Проблематика литературы конца 19 начала 20 века. Литературный процесс конца хiх - начала хх века

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого урока по литературе

на тему:

«А.А. Блок. Мотивы лирики».

Екатерина

Александровна,

Учитель русского

Языка и литературы

МОУ Гимназия №56»

П. Красково

Тема урока

А.А.Блок. Мотивы лирики.

Цели урока:

Образовательные

  1. Выявить основные мотивы лирики Блока.
  2. Через творчество познакомиться с биографией автора.

Развивающие

  1. Способствовать

Формированию у учащихся навыков поисково-исследовательской деятельности,

Расширению кругозора за счёт приобретённых умений и навыков,

2) Закрепить навык

По систематизации материала,

Участия в дискуссии,

Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями,

Обоснованно выражать своё мнение, отстаивать его,

Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

Воспитательные

Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности:

Воспитать внимание к слову, формировать интерес к лирике Блока,

Формировать представление о вечных ценностях,

Воспитывать любовь к Родине,

Воспитывать высокое отношение к женщине.

Технологии:

Проектная технология,

Технология опережающего обучения,

Технология группового обучения,

Блочно-модульная технология,

Технология исследовательского обучения.

Межпредметные связи:

История,

Музыка,

Живопись,

Кино,

Философия,

Психология.

Оборудование:

Портрет Блока,

Репродукции картин русских художников,

Фрагменты из художественного фильма «Есенин»,

Запись стихотворения Блока «Незнакомка» в исполнении

Ярцевой,

Схемы, опорные конспекты,

Компьютер и мультимедийная доска.

Предварительно ребята получили задание к уроку: самостоятельно ознакомиться со стихотворениями Блока, его дневниковыми записями, письмами, статьями. На основе своих наблюдений, разбившись на группы, ученики должны были разработать проекты по темам:

1) «Стихи о Прекрасной Даме».

2) Цикл «Город».

3) Тема Родины в поэзии Блока.

4) В чём истоки патриотизма лирики Блока?

План урока

  1. Слово учителя
  2. Проверка домашнего задания:

Проект «Стихи о Прекрасной Даме»,

Беседа по проекту «Город»

3) Новый материал (нравственная мысль стихотворения «Незнакомка»

4) Проверка домашнего задания:

Проект «Родина в лирике Блока»,

Беседа по проекту «В чём истоки патриотизма лирики Блока?»

5) Итоги урока:

Образы,

Мотивы,

6) Домашнее задание

А.А. Блок. Мотивы лирики.

Слово учителя

Когда под забором в крапиве

Несчастные кости сгниют,

Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд…

Вот только замучит проклятый,

Ни в чём неповинных ребят

Годами рожденья и смерти

И ворохом скверных цитат…

Печальная доля – так сложно,

Так трудно мучительно жить,

И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить…

Зарыться бы в снежном бурьяне,

Забыться бы сном навсегда!

Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда.

Поэтому говорить о личности Блока, о его судьбе мы будем немного нетрадиционно: не от биографии к творчеству , а через творчество к биографии . Опираться будем на произведения, дневники, статьи, письма.

Тема сегодняшнего урока: «А.А.Блок. Мотивы лирики». А значит, цель занятия – выяснить, каково мироощущение автора, что его волновало, какие мотивы являются главными в его творчестве.

Начинаем знакомство с поэтом. Кстати, о знакомстве с этим человеком мечтали многие: поклонники, начинающие авторы. Давайте посмотрим, как произошла первая встреча Блока и Есенина.

Проследите, каким предстаёт А.А. Блок во фрагменте из художественного фильма «Есенин»?

(Блок представлен интеллигентным, серьёзным, задумчивым.

Кажется, что он разочарован в жизни, умеет разглядеть талант, достойно оценить его. Блок деликатен, рассудителен, пессимистичен)

Это 1915 год. Блок задумчив, пессимистичен. Всегда ли он был таким? В блоковедении высказываются разные мнения. Мы проведём своё исследование. Перенесёмся в далёкий 1901 год. В это время Блок создаёт цикл «Стихи о Прекрасной Даме».

Давайте выясним, каковы мотивы его лирики этого периода? Каково мироощущение Блока?

Но сначала с помощью толкового словаря уточним значение слова «мотив».

(Мотив – составная часть сюжета или тема в произведении искусства.)

Итак, смотрим проект «Стихи о Прекрасной Даме», выясняем, какие темы волнуют автора, какие образы возникают в его творчестве?

(Выступление учеников: читаются стихи из цикла «Стихи о Прекрасной Даме», даётся характеристика поэзии этого периода, делается вывод о мироощущении автора.)

Вопрос выступившей группе

Всё ли вам было понятно в стихотворениях цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Многое непонятно)

Почему Блок в этот период пишет непонятно? Как вы считаете?

(Во-первых, Блок посвящает стихи таинственному, непостижимому, то есть мечте. Во-вторых, Блок в это время увлечён мистикой. Поэтому так много непонятного в стихотворениях этого цикла.)

Вопрос классу

Какие образы являются главными в цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»?

(Это образы природы, женщины, мечты, реальности, общества, города.)

Город у Блока. Это конкретный город или город вообще?

(Это Петербург)

В какие тона раскрашивает Блок Петербург? В каких стихотворениях?

(В стихотворениях 1901 – 1902 года Петербург окрашен в светлые тона, в цикле «Город» - в мрачные тона.)

Как вы считаете, Петербург для Блока друг или враг? Аргументируйте свой ответ.

(У Блока противоречивое отношение к Петербургу. С одной стороны, это друг (здесь происходили встречи с Л.Д.Менделеевой, автор называет город «милым другом», окрашивает его в светлые тона), с другой стороны, Петербург – воплощение зла. Об этом свидетельствуют мрачные тона, страшные существа, карлики, живущие в городе, кровь на мостовой.)

Один из учеников, работавших над проектом «Город» читает стихотворение наизусть.

Как вы думаете, почему в этом стихотворении картина мира совсем не похожа на картину мира в «Стихах о Прекрасной Даме»?

(Во-первых, это стихотворение написано в 1908 году и входит в цикл «Город», во-вторых, автор показывает не мечту, а реальное капиталистическое общество, в-третьих, если Прекрасная Дама – добро, значит, есть и воплощение зла.)

Давайте послушаем ещё одно стихотворение Блока «Незнакомка» в исполнении Ярцевой.

Какие образы мы видим в нём? К какому циклу , на ваш взгляд, принадлежит это стихотворение? Аргументируйте свой ответ.

(Возникают образы города, женщины-незнакомки. Незнакомка показана таинственной, загадочной. Это сближает её с Прекрасной Дамой. Но при описании города используются мрачные тона, обращают на себя внимание такие детали:

- «тлетворный дух»,

- «детский плач»,

- «кривится диск»,

- «пьяное чудовище».

Это свидетельствует о том, что, скорее всего, стихотворение входит в цикл «Город»)

Безусловно, каждый из вас представил свою Незнакомку. Возможно, она такая (на доске – иллюстрация к стихотворению).

Незнакомка таинственна, загадочна. Мы ничего не знаем о её жизни, о её судьбе, но можем предположить, счастлива ли она?

(Вряд ли. Не может женщина быть счастливой в таком городе, в таком обществе.)

В стихотворении «Незнакомка» заложена в высшей степени нравственная мысль : если в обществе женщина несчастна, если она унижена, оболгана, обманута, то унижена и обманута вся нация. Поэтому судьба женщины является для Блока символом судьбы самой России.

Только ли у Блока женщина – символ судьбы России?

(Нет. Подобные мотивы встречаются у Некрасова.)

Давайте посмотрим ещё один проект «Родина в лирике Блока».

(Выступление учеников: характеристика стихотворений о Родине, чтение произведений наизусть, представление видеоматериалов).

Вопрос классу

Какие образы возникают в произведениях Блока о Родине?

Есть ли у вас дополнения? Какие биографические сведения подтверждают любовь Блока к Родине?

(1.После революции Блок перестал писать. Он признавался, что «задыхается». Но несмотря ни на что не только не выехал за границу, но и раздражённо относился к тем эмигрантам, которые осуждали Россию.

2. Блок считал, что нельзя оставлять Родину в трудные для неё времена.

3.У Блока с Родиной была очень крепкая кровная связь. Будучи смертельно больным, Блок так и не выехал на лечение за границу. Сначала очень долго оформлялись документы на выезд. Как только они были оформлены – Блока не стало. Получается Родина-жена не отпустила.)

Как вы думаете, в чём истоки патриотизма Блока?

(Патриотизм – это любовь к Родине. Родина для Блока сначала Шахматово, позднее Родина – вся Россия.

Любовь формируется в результате эстетического воздействия (источник – природа) и нравственного воспитания (источник – семья).

Природа, Родина – слова одного корня. Они дают жизнь человеку, творческие силы поэту. И действительно, настали тяжёлые для Родины времена, и подорваны силы поэта. Уже в 1919 году современники говорили о Блоке: «Мёртвый поэт», - а в 1921…

Фрагмент из художественного фильма «Есенин»

Что стоит за фразой Есенина? Как вы её понимаете?

Почему стихотворения Блока близки и понятны современникам независимо от возраста, происхождения?

(1. Блок продолжает традиции русской литературы 19 века. Он пишет о том, что волнует любого человека:

О любви,

О Родине,

О женщине,

О России,

О революции.

2. Блок – символист, а символ – окно в бесконечность, он допускает несколько истолкований, а читатель становится соавтором.)

Итак, мы пришли к выводу, что основными мотивами лирики Блока являются темы любви, Родины, города, революции.

Мотивы одни, а ощущения? Психологи в этом случае опираются на специальные тесты, важным для них является цвет. Используем эту технологию. Что о мировосприятии Блока говорит цветопись?

Какие цвета использует Блок в начале своего творчества и в конце?

(В начале творчества – белый, лиловый, лазурный, золотой, серебряный, розовый. В конце творчества – чёрный, тусклый, свинцовый, оловянный. Таким образом, цветовая гамма меняется. Это ясно отражает мироощущение поэта.)

В начале урока звучал вопрос: «Всегда ли Блок был пессимистичным, замкнутым?»

Опираясь на наше исследование, напишите эссе «Каким я представляю Блока?»


А.А. Блок
Основные темы лирики
Свое творчество А. А. Блок осмыслял в его единстве, называя все написанное романом в стихах, а трехтомник, в который вошли стихи, драмы, поэмы - «трилогией вочеловеченья».
1. Стихи о "Прекрасной даме"2. Стихи о России3. Поэма «Двенадцать»1. Стихи о «Прекрасной даме»
Прекрасная дама - воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты.
Лирический герой - служитель Прекрасной дамы, ожидающий преображения жизни.
Поэт готов отрешиться от всего реального и земного, замкнуться на своих переживаниях: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. В стихах этого цикла звучит мотив тревоги, ощущение близкой катастрофы, одиночества, тоски.

Особенности поэтической речи:
Фантастичность и загадочность изображаемого.
Неопределенно-личные предложения.
Особенные эпитеты: «руки незримые», «сны невозможные», «шаги несуществующие».

2. Стихи о России
В лирике Блока слышится постоянное обращение к России. Не только в безвоздушном пространстве фантазии, но и в определенном, русском воздухе, на просторе русских полей помещает он свою лирику. Содержание и дух своего лиризма Блок не мыслит вне глубочайшей связи с Россией. Особый отпечаток своей души он выводит из новейшей истории.

Стихи Особенности содержания и стиля
«Россия» (1908 гТема родины в этом стихотворении уходит корнями в глубокое прошлое. Это сыновняя исповедь об эпохе, временах «лет темных и глухих», но уже предвещающих стихийные ветры революции - с разбойным посвистом, уничтожением усадеб. Но эта тема «свободы без креста» проходит лишь намеком, неосознанным предчувствием:
И невозможное возможно, Дорога долгая легка...
«На поле Куликовом» цикл (1908 г.) Духовный итог всех предыдущих лет - новая философия жизни, новое преставление о ее сущности, как бы синтез прежних концепций «храма» и «стихии»: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...
В «Поле Куликовом» возникает женский образ - особенный, сообразный всему остальному. В этом образе нет ничего от земных женщин, это словно возвращение в поэзию Блока самой Вечной Женственности - но преобразившейся, с другим лицом:
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..
...Испепеляющие годы!
Есть немота - то гул набата
Безумья ль в вас, надежды ль весть
Заставил заградить уста.

От дней войны, от дней свободы -
В сердцах, восторженных когда-то,
Кровавый отсвет в лицах есть.
Есть роковая пустота.
Эту пустоту Блок стремится заполнить Россией, он говорит о России с каким-то болезненным стоном любви и тоски. Он называет ее своей женой, своей бедной женою, своей жизнью; он нищую страну свою и круг её низких, нищих деревень принимает глубоко в сердце и безумно хочет разгадать ее загадку и ее рыдания.

3. Поэма «Двенадцать»
Поэма «Двенадцать» написана за три дня, в январе 1918 г., Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневнике: «Сегодня я - гений».
В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка - на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.

Основной художественный прием - антитеза, контраст что же противопоставляется в поэме?

Старый мир Новый мир
буржуй красноармейцы
писатель-вития ветер
товарищ поп снег

Пёс
Стихия цвета «Черный вечер. Белый снег» Черное - старое, уходящее, белое - новое, устремленное в будущее. Жестокое разделение - таково время, никаких полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет - цвет знамени, крови, революции.
Стихия музыки 2 глава - ритм марша; 3 глава - частушка, 9 глава - городской романс.
Стихия природы Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер - на всем божьем свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы представителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: «Вся власть Учредительному собранию».
Ветер сопровождает «Двенадцать» («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель, «снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Метель в душе Петрухи. Начинается пурга.
Стихия душ человеческих Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз - знак каторжника) Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», т. е. дозволено все.Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка пулей в Святую Русь - в кондовую, в избяную, в толстозадую».
8 глава Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость, тоска. Скучно - это серо, серо - это безлико.
11 глава Идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Стихия вседозволенности Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но все-таки впереди «двенадцати» - Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные.
Появление Иисуса Христа С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос.

В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной».

1. Поэт А. А. Блок.
2. Основные темы в творчестве Блока.
3. Любовь в поэзии поэта.

...Писатель, верующий в свое призвание, каких бы размеров этот писатель ни был, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается с нею...
А. А. Блок

А. А. Блок родился в дворянской интеллигентской семье. По отзывам Блока, отец его был знатоком литературы, тонким стилистом и неплохим музыкантом. Но он обладал деспотическим характером, именно поэтому мать Блока ушла от мужа еще до рождения сына.

Блок провел свое детство в атмосфере литературных интересов, что рано пробудило в нем тягу к поэзии. Еще в пятилетнем возрасте Блок начал писать стихи. Но серьезное обращение к поэтическому творчеству относится к годам окончания поэтом гимназии.

Лирика Блока уникальна. При всем многообразии тем и средств выражения, она предстает перед читателем как единое целое, как отражение «пути», пройденного поэтом. На эту особенность своего творчества указывал и сам Блок. А. А. Блок прошел сложный творческий путь. От символистских, романтических стихотворений — к обращению к реальной революционной действительности. Многие современники и даже бывшие друзья Блока, сбежав от революционной действительности за рубеж, кричали, что поэт продался большевикам. Но это было не так. Блок пострадал от революции, но сумел понять и то, что время перемен было неизбежным. Поэт очень чутко ощущал жизнь, проявлял интерес к судьбе родной страны и русского народа.

Любовь для Блока — основная тема творчества, будь то любовь к женщине, к России. Раннее творчество поэта отличается религиозными мечтаниями. Цикл «Стихов о Прекрасной Даме» исполнен тревог, ощущения приближающейся катастрофы. Поэт тосковал об идеале женщины. Стихи Блока посвящены его будущей жене, Д, И. Менделеевой. Вот строки из стихотворения «Вхожу я в темные храмы...»:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

Любовь поэта к будущей жене в «Стихах о Прекрасной Даме» совмещалась с увлечением философскими идеями В. С. Соловьева. Наиболее близким поэту оказалось учение философа о существовании Великой Женственности, Души Мира. Неразрывно связана с Великой Женственностью мысль о спасении мира через его духовное обновление. Особенный отклик у поэта вызвала мысль философа о том, что любовь к миру открывается через любовь к женщине.

В «Стихах о Прекрасной Даме» идеи двоемирия, представляющих собой сочетание духовного и материального, воплотились через систему символов. Облик героини этого цикла отличается неоднозначен. С одной стороны, это вполне реальная женщина:

Она стройна и высока,
Всегда надменна и сурова.
С другой стороны, это мистический образ.
То же относится и к герою.

История земной любви у Блока воплощается в романтическом символическом мифе. «Земное» (лирический герой) противопоставлено «небесному» (Прекрасная Дама), ощущается стремление к их воссоединению, благодаря чему должна наступить полная гармония.

Но с течением времени поэтическая направленность Блока менялась. Поэт понимал, что, когда вокруг голод и разруха, борьба и смерть, нельзя уйти в «миры иные». И тогда в творчество поэта ворвалась жизнь во всем ее многообразии. В поэзии Блока появляется тема народа и интеллигенции. Например, в стихотворении «Незнакомка» показано столкновение прекрасной мечты с действительностью:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Блок записывал в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное». Двойственность — соприкосновение образа-идеала и отталкивающей реальности — нашла свое отражение в этом стихотворении. Она эта отразилась даже в двухчастной композиции произведения. Первую часть наполняет ожидание мечты, идеального образа Незнакомки:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен...

Но место встречи с идеалом — трактир. И автор умело нагнетает обстановку, готовя читателя к появлению Незнакомки. Появление Незнакомки во второй части стихотворения на время преображает для героя действительность. В стихотворении «Незнакомка» удивительно психологично раскрывается образ лирического героя. Смена его состояний очень важна для Блока. Отчетливо проявляется в поэзии Блока любовь к родине. Любовь к родной стране у Блока отчетливо перекликается с глубоким чувством к женщине:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Блок стремился продолжать традиции русской классической литературы, видел свою задачу в служении народу. В стихотворении «Осенняя воля» видны лермонтовские традиции. М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «Родина» называл любовь к отчизне «странной», поэту дороги были не «слава, купленная кровью», а «степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень». Такова же и любовь Блока:

Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю...

Отношение Блока к родине более лично, интимно, подобно его любви к женщине. Недаром в этом стихотворении Русь предстает перед читателем в образе женщины:

И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав

В стихотворении «Русь» родина — это тайна. И разгадка тайны — в душе народа. Получил отражение в поэзии Блока мотив страшного мира. Наиболее ярко вся безысходность жизни проявляется в широко известном стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека...»:

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Роковой круговорот жизни, ее безысходность удивительно четко и просто отражены в этом стихотворении.

Стихи Блока во многом трагичны. Но трагичным было время, породившее их. Но суть творчества, по словам самого поэта, в служении будущему. В последнем своем стихотворении «Пушкинскому дому» Блок вновь говорит об этом:

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,

Прозревали дней грядущих
Сине-розовый туман.

Для понимания творчества поэта во многом немаловажен образ его лирического героя. Ведь, как мы знаем, люди отражают и самих себя в своих произведениях.

В стихотворении «Фабрика» мы видим обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике. Но реальность соотносится с символической философией, осознанием лирическим героем своего места в жизни. В стихотворении можно выделить три образа: толпу людей, собравшихся у ворот; мистического персонажа («недвижный кто-то, черный кто-то») и лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины...». Для творчества Блока это характерно: видеть все «с вершины», но при этом сам поэт остро ощущал жизнь во всем ее многообразии и даже в трагичности.

А.А. Блок. Основные мотивы лирики

Далек и близок одновременно был он нашей эпохе…Он искал слияния с космосом, а не с человечеством. Жил предчувствием тайны и чуда…П.С. Коган

На творчество А.А. Блока (1880-1921) оказали серьёзное влияние русская романтическая поэзия, русский фольклор, философия Владимира Соловьева. Значительный след в его поэзии оставило и сильное чувство к Л.Д. Менделеевой, ставшей в 1903 г. его женой. Лирика Блока выступает как единое произведение, развернутое во времени: «...Я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - «трилогия вочеловечения» (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, «возмездию» и... к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру...)» , - так Блок характеризовал этапы своего творческого пути и содержание книг, составивших трилогию.

Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.

Предчувствую Тебя...

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее Тебя не встречать. Я стал всему удивляться, На всем уловил печать. По улице ходят тени, Не пойму - живут, или спят. Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад. Кладут мне на плечи руки, Но я не помню имен. В ушах раздаются звуки Недавних больших похорон. А хмурое небо низко - Покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет. Ты - там.

Однако в первом томе стихов нашли своё отражение и социальные мотивы. В цикле «Распутья» (1903), завершающем первый том , тема Прекрасной Дамы соединяется с социальными мотивами - поэт словно поворачивается лицом к другим людям и замечает их горе, несовершенство мира, в котором они живут («Фабрика», «Из газет», «По берегу плелся больной человек» и др.)

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

«Из газет» Александр Блок

Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.

Коля проснулся. Радостно вздохнул,
Голубому сну еще рад наяву.
Прокатился и замер стеклянный гул:
Звенящая дверь хлопнула внизу.

Прошли часы. Приходил человек
С оловянной бляхой на теплой шапке.
Стучал и дожидался у двери человек.
Никто не открыл. Играли в прятки.

Были веселые морозные Святки.

Прятали мамин красный платок.
В платке уходила она по утрам.
Сегодня оставила дома платок:
Дети прятали его по углам.

Подкрались сумерки. Детские тени
Запрыгали на стене при свете фонарей.
Кто-то шел по лестнице, считая ступени.
Сосчитал. И заплакал. И постучал у дверей.

Дети прислушались. Отворили двери.
Толстая соседка принесла им щей.
Сказала: «Кушайте». Встала на колени
И, кланяясь, как мама, крестила детей.

Мамочке не больно, розовые детки.
Мамочка сама на рельсы легла.
Доброму человеку, толстой соседке,
Спасибо, спасибо. Мама не могла…

Мамочке хорошо. Мама умерла.

По берегу плелся больной человек.

С ним рядом ползла вереница телег.

В дымящийся город везли балаган,

Красивых цыганок и пьяных цыган.

И сыпали шутки, визжали с телег.

И рядом тащился с кульком человек.

Стонал и просил подвезти до села.

Цыганочка смуглую руку дала.

И он подбежал, ковыляя, как мог,

И бросил в телегу тяжелый кулек.

И сам надорвался, и пена у губ.

Цыганка в телегу взяла его труп.

С собой усадила в телегу рядком,

И мертвый качался и падал ничком.

И с песней свободы везла до села.

И мертвого мужа жене отдала.

Также в этом цикле появляется гамлетовский мотив («Песня Офелии»).

Разлучаясь с девой милой,

Друг, ты клялся мне любить!..

Уезжая в край постылый,

Клятву данную хранить!..

Там, за Данией счастливой,

Берега твои во мгле...

Вал сердитый, говорливый

Моет слезы на скале...

Милый воин не вернется,

Весь одетый в серебро...

В гробе тяжко всколыхнется

Бант и черное перо...

Пристально вглядываясь в окружающий мир, лирический герой замечает его неблагополучие, приходит к мысли, что жизнью в этом мире правят стихии. Этот новый взгляд получил отражение во втором томе , в циклах: «Нечаянная Радость» (1907), «Вольные мысли» (1907), «Снежная маска» (1907), «Земля в снегу» (1908), «Ночные часы» (1911). Параллельно с этими циклами А. Блок создает ряд лирических драм: «Балаганчик», «Незнакомка» (1906), «Песня Судьбы» (1908), «Роза и Крест» (1913). Создание второго тома совпало с революционными событиями в стране. Раздумья поэта о судьбе Родины вылились в стихи о России , о своём отношении к её прошлому, настоящему и будущему («Осенняя воля», «Русь», «Россия» и др.).

«Осенняя воля» Александр Блок

Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнет упругие кусты,
Битый камень лег по косогорам,
Желтой глины скудные пласты.

Разгулялась осень в мокрых долах,
Обнажила кладбища земли,
Но густых рябин в проезжих селах
Красный цвет зареет издали.

Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.

Кто взманил меня на путь знакомый,
Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
Или - каменным путем влекомый
Нищий, распевающий псалмы?

Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…

Много нас - свободных, юных, статных -
Умирает не любя…
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

РУСЬ

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведун ы с вороже я ми

Чаруют злаки на полях

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши - утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поет преданья старины...

Так - я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах ты,

И вот - она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь.

Она и в снах необычайна,

Ее одежды не коснусь.

Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

Лирический герой Блока связан с Родиной неразрывными узами. Первоначальный образ России поэт создаёт в русле фольклорной традиции: Русь - это таинственная, полусказочная земля, опоясанная лесами и окружённая дебрями, «с болотами и журавлями и с мутным взором колдуна» («Русь», 1906). Однако этот образ текуч : уже в стихотворении «Россия» (1908) образ древней земли незаметно трансформируется в женский образ: «какому хочешь чародею отдай разбойную красу» . Лирический герой убеждён, что Руси ничего не страшно, что она способна выстоять в любых испытаниях («не пропадёшь, не сгинешь ты» ). Лирический герой признаётся в любви к Родине, с которой «и невозможное возможно» . Особое место в лирике Блока занимает цикл «На поле Куликовом» (1908). Поэт считал, что история повторяется, поэтому необходимо осмысление её уроков: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям... Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Лирический герой этого цикла - это и древнерусский воин, который готовится к смертельной битве, и философ, размышляющий о судьбе России: «…До боли / Нам ясен долгий путь! / Наш путь - стрелой татарской древней воли / Пронзил нам грудь» . Несмотря на «кровь и пыль» , несмотря на грозящую «мглу - ночную и зарубежную» , на предвещающий беду «закат в крови» , лирический герой не мыслит своей жизни отдельно от России. Чтобы подчеркнуть неразделимость судьбы - своей и Родины, - Блок прибегает к смелой метафоре, несвойственной традиционному восприятию родной земли, - поэт называет Россию «женой»: «О, Русь моя! Жена моя!» . Заканчивается цикл на тревожной ноте: близится «начало / Высоких и мятежных дней /… Недаром тучи собрались» . Неслучаен и эпиграф, предпосланный пятой части цикла: «И мглою бед неотразимых / Грядущий день заволокло (В. Соловьёв)» . Предчувствия Блока оказались пророческими: революции, репрессии и войны регулярно потрясали нашу страну на протяжении всего XX столетия. Действительно, «И вечный бой! Покой нам только снится…» . Однако великий поэт верил в способность России преодолеть все испытания: «Пусть ночь. Домчимся…» . Остро воспринимая социальные потрясения, Блок переживает предчувствие надвигающейся катастрофы. Его трагическое мироощущение особенно ярко проявилось в цикле «Страшный мир» (1910-1916), открывающем третий том . В «страшном мире» нет любви, нет здоровых человеческих чувств, нет будущего («Ночь, улица, фонарь, аптека...» (1912)).

Тема «страшного мира» звучит и в циклах «Возмездие», «Ямбы» . Возмездие в интерпретации Блока - это суд собственной совести: расплатой тому, кто изменил своему предназначению, поддавшись губительному воздействию «страшного мира», становится усталость от жизни, внутренняя опустошенность, духовная смерть. В цикле «Ямбы» звучит мысль о том, что возмездие грозит всему «страшному миру». И всё же лирический герой не теряет веры в победу света над тьмой, он устремлён в будущее: О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить! Здесь же продолжается и тема России. Судьба Родины для лирического героя неотделима от его собственной судьбы («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» , 1910). А.Блок был глубоко убеждён, что родину не выбирают, он был способен любить и Россию страшную, уродливую в своей бездуховности - вспомним стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно» (1914): Грешить бесстыдно, непробудно, Счет потерять ночам и дням, И, с головой от хмеля трудной, Пройти сторонкой в божий храм. Три раза преклониться долу, Семь - осенить себя крестом, Тайком к заплеванному полу Горячим прикоснуться лбом. Кладя в тарелку грошик медный, Три, да еще семь раз подряд Поцеловать столетний, бедный И зацелованный оклад. А воротясь домой, обмерить На тот же грош кого-нибудь, И пса голодного от двери, Икнув, ногою отпихнуть. И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод, И на перины пуховые В тяжелом завалиться сне...Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне.26 августа 1914

Лирика А. Блока необычайно музыкальна . По мнению поэта, музыка - это внутренняя сущность мира. «Душа настоящего человека есть самый сложный и самый певучий музыкальный инструмент...» , - считал Блок, - поэтому все поступки человека - от необычайных взлётов до падения в пропасть «страшного мира» - являются проявлениями верности или неверности человека «духу музыки». Как и все символисты, А. Блок придавал особое значение ритмико-мелодическому рисунку произведения. В его поэтическом арсенале инструментов стихосложения широко представлены верлибр и ямбы, белый стих и анапест. Также большое значение Блок придавал цвету . Для его творчества цвет - средство символического изображения мира. Основные цвета в поэзии Блока - белый и чёрный, что обусловлено эстетикой символизма , рассматривающего мир как контрастное соединение идеального и реального, земного и небесного. Белый цвет прежде всего символизирует святость, чистоту, отрешённость. Чаще всего белый цвет встречается в первом томе - с ним связаны образы-символы чистоты, непорочности и недостижимости (например: белые птицы, белое платье, белые лилии). Постепенно белый цвет приобретает и другие значения:

1) страсти, освобождения: Серебристым, снежным хмелем Опьяню и опьянюсь? Сердцем, преданным метелям, К высям неба унесусь.??В далях снежных веют крылья, -Слышу, слышу белый зов;??В вихре звездном, без усилья Сброшу звенья всех оков?Опьянись же светлым хмелем, Снежнооким будь и Ты…??Ах, потерян счет неделям В вихре белой красоты!??1906-1907 2) смерти, гибели: <…>А она не слышит -Слышит - не глядит, Тихая - не дышит, Белая - молчит...Уж не просит кушать...Ветер свищет в щель. Как мне любо слушать Вьюжную свирель! Ветер, снежный север, Давний друг ты мне! Подари ты веер Молодой жене! Подари ей платье Белое, как ты! Нанеси в кровать ей Снежные цветы!Ты дарил мне горе, Тучи, да снега...Подари ей зори, Бусы, жемчуга! Чтоб была нарядна И, как снег, бела! Чтоб глядел я жадно Из того угла!.. Слаще пой ты, вьюга, В снежную трубу, Чтоб спала подруга В ледяном гробу!<…>Декабрь 1906

Частотность использования белого цвета снижается по мере развития поэзии Блока от символизма к реализму «страшного мира» и революции, а использования чёрного - повышается. Чёрный цвет в лирике Блока символизирует одержимость, неистовство, трагизм, отчаяние, неприкаянность:

1) В душе весну будит её весна, Но ум сжимает дьявол чёрный… 2) Рабом безумным и покорнымДо времени таюсь и жду Под этим взором, слишком черным. В моем пылающем бреду... 3) Только дикий чёрный ветер, Сотрясающий мой дом…

Чёрный цвет - это ещё и знак философского осмысления жизни - знак иноческого служения, и символ полноты жизни:

1) Я грустным братьям - брат примерный, И рясу черную несу, Когда с утра походкой верной Сметаю с бледных трав росу. 2) И чёрная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…

Встречаются в лирике Блока и другие цветовые символы, обусловленные традициями средневековой эстетики, которым следовал поэт в своём творчестве: Жёлтый - знак пошлости, социальной несправедливости, враждебной силы; Синий - знак измены, зыбкости мечты, поэтического вдохновения. Поэтическое совершенство лирики А. Блока позволило ему занять почётное место в ряду русских классиков, создававших великую русскую литературу.

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.