Талант любви в произведениях Куприна и Бунина (на примере произведений «Солнечный удар», «Чистый понедельник» и «Гранатовый браслет»). Талант любви в произведениях (Куприн А

Разделы: Литература

  • Образовательная : углубить представления учащихся о мастерстве А. И. Куприна в изображении мира человеческих чувств: любви, процесса душевного пробуждения героини; помочь увидеть роль детали в рассказе, традиции А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого, развитие темы "маленького человека".
  • Развивающая : развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление.
  • Воспитательная : способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы.

Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.

...Любовь - это талант сродни музыкальному.
А. И. Куприн.

Музыка - единственное искусство,
проникающее в сердце человеческое так глубоко.
Стендаль.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В 1910 году А. И. Куприн написал "Гранатовый браслет", удивительный и проникновенный рассказ о любви. Эта тема всегда волновала художников и музыкантов, философов и писателей. Любви, прекрасному и возвышенному чувству, посвятили свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев: "Всякая любовь - величайшее счастье, даже если она не разделена", - писал И. А. Бунин. "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей", - писал В. Шекспир. "Любовь - талант сродни музыкальному", - устами героя повести "Поединок" сказал А. И. Куприн. Может быть, потому, что музыка, по мнению Стендаля, - ":единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко".

3. Беседа по содержанию рассказа

Как входит в рассказ музыка?

(Эпиграф к рассказу - музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви).

(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato").

Какие чувства вызвала у вас музыка?

Какими качествами обладал Л. Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей?

(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей).

Что такое талант? Любовь?

(Ответы учащихся).

Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Объясните значение фразы "талант любви".

(Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви).

Кто из героев рассказа обладал таким талантом?

(Г. Желтков).

Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе "Гранатовый браслет".

О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе "Гранатовый браслет" воспевается чувство "маленького человека", телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события).

Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом - она жена предводителя дворянства).

Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. "Прежняя страстная любовь давно ушла", может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с "чувством прочной, верной, истинной дружбы". Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу "сводить концы с концами").

Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка).

Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой?

(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев).

4. Практическая работа с текстом в группах по карточкам

Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления.

2. Какие подарки получает Вера?

3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чём его ценность и символичность? Как к этому относится Вера?

(Учащиеся находят характеристики гостей: "толстого, безобразно огромного" профессора Свешникова; с "гнилыми зубами на лице черепа" мужа Анны, который "ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении"; штабного полковника Пономарёва, "преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой"; все они изображены с долей иронии и сарказма. Их занятия - пустое времяпрепровождение высокомерных людей из высшего общества. С симпатией изображён генерал Аносов. Он производит впечатление человека простого, но благородного и мудрого.

Вера, ожидающая чего-то "счастливо-чудесного", получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: "прекрасные серьги из грушевидных жемчужин" от мужа, "маленькую записную книжку в удивительном переплёте" от сестры. Подарок Желткова -"золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами" браслет выглядит безвкусной безделушкой. Он дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадёжной, бескорыстной, благоговейной любви. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, "Точно кровь!" - думает Вера. Это тревожное предзнаменование.)

1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере. Охарактеризуйте его автора.

2. Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как соотносятся образы Желткова и Аносова?

3. В чём смысл историй, рассказанных генералом? В чём причина несчастий во всех трёх историях?

(Автор письма - человек, любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадёжно. Любовь и подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают негодование Николая Николаевича, находящего "эту переписку дерзкой и пошлой", волнующегося о "добром имени" Василия Львовича, насмешки мужа Веры. Лишь мудрый генерал Аносов делает пророческое предположение: ":Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани.

Отвечая на расспросы "девочек" о любви, генерал рассказывает две притчи - о том, что есть "не любовь, а какая-то кислятина" (подделка, заблуждение), а одна - история из собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.)

1. Прочтите 10 главу. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

3. Сопоставьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича(речь, жесты). Какой приём использует автор для их изображения.

("Заплёванная лестница пахла мышами, кошками", "на лестничной площадке темно", низкая комната; окна, похожие на иллюминаторы, "еле-еле освещали комнату" - всё это в сравнении с интерьером Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор показывает читателю мир "маленького человека". Куприн не описывает внешность гостей, но портрет Желткова вызывает симпатию: "с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Его облик напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке - следование традициям Л. Н. Толстого (в его положительных героях есть что-то детское). Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту:пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя:умоляющими глазами". Таким образом, Куприн развивает тему "маленького человека", традиционную для русской литературы. Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место". Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: ":Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования:Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:". Изображая героев, автор использует приём антитезы).

1. Прочтите эпизод со слов: "В комнате пахло ладаном:". Что испытывает Вера, всматриваясь в лицо Желткова? Как соотносятся образы Желткова, Пушкина, Наполеона?

2. Прочтите последнее письмо Желткова. Почему он уходит из жизни? Почему она чувствует себя виноватой?

3. Почему он "заставляет" Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть (стихотворение И. Мятлева "Розы", И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы"), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - "громадное счастье". Прощаясь с ней, он пишет: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Вера, не сумевшая принять дар любви, чувствует себя виноватой. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, Верой, всем миром. Шеину он обещает, что больше не потревожит его, Вере - она отказывается его слушать - он говорит о том же.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

5. Обобщающая беседа

Прослушивание музыкального фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato".

На фоне музыки звучат слова в исполнении подготовленного ученика, которые слагались в уме Веры: "Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое".

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Я думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя твое".

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грусть, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя твое".

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я презираю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя твое".

Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна: И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою - слава тебе.

Вот она идёт всё усмиряющая смерть, а я говорю - слава тебе!

:Ты ведь единственная и последняя любовь: Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки":

О чем рассказала Вере музыка?

(Что есть жизнь и что есть любовь. Музыка проясняет Веру самой себе. Это главный дар Желткова, который объяснил Вере её совершенство. Так быстро всё объяснить человеку могут музыка, любовь, смерть. Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь. Ответное чувство состоялось, навеки пробудив в ней жажду мыслить и чувствовать по-настоящему.)

В чём проявился талант любви Желткова?

(В силе любви, способной вызвать преображение души, совершенствовании личности и духовного мира любящего человека).

Как соотносятся стихи А. С. Пушкина и рассказ Куприна? (Чтение подготовленными учащимися стихотворений "Я вас любил: любовь, ещё быть может:", "На холмах Грузии лежит ночная мгла:").

(В обоих произведениях: рассказе и "Я вас любил:" выражено преклонение перед любимой, самопожертвование и боль страдающего сердца. В стихотворении "На холмах Грузии" и в рассказе объясняется природа любви: ":И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может".)

Почему талантом любви Куприн наделил "маленького человека"?

(Автор показывает благородство души простого человека, его способность к возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся благополучие, спокойствие, положение в обществе. "Маленький человек" возвышается, становится велик своей любовью).

6. Заключение

Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?

(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни).

Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.

Домашнее задание. Написать письмо одному из героев рассказа.

Литература

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 11 классе.- М., 2004.
  2. Куприн А. И. Повести. Рассказы. - В 2 т. Т. 1. - М., 2002.
  3. Полякова И., Крицкая Н. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды:// Литература. Приложение к журналу "Первое сентября". - 2006. -№18. с. 32-35.
  4. Пушкин А. С. Сочинения в 3 т. Т. 1. - М., 1985.

Александр Иванович Куприн – знаменитый русский писатель-реалист, который действительно получил народное признание, это один из больших мастеров психологической прозы нашей страны, в произведениях которого тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, а также глубоко раскрыт внутренний мир человека, способного на искреннюю любовь.

Так, в повести «Гранатовый браслет» автор повествует нам о любви простого чиновника Георгия Желткова к дворянке Вере Шеиной. В течение целых восьми лет Желтков безответно был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Его любовь была высокой, самоотверженной, встречающейся лишь «раз в тысячу лет», мужчина не требовал ничего взамен, ему хватало и того, что он мог видеть Веру Николаевну издали на различных праздниках или же просто на улице.

Для чиновника эта любовь стала смыслом жизни, самой жизнью, мужчина полностью отдался этому чувству и готов был пожертвовать для своей возлюбленной все, что только у него было. Однако самой Вере Николаевне ничего не нужно было от этого человека, и она хотела лишь прекратить эту историю как можно скорее. В конечном итоге, любовь «маленького человека» заканчивается трагически - Желтков покончил жизнь самоубийством, отправив Вере Николаевне последнее письмо, в котором было написано: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить.»

В повести «Олеся» также прослеживается любовная линия меду девушкой из глухой деревушки - Олесей и барином Иваном Тимофеевичем. Любовь главной героини была очень сильной: она любила искренне и нежно, была готова на все ради своего возлюбленного лишь бы только быть всегда с ним рядом. Олеся изначально знала, что эта любовь принесет ей много горя и страданий, однако она все равно любила и отдавала себя всю себя без остатка, добровольно идя на гибель.

Что же касается Ивана Тимофеевича, то это мужчина с «холодным и ленивым» сердцем, он не был способен на искреннюю любовь и переживал, что про него будут говорить люди. Так, из-за своей светской глупости, Иван Тимофеевич потерял свою любовь навсегда, а избитая деревенскими жителями и закиданная камнями Олеся, несмотря на свою сильную любовь, приняла самое верное и разумное решение, которое ранило ее сердце, но в то же время отгораживало от неспособного на искреннюю и настоящую любовь человека: героиня покинула дом вместе со своей бабушкой, покинула Ивана Тимофеевича навсегда.

В заключение хочу сказать, что любовь - глубокое, эмоциональное и сильное сердечное чувство, любить дано не каждому, это талант, это Божий дар.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» звучит лейтмотивом и красной нитью проходит через весь рассказ. По сути, это главная мысль, то, ради чего он и был создан. А. И. Куприн отразил в нем свои творческие искания, переживания, стремления. Само по себе произведение достаточно непростое, так как здесь задействовано самое высшее чувство - то, человек. Сам писатель в своем творчестве считал самым удачным именно «Гранатовый браслет». Анализ произведения (любовь здесь выступает главным связующим звеном) позволяет глубже понять мотивы поступков героев, найти объяснение их действиям. Знакомство с рассказом приносит читателю немалое

Как уже было сказано выше, любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» занимает центральную позицию. В данной статье мы рассмотрим образы главных героев, особенности их внутреннего мира. Какая любовь в произведении «Гранатовый браслет» - настоящая и подлинная или придуманная и иллюзорная?

Мировоззрение автора

Сам А. И. Куприн считал, что любовь приходит к человеку не иначе, как в образе красоты. Известно, что прекрасное тесно связано с трагедией, у нее драматическая сущность. Любовь нельзя измерить ничем на свете, невозможно подчинить своей воле или избавиться от нее. Писатель видел в этом чувстве надвигающееся наваждение, способное поглотить все на своем пути.

Этот образ у него во многом разрушителен, связан с глубокими личностными переживаниями и переосмыслениями. Ничто так не привлекает к себе внимание, как тема любви в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение по прочитанному материалу приходилось писать каждому школьнику. И не всякому удавалось понять, какая мистическая сила заставляет бедного Желткова слагать длинные письма своей возлюбленной, что руководило его сознанием в те непростые минуты.

Сущность любви

Это главный вопрос, который раскрывается на протяжении всего рассказа. А. И. Куприн полагал, что испытать настоящее чувство проникновенной любви к женщине можно только один раз. Способность пронести эту сердечную привязанность через годы - необходимость, а не осознанный выбор.

Человек, по его мнению, совершенно не управляет своим эмоциональным состоянием, а потому не в силах ничего изменить. Чувство в понимании писателя - это всегда трагедия, страдание, которому нет конца, потому оно длится вечно. Любовь в произведении «Гранатовый браслет» выглядит жестокой, изматывающей личность и в конечном итоге приводит к смерти.

Образ главной героини

Вера Николаевна Шеина была замужем за очень состоятельным человеком. Правда, в последнее время их финансовое положение несколько пошатнулось, и потому она старалась поддерживать супруга, как могла. Героиня никогда не задавала себе вопрос, любила ли она этого человека на самом деле. Ее чувство постепенно перешло в спокойную привязанность, в которой было место заботе и нежности, но не страсти и удивлению.

Обыденность и привычка

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» затрагивает такие важные вопросы: ради чего стоит жить на земле, каким должно быть подлинное чувство? Отношения с супругом давно превратились в привычку, и это обстоятельство мешало ей чувствовать себя полностью счастливой и удовлетворенной. Ее душа давно просила какого-то обновления, однако героиня мало слушала голос сердца. Возможно, молодая женщина считала себя не вправе рассуждать о возвышенной и чистой любви, потому как была замужем и, по обыкновению, должна была почитать супруга и во всем соглашаться с ним.

Личность Г.С.Ж.

У этого персонажа нет в рассказе собственного имени. Куприн наделяет его только одной фамилией - господин Желтков - и называет инициалы. Возможно, это сделано намеренно, чтобы показать загадочность этого странного человека и в то же время обезличить его. Он тайный поклонник Веры Николаевны, который вот уже более семи лет пишет ей любовные письма. В день именин возлюбленной Желтков через посыльного преподнес своей даме сердца золотой браслет, отливающий гранатовым цветом. Этот подарок был сделан от всей души, от невозможности больше молчать о своем чувстве, которое разрослось в груди сокрушительным пламенем и заслонило все собою.

Любовь или душевная болезнь?

Желтков вел неприметную жизнь простого клерка. Кроме болезненной привязанности к жене князя Шеина, у него не было никаких других интересов. Ни театр, ни музыка, ни искусство, ни политика не волновали его. Он всю свою жизнь, ее цель и смысл видел только в том, чтобы любить и превозносить одну-единственную женщину. Все больше углубляясь в собственные страдания, он перестает замечать мир вокруг. При этом Желтков называет свое чувство возвышенным даром небес, лучшим, что у него было в жизни. Любовь переживается им как величайшее благо и в то же время как непоправимое горе, от которого нет исхода, избавления.

Благоговейное служение даме сердца, рабская преданность ей принижают его самого как личность. На самом деле господин Г.С.Ж. не ценит себя, не видит перспектив для дальнейшего развития. Он жив только собственными переживаниями о сладостном упоительном чувстве.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет» показана в виде изматывающей болезненной привязанности, которая заставляет страдать, разрушает человека, и в конечном итоге приводит к самоубийству. Нельзя назвать Желткова благополучным и психически здоровым. Да, он постиг тайну любви, но вместе с тем столкнулся с сокрушительной горечью и непоправимой трагедией. Он не смог найти выход только потому, что возвеличил собственное чувство к княгине Вере Николаевне до такой степени, что перестал ценить и уважать собственную личность.

Господин Г.С.Ж. ведет скромное неприметное существование. Он ревностно следит за жизнью своей возлюбленной, однако сам не предпринимает никаких попыток, чтобы сблизиться с ней или хотя бы познакомиться. Даже когда Вера Николаевна была еще незамужней барышней, Желтков почему-то не счел нужным и необходимым представиться ей. Должно быть, персонаж считал себя настолько недостойным взаимного чувства, что заранее отказался от каких бы то ни было действий. Он предпочел страдать втихомолку и упиваться своим одиночеством.

Его поступки нелогичны и непоследовательны. При этом Г.С.Ж. утверждает, что любит эту женщину, а на самом деле не знает, какая она настоящая - ее характер, привычки, взгляды на жизнь. Герой лелеет мысль о том, что может любить без оглядки, а в действительности все время напряженно ждет ответа, знаков внимания. Любовь в произведении Куприна «Гранатовый браслет» очень напоминает сладкую иллюзию, в которой человек живет годами.

Чувство сожаления

Это то ощущение, с которым остается Вера Николаевна после самоубийства своего загадочного поклонника. Она чувствует себя отчасти виноватой в его смерти. Ей кажется, что настоящая мимо нее. Данное чувство возникло потому, что сам Желтков, уходя из жизни, как будто перекладывает на нее весь груз ответственности за все, что он переживал долгие годы в одиночестве. Вряд ли можно назвать такой подход правильным с его стороны.

Вот такой показана любовь в произведении «Гранатовый браслет». Сочинение, которое ученикам предлагается написать в школе, позволяет выявить их собственное мнение по поводу душевных страданий главного героя.

Вместо заключения

Данный рассказ представляет собой культурную и психологическую ценность. Ведь он затрагивает интересы личности, раскрывает ее внутренний мир, глубинные переживания.

Любовь – простое, но уникальное чувство. “Бог есть любовь”, – сказано в Библии. Это чувство определяет всю жизнь человека, наполняет ее смыслом, делает счастливым или несчастным.
Во все времена писатели делали любовь объектом для наблюдения, описания, исследования, восхищения. Великолепный пример тому – русская классическая литература 19 века. Писатели 20 века продолжили эти традиции, внеся в понимание чувства любви свое, индивидуальное восприятие, делясь своим видением данной проблемы.
А. И. Куприн создал своеобразные произведения

О любви, вошедшие в классику русской литературы 20 века. Этот писатель считал любовь самым важным чувством в жизни человека, делающим его безмерно счастливым и приближающим его к Богу.
Одним из самых известных и ярких произведений писателя на эту тему является рассказ “Гранатовый браслет”. Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до последних своих дней, потому что в его жизни была возможность любить.
Вообще, главной, на мой взгляд, темой этого произведения является любовь. В зависимости от того, как она проявляется в жизни героев “Гранатового браслета”, выстраивается проблематика произведения.
Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви, настоящего сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар: “Не виноват, Вера Николаевна, что богу угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. Желтков знает, что никогда его возлюбленная не будет с ним.

Слишком велика разница в их общественном положении, образовании, воспитании. Но герою и не нужно, чтобы Вера Николаевна была рядом. Ведь его любовь всегда рядом с ним.

В знак своего чувства Желтков дарит Шеиной самое дорогое, что у него было: гранатовый браслет матери.
Образ этого браслета символичен: “Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами, …., каждый величиной с горошину”. Сам по себе браслет неказист и непривлекателен для человека с изысканным вкусом. Но, в то же время, это украшение содержит в себе старинные гранаты, красивейшие камни цвета крови и страсти. Так и Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире.

Так и его любовь, несмотря на все, была сильной, чистой, искренней. Она была настоящей…
Желтков решает умереть, потому что без Веры Николаевны он не может и не хочет жить. Без княгини у него нет другой цели существования. Но даже из жизни герой уходит с великой любовью в сердце, со словами, которые становятся ключевыми в произведении: “Да святится имя Твое!”
С образом княгини Веры Николаевны Шеиной связан другой аспект темы любви. Эта женщина – независимая, спокойная, холодная красавица: “… Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”.
Героиня хочет любви, понимает все ее значение для человека, но она слишком холодна и бесстрастна. Вера Николаевна просто не способна полюбить. С мужем у нее скорее дружеские, чем любовные отношения.

У этой женщины нет детей, наверное, потому, что нет любви. Но Вера Николаевна способна оценить истинное чувство. Именно поэтому она становится смыслом для человека, который достоин настоящей любви: она становится предметом обожания Желткова.
Но в финале рассказа Вере Николаевне остается лишь гранатовый браслет и… память. Ей очень тяжело осознавать, что она не увидела, не почувствовала такой любви, которая “повторяется только один раз в тысячу лет”, намного раньше. Этой героине остаются лишь сожаления.
Несчастлива в любви и сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна. Она, в отличие от Веры, обладает страстным темпераментом и горячей натурой. Но и Анна несчастлива в браке.

Она презирает своего богатого, но глупого мужа и предается флирту во всех столицах мира. У Анны Николаевны есть дети, но и они растут слабыми и “малокровными”. Все это от того, как мне кажется, что в жизни и этой героини нет настоящей любви.
Вообще, вся семья Шеиных несчастна в этом отношении. Старший брат героинь, князь Николай Николаевич Шеин, не женат и не собирается этого делать.
Интересно, что действие рассказа происходит осенью и предваряется описанием увядающей природы. Этот пейзаж очень символичен: увядает, умирает духовно российской дворянство. Оно больше не способно на глубокие чувства, на истинную любовь.
Особое значение в рассказе имеет образ “тучного, высокого, серебряного старца” – генерала Аносова. Именно этот человек заставляет Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Именно этому герою принадлежат пророческие слова: “…Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, с которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”. Я думаю, Аносов – символ мудрого старшего поколения.

Того поколения, когда, по мнению Куприна, еще умели любить…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьей князя Дмитрия Николаевича Любимова. “… В течение нескольких лет к моей матери, Людмиле Ивановне, почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенства в социальном положении не составляет ему никакой надежды на ответное чувство, […]...
  2. Главный герой повести – Желтков испытывает сильные, но, к сожалению, безответные чувства к княгине Вере Николаевне Шеиной. Этой любви не суждено было стать взаимной, поэтому герой всю свою жизнь жил лишь мечтой об этом. Но безответные чувства ничуть не пугали героя, он жил ими. Эта любовь, пусть и безответная была для него стимулом жить, блаженством […]...
  3. У любви тысячи аспектов и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание К. Паустовский Среди рассказов Александра Ивановича Куприна особое место занимает “Гранатовый браслет”. Паустовский называл его “одним из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви”. Один из главных героев, бедный застенчивый чиновник Желтков, полюбил княгиню Веру […]...
  4. Тема любви – основная в творчестве Куприна. По его мнению, именно любовь дает возможность раскрыться всем самым прекрасным сторонам человеческой души. Чувство возвышает людей над серой повседневностью и становится высшим выражением их природного равенства, над которым не властны ни сословные предрассудки, ни людские законы. В такой любви Куприн видит высшее счастье и главное предназначение человека, […]...
  5. “Гранатовый браслет” – это грустный рассказ о любви. Героиня рассказа, княжна Вера Николаевна Шеина, вот уже несколько лет получает письма с признаниями в любви от незнакомого поклонника. На день рождения он присылает княгине золотой браслет с гранатами. Узнав о подарке, муж и брат Веры Николаевны находят поклонника. Им оказывается мелкий чиновник Желтков, живущий под самой […]...
  6. Повесть А. И. Куприна “Гранатовый браслет” поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который ставит в произведении автор, – что же есть любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. Но универсального ответа нет. Каждый человек на протяжении собственной жизни отвечает на вопрос о […]...
  7. В повести “Гранатовый браслет” А. И. Куприн обращает свой взор к вечной теме любви. Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства – живет спокойной, размеренной жизнью. Она красива, богата, умна, держит себя гордо, уверенно. В ее жизни нет места душевным потрясениям. Завязка действия происходит на именинах Веры Николаевны. Размеренное, несколько чопорное течение праздника (чинные, […]...
  8. “ОДЕРЖИМЫЙ” ВЫСОКИМ ЧУВСТВОМ ЛЮБВИ (образ Желткова в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) Повесть “Гранатовый браслет” – одно из вершинных произведений А. И. Куприна, гуманиста и правдоискателя, певца возвышенной любви. “Любовь должна быть трагедией! Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!” – говорит один из персонажей повести. Эти […]...
  9. “Среди выдающихся русских писателей начала ХХ века, одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну”, – пишет Афанасьев В. Н. По мнению многих исследователей, “мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом”. Один из томительнейших рассказов […]...
  10. Любовь – тема вечная в литературе. Думаю, никакая из других тем не бывает столь субъективной в изображении. У каждого творца свой взгляд на изображение этого чувства, поэтому любовь в литературе так многолика. В некоторых произведениях А. КупринА мы встречаемся с изображением любви, как чувства наивысшей высоты и чистоты, чувства бескорыстного, не требующего награды. Писатель доказывает, […]...
  11. 12 глава повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет” практически завершает произведение. В ней описывается момент прихода Веры Николаевны Шеиной в дом Желткова, чтобы проститься с ним. О самоубийстве этого человека героине сообщает муж, который говорит также, что Желтков по-настоящему любил Веру Николаевну. Князь Шеин же и благословляет свою жену на прощание с умершим. Итак, выйдя […]...
  12. Главная героиня рассказа – Вера Николаевна Шеина -“пошла в мать, красавицу англичанку”, была “строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна”. Ее жизнь текла медленно, размеренно и удовлетворяла ее жизненным принципам. Ее сестра Анна, наоборот, “унаследовала монгольскую кровь отца”, была “живая и легкомысленная, насмешница”. Получив хорошее воспитание, сестры тонко чувствуют […]...
  13. В произведениях А. Куприна мы встречаемся с любовью бескорыстной, не требующей награды. Писатель считает, что любовь – не миг, а всепоглощающее чувство, способное поглотить жизнь. В “Гранатовом браслете” мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова. Он счастлив, потому что любит. Ему неважно то, что Вере Николаевне он не нужен. Как говорил И. Бунин: “Всякая любовь – […]...
  14. Слава храбрецам, которые осмеливаются Любить, зная, что всему этому придет конец. Е. Щварц “Да святится имя Твое…” Я прочитала последние строки. Я чувствую печаль и восторг. И во мне звучит Бетховенская соната. Я плачу. Почему? То ли это просто жалость к несчастному Желткову, то ли восхищение огромным чувством маленького человека. Да и можно ли его […]...
  15. Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви… то твоя любовь бессильна, и она – несчастье. К. Маркс Я хочу Вам рассказать о прекрасном чувстве, которое невозможно купить или продать, для которого не существует понятий “богатый” и “бедный”, а существует только “влюбленный” и “невлюбленный”, во имя […]...
  16. Любовь… Что она? Где она? Есть ли она? Реален ли образ Желткова?.. Такие вопросы возникли у меня после прочтения повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. Ответить на эти вопросы очень трудно, практически невозможно, потому что любые возможные ответы на них правильны и одновременно неверны. Нельзя доказать человеку, уверенному в том, что любви нет, обратное. И […]...
  17. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру три повести: “гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Протестуя против пошлости и цинизма, продажи чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает индивидуальные по красоте и силе примеры идеальной любви. Рассказ “Гранатовый браслет” имеет вполне реальную основу. Однако талант Куприна конкретный жизненный факт превратил в историю, о которой веками мечтают […]...
  18. Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) Не могу не высказать Вам, Вера Николаевна, свое негодование. Возможно, это жестоко с моей стороны, но каждый человек имеет право на свое собственное мнение, и я хочу, чтобы Вы его знали, несмотря на боль, которую это может Вам причинить. Вы жестокая женщина, которая не захотела […]...
  19. В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает “целый цикл новелл о любви”. Этот цикл открывается повестью “Суламифь” – романтическим переложением библейской “Песни песней”. А заканчивается он реалистической повестью ” Гранатовый браслет “. Реализм – творческий метод, который предполагает воссоздание и познание действительности, герои реалистических произведений – “типические характеры в типических обстоятельствах” (Ф. Энгельс). Естественно возникает […]...
  20. ТИПИЧЕН ЛИ ОБРАЗ ЖЕЛТКОВА? (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) В 1908-1910 годах А. И. Куприн создает “целый цикл новелл о любви”. Этот цикл открывается повестью “Суламифь” – романтическим переложением библейской “Песни песней”. А заканчивается он реалистической повестью “Гранатовый браслет”. Реализм – творческий метод, который предполагает воссоздание и познание действительности, герои реалистических произведений – […]...
  21. Теме любви посвящено, пожалуй, наибольшее количество произведений мировой литературы. И это не удивительно, ведь любовь – самое сильное чувство, которое испытывает человек за всю свою жизнь. Каждый автор раскрывает эту тему по-своему, руководствуясь своим жизненным опытом, моральными принципами, внутренними идеалами. В отечественной литературе 20 века очень интересно, на мой взгляд, раскрывал тему любви А. И. […]...
  22. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел жизненный опыт заставить служить творчеству. Александр Иванович Куприн – признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей. В них широкая, многообразная картина русской жизни конца прошлого века и начала […]...
  23. Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано все. Что можно поведать о любви после шекспировской истории Ромео и Джульетты, после пушкинского “Евгения Онегина”, после “Анны Карениной” Льва […]...
  24. А. И. Куприн – одно из самых ярких имен русской литературы. Его произведения вызвали довольно неоднозначную реакцию. Писатель имел свой особый взгляд на многие вещи. Много произведений Куприна посвящены теме любви. Эту тему он раскрывает по-своему, выражая мнение, что настоящей любви практически не осталось на свете. На это великое и глубокое чувство способны в современном […]...
  25. Мысль о самоубийстве может закрасться у каждого человека. И что же это – крик души, проявление слабодушия, мужественный взвешенный шаг или просто поступок назло другим? Мы можем не понимать самоубийц, жалеть их, искать оправдания их поступкам, но не осуждать. Жизнь каждый раз подбрасывает нам разные сюрпризы: сегодня ты успешный и счастливый, а завтра – стоишь […]...
  26. А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” объединены этой прекрасной темой. В повести “Гранатовый браслет” герои много говорят и спорят о любви. Любовь в их рассказах предстает в многообразных формах – это и внезапное увлечение юной болгаркой, о которой рассказывает генерал Аносов, и “святая, чистая, вечная […]...
  27. Одним из вечных вопросов в нашем мире является вопрос: А возможно ли счастье без любви. Многие люди считают, что счастье в деньгах или славе, или в уважении и почете, но на самом деле человек не может быть счастливым полностью, если он хотя бы раз в жизни не любил по-настоящему. Быть может эти чувства давно прошли, […]...
  28. Эпизод “Именины Веры Николаевны” является одним из центральных в повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. Именно из него мы узнаем о существовании таинственного поклонника княгини – простого служащего Желткова, узнаем о его чувстве и об отношении к его любви самой Веры Николаевны и ее ближайшего окружения. Именно в этом эпизоде отчетливо обозначается основная проблема произведения […]...
  29. В творчестве А. Куприна тема любви затрагивается неоднократно, но в рассказе “Гранатовый браслет” это чувство показано особенно ярко, красочно и трагично. Яркими красками писатель показывает мучительную и неразделенную любовь к некому идеалу, большое и трепетное чувство, которое сопротивляется с бездуховностью этого мира. Писатель обращается в этом рассказе к одной из самых важных тем. Для него […]...
  30. Главная героиня повести – Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства – приятно проводила время в компании сестры Анны у себя на приморской даче, ожидая скорого праздника – именин. На именины собралось не много гостей, все добрые знакомые и родня. Одно событие выбило Шейну из колеи: женщина получила в подарок гранатовый браслет, присланный по почте неким […]...
  31. Удивительной судьбы человеком был Александр Иванович Куприн. С широкой, доброй, отзывчивой душой. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку и как писателю. Многое познал он в жизни и поставил жизненный опыт […]...
  32. ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ (по повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) А. И. Куприна не зря называют певцом возвышенной любви. Три его повести: “Гранатовый браслет”, “Олеся”, “Суламифь” объединены этой прекрасной темой. В повести “Гранатовый браслет” герои много говорят и спорят о любви. Любовь в их рассказах предстает в многообразных формах – это и внезапное увлечение юной […]...
  33. Роман “Гранатовый браслет” был написан Куприным в 1910 году. В основу роману лег сюжет, происходящий в реальной жизни. Мать Куприна была в такой же ситуации, как и героиня романа. Большинство из произведений Куприна пронизано темой любви, “гранатовый браслет” не исключение. “Гранатовый браслет” Куприн не случайно называет роман именно так, для автора красный гранат – это […]...
  34. В данном произведении автор повествует нам о любви чистой, искренней, бескорыстной, и в то же время трагической. Мы сталкиваемся с настоящей любовью Желткова по отношению к Вере Шеиной, находящейся замужем за Василием Шеиным. Княгиня сама говорит о том, что прежняя страстная любовь к мужу давно прошла. Желтков же много лет писал ей письма, собирал ее […]...
  35. Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн – одно из них. К творчеству этого автора существует неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие. Одна из ведущих тем в произведениях Куприна – тема любви и все вопросы, связанные с этим чувством. Интересно, что […]...
  36. Повесть А. И, КупринА “Гранатовый браслет”- повествование о великой неразделенной любви, которая может случиться лишь раз в тысячу лет. Куприн в своей повести ввел много символик, для того чтобы мы могли увидеть истинный смысл рассказа. Первым символическим образом можно считать указание автора на отвратительную погоду, которая присуща в середине августа северному побережью Черного моря. Данная […]...
  37. Это любовь, которою Богу было угодно За что-то меня вознаградить. А. Куприн. Гранатовый браслет Как часто нам в реальном мире, с его проблемами, привычками, бытовыми неурядицами, кажется, что из жизни исчезли и поэзия, и нетронутая красота, и сильные, возвышающие человека чувства. А ведь на самом деле все это никуда не делось, просто нужно дать себе […]...
  38. 1. Главная героиня повести, ее жизнь в замужестве. 2. Чувства таинственного Г. С. Ж. 3. Любовь в рассуждениях генерала Аносова. 4. Смысл любви для главного героя повести и самого А. И. Куприна. Я перед тобою – одна молитва: “Да святится имя Твое”. А. И. Куприн Повесть “Гранатовый браслет”, написанная А. И. Куприным в 1910 году, […]...
  39. Начало 20 века дало русской литературе немало талантливых имен. Александр Иванович Куприн – одно из них. К творчеству этого автора существует очень неоднозначное отношение, поскольку он затрагивал и раскрывал такие темы, о которых не решались говорить другие. У Куприна было свое, уникальное, восприятие любви. Он считал, что настоящее чувство встречается в нашей жизни очень редко, […]...
  40. Каждое поколение задает себе вопросы: Есть ли любовь? Какая она? Нужна ли она? Вопросы трудные и невозможно однозначно ответить на них. А. Куприн непревзойденный мастер пера способный задавать такие вопросы, отвечать на них. Куприн любит писать о любви, это одна из самых любимых его тем. Чувство щемящей тоски и одновременно просветления наступает после прочтения “Гранатового […]...
Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести “Гранатовый браслет”)

Автор-разработчик – , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области , эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Познакомить (обзорно) с творчеством;

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет; аудиозапись Второй сонаты .

Эпиграф (к 1 уроку): Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1г. г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена, . И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.


Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей») .

В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна было более известно советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова , «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он» . Но в советской Москве за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

- Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

(Сообщение или презентация на тему «Жизнь и творчество » – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

- А что такое любовь? Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского :

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

- Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись . В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

- Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Любимова, в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель. А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау , австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…» , которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет »:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

· По выбору учащихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» .)

· Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов (список рекомендуемой литературы на стр. 81)подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький. Личность. Творчество. Судьба».

· Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству и (разноуровневые задания – по выбору учащихся)