Поурочное планирование по литературе 9 кл коровиной. Изучение нового материала

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2005. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

Программные материалы …………………………………………………………………………………4

Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11

Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11

Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13

Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17

Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17

Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25

Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31

Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина

«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33

Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39

Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39

Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса

русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42

Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45

Урок 10 . Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48

Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51

Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55

Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58

Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60

Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62

Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. ……………………………………..62

Вариант урока 13 . Претворение евангельского сюжета

в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64

Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66

Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66

Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69

Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) …………………………………………………………....75

Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) ……………………...81

Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) ……………………………...88

Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) ………………………….....97

Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98

Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) ……………………………………………….100

Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) ………………………………………………104

Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110

Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) …………………………………………….117

Уроки 24-25 . Сочинение …………………………………………………………………………….......122

Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123

Вариант уроков 24-25 (I I ). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129

Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138

Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138

Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142

Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145

Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147

Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150

Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152

Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153

Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153

Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154

Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155

Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156

Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)

и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156

Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162

Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162

Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164

Урок 37 . «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171

Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175

Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178

Вариант уроков 38-39 ……………………………………………………………………………………182

Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189

Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189

Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194

Творчество С. А. Есенина ……………………………………………………………………………….198

Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198

Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202

Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207

Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210

Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215

Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930)……………………………….215

Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227

Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232

Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234

Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239

Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240

Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240

Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244

Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246

Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246

Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249

Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»

и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251

Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254

Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254

Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258

Урок 59. Метафоричность художественного мышления

А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259

Уроки 60-61. Сочинение по произведениям

Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261

Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262

Приложение ……………………………………………………………………………………………….262

Тест по урокам 1-2……………………………………………………………………………………… 262

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262

Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263

Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265

Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265

Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266

Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267

Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268

Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269

Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270

Ответы………………………………………………………………………………………………………274

Литература………………………………………………………………………………………………… 275

Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой подробные поурочные планы для первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками :

Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева.

Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа).

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

В книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Также приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.

данное пособие имеет автономный характер: в принципе, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе, т. е. учитывает необходимость именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.

Примерная программа

Программные материалы

Литература начала ХХ века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп (2 ч).

Проза начала ХХ века

Иван Алексеевич Бунин (5 ч.). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание», новеллы из сборника «Темные аллеи » (по выбору учащихся), повести: «Деревня » или «Суходол ». Стихотворения, например: «Крещенская ночь », «Собака », «Одиночество », «Последний шмель », «Песня », «Ночь ». Своеобразие лирического повествования И. А. Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня ». Обращение И. А. Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско ». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.

Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.

Александр Иванович Куприн (5 ч.). Рассказы: «Листригоны», « Allez !» «Гамбринус», «Изумруд» (по выбору учащихся). Повести: «Олеся», «Поединок» , рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору учащихся). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся », богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

Пояснительная записка

... Поурочные разработки . - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок, предваряющий изучение творчества М. Ю. Лермонтова в девятом классе. Программа «Школа 2100». Учебник «История твоей литературы», 9 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Конспект урока и презентация способствуют пробуждению интереса к поэту, личности противоречивой, что сказалось на отзывах современников о нём, отразилось и в непохожести прижизненных портретов.

Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе а рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа М.Гелприна "Свеча горела" пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик "Пушкин написал Есенина", который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.

Целевая аудитория: для 10 класса

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конспект и презентация к уроку: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, учатся понимать мысли и чувства русских поэтов, писавших стихи о родной природе, развивают умения пользоваться литературоведческими терминами, анализировать поэтический текст. На занятии создаются условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики.

На этапах урока предусмотрены следующие виды деятельности: художественное чтение поэтических произведений, работа с литературоведческими терминами, работа с иллюстрациями, написание стихотворений, составление синквейна.

  • Урок 1. Введение

Древнерусская литература

Русская литература XVIII века

  • Урок 6. Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве
  • Уроки 7, 8. «Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский ). Творчество М.В. Ломоносова
  • Уроки 9, 10. Творчество Г.Р. Державина
  • Урок 11. Сентиментализм. Н.М. Карамзин – писатель и историк
  • Уроки 12, 13. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
  • Урок 14. Итоговый урок по теме «Русская литература XVIII века»

Русская литература XIX века

  • Урок 15. Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму
  • Урок 16. «Литературный Колумб Руси» (В.Г. Белинский ). Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского
  • Урок 17. Баллада В.А. Жуковского «Светлана»
  • Уроки 18, 19. Романтическая лирика начала XIX века. Защита литературных газет
  • Урок 20. А.С. Грибоедов: личность и судьба
  • Урок 21. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: жанр, сюжет, персонажи
  • Урок 22. «Век нынешний и век минувший». Особенности конфликта в комедии
  • Урок 23. Анализ сцены бала (по третьему действию комедии)
  • Урок 24. Смысл названия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Урок 25. Критика о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Уроки 26, 27. Подготовка к сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Урок 28. А.С. Пушкин: жизнь и судьба
  • Урок 29. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина
  • Урок 30. Вольнолюбивая лирика Пушкина
  • Урок 31. Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты любовной лирики
  • Урок 32. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина
  • Урок 33. Философская лирика А.С. Пушкина
  • Урок 34. Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)
  • Урок 35. Урок-концерт «Поэты ХХ века о Пушкине»
  • Урок 36. Трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • Урок 37. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Особенности жанра. Онегинская строфа
  • Урок 38. Композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Уроки 39–41. Система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Урок 42. Художественное совершенство романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Урок 43. Роман «Евгений Онегин» в критике. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Уроки 44, 45. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  • Урок 46. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира: Пушкин и Лермонтов
  • Урок 47. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова
  • Урок 48. Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»
  • Уроки 49, 50. Трагический пафос лирики М.Ю. Лермонтова
  • Урок 51. Судьба поколения 1830‑х годов в лирике М.Ю. Лермонтова. Подготовка к сочинению
  • Урок 52. Сочинение на тему «Судьба поколения в стихотворениях М.Ю. Лермонтова “Бородино” и “Дума”»
  • Урок 53. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Замысел и композиция романа
  • Уроки 54–56. Система образов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Урок 57. Анализ повести «Фаталист»
  • Урок 58. Художественное совершенство романа «Герой нашего времени»
  • Урок 59. Критика о романе «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению
  • Урок 60. Анализ сочинения. Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова
  • Урок 61. Н.В. Гоголь. Обзор жизни и творчества
  • Урок 62. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»: история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия
  • Уроки 63–65. Система образов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 66. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 67. Образ России в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 68. Подготовка к сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Урок 69. Анализ сочинения. Тест по творчеству Н.В. Гоголя
  • Урок 70. Ф.М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Белые ночи»: особенности жанра
  • Урок 71. Ф.М. Достоевский. Художественное своеобразие романа «Белые ночи»
  • Урок 72. Петербург Достоевского

Русская литература XX века

  • Урок 73. Пути русской литературы ХХ века
  • Уроки 74, 75. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Основные темы и идеи рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска»
  • Уроки 76, 77. И.А. Бунин «Темные аллеи»
  • Урок 78. Поэзия Серебряного века (обзор)
  • Уроки 79, 80. Личность и творчество А.А. Блока
  • Уроки 81, 82. Судьба и творчество С.А. Есенина
  • Уроки 83, 84. В.В. Маяковский: лирика, новаторство
  • Уроки 85, 86. Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
  • Урок 87. Штрихи к творческому портрету М.И. Цветаевой
  • Урок 88. Обзор творчества А.А. Ахматовой
  • Урок 89. Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
  • Урок 90. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Урок 91. Лирика Б.Л. Пастернака
  • Урок 92. Лирика А.Т. Твардовского
  • Урок 93. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор»
  • Уроки 94, 95. Романсы и песни на слова русских писателей XIX–XX веков

Из зарубежной литературы

  • Урок 96. Гай Валерий Катулл, Квинт Гораций Флакк, Данте Алигьери. Обзор творчества
  • Уроки 97, 98. Уильям Шекспир. Трагедия «Гамлет»
  • Урок 99. И.В. Гете. Трагедия «Фауст»
  • Уроки 100, 101. Контроль знаний
  • Урок 102. Итоговый

Поурочные разработки по программе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой

Древнерусская литература. Русская литература XVIII века

  • Уроки 2–4. Богатство жанров древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»
  • Уроки 5, 6. Русская литература XVIII века как литература эпохи классицизма
  • Уроки 7, 8. М.В. Ломоносов. Теория «трех штилей». Прославление Родины, науки, просвещения и мира в произведениях поэта
  • Уроки 9, 10. Г.Р. Державин. Новаторство Державина-поэта. Темы, идейный пафос, приемы выражения авторской позиции
  • Урок 11. Творческая работа по теме «Классицизм»
  • Уроки 12, 13. Н.М. Карамзин – писатель и историк. «Бедная Лиза». Сюжет. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новаторство в области языка

Русская литература XIX века

  • Уроки 14–16. Золотой век русской поэзии. Богатство содержания и мастерство формы. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Русский романтизм
  • Уроки 17–24. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума». Художественное совершенство комедии
  • Уроки 25, 26. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Баллады поэта. Герои и сюжет баллады «Светлана»
  • Уроки 27–36. А.С. Пушкин. Творческий путь. Болдинская осень 1830 года. Лирика любви, дружбы; тема поэта и поэзии. Мастерство стиха. «Евгений Онегин» – роман в стихах
  • Уроки 37–46. М.Ю. Лермонтов. Лирика. Тема свободы и одиночества. Драматизм любовного чувства. «Герой нашего времени». Противоречивость характера и одаренность Печорина
  • Уроки 47–52. Н.В. Гоголь. Роль Гоголя в судьбе русской литературы. Поэма «Мертвые души»
  • Урок 53. Ф.И. Тютчев. Основные мотивы лирики
  • Урок 54. А.А. Фет. Любовь и природа в лирике поэта

Зарубежная литература

  • Урок 55. Данте Алигьери. «Божественная комедия» – «энциклопедия эпохи»
  • Уроки 56, 57. Уильям Шекспир. Духовная жизнь человека в трагедии «Гамлет»

Литература XIX века

  • Урок 58. Н.А. Некрасов. Тема народного страдания в лирике поэта. Роль поэта в обществе
  • Уроки 59–61. Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь»
  • Уроки 62–64. Диалектика души в повести Л.Н. Толстого «Юность»
  • Уроки 65, 66. Рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре»

Литература XX века

  • Урок 67. Русская литература ХХ века
  • Уроки 68, 69. И.А. Бунин – поэт и прозаик
  • Уроки 70, 71. Максим Горький. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»
  • Урок 72. Поэзия Серебряного века (обзор )
  • Уроки 73, 74. Личность и творчество А.А. Блока
  • Урок 75. Обзор творчества А.А. Ахматовой
  • Уроки 76, 77. Судьба и творчество С.А. Есенина
  • Уроки 78, 79. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского
  • Уроки 80, 81. Проблемы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
  • Урок 82. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Урок 83. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин»
  • Урок 84. Рассказ А.И. Солженицына «Как жаль»
  • Урок 85. Писатели русского зарубежья о Родине

Русская литература 60–90‑х годов XX века

  • Урок 86. Рассказ В.М. Шукшина «Ванька Тепляшин»
  • Урок 87. Повествование В.П. Астафьева «Царь-рыба»
  • Урок 88. Повесть В.Г. Распутина «Деньги для Марии»
  • Уроки 89, 90. Смысл названия пьесы А.В. Вампилова «Старший сын»
  • Уроки 91, 92. Страницы поэзии второй половины ХХ века
  • Уроки 93, 94. Сочинение по литературе второй половины ХХ века

Литература народов России

  • Уроки 95, 96. Поэзия Г. Тукая, М. Карима, К. Кулиева, Р. Гамзатова

Зарубежная литература

  • Уроки 97, 98. И.В. Гете «Фауст»
  • Уроки 99, 100. Контроль знаний
  • Уроки 101, 102. Итоговые

Вариант 2

1. Что такое «адамизм»?

2. Назовите литературное объединение, которым руководил Н. С. Гумилев.

3. Кто из поэтов не принадлежал к акмеизму:

а) А. А. Ахматова в) О. Э. Мандельштам

б) К. Д. Бальмонт г) Г. Иванов.

4. Кто написал декларацию «Некоторые течения в современной русской поэзии»?

5. Каков смысл названия цикла Н. С. Гумилева «Капитаны»?

6. В статье «Преодолевшие символизм» литературовед В. М. Жирмунский пишет о Н. С. Гумилеве: «Для выражения своего настроения он создает объективный мир зрительных образов, напряженных и ярких, он вводит в свои стихи повествовательный элемент и придает им характер полуэпический - балладную форму». Приведите примеры из произведений Гумилева, подтверждающие эту точку зрения.

7. О чьих подвигах пишет С. Городецкий?

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы -

Вот первый подвиг. Подвиг новый -

Живой земле пропеть хвалы.

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой

Вариант I

1. Назовите настоящую фамилию и место рождения А. А. Ахматовой.

2. К какому поэтическому направлению начала ХХ века относится творчество А. Ахматовой?

а) футуризм в) акмеизм

б) символизм г) модернизм

3. Покажите свое понимание значения детали в лирике А. Ахматовой на примере анализа следующих строк:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки...

В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках...

4. Какие композиционные особенности стихотворений А. Ахматовой позволяют называть их «новеллами» или «маленькими повестями»?

5. Объясните значение термина «полифонизм» применительно к поэзии А. Ахматовой. В каком произведении А. Ахматовой полифонизм становится основным структурным элементом?

Вариант II

1. Как называется первый сборник стихотворений А. Ахматовой, и в каком году он вышел?

а) «Романтические цветы» а) 1911

б) «Вечер» б)1912

в) «Четки» в) 1914

2. Как вы понимаете определение «женственность» относительно поэзии А. Ахматовой?

3. Приведите несколько примеров передачи душевных состояний через предмет материального мира или психологический жест в лирике А. Ахматовой.

4. В чем сходство и различия лирических героинь А. Ахматовой? Можно ли утверждать, что в лирике А. Ахматовой присутствует один женский образ самой поэтессы?

5. Можно ли согласиться с утверждением о том, что лирика А. Ахматовой может заменить чтение романа? Что сближает лирику А. Ахматовой с романной формой?

Задание 1

К какому литературному течению одно время принадлежал С. Есенин?

1. Символизм 3. Имажинизм

2. Футуризм 4. Акмеизм

Задание 2

Определите художественное средство выразительности, которое Есенин использовал в данном примере для создания образа природы:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

1. Эпитет 3. Сравнение

2. Метафора 4. Метафорическое сравнение

Задание 3

Определите художественные средства выразительности, используемые Есениным для создания образа:

1. «Рассвет рукой прохлады росно / Сшибает яблоки зари».

2. «Синь то дремлет, то вздыхает».

3. «Как сережки, зазвенит девичий смех»

4. «Звонко чахнут тополя»

а) олицетворение в) метафорические сравнения

б) звукопись г) метафоры.

Задание 4

В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории с блудном сыне?

1. «Русь Советская» 3. «Сорокоуст»

2. «Отговорила роща золотая...» 4. «Письмо матери»

Задание 5

Из какого произведения Есенина эти строки?

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

1. «Собаке Качалова» 3. «Письмо к женщине»

2. «Анна Снегина» 4. «Персидские мотивы»

Задание 6

Верно ли, что образ «черного человека» из одноименной поэмы является вторым «я» лирического героя?

1. да

2. нет.

Задание 1

К какому литературному течению принадлежал Маяковский?

1. Футуризм

2. Акмеизм

3. Эгофутуризм

Задание 2

Какой прием использует Маяковский в следующем примере: «Гриб. / Грабь./ Гроб. / Груб»?

1. Метафора

2. Ассонанс

3. Сравнение

4. Эпитет

Задание 3

Стихотворением, громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение Маяковского:

1. «Левый марш»

2. «Юбилейное»

3. «Прозаседавшиеся»

Задание 4

О какой из своих поэм Маяковский сказал: «Четыре крика четырех частей»?

1. «Левый марш»

2. «В. И. Ленин»

3. «Хорошо!»

4. «Облако в штанах»

Задание 5

Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск - это:

1. Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

2. Один из тропов, художественное преувеличение.

3. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

Задание 6

О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал

1. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»

2. Во вступлении к поэме «Во весь голос»

3. В стихотворении «О дряни»

4. В поэме «Хорошо!»

Тест по творчеству М. Горького

Задание 1

Основоположником какого направления в литературе явился А. М. Горький?

1. Романтизм

2. Критический реализм

3. Социалистический реализм

Задание 2

Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

1. «Старуха Изергиль»

2. «Макар Чудра»

3. «Челкаш»

Задание 3

Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?

1. «Макар Чудра»

2. «Старуха Изергиль»

3. «Челкаш»

Задание 4

Какому герою пьесы «На дне» принадлежат фраза: «Человек - это звучит гордо!»?

1. Сатину

2. Луке

3. Актеру

Задание 5

Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

1. Бубнов

2. Сатин

3. Клещ

4. Лука

Задание 6

Каким персонажам пьесы «На дне» принадлежат слова:

1. «Шум - смерти не помеха»

2. «Когда труд - обязанность, жизнь - рабство»

3. «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»

4. «Не любо - не слушай, а врать не мешай».

Задание 1

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

1. Футуризм 2. Акмеизм 3. Символизм

Задание 2

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики.

1. Мотив мрачной разочарованности.

2. Мотив назначения поэта и поэзии

3. Мотив «страшного мира»

4. Мотив Родины

а) «Фабрика» в) «Осенняя воля»

б) «К Музе» г) «Я стар душою

Задание 3

К какому этапу творчества («трилогия вочеловечения») Блок отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

1. Теза 2. Антитеза 3. Синтез

Задание 4

Из какого произведения Блока эти строки:

В синем сумраке белое платье

За решеткой мелькает резной.

1. «Незнакомка» 2. «В ресторане» 3. «Соловьиный сад»

Задание 5

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

1. На историческую тему.

2. О современности.

3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Задание 6

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

1. Марш 3. Частушка

2. Танго 4. Романс

Задание 7

Какие приемы использует. Блок в следующих примерах?

1. «Весенний и тлетворный дух».

2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу».

3. «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?

а) метафора б) анафора в) оксюморон

Задания по прозе и поэзии Серебряного века

Карточка 1

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2. Что является кульминацией в развитии лирико-философского конфликта в рассказе «Старуха Изергиль»?

3. В чьем творчестве был создан образ героини, претворившийся в блоковскую «Прекрасную Даму»?

4. Какой образ в стихотворении «Россия» выражает особенность чувства лирического героя к родине?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» С. Есенина для создания музыкальности?

6. Жанр произведения «Русь советская» С. Есенина.

7. Специфика метафоры «поэзия - оружие» во вступлении в поэму «Во весь голос» В. Маяковского.

8. Какой признак чувства становится основанием для метафоры, давшей название рассказу «Солнечный удар» И. Бунина?

Карточка 2

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

2. Кто входит в «главный штаб» Аристида Кувалды в рассказе «Бывшие люди» М. Горького?

3. Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...» А. Блока.

4. Назовите музыкальный жанр, ритмы которого в поэме «Двенадцать» передают настроение времени.

5. Какая черта в образе новой России является антитезой её «золотому» прошлому в лирике Есенина?

6. Какое место в образной системе поэмы «Анна Снегина» занимает Лабутя?

7. Новаторский признак в драматическом конфликте пьес В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня».

8. Место «двух абруццских горцев» в образной системе повести «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина.

Карточка 3

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2. Какое место в сюжете занимает эпизод перехода реки по льду в рассказе «Ледоход»?

3. Какой вид иносказания использован при создании образа «очарованной дали» в стихотворении «Незнакомка» А. Блока?

4. Какая «битва чудная» «опять» начинается над Россией блоковского времени в цикле «На поле Куликовом»?

5. Благодаря каким образам переплетаются социально-исторический и лирико-философский планы в сюжете поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. В чем мировоззренческая основа сходства образов родины в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина?

7. Где «любить // учили» героя поэмы «Люблю» В. Маяковского?

8. Какие произведения послужили основанием для присуждения И. А. Бунину Нобелевской премии?

Карточка 4

1. К какому направлению принадлежали поэты:

а) В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый.

б) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников.

в) Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

2. Какие произведения впервые принесли Горькому известность?

3. Реминисценция из какого произведения Н. В. Гоголя используется при создании образа родины в стихах А. А Блока?

4. Какова основная антитеза, заключенная в образе героини цикла «Кармен» А. Блока?

5. Чем обусловлен кольцевой характер композиции поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. Какая развернутая метафора в поэме «Письмо к женщине» С. Есенина передает восприятие героем движения жизни в «гуще бурь и вьюг»?

7. Жанр стихотворения «Прозаседавшиеся».

8. Главное средство художественной выразительности при создании образов в рассказах И. А. Бунина.

Карточка 5

1. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?

а) И. Северянин

б) В. Хлебников

в) З. Гиппиус

Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

а) Футуристов

б) Акмеистов

в) Символистов

К какой группе относились поэты А. Белый, Вяч. Иванов?

а) «Старшие символисты»

б) «Младшие символисты»

2. Каковы жанровые особенности пьесы «На дне» М. Горького?

3. Какое начало (эпическое или лирическое) превалирует в жанровой специфике поэмы «Двенадцать»?

4. Лирическое основание для принятия жизни в стихотворении «О, весна без конца и без краю...» А. Блока?

5. Откуда рассказчик в поэме «Анна Снегина» С. Есенина узнает о судьбе Прона Оглоблина?

6. Какой вид тропа использован при создании образа «колосья - кони» в стихотворении «Я последний поэт деревни...»?

7. Какой вид тропа использован при создании образа «солнца» в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»?

8. Заканчивается ли рассказ «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина завершением сюжетной линии центрального персонажа? В чем смысл такого композиционного решения?

Карточки для проведения контрольной работы

I . Задания по творчеству Е. Замятина (повесть «Мы»)

Задание 1

«Роман Замятина целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но это не утопия, это художественный памфлет о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в будущее... Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в вице какой-то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники социализма - путь торный и бесславный. <...> Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному <...> реакционному <...> социализму.

С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости - тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. <...> На очень опасном и бесславном пути Замятин».

А. Воронский. Литературные силуэты.

Евгений Замятин. 1922.

Перечитайте в романе «Мы» записи 1-3-ю. Обратите внимание на то, что дневник героя обращен к людям иной, более «низкой» цивилизации. Д-503 с восторгом сообщает о преимуществах общества всеобщего механизированного равенства.

1. Можно ли согласиться с критиком А. Воронским, что книга Замятина - это сатирический памфлет? Какое общественное устройство подвергается критике? (Памфлет - сатирическое произведение художественно-публицистического характера, автор которого в острой форме высмеивает современный ему общественный строй или отдельные его черты.)

2. Справедливо ли рассуждение героя о «древнем» государстве: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину...» и т. д.? Почему Д-503 считает, что Единое Государство в самом деле достигло высшей степени человечности?

3. Почему для Д-503 «Расписание железных дорог» - «величайший из дошедших до нас памятников древней литературы»? Можно ли рассматривать эти слова и другие подобные рассуждения как иронию? Над кем и чем здесь иронизирует Замятин: над своим героем, разделяющим идеологию Государства, над самим Идеальным государством?

Задание 2

Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа:

«Утопия, о которой все время говорили Платок, Томас Мор, Фурье, Чернышевский, Маркс, Ленин, - в конце концов осуществилась. Литература ответила на это расцветом жанра антиутопии, возникшего ранее в ходе полемики с программами утопистов в таких текстах, как Путешествие Гулливера на Лапуту и в страну гуингнмов, «Легенда о Великом инквизиторе», «Записки из подполья» (Достоевского) и др. Новый расцвет жанра был реакцией на политику тоталитарного социализма и на тоталитарные претензии современного государства вообще, особенно в условиях технического прогресса. Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости человеческой природы и т. п., но зато берущегося обеспечить всеобщую гармонию. Эта установка отлилась в целый комплекс типичных схем, образов и положений».

А. К Жолковский. Замятин, Оруэлл и Хворобьев:

о снах нового типа. 1994

1. Когда и почему возникла антиутопия как жанр? Что обусловило ее возникновение?

2. Против каких явлений общественного устройства выступают авторы антиутопий?

3. Роман «Мы» - это «антиутопия-город» или «антиутопия-сад»? Куда обращена книга Замятина - в прошлое или будущее?

Задание 3

Прочитайте отрывок из работы литературоведа:

«Проблема «нового мира» как проблема обретения <...> «Блаженной страны» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопия в те годы была не просто одним из жанров - утопизмом были проникнуты поэзия и проза, манифесты литературных группировок, размышления философов и публицистов. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Но в эти же годы родились и тревожные сомнения вправе человека вмешиваться в естественный ход развития жизни, подчинять ее прихотливое течение какой-либо умозрительной идее. Не случайно «строители людского блага» предстали у таких разных, имеющих мало общего друг с другом писателей, как Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Л. Леонов («Вор»), М. Слонимский («Маши на Эме-ри»), Б. Пильняк («охламоны» в «Красном дереве»), А. Платонов («Чевенгур»), в трагическом, комическом» ироническом освещении. Замятин был среди первых, кто, доведя до абсурда возможные результаты героического действа, увидел его трагическую сторону».

Е. Б. Скороспелова. Возвращение. 1990

Перечитайте запись 27-ю.

1. Найдите в тексте фразы, описывающие ощущения героя, впервые попавшего за Зеленую Стену. Чем отличается чувство восторга героя от того, что он испытывает Едином Государстве?

2. Можно ли согласиться, что страна Мефи и есть идеал «естественного хода развития жизни», противопоставленный механизированному государству?

Задание 4

Попробуйте найти в романе «Мы» особенности быта, поведения, мышления жителей Единого Государства, сходные с теми, которые провозглашает идеолог Пролеткульта поэт А. Гастев. Можно ли на основании увиденного сходства утверждать, что Замятин прибегает к пародии для разоблачения идеи механизированного равенства?

Постепенно расширяясь, нормировочные тенденции внедряются в <...> социальное творчество, питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь вплоть до эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата. <...> Вот эта-то черта и сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А. Б. С. или как 325,075 и 0 и т. п. В дальнейшем эта тенденция незаметно создает невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системами психологических включений, выключении, замыканий. Проявления этого механизированного коллективизма нас только чужды персональности, настолько анонимны, что движение этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического».

А. Гастев. О тенденциях пролетарской культуры. 1919

Задание 5

1. Перечитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед «древними обществами» в записях 3-й, 4-й, 20-й. Найдите в романе другие места, характеризующие общественное устройство Единого Государства. Попробуйте определить его основные особенности.

2. Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина? Какие общества наиболее полно воплотили в себе черты Единого Государства? Можно ли сказать, что особенности общественного устройства, нарисованные в романе, можно увидеть и в настоящее время? Можно ли предположить, что замятинской антиутопии еще предстоит осуществиться в будущем?

3. Насколько справедливым можно считать замечание Д. Оруэлла (автора антиутопии «1984») о цели Замятина?

«Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. <...> Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно вы пустил из бутылки и не может загнать назад».

Д. Оруэлл. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». 1946

Задание 6

2. Проследите изменение образа главного героя Д-503 на протяжении всего романа. Как меняется его отношение к происходящему в Едином Государстве? Почему и как возникает раздвоение, внутреннее противоречие? Преодолевается ли оно к концу романа? Каким образом?

3. Охарактеризуйте персонажей, с которыми пересекается судьба Д-503. Какими устойчивыми чертами облика наделяет автор каждого из них - О-90, I -330, R -13? Почему автор постоянно использует в описании персонажей геометрические фигуры и линии?

4. Прочитайте характерный пример описания внешности I -330 (запись 10-я): «И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови - насмешливый острый треугольник, обращенный вершиной вверх, - две глубокие морщинки, от носа к углам рта. «И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х - как крест: перечеркнутое крестом лицо». Имеют ли фигуры треугольника и креста некий смысл для раскрытия характера и судьбы героини? В чем заключается этот смысл? Найдите геометрические «детали» внешности других персонажей.

Задание 7

«Самый острый драматизм придает роману противостояние личности государственно суперсистеме. <...> Существованию Единого Государства вредит всякое живое человеческое движение. В идеале система стремится к замене людей роботами.

Четыре импульса выводят Д-503 из состояния конформистской спячки: врожденная эмоциональность («капля горячей крови»), неосторожно приведенная в движение чрезмерным самохвальством ЕГ. Вторая сила - искусство. Д слушает музыку Скрябина в исполнении I -330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствует в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Третий толчок - посещение древнего дома, который пробуждает прапамять («Д почувствовал себя захваченным в дикий вихрь древней жизни»). <...> Отторжение от привычного климата ЕГ, появление в себе другого человека, «нового и чужого», он испытывает как болезнь. <...> Четвертый и окончательный момент, завершивший «государственное» грехопадение Д, - он переживает чувство ошеломляющего потрясения от близости с I-330. Это совсем не то чувство, которое он испытывал «по розовым талончикам» в «сексуальный день».

В. Акимов. Человек и единое государство. 1989

1. Можно ли увидеть уже в первых главах будущий конфликт героя с Государством? Какие черты характера Д-503 усиливают остроту конфликта?

2. Чем завершается история любви героя? Можно ли назвать судьбу героя трагической? В чем суть его трагедии?

Задание 8

«Проза писателя и в особенности роман «Мы» действительно исполнены как многих ассоциаций, так и реминисценций из Достоевского; она заключает в себе диалог с его идеями, развитие его образов и сюжетных приемов. Повествование антиутопии, как в «Преступлении и наказании», «Бесах», идет со всевозрастающим напряжением, неожиданными «вдруг» и крутыми поворотами событий. Рассказчик-хроникер, подобно Раскольникову, проходит через раздвоение своей личности и преступление перед «нумерным» сообществом, затем - кризис (наказание) и, наконец, своеобразное «воскресение», возвращающее его в лоно Единого Государства. Пара главных женских лиц (О и I -330) связана, как нередко у Достоевского, антитезой типа кроткого, смиренного, с одной стороны, и хищного, демонического - с другой».

В. А. Недзвецкий. Благо и благодетель

в романе Е. И. Замятина «Мы»

Подтвердите или опровергните рассуждение литературоведа. Сопоставьте «преступление» перед обществом Раскольникова и героя Д-503. В чем их сходство и различие?

Задание 9

Критики, писавшие о романе, отмечали многообразие перекличек романа с книгами великих утопистов прошлого, с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, Достоевского, Андрея Белого.

Перечислите с какими произведениями каких авторов перекликается сюжет повести «Мы». Ответ должен быть развернутым.

I I . Вопросы по творчеству А. Платонова (повесть «Котлован»)

1. Выделите основных героев повести и охарактеризуйте их.

2. Анализ символов произведения.

3. Выпишите из текста примеры языка несообразностей. Чем вы их можете объяснить?

4. Проанализируйте «планы жизни» Вощева, его выводы о строительстве котлована.

5. Что для каждого героя поиск «смысла жизни», «истины»?

6. Докажите, что сцены, когда герои остаются наедине с собой, играют большую роль в композиции произведения.

7. Почему столь дорогой для землекопов стала найденная ими девочка Настя? Докажите, что образ девочки занимает особое место в повести.

8. Почему она умирает? Как рисует Платонов смерть ребенка?

9. Почему «котлован» рыли для счастья, а получилась могила для ребенка?

10. В начале повести говориться о строительстве близ города, а потом о событиях в деревне. Не нарушает ли это цельности произведения? Подтвердите свою точку зрения.

Какой смысл содержит название повести Платонова?

Ответы

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Вариант I

1 - г;

2 - Генерал Аносов, «Гранатовый браслет»;

3 - Господин из Сан-Франциско.

Вариант II

1 - б

2 - Олеся, «Олеся»

3 - Оля Мещерская, «Легкое дыхание»

Тест по творчеству А. Ахматовой

Вариант I

1 - Горенко; Большой Фонтан (недалеко от Одессы).

2 - в

Вариант II

1 - б, б

Тест по произведениям С. А. Есенина

1 - 3; 2 - 4; 3: 1 - А, 2 - Г, 3 - В, 4 - Б; 4 - 4; 5 - 2; 6 - 1.

Тест по произведениям В. В. Маяковского

1 - 1; 2 - 2; 3 - 1; 4 - 4; 5 - 1; 6 - 2.

Тест по творчеству А. М. Горького

1 - 3; 2 - 2; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 2;

6: 1 - Бубнов, 2 - Сатин, 3 - Лука, 4 - Барон.

Тест по произведениям А. А. Блока

1 - 3; 2: 1 - Г, 2 - Б, 3 - А, 4 - В; 3 - 1; 4 - 3; 5 - 3; 6 - 2;

7: 1 - В, 2 - А, 3 - Б.

Литература

Буслакова Т. П. Русская литература ХХ века: Учеб. минимум для абитуриента. М., 2001.

Иванченко Н. П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики в 11 кл. М., 2001.

Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе: Планы, конспекты, материалы: Пособие для учителя. 3-е изд. М., 2001.

Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 кл.: Метод. пособие. М., 2002.

Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Московские областные олимпиады школьников по литературе: Сбор ник. 9-11 кл. /Сост. Л. В. Тодоров. М., 2002.

Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. М., 2001.

Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. М., 2001.

Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие, СПб., 2002.

Русская литература Х I Х-ХХ веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века: Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Русская литература ХХ века: 11 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Кунарев, А. С. Карпов, О. Н. Михайлов и др.; Сост. Е. П. Пронина. М., 2000.

Русская литература ХХ века: Учеб.-практ. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лысого. М., 2000.

Семенов А. Н., Семенова В. В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2 ч. М., 2001.

Тропкина Л. А. и др. Литература. 11 кл.: Конспекты уроков по творчеству Л. Андреева, М. Горького, А. Блока, писателей «Сатирикона». - Волгоград, 2003.

Ходасевич В. Ф. Некрополь. Спб, 2001.

Шром Н. И. Новейшая русская литература. 1987-1999: Учеб пособие. Рига, 2000.