Герои пьесы "Три сестры" Чехова: характеристика героев. Смотреть что такое "Три сестры (пьеса)" в других словарях

Антон Павлович Чехов

«Три сестры»

Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых.

Ирине, младшей из трёх сестёр Прозоровых, исполняется двадцать лет. «На дворе солнечно, весело», а в зале накрывается стол, ждут гостей — офицеров расквартированной в городе артиллерийской батареи и нового её командира подполковника Вершинина. Все полны радостных ожиданий и надежд. Ирина: «Я не знаю, отчего у меня на душе так светло… Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы». На осень намечен переезд Прозоровых в Москву. Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором. Благодушествует Кулыгин, учитель гимназии, муж одной из сестёр, Маши. Поддаётся общему радостному настроению Чебутыкин, военный доктор, когда-то безумно любивший покойную мать Прозоровых. «Птица моя белая», — целует он растроганно Ирину. Поручик барон Тузенбах с воодушевлением говорит о будущем: «Пришло время <…> готовится здоровая, сильная буря, которая <…> сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Так же оптимистичен Вершинин. С его появлением у Маши проходит её «мерехлюндия». Атмосферу непринуждённой жизнерадостности не нарушает и появление Наташи, хотя сама она ужасно смущена большим обществом. Андрей делает ей предложение: «О молодость, чудная, прекрасная молодость! <…> Мне так хорошо, душа полна любви, восторга… Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой!»

Но уже во втором действии мажорные ноты сменяются минорными. Не находит себе места от скуки Андрей. Его, мечтавшего о профессуре в Москве, нисколько не прельщает должность секретаря земской управы, а в городе он чувствует себя «чужим и одиноким». Маша окончательно разочаровывается в муже, который когда-то казался ей «ужасно учёным, умным и важным», а среди его товарищей учителей она просто страдает. Не удовлетворена своей работой на телеграфе Ирина: «Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней и нет. Труд без поэзии, без мыслей…» Уставшей, с головной болью возвращается из гимназии Ольга. Не в духе Вершинин. Он ещё продолжает уверять, что «все на земле должно измениться мало-помалу», но тут же и добавляет: «И как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать…» В каламбуры Чебутыкина, которыми он потешает окружающих, прорывается затаённая боль: «Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука…»

Наташа, постепенно прибирающая к своим рукам весь дом, выпроваживает гостей, ожидавших ряженых. «Мещанка!» — в сердцах говорит Маша Ирине.

Прошло три года. Если первое действие разыгрывалось в полдень, а на дворе было «солнечно, весело», то ремарки к третьему действию «предупреждают» совсем о других — мрачных, печальных — событиях: «За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. В открытую дверь видно окно, красное от зарева». Дом Прозоровых полон людей, спасающихся от пожара.

Ирина рыдает: «Куда? Куда все ушло? <…> а жизнь уходит и никогда не вернётся, никогда, никогда мы не уедем в Москву… Я в отчаянии, я в отчаянии!» Задумывается в тревоге Маша: «Как-то мы проживём нашу жизнь, что из нас будет?» Плачет Андрей: «Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы… все счастливы… Но Боже мой…» Ещё, быть может, сильнее разочарован Тузенбах: «Какая мне тогда (три года назад. — В. Б.) мерещилась счастливая жизнь! Где она?» В запое Чебутыкин: «В голове пусто, на душе холодно. Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги… и голова; может быть, я не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю. (Плачет.)». И чем упорнее твердит Кулыгин: «Я доволен, я доволен, я доволен», тем очевиднее становится, как все надломлены, несчастливы.

И наконец, последнее действие. Приближается осень. Маша, проходя по аллее, глядит вверх: «А уже летят перелётные птицы…» Артиллерийская бригада покидает город: её переводят в другое место, то ли в Польшу, то ли в Читу. Офицеры приходят проститься с Прозоровыми. Федотик, делая фотографию на память, замечает: «…в городе наступит тишина и спокойствие». Тузенбах добавляет: «И скучища страшная». Андрей высказывается ещё категоричнее: «Опустеет город. Точно его колпаком накроют».

Маша расстаётся с Вершининым, которого она так страстно полюбила: «Неудачная жизнь… Ничего мне теперь не нужно…» Ольга, став начальницей гимназии, понимает: «В Москве, значит, не быть». Ирина решила — «если мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть» — принять предложение Тузенбаха, который вышел в отставку: «Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь. <…> И у меня вдруг точно крылья выросли на душе, я повеселела, стало много легко и опять захотелось работать, работать…» Чебутыкин в умилении: «Летите, мои милые, летите с Богом!»

На «полет» благословляет он по-своему и Андрея: «Знаешь, надень шапку, возьми в руки палку и уходи… уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдёшь, тем лучше».

Но не суждено сбыться даже самым скромным надеждам героев пьесы. Солёный, влюблённый в Ирину, провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Надломленному Андрею не хватает сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки «посох»: «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны…»

Батарея покидает город. Звучит военный марш. Ольга: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! <…> и, кажется, ещё немного, и мы узнаем, зачем мы живём, зачем страдаем… Если бы знать! (Музыка играет все тише и тише.) Если бы знать, если бы знать!» (Занавес.)

Герои пьесы не свободные перелётные птицы, они заключены в прочную социальную «клетку», и личные судьбы всех, в неё попавших, подвластны законам, по каким живёт вся страна, переживающая всеобщее неблагополучие. Не «кто?», а «что?» господствует над человеком. У этого главного виновника несчастий и неудач в пьесе несколько имён — «пошлость», «низость», «грешная жизнь»… Особенно зримым и неприглядным выглядит лицо этой «пошлости» в размышлениях Андрея: «Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… <…> Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством…»

Часть 1

В доме Прозоровых готовятся к празднованию 20-летия Ирины, младшей из трёх сестёр. В гости должны прибыть офицеры из артиллерийской батареи и их командир подполковник Вершинин. У всех, кроме сестры Маши, хорошее настроение.

Осенью Прозоровы собираются переехать в Москву, где Андрей, брат девушек, должен поступить в университет. Ему пророчат в будущем должность профессора.

Доволен Кулыгин, муж Маши, учитель гимназии. Радуется Чебутыкин, военный доктор, который раньше безумно любил покойную мать Прозоровых. Поручик барон Тузенбах рассуждает о светлом будущем. Его поддерживает Вершинин. У Маши с появлением подполковника проходит её «мерехлюндия».

Появляется Наташа. Девушка смущена большим обществом. А Андрей предлагает ей стать его женой.

Часть 2

Андрей от скуки не находит себе места. Он мечтал о профессуре, но вынужден работать секретарём земской управы. Ему не нравится в городе, он чувствует себя одиноким и чужим.

Маша разочаровывается в муже, она страдает от общения с его товарищами учителями. Также не радуется своей должности на телеграфе Ирина, ведь она мечтала совсем не о такой бездумной работе. Ольга возвращается из гимназии уставшей и с головной болью.

Вершинин не в духе, но всё ещё продолжает уверять, что вскоре всё на земле должно измениться. Правда, теперь добавляет, что счастья не существует, а основная задача людей – работать.

Чебутыкин пытается потешать окружающих различными каламбурами, но в них прорывается боль, вызванная одиночеством.

Наташа, став женой Андрея, постепенно прибирает весь дом к своим рукам. Сёстры Прозоровы считают её мещанкой.

Часть 3

Прошло 3 года. В городе пожар. Люди, спасающиеся от него, собрались в доме Прозоровых.

Ирина рыдает в отчаянии, что её жизнь проходит даром, и она никогда не поедет в Москву. Маша в тревоге также задумывается о своей жизни и о будущем. Андрей разочарован собственным браком, говорит, что когда женился, то думал, они будут счастливы, но получилось не так.

Ещё сильнее расстроен Тузенбах, ведь 3 года назад ему мерещилась очень счастливая жизнь, но всё осталось только мечтами.

Чебутыкин уходит в запой. Он размышляет об одиночестве, о человеческой сущности, плачет.

Только Кулыгин упорно твердит, что всем доволен. На этом фоне всё очевиднее становится, как все несчастны и надломлены.

Часть 4

Приближается осень. Артиллерийская бригада уходит из города - её переводят в другое место. Офицеры приходят попрощаться с Прозоровыми. Фотографируясь на память, все рассуждают, как теперь здесь станет тихо, спокойно и скучно.

Маша прощается с Вершининым, в которого страстно влюблена. Она считает свою жизнь неудачной и говорит, что ей ничего больше не нужно. Ольга становится начальницей гимназии и понимает, что никогда не попадёт в Москву.

Ирина также прощается с мечтами о столице и решает стать женой Тузенбаха. Девушка готовится к началу новой жизни, а Чебутыкин очень за неё рад. Кроме того, старик советует хоть куда-нибудь Андрею уйти из города: «Иди без оглядки. И чем дальше уйдёшь, тем лучше».

Действующие лица

Прозоров Андрей Сергеевич.

Наталья Ивановна, его невеста, потом жена.

Ольга, Маша, Ирина, его сестры.

Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши.

Тузенбах Николай Львович, барон, поручик.

Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан.

Чебутыкин Иван Романович, военный доктор.

Федотик Алексей Петрович, подпоручик.

Родэ Владимир Карлович, подпоручик.

Действие первое

Три сестры Прозоровых вспоминают, как год назад умер их отец. Ольга устала от обилия работы в гимназии, она чувствует, что молодость уходит и мечтает только об одном уехать в Москву, где все они родились. Ольге приходит в голову, что ей лучше было бы не работать, а выйти замуж и любить мужа. Тузенбах уведомляет сестер, что вечером, на праздновании именин Ирины, ожидается батарейный командир Вершинин, который везде говорит, что у него жена и две девочки, а жена постоянно покушается на самоубийство, чтобы привлечь внимание Вершинина. Ирина говорит, что ей необходимо трудиться, жить в праздности она не может. Сам, же Тузеибах никогда в жизни не работал, но тоже поддается энтузиазму Ирины. Маша в невеселом расположении духа; она собирается уйти домой, чтобы не портить и сестрам настроение. Чебутыкин дарит Ирине серебряный самовар; сестры укоряют его за расточительство, но старый доктор уверяет их, что ближе и дороже их у него никого нет. Появляется Вершинин. Он из Москвы, чем сразу привлекает к себе троих сестер. Все три уверяют, что к осени переедут в Москву. Слышно, как Андреи за стеноп играет на скрипке. Сестры считают его ученым, прочат ему карьеру профессора. Андрей влюблен в Наташу, местную барышню, не имеющую вкуса и вульгарно одевающуюся. Андреи не любит гостей, теряется на публике н, едва поздоровавшись с Вершининым, незаметно уходит. Он успевает, впрочем, сообщить Вершинину, как их покойный отец "...угнетал нас воспитанием. Это смешно и глупо, но в этом все-таки надо сознаться, после его смерти я стал полнеть и вот располнел в один год; точно тело мое освободилось от гнета. Благодаря отцу, я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки, а Ирина знает еще по-итальяиски. Но чего это стоило!" Кулыгнн в форменном фраке поздравляет Ирину с именинами, преподносит ей историю их гимназии за пятьдесят лет, написанную им же (точно такую же он уже дарил Ирине на Пасху). Кулыгин искренне любит Машу, не желает замечать того, что жена полностью равнодушна к нему. Тузенбах (ему нет 30-ти лет) говорит Ирине о своей любви к ней, о том, что они могли бы прожить долгие счастливые годы вместе, но Ирина отвечает, что не может полюбить его, что сердце ее закрыто. Она хочет самореализовываться в работе. Приходит Наташа в розовом платье с зеленым поясом, поздравляет Ирину. Та пытается указать Наташе па то, что она безвкусно одета, но та не понимает, в чем безвкусица. За столом все подшучивают над Андреем и Наташей; она вскакивает и выбегает из-за стола. Андрей идет за ней вслед, утешает, говорит о любви, делает предложение.

Действие второе

Андрей и Наташа уже женаты, у них сын Бобик. Наташа полностью погружена в хозяйственные заботы, которые у нее сводятся к тому, что она потихоньку теснит всех в доме во имя интересов маленького ребенка. На масленицу ждут ряженых, но Наташа распоряжается, чтобы их не принимали, потому что они могут принести в дом заразу. Андрей изменился. Ему смешны его прежние устремления (университетская карьера), он избран секретарем земской управы. Иногда, впрочем, ему еще спится, что он профессор Московского университета, "ученый, которым гордится русская земля". Его манит Москва как огромный город, в котором можно затеряться. Маша жалуется Вершинину, что не любит мужа, что ей тяжело вращаться в среде учителей и их супруг ("людей грубых, нелюбезных, невоспитанных"). Она уверяет, что настоящую топкость, понимание и порядочность можно найти только среди военных. Вершинин же жалуется Маше на свою жену, "ничтожество", с которой бранится с утра до вечера. Ему жаль своих дочек, ему даже некому, кроме Маши, рассказать о своей семейной драме. Тузенбах каждый вечер провожает Ирину с работы домой она поступила на телеграф. Ирина сильно устает, замечает, что начинает грубить посетителям, не любит работу. Ей постоянно снится, как они уедут в Москву, а переезжать сестры собрались в июне. Общество садится за карты, обсуждается вопрос о счастье. Вершинин высказывает мысль, которая сводится к тому, что счастливая жизнь на земле настанет через два три столетия; что никто из них этого не увидит, но, тем не менее, все должны работать во имя этого будущего чужого счастья. Тузенбах же не понимает, как можно даже не мечтать о счастье, он счастлив. Маша ищет счастья в вере в Бога. Из дома Вершининых приходит человек с известием, что жена Вершинина опять пыталась отравиться. Вершинин незаметно исчезает. Маша расстраивается, злится. Наташа все время говорит только о ребенке и только в превосходной степени. Время от времени Наташа делает Маше замечания "за грубые манеры". Соленый грубит Наташе, повторяя, что изжарил бы ее ребенка на сковороде. Наташа уходит. Тузенбах говорит, что, несмотря на то, что между ним и Соленым ничего будто бы не произошло, у него такое чувство, что они поссорились. Тузенбах предлагает Соленому помириться и не сердиться на него. Соленый пьет вместе с Тузенбахом и предупреждает его, что у него характер Лермонтова. Тузенбах уведомляет всех, что выходит в отставку и начинает работать. Наташа просит гостей разойтись, потому что они мешают маленькому. Андрей беседует с Чебутыкнным, заявляет, что жениться вовсе не нужно. Соленый объясняется Ирине в любви, но она отвергает и его. Наташа настойчиво просит Ирину освободить ее комнату для Бобика, а самой пожить какое-то время вместе с Ольгой. К дому подъезжает председатель управы Протопопов (начальник Андрея), приглашает Наташу покататься на тройке, она соглашается. Ольга возвращается из гимназии; она безумно устала и отправляется спать. Оставшись одна, Ирина с тоской повторяет: "В Москву! В Москву! В Москву!"

Действие третье

Ночь, в квартале пожар, многие погорельцы толпятся у дома Прохоровых. В их числе семья Вершинина; девочки ищут отца. Ольга распоряжается отдать ряд своих вещей погорельцам. Восьмидесятилетняя няня Анфиса, в меру сил помогающая по дому, просит Ольгу не выгонять ее на старости лет. Ольга обещает, но вошедшая Наташа требует, чтобы бразды правления в доме перешли полностью к ней, а Ольга командовала бы в гимназии. В частности, Наташа настаивает, чтобы старую няню отправили в деревню, поскольку работать с полной отдачей она уже не может. Все это Наташа обставляет очень изящно, целует Ольгу, говорит ей комплименты, просит прощения за то, что невольно обидела ее (грубо обойдясь с няней). Наташа прикрывается интересами детей; за прошедшее время у нее родилась еще дочка (Софочка). Забывшись, Наташа переходит на крик, требует, чтобы ее перестали раздражать, советует Ольге перебраться в одну из нижних комнат. Маша и Вершинин постоянно вместе, заметно, что они неравнодушны друг к другу, время от времени они принимаются напевать одну и ту же мелодию. Когда пожар стихает, гости начинают расходиться. Маша просит мужа, чтобы он тоже ушел и оставил ее одну у сестер. Кулыгин по-прежнему искренне любит жену, во всем ее слушается и, кажется, один не замечает, что у Маши серьезный роман с Вершининым. Маша затевает с сестрами разговор о том, как изменилась их семья. Андрей проигрывает много денег, он заложил дом, который принадлежит им четверым, все деньги забрала Наташа. Кулыгин советует Маше не обращать внимания, потому что о" достаточно ее обеспечивает. Ирина замечает, что брат и вправду "измельчал", живя с Наташей, что он не желает видеть, что его жена завела роман с Протопоповым и над Андреем уже смеется весь город, а он только хвастается, что попал, наконец, в члены управы. Ирина так расстроена, что принимается плакать. Она чувствует, как когда-то Ольга, что тратит жизнь впустую, очень устает от работы, забывает итальянский язык. Ольга утешает ее, советует Ирине принять предложение барона Тузенбаха и выходить замуж. Они уже не верят, что уедут в Москву, но все еще мечтают об этом. Маша признается сестрам, что любит Вершинина, Ольга притворяется, что не слышит, поскольку это противоречит ее представлениям о долге жены. Приходит Андрей, он настаивает на объяснении с сестрами. Он понимает, что они недолюбливают его жену, но при них клянется, что та "прекрасный, чистый человек, прямой и благородный". Андрей уверяет, что членство в управе интересует его гораздо больше, чем преподавание в университете. Он также приносит сестрам своп извинения за то, что заложил дом без их позволения к этому его побудили долги; ведь, в отличие от сестер, получавших пенсию и работавших, он не имел постоянного заработка. Кончается его объяснение рыданиями, он просит сестер не верить ему: он прекрасно понимает, насколько он несчастлив. Ирина рассказывает Ольге, что из города переводят бригаду военных, а стало быть они остаются "совсем одни". Ирина умоляет сестру все же решиться на переезд в Москву, ради этого она согласна выйти за Тузенбаха.

Действие четвертое

Офицеры Федотик и Родэ, завсегдатаи дома Прозоровых, прощаются с сестрами: их часть уходит из города. Ольги нет, она стала начальницей гимназии и живет там, на казенной квартире вместе со старой няней. Ирина приняла предложение Тузенбаха и на следующий день они собираются обвенчаться. После свадьбы они уезжают из города; Тузенбах подучил назначение на кирпичный завод, а Ирина выдержала экзамен на учительницу и намерена преподавать. Андрей гуляет в саду с коляской, Наташа руководит им из окна. Андрей говорит Чебутыкину, насколько ему неприятна пошлость жены: "В ней есть нечто принижающее ее до мелкого, слепого, этакого шершавого животного". Андрею горько оттого, что он опустился, стал серым обывателем, без мечты, без устремлений; он устал от этого города, в котором все живут так, как теперь и он. Накануне у театра произошла ссора между Соленым и Тузенбахом, результатом которой стал вызов на дуэль. Ирина чувствует что-то неладное, спрашивает жениха, в чем дело. Тот принимается довольно отвлеченно сетовать на то, что Ирина идет за него без любви. Та сердится, говорит, что это не в ее власти: она всегда мечтала о любви, но так никого и не смогла полюбить. Приходит прощаться и Вершинин. Он уезжает один; семья последует за ним позже, и он просит Ольгу позаботиться о его жене и девочках, если тем понадобится помощь. Он прощается и с Машей, целует ее. Маша плачет, появляется Кулыгпи, единственный в городе, кто рад уходу военных. Он все равно любит Машу, все ей прощает и надеется начать жизнь по-новому. Издалека доносится звук выстрела. Это убит на дуэли Тузенбах. Ирина принимает решение уезжать одной и работать. Ольга обнимает обеих сестер и произносит: "Придет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь... Кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!"

Можно сказать, что Чехов - один из самых строгих мастеров объективной школы в литературе, изучающей человека по его поведению. Изучая рассказы Антоши Чехонте, поражаешься ранней зрелости художника. В три-четыре года Чехов превратился в сложившегося замечательного мастера. Только зрелый, мудрый художник мог создать «Злоумышленника» (1885 г.) или «Дочь Альбиона» (1883 г.). Ранняя художественная...

Ко времени, когда слагался сюжет рассказа, уже прославилось своими политическими выступлениями. Связь Нади с предреволюционной атмосферой почувствовал один из самых первых читателей рассказа – В.В.Вересаев, которому Чехов показал новое произведение еще в корректуре, но тогда Вересаев, по его воспоминаниям, заметил Чехову: «Антон Павлович, не так девушки уходят в революцию». На это Чехов отвечал...

«Три сестры» - пьеса в четырёх действиях А. П. Чехова, написанная в 1900 году.

«Три сестры» Чехов краткое содержание по действиям

Действие 1

Три сестры - Ольга, Маша и Ирина - и их брат Андрей, интеллигентные, прекрасно образованные люди, живут в губернском городе, где, как скажет позже Андрей, люди только «едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством». Старшая из сестёр, Ольга, - учительница женской гимназии, но работа не приносит ей радости: «За эти четыре года, пока служу в гимназии, я чувствую, как из меня выходят каждый день по каплям и силы, и молодость». Маша в 18 лет была выдана замуж за учителя гимназии Кулыгина и, хотя муж преданно любит её, несчастлива в своей семейной жизни. Младшая, двадцатилетняя Ирина, мечтает о жизни наполненной, но не находит себе применения, как не находит и человека, которого смогла бы полюбить. Одиннадцать лет назад их отец, генерал, получив назначение, увёз дочерей в этот город из Москвы; но год назад генерал умер - с его смертью для Прозоровых закончилась обеспеченная и беззаботная жизнь. Действие пьесы начинается в день окончания траура по отцу, совпавший с именинами Ирины: настало время задуматься о дальнейшей жизни, и, тяготясь бездуховностью и пошлостью провинциального быта, Прозоровы мечтают вернуться в Москву.

На именины Ирины в доме Прозоровых собираются гости, в их числе влюблённые в Ирину офицеры Солёный и Тузенбах; вслед за ними приходит их новый батарейный командир - подполковник Вершинин. Он тоже москвич и когда-то давно бывал в московском доме Прозоровых. Между ним и Машей с первой же встречи зарождается взаимное влечение; как и Маша, Вершинин несчастлив в браке, но у него две малолетние дочери.

Приходит и возлюбленная Андрея - Наташа; провинциальная барышня, шокирующая Ольгу своими безвкусными туалетами, пока она чувствует себя в этом обществе неуютно…

Действие 2

Прошло время, Андрей женился на Наташе, у них родился сын. Андрей, когда-то подававший большие надежды, видевший себя профессором Московского университета, забросил науку; теперь он секретарь земской управы, и самое большее, на что он может надеяться, это - стать членом земской управы. В тоске он пристрастился к картам и проигрывает крупные суммы.

Ирина служит телеграфисткой, но труд, о котором она когда-то мечтала, не приносит ей удовлетворения; она по-прежнему стремится в Москву. Наташа вполне освоилась в доме Прозоровых и подчинила себе Андрея. Для своего ребёнка она «на время» присмотрела комнату Ирины, которая, как считает Наташа, может пожить и в одной комнате с Ольгой…

Штабс-капитану Солёному Ирина кажется единственным человеком, который способен его понять; он объясняется девушке в любви; но своими грубыми манерами Ирине Солёный внушает только страх и неприязнь. Отвергнутый офицер заявляет, что счастливых соперников у него быть не должно: «Клянусь вам всем святым, соперника я убью…»

Действие 3

Ольга и Ирина живут в одной комнате. Наташа осваивается в роли хозяйки; теперь она выживает из дома старую няню Прозоровых - Анфису, которая в свои 82 года уже не может работать: «лишних в доме быть не должно». Ольга в своём сочувствии к няне не может докричаться до Натальи. Погрязший в долгах Андрей без ведома сестёр заложил в банке их общий дом, все деньги присвоила Наталья.

Маша и Вершинин любят друг друга и тайно встречаются, - муж Маши, Кулыгин, старается делать вид, будто ничего не замечает. Тузенбах тем временем покинул военную службу; новую жизнь он хочет начать в другом городе, на кирпичном заводе, и зовёт с собой Ирину.

Ирина, которой пошёл уже двадцать четвёртый год, служит в городской управе и, по собственному признанию, ненавидит, презирает всё, что только дают ей делать. «Работаю уже давно, - жалуется она Ольге, - и мозг высох, похудела, подурнела, постарела, и ничего, ничего, никакого удовлетворения, а время идёт, и всё кажется, что уходишь от настоящей прекрасной жизни, уходишь всё дальше и дальше, в какую-то пропасть». Ольга советует сестре выйти замуж за Тузенбаха и уехать с ним.

Действие 4

Прошло пять лет с тех пор, как Прозоровы именинами Ирины отметили окончание траура. Ольга стала начальницей гимназии и редко бывает дома - живёт в гимназии. Наталья родила Андрею дочь и хочет поселить её именно в той комнате, которую занимает Ирина. «В ней есть… нечто принижающее её до мелкого, слепого, этакого шаршавого животного. Во всяком случае, она не человек», - говорит о жене Андрей, не оказывая ей, однако, никакого сопротивления.

Ирина в конце концов приняла предложение Тузенбаха; ей глубоко симпатичен барон, но любви нет, - и тем не менее у неё «точно выросли крылья на душе»: она сдала экзамены на учительницу, завтра они с бароном обвенчаются и покинут этот город, этот ставший чужим дом, начнётся новая, осмысленная жизнь. Тем более счастлива Наталья: с отъездом Ирины она останется в доме «одна» и сможет реализовать свои планы - что вырубить и что посадить в саду Прозоровых, она давно уже решила.

Отвергнутый Солёный провоцирует ссору и вызывает Тузенбаха на дуэль. Старому другу семьи Прозоровых, ко всему равнодушному доктору Чебутыкину, с одной стороны, жаль барона, он хороший человек, но с другой, «одним бароном больше, одним меньше - не всё ли равно?».

Бригаду, в которой служат Вершинин и Солёный, переводят в Польшу. Полк батарея за батареей покидает город; уходит Вершинин, тяжело прощаясь с Машей, готовится к отъезду и Солёный, но прежде он должен наказать счастливого соперника. «Я не пил сегодня кофе. Скажешь, чтобы мне сварили» - с этими словами, обращёнными к Ирине, Тузенбах отправляется на дуэль.

Доктор Чебутыкин сообщает сёстрам о том, что барон убит на дуэли. Под бравурные военные марши полк покидает город - сёстры остаются одни. Пьеса завершается словами Ольги: «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, ещё немного, и мы узнаем, зачем мы живём, зачем страдаем… Если бы знать, если бы знать!»

«Три сестры» главные герои

  • Прозоров Андрей Сергеевич
  • Наталья Ивановна, его невеста, потом жена
  • его сёстры: Ольга, Маша, Ирина
  • Кулыгин Фёдор Ильич, учитель гимназии, муж Маши
  • Вершинин Александр Игнатьевич, подполковник, батарейный командир
  • Тузенбах Николай Львович, барон, поручик
  • Солёный Василий Васильевич, штабс-капитан
  • Чебутыкин Иван Романович, военный доктор
  • Федотик Алексей Петрович, подпоручик
  • Родэ Владимир Карпович, подпоручик
  • Ферапонт, сторож из земской управы, старик
  • Анфиса, нянька, старуха 80 лет

Антона Павловича Чехова.

Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых.

Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. «На дворе солнечно, весело», а в зале накрывается стол, ждут гостей — офицеров расквартированной в городе артиллерийской батареи и нового её командира подполковника Вершинина. Все полны радостных ожиданий и надежд. Ирина: «Я не знаю, отчего у меня на душе так светло!… Точно я на парусах, надо мной широкое голубое небо и носятся большие белые птицы». На осень намечен переезд Прозоровых в Москву. Сестры не сомневаются, что брат их Андрей поступит в университет и со временем обязательно станет профессором. Благодушествует Кулыгин, учитель гимназии, муж одной из сестер, Маши. Поддается общему радостному настроению Чебутыкин, военный доктор, когда-то безумно любивший покойную мать Прозоровых. «Птица моя белая», — целует он растроганно Ирину. Поручик барон Тузенбах с воодушевлением говорит о будущем: «Пришло время […] готовится здоровая, сильная буря, которая […] сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Так же оптимистичен Вершинин. С его появлением у Маши проходит её «мерехлюндия». Атмосферу непринужденной жизнерадостности не нарушает и появление Наташи, хотя сама она ужасно смущена большим обществом. Андрей делает ей предложение: «О молодость, чудная, прекрасная молодость! […] Мне так хорошо, душа полна любви, восторга… Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой!»

Но уже во втором действии мажорные ноты сменяются минорными. Не находит себе места от скуки Андрей. Его, мечтавшего о профессуре в Москве, нисколько не прельщает должность секретаря земской управы, а в городе он чувствует себя «чужим и одиноким». Маша окончательно разочаровывается в муже, который когда-то казался ей «ужасно ученым, умным и важным», а среди его товарищей учителей она просто страдает. Не удовлетворена своей работой на телеграфе Ирина: «Чего я так хотела, о чем мечтала, того-то в ней и нет. Труд без поэзии, без мыслей…» Уставшей, с головной болью возвращается из гимназии Ольга. Не в духе Вершинин. Он еще продолжает уверять, что «все на земле должно измениться мало-помалу», но тут же и добавляет: «И как бы мне хотелось доказать вам, что счастья нет, не должно быть и не будет для нас… Мы должны только работать и работать…» В каламбуры Чебутыкина, которыми он потешает окружающих, прорывается затаенная боль: «Как там ни философствуй, а одиночество страшная штука…»

Наташа, постепенно прибирающая к своим рукам весь дом, выпроваживает гостей, ожидавших ряженых. «Мещанка!» — в сердцах говорит Маша Ирине.

Прошло три года. Если первое действие разыгрывалось в полдень, а на дворе было «солнечно, весело», то ремарки к третьему действию «предупреждают» совсем о других — мрачных, печальных — событиях: «За сценой бьют в набат по случаю пожара, начавшегося уже давно. В открытую дверь видно окно, красное от зарева». Дом Прозоровых полон людей, спасающихся от пожара.

Ирина рыдает: «Куда? Куда все ушло? […] а жизнь уходит и никогда не вернется, никогда, никогда мы не уедем в Москву… Я в отчаянии, я в отчаянии!» Задумывается в тревоге Маша: «Как-то мы проживем нашу жизнь, что из нас будет?» Плачет Андрей: «Когда я женился, я думал, что мы будем счастливы… все счастливы… Но Боже мой…» Еще, быть может, сильнее разочарован Тузенбах: «Какая мне тогда (три года назад. — В. Б.) мерещилась счастливая жизнь! Где она?» В запое Чебутыкин: «В голове пусто, на душе холодно. Может быть, я и не человек, а только делаю вид, что у меня руки и ноги… и голова; может быть, я не существую вовсе, а только кажется мне, что я хожу, ем, сплю. (Плачет.)». И чем упорнее твердит Кулагин: «Я доволен, я доволен, я доволен», тем очевиднее становится, как все надломлены, несчастливы.

И наконец, последнее действие. Приближается осень. Маша, проходя по аллее, глядит вверх: «А уже летят перелетные птицы…» Артиллерийская бригада покидает город: её переводят в другое место, то ли в Польшу, то ли в Читу. Офицеры приходят проститься с Прозоровыми. Федотик, делая фотографию на память, замечает: «…в городе наступит тишина и спокойствие». Тузенбах добавляет: «И скучища страшная». Андрей высказывается еще категоричнее: «Опустеет город. Точно его колпаком накроют.»

Маша расстается с Вершининым, которого она так страстно полюбила: «Неудачная жизнь… Ничего мне теперь не нужно…» Ольга, став начальницей гимназии, понимает: «В Москве, значит, не быть». Ирина решила — «если мне не суждено быть в Москве, то так тому и быть» — принять предложение Тузенбаха, который вышел в отставку: «Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный, и послезавтра я уже в школе, начинается новая жизнь. […] И у меня вдруг точно крылья выросли на душе, я повеселела, стало много легко и опять захотелось работать, работать…» Чебутыкин в умилении: «Летите, мои милые, летите с Богом!»

На «полет» благословляет он по-своему и Андрея: «Знаешь, надень шапку, возьми в руки палку и уходи… уходи и иди, иди без оглядки. И чем дальше уйдешь, тем лучше».

Но не суждено сбыться даже самым скромным надеждам героев пьесы. Соленый, влюбленный в Ирину, провоцирует ссору с бароном и убивает его на дуэли. Надломленному Андрею не хватает сил, чтобы последовать совету Чебутыкина и взять в руки «посох»: «Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны?…»

Батарея покидает город. Звучит военный марш. Ольга: «Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! […] и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать! (Музыка играет все тише и тише.) Если бы знать, если бы знать!» (Занавес.)

Герои пьесы не свободные перелетные птицы, они заключены в прочную социальную «клетку», и личные судьбы всех, в нее попавших, подвластны законам, по каким живет вся страна, переживающая всеобщее неблагополучие. Не «кто?», а «что?» господствует над человеком. У этого главного виновника несчастий и неудач в пьесе несколько имен — «пошлость», «низость», «грешная жизнь»… Особенно зримым и неприглядным выглядит лицо этой «пошлости» в размышлениях Андрея: «Город наш существует уже двести лет, в нем сто тысяч жителей, и ни одного, который не был бы похож на других… […] Только едят, пьют, спят, потом умирают… родятся другие, и тоже едят, пьют, спят и, чтобы не отупеть от скуки, разнообразят жизнь свою гадкой сплетней, водкой, картами, сутяжничеством…»

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель В. А. Богданов.

Пьеса «Три сестры» была написана по заказу МХАТ в 1900 году и вышла впервые на сцену в 1901. Произведение настолько популярно, что не перестает ставиться театрами по всему миру вот уже более 100 лет.

Пьеса состоит из четырех действий. Вся жизнь героев проходит в небольшом губернском городе, главное развлечение жителей которого сплетни, выпивка и картежная игра.

Главные героини это сестры: Маша, Ирина и Ольга, разочарованные в жизни, они вызывают невольное сочувствие читателя. Ольга неудовлетворенна результатами своей работы, так как чувствует, что гимназия по каплям вытягивает из нее жизненные силы и молодость.

Жизнь, кажется, Ирине без малейшего просвета, так она не может встретить человека, которого могла бы полюбить. Средняя сестра Маша, имея мужа всецело любящего ее, тем не менее, несчастлива в семейной жизни. Со смертью отца жизнь сестер Прозоровых перестала быть беззаботной и заставила их задуматься о будущем.

Превое действие

Начало пьесы происходит с окончанием траура по генералу Прозорову и совпадает с именинами Ирины. Именно на дне рождения Ирины и собираются все действующие лица произведения. В дом приезжают офицеры Тузенбах и Соленый, они оба влюблены в Ирину. Появляется подполковник Вершинин. Он и Маша любят друг друга. Здесь встречаются и Андрей, брат сестер и его возлюбленная Наташа, барышня, одевающая безвкусные наряды тем самым шокирующая Ольгу.

Второе действие

Прошло время и многое изменилось в доме Прозоровых. Ольга вышла замуж за Андрея, родила ему сына и вполне освоилась, полностью подчинив себе мужа. Андрей вместо научной деятельности стал обычным секретарем в управе. Офицер Соленый жутко ревнует Ирину, угрожая убить того кого, она полюбит.

Третье действие

После пожара, случившегося в городе, многие находят пристанище в пока все еще гостеприимном доме Прозоровых. Наталья полностью заправляет всеми делами в доме, она вынудила Ольгу освободить комнату для своего сына, и теперь Ольга и Ирина живут вместе. Из дома выживают старую няню - Анфису, ставшую совершенно беспомощной. Кулыгин не замечает встреч своей жены Маши с Вершининым. Появляется, оставивший службу Таузенбах, он зовет Ирину уехать в другой город.

Четвертое действие

Прошло уже пять лет, как прошел траур по отцу. Многое изменилось. У Натальи родилась дочь и она хочет ее поселить в комнату Ирины, которая отвечает Таузенбазу согласием и назавтра они готовы обвенчаться. Происходит непоправимое. Соленый провоцирует барона на ссору, вызывает его на дуэль и убивает. Полк, в котором служат Вершинин и Соленый переводится в Польшу. Сестры остаются одни.

Основные темы произведения

  • Главная тема в произведении это тема труда. Труд должен радовать, а героини полностью разочарованы в том, что они делают.
  • Тема бездействия пронизывает пьесу и как бы ни стремились герои что-то переделать у них ничего не получается, мечта так и остается недосягаемой.
  • Третья тема - это критерий постижения красоты мира, отношение к природе является мерой нравственного восприятия мира, человечности и порядочности.
  • Тема постижения красоты в современной модели мира актуальна во все времена и именно поэтому постановка пьесы всегда желанна на любой сцене и в наше время.