Эссе гений и злодейство две вещи несовместные. Гений и злодейство — две вещи несовместные

В защиту Лермонтова
«Гений и злодейство – две вещи несовместные!» (А.С.Пушкин)

Мой Лермонтов! Вселенской скорбью
Наполнен твой печальный взор,
И независимый, и гордый, -
Всем современникам укор!
Думается, не только меня шокировала недавняя статья в этой газете некоего Александра Казакевича о Михаиле Юрьевиче Лермонтове с желчным заголовком «Злой карлик с огненной душой». Вот уж когда пожалеешь, что отсутствие всякой цензуры хуже, нежели ее наличие. В лид-абзац автор намеренно выводит жирным шрифтом утрированное описание внешности Лермонтова, делая акцент на безобразии и злобности. Хотя Казакевич будто и сожалеет о гибели гения, но заканчивает таким выводом: «…он мог бы написать больше, если бы не был таким злым. Иначе, если бы не был Лермонтовым». А как же быть с пушкинским высказыванием: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?! Одной фразой великий поэт уже надежно защитил своего гениального преемника! На кого рассчитана статья, написанная с точки зрения примитивного обывателя, смакующего и передающего злые, насмешливые выпады? Автор не удосужился вдумчиво прочитать хотя бы «Героя нашего времени», чтобы увидеть и понять в психологической характеристике переживания самого поэта, его страдающую душу и высокое, требовательное отношение к людям и к самому себе. «Но хочет всё душа моя во всем дойти до совершенства…», - писал Лермонтов в одном из стихотворений. И это многое объясняет в его характере.
Перечитываю газетную статью, взятую из Интернета, и не могу успокоиться. После недавнего юбилея Лермонтова написать о нем так пошло - недостойно любого человека, а литературного критика в особенности.
Творчество Лермонтова знаю не понаслышке. И воспоминания его современников не раз перечитывала, вот и сейчас они передо мной. Здесь разные мнения, в том числе и несколько негативные. Но все же большинство – восторженные отзывы о поэте, признания его неординарности и разносторонней гениальности, доброжелательности и отзывчивости. Был он и весельчаком, всегда окруженный друзьями, душевным и открытым, был и мрачным, задумчивым и ироничным, часто уединялся (а когда бы ему, служа в армии, успеть было написать к 26 годам столько шедевров?) А поведение во время дуэлей – «стрелять в сторону или на воздух» - не говорит ли о незлобивости характера Лермонтова и нежелании убивать противника? «У меня пистолет не поднимается», - говорил он и готов был просить прощения и примиряться. Перечитала трехтомник Ираклия Андроникова и еще раз убедилась в этом. Что советую сделать автору статьи – прочесть хотя бы «Образ Лермонтова».
Лермонтов- «поэт, поцелованный Богом!» - разносторонне одаренный, смелый и в тоже время тонкий, ранимый, чувствительный, как все настоящие поэты. Но Казакевич (с какой целью?) взял только отзывы кучки светской черни – явных недругов Лермонтова. Это были завистники его таланта и богатства, не умеющие радоваться чужому успеху (а именно тогда мы - люди!), и попросту трусы – ведь поэт пребывал в немилости царя и в опале. К тому же автор приводит в пример реакцию влюбленного Лермонтова на злую и глупую шутку Е. Сушковой, компрометирующую ее саму: «подсунутые ею булочки с опилками».
Скажите, у кого из русских поэтов была счастливой судьба? «Поэт в России больше, чем поэт»! Он откликается на все события, происходящие в стране, в том числе на политические, так как истинный поэт – гражданин, всегда поборник народа. «Ах, если б между поэтом и народом ввек не стояло политиков!» - с горечью писала Марина Цветаева. А ведь «Прощай, немытая Россия – страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ», - сказано поэтом не с ненавистью, а с глубокой болью в сердце от отчаянной любви к Родине!
Талант поэта-художника, который Лермонтов в себе чувствовал и не мог не осознавать, слишком был велик. Он прибавлял ему, конечно, гордости и независимости. Чувство превосходства над теми, кто был неизмеримо ниже его по уму и таланту и позволял себе глумиться над поэтом, тяжелой ношей легло на его чувствительную душу.
Художника «может обидеть каждый», тем более после его смерти. Вспомнилось из предсмертной записки Маяковского: «Просьба не рыться в моем «грязном белье» - покойник этого не любил». О мертвых хорошо, или ничего – вот эту фразу не мешало бы автору вспомнить, а не ту, что приводит он в начале статьи – выдуманную невесть кем злую «примету», выдавая ее за «народную мудрость», о взаимосвязи роста, ума и злобы человека. Увы! господин Казакевич, и тут вы маху дали. Специально пересмотрела двухтомник Даля и ничего подобного ни в приметах, ни в пословицах и поговорках у него нет.
Мне очень обидно за великого поэта, как и за всю нашу классическую русскую литературу. Вглядываюсь в большие, умные лермонтовские глаза и, кроме страдания и какой-то затаенной грусти, не вижу в них никакой злости или хоть суровости.
«Печально я гляжу на наше поколенье», - и сейчас можно сказать вслед за поэтом. Сколько уже идеалов разрушили, сколько снесли с пьедесталов святынь! Так мало нам! Давайте еще Пушкина объявим сумасшедшим или уродцем, как Лермонтова – «злым горбуном-карликом». Уж скольких оболгали! А где они - новые идеалы, новые герои? - Бандиты? Воры? Взяточники? Как воспитать у молодежи чувство национальной российской гордости?! На ком?
В эпиграф выношу строчки из моего давнего стихотворения о поэте с тем, чтобы тот же «укор» адресовать автору статейки– Казакевичу. Жаль, нельзя призвать к суду за оскорбление личности подобных диверсантов, подрывающих, сначала исподтишка, а теперь уже в наглую, открыто достояния нашей культуры.
Но «есть, есть Божий суд, - сказал бы сам Лермонтов, - тогда напрасно вы прибегнете к злословью, оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь!» А еще вызвал бы на дуэль и был бы прав. Только не слишком ли велика честь для Казакевича?

6.6. ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ

Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? Вслед за А. С. Пушкиным я утверждаю, что гений и злодейство - «две вещи несовместные». В самом деле, что такое гений? Это творческая, а, значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, любое злодейство - это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает.

Злой гений - нонсенс. Это всё равно как мать, убивающая своего ребенка.
Если гений и злодейство порой и соединяются в одном человеке, то это говорит не об их совместимости, а о РАЗДВОЕННОСТИ данного человека как личности. Такое, к сожалению, иногда бывает…

Нечто подобное пушкинскому утверждению в том или ином виде высказывали самые разные люди, отмеченные печатью таланта или гения. Например, социолог Питирим Сорокин писал: «Третья вещь, которую я познал, заключается в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не сумеют создать ничего вечного ни в интеллектуальном, ни в нравственном, ни в материальном отношении». (Sorokin, Pitirim Aleksandrovich, A long journey; the autobiography of Pitirim A. Sorokin. - New Haven, Conn., College and University Press ; p. 197).

Парафраз пушкинского утверждения недавно прозвучал в устах замечательной русской киноактрисы Ии Савиной: «Мое глубочайшее убеждение, что злой, недобрый человек не может быть хорошим артистом».

ИЗ ПЕРЕПИСКИ ПО ПОВОДУ УТВЕРЖДЕНИЯ "ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО - ДВЕ ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ"

Сергей ([email protected]):
Извините за беспокойство.При прочтении одной из ваших книг у меня возник вопрос, в месте где вы писали что Пушкин прав утверждая что "гений и злодейство вещи несовместны" потому что гений созидательная способность а зло разрушительное.
Что вы имели ввиду? Несовместны, значит, не могут быть в одном человеке? Если есть способность созидать, значит нет способности разрушать?
Пожалуйста ответьте глупому.

Ответ:
Понимаю Вашу иронию. Насчет раздвоенности человека я писал. Такое иногда бывает. Патологическая раздвоенность, расщепленность называется шизофренией. В большинстве же случаев люди достаточно цельны и говорить о том, что в них могут совмещаться гений и злодейство - значит говорить против истины.
А насчет гения как созидательной способности... Нельзя так тупо понимать слово созидание. Всякое строительство предполагает свое родное разрушение. Дом нельзя построить, не расчистив площадку. Но одно дело разрушение как момент созидания и другое дело разрушение как нечто, уничтожающее созидание, несовместимое с созиданием. В процессах созидания всегда созидание преобладает над разрушением. А разрушение, несовместимое с созиданием, преобладает над созиданием, губит его.

Второе письмо от Сергея:
Извините еще раз. Просто для меня вызов на дуэль тоже злодейство поскольку подразумевает веру в победу и желание пристрелить. И если под злодеем понимать не того, кто стремится разрушать все и вся, а просто человека который не ценит чужие жизни и думает о собственной выгоде или легко поддаётся эмоциям, ненависти. Разве в таком человеке не может появится желание что-то созидать? Созидаемое им не будет гениально?

Ответ:
Тут целый клубок вопросов. Гений - не просто созидательная способность, а высшая творческая способность. Талант - средняя творческая способность. И гением и талантом наделены не все, а вот способность к созиданию присуща практически всем людям. Да, бывают случаи, когда человек созидающий совершает злой поступок. Еще более редки случаи, когда талантливый совершает зло. А гений... Так это практически невозможно, чтобы он совершал зло. Это противоречит творческой (созидательной) природе гения. Ведь в гении творческая способность выступает в наибольшей степени. Зачем же я буду строить дом и принимать меры против пожара, если одновременно буду его поджигать?

Далее, применительно к гению я имею в виду, конечно, не какое-то маленькое зло, а настоящее злодеяние. Гении в истории наперечет, ну сотня, ну тысяча. Много ли Вы знаете гениальных людей, которые совершили бы какое-нибудь крупное злодеяние? Например, можете Вы указать хоть одно какое-нибудь крупное пятно на светлом облике таких гениев, как А.Эйнштейн, П.Чайковский, Рембрандт, Эдисон, Л.Толстой, Менделеев.

Да, есть такие люди, вроде Наполеона, которых считают гениями и одновременно уличают в тяжких преступлениях (У Наполеона было прозвище "людоед"). Признаю, есть неоднозначные случаи. Я уже говорил о раздвоенности некоторых людей. Однако, строить теорию гения, опираясь на эти неоднозначные случаи, это значит строить теорию на зыбком песке.

Теперь о дуэлях. Вы, наверное, намекаете на судьбу Пушкина. Он гений и в то же время участвовал в дуэлях.

Лично для Вас вызов на дуэль - злодейство, а для того времени, когда жил Пушкин, этот вызов на дуэль - вопрос чести и достоинства, равный вопросу о жизни и смерти. Само слово "дуэль" указывает на абсолютное равенство шансов жить или умереть. Отдельные случаи неравной дуэли не отменяют этой истины.
Слово "злодейство" подразумевает большей частью наличие злого умысла. Какой злой умысел у человека, вызывающего на дуэль? Желание пристрелить-победить, как Вы пишете? В таком случае этому человеку убить своего обидчика лучше исподтишка, чтобы самому не быть убитому. Вообще дуэльный аргумент - слишком слабый, чтобы опровергать пушкинское "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Далее, я думаю, нужно осторожнее обращаться со словом "злодеяние". Этим словом отмечают крупные злые поступки. Если же любые поступки злого характера называть злодеяниями, так у любого гения в жизни можно найти много таких "злодеяний".

Есть фундаментальный факт жизни: если хорошее и плохое совмещаются, то наступает хаос. А в хаосе живое, любое живое погибает. Нас с детства учат различать хорошее и плохое (в том числе добро и зло в моральном смысле), учат не смешивать их, стараться быть хорошим-лучшим и бороться с плохим. На этом построена жизнь.

Третье письмо от Сергея:
И снова извините. Насколько я понимаю в каждом человеке совмещается и хорошее и плохое, следовательно в каждом есть хаос, значит есть и во мне... Вот только что это такое я не знаю.

Ответ:
Вы неправильно меня поняли или просто придерживаетесь такого убеждения. Я не говорил, что в человеке, в каждом человеке совмещается то и другое. Я напротив, утверждаю, что человек по своей природе (изначально и в сущности) добр, а следовательно, хорошее в нем явно преобладает над плохим. Плохое - не обязательно в действительности. Оно в возможности, висит над нами порой как дамоклов меч. Но думать, что плохое в жизни также сильно и могуче, как и хорошее - это значит всё время балансировать между добром и злом, между жизнью и смертью... А этого нет! Человек живет и большей частью не думает о смерти. Подавляющее большинство людей доживает до старости и умирает в преклонном возрасте.

Четвертое письмо от Сергея:
Я не имел такого ввиду. Просто для меня "совмещаться" означает быть в одном человеке.
Может и есть люди в которых нет ничего плохого, безгрешные, но...
Под «совмещаться» я понимал сосуществовать. То есть и в случае преобладания хорошего над плохим всё равно они совмещаются в человеке.

Ответ:
Не совмещаются! Разрушение разрушению рознь. Разрушение как момент созидания - это не зло и оно не просто совмещается с созиданием, а органично присуще ему. Разрушение вне созидания, уничтожающее созидание - всегда зло; оно не совмещается с созиданием. Например, диссимиляция - частный случай разрушения. Как момент обмена веществ она необходима, вполне сочетается с ассимиляцией. Диссимиляция же как смерть организма несовместима с его жизнью.

Пятое письмо от Сергея:
Похоже я вас неправильно понимаю, либо я даже не знаю... Я уже сказал что под совмещаются я понимаю сосуществовать. Ведь и в хорошем человеке есть плохое, как бы он иначе совершал плохие поступки.

Ответ
Сергей, действительно, нет безгрешных людей. Но это не значит, что отдельные ошибки и проступки хороших (добрых) людей сводят к нулю их хорошесть. Против 1000 плюсов может быть десяток-другой минусов. Разве десяток-другой минусов может сравниться с тысячью плюсов? И можно ли в этом случае говорить о совмещении плохого и хорошего? И на солнце есть пятна. Но от этого оно не перестает светить.

Ваше настойчивое желание увидеть в человеке наряду с хорошим плохое наводит меня на мысль, что Вы, наверное, хотите как-то оправдать себя. Либо Вы уже наделали много плохого, либо готовы совершить много плохого и при этом выглядеть нормальным, порядочным человеком. Не выйдет! Я уже говорил, что чрезвычайно редко бывает, когда творческий человек («гений») одновременно злодей. Или Вы надеетесь на такой редкий случай?

Занятие 5. Расположение. Построение речи по хрии.

1. Расположение – вторая задача ритора. Изобретенные мысли должны располагаться связно и целесообразно. Обоснованный порядок частей композиции речи позволяет развивать и представлять идеи в убедительной форме.

2. Частями композиции речи являются: вступление (обращение и называние), описание, повествование, рассуждение (доказательство), опровержение, заключение.

3. Цель вступления – приготовить аудиторию к слушанию будущей речи, захватить внимание и добиться благорасположения. Основные способы начать вступление являются точное обозначение темы, цитата, неожиданный вопрос.

4. Описание – изображение предмета в определенный момент его существования. Описание осуществляется через определение предмета, его характеристику, описание целого и частей, свойств и качеств предмета. Энциклопедическое описание дает общую характеристику предмета, риторическое определение представляет предмет в яркой и образной форме, индивидуальной оценке.

5. Повествование показывает развитие, жизнь предмета во времени, или цепь событий, связанных с предметом. Описание - статично, повествование - динамично. Жанрами повествования являются летописи, биографии, мемуары, дневники, в художественной литературе – романы, то есть все, что представляет событийное развитие во времени.

6. Целью рассуждения является доказательство, убеждение в истине. Самые простые способы доказывать – анализ и синтез, показ причины или следствия какого-либо положения.

7. Опровержение есть доказательство от противного. Его используют, когда справедливость данного доказательства лучше всего показывается очевидной несовместимостью с противоположным.

8. В заключении оратор добивается двух целей: 1) суммирует сказанное, повторяя основные аргументы и мысли; 2) воодушевляет чувства слушателей, призывает их к действию.

В классической риторике существует проверенный метод обучения составлению речей по так называемой хрии. Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определенном порядке. Хрия является как бы классическим методом рассуждения и построения ораторского монолога, призванным дисциплинировать ум через упорядочение речи.

Темой хрии избиралось обычно какое-либо изречение, либо афоризм, либо пословица. В сущности же можно избрать любое положение, которое предстоит доказывать, и применять к нему рекомендуемые топосы (части речи).

Хрия является своего рода упражнением для ученика, пытающегося построить рассуждение проверенными способами. Раскроем наугад книгу «мудрых мыслей» и выберем для доказательства несколько положений-тезисов. Например:

«Гений и злодейство две вещи несовместные…» (Пушкин)

«…Чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку» (Л.Н.Толстой).

Традиционный порядок хрии таков:

1. Приступ (вступление). Во вступлении нередко указывалось на лицо, которому принадлежит данная мысль.

2. Определение, или ясное и точное толкование тезиса (положения).

3. Причина, объясняющая, почему данное положение верно.

4. Опровержение, то есть доказательство от противного.

5. Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

6. Пример (подтверждение мысли примером).

7. Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).

8. Заключение (вывод).

В классической русской школе учились писать по хриям – так оттачивали свое мастерство и Ломоносов, и Пушкин, и Гоголь. Справедливо критиковалось формально-рассудочное следование композиционному порядку, заведенному в хрии - и, действительно, речь может начинаться с самых разных частей: и с примера, и с афоризма, и со сравнения, и с объяснения причины, но педагогическая сила хрии состояла в том, что она учила систематическому мышлению и позволяла полностью исчерпать предмет, о котором говорилось в речи.

Моделью построения доказательной речи является хрия, предполагающая развитие рассуждения по следующей схеме:

1. Вступление. 2. Определение. 3. Причина. 4. Опровержение. 5. Пример. 6. Сравнение. 7. Свидетельство. 8. Заключение. Хрия полезна как представление возможного пути рассуждения, но пользоваться ею необходимо творчески, а не формально. Поэтому воспринимайте хрию прежде всего как подсказку к тому, как можно развернуть ваше доказательство.

В качестве примера можем взять строчку из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство две вещи несовместные…» - и попробуем построить рассуждение или доказательство этого тезиса по образцу хрии.

/Приступ/:

Эти слова принадлежат Моцарту, который говорит их Сальери, не подозревая, что через несколько минут коварный друг, измученный завистью к гению композитора, бросит отравленное кольцо в его бокал. Моцарт гениален и наивен, он не может подозревает обмана со стороны друга, также влюбленного в музыку.

Впрочем, для нас сегодня это также слова Пушкина - русского гения, чьи мысли проникали во все тайники человеческой души. Пушкина, который гениально прозревал и тайну музыкального вдохновения, и бессилие завистника, чувства которого не позволяют быть гением несмотря на упорство и трудолюбие.

/Определение: кто такой гений, кто такой злодей/

Гением по происхождению называли существо, представляющее средостение между божеством и человеком. Божественное начало требует от гения, чтобы он, во-первых, служил добру, любви, истине, красоте, во-вторых, чтобы он в этих качествах становился над природой человека. Поэтому когда сегодня мы говорим о каком-то человеке: «он – гений», то словно приравниваем его к чему-то сверхчеловеческому, божественному.

Напротив, злодейство связано с совершением именно человеком чего-то недостойного, неподобающего, лживого или безобразного – противоположного истине, добру и красоте. Даже само слово «зло-дей» – означает «человек, делающий зло».

/Причина/

Добро и зло сосуществуют в мире, но могут ли они существовать мирно? Не могут. Может ли в одном человеке уживаться доброе и злое? Как это ни странно, но уживается. Ведь совершаем же мы и хорошие и плохие поступки, человек в какие-то минуты может быть добрым и ласковым, в какие-то – злым и грубым. Но в том-то и дело, что злое и доброе не существует одновременно: нельзя одно и то же считать плохим и в то же время хорошим. В человеке могут соседствовать хорошие и плохие качества, но одни качества – добры, а другие – порочны.

Нельзя предательство, с одной стороны, оправдать, а с другой, осудить. Можно представить трудные обстоятельства, которые привели ко злу. Но на то человек и человек, чтобы противостоять обстоятельствам. Поэтому гений и злодейство как добро и зло несовместимы.

/Доказательство от противного/

Представим, что необыкновенный талант, гениальность соединились со злым поступком или качеством, например, «гениальным» назван какой-то злой поступок. Тогда гений, добро, красота перестают быть гением, добром, красотой… Следовательно, противоположное невозможно. Представьте, что человек, которому вы верили, которым восхищались (внутренне называли его «гениальным») вдруг открылся вам с дурной стороны – вы уже не будете доверять такому человеку.

В такие минуты очень важно не потерять веру: «веру потеряли – все потеряли». Конечно, не бывает людей, которые не терпят огорчений или разочарований в те или иные моменты своей жизни. В такие минуты важно не потерять ощущения «гениальности» как божественного начала собственной души, способности возрождаться для новой жизни и настоящего дела.

/Сравнение/

Божественное и дьявольское, доброе и злое, свет и тьма, радость и горе, любовь и ненависть не могут существовать одновременно. А как же, вы спросите, полутьма? Или бывает так: светит солнце и идет дождь; или к одному и тому же человеку мы испытываем и чувство любви, и неприятие его недостатков… Но здесь следует говорить о полутонах, естественных противоречиях в целостном понимании и оценке чего-то. «Гений» же пушкинского Моцарта – это апофеоз добра и света, творческой красоты, истинного труда, а «злодейство» - противоположное им предательство и мрак завистливой души. Поэтому гений и злодейство - это свет и тьма, радость и безнадежность, созидание и невозможность творить истинно доброе и подлинно великое.

/Пример/

Возьмем любого гения или злодея – мы увидим, что гений потому так ценится и сохраняется в памяти народной, что он – не злодей, а сохранение памяти о злодее никогда не связывается с понятием «гениальности». Кого из гениев можно взять в пример, придав этому слову его изначальный смысл? Пушкин как гениальный поэт? Ломоносов – как гениальный ученый? Чайковский – как гениальный композитор? Репин – как гениальный художник? Можно назвать еще много людей, чьи жизнь и творчество приближают их в нашем сознании к чему-то сверхчеловеческому, божественному. Перебирая факты их биографии, труда, - разве мы найдем что-нибудь «злодейское», порочащее? Мы можем найти противоречивые факты, трудные обстоятельства, в которых человек ищет выхода между добром и злом, но никогда, кажется, гений не вставал на сторону зла.

С другой стороны, ни один «выдающийся» злодей никогда не подходил под названия гения или «гениального». Можно совершать необыкновенные, удивляющие современников или потомков поступки, но если эти поступки имеют следствием зло, то никак не могут подойти под характеристику вдохновленных свыше… Могут ли быть названы гениальными Иван Грозный или Иосиф Сталин? Если деяния сомнительны, то они не гениальны.

/Свидетельство/

Сократ говорил: «назначение гениев – быть истолкователями и посредниками между людьми и богами». Гении передают богам молитвы людей, а людям – наказы богов. Благодаря гениям вселенная связана внутренней связью». Этой внутренней связью достигается продолжение культуры, молодое поколение получает знание от предшественников, а гении творят новое, добиваясь этой внутренней связи.

Пример гения у Сократа – бог Эрот, который стремится к доброму, истинному и прекрасному. Значит, мир покоится на добре, к которому стремятся «гении», а добро, конечно, отторгается от всего злого.

/Заключение/

Итак, гений – это необыкновенное проявление способностей в творении доброго, истинного и прекрасного. Зло не может соединяться с добром и в представлениях людей никогда не соотносится с понятием «гениальности».

Отсюда и простой, столь необходимый вывод: хочешь совершить в жизни что-то необыкновенное, удивительное, хочешь, чтобы жизнь твоя не была серой, тусклой, банальной, стремись к свету и разуму, добру и мудрости. И тогда – не исключено – на тебя прольется божественный свет вдохновения («так, неожиданно, слегка») и ты будешь награжден искрами гениальности.

Задание. Напишите речь по образцу хрии. Выберите тему, сформулируйте тезис (название речи), Напишите небольшую речь (3-5 минут), произнесите ее без опоры на текст.

Темы (на выбор):

1. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее (Достоевский).

2. Знание без нравственной основы ничего не значит (Л.Толстой).

3. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (А.П.Чехов).

4. Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Василий Великий).

5. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей. (Д.Дидро)

Написание речи может быть таким, как в старинных учебных рукописях: слева пишется топос, справа – текст речи.


Похожая информация.


А гений и злодейство - Две вещи несовместные

Из пьесы «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина (1799-1837) из цикла «Маленькие трагедии». Композиторы говорят о великом художнике итальянского Возрождения Микеланджело (сцена 2):

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство -

Две вещи несовместные. Неправда ль?

Ты думаешь?

(Бросает яд в стакан Моцарта.)

Иносказательно: высокий дух истинного Творчества несовместим с какими-либо низкими помыслами.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "А гений и злодейство - Две вещи несовместные" в других словарях:

    См. А гений и злодейство / Две вещи несовместные. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …

    Из пьесы «Моцарт и Сальери» (1830) А. С. Пушкина (1799 1837) из цикла «Маленькие трагедии». Композиторы говорят о великом художнике итальянского Возрождения Микеланджело (сцена 2): Моцарт: Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство Две вещи… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЗЛОДЕЙСТВО, злодейства, ср. (книжн.). 1. только ед. отвлеч. сущ. к злодейский. «Не муки тайные злодейства я грозно в нем (в романе) изображу.» Пушкин. «Люди это всё еще дети, хотя порой они и поражают злодейством своих дел.» Максим Горький. 2.… … Толковый словарь Ушакова

    - (греч. aphorismos, от aphorizein ограничивать, отделять). Краткая, отрывистая фраза, заключающая в сжатой форме какую нибудь определенную мысль, сентенцию, обобщение и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н … Словарь иностранных слов русского языка

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Моцарт ("Моц. и Сальери") - Смотри также По словам Сальери, как некий херувим, он несколько занес нам песен райских. Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь. Ба! право? может быть, отвечает М. Считает и себя и Сальери в числе немногих избранных, счастливцев праздных,… … Словарь литературных типов

    Сальери ("Моц. и Сальери") - Смотри также Родился я с любовию к искусству, говорит сам С. Отверг я рано праздные забавы; науки, чуждые музыке, были постылы мне; упрямо и надменно от них отрекся я и предался одной музыке. Ремесло поставил я подножием искусству. Звуки… … Словарь литературных типов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Моцарт и Сальери (значения). Опера Моцарт и Сальери Композитор Николай Римский Корсаков Автор(ы) либретто А.С. Пушкин Источник сюжета … Википедия

    Ая, ое; тен, тна, тно. устар. То же, что несовместимый. [Моцарт:] Гений и злодейство Две вещи несовместные. Пушкин, Моцарт и Сальери. Выходя, он забыл даже сказать «прощайте», даже головой не кивнул, что несовместно было с известною Лебедеву… … Малый академический словарь

    НЕСОВМЕСТНЫЙ, несовместная, несовместое; несовместен, несовместна, несовместно (книжн.). То же, что несовместимый. «Гений и злодейство две вещи несовместные.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Великий Мао. "Гений и злодейство" (подарочное издание) , Юрий Галенович. Стильно оформленное коллекционное издание в кожаном переплете ручной работы с трехсторонним золотым торшонированным обрезом и шелковым ляссе. Переплет выполненпо технологиям 19 века из…
Я услышал Ваше мнение и возразил лишь надеясь обратить Ваше внимание на то, что возможны и иные подходы к этому вопросу.

Александр, я знаю, что есть категория людей, которая воспринимает альтернативное (по отношению к их позиции) мнение чуть ли не как личное оскорбление, или как минимум как "вызов".
Я к таким людям не отношусь. Более того, я полагаю, что мнения людей продиктованы их текущей мировоззренческой концепцией, личным опытом, объемом оперируемой информации и др. условиями. Т.е. разные люди по одной и той же теме могут иметь различные суждения. И более того, все эти различные суждения будут правильными, если принять во внимание те факторы, которые я выше назвал. Я называю такую ситуацию термином "локальная правильность" (правильность для данного набора условий).
Поэтому я бы усилил Ваше " возможны и иные подходы к этому вопросу" на "обязательно будут и иные подходы к этому вопросу".
Весьма важный момент состоит в том, что при значительном расхождении базовых установок оппоненты не смогут придти к некоему компромиссу, каждый останется при своем мнении. И это нормально, в том смысле, что по другому просто не может быть.
Т.е. я очень спокойно отношусь к наличию у собеседника иного мнения, и если я чувствую, что компромисс не достижим, то я просто воспринимаю позицию собеседника как "локальноправильную".

Мы несколько отклонились от темы топика, но я не могу не возразить Вам...

Позволю себе не согласиться с Вами. Мне думается что мы не отклонились от темы топика, но напротив, углубились чуть ниже поверхностного уровня.
Топик про совместимость гениальности и злодейства.
"Гениальность" в значительной мере покоится на мифологизации конкретного человека, когда вместо реальной информации о человеке (номинирующимся в гении) весь процесс закручен на вымышленной информации или отсутствии таковой.
Мифологизация - это стержень художественно литературного жанра, или более широко - стержень искусства.
А отсюда прямая дорожка к выводу, что наука и искусство - два существенно различных направления человеческой деятельности. Например, наука отвергает мифологизацию, борется с ней, а искусство зиждется на мифологемах. Наука требует аргументации и доказательности, в искусстве это малозначимо, там "ради красного словца" отринут любые аргументы. .Наука взывает к разуму, искусство апеллирует к чувствам, эмоциям.

Надеюсь Вы не будете отрицать, что мир дан нам в ощущениях, то есть в чувстоваваниях. Все наши представления о нем, в том числе и научные, базируются на информации от наших органов чувств.

Согласен, что человек может через органы чувств получать некую империческую информацию об отдельных проявлениях окружающего мира. И вот здесь часто происходит некорректная генерализация. Некоторые договариваются до того, что "если я не смотрю на Луну, то она перестает существовать".
Генерализация, себясамоцентризм это модели не слишком высокого качества.
Кроме непосредственных ощущений от органов чувств у человека есть мощнейший инструмент - аналитическая обработка первичной информации, и в частности способность выделять общие закономерности. Т.е. от разрозненных ощущений человек идет к пониманию все усложняющихся цепочек причинно-следственной связи между явлениями.

На их основе мы строим модели мира в своем сознании и формируем научные гипотезы, которые проверяем опять же экспериментом.

Нет. На основе первичной информации мы строим первичные модели. Более высокие уровни моделей строятся уже не на первичной информации, но на первичной аналитически обработанной информации.
Т.е. непосредственная информация это только самый нижний этаж системы знаний (что никак не умаляет его значения), а далее идут аналитика 1, аналитика 2, и т.д.

Я начал как ученый, но последнее время все больше увлекаюсь привлечением научных методов в искусстве

Александр, выше о описал свое видение принципиальных различий между наукой и искусством. С МТЗ, связь между наукой и искусством может быть только одна: наука может исследовать закономерности, на которых "работает" искусство, и предложить некие реко