Образовательный портал. Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков Характеристика литературы 19 20 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: рассмотреть взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 - начала 20 веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние. познакомиться с тенденциями русской литературы конца 19 - начала 20 веков; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».

3 слайд

Описание слайда:

Историко-культурная ситуация. На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

4 слайд

Описание слайда:

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Вопрос:

5 слайд

Описание слайда:

Важнейшие исторические события начала 20 века. Россия пережила 3 революции: -революция 1905 года; -Февральская революция; -Октябрьская революция 1917 года. Войны: -Русско-японская война 1904-1905 г.г.; -Первая мировая война 1914-1918г.г.; -Гражданская война.

6 слайд

Описание слайда:

Внутриполитическая обстановка в России. Очевидна была необходимость перемен. В России противоборствовали три основные политические силы: -защитники монархизма, -сторонники буржуазных реформ, -идеологи пролетарской революции.

7 слайд

Описание слайда:

Выдвигались различные варианты программ перестройки: «сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история» (П.А.Столыпин). Средства переустройства «сверху»: Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы. «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И.Ленин). Средства переустройства «снизу»: Теоретическая подготовка революции и террор.

8 слайд

Описание слайда:

Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.

9 слайд

Описание слайда:

Научные открытия в области естествознания. -открытие рентгеновских лучей, -определение массы электрона, -исследование радиации, -создание квантовой теории, -теория относительности, -изобретение беспроволочной связи.

10 слайд

Описание слайда:

Научные открытия в области естествознания. Естествознание 19 века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы(вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Научные открытия рубежа 19-20 веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поиску иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.

11 слайд

Описание слайда:

Философские идеи. Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».

12 слайд

Описание слайда:

В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».

13 слайд

Описание слайда:

Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».

14 слайд

Описание слайда:

В книге Волынского «Книга великого гнева» (1904) : «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»

15 слайд

Описание слайда:

Философские идеи. Философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизму…соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

16 слайд

Описание слайда:

Философские идеи. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф.Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога(«Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Бога-человека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни». Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.

17 слайд

Описание слайда:

Философские идеи. «Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н.Бердяев). Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.

18 слайд

Описание слайда:

Русская литература на рубеже веков. Вспомним! Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н.А.Оцупом. Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. 19 столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» – «серебряным веком».

19 слайд

Описание слайда:

Русская литература на рубеже веков. Первоначально понятие «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов. Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

20 слайд

Описание слайда:

Русская литература на рубеже веков. Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале 20 века продолжались и развивались традиции реалистической литературы. Еще жили и творили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов – их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.

21 слайд

Описание слайда:

Русская литература на рубеже веков. В это время создавали свои произведения такие писатели-реалисты, как: В.Г.Короленко, В.В.Вересаев, М.Горький, А.И.Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев. Реалистическая литература преодолевала свой кризис. Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу. Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

22 слайд

Описание слайда:

Русская литература на рубеже веков. В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.

23 слайд

1 Теория литературы. Композиция. Архитектоника, сюжет и фабула. Композиция как организация развертывания сюжета

3 Литература XX века. М.М. Зощенко. Художественный мир писателя. Изображение «маленького человека» новой России

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия «издателей» (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе Пушкина «Евгений Онегин», песня «Солнце всходит и заходит…» в драме Горького «На дне»); все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

а) действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н. Чернышевский в романе «Что делать?»);

б) автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А. Блок в «Стихах о Прекрасной даме»), так и в прозе («Темные аллеи» И. Бунина; «Песня о Соколе», «Старуха Изергиль» М.Горького);

в) автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева «Отцы и дети»); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться «рассказ в рассказе» (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в «Преступлении и наказании»; глава 13 «Явление героя» в «Мастере и Маргарите»; «После бала» Толстого, «Ася» Тургенева, «Крыжовник» Чехова);

г) нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя «Мертвые души»; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;

д) автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе «Евгений Онегин», а может начать действие сразу, резко, «без разгона», как это делает Достоевский в романе «Преступление и наказание» или Булгаков в «Мастере и Маргарите»;

е) композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока «Двенадцать»; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В. Маяковского и др.);

ж) нередко автор использует прием композиционного «разрыва» событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в «Преступлении и наказании» и Булгаков в «Белой гвардии» и «Мастере и Маргарите». Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.

Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Этот тип композиции больше характерен лирике. Различают три вида такой композиции:

1. последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения («Цицерон», «Silentium», «Природа - сфинкс, и тем она верней…» Тютчева);

2. развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения («Море» Жуковского, «Я пришел к тебе с приветом…» Фета);

3. сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие («Незнакомка» Блока); такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления.

Итак, композиция - это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

2 Литература XIX века. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сатирическое обличение деспотизма власти и долготерпения народа

Среди классиков русского критического реализма XIX в. М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) занимает место непревзойденного художника слова в области социально-политической сатиры. Этим определяется оригинальность и непреходящее значение его литературного наследия. Революционный демократ, социалист, просветитель по своим идейным убеждениям, он выступал горячим защитником угнетенного народа и бесстрашным обличителем привилегированных классов. Основной пафос его творчества заключается в бескомпромиссном отрицании всех форм угнетения человека человеком во имя победы идеалов демократии и социализма. В течение 50-80-х гг. голос гениального сатирика, «прокурора русской общественной жизни», как называли его современники, громко и гневно звучал на всю Россию, вдохновляя лучшие силы нации на борьбу с социально-политическим режимом самодержавия .

Идейно-эстетические воззрения Салтыкова формировались, с одной стороны, под воздействием усвоенных им в молодости идей Белинского, идей французских утопических социалистов и вообще под влиянием широких философских, литературных и социальных исканий эпохи 40-х гг., а с другой - в обстановке первого демократического подъема в России. Литературный сверстник Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского, Салтыков-Щедрин был, как и они, писателем высокой эстетической культуры, и в то же время он с исключительной чуткостью воспринял революционные веяния 60-х гг., могучую идейную проповедь Чернышевского, дав в своем творчестве органический синтез качеств проникновенного художника, превосходно постигавшего социальную психологию всех слоев общества, и темпераментного политического мыслителя-публициста, всегда страстно отдававшегося борьбе, происходившей на общественной арене.

Салтыков, став уже знаменитым писателем, в течение нескольких лет продолжал служебную деятельность. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери (1858-1862), председателем казенной палаты в Пензе, Тулей Рязани (1865-1868). Находясь на этих должностях, он старался, насколько позволяли условия, «не дать в обиду мужика». Такое гуманное отношение к пароду было необычным в высшей бюрократической среде, и сослуживцы, припоминая французского революционера Робеспьера, называли вице-губернатора Салтыкова вице-Робеспьером.

Многолетняя служебная деятельность Салтыкова дала ему богатый материал для творчества. На личном жизненном опыте он превосходно постиг официальную и закулисную стороны высшей бюрократии и чиновничества, и потому его сатирические стрелы так метко попадали в цель.

В 1868 г. Салтыков-Щедрин, навсегда порвав со службой и отдавшись исключительно литературе, встал вместе с Некрасовым во главе «Отечественных записок», а после смерти Некрасова (1878) - руководителем этого передового журнала, продолжавшего революционно-демократические традиции «Современника», запрещенного правительством в 1866 г.

Время работы в «Отечественных записках» - с января 1868 г. и до их закрытия в апреле 1884 г. - самая блестящая нора литературной деятельности Салтыкова-Щедрина, период высшего расцвета его сатиры. На страницах журнала ежемесячно появлялись его произведения, привлекавшие к себе внимание всей читающей России .

«К началу XX века Россия стала узловым пунктом противоречий всей системы империализма, ее наиболее слабым звеном», первая русская революция была «подготовлена всем ходом социально-экономического и политического развития страны».

Мировое значение ее было понято быстро. 25 января Жан Жорес писал в газете «L’Humanité», что русский народ сражается не только за себя, но и за дело международного пролетариата, а после Всероссийской октябрьской стачки Анатоль Франс выступил на митинге в Париже со словами: «Каков бы ни был исход этой великой и страшной борьбы, русские революционеры оказали решительное влияние на судьбу своей страны и на судьбу всего мира. Русская революция — революция всемирная». Русский пролетариат вышел на историческую арену, став авангардом мирового социалистического движения.

Революция была подавлена, но героика боев русского народа не только привлекла к себе внимание международной общественности, но и оказала большое влияние на оживление политической борьбы в Европе и пробуждение социальной борьбы Востока.

Писатели второй половины XIX столетия жаловались на трудность изображения глубинных процессов жизни в связи с ее стремительными изменениями. Но что было все это в сравнении с развитием жизни двух десятилетий века двадцатого. Литература90-х гг. заговорила о пробуждении сознания народных масс. В 1905 г. народ уже громко заявил о своих отторгнутых правах.

Три революции в течение 13 лет! Такого революционного взлета, таких быстрых изменений в политической и общественной жизни, в психологии народа, потребовавших огромного напряжения воли, ума и мужества, не знает ни одна страна.

В годы революции особенно весомо проявилось новаторство творчества М. Горького. О том, что оно не укладывается в рамки старого реализма, критика писала уже в самом начале 1900-х гг. Роман «Мать» и пьеса «Враги» впечатляюще раскрыли основные тенденции развития революционной России и показали, кто является истинным творцом современной истории. То был реализм, окрыленный социалистическим идеалом, реализм, призывающий к построению нового общества на социалистических основах.

Литературоведы до сих пор не пришли к единому мнению о том, какое произведение Горького положило начало новому творческому методу, названному позднее социалистическим реализмом. Основополагающие черты этого метода присутствуют и в пьесе «Мещане» (выбор центрального героя), и в пьесе «На дне» (раскрытие отношения Горького к человеку и его представления о ложном и истинном гуманизме).

Можно вспомнить и «Фому Гордеева», где впервые были проявлены новаторские черты горьковского психологизма. Однако наиболее явственно как реалист нового типа, как писатель-марксист Горький выступил именно в «Матери» и «Врагах». Революция 1905 г. была возбудителем, позволившим Горькому-художнику сплавить воедино добытое им ранее. «Мать» открывала новую страницу в истории мировой литературы.

В пропагандистских целях революционеры широко использовали в рабочих кружках произведения зарубежных авторов, посвященных рабочему классу. Теперь русский писатель создал роман, ставший настольной книгой отечественного и зарубежного пролетариата. «Максим Горький, — писал В. Львов-Рогачевский, примыкавший к марксистскому лагерю критики, — это символ, это — имя целой эпохи, отмеченной горьковским настроением».

К знаменательным событиям литературной жизни революционных лет относится появление статьи В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905), в которой ставился вопрос о современной литературе.

Говоря о невозможности литератору остаться нейтральным в классовом обществе (рушился миф о свободном творце, не подвластном давлению этого общества), статья призывала писателей стать открыто на сторону пробуждающегося народа и отдать свое перо на службу партийного искусства, выступающего в защиту высоких социалистических идеалов. При этом Ленин пояснял, что принцип партийности неограничивает творческих возможностей и склонностей авторов.

Статья обращала внимание на актуальнейшую проблему времени — все растущее число читателей из народа, «которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность», для них и следовало работать писателю.

В XIX в. не раз возникали споры о «чистом» и «тенденциозном» искусстве, о личной позиции художника, свободной или предвзятой. Ленинская статья продолжала этот спор в новых исторических условиях. Тем самым она органично связана с традицией революционно-демократической критики, которая всегда ратовала на активное искусство, неразрывно сопряженное с народной жизнью и передовыми общественными идеями.

Написанная в канун декабрьских боев пролетариата в Москве, статья Ленина переводила давние споры в область суждений о литераторе как борце определенного общественно-политического лагеря, как выразителе современных устремлений народа и тем самым придавала данной проблеме иную социальную направленность и масштабность.

Статья Ленина вызвала большой резонанс. Марксистская критика взяла ее на вооружение (см. статью А. В. Луначарского «Задачи социал-демократического художественного творчества»). В 1906 г. в газете «Свобода и жизнь» (№ 11—13) были опубликованы разноречивые ответы писателей несхожих общественных ориентаций на предложенную анкету «Литература и революция»; ответы эти по существу являлись откликами на ленинское выступление.

Раздраженно встретили это выступление символисты, особо интенсивно воспевающие в своем раннем творчестве самодовлеющий индивидуализм. Брюсов тотчас же выступил в журнале «Весы» (1905, № 11) с полемической статьей, направленной в защиту независимой позиции художника.

В опосредованном виде подобные отклики появлялись в критических статьях тех же «Весов»; в них утверждалось, что партийное искусство влечет за собой падение таланта, что партийность и эстетика — понятия несовместимые. И если А. В. Луначарский, опираясь на новые произведения Горького, скажет в 1907 г., что возник новаторский вид социалистической литературы, то критик символистского лагеря Д. Философов опубликует в том же году статью «Конец Горького».

Отклики на вопросы, выдвинутые в статье Ленина, можно встретить и в ряде художественных произведений («Последние мученики» Брюсова, «Дух времени» А. Вербицкой).

Дооктябрьская реалистическая литература не смогла еще стать органической частью пролетарского дела (исключение составило лишь творчество Горького, Серафимовича, пролетарских поэтов), но многие ее представители активно включились в борьбу с самодержавием и буржуазией.

В период революции всеобщее внимание привлекло творчество писателей, группировавшихся вокруг издательства «Знание», возглавляемого Горьким. Знаньевцы писали о ломке старого мировоззрения, о бунте человека и росте его социальной активности, об обострении конфликтов во всех областях жизни.

Они были не только свидетелями, но и летописцами времени, когда социально прозревали уже не одиночки, а огромные народные массы. Знаньевцы были первыми в отображении этого столь сложного и необычного для русской действительности процесса.

В зависимости от своих идеологических позиций современные критики называли знаньевский реализм, — воспринимаемый ими как особое реалистическое течение, как «школа Горького», — «боевым», «красным» или «направленческим».

Одни отмечали новаторство знаньевцев, подчеркивая, однако, при этом недостаточную художественную глубину их открытий; другие считали, что риторика и публицистичность заслоняют у них художественное начало. Немало было и не приемлющих идеологическую суть знаньевского творчества. Но в целом критика вынуждена была признать огромную популярность «Сборников товарищества „Знание“».

К явлениям, рожденным революцией, был обращен взор и других реалистов, но они уделяли свое внимание главным образом негативным явлениям, сопровождавшим революционный процесс.

Революция 1905 г. вызвала к жизни массу острых сатирических журналов. На их страницах впервые в истории русской сатирической периодики появилась своеобразная «живописная публицистика» (политические рисунки и иллюстрации).

После революции «суматоха» эпохи еще более обострилась. Воцарившаяся реакция вновь вызывает волну разочарования, пессимизма, неверия в силы народа, в возможность скорого изменения судеб России. Вновь с еще большей силой вспыхивает увлечение идеалистической философией, оживают религиозные искания. Наблюдается вспышка неонароднических идей, проникших, в частности, в круг символистов, и неославянофильства.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Дата перехода от века к веку действовала магически и и воспринималась трагически. В общественных настроениях преобладали настроения неуверенности, упадка, конца истории.

Какие же важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков? Во-первых, Россия пережила три революции: революцию 1905г., Февральскую и Октябрьскую революции1917 г. Во-вторых, 1904-1905г. – русско-японская война, последовавшая за ней в 1914-1918го. Первая мировая война гражданская война.

Произошли сдвиги и в общественном сознании. Всё ярче становится неудовлетворённость рациональными основами духовной жизни. По мнению философа В.Соловьёва, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не новый этап истории, а нечто новое – либо время упадка и одичания, либо время нового варварства. Между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, т.е., по словам философа, «конец истории сошёлся с её началом».

В поисках объяснения происходящих в обществе процессов всё чаще становилось обращение к религии.

Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей. В обществе говорили о Ф.Ницше, о его идеях, связанных с обличением христианства как помехи на пути личности к её самосовершенствованию, говорили об учении философа «о воли и свободе» с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). Таким образом, упадок связан с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек».

Идеи Ницше были восприняты в русском обществе, но русские мыслители не пошли за философом до конца. Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути соединения его с языческой «радостью». В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры». Культуре придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать теургической (теург – бог, посвящённый), должна была стать способом установления мировой гармонии. Способом постижения истины.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название серебряного века. Это определение введено в 1933г. Н.А.Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). В литературоведении термин «серебряный век» закрепился именно за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В отличие от реалистической эстетики 19 века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощённый в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя – носителя представлений автора. Авторский взгляд утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотрудничество, звали к диалогу. Новый реализм ориентировался на русскую классическую литературу, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, которая будет преображать мир средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику – теургу, прорицателю, пророку, способному постичь гармонию мира средствами искусства. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых были символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления.

В эстетике модернизма отразились настроения «конца века», гибели мира. Обречённости. Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Эстетическая борьба между ведущими литературными направлениями – реализмом и модернизмом - была характерна для литературы рубежа веков, хотя в глубинной основе каждого было одно – стремление к гармонии и красоте.

Модернисты, сторонники «чистого искусства», верили в божественную, преобразующую силу искусства, поэтов и художников отождествляли с пророками. Их оппоненты резко критиковали такую позицию. «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное». Однако Серебряный век не закончился 1917 годом, он продолжал существовать в скрытых Формах в поэзии А.Ахматовой, М.Цветаевой, в творчестве Б.Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре. . . Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

Символизм -- первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма -- «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений -- от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов -- подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи -- в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

В № 7 журнала «Аполлон» за 1910 г. свою статью «Жизнь стиха» молодой поэт Николай Гумилев заканчивал фразой: «Теперь же мы не можем не быть символистами. Это не призыв, не пожелание, это только удостоверяемый мною факт». Но уже через год, 15 августа 1911 г. , он совместно с С. Городецким создает «Цех поэтов» и в скором времени провозглашают появление нового художественного течения - акмеизма. 18 февраля 1912 г. Гумилев, Городецкий и Кузмин-Караваев выступили в Обществе ревнителей художественного слова, заявив об отделении акмеизма от символизма. Название нового течения, предложенное Н. Гумилевым и С. Городецким, шло от греческого «akme» - высшая степень, вершина, цветущая пора, и должно было означать стремление к «вершинам» искусства, к его высшему совершенству. Акмеизм как литературное течение было образовано на базе «Цеха поэтов», организованного Н. С. Гумилевым еще в 1911 г. Сюда входило более 20 человек, большая часть которых впоследствии отошла от Гумилева. Вокруг нового течения сплотились шесть наиболее активных участников движения: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут. Вожди акмеизма выступили со своими литературными манифестами в журнале «Аполлон» (1913, № 1): Н. Гумилев - «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкий - «Некоторые течения в современной русской поэзии». По их мнению, на смену переживающему кризис символизму идет направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений. В своей статье Гумилев подводил черту под «бесспорными ценностями и репутациями» символистов. «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает», - констатировал автор. Поэты, идущие на смену символистам, должны объявить себя достойными преемниками предшественников, принять их наследство и ответить на поставленные ими вопросы. Основы нового направления лидер находил в привязанности к обыденной жизни, уважении к простому человеческому существованию. Главным отличием акмеизма Гумилев предлагал считать признание «самоценности каждого явления» - надо сделать явления материального мира более ощутимыми, даже грубыми, высвободив их из-под власти туманных видений символизма. Главное свершение акмеизма - изменение масштаба, очеловечивание уклонившейся в сторону гигантомании литературы рубежа веков. Акмеизм вернул в литературу «человека нормального роста», заговорил с читателем с соблюдением обычной интонации, лишенной экзальтации и сверхчеловеческой напряженности. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. После Октябрьской революции 1917 г. акмеизм еще функционировал, но после гибели в 1921 г. Н. Гумилева, организатора и лидера группы, прекратил свое существование.

Футуризм. Одновременно с акмеистами в начале 10-х годов ХХ столетия на литературную арену вышли группы футуристов (от латинского «futurum» - будущее): кубофутуристы - Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, Е. Гуро, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский; «Мезонин поэзии» - В. Шершеневич, К. Большаков, С. Третьяков, Р. Ивнев; «Центрифуга» - Н. Асеев, Б. Пастернак, С. Бобров; эгофутуризм - И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков. . . Футуризм был неоднороден. Наибольшей последовательностью и бескомпромиссностью в футуристическом движении отличалось общество «Гилея», члены которого именовали себя также кубофутуристами и будетлянами, т. е. людьми из будущего. «Мы - новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную», - обозначал творческие задачи будетлян В. Хлебников. Футуризм претендовал никак не меньше, чем на вселенскую миссию, по глобальности притязаний он был несопоставим ни с одним из предыдущих художественных течений. В связи с этим характерным является тот факт, что после Февральской революции 1917 г. футуристы и близкие к ним художники авангарда образуют воображаемое «Правительство Земного Шара». 18 декабря 1912 г. выходит сборник с названием «Пощечина общественному вкусу». Одновременно была издана листовка с аналогичным названием, в котором в эпатажной манере были изложены основные принципы кубофутуризма. Перечеркивание и отрицание культурного наследия прошлых эпох было одним из принципиальных установок футуризма. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т. е. преображение мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Появление книги и манифеста вызвало резко отрицательные рецензии в газетах и журналах. Однако, несмотря на беспрерывную ругань прессы, в кратчайший срок весь тираж был распродан. Футуристическое движение набирало силу. Футуризм как явление выходил за рамки собственно литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников течения. Первое выступление футуристов состоялось 13 октября 1913 г. в помещении Общества любителей художеств. «Билеты расхватали в какой-нибудь час. Выступления футуристов пользуются ошеломляющим успехом, только за полтора месяца (ноябрь - декабрь 1913 г.) в Петербурге состоялось около 20 публичных выступлений и два - в Москве. Намеренный эпатаж обывателя (раскрашенные лица Д. Бурлюка и В. Каменского, морковка в петлицах сюртука А. Крученых, желтая кофта В. Маяковского), вызывающие названия сборников: «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Рыкающий Парнас», «Молоко кобылиц», «Ослиный хвост», «Идите к черту» сокрушали все традиционные представления о поэтическом творчестве, языковой гармонии и норме. В 1913 г. был издан «Садок судей II», в котором было выражено непримиримое отношение футуристов к существовавшим грамматическим правилам и ритмам: «Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам. Мы расшатали синтаксис. Нами уничтожены знаки препинания. Нами сокрушены ритмы…»Футуристы считали свое искусство искусством машинного века с его бешенными скоростями, культивировали телеграфный стиль, вследствие чего из языка изгонялись знаки препинания, спряжение глаголов, нарушались синтаксические связи между словами, упрощались их формы. . . Но при этом футуризм в лице Маяковского создал и исключительные по своей художественной силе поэтические произведения, в числе которых поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Человек». . . Футуризм, видоизменяясь, существовал до конца 20-х годов. Футуризм - одно из наиболее ярко выраженных формалистических течений русской поэзии начала ХХ века. Влияние его экспериментальной поэзии особенно ощущается в современном постмодернизме.

В России основы реализма были заложены в 1820 - 30-х гг. творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), и затем развился в творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 в. принято называть критическим реализмом. Впервые термин был употреблен М. Горьким, использовавшим его, чтобы подчеркнуть обличительную направленность большинства произведений мировой реалистической классики. В этом смысле термин вполне отвечает своему назначению, поскольку реализм действительно показывает несоответствие буржуазного строя нормам человечности, критически анализируя и осмысляя всю систему общественных отношений. В начале XX в. реалистическое художественное мышление преобразовалось в социалистический реализм - литературное направление, совместившее идеологию социализма с реалистическим типом творчества. Соцреализм имеет множество определений и толкований. Наиболее распространенным является такое: «Социалистический реализм - это художественный метод правдивого воспроизведения действительности в ее революционном развитии в свете научного марксистско-ленинского мировоззрения в интересах победы социализма и коммунизма во всем мире». М. Шолохов соцреализм понимал как «искусство правды жизни, правды понятой и осмысленной художником с позиций ленинской партийности. Искусство, которое активно помогает людям в строительстве нового мира, и есть искусство социалистического реализма». Сам термин «социалистический реализм» впервые прозвучал в докладе И. М. Тройского, выступившего на собрании актива литературных кружков Москвы в 1932 г. До него предлагались «тенденциозный реализм» (Маяковский, 1923), «монументальный реализм» (А. Толстой, 1924), «пролетарский реализм» (А. Фадеев, 1929). Собственно литература социалистического реализма началась с романа Горького «Мать» (1906) и отчасти его пьес «Мещане» (1901), и «Враги» (1906); в дальнейшем его почин подхватили А. С. Серафимович, Д. Бедный, В. Маяковский и др. После Октябрьской революции социалистический реализм обретает право на существование, некоторое время соперничает с художественными системами модернизма, борется с ними за лидерство, а к 1932 г. , после создания Союза советских писателей, по сути коллективизировавшего отечественную литературу, оставшись практически вне конкуренции, получает статус литературного направления.