Евгений александрович лансере великие русские скульпторы. «Погано работать на этих людей…» О дневниках Евгения Лансере Художник лансере картины

Лансере Евгений Евгеньевич (1875- 1946), график и живописец.

Родился 24 августа 1875 г. в Моршанске (ныне в Тамбовской области) известного скульптора Евгения Александровича Лансере. Дед и дяди со стороны матери - архитекторы и художники Бенуа.

Профессиональное Лансере получил в Школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-1895 гг.), а затем в академиях Колассори и Жюлиана в Париже (1895-1898 гг.).

В творческом наследии Лансере - сотни зарисовок, около 50 альбомов рисунков и этюдов. Он создавал пейзажи, прежде всего городские, исторические полотна. Наиболее значительный вклад художник внёс в книжную иллюстрацию и монументальную живопись. Он оформлял журналы «Мир искусства», «Художественные сокровища России», «Детский отдых», сатирические журналы «Жупел», «Адская почта».

С 1899 г. активно участвовал художественной группы и редакции журнала «Мир искусства». Крупнейшими достижениями Лансере стали циклы иллюстраций к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1941 гг.) и «Казаки» (1917-1936 гг.). Представляют интерес рисунки, сделанные художником в 1914-1915 гг. на Кавказском фронте, а также альбомы, явившиеся результатом многочисленных поездок по Кавказу и Закавказью, в Турцию, Париж.

С 1917 по 1934 г. Евгений Евгеньевич с семьёй жил на Кавказе. С 1922 по 1932 г. преподавал в Грузинской академии художеств в Тбилиси. Затем продолжил преподавательскую деятельность в Московском архитектурном институте и Всесоюзной академии художеств в Ленинграде (1934-1938 гг.).

Значительны театральные работы художника. Он выполнял декорации и эскизы костюмов и грима к оперным, балетным и драматическим постановкам многих театров страны (опера К. Сен-Санса «Самсон и Далила», 1925 г.; трагедии У. Шекспира «Макбет» и «Король Лир», 1928 г.; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», 1937 г.; опера С. С. Прокофьева «Обручение в монастыре», 1941 г., и др.). В области монументальной живописи Лансере работал ещё интенсивнее (роспись, панно, лепнина). Наиболее крупные работы связаны с Москвой: росписи залов Казанского вокзала (с 1916 по 1946 г.) и гостиницы «Москва» (1937 г.), участие в разработке эскизов росписи Дворца Советов (1939 г.), эскизы плафонов Большого театра (1937-1939 гг.), майоликовые панно для станции метро «Комсомольская» (1933- 1934 гг.) и многое другое.

Евгений Евгеньевич Лансере родился 4 сентября 1875 года в Павловске в семье, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства.
Отцом будущего художника был известный скульптор Евгений Александрович Лансере. Его дед по матери, Н. Бенуа, был академиком архитектуры. Архитектором был его дядя, Л. Бенуа, другой дядя, младший из братьев матери, А. Бенуа - известный художник и критик искусства, оказал большое влияние на формирование художественных вкусов Лансере.
Детство Евгения прошло на Украине, в небольшом имении отца Нескучное, там родилась его младшая сестра, впоследствии известная художница — Зинаида Серебрякова.
После смерти Е. А. Лансере мать вместе с детьми переехала в Петербург, в дом отца — известный в художественных кругах «Дом Бенуа у Николы Морского».
Художественные способности у Евгения ЕвгеньевичаЛансере проявились рано, поэтому в выборе профессии сомнений не было.
В 1892 оставив гимназию, он поступил в школу «Общества поощрения художеств»; в те же годы он стал постоянным участником кружка, из которого впоследствии возник "Мир искусства". Под влиянием А. Бенуа и его друзей Лансере отказался от поступления в Академию художеств и отправился учиться в Париж.


Петербург. У старого Никольского рынка. 1901

Ранний период творчества Лансере, в силу родственных и дружеских связей, тесно связан с «Миром искусства». Однако, испытывая определенное влияние Бенуа и Сомова, Лансере остался не затронут характерным для мирискусников ностальгическим ретроспективизмом.
В первую очередь Лансере прославился как книжный график.

Иллюстрации к книге Балобановой «Легенды о старинных замках Бретани» были первой большой работой Е. Лансере; выбор был неслучаен - незадолго до этого он побывал в Бретани. В иллюстрациях, заставках и виньетках проявились общие художественные принципы «Мира искусства» и европейского модерна, и, одновременно, предчувствуется индивидуальный почерк художника. В 1898 иллюстрации Лансере к книге Е. В. Балобановой были выставлены на устроенной Дягилевым выставке русских и финских художни ков

Иллюстрация Е. Лансере к «Смерти Артура» Мэлори (1893-1894)

Лансере не участвовал в подготовке первых номеров журнала "Мир искусства" , так как был за границей, зато со второй половины 1899 он был в числе постоянных сотрудников. На страницах «Мира искусства» началась многолетняя «виньеточная деятельность» художника, распространившаяся на множество других изданий.
Оформление десятков изданий — книг, альманахов, журналов; экслибрисы, почтовые и издательские марки, художественные открытки — это те области, в которых принимал участие
Лансере .

«Дорога в Царское Село во времена Анны Иоанновны, 1904

Он считал, что именно декоративное оформление книжной графики , а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода. Стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя. Первым среди русских художников Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов. Это нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики.

"Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" 1905.

Важным этапом на пути к этому высокому достижению художника была длительная (с 1904 по 1912) работа над оформлением книги А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Для «Царского Села» (книгу оформлял целый ряд художников) Лансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом.
«Хаджи-Мурат» Толстого с иллюстрациями Лансере - лучшее предреволюционное издание художника. В издании 1916 были обширные купюры — царская цензура не пропустила толстовский текст, содержащий разоблачительную характеристику Николая I; не был напечатан и портрет царя, трактованный Лансере сатирически. Полностью издание увидело свет только в 1918.
Однако не меньшее значение в творчестве художника имели занятия станковой графикой и живописью. Лансере много работает с натуры — в сфере его интересов портретные зарисовки, пейзаж, многочисленные путевые этюды.
В 1902 художник совершил поездку по Дальнему Востоку, посетив Маньчжурию и Японию. После начала русско-японской войны, в феврале 1904 г. Лансере получает заказ на художественные открытки с видами Порт-Артура и Маньчжурии.
Революционные события 1905-1906 гг. образуют заметный рубеж не только в развитии творчества Лансере, но и в процессе становления его личности. К этому периоду относится ряд выдающихся работ в области сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как независимый и зрелый мастер с собственным, вполне сложившимся отношением к искусству и жизни.
В то время художник участвовал в издании сатирического журнала «Зритель» (1905), сотрудничал в «Жупеле», издававшемся при участии М. Горького. После его запрещения Лансере взял на себя издание преемника «Жупела» — журнала «Адская почта», для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.
С работой в театре Лансере впервые соприкоснулся в самом начале 1900-х, отдавая дань тому увлечению театральной живописью, которое было характерно почти для всех представителей старшего поколения «Мира искусства».

Этюд с каретой и пушкой, 1910-е

Эскиз декорации последнего акта балета «Сильвия» (1901) и панно для «Святилища Патрика» (1911) в постановке Старинного театра свидетельствуют о большом искусстве Лансере в области архитектурного пейзажа.
Первых достижений в области театральной живописи художник добился в 1907 — в оформлении пьесы Евреинова «Ярмарка на индикт святого Дениса» (иначе «Уличный театр»), совместно с Бенуа для «Старинного театра» в Петербурге.
Работа Лансере в театре прервалась после 1911 на сравнительно долгий срок. Причиной тому явилась интенсивная работа в области книжной иллюстрации и монументальной живописи, а также исторические события, изменившие судьбы России и самый круг деятельности художника.



Занимается Лансере и прикладным искусством: заняв в 1912 пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества», он не только контролирует качество продукции, но и сам предлагает несколько эскизов и проектов художественных изделий.
Разносторонняя художественная деятельность Лансере получает признание, в 1912 он удостаивается звания академика, в 1916 он избран действительным членом Академии художеств.

Натюрморт. Раковина и яблоки. 1917

Последний предреволюционный год Лансере проводит в деревне: пишет пейзажи, обдумывает возможность иллюстрирования «Казаков» Толстого. Весть о свержении самодержавия художник встречает с воодушевлением. Однако приехать в Петроград не удается, материальные и бытовые трудности вынуждают художника с семьей искать пристанища у друзей, на Кавказе. Три года художник прожил в Дагестане, где преподавал рисование в гимназии. В 1920 перебрался в Тбилиси, где трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 1934 Лансере — профессор

С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра, панно для станции метро «Комсомольская»).

«Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Толст ого « Казаки», 1936

Война помешала осуществлению всего намеченного. Вернуться к работе над росписью вестибюля Казанского вокзала мастер смог только весной 1945. Но довести до конца ее так и не смог.

Умер Евгений Евгеньевич Лансере 13 сентября 1946 года. Жизнь его вроде бы была удачной и благоустроенной. Репрессии его не коснулись, он был удостоен всяческих почетных званий и правительственных наград, но навсегда разлучен с ближайшими и горячо любимыми друзьями, а также с любимой сестрой Зинаидой Евгеньевной Серебряковой, с творчеством которой советская публика впервые познакомилась лишь через много лет после смерти Е.Е. Лансере.

Анна Петровна Остроумовой-Лебедевой писала в воспоминаниях о Е. Е. Лансере : «Он был отличным графиком, глубоко понимавшим законы художественного оформления книги, и достиг в этом большого совершенства. Он писал исторические картины. Для многих театральных пьес создал эскизы декораций и исполнил ряд работ монументального характера. Все творчество Евгения Евгеньевича носит черты большого радостного вдохновения, характерного своим бодрым реализмом, блестящим мастерством и огромной культурой».


Евгений Лансере. Волга у стен Кремля. 1937.

Русский художник.
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1933).
Народный художник РСФСР (1945).

Родился в Павловске 4 сентября (23 августа) 1875 года в семье скульптора Е.А. Лансере.
Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1892–1895), а также в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895–1898).
1896-1900 годы провёл в Париже, где работал в частных Академиях Жюльена и Коларосси.
До революции жил в Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства». Получил известность прежде всего своими книжно-иллюстративными работами (циклы Царская охота на Руси, 1902; Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, 1910), которым присуща изысканная, мажорная по настроению историческая стилизация; те же черты свойственны и его сценографии (спектакли петербургского Старинного театра). Лучший его книжный цикл - иллюстрации к Хаджи-Мурату Л.Н. Толстого (1912–1915).
В 1905–1908 годах Лансере создавал сатирически-революционную графику для журналов «Жупел», «Зритель» и «Адская почта» (последнюю Лансере даже сам издавал).
В 1912 году получил звание академика живописи, а в 1915 году - действительный член Академии художеств.
С 1912 по 1915 годы Е.Е. Лансере состоял заведующим художественной частью Фарфорового завода и Гранильной фабрики.
Революции 1917 года не принял и в 1918–1919 годах сотрудничал как художник в ОСВАГе (Осведомительно-агитационное бюро, информбюро армии А.И. Деникина).
С 1918 по 1934 годы жил на Кавказе. Состоял профессором Тбилисской Академии художеств. В 1922 году ездил по вызову полпреда РСФСР в Ангру, а в 1927 году по командировке Наркомпроса Грузии - в Париж.

В 1933 году росписал плафон ресторана Казанского вокзала в москве. В 1934 году получил от Моссовета жилплощадь и перехал в Москву. С 1934 года - профессор в Академии архитектуры.
Официальное поощрение принципов неоклассики способствовало его успеху. Лансере продолжил и обновил некоторые свои прежние замыслы, завершив работу над иллюстрациями к Казакам Л.Н. Толстого (1937), а также над росписями Казанского вокзала в Москве (1933–1934, 1945–1946), заказанными ему ещё до октябрьского переворота; эти росписи (наряду с плафоном гостиницы «Москва», 1937, и другими монументальными работами Лансере) принадлежат к самым значительным образцам архитектурно-живописного декора тех лет.

Я родился 13 декабря 1953 года в Москве, в семье скульптора и художника Евгения Евгеньевича Лансере и Светланы Дмитриевны Якуниной-Лансере. В нашей семье соблюдается традиция – называть сына Евгением, поэтому немного сложно бывает разобраться, о ком идет речь – о сыне или отце? Поэтому, когда говорится о ком-либо из Лансере, принято указывать: Лансере I – это Евгений Александрович Лансере, знаменитый своими скульптурными композициями с лошадьми; Лансере II или Лансере-сын – Евгений Евгеньевич Лансере, художник и архитектор. Он известен своими иллюстрациями к повести Толстого «Хаджи-Мурат», монументальной росписью Казанского вокзала. Его дело продолжил мой отец, Лансере III. На данный момент я, Лансере IV, также унаследовал и поддерживаю творческую стезю нашей семьи.
Отец не принуждал меня следовать его профессии или призванию, он считал, что я сам должен выбрать, каким путем мне идти и развиваться. Он брал меня с собой на этюды, творческая мастерская находилась прямо у нас дома, но ничему конкретно он меня не учил. Поэтому решение заниматься живописью я принимал самостоятельно.
В 1966 году я поступил сразу во второй класс художественной школы №3, по окончании 3 лет учебы продолжил заниматься в художественной студии Дома архитекторов. С 1972 по 1978 годы был студентом Педагогического университета имени Ленина на художественно-графическом факультете. Среди моих учителей были Ефанов и Строганов. Я начинал как живописец, работая в живописном комбинате Союза художников, долгое время вел частную школу. Я начал уже прилично зарабатывать как художник, но в один момент все поменялось…
В 1987 году в нашем доме произошел потоп и горячая вода, хлынувшая с потолка, залила и мои работы, и многие уникальные полотна, хранившиеся на стенах нашего «домашнего музея». Картины, уцелевшие со времен революции, фамильные ценности, удалось восстановить, но все мои работы пропали. Я был настолько потрясён этим событием, что перестал заниматься живописью.
Но всё-таки я решил попробовать себя в скульптуре и дизайне. В 1991 году состоялась очень продуктивная поездка в США, где я изготовил 20 скульптурных портретов на заказ.
После, продолжая работать со скульптурой, стал заниматься дизайнерскими, оформительскими работами – ковка, витражи, камины и прочее. Я начинал работать вместе с Марком Фёдоровым. Стало появляться все больше частных заказов и частных проектов, появлялось все больше возможности для творчества. В то время потребности заказчиков ограничивались желанием сделать ярче и крупнее, чем у соседа. Сегодня все больше ценятся авторские работы, то, что и я ценю – индивидуальность, проработка деталей.
Я работаю практически с любым материалом – с металлом, стеклом, керамикой; занимаюсь ковкой, литьем, витражами. На сегодняшний день я принимаю заказы и выполняю их с коллективом художников.
Из крупных работ, которые мне довелось делать, был музей Бенуа в Петергофе, оформление здания Авторского телевидения (АТВ) на Полянке в Москве (1995 г.), оформление зданий АФК «Система» на Пречистенке и Спиридоновке, дома приемов АФК «Система» в Серебряном бору.
Одна из моих скульптур представлена во дворе посольства Люксембурга в Москве.
Также являюсь членом московского Союза художников по секции «скульптура» и членом Попечительского совета Государственной Третьяковской галереи.