Григорий антипенко рассказал о болезни. Григорий Антипенко: «Мне мало одной жизни

Григорий Антипенко считает себя спокойным и уравновешенным человеком. Единственное, что может его сильно задеть эмоционально – это его чувства к семье, к своему сыну. Любимец многих женщин признался, что если сын берет его за руку, у него комок встает в горле от нахлынувших чувств и эмоций. Сейчас молодая пара – Григорий Антипенко и Юля Такшина ожидают прибавление в семье, у них скоро родится второй ребенок. Григорий и Юлия снимались вместе в известном и популярном сериале «Не родись красивой», они живут в гражданском браке и очень счастливы вместе.

Григорий, практически все актеры, к которым приходит популярность и известность, спешат сделать себе карьеру: активно снимаются, соглашаются на любые роли, хватаются за предложения. Почему вы с Юлией, после съемок сериала «Не родись красивой» решили родить ребенка? Вы оба находитесь на пике популярности, а теперь Юля опять не будет сниматься, так как ожидает второго малыша.

Григорий : Со стороны это, конечно, кому-то может показаться странным, так как финансовое положение в России нестабильно, в мире вообще кризис. Но мы особо не переживаем, голодание нашей семье не грозит. Я не калека, не инвалид, слава Богу, могу работать. Даже если не будет предложений в кино, то найду другой заработок, например, займусь промышленным альпинизмом. Я с самой юности увлечен альпинизмом, люблю фотографировать, придумаю что-то новое и интересное в театре. А что касается наших детей, то здесь мы с Юлией ничего заранее не планировали. В этом деле от людей мало что зависит, все указания приходят сверху, от самого Господа Бога. И если нас выбрал этот ребенок и решил родиться сейчас, то значит так и будет. У нас не могло даже возникнуть мысли о том, чтобы от него избавиться. На мой взгляд – это самый тяжелый грех. Для нас самих и для Юлиной мамы эта новость была большой неожиданностью. Юлина мама с рождением Ванечки забросила все свои дела, своего мужа и переехала к нам, чтобы помогать с маленьким внучком. А с появлением второго ребенка у нее прибавится забот.

Юля : Мне кажется, что я была ошеломлена больше всех. Я только начала приходить в себя после рождения Ванечки, он подрос, ему исполнился годик. Но вопрос рожать или нет, даже не стоял передо мной. А сейчас я на пятом месяце беременности, человечек внутри меня такой родной и любимый. Пока мы еще не знаем мальчик там или девочка. На УЗИ маленький хитрец повернулся попой, ничего разглядеть не смогли.

Была ли для вас первая беременность такой же неожиданностью?

Юлия : Нет, я уже внутренне была готова к рождению ребенка. Мы с Григорием встретили и полюбили друг друга, мы начали жить одной семьей. На тот момент мне было уже двадцать шесть лет, я мечтала о рождении малыша от любимого человека. Я глубоко убеждена, что для любой женщины самое главное в жизни стать мамой, а все остальное уже является второстепенным. Я, как сейчас помню, мы с Гришей были на фотосессии, где снимались для известного глянцевого журнала. А сама еще утром сделала анализ крови и узнала, что беременна. И вот я сижу, меня гримируют, а мне звонок из больницы: «Поздравляем, вы беременны!» Гриша как раз находился рядышком со мной. Ну, конечно, я сразу захотела ему об этом сообщить, я скинула ему сообщение на телефон: «Ура! Мы беременные!».

Григорий : Скорее всего, со стороны мы комично смотрелись: стали друг другу корчить рожицы, подмигивать, показывать большие пальцы в знак восхищения и одобрения. Радовались мы сильно, но на тот момент безмолвно. А уже потом мы совсем не расставались до самого рождения сына. Юля молодец, как хвостик везде ездила за мной. А снимался я тогда и в Питере, и в Киеве. На тот момент мы были вместе совсем немного – чуть больше года, но наши чувства были очень сильные, нам друг без друга было тяжело.

Юля : Всё это – полная правда. На второй день после выписки из родильного дома, Гриша поехал в магазин купить мебель, я с сыном осталась одна. Мне так это было не привычно, мы ведь постоянно были вместе. Вот тогда я четко осознала, что моя жизнь очень круто поменялась, я теперь не смогу оторваться от сыночка. На тот момент и эмоции были так сильны, что у меня слезы полились градом, Ванюша тоже расплакался. Я позвонила подруге Оле Ломоносовой и рыдаю в трубку. Оля уже тогда была опытной мамочкой, она быстро привела меня в чувство, заставила прекратить истерику. А совсем скоро мой сыночек уже мне начал улыбаться, и я четко поняла, что ни на кого его не променяю. Хотя мне вообще грешно жаловаться на жизнь. Мой любимый мужчина даже отказался от съемок и помогал мне с сыном три месяца, он находился с нами постоянно. Со мной еще была моя мамочка, да и Гришина мама помогала. Так что самые тяжелые первые три месяца я не осталась без помощи.

Григорий : Ты так говоришь, как будто мы совершили какой-то подвиг. В любой дружной семье с появлением малыша, подключаются на помощь родные и близкие. Я к этому с самого начала был готов. Тем более что я опытный отец, у меня есть еще сын Сашка. Я разошелся с первой женой шесть лет назад.

А как отнесся к появлению брата первый сын? Он не ревнует вас к нему?

Григорий : Очень надеюсь, что нет. Саша очень похож на меня, он не выскажет все свои мысли сразу и запросто, немного скрытный. Мне самому порой тяжело разобраться, что у него на душе. Но я думаю, что он совершенно искренне любит своего братика, так как Сашка добрый и хороший парень, с большой и трогательной душой. Я обязательно стараюсь хоть раз в неделю выкроить время и забрать Сашу в нашу семью. Ванька ему очень радуется, малыш просто обожает старшего братика. Он сразу же хватает его за руки и тянет к себе в комнату. Правда, самому Сашке быстро надоедает возиться с малышней, ему девять лет и он очень любит компьютер и приставки.

Юлия, а у вас какие отношения с сыном Григория?

Юля : Конечно, я для него чужой человек. Мы с ним хорошо общаемся, можем вместе посмеяться, пошутить, поиграть. Я очень стараюсь, чтобы Сашка не чувствовал себя чужим у нас дома, чтобы ему было хорошо и приятно находится у нас.

До беременности у вас была отличная фигура. Как вам удалось после родов так быстро вернуть былые формы?

Юлия : Я не очень с этим делом спешила. Мне еще в пятнадцать лет иногда казалось, что я толстая. Вот тогда я для похудения варила себе фасоль и ела ее с томатным соусом. А еще съедала в течение дня по килограмму яблок. Через месяц я заработала себе дистрофию второй степени и сильный гастрит. Меня с сильнейшими приступами гастрита увозили в больницу, боли были ужасающие, мне жить не хотелось. С тех самых пор я никак не могла утолить чувство голода, могла съесть за один присест восемь котлет и две тарелки борща. И вот теперь я совершенно не думаю о диетах, не желаю экспериментировать на своем здоровье. Я кормила Ваню девять месяцев грудью, мне самой требовалось полноценное питание, так что я хорошо питалась и не ограничивала себя совершенно ни в чем. В итоге после рождения сына у меня было десять лишних килограмм. Я смотрела сама на себя в зеркало и думала, что ужасно выгляжу. Но мой муж меня всегда успокаивал, он говорил, что я самая для него красивая и любимая. Я видела, что Григория действительно не смущают мои лишние килограммы, поэтому по этому поводу перестала переживать и волноваться. Конечно, запускать себя нельзя. Позже я пошла в тренажерный зал, стала много плавать. А когда сыну исполнилось шесть месяцев, я начала работать и резко похудела. Но вот теперь снова расту и поправляюсь, не по дням, а по часам.

Издание: Театральная афиша

Григорий Антипенко:

«Мне мало одной жизни»

Актер театра и кино Григорий Антипенко меньше всего похож на комический образ самоуверенного бизнесмена Андрея Жданова, которого он сыграл в 2005 году в сериале «Не родись красивой». Пройдя нелегкий путь от студента биофака, монтировщика сцены в «Сатириконе» к актеру, играющему мировой театральный репертуар, Антипенко не перестает ставить перед собой сложнейшие задачи, покоряя все новые и новые вершины. Не стань Антипенко актером, наверняка он бы выбрал судьбу путешественника, повторил бы путь Федора Конюхова, постоянно и в одиночку бороздящего моря и путешествующего по всему свету.

Альпинист с 17-летним стажем, Антипенко придерживается мнения, что в творчестве, как при восхождении, нельзя халтурить и хитрить. Сорваться вниз гораздо проще, чем удержаться на головокружительной высоте, но надо идти вперед и вверх. Завоеванные им пики способны вызвать зависть коллег: Орфей, Язон, Отелло, Беня Крик. Новой вершиной, которую в честь своего 40-летнего юбилея взялся покорить актер, стала заглавная роль в спектакле «Сирано де Бержерак» в постановке Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной.

Что послужило причиной того, что свободный художник Григорий Антипенко вдруг бросил якорь в Театре им. Евг. Вахтангова?

Римас Владимирович позвал меня в труппу театра, когда выпускался спектакль «Отелло». Безусловно, я не мог отказаться от такого лестного предложения, тем более что меня пригласили уже как взрослого актера, со своим уже сложившимся представлением о принципах и творческой свободе.

О каких принципах идет речь?

Я категорически против насилия. Меня нельзя заставить делать что бы то ни было хотя бы потому, что я и слово «заставить» - понятия несовместимые. Меня можно только заинтересовать, в крайнем случае со мной можно вежливо договориться. В кино и театре всегда видно, когда актер делает то, что ему не нравится. Поэтому это один из основополагающих принципов, которому я следую и в жизни, и в творчестве.

Первой вашей работой в Теат-ре им. Вахтангова в качестве приглашенного артиста стал Язон?

Благодаря Юлии Рутберг. С тех пор как Юлия сыграла мою маму в спектакле «Пигмалион» режиссера Павла Сафонова, она продолжает по-матерински заботиться обо мне и в Вахтанговском театре. Поэтому я очень благодарен ей и за это приглашение в частности. Вся сцена Язона - это фактически 25-минутный монолог, который я учил на берегах Адриатики, сравнительно недалеко от того места, где происходит действие пьесы. Поэтому вся эта история пропитана для меня вполне реальным воздухом Средиземного моря, что, надеюсь, передается и зрителю.

Чем вам был интересен Язон, ведь все-таки «Медея» - это спектакль про Медею.

Нет, «Медея» - это спектакль про взаимоотношения этих двух эпических личностей. И поверьте, 25 минут монолога - достаточно для того, чтобы во всех нюансах рассказать о своем герое и об этой сложнейшей трагической коллизии между мужчиной и женщиной, где Язон не оправдывается, а пытается объяснить. В этой истории нет правых и виноватых.

Во время репетиций роли «Палестинца» в спектакле «Улыбнись нам, Господи» вы быстро нашли общий язык с Римасом Туминасом?

Было бы самонадеянным считать, что я нашел с ним общий язык. В совместной работе над ролью я только имел возможность познакомиться с его методом работы. Театр Туминаса - это театр одного режиссера. Предложения актеров, как правило, им не принимаются, потому что он заранее знает, каким должен быть спектакль. Может быть, где-то в случайной пробе он скажет «вот-вот, так хорошо», но он не будет просить вас об импровизации - напротив, покажет все сам, вплоть до интонаций. У него есть абсолютно четкая картина в голове, как должен выглядеть спектакль. Находясь внутри репетиционного процесса, я наблюдал за тем, как шьется полотно этого великого спектакля. А я убежден, что это великий спектакль, как все его работы.

О дальнейших совместных планах вы говорили?

Римас Владимирович - загадочная личность. О его планах не знает никто. Иногда создается впечатление, что и он сам не знает. Но интрига будущей совместной работы висит в воздухе. Надеюсь...

Вы пришли в профессию довольно поздно. Это был осмысленный шаг человека, долго искавшего себя?

Зная меня прошлого, никто бы никогда не сказал, что я вообще смогу выйти на сцену в качестве артиста. Я прошел долгий путь от бесформенного полена к актеру, которого приглашают играть главные роли. Это требовало постоянной работы над собой, но неизменно приносило удовольствие. Бывает, что заходишь в тупик, кажется беспросветный, но вечером выходишь на сцену и понимаешь, что другой профессии для себя не представляешь.

Если говорить о сложных физических затратах, сразу вспоминается пластический спектакль «Отелло», в котором вы играете заглавную роль. Долго размышляли, прежде чем дать Анжелике Холиной согласие?

От таких ролей не отказываются. Проблема была в том, что я никогда не танцевал в своей жизни, если не считать весьма посредственных проб в Щукинском училище. Для меня это было равносильно поступлению в хореографическую школу без необходимых данных. Поэтому вся заслуга того, что этот спектакль случился с моим участием, принадлежит Анжелике Холиной, которая умудрилась весь процесс обучения и убеждения меня в том, что это будет хорошо, вложить в один месяц.

То, что вам досталась партнерша с балетной подготовкой, помогало или мешало?

Сейчас, безусловно, помогает. И я очень благодарен ей за поддержку. Но было время, когда я страшно комплексовал, что подведу своих значительно более талантливых в этой области партнеров. Если бы не Оля Лерман, Витя Добронравов, Паша Тэхэда Кардэнас и другие участники спектакля, этого события вообще не произошло бы. Анжелике удалось так искусно сбалансировать возможности актеров в этой постановке, что у зрителей не возникает сомнений в профессионализме исполнителей. Она прекрасно понимала, что у меня нет техники и из воздуха ее не возьмешь, и терпеливо ждала, когда я буду готов, и верила. Для меня было очень лестно, когда после премьеры ко мне подошел художественный руководитель моего курса Родион Юрьевич Овчинников и похвалил за то, что я не боюсь экспериментировать и заходить в зоны заведомого дискомфорта.

Выходит, что вы намеренно стремитесь к дискомфорту?

Я не выношу тишины. Мне необходимо, чтобы вокруг кипела жизнь. Недаром в детстве я увлекался пиротехникой. В то время в магазинах можно было купить только бенгальские огни и пистоны для игрушечных пистолетов, поэтому все приходилось делать собственноручно. Не буду рассказывать о технологии, чтобы это не служило примером подрастающему поколению, но в комфортные 1980-е не было другого способа расшевелить пространство вокруг себя.

Именно этот пункт вашей биографии в интернете называется «испытывал любовь к естественным наукам»?

Нет, речь идет о биологии. Я с детства мечтал поступить на биофак, что и привело меня в свою очередь в фармацевтическое училище, дабы немного подтянуть химию. Но по иронии судьбы именно в этом училище, сидя за столом в белом халате и развешивая порошки, я окончательно убедился, что аналитическая работа не для меня. Я бы, наверное, мог стать журналистом-естествоиспытателем и вести какую-нибудь программу о животных, но канала Discovery в нашей стране тогда еще не было.

И это увлечение биологией вылилось в любовь к альпинизму?

Скорее любовь к природе в целом подтолкнула меня однажды пойти в первый мой туристический поход по горам Крыма. Можно сказать, что с этого полуострова все и началось.

Сколько лет вы занимаетесь альпинизмом?

С 1997 года. Хотя были остановки, перерывы, иногда даже по году. Но это не проходящая потребность. Даже когда происходили чрезвычайные ситуации, срывы, холодные ночевки и прочие экстремальные радости, все равно спустя год возникало неизменное желание обновить снаряжение, придумать себе новую вершину и - «вперед и вверх, а там…». Это не адреналин и не экстрим, как думают многие. Альпинизм - это философия. Каждая экспедиция в горы - это красивый рассказ, полноценная история, а иногда даже роман. Там за две недели удается испытать столько эмоций, сколько, может быть, один человек проживает за всю свою жизнь. Каждый день, каждая минута - это новые события и мысли, новое ощущение мира.

Помню, на прослушивании в институте Павел Любимцев спросил меня: «Зачем вы идете в профессию?» На что я, несмотря на стресс и юный возраст, неожиданно дал очень точный ответ: «Мне мало одной жизни». Горы и театр дают мне возможность прожить столько жизней, сколько захочется.

Спектакль «Сирано де Бержерак» в Театре на Малой Бронной в постановке Павла Сафонова стал подарком, который вы преподнесли себе к 40-летию?

В итоге получилось, что сделал себе подарок, хотя я понятия не имею, какая судьба ожидает этот спектакль. Мне даже не важно, как он будет воспринят. Главное, что я по-честному пытаюсь сыграть эту роль и использую все свои внутренние ресурсы. Чем хороша актерская профессия - совершенствоваться можно бесконечно. Нет предела. Это космос, где можно достичь такого уровня мастерства, когда можно нести информацию одним лишь появлением на сцене, обходясь без слов. Правда, это та вершина, которой могут достигнуть только единицы.

Получается, если занимаешься актерской профессией, то предполагаешь, что тебе дано развить свой потенциал и дойти до самого высокого уровня?

Конечно, иначе нельзя. Я перфекционист, постоянно собой недоволен и постоянно стремлюсь к совершенству. Периодически я себя останавливаю в своей самокритике, чтобы совсем не загнаться. Напоминаю себе, что есть и успехи, иначе мне бы не предлагали роли, не делали на меня ставку. Во всем должна быть мера, и в самокритике тоже.

Вам не кажется, что пьеса Ростана сильно устарела?

Классика не стареет.

О чем «Сирано»?

О любви. Согласитесь, разве эта тема может устареть?

Вы определились для себя, кто ваш герой - поэт или борец?

Он больше, чем поэт. Не зря и у меня, и у Паши Сафонова возникали во время репетиций ассоциации с Высоцким. Сирано - это человек с жесткой нравственной позицией по отношению и к себе, и к обществу, и к любви. Он не идет на компромиссы и сжигает себя именно по этой причине.

Разве эта пьеса не про комплексы?

Безусловно, и про них тоже. Но именно благодаря комплексам тема становится такой острой. Если бы у Сирано не было изъянов, то и не было бы такой глубокой души. Преодолевая комплексы, человек стремится к совершенству.

У вас будет нос?

Будет огромный гипертрофированный нос. Не приклеенный, имитирующий настоящий, а инородное тело на лице, подчеркивающее асоциальность моего героя, ведь наш спектакль о неудобном человеке, не вписывающемся в систему, выбивающемся из общей картины своей искренностью и ранимостью. На его фоне остальные превращаются в успешных снобов с фальшивыми улыбками, деланной уверенностью в себе и убежденностью, что в этой жизни можно купить абсолютно все. Это противопоставление - еще одно доказательство вечной актуальности пьесы Ростана.

Получается, Сирано готов уступить любимую женщину из-за своего благородства, желая ей счастья?

Да, именно так. Мы упростили бы смысл пьесы, если бы представляли его игроком, талантливым шахматистом, играющим человеческими судьбами. Нет, он безрассудный, гениальный художник, которому дано все, кроме внешней красоты. Речь идет о его эстетическом восприятии мира. Он сознательно отказывается от Роксаны, не считая, что его союз с ней может быть гармоничным.

Вам как актеру маска дает преимущество? За нее можно спрятаться или, наоборот, она диктует некие рамки?

Маска дает простор для фантазии, потому что в ней можно почудачить. Но подлинные чувства и эмоции за ней не спрячешь: без них не может быть спектакля.

Вы привыкали к носу, он вам мешал?

Как ни странно, нет. У меня у самого большой нос. Плюс три сантиметра не имеют принципиального значения.

Вы впервые сталкиваетесь с поэтическим театром?

Да, это мой первый опыт. Это непросто, но безумно интересно. Я сам в душе нереализованный поэт. В поэтическом тексте заложена громадная энергия. Безусловно, стоит колоссального труда овладеть мастерством владения словом. Но вы не представляете, какое удовольствие произносить эти строчки со сцены, в этом есть какая-то необъяснимая магия.

Споры с режиссером возникали?

Конечно. Поначалу у нас были абсолютно разные представления о том, как это может быть, каким должен быть Сирано. Мы с Пашей сложно репетировали и постоянно спорили. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что ситуация с «Отелло» повторяется. Чего было больше - неуверенности в себе или в режиссере, сейчас трудно сказать. Но все закончилось тем, что мы несколько часов очень громко обсуждали и пытались доказать друг другу преимущества двух переводов - Соловьева и Щепкиной-Куперник. Это было сродни разговору двух сумасшедших. И в один момент у меня случилось прозрение: я почувствовал, что где-то наверху этот спектакль уже нарисован, его состав, режиссер и мое исполнение уже существуют и глупо тратить время на попытки отказаться от уже свершившегося. После этого я стал идеальным, послушным актером и уже не мешал Паше воплощать все им задуманное.

У вас есть свои ритуалы подготовки к роли?

Они несильно отличаются от привычных ежедневных действий обычного человека: просыпаюсь, делаю физзарядку и чищу зубы. Но самое интересное в том, что в день спектакля я очень часто ловлю себя на мысли, может ли мой герой, которого мне предстоит сыграть сегодня, вести себя так, как веду себя я в этот день своей жизни. И, как ни странно, от чего-то приходится отказываться.

Вы поступили на Высшие режиссерские курсы, но не стали получать диплом. Почему?

Я недоучился - ушел в академический отпуск с сознанием того, что могу снимать кино и без диплома. В моем представлении режиссер - это прежде всего характер и необузданное желание снимать, до шизофрении. Как художник, который постоянно рисует, делает наброски в записную книжку, режиссер должен постоянно снимать на все подручные средства. Это его способ самовыражения. Если нет такой одержимости, не нужно идти в эту профессию или пока еще рано. Первичным должно быть воплощение замысла, а не стремление к деньгам и славе.

Разве вы пришли в актерскую профессию не за славой?

Нет, я пришел, потому что понял, что никакая другая профессия мне не подходит.

Issue: Театральная афиша

Григорий Антипенко:

«Мне мало одной жизни»

Актер театра и кино Григорий Антипенко меньше всего похож на комический образ самоуверенного бизнесмена Андрея Жданова, которого он сыграл в 2005 году в сериале «Не родись красивой». Пройдя нелегкий путь от студента биофака, монтировщика сцены в «Сатириконе» к актеру, играющему мировой театральный репертуар, Антипенко не перестает ставить перед собой сложнейшие задачи, покоряя все новые и новые вершины. Не стань Антипенко актером, наверняка он бы выбрал судьбу путешественника, повторил бы путь Федора Конюхова, постоянно и в одиночку бороздящего моря и путешествующего по всему свету.

Альпинист с 17-летним стажем, Антипенко придерживается мнения, что в творчестве, как при восхождении, нельзя халтурить и хитрить. Сорваться вниз гораздо проще, чем удержаться на головокружительной высоте, но надо идти вперед и вверх. Завоеванные им пики способны вызвать зависть коллег: Орфей, Язон, Отелло, Беня Крик. Новой вершиной, которую в честь своего 40-летнего юбилея взялся покорить актер, стала заглавная роль в спектакле «Сирано де Бержерак» в постановке Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной.

Что послужило причиной того, что свободный художник Григорий Антипенко вдруг бросил якорь в Театре им. Евг. Вахтангова?

Римас Владимирович позвал меня в труппу театра, когда выпускался спектакль «Отелло». Безусловно, я не мог отказаться от такого лестного предложения, тем более что меня пригласили уже как взрослого актера, со своим уже сложившимся представлением о принципах и творческой свободе.

О каких принципах идет речь?

Я категорически против насилия. Меня нельзя заставить делать что бы то ни было хотя бы потому, что я и слово «заставить» - понятия несовместимые. Меня можно только заинтересовать, в крайнем случае со мной можно вежливо договориться. В кино и театре всегда видно, когда актер делает то, что ему не нравится. Поэтому это один из основополагающих принципов, которому я следую и в жизни, и в творчестве.

Первой вашей работой в Теат-ре им. Вахтангова в качестве приглашенного артиста стал Язон?

Благодаря Юлии Рутберг. С тех пор как Юлия сыграла мою маму в спектакле «Пигмалион» режиссера Павла Сафонова, она продолжает по-матерински заботиться обо мне и в Вахтанговском театре. Поэтому я очень благодарен ей и за это приглашение в частности. Вся сцена Язона - это фактически 25-минутный монолог, который я учил на берегах Адриатики, сравнительно недалеко от того места, где происходит действие пьесы. Поэтому вся эта история пропитана для меня вполне реальным воздухом Средиземного моря, что, надеюсь, передается и зрителю.

Чем вам был интересен Язон, ведь все-таки «Медея» - это спектакль про Медею.

Нет, «Медея» - это спектакль про взаимоотношения этих двух эпических личностей. И поверьте, 25 минут монолога - достаточно для того, чтобы во всех нюансах рассказать о своем герое и об этой сложнейшей трагической коллизии между мужчиной и женщиной, где Язон не оправдывается, а пытается объяснить. В этой истории нет правых и виноватых.

Во время репетиций роли «Палестинца» в спектакле «Улыбнись нам, Господи» вы быстро нашли общий язык с Римасом Туминасом?

Было бы самонадеянным считать, что я нашел с ним общий язык. В совместной работе над ролью я только имел возможность познакомиться с его методом работы. Театр Туминаса - это театр одного режиссера. Предложения актеров, как правило, им не принимаются, потому что он заранее знает, каким должен быть спектакль. Может быть, где-то в случайной пробе он скажет «вот-вот, так хорошо», но он не будет просить вас об импровизации - напротив, покажет все сам, вплоть до интонаций. У него есть абсолютно четкая картина в голове, как должен выглядеть спектакль. Находясь внутри репетиционного процесса, я наблюдал за тем, как шьется полотно этого великого спектакля. А я убежден, что это великий спектакль, как все его работы.

О дальнейших совместных планах вы говорили?

Римас Владимирович - загадочная личность. О его планах не знает никто. Иногда создается впечатление, что и он сам не знает. Но интрига будущей совместной работы висит в воздухе. Надеюсь...

Вы пришли в профессию довольно поздно. Это был осмысленный шаг человека, долго искавшего себя?

Зная меня прошлого, никто бы никогда не сказал, что я вообще смогу выйти на сцену в качестве артиста. Я прошел долгий путь от бесформенного полена к актеру, которого приглашают играть главные роли. Это требовало постоянной работы над собой, но неизменно приносило удовольствие. Бывает, что заходишь в тупик, кажется беспросветный, но вечером выходишь на сцену и понимаешь, что другой профессии для себя не представляешь.

Если говорить о сложных физических затратах, сразу вспоминается пластический спектакль «Отелло», в котором вы играете заглавную роль. Долго размышляли, прежде чем дать Анжелике Холиной согласие?

От таких ролей не отказываются. Проблема была в том, что я никогда не танцевал в своей жизни, если не считать весьма посредственных проб в Щукинском училище. Для меня это было равносильно поступлению в хореографическую школу без необходимых данных. Поэтому вся заслуга того, что этот спектакль случился с моим участием, принадлежит Анжелике Холиной, которая умудрилась весь процесс обучения и убеждения меня в том, что это будет хорошо, вложить в один месяц.

То, что вам досталась партнерша с балетной подготовкой, помогало или мешало?

Сейчас, безусловно, помогает. И я очень благодарен ей за поддержку. Но было время, когда я страшно комплексовал, что подведу своих значительно более талантливых в этой области партнеров. Если бы не Оля Лерман, Витя Добронравов, Паша Тэхэда Кардэнас и другие участники спектакля, этого события вообще не произошло бы. Анжелике удалось так искусно сбалансировать возможности актеров в этой постановке, что у зрителей не возникает сомнений в профессионализме исполнителей. Она прекрасно понимала, что у меня нет техники и из воздуха ее не возьмешь, и терпеливо ждала, когда я буду готов, и верила. Для меня было очень лестно, когда после премьеры ко мне подошел художественный руководитель моего курса Родион Юрьевич Овчинников и похвалил за то, что я не боюсь экспериментировать и заходить в зоны заведомого дискомфорта.

Выходит, что вы намеренно стремитесь к дискомфорту?

Я не выношу тишины. Мне необходимо, чтобы вокруг кипела жизнь. Недаром в детстве я увлекался пиротехникой. В то время в магазинах можно было купить только бенгальские огни и пистоны для игрушечных пистолетов, поэтому все приходилось делать собственноручно. Не буду рассказывать о технологии, чтобы это не служило примером подрастающему поколению, но в комфортные 1980-е не было другого способа расшевелить пространство вокруг себя.

Именно этот пункт вашей биографии в интернете называется «испытывал любовь к естественным наукам»?

Нет, речь идет о биологии. Я с детства мечтал поступить на биофак, что и привело меня в свою очередь в фармацевтическое училище, дабы немного подтянуть химию. Но по иронии судьбы именно в этом училище, сидя за столом в белом халате и развешивая порошки, я окончательно убедился, что аналитическая работа не для меня. Я бы, наверное, мог стать журналистом-естествоиспытателем и вести какую-нибудь программу о животных, но канала Discovery в нашей стране тогда еще не было.

И это увлечение биологией вылилось в любовь к альпинизму?

Скорее любовь к природе в целом подтолкнула меня однажды пойти в первый мой туристический поход по горам Крыма. Можно сказать, что с этого полуострова все и началось.

Сколько лет вы занимаетесь альпинизмом?

С 1997 года. Хотя были остановки, перерывы, иногда даже по году. Но это не проходящая потребность. Даже когда происходили чрезвычайные ситуации, срывы, холодные ночевки и прочие экстремальные радости, все равно спустя год возникало неизменное желание обновить снаряжение, придумать себе новую вершину и - «вперед и вверх, а там…». Это не адреналин и не экстрим, как думают многие. Альпинизм - это философия. Каждая экспедиция в горы - это красивый рассказ, полноценная история, а иногда даже роман. Там за две недели удается испытать столько эмоций, сколько, может быть, один человек проживает за всю свою жизнь. Каждый день, каждая минута - это новые события и мысли, новое ощущение мира.

Помню, на прослушивании в институте Павел Любимцев спросил меня: «Зачем вы идете в профессию?» На что я, несмотря на стресс и юный возраст, неожиданно дал очень точный ответ: «Мне мало одной жизни». Горы и театр дают мне возможность прожить столько жизней, сколько захочется.

Спектакль «Сирано де Бержерак» в Театре на Малой Бронной в постановке Павла Сафонова стал подарком, который вы преподнесли себе к 40-летию?

В итоге получилось, что сделал себе подарок, хотя я понятия не имею, какая судьба ожидает этот спектакль. Мне даже не важно, как он будет воспринят. Главное, что я по-честному пытаюсь сыграть эту роль и использую все свои внутренние ресурсы. Чем хороша актерская профессия - совершенствоваться можно бесконечно. Нет предела. Это космос, где можно достичь такого уровня мастерства, когда можно нести информацию одним лишь появлением на сцене, обходясь без слов. Правда, это та вершина, которой могут достигнуть только единицы.

Получается, если занимаешься актерской профессией, то предполагаешь, что тебе дано развить свой потенциал и дойти до самого высокого уровня?

Конечно, иначе нельзя. Я перфекционист, постоянно собой недоволен и постоянно стремлюсь к совершенству. Периодически я себя останавливаю в своей самокритике, чтобы совсем не загнаться. Напоминаю себе, что есть и успехи, иначе мне бы не предлагали роли, не делали на меня ставку. Во всем должна быть мера, и в самокритике тоже.

Вам не кажется, что пьеса Ростана сильно устарела?

Классика не стареет.

О чем «Сирано»?

О любви. Согласитесь, разве эта тема может устареть?

Вы определились для себя, кто ваш герой - поэт или борец?

Он больше, чем поэт. Не зря и у меня, и у Паши Сафонова возникали во время репетиций ассоциации с Высоцким. Сирано - это человек с жесткой нравственной позицией по отношению и к себе, и к обществу, и к любви. Он не идет на компромиссы и сжигает себя именно по этой причине.

Разве эта пьеса не про комплексы?

Безусловно, и про них тоже. Но именно благодаря комплексам тема становится такой острой. Если бы у Сирано не было изъянов, то и не было бы такой глубокой души. Преодолевая комплексы, человек стремится к совершенству.

У вас будет нос?

Будет огромный гипертрофированный нос. Не приклеенный, имитирующий настоящий, а инородное тело на лице, подчеркивающее асоциальность моего героя, ведь наш спектакль о неудобном человеке, не вписывающемся в систему, выбивающемся из общей картины своей искренностью и ранимостью. На его фоне остальные превращаются в успешных снобов с фальшивыми улыбками, деланной уверенностью в себе и убежденностью, что в этой жизни можно купить абсолютно все. Это противопоставление - еще одно доказательство вечной актуальности пьесы Ростана.

Получается, Сирано готов уступить любимую женщину из-за своего благородства, желая ей счастья?

Да, именно так. Мы упростили бы смысл пьесы, если бы представляли его игроком, талантливым шахматистом, играющим человеческими судьбами. Нет, он безрассудный, гениальный художник, которому дано все, кроме внешней красоты. Речь идет о его эстетическом восприятии мира. Он сознательно отказывается от Роксаны, не считая, что его союз с ней может быть гармоничным.

Вам как актеру маска дает преимущество? За нее можно спрятаться или, наоборот, она диктует некие рамки?

Маска дает простор для фантазии, потому что в ней можно почудачить. Но подлинные чувства и эмоции за ней не спрячешь: без них не может быть спектакля.

Вы привыкали к носу, он вам мешал?

Как ни странно, нет. У меня у самого большой нос. Плюс три сантиметра не имеют принципиального значения.

Вы впервые сталкиваетесь с поэтическим театром?

Да, это мой первый опыт. Это непросто, но безумно интересно. Я сам в душе нереализованный поэт. В поэтическом тексте заложена громадная энергия. Безусловно, стоит колоссального труда овладеть мастерством владения словом. Но вы не представляете, какое удовольствие произносить эти строчки со сцены, в этом есть какая-то необъяснимая магия.

Споры с режиссером возникали?

Конечно. Поначалу у нас были абсолютно разные представления о том, как это может быть, каким должен быть Сирано. Мы с Пашей сложно репетировали и постоянно спорили. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что ситуация с «Отелло» повторяется. Чего было больше - неуверенности в себе или в режиссере, сейчас трудно сказать. Но все закончилось тем, что мы несколько часов очень громко обсуждали и пытались доказать друг другу преимущества двух переводов - Соловьева и Щепкиной-Куперник. Это было сродни разговору двух сумасшедших. И в один момент у меня случилось прозрение: я почувствовал, что где-то наверху этот спектакль уже нарисован, его состав, режиссер и мое исполнение уже существуют и глупо тратить время на попытки отказаться от уже свершившегося. После этого я стал идеальным, послушным актером и уже не мешал Паше воплощать все им задуманное.

У вас есть свои ритуалы подготовки к роли?

Они несильно отличаются от привычных ежедневных действий обычного человека: просыпаюсь, делаю физзарядку и чищу зубы. Но самое интересное в том, что в день спектакля я очень часто ловлю себя на мысли, может ли мой герой, которого мне предстоит сыграть сегодня, вести себя так, как веду себя я в этот день своей жизни. И, как ни странно, от чего-то приходится отказываться.

Вы поступили на Высшие режиссерские курсы, но не стали получать диплом. Почему?

Я недоучился - ушел в академический отпуск с сознанием того, что могу снимать кино и без диплома. В моем представлении режиссер - это прежде всего характер и необузданное желание снимать, до шизофрении. Как художник, который постоянно рисует, делает наброски в записную книжку, режиссер должен постоянно снимать на все подручные средства. Это его способ самовыражения. Если нет такой одержимости, не нужно идти в эту профессию или пока еще рано. Первичным должно быть воплощение замысла, а не стремление к деньгам и славе.

Разве вы пришли в актерскую профессию не за славой?

Нет, я пришел, потому что понял, что никакая другая профессия мне не подходит.

Мало кто знает, что по первому образованию Григорий Антипенко – фармацевт. В связи с эпидемией гриппа артист рассказал, какие меры профилактики он использует. "Я – интроверт по натуре. Избегаю общества в принципе, больших коллективов людей. Со зрителями общаюсь через рампу. В каком-то смысле у меня социальный иммунитет. А вообще от инфекции не застрахуешься. Чихнуть на тебя может случайный прохожий. Но, мне кажется, люди болеют не от того, что на них чихают . Когда время приходит. Когда за что-то приходится платить, вот тогда и болеют. Поэтому нужно задуматься. У меня такое отношение к болезни – не медицинское", – цитирует Григория Антипенко сайт "Комсомольская правда" .

ПО ТЕМЕ

Отметим, что последние три года звезда сериала "Не родись красивой" не снимается в кино . По словам Антипенко, ему ничего не нравится. "Таланта не хватает. Режиссерского, актерского и продюсерского в целом. Не хватает таланта. Мне неинтересно то, что мне предлагают. Может быть, кто-то и снимает что-то хорошее. Я не вижу", – объяснил актер.

Антипенко признался, что, в отличие от многих коллег по отечественному кинематографу, его совершенно не тянет на телевидение. "Мне неинтересно быть телеведущим . Поэтому театр для меня – отдушина. Он всегда был сильнее, чем кино, в принципе. Это другая работа. Другая дистанция. Здесь требуется от актеров больше и задатков, и магии, чуда. Здесь второй раз не сыграешь, если не получилось. Театр – тонкая грань, где интересно существовать здесь и сейчас. Не завтра, не с третьего дубля, не с 20-го, не даже со второго. А ровно с первого – вышел и делай. Что умеешь, то и делай", – уверен популярный актер.

Григорий занят в основном в театральных постановках. В частности, он играет в спектакле "Двое на качелях" в паре с Татьяной Арнтгольц.

28/04/2012 07:33

«Сейчас такое время дурацкое, что многие артисты, обретая известность, отключают мозг»

Актер - любимый многими персонаж популярных фильмов, сериалов и театральных пьес ("Пуля-дура", "Не родись красивой"). 27 апреля состоится премьера еще одного фильма с его участием - Отдам жену в хорошие руки". В преддверии выхода мелодрамы с Григорием встретились журналисты "Новых известий" и поговорили о работе:

(О НАЗНАЧЕНИИ ОЛЕГА МЕНЬШИКОВА ХУДРУКОМ ТЕАТРА ИМ. ЕРМОЛОВОЙ)

«В любом случае это положительное движение. Я не знаю, каким будет Олег Меньшиков художественным руководителем, но есть надежда, что хорошим: он человек ответственный…»

(О ТЩАТЕЛЬНОМ ВЫБОРЕ РОЛЕЙ)

«Действительно, я не на все роли соглашаюсь, и к театру это относится в первую очередь. Лично для меня театр – храм, место исповедальное. Если в работе нет темы, затрагивающей меня, чтобы я захотел это рассказать зрителям, я не пойду в эту постановку. Вообще, существует масса условий, при которых я либо вписываюсь, либо не вписываюсь».

(О ПОСТУПЛЕНИИ В «ЩУКУ»)

«У меня было довольно жесткое воспитание в семье – я человек неизбалованный. Меня приучили делать все самостоятельно и быть абсолютно автономным. Учиться с другим поколением было непросто. Конечно, я делал скидку на то, что примерно десять лет назад был таким же. Но вообще сложно с людьми, которые мыслят по-другому в силу возраста, нелегко найти общие интересы и контакты. По-моему, я был самым старшим не только на курсе, но и среди всех студентов «Щуки» в то время. Я почти обманным путем проник в училище, сказав, что мне двадцать два года, а мне было уже двадцать четыре. Раскрыл я эту тайну Овчинникову только на четвертом курсе. Но в чем-то мне повезло – у меня был громадный житейский опыт, мне не составляло труда придумывать этюды, а мои юные однокурсники ковырялись, выдумывали сюжеты из головы, пытались в книжках что-то искать».
(ЧТО ДЛЯ НЕГО ВАЖНЕЕ – ТЕАТР ИЛИ КИНО)

«Театр – это главное, как мне кажется. Есть, конечно, уникальные примеры, когда люди обходились без театра и становились, в общем, хорошими киношными актерами, и так и шли до конца всю жизнь, но их единицы. Все равно человек должен где-то подпитываться, где-то пробовать, где-то наращивать мышечную творческую массу… Даже если ты снимаешься постоянно, и, дай бог, если тебе предлагают разные амплуа. Но чаще всего режиссеры этим не занимаются, ты существуешь в одной форме, которую используют. Театр – это возможность попробовать себя в разных жанрах, других воплощениях. Великое счастье, когда ты встречаешь хорошего режиссера, который начинает открывать в тебе новые грани твоих способностей и возможностей, о которых ты не знаешь. Мне пока, слава богу, с этим везет. Я играю только главные роли и расту на очень хорошем материале».

(СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО НА СЦЕНЕ, ЭКРАНЕ)

«Я не люблю похабщину, меня это раздражает. На мой взгляд, искусство, за исключением каких-то кулуарных экспериментов, должно быть ограничено границами нравственности. Искусство позволяет благодаря разным творческим формам и решениям воплощать те или иные сцены каким-то другим путем, не впрямую, не через раздевание и эпатаж. Когда была цензура и другие ограничения, мы снимали великое кино. Оно и сейчас остается таким, тебе не хочется перед экраном зажмуриться и вжаться в кресло. Возможно, это только я так себя чувствую, но мне кажется, это неправильно, когда можно все. Я в любом случае принимать в этом участие не буду, для меня существуют четкие границы, через которые я не переступаю. Все должно быть красиво во всех отношениях – и в духовном, и в визуальном. «Красота спасет мир» – таково мое отношение к искусству».
(ОБ ЭПАТАЖЕ В ИСКУССТВЕ)

«Чего хотят эти люди, которые заполонили сегодня внушительную территорию в искусстве, какую позицию выбирают? Захватить большую аудиторию молодежи, привлечь на этот эпатаж? Заработать побольше денег? Разве в этом цель мастеров, которые берутся за это? А дальше куда? Всех принизить и опустить до уровня ада и там кувыркаться? Это точно не мое… Сейчас такое время дурацкое, что многие артисты, обретая известность, отключают мозг и превращаются в каких-то непонятных персонажей, раздуваются как мыльные пузыри, делая непонятно что. Как правило, ничем хорошим это не заканчивается».
(КТО ДЛЯ НЕГО АВТОРИТЕТ)

«Андрей Миронов. Он для меня абсолютное воплощение актера с позитивной энергией, с позитивным стремлением. Абсолютно все его творчество – драматическое, комедийное, – все его роли направлены на созидание. Ты плачешь, смеешься, но это все – подлинные эмоции, от них душа очищается и становится легче жить. Для меня Миронов – идеал актера. Другое дело, что этому невозможно научиться, это либо есть, либо этого нет. Люблю многих режиссеров: раннего Михалкова, Тарковского, Данелию, да много кого еще. Просто сейчас «старики» лучше бы ничего не снимали. Сейчас какое-то безвременье, в театре тоже нет больших режиссерских имен – все доживают на фоне бывших побед. А наши лучшие телевизионные передачи – на основе ретро, потому что сами ничего не могут придумать, таланта нет, а заработать поскорее хочется, чего-нибудь слабать, повторить, получить деньги и уехать на Багамы».
(ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ЕГО ДЕТИ СТАЛИ АКТЕРАМИ)

«Сашка, мой старший сын, хочет, но я его всячески отговариваю, говорю: «Учись пока всему, тебе потом это может пригодиться». Актерский хлеб – черствый. Здесь никому ничего не насыпано, здесь нет абсолютного счастья, сразу за взлетом следует если не падение, то разочарование, желание уйти из профессии. Если ты недостаточно готов к этому – легко скатиться. Удержаться на плаву и быть верным профессии и своему нравственному пути… Тут надо иметь характер, чтобы кем-то стать, а иначе какой смысл?»