ты , ко-ми , ко-ми-пер-мя-ки ), угор-ская (уг-ры - венг-ры , хан-ты и ман-си ). Чис-лен-ность ок. 24 млн. чел. (2016, оцен-ка).

Пра-ро-ди-на Ф.-у., по-ви-ди-мо-му, на-хо-ди-лась в зо-не ле-сов Зап. Си-би-ри, Ура-ла и Пре-ду-ра-лья (от Средней Оби до Ниж-ней Ка-мы) в 4-м - сер. 3-го тыс. до н. э. Их древ-ней-ши-ми за-ня-тия-ми бы-ли охо-та, реч-ное ры-бо-лов-ст-во и со-би-ра-тель-ст-во. По дан-ным лин-гвис-ти-ки, Ф.-у. име-ли кон-так-ты на вос-то-ке с са-мо-дий-ски-ми на-ро-да-ми и тун-гу-со-мань-чжур-ски-ми на-ро-да-ми, на юге как ми-ни-мум с нач. 3-го тыс. - с ин-до-иран. на-ро-да-ми (ария-ми ), на за-па-де - с па-лео-ев-ро-пей-ца-ми (от их язы-ков ос-та-лись суб-страт-ные сле-ды в зап. фин-но-угор-ских язы-ках), со 2-й пол. 3-го тыс. - с на-ро-да-ми, близ-ки-ми к пред-кам гер-ман-цев , бал-тов и сла-вян (пред-ста-ви-те-ля-ми шну-ро-вой ке-ра-ми-ки куль-тур-но-ис-то-ри-че-ской общ-но-сти ). С 1-й пол. 2-го тыс. в хо-де кон-так-тов с ария-ми на юге и с центр.-ев-роп. ин-до-ев-ро-пей-ца-ми на за-па-де Ф.-у. зна-ко-мят-ся со ско-то-вод-ст-вом и за-тем с зем-ле-де-ли-ем. Во 2-1-м тыс. про-ис-хо-ди-ло рас-про-стра-не-ние фин-но-угор-ских язы-ков на за-пад - до Сев.-Вост. При-бал-ти-ки, Сев. и Центр. Скан-ди-на-вии (см. Сет-ча-той ке-ра-ми-ки куль-ту-ра , Анань-ин-ская куль-ту-ра ) и вы-де-ле-ние при-бал-тий-ско-фин-ских язы-ков и са-ам-ских язы-ков . Со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Си-би-ри и со 2-й пол. 1-го тыс. н. э. в Вол-го-Ура-лье на-чи-на-ют-ся кон-так-ты с тюр-ка-ми . К древ-ней-шим письм. упо-ми-на-ни-ям Ф.-у. от-но-сят Fenni в «Гер-ма-нии» Та-ци-та (98 н. э.). С кон. 1-го тыс. на раз-ви-тие ря-да фин-но-угор-ских на-ро-дов ока-за-ло су-ще-ст-вен-ное влия-ние их вклю-че-ние в со-став ср.-век. го-су-дарств (Бул-га-рия Волж-ско-Кам-ская , Древ-няя Русь, Шве-ция). Со-глас-но дан-ным ср.-век. письм. ис-точ-ни-ков и то-по-ни-мии, Ф.-у. ещё в нач. 2-го тыс. н. э. со-став-ля-ли осн. на-се-ле-ние се-ве-ра лес-ной и тун-д-ро-вой зо-ны Вост. Ев-ро-пы и Скан-ди-на-вии, но бы-ли за-тем в зна-чит. ме-ре ас-си-ми-ли-ро-ва-ны гер-ман-ца-ми, сла-вя-на-ми (пре-ж-де все-го ме-ря ; воз-мож-но, му-ро-ма , ме-ще-ра , за-во-лоч-ская и др.) и тюр-ка-ми.

Для ду-хов-ной куль-ту-ры Ф.-у. бы-ли ха-рак-тер-ны куль-ты ду-хов-хо-зя-ев при-ро-ды. Воз-мож-но, офор-ми-лись пред-став-ле-ния о выс-шем не-бес-ном бо-же-ст-ве. Во-прос о на-ли-чии эле-мен-тов ша-ма-низ-ма дис-кус-сио-нен. С нач. 2-го тыс. на-чи-на-ет-ся об-ра-ще-ние Ф.-у. Ев-ро-пы в хри-сти-ан-ст-во (венг-ры в 1001, ка-ре-лы и фин-ны в 12-14 вв., ко-ми в кон. 14 в.) и раз-ви-тие пись-мен-но-стей на фин-но-угор-ских язы-ках. При этом ряд фин-но-угор-ских групп (осо-бен-но сре-ди ма-рий-цев и уд-мур-тов Баш-ки-рии и Та-тар-ста-на) до 21 в. со-хра-ня-ет свою об-щин-ную ре-ли-гию, хо-тя и под-верг-шую-ся хри-сти-ан-ско-му влия-нию. При-ня-тие ис-ла-ма Ф.-у. в По-вол-жье и Си-би-ри бы-ст-ро при-во-ди-ло к их ас-си-ми-ля-ции та-та-ра-ми, по-это-му му-сульм. об-щин сре-ди Ф.-у. прак-ти-че-ски нет.

В 19 в. фор-ми-ру-ет-ся ме-ж-ду-нар. фин-но-угор-ское дви-же-ние, в ко-то-ром про-яв-ля-ют-ся чер-ты пан-фин-но-уг-риз-ма.

Лит.: Ос-но-вы фин-но-угор-ско-го язы-ко-зна-ния: Во-про-сы про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия фин-но-угор-ских язы-ков. М., 1974; Хай-ду П. Ураль-ские язы-ки и на-ро-ды. М., 1985; На-поль-ских В. В. Вве-де-ние в ис-то-ри-че-скую ура-ли-сти-ку. Ижевск, 1997.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фи́нно-уго́рские наро́ды (фи́нно-у́гры ) — языковая общность народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Численность и ареал

Всего: 25 000 000 человек
9 416 000
4 849 000
3 146 000—3 712 000
1 888 000
1 433 000
930 000
520 500
345 500
315 500
293 300
156 600
40 000
250—400

Археологическая культура

Ананьинская культура, Дьяковская культура, Саргатская культура, Черкаскульская культура

Язык

финно-угорские языки

Религия