Господин Н. Н

Главный герой повести, от лица которого ведется повествование, - 25-летний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «без всякой цели, без плана». Юноше не знакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, - это его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись – я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом», - признается рассказчик. «Без оглядки» - значит «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего».«Без оглядки» подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны.И все же Н.Н. не утратил способности отличать добро от зла. Поначалу это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и высокомерия.Герой влюблен в молодую вдову, которая предпочла ему другого, - и страдает от уязвленного самолюбия.По чужедальним городам его ведет желание видеть новые лица. Им руководит любопытство, неподдельный интерес к миру, людям.В одном маленьком немецком городе он знакомится с Асей и её братом. Расставаясь с ними вечером, Н.Н. чувствует в душе приятный трепет, «сладостное томление беспредметных и бесконечных ожиданий».Общение с Асей, этой «переполненной жизни девочкой», заставляет героя по-новому взглянуть на себя самого. Своим воздействием Ася отрывает его от того ложного, с чем была связана его жизнь. Мир в буквальном смысле слова расцвечивается для него новыми красками.Эта «совершенно русская девушка», сама того не подозревая, помогла герою повести отчетливо осознать собственную неприкаянность. Впервые за годы молодости он испытывает сожаление оттого, что так бессмысленно растрачиваются в скитаниях по чужбине его жизненные силы: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я чужой стороне, между чужими?» - восклицает Н.Н. Почувствовав любовь к Асе, герой встает перед необходимостью сделать быстрый, решительный выбор. После мучительных колебаний решение принимается: «Я не могу на ней жениться…». «Жениться на семнадцатилетней девочке, с её нравом, как это можно?»Н.Н. боится Асиной «странности», боится неожиданностей и беспокойств, которые сулит ему женитьба на ней. Связав судьбу с Асей, он вынужден будет взвалить на себя колоссальный груз моральной ответственности за чужую жизнь. При этом он не может не отдавать себе отчета в том, что бремя ответственности за судьбу такой неординарной личности, как Ася, ему не по силам.В этом смысле повесть Тургенева оказывается повестью о выборе жизненной позиции. Герой предпочел спокойствие «бескрылого» существования беспокойному и переменчивому потоку полноценной жизни.Когда герой перекладывает ответственность за неизбежный разрыв на хрупкие плечики влюбленной в него девочки, он совершает предательство. Судьба жестоко наказывает его за это. Расплатившись за сделанный выбор годами одиночества, герой в итоге понимает, что упустил главное – упустил саму жизнь.Предав Асю, Н.Н., в конечном счете, предал самого себя, свои «крылатые надежды и стремления». Любовь стала проверкой, и герой ее не выдержал. Он лишил себя счастья и перечеркнул собственными руками свою жизнь. Теперь ему остается «доживать скучные годы» «бессемейным бобылем», перебирать в особо грустные минуты Асины записочки и хранить, как святыню, высохший цветок гераниума.

/ / / Образ господина Н.Н. в повести Тургенева «Ася»

Повесть Ивана Тургенева входит в коллекцию лучших лирических произведений русской литературы о непростой любви. Тонко чувствующий автор ярко и точно передал переживания персонажей. Главной героиней является юная необычная девушка Анна, которую все ласково зовут Асей. Именно о ней повествует нам главный герой господин Н.Н., которого Тургенев делает рассказчиком. При этом сам автор как будто остается в тени. Через призму воспоминаний господина Н.Н. читатель узнает о событиях в повести. Имя главного героя засекречено. Возможно, потому что отчасти автор отождествляет его с собой. Иван Тургенев в молодости восхищался незаконнорожденной дочерью своего дяди, черты которой угадываются в образе Аси.

Господин Н.Н. на момент рассказа уже зрелый человек, но воспоминания относятся ко времени его молодости. Тогда он – двадцатипятилетний беззаботный молодой мужчина – путешествовал по заграничным городкам. Его привлекала не природа и не достопримечательности, а человеческая многогранность. Господин Н.Н. с жадности вглядывался в новые лица, наблюдал за поведением иностранцев. Хотя многие люди, в особенности девушки, ему казались однотипными. Вот поэтому, встретив на празднике в одном немецком городе необычную юную девушку Асю, он был поражен. Что-то дикое и смелое читалось в ее взгляде. Герой заметил, что выражение ее лица могло очень быстро меняться. Детская непосредственность могла мгновенно смениться зрелой тоской.

Познакомившись на празднике с Гагиным и его сестрой Асей, господин Н.Н. стал часто бывать у них в гостях. Несмотря на то, что главный герой не очень любил общаться с русскими заграницей, с этой парой он быстро сошелся. Ему был приятен симпатичный улыбчивый Гагин и его манила загадочная Ася. Хотя второе он не сразу понял. Она его не переставала удивлять. Девушка вела себя порою необычно: могла внезапно звонко засмеяться и убежать. Со временем станет ясно, что такое поведение вызвано ее юношеской любовью. Господин Н.Н. тоже очарован девушкой, но не может подчиниться чувствам. Его рассудительность, а возможно и просто трусость, становится преградой для любви.

Признается господину Н.Н. в своих чувствах, но он не знает, как ему поступить. Поэтому он рассказывает обо всем ее брату. понимает, что его новый знакомый не намерен жениться.

В беседе с девушкой герой ведет себя отчужденно, обвиняя ее в излишней прямоте. Ася слушает его напряженно, словно ожидая чего-то. Позже из оставленной записки станет ясно, что ждала она от него всего одного слова, которое убедило бы ее остаться с ним. Но так и не дождавшись признания в любви, Ася принимает окончательное решение уехать и больше никогда не видеться с господином Н.Н.

На следующий день после разговора герой одумывается и бежит к дому Аси. Но уже поздно, постояльцы уехали в неизвестном направлении. Господин Н.Н. расстроен, но успокаивает себя мыслью о том, что Ася вряд ли стала бы для него «удобной» женой. Позже он нашел утешение в других женщинах, но так и не забыл Асю.

Какой драматический отсвет лежит изначально на истории, рассказанной в "Асе"! Чтобы сполна ощутить это, необходимо разобраться, в чем обнаруживается несхожесть Аси и Н. Н. и чем она обусловлена. Главным образом, тем, что каждый из них пребывает в собственном пространстве и живет своим временем.

Накануне встречи с Асей мы видим Н. Н. в толпе зрителей, наблюдавшим за пиром студенческого братства. Атмосфера праздника: "лица студентов", "их объятия, восклицания", "горящие взгляды, смех" — словом, "все это радостное кипение жизни не могло не тронуть и не подтолкнуть героя к мысли: "Уж не пойти ли к ним?". В естественном движении души Н. Н, быть вместе с такими же, как он, молодыми людьми нет ничего такого, что могло бы насторожить читателя, если бы не извечная тяга героя Тургенева быть в толпе.

Инстинкт толпы, устойчивое стремление быть в ней, а не наедине с самим собой, характерные для Н. Н., особенно рельефно проступают на фоне глубокой внутренней сосредоточенности героини и ее склонности к самосозерцанию. Например, ему кажется "престранным" свойство Аси смеяться не тому, что она слышала, а "мыслям, приходившим ей в голову".

Желанием принадлежать самой себе продиктован, по всей видимости, Асин выбор домика за чертой города. В тексте повести выбор героиней местожительства читается как символический момент вывода "пространства Аси" за пределы бюргерского мира, а если далее углублять символику "вывода", то и как своеобразный Асин уход от земли к небу: домик находится "на самом верху горы". Позже в повести возникает мотив полета, мотив девочки-птицы. Тургенев вообще будет последовательно развивать противопоставленность Аси и Н. Н. друг другу по принципу "верх — низ". Так, мы увидим ее сидящую "на уступе" стены старого замка, подобравшую "под себя ноги", словно наизготове взмыть в небо, в то время как Н. Н. с Гагиным, "уместившись" внизу на лавочке, потягивают холодное пиво. Таким же образом — сверху вниз— она будет смотреть на них из "освещенного окошка в третьем этаже" дома фрау Луизы, не подозревающих, что в этот момент она разговаривает с ними как будто из другого мира и времени. В девочке, шутливо предлагающей Гагину вообразить ее дамой своего сердца, как будто оживает одна из теней лунного города, о которых напоминают лишь башня на голой скале, мшистые стены, седые бойницы да рухнувшие своды старого замка. Не оттого ли тоненькая фигурка Аси так ловко, легко и уверенно скользит "по груде обломков" прямо над пропастью, что все здесь ей давно знакомо?

Размышляя над несходством героев, важно подчеркнуть и то, что на фоне душевной сонливости Н. Н. ярко проступает Асин непокой души. Но обнаруживается это доминантное состояние героини, главным образом, через ее внешнее поведение. Прежде всего Н. Н. обращает внимание на ее удивительную подвижность: "Ни одно мгновенье она не сидела смирно". Ася особенно активна в сцене на развалинах замка ("быстро перебежала но груде обломков..."; "пустилась карабкаться по развалинам...").

Ася может быть непосредственной, шаловливой и немного сумасбродной. Об этом свидетельствуют ее поступки в первую встречу с Н. Н. Так, решив отправиться спать, она неожиданно догнала молодых людей по дороге к реке и, ничего не ответив на вопрос Гагина ("Разве ты не спишь?"), пробежала мимо.

Как вы думаете, чем можно объяснить многочисленные неровности в поведении Аси? Ее внутренней неуравновешенностью, причина которой кроется в страстности натуры Аси, неуверенности в себе ("...И с вашим умом..." — говорит ей Н. Н. "А я умна?" — спросила она..."), в странном воспитании, но главное, в положении героини меж двух миров: дочери мужички и помещика, детство проведшей к крестьянской избе, а юность в пансионе для благородных девиц.

Чем можно объяснить странности в поведении Аси, когда она предстает перед Н. Н. то "приличной, благовоспитанной барышней", то "просто девушкой, чуть не горничной"? Возможно, тем, что ей свойственно жить в постоянной смене настроений, дурачиться, грустить, резвиться. Вместе с тем можно предложить и другой вариант ответа. Что если Ася таким образом примеряет маски, навязанные ей жизнью, демонстрирует роли, отражающие ее двусмысленное положение полукрестьянки и полубарыни? Но только уж очень щемит сердце, когда она в стареньком платьице сидит у окна, 2шьет в пяльцах" и тихонько напевает "Матушку, голубушку", потому что в это время за спиной девушки будто стоит ее горькая судьба.

Тургенев с первого знакомства читателей с Асей подчеркивает, что в ней живет угловатый подросток с "прямым" и "смелым" взглядом, какой бывает только у детей, и одновременно пробуждающаяся женственность, преображающая ее взор в "глубокий" и "нежный". Она может играть в светскую девицу и совсем по-детски бегать и резвиться. Но главное: что бы она ни делала, каждое ее движение, каждый момент бытия одушевлен глубоким чувством пробуждающейся любви. И именно в способности любить заключено Асино превосходство над героем.

Можно обратить внимание на родственность тургеневской героини с пушкинской Татьяной в отношении глубины их чувства. К тому же Ася прямо говорит Н. Н.: "А я хотела бы быть Татьяной...". Тургенев выстраивал эту параллель сознательно. Причем в черновой рукописи сопоставление истории любви героев "Аси" и "Евгения Онегина" выглядело более рельефным, чем в окончательном варианте. В черновике, например, читаем об Асе, что "она в состоянии занемочь, уехать, написать письмо". В конечном же результате героиня Тургенева только назначила свидание Н. Н. Но эта девочка, как и Татьяна, потрясает силой, самоотверженностью своего чувства.

Ася ни разу не произносит слово "любовь". И в прощальной записке к Н. П., написав о том, что ждала от него "одно только слово", она вновь не признается, что это слово — "любовь". Хотя о самой любви героиня, оставаясь наедине с Н. Н., не может не говорить.

Как же говорят герои о любви? Они ведут разговор о горах, что выше облаков, о синеве небес, о крыльях, птицах, полете ввысь. Мечта о крыльях, стремление ощутить восторг полета является метафорой любви в повести Тургенева.

Чувство полета неотступно ведет героиню за собой. Мы уже тогда невольно ощущаем в ней птицу, когда видим Асю сидящей "неподвижно, подобрав под себя ноги", на стене замка. Казалось, оттолкнись она от стены, и тотчас бы взмыла в вышину... Однако Н. Н. смотрит на девушку "с неприязненным чувством". Его раздражают Асины чудачества, поэтому в настоящий момент он видит в ней лишь что-то "не совсем естественное". Но настанет момент, когда Н. Н. разглядит в Асе девочку-птицу.

Что стало причиной "другого" зрения героя? Ощущение разлитого в мире счастья, которое в той же степени, что и герой, переживает Ася. Равновеликое чувство счастья, полноты жизни заставляет героев почувствовать себя оторвавшимися от земли. Причем именно Н. Н. увлекает девушку в полет ("Но мы не птицы". — "А крылья могут у нас вырасти, — возразил я..."), который для него самого окажется не по силам. Не под силу его сонной душе.

«У счастья нет завтрашнего дня…» (ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ». I. Вступление. И.С.Тургенев вошёл в русскую литературу главным образом как автор психологических повестей и социально- психологических романов, в которых глубоко отразилась общественная жизнь 40-70-х годов XIX века. В повести «Ася» (1858 г.) Тургенев поднял проблему скоротечности и эфемерности счастья. II. Основная часть. 1. В повести противопоставлены друг другу милая, непосредственная девушка Ася, способная на глубокие и сильные чувства, и господин НН. Почему не состоялась любовь этих двух молодых людей? II. Основная часть. 1.Господин НН. Тургенев отказывает ему в имени. НН является рассказчиком в повести, повествуя о событиях, произошедших с ним двадцать лет назад. II. Основная часть. Итак, ему было 25 лет. Он отправился за границу, чтобы посмотреть мир. Герой так рассказывает о себе: «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы ещё не успели завестись- я жил без оглядки, делал всё что хотел, процветал, одним словом». II. Основная часть. 2.Встреча НН. С Асей. В небольшом городке на берегу Рейна он знакомится с двумя русскими путешественниками: Гагиным и его сестрой Асей. Ася сразу запомнилась НН.: « Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то особенное в складе её смугловатого, круглого лица…». II. Основная часть. 3. Чем поразила Ася НН.? НН. был поражён её непредсказуемостью (глава четвёртая). Ася то взобралась на высокую башню, то со стаканом воды поливала на развалинах цветы, то положила длинную ветку себе на плечо, то громко запела, то неожиданно превратилась в приличную и благовоспитанную барышню. II. Основная часть. А на следующий день «Ася показалась» НН. «совершенно русской девушкой (глава пятая). Она скромно сидела в уголке и шила в пяльцах. НН. назвал Асю «хамелеоном». II. Основная часть. 3. Как разговор с Гагиным изменил отношение НН. к Асе? (Глава восьмая). Из разговора с Гагиным НН. узнал, что Ася- сестра Гагина по отцу, что её матерью была горничная Татьяна. Ася потеряла сначала мать, затем отца, Гагин поместил её в закрытый пансион. II.Основная часть. Она была толковой, хорошо училась, но плохо сходилась с людьми. Ася ещё никого не любила. По словам Гагина, ей был «нужен герой, необыкновенный человек». II. Основная часть. 4. Что сблизило героев? НН «заглянул в душу» этой странной девушки и понял, что она привлекала его «не только одной полудикой прелестью»: её душа ему нравилась. II. Основная часть. Они любили мечтать. Однажды разговаривая о книгах, герои почувствовали себя птицами, у которых выросли крылья. И их своеобразным полётом стал ланнеровский вальс (глава девятая). II. Основная часть. 5. Почему НН не выдержал испытание любовью? Полюбив Асю, молодой человек стал сомневаться в своих чувствах, рассуждать: «Жениться на семнадцатилетней девочке с её нравом, как это можно!» (Глава четырнадцатая). Он обрушился с обвинениями на бедную девушку, а затем отправился бродить в поле. II. Основная часть. НН. думал, что завтра он будет счастлив. Но «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение». II. Основная часть. Герой теряет навсегда любимую девушку. «Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля», он доживает свой век. Оказалось, что воспоминания об Асе, цветок герани, который она когда-то ему подарила,- это единственные светлые моменты его жизни. III. Вывод. НН не выдерживает испытание любовью, потому что, как считает Н.Г.Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» (1858), НН – «вялый российский интелллигент, типичный рефлектёр, бесхарактерная личность». III. Вывод. Счастье, красота, любовь мимолётны. Их легко пропустить в жизни, рассуждая и размышляя.