Женские образы в произведениях бунина. Женские образы и их роль в рассказах И

  1. Особенности творчества Бунина.
  2. Галерея женских образов в творчестве Бунина.
  3. Философское осмысление темы любви и смерти.

Произведения И. А. Бунина не могут оставить равнодушным никого - ни юного читателя, ни умудренного жизненным опытом человека. Они печальны и возвышенны, полны размышлений и кажутся такими правдивыми, что невольно становится грустно. Бунин не преувеличивает, когда говорит об одиночестве, о печалях, о бедах, которые преследуют человека на протяжении всей жизни.

Тема любви в творчестве Бунина занимает ведущее место. Она так или иначе прослеживается в самых разных рассказах и повестях. И мы понимаем, что хотел сказать писатель, когда показывал, насколько близки в нашей жизни смерть и любовь. Столь прекрасное чувство, как любовь, возвышает человека, заставляет его на мгновенье почувствовать себя счастливым. Однако в земной жизни каждому надлежит столкнуться со страданием. И поэтому долгое счастье невозможно.

Бунин создает целую галерею женских образов. Они все заслуживают пристального нашего внимания. Бунин - великолепный психолог, подмечает все особенности человеческой натуры. Его героини удивительно гармоничны, естественны, вызывают подлинное восхищение и сочувствие. Мы проникаемся их судьбой, и с такой горестью наблюдаем за их страданиями. Бунин не щадит читателя, обрушивая на него суровую правду жизни. Достойные простого человеческого счастья герои его произведений оказываются глубоко несчастными. Но, узнав об этом, мы не сетуем на несправедливость жизни. Мы понимаем истинную мудрость писателя, стремящегося донести до нас простую истину: жизнь многогранна, в ней есть место всему. Человек живет и знает, что на каждом шагу его могут подстерегать беды, страдания, а иногда даже смерть. Но это не должно мешать наслаждаться каждой минутой бытия.

Бунин дает нам возможность узнать о самых разных женщинах. И каждая из них вызывает в нашей душе живой отклик. Например, мы с горечью узнаем о душевных терзаниях простой деревенской девчонки из рассказа «Таня». Она была соблазнена и брошена молодым барином. Ее чувства просты и безыскусны, она готова отдать всю себя, ничего не требуя взамен.

В рассказе «Легкое дыхание» избалованная девочка играет любовью. Играет так неосторожно, что это привело ее к гибели. Но ее образ в нашем восприятии остается незапятнанным, она выглядит как ангел, а не как куртизанка, несмотря на привязанность к земным утехам.

Любовь и страдание, любовь и смерть. В творчестве Бунина все это так тесно переплетается. В рассказе «Чистый понедельник» главная героиня уходит в монас-тырь. Тем самым она как бы умирает для мира, разрывает свои отношения с суетной жизнью, которая была для нее чем-то неестественным. В рассказе «Галя Ганская» главная героиня гибнет, ее любви оказалось слишком много, чтобы продолжать жить. Безусловно, мы не всегда понимаем женщин, о которых говорит писатель. Но ведь истинная мудрость человека совсем не в том, чтобы понимать все, что происходит вокруг. Главным является умение чувствовать, принимать мир, не позволить душе ожесточаться. Наша жизнь так непрочна, что древнее высказывание «МетеШо тоге» оказывается нашим постоянным спутником. «Помни о смерти», но продолжая жить. И любимые герои Бунина живут в соответствии с этим постулатом.

Рассказ «Темные аллеи», который открывает сборник с одноименным названием, снова напоминает нам о том, насколько несчастливой может быть любовь. Чувство любви - это одно из испытаний, которые должен вынести человек во время своего пребывания на Земле. Главная героиня рассказа сохранила в себе любовь на всю жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело»... - так говорит она уже в зрелом возрасте. Ее возлюбленный с трудом понимает ее. Истинный трагизм произведений Бунина в том, что любовь всегда несчастна. Она не может и не должна быть счастливой. Именно такая любовь-испытание является истинной, она наделяется огромным смыслом. В рассказе «Темные аллеи» главный герой также несчастлив, его жизнь преподнесла его множество неприятных сюрпризов, сын вырос непорядочным человеком, жена бросила. Но по сравнению с Надеждой, он более прост, его приземленная натура не в состоянии осознать всей жертвы, которую принесла на алтарь любви его бывшая возлюбленная.

На мой взгляд, рассказ оставляет тяжелое впечатление. Однажды появившись в жизни, любовь делает невозможным дальнейшее счастье главной героини. Она познала радость «волшебных минут» любви, а потом ничего более достойного в ее жизни не было. Но философичность этого рассказа доходит до нашего сознания немного позже. Мы начинаем по-другому смотреть на истинное и мнимое. Истинным является незаурядность человеческой натуры. Ведь женщина, которая не смогла простить своего возлюбленного, но пронесла свое чувство через всю жизнь, является уникальной. Таких очень мало, поэтому неразделенная любовь, о которой говорит Бунин, заслуживает внимания. Мы можем жалеть или восхищаться главной героиней, но не можем отрицать, что ее никак нельзя назвать обыкновенной.

В произведениях Бунина любовь не обещает счастья, она только манит за собой, дарит призрачный свет радости. Но она существует, и это уже дает ей право быть такой, какова она есть на самом деле - неуловимой, загадочной, непонятной и странной. Ведь истинный смысл не в том, что любовь должна делать человека счастливым, а в том, что она просто должна быть... Как одна из величайших загадок мира, недоступных человеческому сознанию. Только в этом случае человек получает право считаться возвышенным существом, думающим не только о материальных ценностях.

Все женские образы в творчестве Бунина заставляют задуматься о сложности человеческой жизни, о противоречиях в человеческом характере. Бунин - один из немногих писателей, чье творчество будет актуальным во все времена.

Произведения Тургенева и Бунина во многом являются ярким примером чёткого отражения традиций русской литературы. Изображение характера русского человека, манера показывать свободную, широкую душу, готовую идти на великие подвиги, прощать, узнавать новое, а самое главное - способную на самую настоящую любовь, искреннюю и не требующую ничего взамен. Особенно удачно это выражается через женские образы обоих писателей, приблизиться к которым мы сейчас и попытаемся, рассмотрев несколько известных нам героинь.
Женские образы Тургенева показаны читателю волевыми, сердечными, жаждущими открытий и подвигов, но зачастую погибающими от своей любви. Таковым является поэтичный и окрылённый образ Аси, мечтающей "прожить не даром, след за собой оставить..." Но мечты её остались неосуществлёнными. Насколько непорочна и прекрасна первая любовь Аси, её вера и стремление к свободе, к собственному счастью... Но, столкнувшись с реальностью, с эгоизмом и безмолвием человека, принятого по ошибке за героя, её лучшие стремления осыпаются и умирают. Действие "обычного порядка" оказалось губительным для идеальных, светлых мечт.
Другая героиня, Елена Стахова, из романа "Накануне" - такая же мечтательная, простая девушка, но она сильна духом и готова идти на чрезвычайные поступки ради совершения подвига. Её особенность заключалась в том, чтобы жертва её не прошла даром, а обязательно принесла пользу обществу. В этом романе писатель откликнулся на чистую и искреннюю любовь и свёл события к тому, что это чувство нашло отклик в сердце другого человека. Теперь Инсаров и его борьба за освобождение Родины становятся для нее дороже всего на свете, и она идет за ним, чтобы разделить его тяжелую и опасную жизнь. Мечта Елены осуществилась, и даже после смерти мужа она остается в Болгарии продолжать его дело.
Женские образы Бунина отличаются любовью нежной, материнской. Подобное чувство не погибает ни при каких обстоятельствах и не боится ни испытаний, ни самой смерти. Она толкает его персонажей на поступки, близкие к подвигам, не смотря ни на какие недуги. Так больная Анисья из рассказа "Весёлый двор", преодолевая боль и страдание, идёт в дальнюю деревню, чтобы повидаться с любимым сыном, ушедшим из дома. Однако в своём творчестве Бунин не пишет о счастливой, соединяющей любви, вероятно, считая, что такая любовь со временем перетекает в другие, более основательные чувства привязанности, родства и пр. Главные оттенки его произведений содержат немалую долю чувства утраты, горечи и тоски о прошедшем. Писатель стремится выразить неизмеримую ценность каждого момента жизни человека, покуда он счастлив, но в то же время словно оставляет их далеко позади, показывая, что всё проходит, оставаясь лишь в непостоянной человеческой памяти. Именно эти моменты становятся центром его описаний, они - источник его вдохновения и цель уходящей жизни.
"Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена" - цитата из "Тёмных аллей", которую, казалось бы, может повторить каждый герой обоих писателей, женские образы которых воплотили в себе все стремления и переживания обычных русских женщин, живших в то время. Творчество Бунина и Тургенева можно уверенно назвать - великим наследием, образцом и примером для подражания.

Гимназия Салманова, 11 "В"

Категории:

В самом начале произведения Бунина « » перед нами открывается кладбище и свежая могила главной героини рассказа - Оли Мещерской. Все дальнейшее повествование происходит в прошедшем времени и описывает нам не большую, но очень яркую жизнь молодой девушки.

Оля была открытым и очень добрым человеком, который любит жизнь полной грудью. Девушка была из богатой семьи. В начале рассказа Бунин показывает нам Олю, как простую, ни чем не отличающуюся гимназистку в пестреньком платьице. Одно выделяло ее из толпы – детская непосредственность и большие горящие радостью и весельем глаза. Оля ни чего не боялась и не стеснялась. Не стеснялась своих растрепанных волос, чернильных пятен на руках, сбитых коленок. Ни что не омрачало ее легкость и воздушность.

Позже Бунин описывает процесс резкого взросления Оли. За короткий период времени неприметная девченка превратилась в очень красивую девушку. Но, даже будя красавицей, она не оставила своей детской непосредственности.

Всю свою не долгую жизнь Оля стремилась к чему-то возвышенному, светлому. Не имея мудрых советов от своего окружения, девушка стремилась познать все на личном опыте. Нельзя сказать, что Оля была хитрым и коварным человеком, она просто наслаждалась жизнью, порхая словно бабочка.

В конечном итоге, все это принесло девушке тяжелую душевную травму. Оля слишком рано стала женщиной и за этот поступок корила себя всю оставшуюся жизнь. Скорее всего, она искала возможность свести счеты с жизнью. Ведь как можно объяснить ее поступок, когда она отдала страницу из своего дневника, где описывался момент ее близости с Малютиным, офицеру, которому обежала выйти за него замуж! После этого офицер застрелил девушку на глазах у сотен свидетелей.

Оля Мещерская стала «легким дыханием», которое развеялось в ее беззаботной и непосредственной жизни.

Совершенно в других красках Бунин показывает нам Олину классную даму. Автор не называет ее имени. Мы знаем о ней лишь то, что она была уже не молодой женщиной с седыми волосами и то, что она жила в каком-то своем выдуманном мире. В конце рассказа автор говорит нам, что классная дама каждое воскресенье приходила на могилу девушки и о чем-то долго думала.

В этих двух женских образах Бунин показал нам два мира: один веселый и настоящий, наполненный чувствами, а второй – придуманный, тленный. Легкое дыхание и удушливый вздох.

Творчество И. А. Бунина - крупное явление в русской литературе XX века. Его проза отмечена лиричностью, глубоким психологизмом, а также философичностью. Писатель создал целый ряд запоминающихся женских образов.

Женщина в рассказах И. А. Бунина - прежде всего любящая. Писатель воспевает материнскую любовь. Этому чувству, утверждает он, не дано погаснуть ни при каких обстоятельствах. Оно не знает страха смерти, одолевает тяжкие недуги и подчас обращает обычную человеческую жизнь в подвиг. Больная Анисья в рассказе «Веселый двор» идет в дальнюю деревню, чтобы увидеть своего сына, давно покинувшего родной дом.

* А на пленах дымчато-сквозная
* С золотыми мушками вуаль,
* Аза ней долинная, лесная,
* Голубая тающая даль.

Так же точна и таинственна бунинская живопись чувств. Тема любви - одна из главнейших в его поэзии. Главное здесь - пробуждение чувства и щемящая нота утраты, которая всегда слышна там, где оживают воспоминания. Только в воспоминаниях живет нестойкое чувство и исчезающая красота, поэтому прошлое в стихах И. А. Бунина воссоздано в волнующих деталях, в каждой из которых - боль и одиночество:

* Не плита, не распятье.
* Предо мной до сих пор -
* Институтское платье
* И сияющий взор.
* Разве ты одинока,
* Разве ты не со мной
* В нашем прошлом далеком,
* Где и я был иной?

Часты у И. А. Бунина стихи, передающие переживания какой-то минуты:

* Ранний, чуть видный рассвет,
* Сердце шестнадцати лет,
* Штора в окне, а за ней
* Солнце вселенной моей.

Поэт стремится выразить высшую ценность каждого трудноуловимого момента в пробуждении юного сердца. Именно эти секунды становятся истоком вдохновения, смыслом жизни. Бунинская живопись чувств тонка и проникновенна, отмечена психологической точностью и лаконизмом Жизнь природы, овеянной светлой грустью, таинственная жизнь человеческих чувств запечатлены в совершенном поэтическом слове.

* Молчат гробницы, мумии и кости,
* Лишь слову жизнь дана.

Оно пробуждает размышления о тленном и вечном, о жизни и ее быстротечности. Оно помогает за простыми явлениями и предметами увидеть красоту мира, осознать ценность вечно изменяющейся жизни.

    И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный гармонии мир природы. Его любимые герои наделены даром тонко воспринимать окружающий мир, красоту родной земли, что позволяет им чувствовать жизнь во всей ее полноте. Ведь...

    Произведения И.А. Бунина наполнены философской проблематикой. Основными вопросами, волнующими писателя, были вопросы смерти и любви, сущности этих явлений, их влияния на человеческую жизнь. Наиболее глубоко тема смерти раскрыта Буниным в его рассказе...

    Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжимо от него. Однако это была отодвинутая Россия, не та, что раньше начиналась за окном, выходящим...

    Проза И.А.Бунина считается синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало ("Антоновские яблоки"). Зачастую лирика заменяет сюжетную основу, и в результате появляется рассказ-портрет ("Лирник Родион"). ...

    В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие...

И.А. Бунин в литературоведении. Подходы к анализу творчества И.А. Бунина. Направления в области изучения лирического героя Бунина, образной системы его прозы________________________________________ 3

Женские образы в цикле рассказов «Темные аллеи» И.А. Бунина.________8

Заключение______________________________________________________15

Список использованной литературы_________________________________ 17

Часть 1.

И.А. Бунин в литературоведении. Подходы к анализу творчества И.А. Бунина. Направления в области изучения лирического героя Бунина, образной системы его прозы.

Условно спектр литературоведческой литературы, посвященной творчеству И.А. Бунина можно разделить на несколько направлений

Первым можно выделить религиозное направление. В первую очередь, безусловно, имеется в виду рассмотрение творчества И.А. Бунина в контексте христианской парадигмы. Начиная с девяностых годов ХХ века, это направление развивается наиболее широко в отечественном литературоведении. Как О.А. Бердникова (1), Это направление берет свое начало с опубликования работы И.А. Ильина «О тьме и просветлении». Точка зрения этого автора скорее философская, ортодоксальная, нежели научная, но именно эта работа положила начало критике наследия И.А. Бунина в ключе христианской философии. В чем же заключается непримиримость на обычный читательский взгляд точки зрения Ильина? Согласно философу Ильину в бунинской прозе скорее действует «особь, а не личность» (1, с. 280), не обладающая духовной индивидуальностью. С этой точкой зрения перекликается мифологическое, мифопоэтическое направление в области исследования творчества И.А. Бунина, рассматривающее бунинского героя как некоторый философский инвариант. В целом, к таковой постановке вопроса о бунинском герое близок Ю.М. Лотман (8), сопоставляя творческие и философские установки И.А. Бунина и Ф.М. Достоевского.

Религиозное направление в литературоведении не могло не обратить внимания на чувственную сторону героики Бунина, стихийность и страстность его персонажей, а вместе с тем природность, естественность. Герои Бунина покоряются судьбе, року, готовы пронести через всю свою

Жизнь одно единственное мгновение безропотно, смиренно, находя в этом, своего рода, смысл, какую-то свою философию. Уже эти, довольно наивные и простые, характеристики дают основания рассматривать творчество Бунина в ином, но по-прежнему религиозно-философском аспекте, а именно, в рамках восточной, буддийской философии. Спор между христианским и буддийским взглядом на личность (14) и соотношение ее с богом получил свой новый виток в литературоведческой среде изучения бунинской прозы, а также приобрел новую почву для размышлений. Бунинская публицистика, пожалуй, дает первый толчок к появлению вопроса о философской основе бунинской прозы. В 1937 году Бунин пишет мемуарно-публицистическую работу «Освобождение Толстого», где вступает в спор с коллегой по избранному делу жизни, со своим главным рецензентом, учителем, одним из «...тех людей, слова которых возвышают душу и делают слезы даже высокими, и у которых хочется в минуту горя заплакать и горячо поцеловать руку, как у родного отца...». «В ней, помимо воспоминаний и рассуждений о творчестве, жизни и личности великого писателя, он выразил издавна выношенные мысли о человеческой жизни и смерти, о смысле бытия в бесконечном и загадочном мире. Он категорически не согласен с толстовской идеей ухода, «освобождения» от жизни. Не уход, не прекращение существования, а Жизнь, драгоценные ее мгновения, которые надо противопоставить смерти, увековечить все прекрасное, что пережил человек на земле, - вот его убеждение» (11, с. 10). «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его - цените их, живите ими» - именно эти слова Толстого И.А. Бунин будет помнить всю свою жизнь, это изречение, возможно, и для самого писателя являлось чем-то вроде жизненного кредо, а для героев цикла «Темные аллеи» это и закон и, одновременно, приговор. Такими зарницами счастья, такими прекрасными мгновениями, озаряющими жизнь человека, Бунин, как известно, считал любовь. «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь», - выписывает Бунин слова Андрея Болконского из «Войны и мира». «И подспудно, постепенно, неосознанно, однако и в некоей

Подсознательной полемике с Толстым у него рождается замысел написать о самом высшем и полном, с его точки зрения, земном счастье, о «зарницах» его «Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника», - написал он еще в 1924 году (рассказ «Надписи»)» (12, с.10). «Обыкновенная повесть», стихотворение Н.П. Огарева, спустя почти два десятилетия даст название книге рассказов о любви, над которой Бунин работает в последующие годы.

Безусловно, никак нельзя не затронуть классическое литературоведение в этой области. Под классическим в данном случае имеется в виду взгляд на творчество писателя с точки зрения автобиографичности, принадлежности к какому-либо литературному направлению, использованию того или иного литературного метода, образных средств. В том числе, исторический контекст, к примеру, исследования А. Блюма (3) и, наоборот, историко-литературное положение автора, его предшественники и последователи. В целом, синхрония и диахрония творчества Бунина (5, 6, 13, 14).

Также литературоведческая мысль не оставила без внимания стилевые, методологические аспекты творчества И.А. Бунина. Работы Л.К. Долгополова (5), литературоведа, известного, прежде всего, как исследователя петербуржского текста в литературе, выдающихся филологов Д.С. Лихачева (8) и Ю.М. Лотмана (9) посвящены анализу стиля и изобразительных средств писателя, интерпретации символов и образов прозы Бунина. В частности цикл «Темные аллеи» Бунина в данном направлении рассматривается как целостное произведение, объединенное рядом мотивов и образов, что позволяет говорить об этом сборнике, создававшемся на протяжении нескольких лет, именно как о цикле, где основным лейтмотивом является романтический образ-символ темных аллей, несчастной, даже трагической любви.

Исследователь творчества И.А. Бунина Саакянц А.А. в предисловии к одному из изданий его рассказов дает классическую расшифровку отношения писателя к миру, выстроенному в его произведениях: «к слабым, обездоленным, неприкаянным он испытывает великое сочувствие и расположение». Писателю довелось пережить глобальные социальные потрясения XX века - революцию, эмиграцию, войну; ощутить необратимость событий, прочувствовать бессилие человека в водовороте истории, познать горечь невозвратимых утрат. Все это не могло не отразиться в творческой жизни писателя. Взгляд А.А. Саакянца - это взгляд литературоведа историка, литературоведа социолога, если можно так выразиться. Сакаянц, как и многие другие исследователи творчества Бунина, дает характеристику прозе Бунина с точки зрения эпохи писателя, говоря о двояком чувстве, «пронизывающее многие его рассказы: жалость и симпатия к безвинно страдающим и ненависть к нелепостям и уродствам русской жизни, которая эти страдания порождает» (13, с. 5). Ирина Одоевцева, поэтесса и автор интереснейших мемуаров о поэзии серебряного века и русской эмиграции, характеризует Бунина как человека невероятно чувствительного к проявлению пошлости человеческого бытия (12). Пошлости в чеховском смысле слова. А потому сочувствие к слабым, о котором пишет Сакаянц, выражается скорее непосредственно через сюжет, во всяком случае, именно в цикле «Темные аллеи», а не через догматическое нравоучение, философские отступления или какие бы то ни было прямые авторские заявления. Драматичность рассказов, вошедших в цикл, в деталях, в судьбах героев. Этот немаловажный аспект восприятия Буниным действительности еще потребуется для раскрытия темы воплощения женских образов в цикле «Темные аллеи».

Возвращаясь к мнению современников о И.А. Бунине, стоит вспомнить о блоковской характеристике творчества Бунина. Александр Блок писал о «мире зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний» в бунинской прозе. Это, в свете всего вышесказанного, довольно любопытное

Замечание. Блок отмечает, что мир героев Бунина, а может и самого Бунина, отзывчив к внешнему миру, в первую очередь, конечно, природе. Многие герои – часть природы, сама природа, естественность, непосредственность, чистота.

Часть 2. Женские образы в цикле рассказов «Темные аллеи» И.А. Бунина.

Цикл «Темные аллеи» принято называть «энциклопедией любви». Классическая формулировка для классического начала практической части. Тем не менее, любовь, как уже было сказано в первой части настоящей работы, сквозная тема цикла, основной лейтмотив. Любовь многоликая, трагическая, невозможная. Сам Бунин был уверен, особенно настаивал на этом уже в последние годы своей жизни, что любовь просто обречена на трагический финал и уж точно никак не ведет к браку и счастливой концовке (8). Одноименный с циклом рассказ открывает сборник. И уже с первых строк открывается пейзаж, не конкретный пейзаж, а своего рода географическо-климатическая зарисовка, фон для основного рисунка не только событий рассказа, но и всей жизни главной героини. «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар, подкатил закиданный грязью тарантас с полуподнятым верхом, тройка довольно простых лошадей с подвязанными от слякоти хвостами» (4, с 5). И чуть позже портрет героини, Надежды: «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой» (4, с 6). О.А. Бердникова в своей работе отмечает, что мотив искушения у Бунина всегда связан со смуглостью кожи, загаром, принадлежностью к определенной нации. «Красивая не по возрасту», похожая на цыганку. Этот чувственный портрет уже рисует продолжение рассказа, намекает на далекое прошлое, на страстную юность. Красота героини, ее сильное полнокровное тело соседствуют с предприимчивостью, мудростью и, как в последствие

оказывается с невероятной ранимостью. Надежда прямо говорит своему возлюбленному, что никогда не смогла бы его простить, она лишает его возможности покаяния. Этому вторит кучер Николая Алексеевича: «И она, говорят, справедлива на это. Но крута! Не отдал вовремя - пеняй на себя» (4, с.9).

Совсем иной предстает героиня рассказа «Баллада», «странница Машенька, седенькая, сухенькая и дробная, как девочка», юродивая, незаконнорожденная от обманутой крестьянки. Судьба Машеньки упоминается вскользь, как бы невзначай. Она же совершенно случайно, рассказывая балладу о волке, упоминает поместье, где молодой барин с женой, взявшей с собой Машеньку, гостили. Поместье заброшенное, а его владелец, «дедушка» по преданию «помер страшной смертью». В этот момент раздается громкий звук, что-то упало. Страшная история откликается в окружающем мире, обратная связь была подмечена в творчестве Бунина А. Блоком. Этот рассказ любопытен тем, что здесь появляется мифический волк, которому Машенька и молится в начале рассказа, заступник влюбленных. Казалось бы, волк перегрызает горло жестокосердному отцу, даря свободу влюбленным. Стоит сразу отметить, что всех героинь рассказов объединяет та или иная форма сиротства, которая была, как было сказано раньше, весьма близка Бунину. Машенька от рождения сирота и святой волк, спасая влюбленных, лишает их отца. Мотив святого защитника волка продолжается завершающей цикл новелле «Ночлег», по-своему обрамляя сборник. Собака, прирученный веками волк, становиться на защиту маленькой девочки.

После Машеньки появляется Степа, героиня судьбой больше схожая с Надеждой из первого рассказа. Драматизм истории обманутой девушки, на коленях умоляющей взять ее с собой, унижающейся во имя своей любви, резко прерывается фразой «Через два дня он уже был в Кисловодске». И больше ничего, ни горя, ни последующей судьбы героини. Простая сюжетная

зарисовка сама по себе создает трагический ореол. Особое бурное, страстное восприятие течения жизни и неприятие сентиментально-бульварных приемов в творчестве, характерное для Бунина, пожалуй, наглядней всего проявляется именно в этом рассказе.

А «Степу» сменяет кардинально противоположный образ. Муза, своевольная фам фаталь, без объяснений, без объявления своих планов даже, бросающая главного героя ради музыканта, часто гостившего в их доме. Совершенно иной образ, это не слабенькая Машенька, не гордая русская красавица Надежда, это «высокая девушка в серой зимней шляпке, в сером прямом пальто, в серых ботиках, смотрит в упор, глаза цвета желудя, на длинных ресницах, на лице и на волосах под шляпкой блестят капли дождя и снега» (4, с.28). Интересная деталь - волосы, не смоль на плечах Надежды, а «ржавые волосы», очень обрывистая, грубоватая речь. Она сразу заявляет главному герою, что он является ее первой любовью, назначает свидание, приказывает купить яблок ранет на Арбате. Герой прекрасно сознает ситуацию, но не способен поверить собственным подозрениям. Наконец, застав свою возлюбленную в доме любовника, он просит только об одном последнем одолжении – сохранить уважение к его страданию – не называть его при нем на «ты». Почти незаметная фраза, выражающая весь спектр эмоций оскорбленного героя, ударяется о стену небрежно кинутого вопроса с папироской на отлете: «Почему?» Жестокость Музы параллельна жестокости возлюбленного Степы. Эти две новеллы как зеркальное отражение друг друга. То же отражение рисует образ эмансипе Генрих: очень высокая, в сером платье, с греческой прической рыже-лимонных волос, с тонкими, как у англичанки, чертами лица, с живыми янтарно-коричневыми глазам» (4, с. 133).

Свое зеркальное отражение имеет не только трагическая судьба героини, но и ее сиротство. Как уже было сказано выше, сиротство – это частое качество женских образов в цикле «Темные аллеи». Это зачастую

неотъемлемый факт биографии, причем имеется в виду не только сиротство в прямом смысле слова. Героини становятся сиротами, будучи оставленными мужьями или после их гибели, становятся, словно малые дети, беззащитными, неспособными самостоятельно о себе позаботиться. Зеркальность сиротства обозначена в коротком рассказе «Красавица». Здесь молодая жена второй раз женившегося барина сживает в угол гостиной его сына от первого брака. Любопытно, что Бунин пишет о мальчике не как о сироте, беспомощном и слабом: «и мальчик…. Зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью… Он сам стелет себе постельку вечером, сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук» (4, с53). Красавица оставшегося без матери мальчика лишает и отца и дома, женщина, слабое существо, беззащитное, проявляет такую степень жестокости. Бунин находит еще одну грань женского характера.

Еще один портрет – девочка, зарабатывающая на жизнь проституцией. Поля в новелле «Мадрид» попадается главному герою на улице, герой увлечен ее детской непосредственностью, совершенно обескуражен ее судьбой, к концу рассказа он уже ревнует ее и к ее клиентам и решает вытащить это слабое, худенькое создание, которое «не часто и берут», из этого страшного уличного мира. Горькая усмешка Бунина проглядывает в самом сюжете судьбы героини, пошлость человеческой жизни, нелепость и беззащитность одного крохотного существа – спасти девочку от торговли своим телом посредством ее покупки, стать единственным ее владельцем. Довольно любопытна еще одна деталь. Знамение времени и биографии самого Бунина – сестра Поли, Мур, приютившая девочку после смерти родителей, давшая ей эту профессию, живет в браке со своей коллегой. Так на фоне сиротской судьбы Бунин рисует однополую любовь и современные нравы, которые, конечно, не могли быть Бунину по душе.

Близкая по теме судьба натурщицы Катьки, в рассказе «Второй кофейник», обреченной скитаться от одного художника к другому, «желтоволосая, невысокая, но ладная, еще совсем молодая, миловидная, ласковая» (4, с. 150). Простая, недалекая девушка, даже не сознающая своего положения. Своему нынешнему почти хозяину она с простотой рассказывает о своем предыдущем покровителе:

«Нет, он добрый был. Я с ним год жила, вот как с вами. Он и невинности меня лишил всего на втором сеансе. Вскочил вдруг от мольберта, бросил палитру с кистями и сбил мине с ног на ковер. Я испужалась до того, что и

крикнуть не смогла. Вцепилась ему в грудь, в пинжак, да куда тебе! Глаза бешеные, веселые... Как ножом зарезал.

Да, да, ты мне это уж рассказывала. Молодец. И ты

все-таки любила его?

Конечно, любила. Очень боялась. Надругался надо мной, выпимши, не приведи Господи. Я молчу, а он: "Катька, молчать!"

Хорош!» (4, с. 151)

Этот диалог рисует характер Катьки именно таким, каким увидел героев Бунина философ Ильин с биологической, плотской, можно даже сказать биографической индивидуальностью, но с полностью стертою личностью, полностью приспособившейся к обстоятельствам, слишком испуганной, чтобы сопротивляться. Это подтверждает еще один биографический факт, рассказанный Катькой: «Приехали раз под утро из "Стрельни" опохмеляться Шаляпин с Коровиным, увидали, как я тащила на стойку с Родькой-половым кипячий ведерный самовар, и давай кричать и хохотать: "С добрым утром, Катенька! Хотим, чтоб бессприменно ты, а не этот сукин

сын половой подавал нам!" Ведь как угадали, что меня Катей зовут!» (4, с 151) Жизнь Катьки ей совершенно не принадлежит, как и многие героини,

она сирота, ее чуть было не продают в бордель, но появляется Коровин, потом Голоушев, в итоге Катька оказывается в том же борделе, только среди мастерских художников и скульпторов, в этом мире она вещь.

«Холодная осень» - рассказ, написанный от первого лица, от лица женщины. Здесь, конечно, нет портретной зарисовки героини. Только ее упоминание о себе во время переезда: «Баба в лаптях». Вся героиня в монологе о своей жизни, разделенной войной на две части, воспоминаниях о муже, погибшем почти сразу после начала войны. Речь сдержанна, рассказ будто на одном дыхании, ритм повествования замедляется только на воспоминаниях о последнем свидании с мужем:

Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад.

Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом

стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные

минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к

Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...

Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.

Как блестят глаза, -- сказал он. -- Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?

Я подумала: "А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок -- ведь все в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:

Не говори так! Я не переживу твоей смерти!

И после окончания диалога уже выплаканная фраза о его смерти и торопливый рассказ об эмиграции. Совсем не похожая ни на кого героиня. Это не веселая Натали, это скорее спокойная Надежда, это не вереница «истеричек», путешествующих из одного рассказа в другой, это не страстные крестьянские девушки с туго обтянутыми кожей коленками. Своего рода тихий светлый идеал женственности. Только совершенно не ясно, кому, при каких обстоятельствах этот спокойный голос нашептал свою судьбу.

Заключение

Темные аллеи неоднородный цикл, очень разнообразный, но, тем не менее, обретающий целостность к последнему рассказу. Все истории цикла – это вспышки, резкие огоньки, видимые из окна вагона несущегося ночного поезда. Это вспышки страстной любви, делящей всю жизнь на две половины, это воспоминая о счастье, о безумном горе, о преступлениях, о чем угодно. Но это что угодно всегда полностью природное, до конца человеческое со всеми высотами человеческой души и ее низменными страстями. Героини «Темных аллей» отданы либо своим чувствам, либо своей судьбе, и первым и второй они полностью покоряются, за исключением героинь злодеек. Линия любви образует в цикле свою вторую сторону, зеркальное отражение – ненависть. Страстная любовь Надежды оборачивается вечной, хоть и справедливой, обидой. Верных любящих героинь сменяют коварные изменщицы. Карьеристки сменяются безвольными простыми девушками, вынужденными путешествовать от одного мужчины к другому. Возможно, это не энциклопедия любви, а реестр женских характеров, искренних даже в своих злодействах, порывистых, манящих, истеричных, дородных или худых.

Возвращаясь к обзору литературоведческой мысли, изложенной в первой части, можно сказать, что с точки зрения религиозно-философской концепции, героини неоднородны, некоторые, как уже был приведен пример с Катькой, действительно не обладают личностной индивидуальностью, чего, например, нельзя сказать о строгой, но справедливой Надежде или героине рассказа «Холодная осень». Часть из них имеет природную, чувственную, опять таки загорелую, смуглую привлекательность, другие наоборот бледны, худы, иногда истеричны, взбалмошны, коварны. Первые, как правило, становятся жертвами страстей, вторые согласно логике мира противоположно несут своего рода возмездие. Так или иначе, героини цикла несут в себе отголоски биографии самого Бунина, если говорить об историческом и биографическом дискурсе. Быт, время царской помещичьей

Разваливающейся России, первая мировая, послереволюционная эмиграция, все это отражено в судьбах героинь. Собственные, личные трагедии Бунина, так или иначе, проглядывают сквозь судьбы выдуманных им женщин.

Список использованной литературы


  1. Бердникова О.А. Мотивы искушения в творчестве И.А. Бунина в аспекте христианской антропологии. Электронный ресурс. / Бердникова О.А., текстовые данные, 2010. Режим доступа - ftp://lib.herzen.spb.ru/text/berdnikova_12_85_279_288.pdf

  2. Блок А. Собрание сочинений. М., 2000.

  3. Блюм А. Грамматика любви. // А. Блюм "Наука и жизнь", 1970 Электронный ресурс. / Блюм А., текстовые данные, 2001. Режим доступа - http://lib.ru/BUNIN/bunin_bibl.txt

  4. Бунин И.А . Темные аллеи. СПб., 2002.

  5. Бунин И.А. Собрание сочинений в 2 Т.- Т.2. М., 2008.

  6. Долгополов, Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в творчестве И.Бунина эмигрантского периода Текст. / Л.К. Долгополов // На рубеже веков: О рус. лит. к. 19 - н. 20 вв. - Л., 1977.

  7. И.А. Бунин: pro et contra / Сост. Б.В. Аверина, Д. Риникера, К.В. Степанова, коммент. Б.В. Аверина, М.Н. Виролайнен, Д. Риникера, библиогр. Т.М. Двинятиной, А.Я. Лапидус Текст.. - СПб, 2001.

  8. Колобаева, Л.А. «Чистый понедельник» Ивана Бунина Текст. / Л.А. Колобаева // Рус. словесность. - М., 1998. - N 3.

  9. Лихачев, Д.С. «Темные аллеи» Текст. Д.С. Лихачев // Звезда. - 1981.-№3.

  10. Лотман, Ю.М. Два устных рассказ Бунина (к проблеме Бунин и Достоевский) Текст. / Ю.М. Лотман // О русской литературе. Статьи и исследования 1958-1993. - СПб., 1997.

  11. Одоевцева, И. На берегах Сены. Текст. / И. Одоевцева - М.: Захаров, 2005.

  12. Саакянц А. Об И.А.Бунине и его прозе. // Рассказы. М.: Правда, 1983.

  13. Смирнова, А.И. Иван Бунин // Литература русского зарубежья (1920-1999): учеб. Пособие Текст. / Под общей редакцией А.И. Смирновой. - М., 2006.

  14. Смолянинова, Е.Б. «Буддийская тема» в прозе И.А.Бунина (Рассказ «Чаша жизни») Текст. / Е.Б. Смолянинова // Рус. лит. - 1996. - №3.